Научная статья на тему 'Криминологическая профилактика и вопросы охраны психического здоровья несовершеннолетних'

Криминологическая профилактика и вопросы охраны психического здоровья несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
456
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФИЛАКТИКА / ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / AGGRESSIVE BEHAVIOR / CRIMES OF TEENAGERS / PREVENTION / MENTAL DISTURBANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакин А.А., Липский В.Н.

В статье рассмотрены основные аспекты профилактики правонарушений, агрессивных действий, совершенных подростками с психическими расстройствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminological prevention and mental health of minors

The article examines basic aspects of prevention of the: offences, aggressive acts by teenagers with mental disturbance.

Текст научной работы на тему «Криминологическая профилактика и вопросы охраны психического здоровья несовершеннолетних»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Криминологическая профилактика

и вопросы охраны психического здоровья

несовершеннолетних

Бакин А.А.' Липский В.Н.'

The article examines basic aspects of prevention of the: offences, aggressive acts by teenagers with mental disturbance.

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф

VO >s

о *

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Сфера профилактики общественно опасных действий несовершеннолетних граждан с психическими нарушениями традиционно является объектом пристального внимания государства и общества, в данной области активно используются новейшие достижения криминологических и судебно-психиатрических исследований.

В современной юридической науке под криминологической профилактикой понимают совокупность действенных мер по выявлению и нейтрализации причин, условий, основных детерминант криминальной активности несовершеннолетних, а также широкого спектра административных правонарушений. Проблемы эффективности осуществления мер превентивного характера непосредственно связаны со специфическими особенностями рассматриваемых субъектов и характером совершаемых ими деяний.

Меры профилактики на общесоциальном уровне реализуют потенциал государственных структур, различных общественных организаций. Ненаправленное воздействие на преступность осуществляется за счет естественного, позитивного развития общества, повышения его правосознания, путем решения социально-экономических, политических, культурных и других задач.

Превентивная деятельность правоохранительных органов находит свое выражение на специально-криминологичес-

ком и индивидуальном уровнях. Научно-практические работники указывают, что в настоящее время усилия органов внутренних дел сосредоточены на реализации следующих задач: по предупреждению преступлений и административных правонарушений со стороны несовершеннолетних; проведению индивидуально-профилактических мероприятий; выявлению причин и условий, способствующих правонарушениям среди несовершеннолетних; укреплению взаимодействия с органами социальной защиты, образования, занятости, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями и благотворительными фондами. Профилактическая деятельность составляет обязательную органическую часть выполнения правоохранительных функций, поэтому к числу субъектов, осуществляющих профилактику правонарушений при выполнении правоохранительных функций, отнесены: суды, прокуратура, органы внутренних дел (далее — ОВД). Основные задачи конкретизированы в различных нормативных правовых актах. Так, Закон РФ «О милиции» прямо указывает на обязанность осуществления деятельности по предупреждению преступлений и административных правонарушений. Милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие

Доцент кафедры правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Следователь 2 отдела УРППБД ГСУ при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств (п. 1 ст. 10 Закона)1.

Острейшей болевой точкой Российской действительности является сиротство. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, число беспризорных и безнадзорных детей в стране достигает 1,5 млн человек, что превышает послевоенный показатель в два раза. Независимые эксперты приводят иные цифры — от 4-х до 6 млн человек. Социально-психологические процессы, действующие в современном российском обществе, оказывают непосредственное влияние на формирование личности несовершеннолетних граждан, в том числе и детей-сирот. Негативный опыт общения с внешней средой способствует искаженному восприятию окружающей действительности, деформирует мотивационно-воле-вую и интеллектуальную сферы психики подростков2.

Задачами ОВД по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

3. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий3.

