Научная статья на тему 'Креативность и самоактуализация в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки'

Креативность и самоактуализация в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1111
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CREATIVITY / SELF-ACTUALIZATION / PURPOSE IN LIFE ORIENTATIONS / EMPATHY / SELFESTEEM / КРЕАТИВНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЭМПАТИЯ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильиных Анастасия Евгеньевна, Асанова Наталья Владимировна, Яшанина Анна Анатольевна

Несмотря на то, что креативность нередко связывают с психопатологией и отклонениями в психическом здоровье, существует и противоположное направление, подчеркивающее созидательную функцию творчества, а именно концепция самоактуализации способности личности выйти за рамки физиологического, психологического и социального уровней потребностей, для того чтобы достичь высшей ступени пирамиды, связанной с реализацией собственных возможностей. Рассматриваются особенности связи креативности и самоактуализации в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки. Регрессионная модель креативности имеет лишь два значимых предиктора проникающая способность в эмпатии и спонтанность. Модель самоактуализации, напротив, может быть с высокой степенью вероятности описана через параметры смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки. Результаты обсуждаются через призму личностных особенностей, характерных для творческих и само-актуализирующихся людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AND SELF-ACTUALIZATION IN THE CONTEXT OF PURPOSE IN LIFE ORIENTATIONS, EMPATHY AND SELF-ESTEEM

Despite the fact that creativity is often associated with psychopathology and mental disorders, there is also the opposite direction, emphasizing a positive role of creativity, namely the concept of self-actualization the individual’s ability to move beyond the physiological, psychological and social levels of needs, in order to achieve the highest level of the pyramid associated with the implementation of self-empowerment. In the article creativity and self-actualization are considered in the context of purpose in life, empathy and self-esteem. Correlation was found only between creativity and spontaneity (self-actualization scale). Regression model of creativity has only two significant predictors such as penetrability and spontaneity. In contrast, the self-actualization model can be explained by most of the purpose in life parameters, empathy and self-esteem. Differences in individual characteristics between creative and self-actualized people are discussed.

Текст научной работы на тему «Креативность и самоактуализация в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки»

УДК 159.922

А. Е. Ильиных, Н. В. Асанова, А. А. Яшанина

КРЕАТИВНОСТЬ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, ЭМПАТИИ И САМООЦЕНКИ

Несмотря на то, что креативность нередко связывают с психопатологией и отклонениями в психическом здоровье, существует и противоположное направление, подчеркивающее созидательную функцию творчества, а именно концепция самоактуализации - способности личности выйти за рамки физиологического, психологического и социального уровней потребностей, для того чтобы достичь высшей ступени пирамиды, связанной с реализацией собственных возможностей. Рассматриваются особенности связи креативности и самоактуализации в контексте смысложизненных ориента-ций, эмпатии и самооценки. Регрессионная модель креативности имеет лишь два значимых предиктора - проникающая способность в эмпатии и спонтанность. Модель самоактуализации, напротив, может быть с высокой степенью вероятности описана через параметры смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки. Результаты обсуждаются через призму личностных особенностей, характерных для творческих и самоактуализирующихся людей.

Ключевые слова: креативность, самоактуализация, смысложизненные ориентации, эмпатия, самооценка.

Ведущие тенденции современного образования направлены на гуманизацию образовательной сферы, актуализацию творческого потенциала обучающихся. Недавние психолого-педагогические исследования (Н. А. Артеменко [1], Ю. Р. Варлакова [2], О. Л. Никольская [3]) подчеркивают, что основной задачей вуза становится не только передача конкретных знаний студентов, но и формирование личности, способной самостоятельно выдвигать и решать различные задачи в нестандартных ситуациях. В связи с этим «возрастает роль самообразования, самореализации личности, а также особое значение приобретает процесс развития креативности как одного из факторов успешной реализации профессиональной деятельности...» [4, с. 22].

Психологические проблемы творчества и креативности разрабатывали многие отечественные и зарубежные исследователи (Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, С. Медник, К. Роджерс, Р. Стернберг, Э. П. Торранс, Д. Шадриков и др.). Несмотря на то, что креативность нередко связывают с психопатологией и отклонениями в психическом здоровье (Andreason, 1987; Ludwig, 1994; Kaufman, 2005), существует и противоположное направление, подчеркивающее созидательную функцию творчества. Речь идет о концепции самоактуализации - способности личности выйти за рамки физиологического, психологического и социального уровней потребностей, для того чтобы достичь высшей ступени пирамиды, связанной с реализацией собственных возможностей (Маслоу, 1968). По мнению Э. И. Мещеряковой и А. В. Ларионовой, «благоприятные предпосылки для развития личности, ее самораскрытия, самореализации, самодостаточности создает креативность» [5, с. 196]. С точки зрения Маслоу, креативность и самоактуализация функционально взаимозависимы: креативность способствует самоактуализации, а самоактуализация обеспечивает развитие креативности [6]. Если бы это было верно, креативные личности демонстрировали бы те же личностные черты, что и самоактуализирующиеся личности. Однако данные эмпирических исследований неоднозначны. Например, Mathes (1978) обнаружил лишь слабую корреляцию между самоактуализацией и креативностью, измеряемой тестами оценки

