Научная статья на тему 'Традиции Кавказских горцев в нравственно-эстетическом воспитании'

Традиции Кавказских горцев в нравственно-эстетическом воспитании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1426
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МУДРОСТЬ / ЧЕСТЬ / НАМУС / ПОРЯДОЧНОСТЬ / ГОРЯНКА / ГОРЕЦ / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дендиева Раиса Умархажиевна, Магомедов Абдурахман Магомедович

Описываются традиции нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения на Северном Кавказе, раскрывается сущность понятия «нравственно-эстетическое воспитание» как категории этнопедагогики, включающей формирование духовно-нравственных и эстетических качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции Кавказских горцев в нравственно-эстетическом воспитании»

УДК 37.01:39

ТРАДИЦИИ КАВКАЗСКИХ ГОРЦЕВ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

© 2012 Дендиева Р.У., Магомедов А.М*

Чеченский государственный педагогический университет ^Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

Описываются традиции нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения на Северном Кавказе, раскрывается сущность понятия «нравственноэстетическое воспитание» как категории этнопедагогики, включающей формирование духовно-нравственных и эстетических качеств личности.

The authors of the article describe the traditions of the younger generation’s moral-aesthetic education in the Northern Caucasus, expose the notion of “the moral-aesthetic education” term as a category of ethnopedagogics, including the forming of spiritual, moral and aesthetic personal qualities.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, мудрость, честь, намус,

порядочность, горянка, горец, нравственно-эстетическое воспитание.

Keywords: spiritual and moral values, wisdom, honour, namus, decency, mountain dwellers (women and men), moral-aesthetic education.

Изменение общественно-политичес-ких и экономических отношений, усиление влияния прозападной культуры и СМИ на нравственно-эстетические ценности

актуализирует проблему обращения к моральным и культурным ценностям народов, испытанных и проверенных в тысячелетней практике. Обращение к традициям национальной культуры

является одним из принципов государственной политики Российской

Федерации в области образования, так как законодательно утверждены «... единство федерального культурного и

образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных

традиций в условиях многонационального государства» [6. С. 1]. Усиливает

актуальность проблемы образовательная инициатива Президента РФ Д. А. Медведева «Наша новая школа», где отмечается, что «ученик должен обладать целостным социально-ориентиро-ванным взглядом на мир в его единстве и

разнообразии природы, народов, культур, религий» [8. С. 2].

По мнению К. Д. Ушинского,

«воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [12. С. 252].

В народной педагогике нравственное воспитание рассматривается как формирование у подрастающих

поколений общепринятых в обществе моральных ценностей (трудолюбие, любовь к родине, порядочность, честь,

уважение к человеку,

доброжелательность и др.), а

эстетическое - как приобщение к прекрасному, величественному,

героическому, законам красоты и т. д. При этом важно обеспечить их единство, так как в жизни и деятельности они интегрированы, слиты воедино, т.е. высоконравственное всегда прекрасно, выражает внутреннюю красоту человека,

а прекрасное нравственно, соответствует красоте духовной и наглядно демонстрирует это. Так, русское народное искусство, как и искусство любого народа, это прежде всего особое отношение к труду, деятельности и жизни в целом. При этом

мировоззрением народа выступает трудовая деятельность, быт и обряды, а предметы народного искусства выражают представление о красоте. [9. С. 5-6]. По мнению Д. С. Лихачева, основой художественного творчества является труд, трудовая деятельность, они слиты как бы в единое понятие. При оценке нравственности личности наравне с порядочностью оценивалось трудолюбие. Оба эти понятия служили главными критериями выбора жениха и невесты. Сохранилась притча о том, что девушка не послушалась родителей, которые хотели выдать ее замуж за богатого принца, не умеющего ничего делать. А выбрала мастера гончарных изделий, который делал красивые кувшины. Следует отметить, что эстетическое воспитание не выделялось как самостоятельная часть, но «потребностью жить и творить по законам красоты» была пронизана вся жизнь горца, чему подтверждением слова Р. Гамзатова о том, «горец даже косит орнаментально».

О связи народного искусства с природой и трудовой деятельностью людей пишет М. А. Некрасова: «В узорах народной одежды, в ткачестве и вышивке, на вещах разной утвари, в резном уборе дома или росписи жили образы природы родного края, всего того, что было дорого и любимо, что слагалось у каждого народа в поэму о красоте, в любовь к своему селу, к родине. И поэтому так не похожи убранство дома, костюмы у разных народов, хотя по сущности своей и цели - это один мир» [9. С. 104].