На протяжении последних 15 лет криминологи регулярно сообщают о количественных и качественных изменениях в динамике и структуре преступности несовершеннолетних. Отмечается повышение степени организованности, изощренности, жестокости при совершении насильственных преступлений, растет и тяжесть причиненных несовершеннолетними последствий 4. По мнению Ю.Е. Аврутина, Б.В. Зыкина, В.П. Сальникова, каждый третий несовершеннолетний совершил преступление в состоянии опьянения, каждый пятый на момент совершения преступления не учился и не работал. Треть осужденных несовершеннолетних после отбытия наказания вновь совершают преступления. Преступность несовер-

шеннолетних приобретает отчетливо выраженный агрессивный и корыстно-насильственный характер; продолжается ее «омоложение» (треть преступлений совершается подростками до 15 лет). Несовершеннолетними совершается значительное количество административных правонарушений. Ежегодно в сферу профилактического воздействия правоохранительных органов попадает свыше 600 тыс. подростков-правонарушителей и более 100 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей5.

Более 90 % наркоманов, состоящих на учете в органах здравоохранения, составляют лица в возрасте от 16 до 30 лет. Средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет, отмечены случаи наркотической зависимости у 6-летних детей. За последние 15 лет число смертельных случаев от употребления наркотиков увеличилось в 10—12 раз, а среди несовершеннолетних в 42 раза6.

На учете в ОВД состоят 302 неформальных молодежных объединения (численностью до 10 000 человек), еще около 98 000 подростков входят в состав организованных антиобщественных и экстремистских групп7.

За последние годы серьезную озабоченность как у руководства МВД, так и у судебных психиатров, социальных работников вызывает рост числа освидетельствованных несовершеннолетних наркоманов и хронических алкоголиков, совершивших убийства и изнасилования8.

Средства массовой информации «с пугающим постоянством» сообщают о насильственных преступлениях школьников, жертвами которых становятся педагоги. Так, в 2002 г., в поселке Ерал Челябинской области девятиклассники нанесли 26-летнему учителю истории 75 ножевых ранений, перерезали горло, обложили тело конспектами занятий и подожгли. Мотивом послужила месть учителю за отчисление из школы одного из зачинщиков. В мае 2007 г., в Иркутске ученик 11 класса школы № 57 нанес учительнице по физике Ларисе Фисенко 6 глубоких ножевых ранений. В 2008 г. несовершеннолетний житель села Княвичи Брянской области убил учителя математики и похитил у него 300 рублей9.

Т. Дмитриева, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, академик РАМН, так комментирует жестокость несовершеннолетних: «Специфи-

N

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

N

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

ка психологического поведения подростков состоит в том, что, самоутверждаясь, они не знают цену жизни... Подростковая жестокость идет, как правило, оттого, что не знают эти дети, как хрупка и быстротечна наша жизнь. К сожалению, жестокость и холодность — особенность вообще подростковых убийств. Мы до сих пор не можем забыть, как на экспертизе было трое подростков. Они убили свою одноклассницу, насмотревшись фильмов ужасов. В ответ на обиду, которую якобы нанесла одному из них эта девочка, увели ее в лес, выкопали яму, на краю ямы перерезали ей горло, пили теплую кровь, а потом закопали труп. Жесточайшее убийство — и все, как показала экспертиза, здоровы. И всем по 14 лет!»10.

Безусловно, определенная часть несовершеннолетних преступников находится в рамках, так называемой, общепо-пуляционной нормы. Однако доля лиц с психическими нарушениями среди совершивших преступления и прошедших судебно-психиатрическую экспертизу колеблется от 30 до 68,8%. Количество несовершеннолетних правонарушителей с психическими отклонениями составляет не менее 50 %, а совершивших насильственные преступления — более 60 %11. В одном из интервью Т. Дмитриева сообщила, что «Неблагополучные» подростки, беспризорники входят в группу риска, что они особенно склонны к правонарушениям, к криминальному насилию и у 70 % (при проведении соответствующего обследования) обнаруживаются органические расстройства головного мозга»12.

