Научная статья на тему 'Концептуальные основания экономики знаний: человеческий капитал и антропология креативности'

Концептуальные основания экономики знаний: человеческий капитал и антропология креативности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ КРЕАТИВНОСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Султанов Константин Викторович, Воскресенский Алексей Александрович

Работа посвящена исследованию стратегий понимания экономики знаний в контексте человеческого капитала, а также ключевых качеств креативной личности. Рассматривается эвристический социальный смысл понятия экономики, основанной на знаниях. Даются определения креативной личности, а также их связь с экономикой знаний и образовательными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Султанов Константин Викторович, Воскресенский Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания экономики знаний: человеческий капитал и антропология креативности»

научный поиск

о

УДК 37.01 ББК 74.00

К.в. Султанов, A.A. воскресенский

концептуальные основания экономики знаний: человеческий капитал и Антропология креативности*

Работа посвящена исследованию стратегий понимания экономики знаний в контексте человеческого капитала, а также ключевых качеств креативной личности. Рассматривается эвристический социальный смысл понятия экономики, основанной на знаниях. Даются определения креативной личности, а также их связь с экономикой знаний и образовательными технологиями.

Ключевые слова:

антропология креативности, инновационное развитие, креативная экономика, модернизация, рациональность, творчество, человеческий капитал, экономика знаний.

Одна из важнейших проблем социального развития на пути создания «общества знаний» - поиск тех устойчивых мыслительных моделей, идей или концептов, которые позволят осуществлять успешную эвристику экономических, политических, социокультурных, мировоззренческих, нравственных паттернов в поведении хозяйствующих субъектов и трансляции их в соответствующие социальные и гуманитарные технологии образования.

Не остались в стороне от общемировых тенденций и российские исследователи, вводя в свой терминологический оборот такие понятия, как «экономика, основанная на знаниях», «экономика знаний», «инновационная экономика», «общество знаний», «креативная экономика» и т. д.

Однако при всем многообразии русскоязычных публикаций, в которых употребляются данные термины, до сих пор отсутствуют разработки, объясняющие социально-философские и методологические аспекты изучения экономики знаний и креативной экономики, а также те концепты, которые являются базисными для изучения особенностей функционирования новейших моделей экономической логики и экономического поведения человека. В отечественной научной литературе преобладают работы, относящиеся к тем или иным практическим аспектам

создания креативных индустрий и кластеров, безотносительно к генезису самого термина «экономика знаний», конституирующего принципиально инновационную систему понятий и направлений [3, с. 56]. Кроме того, проведенные исследования, как правило, ограничиваются обсуждением экономики знаний со стороны инструментального подхода - возможностей, перспектив, рисков и технологий построения креативных кластеров и создания венчурного бизнеса. При этом концептуальные проблемы экономики знаний продолжают оставаться изученными в значительно меньшей степени.

На сегодняшний день экономика знаний определяется как деятельность человека, связанная с производством и использованием в профессиональной деятельности знаний, основанная на креативности, воображении, творческом моделировании процессов, высокой роли инновационных технологий, максимально использующих интеллектуальные и творческие возможности человека по решению нестандартных задач в условиях неопределенности. И основная задача этой модели современной инновационной экономики заключается в том, чтобы формировать привлекательный инвестиционный климат, способствовать росту общественного согласия и развитию социальной сферы,

* Исследование поддержано грантом РГНФ № 12-06-00090 Интеллектуальный потенциал инновационного развития России: стратегии модернизации образования.

модернизации образовательного пространства и превращения его в аксиосфе-ру, выступающую мощнейшим стимулом развития аксиологического, экономического, политического и образовательного ландшафта региона и страны.

В рамках экономики знаний формируются новые экономические модели, новые типы социальных отношений, новые культурные парадигмы, рождается новый образ человека. В частности, именно практическое внедрение концепта человеческого капитала в гуманитарные образовательные технологии позволило совершить значительный прорыв в движении на пути к обществу знаний в ряде стран (США, Япония, развитые страны ЕС). Однако разработка этого концепта по преимуществу в рамках и средствами экономики оставила в тени значительные возможности социально-философской аналитики. Категория «человеческий капитал» в качестве научной теории впервые была использована Т. Шульцем, а Г. Беккер развил эту идею, обосновав эффективность инвестиций в человеческий капитал в плане повышения доходности бизнеса, создав тем самым новый подход к изучению экономического поведения человека (до Беккера инвестиции в образование рассматривались скорее как неизбежные расходы, но никак не в качестве источника дохода в будущем). Было подсчитано, что в национальном богатстве развитых стран к концу XX века на долю человеческого капитала приходится от 70 до 80%. Любопытно при этом, что основным «инвестором«, осуществляющим успешные вклады в развитие человеческого капитала, является государство. В России в начале XXI века (2002-2010 гг.) произошло увеличение на 30% доли участия человеческого капитала в национальном богатстве. Таким образом, общее участие человеческого капитала в национальном богатстве составляет чуть менее 50% [8]. Вместе с тем нельзя не отметить и негативные тенденции снижения темпов роста человеческого капитала, важнейшей из которых является старение населения. Впрочем, в последние годы ситуация меняется в лучшую сторону благодаря таким позитивным сдвигам, как снижение коэффициента смертности, увеличение доступности образования, рост заработной платы, возрастающая социальная мобильность населения.

