Научная статья на тему 'Специфика связи самоактуализации и психометрической креативности'

Специфика связи самоактуализации и психометрической креативности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
608
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТЕСТЫ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЭМПАТИЯ / САМООЦЕНКА / CREATIVITY / DIVERGENT THINKING TESTS / SELF-ACTUALIZATION / PURPOSE IN LIFE ORIENTATIONS / EMPATHY / SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильиных Анастасия Евгеньевна, Асанова Наталья Владимировна

Предпринята попытка изучения связи креативности, измеренной тестами дивергентного мышления, и самоактуализации. Эмпирическая база исследования составила 120 человек (100 девушек, возраст от 17 до 22 лет). В качестве методик использовались «Опросник самоактуализации» (А. В. Лазукин), тест Э. Торренса (TTCT), «Ассоциативный тест» С. Медника (RAT), тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, опросник «Эмпатия» В. Бойко и методика оценки самооценки Дембо Рубинштейн. Несмотря на наличие данных, доказывающих сходство черт творческой и самоактуализирующейся личности, в нашем исследовании в результате корреляционного и регрессионного анализа обнаружено, что психометрическая креативность не связана с характеристиками самоактуализирующейся личности, в том числе, в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки. Результаты обсуждаются через призму личностных особенностей, характерных для творческих и самоактуализирующихся людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of the Association between Self-Actualization and Psychometric Creativity

The study attempted to examine the association between creativity measured by divergent thinking tests, and self-actualization. The empirical base was 120 students (100 females, 17 to 22 years of age). The following assessment methods were administered: Self-actualization questionnaire (A. V. Lazukin), E. Torrance Test of Creative Thinking, Remote Associates Test (S. Mednick), Purpose-in-Life Orientations Test (D. A. Leontyev), Questionnaire «Empathy» (V. Boyko), and Self-esteem scale (Dembo Rubinstein). Previous findings show the similarity of characteristics of creative and self-actualizing personality. In our study, correlation and regression analysis showed that psychometric creativity is not associated with characteristics of selfactualizing personality, emphasizing the purpose-in-life orientations, empathy and self-esteem. The personality’s differences between creative and self-actualizing people are discussed.

Текст научной работы на тему «Специфика связи самоактуализации и психометрической креативности»

УДК 159.9.072.432

СПЕЦИФИКА СВЯЗИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ

А. Е. Ильиных, Н. В. Асанова

Ильиных Анастасия Евгеньевна - старший преподаватель, кафедра психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, Россия E-mail: banyuhova@gmail.com

Асанова Наталья Владимировна - ассистент, кафедра психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, Россия E-mail: asanovan@ngs.ru

Предпринята попытка изучения связи креативности, измеренной тестами дивергентного мышления, и самоактуализации. Эмпирическая база исследования составила 120 человек (100 девушек, возраст от 17 до 22 лет). В качестве методик использовались «Опросник самоактуализации» (А. В. Лазукин), тест Э. Торренса (TTCT), «Ассоциативный тест» С. Медника (RAT), тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, опросник «Эмпа-тия» В. Бойко и методика оценки самооценки Дембо - Рубинштейн. Несмотря на наличие данных, доказывающих сходство черт творческой и самоактуализирующейся личности, в нашем исследовании в результате корреляционного и регрессионного анализа обнаружено, что психометрическая креативность не связана с характеристиками самоактуализирующейся личности, в том числе, в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки. Результаты обсуждаются через призму личностных особенностей, характерных для творческих и самоактуализирующихся людей.

Ключевые слова: креативность, тесты дивергентного мышления, самоактуализация, смысложизненные ориентации, эмпатия, самооценка.

DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-1-80-84 Введение

Несмотря на то, что креативность нередко связывают с психопатологией и отклонениями в психическом здоровье, существует и противоположное направление, подчеркивающее созидательную функцию творчества, а именно концепция самоактуализации - способности личности выйти за рамки физиологического, психологического и социального уровней потребностей для того, чтобы достичь высшей ступени пирамиды, связанной с реализацией собственных возможностей. Можно предположить, что именно креативность является одним из необходимых личностных факторов самоактуализации.

