Научная статья на тему 'Креативный капитал основа модернизации образовательных практик'

Креативный капитал основа модернизации образовательных практик Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
415
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ КАПИТАЛ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛЕ / КОММУНИКАЦИЯ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КУЛЬТУРНАЯ ИНДУСТРИЯ / CREATIVE CAPITAL / THE MODERNIZATION OF EDUCATION / SOCIAL COMMUNICATION / CREATIVE ECONOMY / CULTURAL INDUSTRIES / MODERN PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Султанов Константин Викторович, Воскресенский Алексей Александрович

В статье исследуются понятия «креативный капитал» в ряду смежных: креативная экономика, антропологический капитал, социальный капитал, постматериальные ценности. Приводятся характеристики креативного капитала, анализируются возможности этого понятия для модернизационных практик российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Султанов Константин Викторович, Воскресенский Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REATIVE CAPITAL – THE BASIS OF EDUCATIONAL PRACTICES MODERNIZATION

Article researches concept of creative capital in modern philosophical terminology: creative economy, anthropological capital, social capital, post-materialist values. Researches basic characteristics of creative capital, exploring the possibilities of this concept for the modernization of Russian education practices.

Текст научной работы на тему «Креативный капитал основа модернизации образовательных практик»

Для понимания тех изменений, которые переживает рынок современного российского образования, необходимо определить основные направления, по которым формируются новые отношения среди субъектов образовательной деятельности. Характерные для XX столетия процессы развития отдельных государств и регионов далеко не всегда можно объяснить влиянием экономических либо же политических аспектов. В современном мире именно культура становится важным фактором, определяющим эффективность различного рода вложений - инвестиций, и в этом плане - мощнейшим стимулом развития экономического, политического и образовательного ландшафта.

Особенности экономического развития мировых государств начиная со второй половины XX в. оказали колоссальное воздействие на генезис совершенно новой, «творческой» экономики и так называемых «культурных индустрий». Введенное в 1947 г. мыслителями франкфуртской школы неомарксизма Т. Адорно, М. Хоркхаймером и В. Беньямином понятие «культурной индустрии» быстро стало одним из ведущих концептов социогуманитарного анализа. Синтез двух понятий «культура» и «индустрия», которые в «классическую» эпоху выступали антагонистами, становится возможным именно в тот момент, когда появляются технические и технологические средства, позволившие тиражировать, транслировать и ретранслировать произведения искусства [4]. К настоящему времени сложилось два основных подхода к анализу этого феномена.

Первый, представленный работами таких мыслителей, как Дж. Хартли, Д. Тросби, Д. Хесмондхалф, Дж. Хокинс, Р. Флорида и др., сосредотачивает свое внимание на исследовании истории и типологии культурных индустрий, вводя понятия «креативная экономика» и «креативные индустрии».

Второй тип подхода к изучению особенностей функционирования взаимосвязей современной экономики и культуры делает акцент на анализе актуальных проблем современных творческих индустрий - рекламы, музейного дела, СМИ, образования и т. д. Здесь стоит отметить таких исследователей, как Н. Гарнхэм, А. Бриггс, П. Берк, С. Леш и др.

Что касается российской гуманитаристики, эта тема сравнительно мало изучена в работах отечественных авторов. Подобное положение дел вызвано целым рядом причин, одна из которых заключается в том, что собственно российский опыт развития творческих индустрий и креативных кластеров пока может похвастаться весьма скромными отдельными результатами деятельности небольшого числа компаний, функционирующих, прежде всего, в сфере рекламы, а также изобразительного искусства. Вместе с тем необходимо отметить заметно усилившуюся за последнее десятилетие тенденцию к формированию креативных индустрий в целом ряде регионов России, и не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и Самаре, в Забайкалье, Красноярске, Урале и т. д. При этом именно сфера образования в России с полным основанием считается важнейшим ресурсом инновационного развития государства. Как отметил британский эксперт в области креативной экономики Т. Флеминг, российская наука и образование - основные активы нашей страны, которые могут быть использованы для построения креативной экономики. Даже проблемы в этих областях являются конкурентным преимуществом, потому что таких проблем больше нет ни у кого [9]. При этом необходимо разделять понятия «креативная индустрия» и «креативная экономика».