Судебным психиатрам, детским психологам известно множество примеров жестокости детей и подростков. По мнению М.И. Буянова, жестокость детей иногда невинная, — от незнания, от недомыслия, от подражания, — в то же время, ни один взрослый человек не способен на такую «чудовищную» жестокость, которую демонстрируют некоторые подростки. Жестокость может быть следствием того или иного психического заболевания или встречаться у людей, не обнаруживающих психического расстройства. Следует помнить, что жестокость душевнобольных подростков дисгармонична, это всегда грубая патология, говорящая о распаде, разлаженности психики. Но ведь у многих душевноздоровых людей жестокость внешне мало чем отличается от жестокости больных; более того, она распространяется на свой вид, чем, казалось

бы, противоречит общему закону биологии: ни одно здоровое животное не убивает представителя своего вида; видно то, что для животных патология, для некоторых людей норма.

Чем же можно нейтрализовать жестокость несовершеннолетних? Только воспитанием, только развитием культуры, только сознательным подавлением агрессивных инстинктов. Ребенок, не имеющий сильных биологических аномалий, становится таким, каким его «делает» окружение: если окружающие хотят, чтобы ребенок был добрым, он будет таким, но если они или обстоятельства будут воспитывать в нем жестокость, он станет жестоким, так как у детей способность противостоять окружающему воздействию, способность отстоять общие принципы (еще, конечно, несформированные и неосознанные) незначительна. Велика роль воспитания и в тех случаях, когда жестокость обусловлена главным образом психическим расстройством13.

Еще вначале 90-х гг. ХХв. Ю.М.Ан-тонян и В.В. Гульдан подчеркивали, что психические нарушения, могут быть как внутриличностными условиями, облегчающими формирование преступного замысла, так и совершенно нейтральными в отношении преступления факторами мотивации и механизмов преступного поведения. «Криминологи, недооценивающие самостоятельное криминологическое значение психических аномалий, оказали плохую услугу обществу и правоохранительным органам, блокируя разработку научно обоснованной программы профилактических и коррекционных мероприятий по борьбе с преступностью лиц с такими аномалиями»14. «В настоящее время, — считают они, — можно констатировать, что большинство. криминологов единодушны в том, что психические аномалии оказывают существенное влияние на преступное поведение, а следовательно, и на преступность в целом. Однако сейчас подобная констатация уже недостаточна. Науке и практике необходимо знать, как, каким образом влияют аномалии психики на личность и преступное поведение, на что именно, но ответить на эти вопросы только на социологическом уровне познания невозможно. Нужны психологические, точнее, патопсихологические исследования, т.е. изучение психологических особенностей лиц с психическими аномалиями, поскольку никакие внешние или внутренние факторы не могут порож-

дать уголовно наказуемые действия, не преломляясь через психику человека» 15.

Как мы видим, роль психопатологических и биологических факторов в формировании криминального насилия у несовершеннолетних чрезвычайно велика. Однако не вызывает сомнений, что важнейшим условием совершения несовершеннолетними преступлений является их безнадзорность, то есть отсутствие или значительное ослабление наблюдения или контроля за формированием личности и поведением несовершеннолетних со стороны семьи, а также государственных и общественных организаций. Девиантная поведенческая активность несовершеннолетних нередко возникает вследствие:

1) агрессивного самоутверждения и лидерства в группе подростков;

2) распространения среди подростков представлений о допустимости насильственных действий в конфликтных ситуациях, под влиянием средств массовой информации, пропагандирующих жестокость, культ насилия, презрение к окружающим;

3) несвоевременного выявления сотрудниками милиции криминальных се-мейно-бытовых ситуаций, неудовлетворительного реагирования на такие конфликты;

4) принятия неадекватных мер, к подросткам, за ранее совершенное преступление или правонарушение, породившие чувство безнаказанности и вседозволенности;

5) нерешенности проблемы досуга и трудовой занятости несовершеннолетних;

6) слабой организации по выявлению несовершеннолетних, страдающих психическим заболеванием;

7) недостаточной профилактической работы 16.

В настоящее время в стране создана система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Конечно, система далека от идеала и нуждается в совершенствовании. Указанную сферу профилактической деятельности составляют: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел.

Особого внимания заслуживают вопросы по совершенствованию правовых основ

предупреждения преступности несовершеннолетних. Актуальные мысли в этом направлении высказывал еще Ш. Монтескье: «Хороший законодатель не столько заботится о наказаниях за преступления, сколько о предупреждении преступлений» 17.

