Научная статья на тему 'Краткий обзор нормативно-правовой базы по профессиональной ориентации в Российской Федерации'

Краткий обзор нормативно-правовой базы по профессиональной ориентации в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4963
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / "НАША НОВАЯ ШКОЛА" / ПОЛОЖЕНИЕ / PROFESSIONAL ORIENTATION / LEGAL FRAMEWORK / THE PRESIDENT''S ORDER / FEDERAL LAW / "OUR NEW SCHOOL" / STATEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонова Елизавета Аркадьевна, Дрозд Евгений Валериевич

Статья посвящена краткому обзору нормативно-правовой базы по профессиональной ориентации в Российской Федерации. В данной статье приведены выдержки из нормативно-правовых документов Российской Федерации в части, касающейся профориентации школьников: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива«Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271), Федеральный закон от 24 июля 1998г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановление ПравительстваРФ от 27 сентября 1996 г. N1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологическойподдержки населения в Российской Федерации», Послание Президента РФ Федеральному Собранию от12.12.2013 «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию», Поручение ПрезидентаРоссийской Федерации от 19 марта 2011 года N Пр-634, Об исполнении поручения Президента по включению вобразовательные стандарты требований, направленных на раннюю профориентацию учащихся (30 марта 2011года), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ N 26 от 10 июля 2015 г. «Об утвержденииСанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения ивоспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основнымобщеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A brief overview of the regulatory framework for professional orientation in the Russian Federation

The article is devoted to a brief review of the regulatory framework for professional orientation in the Russian Federation. This article contains excerpts from legal documents of the Russian Federation in the part concerning vocational guidance of pupils: Federal law of 29 December 2012 No 273-FZ "On education in Russian Federation", national educational initiative "Our new school" (appr. The President of the Russian Federation of 4 February 2010, No PR-271), the Federal law of 24 July 1998. No 124-FZ "On basic guarantees of child rights in the Russian Federation", RF Government Decree of 27 September 1996 N1 "On approval of the regulation on professional orientation and psychological support of the population in the Russian Federation", the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on 12.12.2013 "the Message of the President of the Russian Federation Vladimir Putin to the Federal Assembly", the order of the President of the Russian Federation from March 19, 2011 No PR-634, On the orders of the President for inclusion in the educational standards aimed at early vocational guidance of pupils (30 March 2011), the Resolution of the Chief state sanitary doctor of the Russian Federation No 26 from July 10, 2015 "On approval SanPiN 2.4.2.3286-15 "Sanitary-epidemiological requirements to conditions and organization of training and education in organizations engaged in educational activities on the basic General education adapted to programs for students with disabilities".

Текст научной работы на тему «Краткий обзор нормативно-правовой базы по профессиональной ориентации в Российской Федерации»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-01/ Дата публикации: 1.03.2016 № 1 (19). С. 26-30. УДК 37

Е. В. дрозд, Е. А. Харитонова

Кратким обзор нормативно-правовом базы по профессиональной ориентации в Российском Федерации

Статья посвящена краткому обзору нормативно-правовой базы по профессиональной ориентации в Российской Федерации. В данной статье приведены выдержки из нормативно-правовых документов Российской Федерации в части, касающейся профориентации школьников: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271), Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 27 сентября 1996 г. N1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации», Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию», Поручение Президента Российской Федерации от 19 марта 2011 года N Пр-634, Об исполнении поручения Президента по включению в образовательные стандарты требований, направленных на раннюю профориентацию учащихся (30 марта 2011 года), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ N 26 от 10 июля 2015 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Ключевые слова: профессиональная ориентация, нормативно-правовая база, Поручение президента, Федеральный закон, «Наша новая школа», Положение

Perspectives of Science & Education. 2016. 1 (19)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-01/ Accepted: 2 January 2016 Published: 1 March 2016 No. 1 (19). pp. 26-30.

E. V. DrOZD, E. a. HARiTONOVA

A brief overview of the regulatory framework for professional orientation in the Russian Federation

The article is devoted to a brief review of the regulatory framework for professional orientation in the Russian Federation. This article contains excerpts from legal documents of the Russian Federation in the part concerning vocational guidance of pupils: Federal law of 29 December 2012 No 273-FZ "On education in Russian Federation", national educational initiative "Our new school" (appr. The President of the Russian Federation of 4 February 2010, No PR-271), the Federal law of 24 July 1998. No 124-FZ "On basic guarantees of child rights in the Russian Federation", RF Government Decree of 27 September 1996 N1 "On approval of the regulation on professional orientation and psychological support of the population in the Russian Federation", the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on 12.12.2013 "the Message of the President of the Russian Federation Vladimir Putin to the Federal Assembly", the order of the President of the Russian Federation from March 19, 2011 No PR-634, On the orders of the President for inclusion in the educational standards aimed at early vocational guidance of pupils (30 March 2011), the Resolution of the Chief state sanitary doctor of the Russian Federation No 26 from July 10, 2015 "On approval SanPiN 2.4.2.3286-15 "Sanitary-epidemiological requirements to conditions and organization of training and education in organizations engaged in educational activities on the basic General education adapted to programs for students with disabilities".