В нравственно-эстетическом

воспитании подрастающих поколений важное место отводилось традиционным народным праздникам (День первой борозды, Праздник цветов, Новруз -праздник весны, Праздник черешни и др.). Свадьба в ауле также отмечалась как

праздник всем джамаатом. Главная особенность народного праздника - его красочность, которая проявляется в организации, аккуратности и красоте одежды, звучании веселых и радостных голосов. К народному празднику юноши и девушки готовились, как правило, в течение года. Молодежь беспокоилась, прежде всего, о красивых нарядах, чтобы подобающим образом выглядеть перед любимыми. Родители поощряли это, но при одном главном условии -кропотливый и добросовестный труд на благо семьи, проявление трудолюбия во всем и высокий уровень нравственного поведения.

Во время праздника некоторые подростки впервые выходили на танец, подражая взрослым, старались танцевать, соблюдая красоту движений в такт музыки, сохраняя гармонию, плавность и легкость. Это позволяет передать из поколения в поколение веками апробированные ценности национального искусства.

В программу любого праздника горцев входили спортивные состязания, обязательным компонентом которых являлись конные скачки, красота и привлекательность выражались в быстроте, силе, ловкости. Еще в XIX веке

Н. Г. Вучетич отмечал, что «... из числа многих ловких и прекрасных гимнастических упражнений больше всего меня занимало, когда какой-нибудь молодец, бросив повод лошади, пустится вскачь и на всем скаку, на обыкновенном азиатском седле, становится на голову совершенно вертикально. Проскакав в данном положении довольно порядочное расстояние, стоя на голове же, он стреляет из ружья и потом снова, легко и удивительно ловко перевернувшись, очутится сидящим в седле. Сколько нужно риску, ловкости, удали, наконец, навыка, чтобы сделать подобную штуку. Упражнение считается самым трудным и опасным; несмотря на это, находится много молодцов, великолепно исполняющих его» [5]. Красота смелости, мужества, ловкости, самоотверженности, проявляемых джигитами во многих подобных трюках, привлекала внимание

многочисленных зрителей, особенно детей и подростков.

Г ероизм, смелость, храбрость,

самопожертвование, проявляемые

горцами в борьбе с врагами за родину, также интегрируют в себе одновременно и нравственность, и красоту. Эти качества воспитывались с колыбели. Богатырский дух, красота подвига, возвышающие личность, трусость, унижающая ее, отражены в пословицах и поговорках горцев: «Прославленный

герой из скалы воду добудет», «Лучше богатырское сердце, чем золоченый меч», «Герой умирает однажды, трус - сто раз», «Лучше быть вдовою героя, чем женою труса», «Пусть мать лучше умрет, чем родит труса» и др.

Так, в чеченской песне «Илли о князе Мусосте и о Сурхо, сыне Ады», где главный герой убивает князя-тирана Мусоста и его сына, женится на любимой девушке и раздает княжеские земли жителям аула, мать Сурхо поет:

Мальчики все, что родятся ныне, Схожими быть с моим сыном должны.

Если ж не схожими будут, иными -Жить оставаться они не должны!

[2. С. 43]

Суровым приговором сыну звучат слова матери в чеченской песне «Илли об Альбике и Жамарзе Мадиевых»: «Пусть мое молоко грудное обратится кровью свиною, опоганит всю жизнь твою, коль забудешь ты все, что свято, если бросишь друга и брата, если струсишь в смертном бою» [2. С. 24]. Подобное проклятие у мусульманских народов Кавказа звучит как самое страшное. Народный эпос служили примером для будущих матерей, а сыновья брали пример с героев, учились преодолевать трусость.

Подросток из лезгинского эпоса «Каменный мальчик» совершает подвиг, защищая Родину. Читателей удивляет прежде всего сила этой любви, бесстрашие, крепость духа, присущие юному герою, воспитанному на славных традициях горцев. Захватчики просили мальчика показать путь к роднику, но юный герой отвечал молчанием. Его били

палками, поджигали огнем, но он не проронил ни слова. Когда привели к правителю Тимуру и предложили золото, мальчик ответил:

Падишах, мне золота не надо!

Если недруг золото предложит,

Сын родную мать продать не может,

Родину продать народ не может!

[10. С. 35] Тиран приказал вырвать язык

мальчику. Пошла кровь, которая заговорила человеческим языком: «Пусть в теснине стану я скалою и врагам обратный путь закрою!» Враги были разгромлены в ущелье. Глубокий смысл у предания: родину надо любить как

родную мать, и ни за какое золото ее нельзя продавать. Для сотен и тысяч молодых людей подвиг юного героя служил и служит примером верности и любви к родине, бесстрашия и

самоотверженности в борьбе с

иноземными захватчиками.

В аварском «Сказании о храбром Хочбаре» главный герой проявляет

храбрость и мужество. Чтобы его не считали трусом, он согласился поехать на свадьбу, заранее зная коварство

хунзахского нуцала. Знала об этом и мать Хочбара, посылавшая на верную смерть единственного сына. Она говорила сыну: Что ж, если пойдешь ты,

- заплакала мать,-Вели побуйней скакуна оседлать.