Первоначально стоит определить особенности влияния экономических моделей на современное образование. А для этого необходимо определить собственно философские основания «креативной экономики». По сути дела, это вопрос о том, как на сегодняшний день развивается данный вид экономических отношений в России, каковы эвристические и методологические компоненты этого концепта.

С самого начала существования человеческого общества у людей проявляются потребности - все то, без чего жизнь оказывается невозможна. И одной из ключевых потребностей для формирования современной социально-активной личности является потребность в образовании.

Разумеется, человеческие потребности многообразны, они постоянно растут и становятся все более разноплановыми. Однако средства, которыми де-факто обладает человек для удовлетворения своих запросов, ограничены.

Впервые вопрос об ограниченности ресурсов поставил Томас Мальтус (1766-1834). Сегодня это ключевой вопрос экономической теории: «Общая экономическая теория есть наука о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченности ресурсов» [1, с. 30]. Или «экономическая наука - это наука об управлении редкими ресурсами. Она изучает формы, которые принимает человеческое поведение при использовании этих ресурсов; она изучает и объясняет, каким образом индивидуум или общество направляют ограниченные ресурсы на удовлетворение своих многочисленных и неограниченных потребностей» [2, с.16].

Поскольку ресурсы, имеющиеся для удовлетворения потребностей, всегда ограничены, человек постоянно пребывает в ситуации выбора. «Основное в экономической теории положение... -ограниченность совокупных ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства различных товаров, вынуждает делать выбор между относительно редкими товарами» [8, с. 17].

По сути, выбор - это не только экономическая, но прежде всего философская категория. В этом смысле философское «измерение» проблемы выбора включает в себя три основных аспекта:

1. Что должно производиться и в каком количестве?

2. Как будут производиться товары и услуги?

3. Для кого, в конечном итоге, предназначается производимая продукция? То есть «.кто должен располагать этими товарами и услугами и извлекать из них пользу. Иными словами, как должен распределяться. продукт между различными индивидуумами и семьями» [8, с.15].

Таким образом, главный вопрос модернизации образовательных практик - это вопрос о путях и способах реформирования системы экономических отношений. В научной и публицистической литературе высказывались и обсуждались различные подходы и точки зрения по этому поводу. В обобщенном виде можно отметить несколько позиций.

1. Существует обоснованная версия о том, что экономическое развитие страны должно происходить на основе структурной перестройки и радикальной модернизации образовательных практик. В этом отношении подчеркивается, что уникальность России заключается в наличии двух ключевых конкурентных преимуществ: мощного научного и интеллектуального потенциала и богатейших природных ресурсов. Эти преимущества должны быть объединены в систему, которая станет основой для экономического развития.

2. Можно отметить существующий сценарий модернизации системы образования с преимущественным использованием принципов и механизмов рыночного регулирования. Аргументы сторонников такой точки зрения заключаются в том, что рынок обладает свойствами саморегулирования, конкуренция и свобода предпринимательства, частной собственности актуализируют инновационную активность человека и способствуют экономическому развитию.

3. Модернизация образования рассматривается как результат проведения государственной политики по сдерживанию «интеллектуального оттока» за рубеж, а также некоторые другие пути и способы реформирования нашей креативной экономики.

В этой связи уместно подчеркнуть, все эти пути и сценарии носят не столько сугубо экономический характер, сколько философско-онтологический смысл, поскольку речь здесь идет о состоянии и перспективах развития общества. Фактически, это вопрос о будущем России.

Как видно, проблема выходит далеко за рамки сугубо экономического анализа. Это в подлинном смысле слова философский подход, который стал возможен благодаря открытию целого ряда междисциплинарных концептов в 1980-1990 гг.: социальный капитал, постматериальные ценности, «постэкономика», глобализация, сетевое общество, креативный класс, креативный капитал и др.

