Научная статья на тему 'Критерии Горского воспитания достойного человека'

Критерии Горского воспитания достойного человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
471
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭТНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / НАРОДНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агабалаев И. А.

Идеалы народа и настоящего, совершенного человека, и достойной человека жизни формируются, развиваются, обогащаются, дополняются новыми гранями, критериями на протяжении всего его исторического пути. Понятно, что человек разумный намного старше человека идеального. Нравственный идеал в полном смысле этого понятия обретение общества с довольно высоким уровнем культурно-нравственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии Горского воспитания достойного человека»

КРИТЕРИИ ГОРСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА

И.А. Агабалаев

НОУ ВПО «Социально-педагогический институт», г. Дербент

Идеалы народа - и настоящего, совершенного человека, и достойной человека жизни -формируются, развиваются, обогащаются, дополняются новыми гранями, критериями на протяжении всего его исторического пути. Понятно, что человек разумный намного старше человека идеального. Нравственный идеал в полном смысле этого понятия - обретение общества с довольно высоким уровнем культурно-нравственного развития.

Ключевые слова: народная педагогика, этническая система воспитания, народный нравственный идеал.

Идеал совершенного человека в воспитании подрастающих поколений играет исключительно важную роль. По словам Горького, когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха - идеал!

«Идеал нравственный - представление о достойном подражания образцовом человеке, особенностях его личности, поведения и отношений с людьми», - так определяется содержание понятия «идеал» в «Психологическом словаре» [1].

В народной педагогике идеал человека, совершенный человек по своему содержанию приближается к приведенному выше определению идеала нравственного.

Каждая эпоха, социально-культурный прогресс накладывают свой отпечаток, обогащают и развивают народные идеалы совершенного человека в соответствии с духовными потребностями общества. Идеал совершенного человека в народной морали и народной педагогике, на наш взгляд, как бы является ответом на постоянно волнующий общество вопрос: «Каков он, человек, нужный народу, чтобы жизнь его протекала в благоденствии и непрерывном улучшении?».

Без нравственно привлекательного, содержательного, ясно сформулированного идеала не может быть и целенаправленного, ориентированного на высшие моральные ценности, воспитательного процесса.

Идеал совершенного человека как цель воспитания, как конечный результат социализации личности, в которой объединяются воспитательная деятельность народных педагогов (родителей, родственников, соседей и мудрых старейшин) и самовоспитания личности, с одной стороны, и содержание, цели, методы и средства воспитания, с другой стороны, находятся, на наш взгляд, в отношениях развития взаимного стимулирования. Идеал как эталон воспитания, как высшая цель его перед воспитательной деятельностью ставит высокие требования, а процесс воспитания, все его компоненты, добиваясь реализации этих требований, стоящих на уровне максимально достижимого, выходят на новый уровень своего развития, опережая даже критерии идеала. Это приводит к изменению, совершенствованию, прогрессу идеала, чутко улавливающего общественные потребности и новые духовные ориентации.

Народная педагогика, основанная на социальном опыте многих поколений, формируя содержание идеала совершенного человека (в обиходе народа «настоящего горца», «настоящей горянки»), главным образом исходит из фундаментальной духовной потребности человека к самосовершенствованию. Народ исходит из твердой убежденности в том, что человек от рождения наделен Аллахом Всемогущим способностью стать достойным. Основой и средством самосовершенствования человека, по Исламу и народной морали, является труд, и не только физический, но и духовный, труд души, мысли.

В священном Коране сказано: «Человек, трудись упорно, чтобы стать ближе к твоему Господу, и тогда, истинно, получишь ты воздаяние» [2].

Самореализация человека, по мнению народа, главным образом - это самовоспитание. Воспитатели и воспитание растущему человеку нужны, чтобы «открыть глаза на мир и людей», чтобы включить его в процесс самоформирования. «Почет и доблесть на земле, нагнись и подними», - гласит горская пословица, адресуя это наставление тому, кто испытывает потребность в человеческом достоинстве и чести. «Будь слугой совести и хозяином воли», - ориентирует юношу на морально-волевое самовоспитание другая пословица, бытующая у народов Северокавказского региона.