Теоретический анализ проблемы

Концепция самоактуализации была разработана А. Маслоу на основе собственного эмпирического исследования. Определяя характеристики

самоактуализирующихся людей, А. Маслоу выделил принятие себя, принятие других людей и (окружающей) природы, стремление к уединённости, независимость, сосредоточенность на решении проблем, независимость от культурных штампов и окружения, демократический характер

[1]. Вслед за Маслоу К. Роджерс (1969) описывает основные характеристики самоактуализирующихся людей: 1) они открыты новому опыту, всем внешним и внутренним стимулам, испытывают как положительные, так и отрицательные эмоции, причём не сдерживают последние; 2) живут экзистенциально, постоянно находятся в процессе изменений, обладают гибкостью и способностью приспосабливаться; 3) самоактуализирующиеся люди имеют внутренний локус контроля; 4) креативны и чувствуют реализацию своего потенциала

[2]. М. Яипео и М. ВаИ^а (1986) выявили следующие характеристики самоактуализирующихся людей: уверенность, внутреннюю мотивацию, предпочтение эстетических переживаний, независимость, энергичность, разнообразие интересов и толерантность к неопределённости [3].

Как и в случае с самоактуализацией, креативную личность можно описать с точки зрения когнитивных, социальных и мотивационно-эмо-циональных характеристик. К. Мартиндейл (1989) выдвинул гипотезу о том, что настоящие креативные достижения возможны только при наличии единства познавательных способностей и матрицы мотивационно-личностных характеристик. Что касается последних, то с креативным поведением связаны самоуважение, высокая энергетика, широта интересов, восприимчивость к проблемам, андрогиния, любознательность, энтузиазм и глубина эмоций, предпочтение труднодостижимых целей. В. Н. Дружинин (2005) вносит в число важных характеристик креативности независимость, широту взглядов, высокий уровень толерантности к неопределённости, развитое эстетическое чувство и уверенность в собственных способностях [4].

Обобщая, можно сказать, что креативная личность открыта новым знаниям, ей свойственно самопринятие и уверенность в собственных способностях, она эмоционально восприимчива и отдаёт предпочтение труднодостижимым творческим целям. Таким образом, прослеживаются чёткие параллели между особенностями, характеризующими креативных людей, и особенностями, описанными у самоактуализирующихся личностей.

© Ильиных А. Е., Асанова Н. В., 2017

Несмотря на совпадение некоторых черт креативной и самоактуализирующейся личностей, между ними существуют и различия. Если говорить об эмоциональной сфере, многие исследования показали, что креативная личность характеризуется эмоциональной восприимчивостью (Jamison, 1993; Richards & Kinney, 1990), тревожностью (Andreasen & Glick, 1988), а также более высокой частотой случаев аффективных расстройств (Bakker, 1991). Это не относится к здоровым, в полной мере самоактуализирующимся индивидам [1, 2]. Самоактуализирующиеся личности обладают глубоким чувством эмпатии [5]. Эмпатию определяют как способность разделять, ощущать или представлять переживания других людей (Batson, 2009) и ассоциируют с сочувствием и просоциальным поведением (Preston & de Waal, 2002).

Что касается результатов исследований экзистенциального аспекта, самоактуализация оказалась тесно связана с конструктом смысла жизни (Rhoades & McFarland, 2000). Поиск смысла и цели в жизни внутренне присущ человеческой натуре и является неотъемлемым элементом психологического функционирования [6]. С другой стороны, результаты исследований креативности свидетельствуют, что креативность часто связана с психическими расстройствами, алкоголизмом и даже с суицидальным поведением (Kuaqa et al., 2012). Эти синдромы могут скорее указывать на убеждённость в бессмысленности жизни, чем служить признаками поиска жизненной цели.

Противоречивые данные имеются в отношении самооценки и самоуважения. Потребность в самоуважении представляет собой четвёртый уровень потребностей, согласно теории Мас-лоу, и удовлетворение этих потребностей придаёт человеку уверенность и независимость. R. H. Maki и S. Smith (2002) высказали мысль, что самоуважение представляет собой один из факторов, обусловливающих поведение человека. Исследования показали, что люди с более высокой самооценкой также показывают более высокую продуктивность, обладают более высоким статусом и, как правило, редко страдают психосоциальными расстройствами. Самоуважению сопутствуют позитивное отношение к жизни, а также личностный рост и самоактуализация (Abdi & Bagheri, 2012). Вместе с тем, если говорить о креативности, G. A. Jaquish и R. E. Richard (1980) обнаружили, что уровень самооценки достоверно коррелирует с дивергентным мышлением только у детей возраста от 9 до 12 лет [7].

