Научная статья на тему 'Деятельность полиции в сфере профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних'

Деятельность полиции в сфере профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2400
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / ПОЛОВАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФИЛАКТИКА ПОЛОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / SPECIAL-CRIMINOLOGICAL PREVENTION / PREVENTION SUBJECTS / SEXUAL INVIOLABILITY OF MINORS / PREVENTION OF SEXUAL OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Логинова Людмила Валентиновна

Статья посвящена актуальным вопросам специальной криминологической профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Рассматриваются субъекты специальной профилактики половых преступлений, а также нормативно-правовая база в сфере защиты несовершеннолетних от сексуальных посягательств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Логинова Людмила Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functioning of the police in the prevention of crimes against sexual inviolability of minors

The article is devoted to special criminological prevention of crimes against sexual inviolability of minors. Specific subjects of prevention of sexual abuse are considered, as well as the regulatory framework in the sphere the protection of minors from sexual abuse

Текст научной работы на тему «Деятельность полиции в сфере профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних»

3. Городокин, В. А. Использование специальных автотехнических знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств : автореф. дис... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2009. - 25 с.

4. Демидова, Т. В. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений : дис. канд. юрид. наук. - М., 2010. - 232 с.

5. Иванов, И. И. Криминалистическая профилактика преступлений (комплексное научно-практическое исследование) : монография / под ред. И.А. Возгрина. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. - 320 с.

6. Ищенко, Е. П., Образцова, В. А. Криминалистика : учебное пособие. - М.: ООО «Издательство «Элит», 2007. - 360 с.

7. Ким, О. Д. Проблемы и пути совершенствования расследования ДТП на основе научных знаний : дис. докт. юрид. наук. - Бишкек, 1998. - 351 с.

8. Крикунов, Ю. И. Проблемы осмотра места происшествия и назначения судебных экспертиз по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях : дис. канд. юрид. наук. - Иркутск, 2006. - 172 с.

9. Лысенко, В. В. Собирание, проверка и оценка сведений о временных характеристиках дорожно-транспортного преступления : дис. канд. юрид. наук. - М., 2002. - 139 с.

10. Перлов, С. Н. Доказывание при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях (процессуальные и криминалистические аспекты) : автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 1997. - 24 с.

11. Ремизов, С. М. Противодействие расследованию дорожно-транспортных преступлений и криминалистические методы его преодоления : автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2007. - 23 с.

12. Холина, Е. А. Криминалистическая характеристика причинно-следственных связей при производстве судебных экспертиз : дис. канд. юрид. наук. - Люберцы, 2011. - 230 с.

13. Хрусталёв, В. Н., Трубицын, Р. Ю. Участие специалиста-криминалиста в следственных действиях. - СПб.: Питер, 2003. - 208 с.

14. Чих, Н. В. Механизм дорожно-транспортного преступления и его установление на предварительном следствии : дис. . канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 1999. - 202 с.

УДК 343.3/.7 Л.В. Логинова*

Деятельность полиции в сфере профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Статья посвящена актуальным вопросам специальной криминологической профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Рассматриваются субъекты специальной профилактики половых преступлений, а также нормативно-правовая база в сфере защиты несовершеннолетних от сексуальных посягательств.

Ключевые слова: специально-криминологическая профилактика, субъекты профилактики, половая неприкосновенность несовершеннолетних, профилактика половых преступлений.

L.V. Loginova*. Functioning of the police in the prevention of crimes against sexual inviolability of minors. The article is devoted to special criminological prevention of crimes against sexual inviolability of minors. Specific subjects of prevention of sexual abuse are considered, as well as the regulatory framework in the sphere the protection of minors from sexual abuse.

Keywords: special-criminological prevention, prevention subjects, sexual inviolability of minors, prevention of sexual offenses.