Особо важное место в ряду этих понятий занимает концепт социального капитала, а также его ключевые атрибуты - коммуникация, нормы, указания, ценности, институты, отношения, справедливость. Французский социальный философ П. Бурдье [5] определяет социальный капитал как действительные или потенциальные ресурсы, которыми обладает человек, формирующий тесные

устойчивые связи с какой-либо социальной группой. В противоположность к этому подходу, Дж. Коулман [7] понимает социальный капитал как отношение успеха в образовании и неравенства в обществе. Таким образом, капитал начинает определяться как совокупность знаний, навыков, умений, компетентностей человека, расходы на овладение которыми (с помощью образования, переподготовки, повышения квалификации, и т.д.) со временем могут приносить человеку существенную прибыль. Иными словами, капитал - это, прежде всего, инвестиции в настоящее. Все эти модели «нового видения» мира коренным образом влияют на появление в самом начале XXI столетия важнейших концептов эпохи фьюжн - креативной экономики и креативного капитала. Итак, что же это такое?

Впервые словосочетание «креативная экономика» появилось на страницах журнала Business Week в 2000 г. Год спустя Дж. Хокинс [11] попытался проанализировать, что представляет собой этот «феномен современности»: в чем эвристическая ценность этого явления, как оно функционирует на практике, наконец, какое влияние креативная экономика оказывает на окружающий мир и сознание человека, будучи, по сути, порождением последнего? При этом Хокинс рассматривает так называемые «творческие индустрии», т. е. те отрасли современной экономики, которые в наибольшей степени производят интеллектуальный продукт в виде авторских прав, разработок, патентов, интеллектуальной собственности и др.

Другой подход - аналитику креативной экономики сквозь призму людей, которые ее творят, т. е. «креативного класса» предпринял другой исследователь Р. Флорида [10]. Попытаемся разобраться, что же представляет собой концепт креативной экономики и что он может дать современному российскому образованию.

Термин «креативность» увидел свет в 50-х гг. XX в. в работах американского психолога П. Торренса и сразу получил широкую популярность. Креативность понималась в психологии как «чувствительность к проблемам дефицита знаний», а также «объединение разнородной информации», связанные с этим стратегии поиска и принятия решений, выработки способов решения конфликтов, формулирование гипотез и разработка плана действий в конкретной ситуации. Иными словами, креативность в социальном аспекте - это процесс, возникающий в сознании человека, порожденный потребностью в снятии конфликта, неизбежно проявляющегося в результате человеческой деятельности в условиях высокой неопределенности внешней или внутренней среды.

В наши дни понятие креативности перестало быть атрибутом исключительно человеческой личности, рассматриваясь как свойство нелинейных высокоорганизованных систем взаимодействий. Какие же качества личности являются наиболее важными с точки зрения обладания определенным капиталом креативности? Современные эксперты выделяют следующие:

1. Принципиальная открытость и восприимчивость к новым знаниям и информации, поскольку именно они являются сегодня основным средством производства. При этом мотивация на овладение новыми знаниями идет из внутренних побуждений человека к самосовершенствованию и самореализации.

2. Принципиальная готовность к обмену знаниями внутри профессиональных сообществ и личных контактов. Сегодня мы видим кардинальную реформацию системы обмена идеями, доступ к которым предполагает паритетные условия, т. е. один участник коммуникации открывает доступ к своим знаниям, взамен ожидая того же от других коммуникантов. Креативные люди учатся друг у друга в ходе совместной деятельности, быстро перенимая идеи, доказывающие свою эффективность. При этом идеи рекомбинируются и трансформируются с учетом личностной компоненты и специфики решаемых задач. Этот момент принципиально важен, поскольку в креативной экономике нет места слепому копированию и тиражированию отработанных и «списанных в утиль» идей.

3. Междисциплинарный подход, социальная и профессиональная мобильность. Ключевым элементом сегодня является действительное, фактическое умение синтезировать знания, навыки, умения из самых разных профессиональных областей. Представляется, что успешный человек эпохи фьюжн - это не столько узкий специалист, чьи действия «заточены» под решение узкого спектра профессиональных задач, сколько компетист с фундаментальными знаниями и широкими

возможностями, позволяющими решать самые разные задачи, используя при этом нетривиальные средства и подходы. Междисциплинарный подход, который является трендом в науке последних десятилетий, начинает играть все более заметную роль в практике, в «социальном поле». Скажем, программист со знанием китайского языка сегодня более востребован, нежели программист и китаевед по отдельности.