Правовые меры могут являться как составной частью общесоциальной профилактики, так и специально-криминологической превенции. Так, по инициативе МВД постановлением правительства от 6 мая 2006 г. № 272 была образована правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав под председательством министра внутренних дел. По мнению Р. Нургалиева, «за детей и подростков должны отвечать те, кому положено, — взрослые: родители, опекуны, воспитатели. Причем ответственность в ряде случаев должна быть и уголовная. И это тоже войдет в наши законодательные инициативы. Например, мы предлагаем судить за эксплуатацию детей в целях попрошайничества. В ряде областей уже созданы межведомственные службы оказания помощи семье и детям. Работают социальные службы экстренного реагирования. В состав бригад, работающих в круглосуточном режиме, входят инспекторы по делам несовершеннолетних и специалисты по социальной работе, которые при поступлении сигнала о критической ситуации выезжают на место. В некоторых регионах вводятся должности инспекторов по делам несовершеннолетних и по работе с неблагополучными семьями» 18.

Определенную роль в контексте рассматриваемой нами проблемы должен сыграть Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. По справедливому замечанию Ю. Ершова и Н. Козловой: «До недавнего времени Закон... был из ряда почти «мертвых» — на юридическом сленге. Он редко даже упоминался в залах судебных заседаний»19. Однако сегодня ситуация изменилась. Уже никто не станет отрицать, что данный Закон содержит определенный потенциал действенных мер профилактического характера.

Закон учитывает рекомендации Организации Объединенных Наций, в частности Комитета по правам человека, а также опирается на традиции и особенности правовой системы нашей страны. Конкретизация и развитие прав граждан (в том числе и несовершеннолетних), оказывающихся в сфере применения пси-

N

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

N

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

хиатрической помощи, получили отражение в ст.ст. 5, 37, 38, 43 рассматриваемого Закона. Лицам, находящимся в психиатрических стационарах и психоневрологических учреждениях, предоставлены все права граждан России, которые, по понятным причинам, вынужденно ограничены их психическим состоянием в той степени, в какой не могут осуществляться без ущерба для пациента и для общества. В Законе предусмотрены и такие права, которые обеспечивают сохранение человеческого достоинства лица, страдающего психическим расстройством, и удовлетворение его непосредственных повседневных потребностей. Закон предусматривает создание специальной службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах. В Законе не только декларируются современные правила обращения с лицами, страдающими психическими расстройствами, но и содержатся гарантии и механизмы применения этих положений на практике20.

С нашей точки зрения, как в криминологии, так и в судебной психиатрии существуют схожие комплексные подходы к профилактике криминальной активности лиц с психическими аномалиями. То есть судебно-психиатрическую превенцию можно в определенной мере рассматривать в качестве составной части многоаспектной криминологической профилактики.

Анализ обширной научной отечественной и зарубежной литературы по данному вопросу позволяет заключить, что любые меры профилактического воздействия, прежде всего, должны быть максимально сосредоточены на возрождении моральных ценностей, защите семьи, борьбе с наркотизмом и алкоголизмом, охране материнства и детства. Неблагополучие страны, выражающееся в падении уровня жизни, социальных потрясениях, стрессогенных ситуациях, ухудшение общедоступной медицинской помощи — все это является мощными дестабилизирующими факторами, сдерживающими формирование психического и соматического здоровья нации, особенно негативно влияющими на социально незащищенные и ослабленные группы населения — в первую очередь на детей и подростков21. Охрана психического здоровья несовершеннолетних представляет собой систему мер государственного, муниципального, общественного и частного характера, направленных на сохранение и

укрепление здоровья подрастающего поколения, на создание оптимальных условий для формирования гармоничной личности.