Сексуальные отношения с детьми являлись непременным атрибутом человеческой цивилизации на всем ее протяжении [1, с. 179]. И.С. Кон отмечает, что тема полового влечения (однополой любви) к малолетним и несовершеннолетним актуальна для творчества Сократа и Платона, причем указанные античные философы (как и многие другие мыслители, общественные и политические деятели того времени) ставили педерастию выше гетеросексуальной любви [2, с. 26]. В то же время Платон в категоричной форме заявлял о необходимости запрета инцеста: «Если у кого окажется красивый брат или сестра, а также сын или дочь, здесь, собственно, исписанный закон отлично удерживает от тайных и явных связей, а также от всяких иных поползновений. У большинства людей в этих случаях нет даже

* Логинова, Людмила Валентиновна, Санкт-Петербургский университет МВД России, соискатель кафедры уголовного права. Санкт-Петербург, ул. Пилютова, 1. E-mail: luskalo@mail.ru.

* Loginova, Ludmila Valentinovna, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, seeker of PhD in Laws. Mail address: Saint Petersburg, Pilyutov str., 1. E-mail: luskalo@mail.ru.

© Логинова Л.В., 2013

вожделения к такого рода связям. ... Простое слово гасит подобное удовольствие. ... Слово, гласящее, что такие отношения нечестивы, богопротивны и что они позорнее всего позорного» [3, с. 23].

В начале христианской веры появились специфические термины, обозначавшие близкородственные сексуальные связи (в первую очередь, с детьми) и была дана крайне негативная оценка инцесту.

В Средние века отношение к ребенку было двойственным. С одной стороны, дети признавались символом невинности (например, младенец Иисус), а с другой, нередко становились объектом сексуальных притязаний (объявлялись символом порока и сатаны). Инцестофилы подвергались преследованию: в раннем средневековье они сжигались на кострах, а в Европе ХУ1-ХУП вв. участников инцеста могли приговорить к повешению (в т.ч. и ребенка). Во Франции вплоть до 1810 г. виновный в домогательствах и изнасиловании отец семейства приговаривался к десяти лет галер или каторге, а малолетняя дочь (сын) отправлялась в ссылку на срок не мене пяти лет (как правило, это были монастыри). Считалось, что жертва также порочна, хотя и менее виновна [1, с. 8].

В эпоху Возрождения сексуальные контакты с незрелыми детьми рассматривалась не как преступление, а как безвредный порок, заслуживающий снисхождения. В начале XVII в., по свидетельству личного врача Людовика XIII, родители и просто взрослые люди обсуждали при детях сексуальные темы, открыто вступали в интимные отношения, демонстрировали половые органы, ощупывали гениталии своих и чужих детей [4, с. 56]. В течение нескольких столетий законы постоянно менялись, что свидетельствовало об эволюции коллективного видения сексуальности, насилия и детства. К концу XIX в. внимание юристов было перенесено с исключительно телесных посягательств на моральный ущерб, психологические последствия перенесенного позора. Однако, несмотря на значительное количество научных исследований в данной сфере, проблема впервые была рассмотрена на международном уровне лишь в первой половине XX в. Необходимость защиты прав детей была признана Женевской Декларацией прав ребенка (1924 г.) [5]. Далее, в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка, включающую десять принципов, в частности, принцип № 9 констатировал, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации [6].

Вплоть до конца 80-х гг. вопросы преждевременного вступления детей в половую жизнь, сексуального насилия, сексуальной эксплуатации малолетних и несовершеннолетних разрабатывались в национальных законодательствах. В 1989 г. была принята Конвенция ООН о правах ребенка; ее государства-участники взяли на себя обязательства применять меры для предотвращения: 1) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; 2) использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; 3) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах [7, с. 189].

Перечисленные международные нормы стали основой для формирования российской ювенальной уголовной политики. Важное место среди нормативных документов, защищающих права несовершеннолетних, в т.ч. от сексуальных посягательств, занимает УК РФ.