Народную мудрость, представленную пословицами-наставлениями, следует рассматривать как рекомендации по самовоспитанию с ориентацией на главные моральные, трудовые цели в жизни.

«Чтобы достигнуть почестей и величия, понуждай себя к труду», - советуют лезгинские мудрые старцы молодым.

«Держись большой дороги и отцовских друзей», - ориентирует молодежь на верный путь и надежных людей аварская пословица.

«Подвиг одного джигита всему джамаату славу приносит», - утверждает даргинская пословица, подчеркивая тесную связь между достоинством человека и национальным достоинством народа, воспитавшего славного сына.

В воспитании сила воздействия положительного примера велика, поэтому народные педагоги - мудрые старейшины, прожившие честную, благородную жизнь, окруженные народом ореолом славы и почета, наиболее подходящие люди, чтобы раскрывать детям сущность идеального человека - настоящего горца, настоящей горянки.

«Цветок, на цветок глядя, охорашивается», - гласит дагестанская пословица, утверждая благородную роль живой личности совершенного человека в воспитании подрастающего поколения и перевоспитании человека в любом возрасте.

Идеал совершенного человека глубоко и всесторонне раскрывается в горском (дагестанском, северокавказском) фольклоре, кодексах чести и достоинства народов Северного Кавказа («Намус», «Адыге хасе» и др.), в моральных традициях, обычаях, обрядах, наставлениях, изречениях и идиоматических выражениях оценочного характера, благопожеланиях, этикетных формулах, народных клятвах, обетах, собственных именах мужчин и женщин и т.п.

Очевидно, приоритет моральных ценностей дагестанских и северокавказских народов своими корнями уходит в глубокую древность - таково компетентное и обоснованное на научных фактах мнение ученых-кавказоведов и дагестановедов. Исследования, посвященные истории древних кавказских албанцев, предков современных дагестанских народов, отмечают, что лекам, гелам, гаргарам, утиям, дидурам и другим этносам Кавказской Албании были свойственны такие высокие моральные качества, как почитание старости, забота о подрастающем поколении, чувство собственного достоинства, патриотизм, бесстрашие, мужество, культ дружбы, добрососедство и др. Такие сведения об этносах Кавказской Албании (античный период и раннее средневековье), а в более поздние века о жителях Лакза (Лезгистана), Серира (Аваристана), Зерехгерана (Кубачи), Гумика (Лакии) и других дагестанских областей содержатся в сочинениях греческих, римских, арабских, персидских, армянских, грузинских авторов.

Идеалом этнической системы воспитания горских народов выступает созидатель-труженик и воин-защитник родной земли. И девушки готовились к созданию семьи, воспитанию в ней детей - к тем важнейшим в жизни человека мирным делам, без которых нет и самой жизни, достойной человека. Воспитание их, конечно, учитывало и то, что в трудный для Родины час, они, как и юноши, воины-защитницы родных очагов. Многие черты этнической воспитательной системы дагестанцев, чеченцев, ингушей, кабардинцев, черкесов, адыгейцев и других народов региона напоминают спартанское воспитание, известное своим идеалом бесстрашного воина, ставящего честь, достоинство, долг перед родным народом выше жизни.

Уровень духовно-нравственной и материальной культуры народа тесно связан и вытекает из культуры воспитания подрастающих поколений в обществе. Можно утверждать, что культуру общества в целом в конечном итоге определяет его педагогическая культура. Если совершенный человек как потребность общества определяется общественным мнением, то реализация этой потребности целиком лежит на воспитательных институтах общества - семье и школе (а при отсутствии школы - на этнических воспитательных институтах, являющихся результатом многовековых поисков народа в целях лучшей организации воспитания своего будущего - детей).