Черты креативной и самоактуализирующейся личности во многом совпадают, но в то же время между ними имеются некоторые различия с точки зрения самооценки в эмоциональной и экзистенциальной сферах. В связи с этим целью настоящего исследования является изучение связи креативности и характеристик самоактуализации

в контексте личностных характеристик - эмпатии, смысложизненных ориентаций, самооценки.

Выборка, методика и методы исследования

Выборку составили 120 студентов факультета гуманитарного образования Новосибирского государственного технического университета (из них 100 девушек, средний возраст 17,8 года ± 1,5 года). Испытуемые дали письменное согласие на участие в исследовании.

Измерение показателей креативности - образная беглость, образная гибкость, образная оригинальность, вербальная оригинальность, общая креативность - осуществлялось при помощи теста оценки креативного мышления Э. Торренса (задание «Круги») и Ассоциативного теста С. Медника.

Уровень самоактуализации определялся при помощи опросника А. В. Лазукина (в адаптации Н. Ф. Калиной, 2002). Оценка смысложизненных ориентаций осуществлялась при помощи теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева (1986-1988). Опросник «Эмпатия» (В. Бойко, 1992) применялся для определения уровня эмпатии и её составляющих. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн (1970) проводилась для оценки самими испытуемыми выраженности некоторых качеств, сторон личности в актуальный момент времени.

Корреляционный анализ осуществлялся при помощи коэффициента корреляции Пирсона. Определение предикторов креативности и самоактуализации проводилось с применением метода множественной регрессии (использовался пошаговый метод включения переменных), использовался статистический пакет SPSS (Версия 21).

Результаты исследования и их обсуждение

Корреляционный анализ. Относительно связи параметров самоактуализации и креативности было обнаружено, что образная оригинальность и общая креативность значимо положительно коррелируют с параметром самоактуализации «спонтанность» (r = 0,18, p < 0,05; r = 0,19, p < 0,05 соответственно).

Образная оригинальность отрицательно связана с параметрами СЖО «процесс», r = -0,21, p < 0,03, «результат», r = -0,22, p < 0,02. Проникающая способность в эмпатии значимо положительно коррелирует с вербальной оригинальностью, r = 0,34,p < 0,001 и с общей креативностью, r = 0,21,p < 0,02. Корреляций между креативностью и самооценкой обнаружено не было.

Что касается связи самоакутализации с личностными особенностями, то общий уровень самоаактуализации положительно значимо связан с интуитивным каналом эмпатии, r = 0,27, p < 0,001, идентификацией, r = 0,29, p < 0,001,

уровнем эмпатии, г = 0,20, р < 0,03. Также самоактуализация положительно связана со всеми шкалы теста СЖО: цель, г = 0,34,р < 0,001, процесс. г = 0,44, р < 0,001, результат, г = 0,39, р < 0,001, локус контроля «Я», г = 0,41, р < 0,001, локус контроля «Жизнь», г = 0,51,р < 0,001, суммарный показатель, г = 0,45, р < 0,001. Равным образом с самоактуализацией достоверно положительно коррелируют почти все параметры самооценки: характер, г = 0,31, р < 0,001, авторитет среди ровесников, г = 0,18,р < 0,05, внешность, г = 0,36, р < 0,001, уверенность в себе, г = 0,41, р < 0,001 и общая самооценка, г = 0,38, р < 0,001.

Корреляционный анализ отразил количество возможных корреляций между креативностью, самоактуализацией и личностными особенностями (таблица).

Количество положительных/отрицательных корреляций между креативностью, самоактуализацией и личностными характеристиками

Параметры Цель в жизни Эмпатия Самооценка

Креативность 0 / 2 / 30 2 / 0 / 35 0 / 0 / 30

Самоактуализация 47/0 / 76 15 / 2 / 84 31/ 1 / 72

Примечание. Положительные корреляции / отрицательная корреляция / возможное количество корреляций.