продуктов креативной деятельности [7]. В связи с этим настоящее исследование представляет собой попытку сравнить феномены самоактуализации и креативности с точки зрения личностных характеристик и выяснить, являются ли предикторами креативности и самоактуализации одни и те же аспекты личности.

Цель исследования. Черты креативной и самоактуализирующейся личности во многом совпадают, но в то же время между ними имеются некоторые различия в эмоциональной и экзистенциальной сферах, а также с точки зрения самооценки. В связи с этим целью настоящего исследования является изучение связи креативности и самоактуализации с позиции личностных характеристик - эмпатии, смысложизненных ориентаций, самооценки. Научная новизна исследования заключается в попытке изучить и обобщить данные о связи креативности, как способности продуцировать необычные идеи, и самоактуализации в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки. Мы предполагаем, что 1) креативность, измеряемая с помощью тестов дивергентного мышления, слабо коррелирует с самоактуализацией; 2) предикторами самоактуализации являются многие параметры эмпатии, смысложизненных ориентаций и самооценки; 3) предикторами креативности не являются эмпатия, смысложизенные ориентации и самооценка.

Выборку составили 120 студентов Новосибирского государственного технического университета (из них 100 девушек, средний возраст 17,8 года ± 1,5 года). К участию в исследовании были привлечены студенты факультета гуманитарного образования. Испытуемые дали свое письменное согласие на участие в исследовании. Тестирование проходило в группах по 15-20 человек и занимало около 2 часов.

Методики оценки креативности. Тест оценки креативного мышления Торренса (Torrance, 1966). Было использовано невербальное задание «Круги». Результаты теста обрабатывались по параметрам «беглость», «гибкость» и «образная оригинальность»». Вербальная оригинальность измерялась с помощью Ассоциативного теста (Mednick, 1962), который включает 20 словесных триад (например «неожиданно - человек - улица»). Испытуемым необходимо было придумать оригинальную лексическую ассоциацию для каждой из этих триад.

Методики оценки личностных характеристик. Уровень самоактуализации определялся при помощи опросника А. В. Лазукина (в адаптации Н. Ф. Калиной, 2002), состоящего из 100 вопросов, подразумевающих ответ «да» или «нет». Опросник содержит 11 шкал: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность и гибкость в общении. Итоговый показатель уровня самоактуализации рассчитывается как сумма значений этих одиннадцати показателей. Более высокие значения соответствуют более высокому уровню самоактуализации.

Для оценки смысложизненных ориентаций был использован тест СЖО Д. А. Леонтьева (1986-1988). Тест состоит из 20 полярных утверждений и содержит следующие шкалы. Цель характеризуется наличием или отсутствием жизненных целей, которые дают человеку понимание его дальнейших действий и временную перспективу. Процесс как наличие интереса к жизни и ее эмоциональная насыщенность. Результат как наличие и удовлетворенность прошлыми достижениями. Также выделяются шкалы - Локус контроля «Я» и Ло-кус контроля «Жизнь» - которые определяют, в какой степени сам человек способен управлять событиями собственной жизни. Низкие баллы по тесту могут свидетельствовать о наличии «экзистенциального вакуума».

Опросник «Эмпатия» (Бойко, 1992) применялся для определения уровня эмпатии и ее составляющих. Данный опросник позволяет измерить уровень шести различных составля-

ющих эмпатии: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии; интуитивный канал эмпатии; установки, препятствующие эмпатии; проникающая способность и идентификация. Итоговый показатель уровня эмпатии рассчитывался как сумма показателей по этим шести шкалам.

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн (1970) проводилась для оценки самими испытуемыми выраженности некоторых качеств, сторон личности в актуальный момент времени. Были использованы следующие шкалы: ум, характер, авторитет среди сверстников, внешность и уверенность в себе.

Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью пакета SPSS (Версия 21). Определение предикторов креативности и самоактуализации проводилось с применением метода множественной регрессии (использовался пошаговый метод включения переменных).

Результаты регрессионного анализа.