Воспитанию подрастающих поколений, их нравственно-трудовой подготовке, формированию у них качеств труженика, семьянина, защитника (защитницы) Отечества и родного очага наши предки придавали первостепенное значение и ясно сознавали, что судьба народа, его независимость, благоденствие и само существование в мире, его самобытность, уникальность как этноса главным образом зависит от воспитания детей, юношества, молодежи с передачей им духовных ценностей народа, черт национального характера. Важным является и то, как их готовят к будущим семейным, общественным функциям, ролям не только родители, но и джамаат (сельское общество) в лице мудрых, общепризнанных народных наставников и наставниц и каждого взрослого члена общества, особенно мастеров того или иного дела, профессии - кузнеца, ковровщицы, ювелира, оружейника, гончара, мастера-каменщика, животновода, садовода, столяра, знахаря, костоправа, повитухи, травозная и др.

Формирование качеств идеальной личности начинается с первых лет жизни - таково мнение народа, выраженное в его пословицах, изречениях, поговорках. «Хорошего вола узнаешь теленком», - говорится в народной пословице. Смысл пословицы, очевидно, в том, что качества настоящего человека проявляются еще в детском возрасте. Пословица также подчеркивает роль воспитания и самовоспитания в раннем детском возрасте.

Нравственный идеал - сложное моральное понятие. Содержание его многогранно. Ядром его являются те черты характера, моральные качества личности, которые входят в понятие «человечность».

Совершенно справедливо утверждение Г.Н. Волкова о том, что «идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания» [3].

Это следует понимать, очевидно, так, что тот комплекс моральных достоинств, которые составляет народный идеал человека, мы найдем не в виде систематизированного по значимости перечня качеств или проявлений одного фольклорного героя, а разбросанными по многим сказкам, легендам, пословицам живыми чертами многих достойных по оценке людей - тружеников, воинов, представителей тех или иных профессий.

В пословицах, изречениях, мудрых поговорках народа также подчеркиваются те качества, которые присущи настоящему человеку. «Огонь гаснет, а слава - нет», - утверждает осетинская пословица, намекая на то, что человек сам может обессмертить себя своими достойными делами.

Прямота, открытость мнения, презрение двуличию - обязательные качества идеального человека, считает народ, и выражено это мнение пословицей, известной у многих народов Северного Кавказа: «У кинжала два лица, у джигита - одно».

Скромность, отсутствие хвастовства характеризует настоящего джигита-воина. Народная педагогика в самовоспитании подрастающего поколения рекомендует придерживаться этих общепризнанных норм поведения.

«У храброго джигита язык несмел», - отмечает даргинская народная пословица, содержащая в себе не только похвалу бесстрашию, но и иронию по отношению к «словесной смелости». «Самая красивая одежда - скромность», - говорится в адыгской пословице, утверждающей ту же мысль, что и дагестанская (даргинская) пословица. У горских народов Северного Кавказа

в перечне качеств и черт настоящего (идеального) человека скромность присутствует в качестве одного из ведущих моральных критериев оценки личности. Уважение к человеку, особенно к человеку преклонного возраста, по представлениям горцев, является верным показателем моральной воспитанности человека. Моральные кодексы дагестанцев, адыгов, чеченцев и ингушей, других народов региона именно так и оценивают человека.

«Кто не уважает старшего, тому неведомо уважение», - определяют свою позицию адыги в оценке сущности человека.

«Кто старшего не послушался, того ожидает большая беда», - предупреждает молодежь лезгинское народное наставление, чтобы предостеречь ее от возможных ошибок в жизни.

Та же житейская истина содержится в чеченской пословице, гласящей: «Кто старшего не послушался, тот в большую яму упал».

Мудрость старшего поколения, признание общественной значимости его жизненного опыта - основа духовных связей предков и потомков в горской морали. Настоящий человек («настоящий горец», «настоящая горянка») в своих отношениях с представителями старшего поколения должен стоять именно на этой моральной позиции.

Дружеские, добрые, чистые отношения с людьми, по представлениям народа, облагораживают человека, делают его положение среди людей прочнее, приятнее.

Человек без друзей в глазах горцев не человек. Настоящее богатство человека - это верные друзья, а не дворцы, стада овец и т.п.