Регрессионный анализ. Регрессионная модель креативности. В случае прогнозирования вербальной оригинальности коэффициент регрессии имел значение Я = 0,34 (ДЯ2 = 0,12, р < 0,01). Достоверным предиктором оказалась проникающая способность, в = 0,34, t = 3,97, р < 0,001. В регрессионной модели образной оригинальности коэффициент множественной корреляции равнялся Я = 0,23 (ДЯ2 = 0,06, р < 0,04). Только ориентация во времени (параметр самоактуализации) была обнаружена значимым предиктором образной оригинальности, в = -0,23, t = -2,61, р < 0,01. В случае прогнозирования вербальной оригинальности коэффициент регрессии имел значение Я = 0,34 (ДЯ2 = 0,12, р < 0,01). Достоверным предиктором оказалась также проникающая способность, в = 0,34, t=3,97, р < 0,001. Для беглости и гибкости не обнаружилось достоверных предикторов. Наконец, в регрессионной модели общей креативности коэффициент регрессии имел значение Я = 0,28 (ДЯ2 = 0,08, р < 0,01). Достоверными предикторами оказались проникающая способность, в = 0,21, t = 2,31, р < 0,05 и спонтанность, в = 0,18, t = 1,99,р < 0,05.

Регрессионная модель самоактуализации. В результате регрессионного анализа самоактуализации было установлено значение коэффициента множественной корреляции Я = 0,63 (ДЯ2 = 0,39, р < 0,000). Достоверными предикторами самоак-

туализации оказались локус контроля «Жизнь», в = 0,41, t = 4,96, р < 0,001, интуитивный канал эмпатии, в = 0,20, t = 2,63, р < 0,01, идентификация, в = 0,20, t = 2,58,р < 0,01 и самооценка, в = = 0,19, t = 2,24,р < 0,03.

Таким образом, наличие корреляции между креативностью и самоактуализацией было обнаружено лишь по шкале спонтанность. Если говорить о личностных предикторах креативности, то ими оказались проникающая способность в эмпатии и спонтанность. Ни один из параметров смысложизненных ориентаций и самооценки не вошел в регрессионную модель для объяснения показателей креативности. В противоположность этому, регрессионный анализ показал, что локус контроля «Жизнь», интуитивный канал эмпатии, идентификация и самооценка достоверно вносят вклад в объяснение показателей самоактуализации. Самоактуализация положительно и тесно связана с самооценкой, смысложизненными ориентациями и с элементами эмпатии. Результаты исследования позволяют сделать несколько теоретических выводов.

Полученные результаты согласуются с теорией Маслоу и с результатами предыдущих исследований [5, 6, 8, 9], в соответствии с которыми самоактуализирующаяся личность обладает глубоким чувством эмпатии, самопринятием, положительной самооценкой и свободой выбора, достаточной для того, чтобы выстраивать свою жизнь в соответствии с собственными целями. Кроме того, Маслоу утверждал, что самоактуализирующаяся личность креативна и оригинальна. Полученные нами результаты не подтверждают это. В регрессионной модели ни один из параметров креативности не является значимым предиктором самоактуализации. Для оценки уровня креативности мы использовали тесты дивергентного мышления, основным заданием которых является создание оригинальных идей и ассоциаций. Мы не применяли тесты самооценки творческого потенциала или методики оценки творческих достижений. Можно отметить, что результаты нашего исследования частично согласуются с выводами диссертационного исследования Е. В. Загорной (2015), в котором показано, что существует два уровня самоактуализации, в которых креативность играет различную роль: «трансцендеры» и «просто здоровые» самоактуализирующиеся. Творческий потенциал первых значительно выше, чем у «просто здоровых» самоактуализирующихся [10].

Говоря о креативности, достоверными предикторами общей креативности являются проникающая способность в эмпатии и спонтанность. Проникающая способность понимается как способность понимать и принимать чувства и настроения другого человека, создавая атмосферу душевности при общении с окружающими (Бойко, 1992). Эмоции необходимы креативной личности. Результаты,

полученные В. С. Ошмариной (2000), наглядно показали, что актеры обладают эмоциональной гиперчувствительностью и более широким спектром эмоций, по сравнению с представителями других профессий. Проникающая способность, имеющая место в креативном процессе, позволяет ощутить, прочувствовать творческий продукт, до того как он будет представлен во внешнем мире [11]. В этом аспекте полученные результаты подтверждают и дополняют полученные ранее сведения о роли эмоциональной сферы в креативности.