Метод множественной регрессии был применен для определения, в какой степени характеристики эмпатии, смысложизненных ориентаций, самооценки могут служить предикторами самоактуализации и следующих параметров креативности: вербальной оригинальности, образной оригинальности, беглости, гибкости и общей креативности. Креативность была включена в регрессионную модель для прогнозирования самоактуализации, а шкалы самоактуализации были включены в регрессионные модели для прогнозирования параметров креативности.

Регрессионная модель креативности. В случае прогнозирования вербальной оригинальности коэффициент регрессии имел значение R = 0,34 (AR2 = 0,12; p < 0,01). Достоверным предиктором оказалась проникающая способность (в = 0,34; t = 3,97; p < 0,001). В регрессии, выполненной для прогнозирования образной оригинальности, коэффициент множественной корреляции равнялся R = 0,23 (AR2 = 0,06; p < 0,04). Только ориентация во времени (параметр самоактуализации) была обнаружена значимым предиктором образной оригинальности (в = -0,23; t = -2,61; p < 0,01). В случае прогнозирования вербальной оригинальности коэффициент регрессии имел значение R = 0,34 (AR2 = 0,12; p < 0,01). Достоверным предиктором оказалась также проникающая способность (параметр эмпатии) (в = 0,34; t = 3,97;p < 0,001). Для беглости и гибкости не обнаружилось достоверных предикторов. Наконец, в регрессионной модели общей креативности коэффициент регрессии имел значение R = 0,28 (AR2 = 0,08; p < 0,01). Достоверными предикторами оказались проникающая способность (в = 0,21; t = 2,31; p < 0,05) и спонтанность (в = 0,18; t = 1,99; p < 0,05).

Регрессионная модель самоактуализации. В результате регрессионного анализа самоактуализации было установлено значение коэффициента множественной корреляции R = 0,63 (AR2 = 0,39; p < 0,000). Достоверными предикторами самоактуализации оказались ло-кус контроля «Жизнь» (в = 0,41; t = 4,96; p < 0,001), интуитивный канал эмпатии (в = 0,20; t = 2,63; p < 0,01), идентификация (в = 0,20; t = 2,58; p < 0,01) и самооценка (в = 0,19; t = 2,24; p < 0,03).

Интерпретация полученных результатов. Основной целью нашего исследования было определение связи и значимых предикторов креативности и самоактуализации. Наличие корреляции между креативностью и самоактуализацией было обнаружено лишь по шкале спонтанность. Если говорить о личностных предикторах креативности, то ими оказались проникающая способность в эмпатии и спонтанность. Ни один из параметров смысло-жизненных ориентаций и самооценки не вошли в регрессионную модель для объяснения показателей креативности. В противоположность этому регрессионный анализ показал, что локус контроля «Жизнь», интуитивный канал эмпатии, идентификация и самооценка

достоверно вносят вклад в объяснение показателей самоактуализации. Самоактуализация положительно и тесно связана с самооценкой, смысложизненными ориентациями и элементами эмпатии. Результаты исследования позволяют сделать несколько теоретических выводов.

Полученные результаты согласуются с теорией Маслоу и с результатами предыдущих исследований [8-10], в соответствии с которыми самоактуализирующаяся личность обладает глубоким чувством эмпатии, самопринятием, положительной самооценкой и свободой выбора, достаточной для того, чтобы выстраивать свою жизнь в соответствии с собственными целями. Регрессионная модель самоактуализации объясняет 39 % ее вариации. По мнению Коростылевой (2005), реализация потенциальных возможностей индивида происходит в результате его собственных усилий и совместной деятельности с другими людьми, с обществом и миром в целом [11].

Кроме того, Маслоу утверждал, что самоактуализирующаяся личность креативна и оригинальна. Полученные нами результаты не подтверждают это. В регрессионной модели ни один из параметров креативности не выявился значимым предиктором самоактуализации. Для оценки уровня креативности мы использовали тесты дивергентного мышления, основным заданием которых является создание оригинальных идей и ассоциаций. Можно отметить, что результаты нашего исследования частично согласуются выводами диссертационного исследования Е. В. Загорной (2015), в котором показано, что существует два уровня самоактуализации, в которых креативность играет различную роль: «трансцендеры» и «просто здоровые» самоактуализирующиеся. Творческий потенциал у «трансцендеров» значительно выше, чем у «просто здоровых» самоактуализирующихся [12].

Однако способность генерировать идеи - это только один аспект креативного процесса [13], и она не сводится к креативной личности или оценке творческих продуктов. Возможно, если бы мы использовали показатели, полученные на основе опросников, описывающих творческие личностные черты, то характеристики креативной личности пересеклись бы с характеристиками самоактуализирующейся личности. Маслоу рассматривал креативность главным образом как образ жизни - способ существования и восприятия. В дальнейшем представляется целесообразным изучение креативности в комплексе психодиагностических средств, использование тестов дивергентного мышления наряду с личностными опросниками.