Несмотря на то, что статистические данные свидетельствуют о сокращении преступлений против половой неприкосновенности, действительный уровень преступности на сексуальной почве определить довольно сложно, т.к. огромное число таких деяний не регистрируется правоохранительными органами. Всего же, по данным председателя Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкина, жертвами сексуальных преступлений ежегодно становятся около 10 тыс. малолетних и несовершеннолетних граждан. Безусловно, в структуре общей преступности сексуальные преступления против несовершеннолетних менее распространены и не идут ни в какое сравнение, например, с кражами и убийствами, однако даже относительно небольшое количество подобных преступлений не может не вызывать тревоги в силу повышенной общественной опасности, необратимости последствий, глубоких физических, моральных и психологических травм. Раскрытие любых сексуальных преступлений представляет значительную трудность. Это связано с тем, что преступление совершается, как правило, без свидетелей, и потерпевшие из-за чувства стыда сообщают о совершенном преступлении спустя некоторое время, когда трудно зафиксировать следы преступления и использовать их в дальнейшем как доказательство [8, с. 138].

Эксперты Совета Европы абсолютно правильно акцентируют внимание на том, что именно полиция обеспечивает защиту женщин и детей от насилия в семье, сексуальных посягательств, тем самым защищая их права. «Как служба, находящаяся на переднем крае системы уголовного судопроизводства, полиция сочетает применение мер принуждения со стратегиями профилактики преступлений» [9, с. 72]. Таким образом, роль полиции в вопросах как расследования, так и осуществления специально-криминологической и уголовно-правовой профилактики является ключевой.

Как правило, к субъектам специально-криминологической профилактики относятся: 1) правоохранительные органы; 2) государственно-общественные органы, выполняющие правоохранительные функции; 3) общественные структуры, содействующие обеспечению общественного порядка [10].

Г.М. Миньковский несколько расширил круг субъектов специально-криминологической профилактики, включив в него находящиеся во взаимодействии с органами исполнительной власти хозяйствующие структуры, некоммерческие организации, общественные и религиозные объединения, организации, обеспечивающие позитивные формы досуга, СМИ, учебные и трудовые коллективы, которые используют главным образом общевоспитательные формы воздействия [11]. Не менее значимо, с точки зрения ученого, выделение профилактической роли органов и учреждений здравоохранения, работающих в тесном контакте с полицией, прокуратурой, Следственным комитетом. В частности, психиатрическая служба наделена необходимыми полномочиями по профилактике общественно опасных действий душевнобольных, лиц с психическими аномалиями, по принятию лечебно-профилактических

мер и т.д. [12, с. 188] Учреждения здравоохранения также взаимодействуют с органами социального обслуживания в плане адаптации лиц, отнесенных к категории повышенного социального риска (бывшие осужденные, люмпены, маргиналы, хронические алкоголики, педофилы, эксгибиционисты и т.д.).

Учитывая, что часть сексуальных преступников составляют сами подростки, к числу субъектов профилактики следует отнести и образовательные учреждения, которые наряду с основными задачами и функциями должны противодействовать формированию у учащихся отклонений в психосексуальном развитии и поведении, создавать условия для коррекции этих отклонений. Образовательные учреждения выявляют семьи с повышенным криминальным риском, семейное неблагополучие и принимают меры по улучшению условий жизни и воспитания учащихся.

Наиболее авторитетной в системе МВД России, да и, пожалуй, во всей системе профилактики безнадзорности и преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них, без сомнения, является служба - подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН ОВД).

При осуществлении профилактики преступлений против половой неприкосновенности, совершаемых подростками, сотрудники ПДН ОВД решают следующие задачи:

- взаимодействуют с работниками социальной защиты, занятости населения, образования, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями, благотворительными и иными фондами по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

- выявляют лиц до 18 лет с устойчивым противоправным поведением, информируют о них сотрудников уголовного розыска, сотрудников службы участковых уполномоченных, принимают участие в раскрытии преступлений;

- приглашают несовершеннолетних, их родителей и других лиц, проходящих по материалам, находящимся в производстве, для получения необходимых сведений;