По мнению ведущих ученых, общественных и политических деятелей, в нашей стране уже давно созданы концептуальные основы государственной политики в области семьи, детства и молодежи, но ювенальная политика не нашла своего воплощения в жизни общества. Единая государственная ювенальная политика Российской Федерации — это органическая составляющая социально-экономической политики государства, которая представляет собой систему законодательных и нормативных актов, организационных мероприятий и мер по установлению и поддержанию достойного (высокого) общественного статуса семьи (в первую очередь молодой семьи) и подрастающего поколения, а также высокого качества молодого поколения (детей, подростков и молодежи) как исходной части человеческого (в т.ч. трудового) потенциала страны и ее регионов. Это наиболее широкое трактование ювенальной политики. В узком смысле — это специфическая деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленная на поддержание нормативного жизнеобеспечения семьи, детей, подростков и молодежи в современных условиях22. К сожалению, нельзя не согласиться с рядом авторов, которые подчеркивают, что анализ текущего законодательства, регламентирующего правовое положение ребенка и гарантии защиты его прав, позволяет сделать однозначный вывод — его содержание направлено не на объединение органов и учреждений по защите несовершеннолетних в единый механизм с аналогичными целями, а, напротив, создает условия для разобщения их деятельности посредством бюрократических границ и препонов. Механизм взаимодействия различных служб и их ответственность за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан, что негативно сказывается на результативности средств защиты и деятельности субъектов защиты23.

Е.Г. Слуцкий указывает, что от эффективности проводимой ювенальной политики зависит качество подрастающего поколения, его соответствие существующим и необходимым в перспективе социальным стандартам, нормативам, а

следовательно, и перспективам реализации стратегии экономического развития страны. Данные требования обеспечиваются комплексом мер правового, организационного, экономического, финансового, духовно-нравственного, психологического и информационно-идеологического характера, которые создают необходимые условия для самовыражения и самозащиты социально активной части подрастающего поколения, а также обеспечивают экономическую поддержку социально уязвимых групп молодого поколения (детей и подростков, молодых безработных и инвалидов, мигрантов и детей беженцев, других категорий) и социальную защиту многодетной, неполной и кризисной семьи с несовершеннолетними детьми24.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что меры профилактики, реализуемые на общесоциальном, специально-криминологическом, индивидуальном уровнях должны быть направлены на устранение причин и условий преступности несовершеннолетних, которые концентрируются в социально-экономических и социально-психологических противоречиях. Деформируют систему ценностных ориентаций подростка такие криминогенные условия как бездуховная и безнравственная атмосфера в обществе, семейное неблагополучие, беспризорность, бесконтрольность, низкий жизненный уровень.

В современных условиях стратегия борьбы с криминальной активностью несовершеннолетних (в том числе и подростков психоаномалов) охватывает следующие направления совместной деятельности государства и общества:

1) продуманную социальную политику, направленную на интересы и нужды подрастающего поколения, на устранение экономических, духовных и правовых противоречий в жизни подростков; в кротчайшие сроки необходимо решить проблемы семьи, охраны материнства и детства, беспризорности;

2) рациональную уголовную политику, основанную на четких критериях и показателях эффективности норм права, а также учитывающих социально-психологические механизмы девиант-ного поведения несовершеннолетних;

3) формирование системы ювенальной юстиции в основе которой лежали бы интегрированные правовые, медико-социальные, психолого -педагогичес -кие, реабилитационные механизмы,

обеспечивающие права, свободы, законные интересы подростков, а также лиц, осуществляющих их воспитание;

4) создание и развитие современной государственной системы профилактики преступлений, которая бы учитывала отечественные традиции и зарубежный опыт;

5) дальнейшее совершенствование пенитенциарной системы, приведение ее в соответствие мировыми стандартами; гуманизация данной системы с максимальным использованием психолого-педагогических, коррекцион-ных, медицинских методов воздействия, способов трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;

6) активная ресоциализация подростков как в пенитенциарных учреждениях, так и после освобождения из мест лишения свободы; социальный контроль патронажных органов необходимо сочетать с мероприятиями, направленными на упрочнение положительных связей несовершеннолетнего с социальной средой;

7) специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних должны предусматривать активную работу сотрудников милиции по предупреждению безнадзорности подростков в неблагополучных семьях, по пресечению деятельности криминальных групп, по выявлению фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, активное взаимодействие с общественными организациями, муниципальными образованиями; для борьбы с преступностью несовершеннолетних необходимо использовать сотрудников правоохранительных органов, прошедших соответствующий отбор, подготовку и обладающих определенными личностными качествами, психологическими и юридическими знаниями;