Заключение

Было показано, что предикторами креативности и самоактуализации являются различные личностные характеристики. Исходя из этого, креативность, измеряемая психометрическим методом, не соответствует самоактуализирующей креативности. С точки зрения M. Csikszentmihalyi (1990), креативность рассматривается как состояние потока. Поток - это психическое состояние, при котором человек, выполняющий какие-либо действия, в процессе их выполнения полностью охватывается ощущением энергетической концентрации, полной вовлечённости в процесс и удовольствия. Эта концепция описывает креативность как нечто большее, чем генерацию идей, измеряемую тестами дивергентного мышления, вероятно, согласно которой креативность намного более тесно связана с самоактуализацией.

Несмотря на полученные результаты и теоретические выводы, проведенное исследование имеет некоторые недостатки. В частности, в проведенном исследовании выборка состояла в основном из девушек. По результатам ряда исследований, обнаруживались половые различия в показателях самоактуализации (Bledsoe. 1973; Foulds & Warehime, 1971; Schroeder, 1973; Shostrom, 1966; Runco, 2007) [12]. Эти различия в основном свидетельствовали о более высоком уровне самоактуализации у лиц женского пола. В недавнем исследовании Okech и Chambers (2012) было обнаружено, что средняя величина дисперсии самоактуализации обусловливалась полом испытуемых. Наши результаты не подтверждают это. Поскольку из-за численного превосходства девушек в выборке «пол» был включен в анализ в качестве коварианта, то полученные результаты могут быть применены для описания особенностей связи креативности и самоактуализации как девушек, так и юношей. Это согласуется с идеей андрогинии применительно к самоактуализирующимся личностям. Более гибкое восприятие концепции пола связано с более высоким уровнем

самоактуализации. Еще один недостаток этого исследования заключается в том, что оно было проведено на выборке, состоящей из студентов. Вероятно, с возрастом связь между самоактуализацией и креативностью становится теснее. Это предположение могло бы положить начало дальнейшим исследованиям.

В последующем представляется целесообразным изучение креативности в комплексе психодиагностических средств, использование тестов дивергентного мышления наряду с личностными опросниками.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке Новосибирского государственного технического университета (2016 г.), грант С-8 «Кросс-культурное исследование психологических аспектов перехода потенциальной креативности в творческую активность».

Библиографический список

1. МаслоуА. Г. Самоактуализированные люди : исследования психологического здоровья. М., 2000. 258 с.

2. Rogers C. On becoming a person : a therapist's view of psychotherapy. Boston, 1995. 413 p.

3. Runco M. A., Bahleda M. D. Implicit theories of artistic, scientific, and everyday creativity // The Journal of Creative Behavior. 1986. Vol. 20, iss. 2. P. 93-98.

4. Дружинин В. Н. Психология творчества // Психол. журн. 2005. № 5. С. 101-110.

5. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности : затруднения в профессиональной сфере. СПб., 2005. 222 с.

6. MaslowA. Towards a psychology of being. 2nd ed. N.Y., 1968. 240 p.

7. Mathes E. W. Self-actualization, metavalues, and creativity // Psychological Reports. 1978. Vol. 43, iss. 1. P. 215-222.

8. Ильиных А. Е. Социальная креативность личности : психологическая структура // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, вып 3. С. 74-77.

9. ГригорьеваМ. В., ЗаболотинаЕ. Н. Творческая активность и самоактуализация личности подростка // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 3. С. 273-279.

10. Загорная Е. В. Структура и содержание креативности в контексте самоактуализации личности : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2015. 180 с.

11. Львова И. В. Психологические факторы развития креативности личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 19 с.

12. Runco M. A. Creativity : theories and themes : research, development, and practice. San Diego, 2007. 504 p.

Образец для цитирования:

Ильиных А. Е., Асанова Н. В. Специфика связи самоактуализации и психометрической креативности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 1 (21). С. 80-84. Б01: 10.18500/2304-9790-2017-6-1-80-84.