Анализ корреляции процессов смены технологических укладов экономики и типов обществ показывает, что человеческий капитал, циклы его роста и разви-

тия являются главными факторами генерации инновационных волн развития и цикличного развития мировой экономики и общества (научно-технические и промышленные революции). При низком или снижающемся уровне и качестве человеческого капитала инвестиции в индустриальные или высокотехнологичные отрасли не дают существенного эффекта.

В этом смысле развитие экономики знаний и ее высшей стадии - креативной экономики, максимально задействующей человеческий ресурс, зависит от условий существования и перспектив роста национального человеческого капитала, включающего в себя компоненты не только экономические, но и общекультурные. Нельзя не отметить тот факт, что практически во всех государственных программах, стратегиях, официальных документах понятие «человеческий капитал» проскальзывает мимоходом, без четкого прояснения того, что же под ним понимается [8]. Впрочем, тем же недостатком страдает изначальное определение ЧК, данное Т. Шульцем в 1961 г., где человеческий капитал рассматривается по аналогии с обыкновенным, «физическим« капиталом в качестве средства (способа) производства. Существует обоснованная версия о том, что экономическое развитие России должно происходить на основе структурной перестройки и радикальной модернизации образовательных практик. В этом отношении подчеркивается, что уникальность России заключается в наличии двух ключевых конкурентных преимуществ: мощного научного и интеллектуального потенциала и богатейших природных ресурсов. Эти преимущества должны быть объединены в систему, которая станет основой для экономического развития. В частности, Дж. Коулман [9, с. 73] определяет человеческий капитал как отношение успеха в образовании и источник гетерогенности в обществе. Таким образом, капитал начинает определяться как совокупность знаний, навыков, умений, компетентностей человека, расходы на овладение которыми (с помощью образования, переподготовки, повышения квалификации и т. д.) со временем могут приносить человеку существенную прибыль, иными словами - инвестиции в развитие личности. На данном понимании строится система управления знаниями в современном мире, коррелирующая с теорией Т. Парсонса. Напомним, согласно Парсонсу наиболее сложный по организации вид управления - это социальный менеджмент, к которому социо-

о

лог относил все виды управленческой деятельности и регулирования, связанные с воспроизводством человека как социального существа.

При этом нельзя не учитывать тот факт, что человеческий капитал может рассматриваться не только со знаком « + ». Существенную роль играет и отрицательный человеческий капитал, те накопленные за историю стереотипы, клише, матрицы и паттерны поведения, сложившиеся в жизни общества и существенно сдерживающие возможности инновационного развития. До сих пор остается недостаточно ясно, каким образом отрицательный человеческий капитал взаимодействует с прочими подсистемами экономики знаний, между тем как без социально-философского анализа различных форм человеческого капитала адекватное конструирование реальности оказывается затрудненным, а то и невозможным.

Безусловно, ключевой момент, от которого зависит успех в современном мире, -это формирование и развитие инновационно-креативных установок человеческого капитала. Аналитику высшей стадии развития экономики знаний - «креативной экономики» сквозь призму людей, которые ее творят, то есть «креативного класса» - предпринял Р. Флорида. Попытаемся разобраться, что же представляет собой концепт креативной экономики и что он может дать современному российскому образованию, цель которого - производство и воспроизводство человеческого капитала.

Термин «креативность» увидел свет в 1950-х гг. в работах американского психолога П. Торренса и сразу получил широкую популярность. Креативность понималась в психологии как «чувствительность к проблемам дефицита знаний», а также «объединение разнородной информации», связанные с этим стратегии поиска и принятия решений, выработки способов решения конфликтов, формулирование гипотез и разработка плана действий в конкретной ситуации. Иными словами, креативность в социальном аспекте - это процесс, возникающий в сознании человека, порожденный потребностью в снятии конфликта, неизбежно проявляющегося в результате человеческой деятельности в условиях высокой неопределенности внешней или внутренней среды.

В наши дни понятие «креативность» перестало быть атрибутом исключительно человеческой личности, рассматриваясь как свойство нелинейных высокоорганизованных систем взаимодействия. Какие

же качества личности являются наиболее важными с точки зрения обладания определенным капиталом креативности? Современные эксперты [11; 12, с. 7-21; 13, с. 14119; 6. с. 80-82] выделяют следующие:

1. Принципиальная открытость и восприимчивость к новым знаниям и информации, поскольку именно они являются сегодня основным средством производства. При этом мотивация на овладение новыми знаниями идет из внутренних побуждений человека к самосовершенствованию и самореализации.