8) индивидуальная профилактика должна отличаться адресным характером, выраженной конкретизацией общесоциальных и специально-криминологических мер в отношении несовершеннолетних, а также включать в себя: психологическую диагностику личности каждого подростка, выявление конкретных дефектов его психической саморегуляции и социализации, разработку долгосрочной программы индивидуально-личностной воспита-

N

О!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

тельной коррекции (поэтапной ее ре- 9) идеологическое направление должно

ализации), мобилизацию ее социаль- предусматривать целенаправленное,

но-положительной психической ак- систематическое правовое, нравс-

тивности, создание условий для твенное воспитание всех граждан Рос-

нравственного самовыражения лич- сийской Федерации, уделяя особое

ности в микросоциуме; внимание несовершеннолетним.

Литература и примечания

1. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник / под ред. В.П. Сальникова: в 2-х ч. М.: ЦОКР МВД России, 2005. Ч. 1.С. 450.

2. Научно-практические рекомендации сотрудникам органов внутренних дел по расследованию половых преступлений, совершаемых безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними. СПб.: Изд-во СПб университета МВД России, 2008. С. 4-5.

3. Закон РФ от 18.04.1991. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп.).

4. Частная криминология / отв. ред. Д.А. Шестаков. СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. С. 505-518.

5. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник. Указ.ранее. С. 446.

6. Борисовский В.И. Противодействие наркотизму: уголовно-правовой и криминологический аспекты: автореф. дисс. ... канд. юр. наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. С.3; Прокофьева И. Наркобизнес нацелен на подростков: интервью с прокурором Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга А.Ю. Степанцовым // «Петровский Курьер». 2007. 16.04. С. 2.

7. Фалеев М. Наказание в вине // Российская газета. 2007. 27 июня. С. 17.

8. Станет ли антиалкогольный проект в России общим делом? // Российская газета. 2009. 4 марта. С. 6.

9. Гнединская А. Учитель принял ученическую смерть // «Московский комсомолец. РРЕ». 2009. 4-11 марта. С. 18.

10. Новоселова Е. Унизить до смерти // Российская газета. 2008. 17 сентября. С. 12.

11. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991. С. 4; Закалюк А.П., Ко-ротченко А.И., Москалюк Л.Н. Допреступное поведение и механизм совершения преступления при нарушениях психики пограничного характера // Проблемы изучения личности правонарушителя. М.: ВНИИ МВД СССР. 1984. С. 145; Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска. СПб.: Питер, 2005. С. 6.

12. Новоселова Е. Сумасшедшие мифы // Российская газета. 2006. 11 октября. С. 16.

13. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: книга для учителей. М.: Просвещение, 1986. С. 143-145. N 14. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991. С. 4-5. Э 15. Там же.

16. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник. Указ.ранее. С. 447.

17. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1995. С. 231. О 18. Фалеев М. Наказание в вине // Российская газета. 2007. 27 июня. С. 17. О 19. Ершов Ю., Козлова Н. Принудительно безумен // Российская газета. 2008. 7 октября. С. 1.

20. Комментарий к Законодательству Российской Федерации в области психиатрии / под общ. ред. Т.Б. Дмитриевой. М.: Изд-во «Спарк», 1997. С. 10. _ 21. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. СПб., 2000. С. 229. О 22. Ювенология и ювенальная политика в XXI в.: опыт комплексного междисциплинарного исследования:

монография / кол.авторов; под ред. Е.Г. Слуцкого. СПб., Знание, ИВЭСЭП, 2004. С. 181. £ 23. Черкасов А.В. Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних: автореф. дисс. ... канд. С1 юр. наук. СПб., 2005. С. 8.

Сй 24. Ювенология и ювенальная политика в XXI в.: опыт комплексного междисциплинарного исследования. 2 Указ. ранее. С. 181-183.

I-

О

0

1

о л с

о

т <з> \о

>5

О *

О ф

У

2

0

1

о *

0

2

Ф

■а

л <

1 I-

О ф

со

см

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.