Specificity of the Association between Self-Actualization and Psychometric Creativity

Anastasia E. Il'inykh

Novosibirsk State Technical University

20, K. Marksa ave., Novosibirsk, 630073, Russia

E-mail: banyuhova@gmail.com

Natalya V. Asanova

Novosibirsk State Technical University

20, K. Marksa ave., Novosibirsk, 630073, Russia

E-mail: asanovan@ngs.ru

The study attempted to examine the association between creativity measured by divergent thinking tests, and self-actualization. The empirical base was 120 students (100 females, 17 to 22 years of age). The following assessment methods were administered: Self-actualization questionnaire (A. V. Lazukin), E. Torrance Test of Creative Thinking, Remote Associates Test (S. Mednick), Purpose-in-Life Orientations Test (D. A. Leontyev), Questionnaire «Empathy» (V. Boyko), and Self-esteem scale (Dembo - Rubinstein). Previous findings show the similarity of characteristics of creative and self-actualizing personality. In our study, correlation and regression analysis showed that psychometric creativity is not associated with characteristics of self-actualizing personality, emphasizing the purpose-in-life orientations, empathy and self-esteem. The personality's differences between creative and self-actualizing people are discussed. Key words: creativity, divergent thinking tests, self-actualization, purpose in life orientations, empathy, self-esteem.

Acknowledgements: The study was sponsored by Novosibirsk State Technical University (in 2016), grant C-8 «Cross-cultural study on psychological aspects of the transition of potential creativity to creative activity».

References

1. Maslow A.G. Samoaktualizirovannye lyudi: issledo-vaniya psikhologicheskogo zdorov'ya (Self-actualized people: The study of mental health). Moscow, 2000. 258 p. (in Russian, trans. from English).

2. Rogers C. On becoming a person: a therapist's view of psychotherapy. Boston, 1995. 413 p.

3. Runco M. A., Bahleda M. D. Implicit theories of artistic, scientific, and everyday creativity. The Journal of Creative Behavior, 1986, vol. 20, iss. 2, pp. 93-98.

4. Druzhinin V. N. Psikhologiya tvorchestva (Psychology of creativity). Psikhologicheskiy zhurnal (Psychological Journal), 2005, no. 5, pp. 101-110 (in Russian).

5. Korostyleva L. A. Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional'noy sfere (Psychology of personality self-realization: Difficulties in professional sphere). St. Petersburg, 2005. 222 p. (in Russian).

6. Maslow A. Towards a psychology of being. 2nd ed. New York, 1968. 240 p.

7. Mathes E. W. Self-actualization, metavalues, and creativity. Psychological reports, 1978, vol. 43, iss 1, pp. 215-222.

8. Il'inykh A. E. Sotsial'naya kreativnost'lichnosti: psik-hologicheskaya struktura (Personality's social creativity: psychological structure). Izv. Saratov univ. (N.S.), Ser. Philosophy. Paychology. Pedagogy, 2011, vol. 11, iss. 3, pp. 74-77 (in Russian).

9. Grigor'eva M. V., Zabolotina E. N. Tvorcheskaya aktivnost' i samoaktualizatsiya lichnosti podrostka (Creative activity and self-actualization of teenager' personality). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2013, vol. 2, iss. 3, pp. 273-279 (in Russian).

10. Zagornaya E. V. Struktura i soderzhanie kreativnosti v kontekste samoaktualizatsii lichnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk (Structure and content of creativity in context of personality's self-actualization. Diss. ... cand. of psychology). St. Petersburg, 2015. 180 p. (in Russian).

11. L'vova I. V. Psikhologicheskie faktory razvitiya kreativnosti lichnosti: avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk (Psychological factors of creativity development. Diss. ... cand. of psychology). Novosibirsk, 2005. 19 p. (in Russian).

12. Runco M. A. Creativity: theories and themes: research, development, and practice. San Diego, 2007. 504 p.

Cite this article as:

Il'inykh A. E., Asanova N. V. Specificity of the Association between Self-Actualization and Psychometric Creativity. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 1 (21), pp. 80-84 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-1-80-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.