2. Принципиальная готовность к обмену знаниями внутри профессиональных сообществ и личных контактов. Сегодня мы видим кардинальную реформацию системы обмена идеями, доступ к которым предполагает паритетные условия. То есть один участник коммуникации открывает доступ к своим знаниям, взамен ожидая того же от других коммуникантов. Креативные люди учатся друг у друга в ходе совместной деятельности, быстро перенимая идеи, доказывающие свою эффективность. При этом идеи рекомбинируются и трансформируются с учетом личностной компоненты и специфики решаемых задач. Этот момент принципиально важен, поскольку в креативной экономике нет места слепому копированию и тиражированию отработанных и «списанных в утиль» идей.

3. Междисциплинарный подход, высокая социальная и профессиональная мобильность. Ключевым элементом сегодня является действительное, фактическое умение синтезировать знания, навыки, умения из самых разных профессиональных областей. Представляется, что успешный человек эпохи фьюжн - это не столько узкий специалист, чьи действия «заточены» под решение узкого спектра профессиональных задач, сколько компетист с фундаментальными знаниями и широкими возможностями, позволяющими решать самые разные задачи, используя при этом нетривиальные средства и подходы. Междисциплинарный подход, который является трендом в науке последних десятилетий, начинает играть все более заметную роль в практике, в «социальном поле».

4. Профессиональная и личностная гибкость, которая позволяет специалисту мобильно, оперативно и адекватно реагировать на изменяющиеся требования профессиональной среды. В этом смысле уместным будет предположение, что индикатор успешности современного человека - это его способность постоянно подстраивать себя и свои компетентности под требова-

ния рынка, находящегося в условиях высокой неопределенности. Сюда же входит умение вовремя отказаться от тиражируемых конкурентами и профессиональной средой идей, «отпустить» все то, что еще вчера приносило неплохой эффект, ради создания новых, принципиально инновационных моделей.

5. Стремление к отказу от формализации, причем разных видов - от «формального» подхода к работе до формализованной принадлежности к тем или иным организациям. Главная цель «креативного специалиста» - стать/остаться freelancer -«свободным художником», не связанным четкими рамками формализованных отношений. Подобный подход снимает целый ряд сложностей, характерных для любой корпоративной или бюрократической сложноорганизованной системы: нормированный режим работы, определенное рабочее место, зафиксированный список активностей, называемых «обязанностями». Все эти факторы, по убеждению «креаторов», сковывают свободный дух творчества. Причем, как отмечают эксперты, представители «креативного класса» - это вовсе не лодыри и бездельники, а совсем напротив. Их отличает постоянное стремление к работе. Процесс генерирования идей может осуществляться только свободно, будучи не сдерживаемым ничем. Отсюда характерное стремление freelancer's отказаться от ряда социальных гарантий, которые может дать работа в штате крупной компании, ради чистой энергии творческого процесса. Майкл Рейк, председатель совета директоров компании British Telecom, ведущего телекоммуникационного холдинга Великобритании, в свое время сказал, что для успеха в XXI столетии нужно совсем немного: собака, чтобы будить вас по утрам, стул и стол, за которыми можно сидеть, и ноутбук для работы. Все, для современного творца этого достаточно.

6. Бысокая самооценка и ориентация на профессиональную мобильность. «Работай там, где ты востребован сегодня» - вот девиз, которым руководствуются современные специалисты. Это означает высокие требования, которые человек предъявляет к самому себе. Отсюда бурное и стремительное развитие венчурного бизнеса (в котором все риски ложатся на предпринимателя) и появление нового образа специалиста - «бизнес-ангела», «летающего» по всему миру и работающего там, где ему комфортно в данный момент.

В этом смысле современные мировые тенденции диктуют необходимость карди-

нальной реформации системы образования, приведение качества подготовки специалистов в соответствие с требованиями креативной экономики для построения той модели экономики, где знания, творчество и капитал личности будут играть ключевые роли. Современный профессионал должен не только обладать набором определенных идей и знаний, но и способностью генерировать их в течение всей жизни. Иными словами, ключевая компетентность сегодня - постоянное обновление собственных знаний, умений, навыков; способность регулярно проводить ревизии и отказываться от устаревших и неэффективных способов организации собственной деятельности.

Образование при таком понимании должно реализовывать концепцию «человеческого капитала», который включает в себя профессионализм специалиста вместе с интеллектуальным потенциалом и развитыми личностными и творческими способностями. Для его формирования необходима соответствующая образовательная среда, четкое понимание организационной структуры образовательного пространства, разработка методологических, гносеологических и организационных концептов.