4. Профессиональная и личностная гибкость, которая позволяет специалисту мобильно, оперативно и адекватно реагировать на изменяющиеся требования профессиональной среды. В этом смысле, уместным будет предположение, что индикатор успешности современного человека - это его способность постоянно подстраивать себя и свои компетентности под требования рынка, находящегося в условиях высокой неопределенности. Сюда же входит умение вовремя отказаться от тиражируемых конкурентами и профессиональной средой идей, «отпустить» все то, что еще вчера приносило неплохой эффект ради создания новых, принципиально инновационных моделей.

5. Стремление к отказу от формализации, причем разных видов - от «формального» подхода к работе до формализованной принадлежности к тем или иным организациям. Главная цель «креативного специалиста» - стать/остаться freelancer - «свободным художником», не связанным четкими рамками формализованных отношений. Подобный подход снимает целый ряд сложностей, характерных для любой корпоративной или бюрократической сложноорганизованной системы: нормированный режим работы, определенное рабочее место, зафиксированный список активностей, называемых «обязанностями». Все эти факторы, по убеждению «креаторов», сковывают свободный дух творчества. Причем, как отмечают эксперты, представители «креативного класса» - это вовсе не лодыри и бездельники, совсем напротив, их отличает постоянное стремление к работе. Процесс генерирования идей может осуществляться только свободно и ничем не сдерживаться. Отсюда характерное стремление freelancer's отказаться от ряда социальных гарантий, которые может дать работа в штате крупной компании ради чистой энергии творческого процесса. Майкл Рейк, председатель совета директоров компании British Telecom, ведущего телекоммуникационного холдинга Великобритании, в свое время сказал, что для успеха в XXI столетии нужно совсем немного: собака, чтобы будить Вас по утрам, стул и стол, за которыми можно сидеть, и ноутбук для работы. Для современного творца этого достаточно.

6. Высокая самооценка и ориентация на профессиональную мобильность. «Работай там, где ты востребован сегодня» - вот девиз, которым руководствуются современные специалисты. Это означает высокие требования, которые человек предъявляет к самому себе. Лучший показатель успешного профессионала - наличие альтернативных предложений на рынке занятости, учитывая, что современный рынок труда - это, по сути, рынок работодателя.

Современные мировые тенденции диктуют необходимость кардинальной реформации системы образования, приведение качества подготовки специалистов в соответствие с требованиями креативной экономики. Современный профессионал должен не только обладать набором определенных идей и знаний, но и способностью генерировать их в течение всей жизни. Иными словами, основная компетентность сегодня - постоянное обновление собственных знаний, умений, навыков; способность регулярно проводить ревизии и отказываться от устаревших и неэффективных способов организации собственной деятельности.

Образование при таком понимании должно реализовывать концепцию «креативного капитала», который включает в себя профессионализм специалиста вместе с интеллектуальным потенциалом и развитыми личностными способностями. Для его формирования необходима соответствующая образовательная среда, четкое понимание организационной структуры образовательного пространства, разработка методологических, гносеологических и организационных концептов.

Подобная задача требует принципиально новых интенсивных образовательных и гуманитарных технологий и подходов, главным из которых является переход от образования предметно-информационного к профессионально-деловому, от догоняющего к опережающему, от репродуктивного к креативному, проактивному.

Литература

1. Баликоев В. З. Общая экономическая теория: Новосибирск, 2000.

2. Барр Р. Политическая экономия: в 2 т. М., 1955. Т. 1.

3. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение. М., 1993. Т. 1, вып. 1.

4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

5. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2001. Т. 3. № 5.

6. Сорос Дж. Алхимия финансов. М., 2010.

7. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3.

8. Самуэльсон П. Экономика. М., 1992. Т. 1.

9. Укусова Е. «Идеепровод» как основа экономики // URL: http://www.strf.ru/organization.aspx? CatalogId=221 &d_no=26234

10. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М., 2007.

11. Хокинс Дж. Креативная экономика: как люди делают деньги из идей. М., 2011.

12. Mapping the creative industries: toolkit. British Council's Creative and Cultural Economy series, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.