Свое дорогое оружье надеть.

И лучшую в доме одежду надень.

Коня для нуцала в подарок возьми,

С алмазами перстень для ханши возьми, Для дочери в дар кисею заверни, Хунзахцам в подарок быка погони

[10. С. 4].

Хунзахцы знали, что Хочбар пел красиво, и попросили его спеть. Он спел о вершинах и долинах, с которых он угонял овец и коней нуцала, об отцах и сыновьях из Хунзаха, с которыми он сражался, о своих верных помощниках клинке, кремневке, коне. Когда же заставили Хочбара станцевать, он трижды покружился вокруг костра, «к детям нуцала легко подошел. И, в пляске

с разбега обоих схватив, бросился с ними в кипящий огонь».

Кульминацией сказания являются слова Хочбара, обращенные к нуцалу:

Валлах, не получишь, коварный нуцал!

Клянусь, что недаром ты

жизнь мою взял!

Пощадыу вас не к лицу мне просить,

Я все, что задумал, успел совершить

[10. С. 6].

Хочбар воспет как заступник бедноты, а само сказание стало кодексом чести горцев.

Фольклор горцев Северного Кавказа отличается богатым жанровым разнообразием. Например, нартский, исторический и героический эпос отражает многолетнюю борьбу горцев против иноземных захватчиков, колыбельные песни выражают любовь матери к ребенку, народные песни о любви раскрывают богатый спектр чувств и переживаний горца и горянки, песни-плачи - умение горянок оплакивать любимых.

Раскрывая сущность народной песни, народный поэт Дагестана Расул Гамзатов писал: «Не пером написана история

горских народов - она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками. Не чернилами написаны горские песни - они написаны слезами и кровью. Народные песни - это и колыбельная - первое, что слышит человек, и похоронный плач -последнее, что звучит над человеком. Песня, которую он уже не слышит. Народные песни - в них страдают влюбленные, погибают герои, ими оплакивают умерших и проклинают врагов. В них борются, трудятся и вечно мечтают о лучшей доле. В них нищие

Примечания

стучат в ворота богачей, скорбят вдовы, готовят месть неотомщенные». Как отмечал поэт, «мы не знаем создателей этих песен, но, наверное, эти люди были похожи и на Коста Хетагурова, и на Кязима Мечиева, и на Сулеймана Стальского, и на Гамзата Цадаса, и на Гомера и Данте, на Шекспира и Пушкина. Наверное, наши певцы были такими же героями, тружениками, как те, о ком они создали свои удивительные песни. Они были, наверное, так же храбры, как Хаджи-Мурат, могучи, как нарты, красивы, как Камалил-Башир, остроумны, как Молла Насретдин» [1. С. 5].

Итак, у народов Северного Кавказа сложились определенные традиции воспитания, была выработана

этнопедагогическая культура,

направлениями которой являются

духовно-нравствен-ное, трудовое,

эстетическое воспитание подрастающих поколений. Следует отметить, что нравственное и эстетическое воспитания юных горцев и горянок сливаются, интегрируются в нравственноэстетическом, охватывающем основные категории нравственности (нохчалла, намус, честь, порядочность, целомудрие, трудолюбие, гуманность, мудрость, великодушие и др.) и эстетичности (прекрасное и безобразное,

величественное и низменное, комическое и трагическое и др.), а также одновременно трудовое, патриотическое, экологическое, физическое воспитание. Отмеченные ценности в сочетании формируют истинную человеческую красоту, именно в единстве оказывают эффективное влияние на личность в процессе воспитания.

1. Антология дагестанской, поэзии. Махачкала : Дагкнигоиздат. Т. 1. 1980. С. 5. 2. Антология чечено-ингушской поэзии. Грозный, 1981. С. 24, 43. 3. Белов В. Очерки о народной эстетике // Наш современник. 1979. № 10. С. 154. 4. Воинов К. М. Очерки Дагестана // Военный сборник. Т. 6. СПб. 1900. С. 433-434. 5. Вучетич Н. Г. Четыре месяца в Дагестане. // Кавказ. 1864. № 77. 6. Закон Российской Федерации об образовании. М., 1992. С.1. 7. Лермонтов М. Ю. Сочинения. Т.1. М., 1988. С. 612. 8. Медведев Д. А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». М., 2009. С. 2. 9. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983 С. 5-6, 104. 10. Поэзия Дагестана. Антология. Махачкала, 1971. С. 47, 35. 11. Трунов Д.

Дагестанские умельцы. М., 1959. С. 38. 12. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. Пед. соч. в 6 т. Т.1. М., 1988. С.252.

Статья поступила в редакцию 16.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.