Подобная задача требует принципиально новых интенсивных образовательных и гуманитарных технологий и подходов, главным из которых является переход от образования предметно-информационного к профессионально-деловому, от догоняющего к опережающего, от репродуктивного к креативному, про-активному.

Новый, «креативный» человек формируется уже сегодня, неся с собой совершенно иной тип мышления. В этом смысле российскому образованию необходимо как можно быстрее предложить новый продукт, позволяющий генерировать инновации. В этом заключается еще одна особенность экономики знаний - ее чрезвычайно сложно формализовать, концептуализировать. Системообразующим ядром данной концепции является образовательное пространство страны, модернизация которого с необходимостью приобретает парадигмальный характер для всего общества, перестраивая смысловую и ценностную сферу обитания человека, формируя другой тип рациональности, а также радикально перестраивая ценностно-смысловые ориентации креативного класса [12, с. 75-93]. Особая задача - механизмы становления социокультурного

ядра - капитала личности искомого типа, способной адекватно отвечать вызовам времени, адекватно ориентироваться в обстоятельствах, отчетливо формулировать цели на основании устойчивой системы ценностных ориентиров, прогнозировать развитие событий и ответственно действовать в той или иной сфере общественной практики.

В современной экономике, построенной на знаниях, креативность, по сути, является качеством, противостоящим явлениям стандартизации и унификации мышления, жестко регламентированному поведению, являясь условием и одновременно проявлением человеческой субъективности.

Реальность «знаниевой» парадигмы такова, что человек должен «выстраивать» себя сам, трансформируя и одновременно формируя свою сущность. При этом свобода человека проявляется в способности к самосовершенствованию, самоактуализации, самореализации, которые являются важными этапами становления личности и профессиональной состоятельности.

Задача осложняется тем, что вышеуказанные стратегии развития человеческого капитала и антропологии креативности должны формироваться в условиях военной, экономической, политической и идеологической конкуренции с другими мощными цивилизациями мира. Эти цивилизации агрессивно формируют свое ценностное и смысловое поле, вовлекая

Список литературы:

в него все большее количество людей. Было бы ошибочно, однако, замыкаться только в своей самобытности и не видеть возможности усвоения достижений других цивилизаций. Во взаимодействии с другими системами ценностей российский человеческий капитал получает возможность обогащения и дальнейшего развития, сохраняя при этом черты индивидуальности, выступающие как условие и возможность инновационного развития, представляя при этом интерес для других культур и цивилизаций.

Новая модель рациональности, понимаемая сквозь призму человеческого капитала и антропологии креативности, являет себя в новом пространстве как центр силы в обществе постоянной модернизации -это разделяемые знания, формы социальности, взаимодействия и коммуникации, которые не могут существовать в прежних рамках централизованной системы частной интеллектуальной собственности, что и является фундаментальной основой для успешного функционирования «знание-вой» модели развития экономики и социума. Такой подход предполагает формирование базовых принципов и стратегий для обобщения современных достижений в плане конкретных социокультурных рекомендаций и создания образовательных дисциплин, анализирующих инновационную и креативную составляющие человеческого капитала, который реализуется в различных сферах и видах деятельности.

о

Баликоев В.З. Общая экономическая теория. - Новосибирск: Лада, 2000. - 737 с. Барр Р. Политическая экономия. В 2-х т. Т. 1. - М.: Международные отношения, 1955. - 752 с. Беккер Г. Экономические анализ и человеческое поведение. Т. 1. Вып. 1. - М.: THE SIS, 1993. -С. 3-17.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М.: Культурный центр им. Гете. Медиум, 1996. - 240 с.

Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. Т. 3. - 2005, № 5. - С. 60-74. Воскресенский А.А., Султанов К.В. Креативный капитал: основа модернизации образовательных практик // Философия права. - 2013. № 5 (60). - С. 79-83.

Сорос Дж. Алхимия финансов. - М.: изд-ва Диалектика. Вильямс, 2010. - 208 с.

Корчагин Ю. Российский человеческий капитал теряет качество, деградирует, обесценивается и требует повышенных и приоритетных инвестиций. - Воронеж: ЦИРЭ, 2010. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=70.

Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. - 2001, № 3. - С. 120-139.

[10] Самуэльсон П. Экономика. Т. 1. - М.: Алгон, 1992. - 740 с.

[11] Укусова Е. «Идеепровод« как основа экономики // Наука и технологии РФ. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=26234

[12] Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика-XXI, 2007. - 432 с.

[13] Хокинс Дж. Креативная экономика: как люди делают деньги из идей. - М.: Классика-XXI, 2011. -256 с.

[14] Mapping the creative industries: toolkit. British Council's Creative and Cultural Economy series. 2010. -76 p.

[1] [2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

[8]

[9]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.