Настоящая дружба - опора в трудный час. «Имеющий тысячу друзей спасся, имеющий тысячу голов скота - погиб», - так раскрывает горская пословица сущность настоящего богатства - чистоты и доброты человеческих отношений. «Старый друг - это старое серебро», - говорится у адыгских народов: чем давнее дружеские связи, тем и благороднее они.

Горцы Дагестана говорят: «Шуба хороша новая, а друг - старый». Старый, испытанный в горестях и радостях друг в горах приобретает статус родного человека, брата. Друзья у горцев бывают не только в родном ауле, но и далеко от отчего дома - и среди других народов. Преданность в дружбе - обязательное качество совершенного человека. В старину в горах господствовал настоящий культ дружбы. «Друг - брат, не рожденный твоей матерью, но связанный с тобой самыми прочными духовными узами», - говорят горцы. Настоящий друг тот, кто помогает человеку стать духовно богаче, морально чище. Друг не тот, кто говорит приятное, а тот, кто не скрывает правду.

«Враг смотрит на ноги, а друг - в глаза», - говорят горцы о настоящем друге.

«Друг из далекого края подобен сооруженной башне», - гласит чеченская пословица.

«Построй в каждом ауле по дому», - советует молодому джигиту дагестанское народное наставление, имея в виду дома хороших кунаков, надежных друзей. Настоящий горец следует этому мудрому совету народа.

Народы Северного Кавказа веками проходили труднейший экзамен выживания в условиях горного малоземелья и бездорожья. Жизнь в горах, выживание в малоприспособленных для бытия человеческого ущельях гор наложили на характер горских народов глубокий отпечаток, выразившийся в развитии волевых черт характера, в непритязательном, почти аскетическом быте, в сплоченности людей на уровне тухума (рода), джамата (сельского общества) и этноса в целом. Эти качества национального характера стали также самым могущественным оружием в борьбе с иноземными завоевателями, посягавшими на жизнь и свободу горских народов.

Когда речь идет об этническом характере идеала совершенного человека («настоящего горца», «настоящей горянки»), это обстоятельство имеет, на наш взгляд, существенное значение для объяснения идеала человека у горских народов. В менталитете горских народов такие качества человеческой природы, как честь, чувство собственного достоинства, умение выстоять

в трудной борьбе, стремление к свободе, непокорность силе, дружба, единство, сплоченность людей, имеют особо почитаемый статус.

В формировании национального характера, менталитета горских народов Северного Кавказа, по нашему мнению, основанному на исторической правде, большое воздействие имели (помимо прочих) два жизненных фактора:

а) природно-географическая среда, представленная первозданной суровой природой гор; приспособление к ней, которое невозможно без выработки и проявления ценнейших волевых, нравственных, трудовых качеств;

б) перманентная борьба с иноземными нашествиями за жизнь и свободу, которая также постоянно содействовала формированию у поколений воинов, защитников родных очагов и родины качеств патриотов, бесстрашных джигитов, воспитанных выше жизни ценить честь (ягь-намус) и свободу.

Выработавшиеся в процессе адаптации к условиям жизни своей суровой, но прекрасной родины, а также в борьбе с ее врагами-пришельцами ценнейшие моральные, волевые, трудовые, патриотические качества новым поколениям, очевидно, передавались двумя путями:

а) наследственностью (благодаря перманентности действия приобретенные качества национального характера становились наследственными);

б) этнической системой воспитания, где национальный идеал настоящего человека выступает как носитель этих благородных, возвеличивающих человека черт и качеств.

Таким образом, горский (дагестанский, северокавказский) идеал совершенного человека носит ярко выраженный этнический характер, сформировавшийся под воздействием условий природно-географической и социальной среды.

Источниками, из которых мы черпаем народные критерии, оценки идеального, совершенного человека («человека с ягь-намусом» - человека с честью-достоинством), являются моральные традиции, произведения фольклора (пословицы, поговорки, сказки, легенды, сказания и др.), а также народные оценки поступков, поведения, жизни человека. Мнение джамаата (сельского общества) у горских народов о человеке - важный фактор совершенствования личности.

Литература

1. Психологический словарь/Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. С. 119.

2. Коран, сура «Иншикак», 6-аят.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. С. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.