- посещают несовершеннолетних по месту их жительства, учебы, работы, проводят соответствующие беседы;

- рассматривают материалы в отношении малолетних и несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого их могут привлечь к уголовной ответственности, и принимают по данным материалам решения;

- осуществляют контроль за несовершеннолетними, осужденными либо условно, либо с отсрочкой приговора;

- вносят предложения в органы социальной защиты;

- направляют в государственные органы, должностным лицам предприятий, учреждений, организаций и общественным объединениям информацию об обстоятельствах, способствующих совершению правонарушений и преступлений подростками, с предложением об устранении этих обстоятельств;

- оказывают помощь гражданам, должностным лицам по вопросам предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних, защиты их прав и интересов.

Сложность и многогранность феномена сексуальной преступности требуют разработки единого подхода к нейтрализации угрозы половой неприкосновенности несовершеннолетних, сочетающего организационно-управленческие, уголовно-правовые, политические, экономические, воспитательные, медико-биологические и иные меры.

Чрезвычайно актуальным представляется вопрос об уголовно-правовой профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. В научной литературе доминирует точка зрения, сформулированная Д.А. Шестаковым: «Не преувеличивая роли законодательства в жизни общества, следует, тем не менее, отметить, что противодействие общества преступности без надлежащей нормативной базы (основополагающего закона и систематизации прочих законов и подзаконных актов в данной области) в силу его хаотичности, необеспеченности государственной поддержкой оказывается предельно неэффективным, что и имеет место в современной России. Такой основополагающий законодательный акт, который ... должен был бы иметь статус Основ федерального законодательства Российской Федерации о противодействии преступности, до сих пор не принят» [13, с. 298].

Далее автор указывает, что криминологический «пласт» превентивного законодательства складывается из семи групп нормативных актов, регламентирующих государственную криминологическую политику; ресоциализацию криминогенных групп населения; профилактику преступлений несовершеннолетних и против несовершеннолетних; виктимологическую профилактику; деятельность субъектов противодействия преступности; контроль их финансовой деятельности; нерепрессивное применение различных мер к правонарушителям [13, с. 128].

Рассмотрение специально-криминологической профилактики предполагает принятие прежде всего научно обоснованных и подкрепленных практическим опытом решений. Так, по мнению М.М. Быргэу и А.Н. Литвинова, данный принцип означает: «во-первых, разработку научной концепции профилактики преступлений и использование ее во время программирования, прогнозирования, правового регулирования, управления и осуществления профилактических мер; во-вторых, научно-методическое обеспечение профилактической деятельности на всех уровнях, этапах, направлениях, а также комплексное использование данных наук о борьбе с преступностью для практической деятельности, разработку с этой целью механизма имплементации научных рекомендаций после их объективного оценивания; в-третьих, использование практикой предоставленных наукой знаний о закономерностях преступности и возможностях борьбы с ней для точной оценки ситуации в перспективе и ретроспективе для обоснования стратегических и тактических решений; в-четвертых,

осознание практикой необходимости научной разработки проблем профилактики преступлений и непосредственное применение рекомендаций на практике; в-пятых, проведение комплексных криминологических экспертиз законодательных и управленческих актов, связанных не только с профилактикой преступлений, но с другими сферами общественной жизни» [14, с. 260].

Планирование и прогнозирование профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних недостаточно разработаны. Интересен зарубежный опыт. Так, в США полицейские пользуются аналитическими программами, которые также называют «бизнес-разведкой» [15, с. 26]. Программное обеспечение используется по аналогии с маркетинговыми исследованиями (нацеленными на то, чтобы предугадать спрос на товары и услуги, основываясь на анализе накопленных данных). На основе созданных практическими работниками, математиками-программистами, психологами алгоритмов, сотрудники полиции анализируют уголовную статистику за пять-десять лет. В основе программы лежит идея о том, что многие преступления совершаются повторно и им способствует целый ряд обстоятельств. Программы непрерывно совершенствуются, однако уже сейчас с высокой долей вероятности они позволяют сигнализировать об усилении активности уличных банд, увеличении или уменьшении числа изнасилований, убийств, сексуальных посягательств в отношении несовершеннолетних и т.д. [16, с. 8] В России экспертами НИИ МВД России разработана автоматизированная информационно-поисковая система (АИПС «Монстр»), предназначенная для анализа информации о серийных убийствах, изнасилованиях и т.д., которая также используется при построении поисковых портретов неизвестных преступников. В 1994 г. введены в эксплуатацию созданные в ГИАЦ ГУУР и НИИ МВД России автоматизированные системы «Насилие» и «Досье» Федерального банка криминальной информации.