Если говорить о креативности, достоверными предикторами общей креативности являются проникающая способность и спонтанность. Проникающая способность понимается как способность понимать и принимать чувства и настроения другого человека, создавая благодаря этому атмосферу душевности при общении с окружающими (Бойко, 1992). Эмоции необходимы креативной личности. Результаты, полученные В. С. Ошмариной (2000), наглядно показали, что актеры обладают эмоциональной гиперчувствительностью и более широким спектром эмоций по сравнению с представителями других профессий. Они стараются контролировать свои эмоции, и тем не менее их поведение очень экспрессивно [14]. Flanders (2004) также характеризует креативность как личное исследование и неподдельное проявление эмоциональной сферы [15]. Пока артист не выразил эмоцию, у него нет совершенно точного представления о результате действия. Проникающая способность, имеющая место в креативном процессе, позволяет ощутить, прочувствовать творческий продукт до того, как он будет представлен во внешнем мире. В этом аспекте полученные результаты подтверждают и дополняют полученные ранее сведения о роли эмоциональной сферы в креативности.

Таким образом, мы показали, что предикторами креативности и самоактуализации являются различные личностные характеристики, а именно проникающая способность и спонтанность для креативности, локус контроля «Жизнь», интуитивный канал эмпатии, идентификация и самооценка для самоактуализации. Эти результаты позволяют говорить, что значимость личностных характеристик выше для самоактуализации, чем для креативности, измеряемой тестами дивергентного мышления.

Список литературы

1. Артеменко Н. А. Развитие креативных способностей специалистов как одно из необходимых условий подготовки современного педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 123-124.

2. Варлакова Ю. Р. Теория и методика развития креативности будущих дизайнеров-педагогов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 4 (106). С. 73-75.

3. Никольская О. Л. Психологические основания актуализации творческого потенциала и подготовки студентов педвуза к творческой деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 13 (141). С. 48-55.

4. Дамбуева А. Б. Развитие креативности студентов в процессе изучения курса общей физики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 22-24.

5. Мещерякова Э. И., Ларионова А. В. «Я-креативное» в представлениях студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 196-201.

6. Маслоу А. Г. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья. М., 2000. 258 с.

7. Mathes E. W. Self-actualization, Metavalues, and Creativity // Psychological Reports. 1978. 43. Pp. 215-222.

8. Maslow A. H., Towards A. Psychology of Being (2 nd ed.). New York: Van Nosrtand Reinhold, 1968.

9. Ильиных А. Е. Психологические аспекты развития социальной креативности студентов // Вестн. Томского гос. пед. унта (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 199-203.

10. Асанова Н. В. Роль смысложизненных ориентаций в развитии личностной идентичности студента в образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С. 55-60.

11. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб., 2005.

12. Загорная Е. В. Структура и содержание креативности в контексте самоактуализации личности: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2015. 180 с.

13. Runco M. A., Okuda S. M., & Thurston B. J. (1987). The Psychometric Properties of Four Systems for Scoring Divergent Thinking Tests // Journal of Psychoeducational Assessment. 1987. Vol. 2. Pp. 149-156.

14. Львова И. В. Психологические факторы развития креативности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 19 с.

15. Runco M. A. Creativity: Theories and Themes: Research, Development, and Practice. San Diego, CA: Academic Press, 2007.

Ильиных А. Е., Dr. rer. nat., старший преподаватель. Новосибирский государственный технический университет.

Пр. К. Маркса, 20, Новосибирск, Россия, 630073. E-mail: anastasiya.ilinykh@gmail.com

Асанова Н. В., ассистент.

Новосибирский государственный технический университет.

Пр. К. Маркса, 20, Новосибирск, Россия, 630073. E-mail: asanovan@ngs.ru

Яшанина А. А., ассистент.

Новосибирский государственный технический университет.

Пр. К. Маркса, 20, Новосибирск, Россия, 630073. E-mail: tais4@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 21.02.2015.