Значительным предупреждающим потенциалом обладает административный надзор. Порядок его осуществления за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, разработан в соответствии с ч. 2 с. 8 Федерального закона № 64 от 6 апреля 2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [17] и регулирует осуществляемое ОВД наблюдение за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом административных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими обязанностей, предусмотренных Федеральным законом с целью профилактики рецидивов.

Однако, по мнению целого ряда экспертов, «для координации предупредительной работы в целом и осуществления квалифицированного административного надзора целесообразно: в проект федерального закона, регламентирующего предупреждение преступности, включить создание службы профилактики; службу участковых уполномоченных полиции подчинить уголовному розыску, что значительно повысит эффективность не только административного надзора, но и позволит улучшить раскрываемость преступлений; вместо дел административного надзора предусмотреть ведение информационно-профилактических дел, в которых будет сосредоточена вся информация об освобожденном из мест лишения свободы» [18].

Несомненный интерес представляет информация, поступившая 8 августа 2012 г. из пресс-службы МВД России: с целью активизации работы по предотвращению преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в т.ч. сопряженных с убийствами, в течение года планируется создание новых подразделений в системе МВД России. Они войдут в состав территориальных подразделений уголовного розыска. В крупных городах с численностью населения свыше одного миллиона человек будут созданы специальные отделы, а в населенных пунктах с меньшей плотностью проживания - аналогичные специализированные группы [18].

В целях усиления уголовно-правовой профилактики, по нашему мнению, нуждаются в совершенствовании нормы УК РФ. Так, Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ [19] в ст. 131 УК РФ введена ч. 5 в следующей редакции: деяние, предусмотренное пунктом «б» части четвертой настоящей статьи, совершенное лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, т.е. усилено уголовное наказание только за действия в отношении лица, не достигшего 14 лет. Основываясь на собственном мнении и мнении экспертов (экспертный опрос был проведен автором в октябре 2012 г.), такой квалифицирующий признак необходимо применять и к другим частям статьи. Так, эксперты считают, что: целесообразно применять - 76 %, нет - 14,5 %, не смогли дать однозначного ответа - 9,5 %. В связи с этим предлагаем: чч. 5 ст. 131 и ст. 132 УК РФ изложить в следующей редакции:

«5. Деяние, предусмотренное первой, второй, третьей или четвертой частью настоящей статьи, совершенное лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего».

Кроме того, в нашем понимании общественная опасность действий незнакомого лица, совершающего насильственные половые действия или изнасилование в отношении несовершеннолетнего, представляют меньшую опасность, чем такие действия, осуществленные родителем, законным представителем потерпевшего. Поэтому и уголовная ответственность за такие действия должна быть выше. Так же считают эксперты, которые в большинстве своем, а именно 71,5 % из опрошенных, высказали мнение о необходимости повысить уголовную ответственность указанных лиц, 9,5 % экспертов с данным мнением не согласились, 19% не смогли выразить своего мнения. В связи с этим для усиления профилактической роли уголовного закона целесообразно внести дополнения, изложив их в следующей редакции, в: 1) ч.ч. 6 ст.ст. 131 и 132 УК РФ:

«6. Деяния, предусмотренные пунктом «а» части три и пункта «б» части 4 настоящей статьи, если они осуществлены близким родственником либо лицом, на которое были возложены обязанности по содержанию, воспитанию потерпевшего»;

2) часть 3 ст. 133 УК РФ:

«3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они осуществлены близким родственником либо лицом, на которое были возложены обязанности по содержанию, воспитанию потерпевшего».

Полагаем, что формулировку части шестой ст. 134 УК РФ необходимо изложить в следующей редакции:

«6. Деяние, предусмотренное первой, второй, третьей, четвертой или пятой частью настоящей статьи, совершенное лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего или близким родственником либо лицом, на которое были возложены обязанности по содержанию, воспитанию потерпевшего».

Предлагаемая норма отсылочного характера разъясняется в Семейном кодексе РФ. В соответствии со ст. 14 СК РФ, «близкими родственниками являются (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры)» [20].

Подводя итог сказанному, следует особо отметить, что ведущая роль в профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних отводится правоохранительным органам (МВД, Следственный комитет), прокуратуре. Повышение ее эффективности предполагает качественные изменения в системе информационно-аналитического обеспечения этой деятельности, прежде всего оперативно-профилактических учетов, а также форм и методов работы уголовного розыска, следствия и службы участковых уполномоченных. Также представляется целесообразным создать межведомственную комиссию, состоящую из представителей Генеральной прокуратуры, МВД, Следственного комитета, и поручить ей регулярное проведение мониторинга развития оперативной обстановки по линии противодействия сексуальным преступлениям для выработки конкретных предложений, нацеленных на улучшение работы правоохранительных органов.

Список литературы

1. Пара, Э. Инцест // Психология любви и сексуальности. - М., 2006. - С. 128-134.

2. Кон, И. С. Любовь небесного цвета. - СПб., 2001. - 134 с.

3. Платон. Государство (Кн. 8-10). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gendocs.ru (дата обращения 16 сентября 2012 г.)

4. Кон, И. С. Введение в сексологию. - М., 1989. - 250 с.

5. Женевская Декларация прав ребёнка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org (дата обращения 16 сентября 2012 г.)

6. Декларация прав ребенка 1959 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.couo. ru (дата обращения 01 сентября 2012 г.)

7. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1990. - № 45.

8. Валов, О., Тресков, В. Судить и обезвредить // Российская газета. - 2012. - 9 февраля. - С. 23.

9. Полиция против насилия в отношении женщин и детей: видение, инновации, профессионализм (VIP-пособие). - Страсбург: Издание Совета Европы, 2001.

10. Криминология : учебник для вузов / под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. - СПб., 2003. - 332 с.

11. Миньковский, Г. М. Предмет криминологической профилактики преступлений и некоторые проблемы ее эффективности // Вопросы борьбы с преступностью. - М.: Юрид. лит., 1972. - Вып. 17. - С. 18-20.

12. Комментарий к Законодательству Российской Федерации в области психиатрии / под общ. ред. Т.Б. Дмитриевой. - М.,1997. - С. 188-195.

13. Шестаков, Д. А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире : учебник / 2-е изд. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. - 260 с.

14. Быргэу, М. М., Литвинов, А. Н. Опыт системного исследования профилактики преступлений. Современное состояние проблемы. - М., 2004. - 260 с.

15. Воропаев, В. Криминальный прогноз // Российская газета. - 2011. - 19 августа. - С. 8.

16. Розуван, А. М., Артемьев, Н. С. Роль административного надзора в предупреждении рецидивной преступности // Преступление и наказание. - 2011. - № 7. - С. 7.

17. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Федеральный закон №64-ФЗ от 6 апреля 2011 г. // Российская газета. - 2011. - 8 апреля.

18. МВД создаст подразделения по борьбе с педофилией. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1559180.html (дата обращения 15 сентября 2012 г.)

19. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних: Федеральный закон №14-ФЗ от 29 февраля 2012 г. // Российская газета. - 2012. - 2 марта.

20. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 223-ФЗ от 8.12.1995 г. // Российская газета. - 1996. - № 17. - 27 января.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.