A. E. Ilinykh, N. V. Asanova, A. A. Yashanina

CREATIVITY AND SELF-ACTUALIZATION IN THE CONTEXT OF PURPOSE IN LIFE ORIENTATIONS, EMPATHY

AND SELF-ESTEEM

Despite the fact that creativity is often associated with psychopathology and mental disorders, there is also the opposite direction, emphasizing a positive role of creativity, namely the concept of self-actualization - the individual's ability to move beyond the physiological, psychological and social levels of needs, in order to achieve the highest level of the pyramid associated with the implementation of self-empowerment. In the article creativity and self-actualization are considered in the context of purpose in life, empathy and self-esteem. Correlation was found only between creativity and spontaneity (self-actualization scale). Regression model of creativity has only two significant predictors such as penetrability and spontaneity. In contrast, the self-actualization model can be explained by most of the purpose in life parameters, empathy and self-esteem. Differences in individual characteristics between creative and self-actualized people are discussed.

Key words: creativity, self-actualization, purpose in life orientations, empathy, self-esteem.

References

1. Artemenko N. A. Razvitiye kreativnykh sposobnostey spetsialistov kak odno iz neobkhodimykh usloviy podgotovki sovremennogo pedagoga [Development of creative abilities of specialists as one of the necessary conditions for the preparation of the modern teacher]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2006, no. 10 (61), pp. 123-124 (in Russian).

2. Varlakova Yu. R. Teoriya i metodika razvitiya kreativnosti budushchikh dizaynerov-pedagogov [Theory and methods of development of creativity of future designers and educators]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 4 (106), pp. 73-75 (in Russian).

3. Nikol'skaya O. L. Psikhologicheskiye osnovaniya aktualizatsii tvorcheskogo potentsiala i podgotovki studentov pedvuza k tvorcheskoy deyatel'nosti [Psychological bases of actualization of creativity and training students of pedagogical university to creative activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 13 (141), pp. 48-55 (in Russian).

4. Dambueva A. B. Razvitiye kreativnosti studentov v protsesse izucheniya kursa obshchey fiziki [Developing creativity of students when taking the course in general physics]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2013, no. 1 (129), pp. 22-24 (in Russian).

5. Meshcheryakova E. I., Larionova A. V. «Ya-kreativnoye» v predstavleniyakh studentov ['I-creative' in students's understanding]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 5 (133), pp. 196-201 (in Russian).

6. Maslou A. G. Samoaktualizirovannyye lyudi: issledovaniya psihologicheskogo zdorov'ya [Self-actualized people: The study of mental health]. Moscow, 2000. 258 p. (in Russian).

7. Mathes E. W. Self-actualization, Metavalues, and Creativity. Psychological Reports, 1978, no. 43, pp. 215-222.

8. Maslow A. H., Towards A. Psychology of Being (2nd ed.). New York: Van Nosrtand Reinhold, 1968.

9. Ilinykh A. E. Psikhologicheskiye aspekty razvitiya sotsial'noy kreativnosti studentov [Psychological aspects of social creativity development]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 6. (108), pp. 199-203 (in Russian).

10. Asanova N. V. Rol' smyslozhiznennykh orientatsiy v razvitii lichnostnoy identichnosti studenta v obrazovatel'nom protsesse [Role of purpose in life in personal identity development in students]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal- Siberian Pedagogical Journal, 2012, no. 8, pp. 55-60 (in Russian).

11. Korostyleva L. A. Psihologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional'noy sfere [Psychology of personality self-realization: Difficulties in professional sphere]. St. Petersburg, 2005 (in Russian).

12. Zagornaya E. V. Struktura i soderzhaniye kreativnosti v kontekste samoaktualizatsii lichnosti: Dis. kand. psikhol. nauk [Structure and content of creativity in the context of self-actualization. Thesis of cand. psychol. sci.]. St. Petersburg, 2015, 180 p. (in Russian).

13. Runco M. A., Okuda S. M., & Thurston B. J. (1987). The Psychometric Properties of Four Systems for Scoring Divergent Thinking Tests. Journal of Psychoeducational Assessment, 1987, no. 2, pp. 149-156.

14. L'vova I. V. Psikhologicheskiye faktory razvitiya kreativnosti lichnosti. Dis. kand. psikhol. nauk [Psychological factors of creativity development: Thesis of cand. psychol. sci.]. Novosibirsk, 2005, 19 p. (in Russian).

15. Runco, M. A. Creativity: Theories and Themes: Research, Development, and Practice. San Diego, CA: Academic Press, 2007.

Ilinykh A. E.

Novosibirsk State Technical University.

Pr. K. Marksa, 20, Novosibirsk, Russia, 630073. E-mail: anastasiya.ilinykh@gmail.com

Asanova N. V.

Novosibirsk State Technical University.

Pr. K. Marksa, 20, Novosibirsk, Russia, 630073. E-mail: asanovan@ngs.ru

Yashanina A. A.

Novosibirsk State Technical University.

Pr. K. Marksa, 20, Novosibirsk, Russia, 630073. E-mail: tais4@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.