Keywords: professional orientation, legal framework, the President's Order, Federal law, "Our new school", Statement

овершенствование системы общего образования становится одним из важных вопросов в настоящее время. Развитие современных технологий динамично развивающейся страны диктуют новые тенденции создания оптимальных условий образовательного процесса. На заседании Госсовета в Кремле по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации (декабрь, 2015 г.) Владимир Путин сказал: «...Школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить...».

Из перечня поручений по итогам заседания: б) разработать и реализовать комплекс мер, предусматривающих:

воспитание учащихся на основе их профессиональной ориентации, расширения сферы общественно полезной деятельности, включения в волонтерское движение;

предоставление учащимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций;

использование материально-технической базы образовательных организаций различных уровней образования, организаций культуры, спорта, отдыха и оздоровления детей и организаций реального сектора экономики для формирования культурно-воспитательной среды и создания современной образовательной инфраструктуры.

Таким образом, данные поручения позволят детям многогранно развиваться, овладевая знаниями и навыками уже с ранних лет.

Далее мы приведем выдержки из нормативно-правовых документов Российской Федерации в части, касающейся профориентации населения.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

Пункт 3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

Пункт 1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Следуя данным статьям, мы способны обучить нынешнее поколение обучающихся самостоятельности при решении поставленных перед ними проблем. Создание оптимальных условий для успешной социализации детей способствует развитию индивидуальных способностей каждого ребенка.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271).

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Формирование профессиональной компетентности способствует развитию социально-коммуникативных и индивидуальных способностей, позволяет в будущем жить не подражая и копируя, а эффективно действовать в обществе.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Статья 11, пункт 1.

В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет.

Постановление Правительства РФ от 27 сентября 1996 г. №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации».

1. Понятие профессиональной ориентации, ее направления, цели и методы.

1.1. Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общече-

ловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда.

1.2. Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:

• профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально - квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

• профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

• профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

• профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

• профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

1.3. Профессиональная ориентация осуществляется в целях:

• обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

• достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

• прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

• содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

1.4. Основные методы профессиональной ориентации:

• информирование - индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);

• психологическое и медицинское консультирование;

• психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;

• различные педагогические методы.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию».

Под требования стандартов следует перенастроить всю систему профессионального образования. Очень многое можно заимствовать из собственного опыта, естественно, на новом уровне. Имею в виду что? Это и возрождение школьной профориентации, работа высших технических учебных заведений - втузов, которые создавались на базе крупных промышленных предприятий. Главный принцип - обучение на реальном производстве, когда теория подкрепляет практические навыки.

Необходимо создание условий для совершенствования профессионального образования, таким образом оказать информационную поддержку и возможность приобретения и усовершенствования практических умений.

Поручение Президента Российской Федерации от 19 марта 2011 года № Пр-634, подпункт «а», пункт 2.

С целью дальнейшего развития и проведения профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования подготовлен комплекс мер, который предусматривает:

- нормативное правовое обеспечение мероприятий на федеральном и региональном уровнях, определяющих проведение профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования;

- организационно-методическое обеспечение на федеральном и региональном уровнях, реализацию рекомендации по разработке и реализации программ социализации и профессиональной ориентации учреждений, реализующих мероприятия по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования;

- информационно-методическое обеспечение на федеральном и региональном уровнях, включающее мониторинг эффективности реализации комплекса мер; психолого-педагогическое

сопровождение учащихся образовательных учреждений общего образования; совершенствование программ (планов) массовых мероприятий; информирование обучающихся и членов их семей по вопросам профессиональной ориентации через средства массовой информации и сеть Интернет;

- кадровое обеспечение, которое предусматривает ряд мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических и руководящих работников образования по вопросам профессиональной ориентации учащихся.

Мероприятия по реализации комплекса мер осуществились в рамках бюджетного финансирования Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в общем объеме 4 181,6 млн рублей на весь период, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Об исполнении поручения Президента по включению в образовательные стандарты требований, направленных на раннюю профориентацию учащихся (30 марта 2011 года).

По итогам заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 30 марта 2011 года, Минобрнауки России было поручено при разработке образовательных стандартов среднего (полного) общего образования предусматривать включение в перечень требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы требований, направленных на их раннюю профессиональную ориентацию.

Требования, направленные на раннюю профессиональную ориентацию обучающихся, включены в действующие федеральные компоненты государственных образовательных стандартов общего образования приказом Миноб-рнауки России от 10 ноября 2011 года № 2643, а также предусмотрены в проекте федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, разрабатываемого в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 22 ноября 2011 года № Пр-2505.

Решение коллегии Минтруда России и Мино-бра России «О ходе реализации Договора о сотрудничестве между Минобразованием России и Минтрудом России на 2000-2005 годы по развитию системы непрерывного профессионального образования» (19 ноября 2003 г. № 7/18).

2.2. Проработать совместно с отраслевыми объединениями работодателей вопрос о переходе от ЕТКС к профессиональным стандартам с разработкой схемы подтверждения тарифно-квалификационных характеристик при внедрении отраслевых профессиональных стандартов. Разработать единую методику создания и механизмы введения профессиональных стандартов для различных профессий как основы для формирования профессиональной составляющей

государственных образовательных стандартов профессионального образования.

2.3. Продолжить работу по совершенствованию учебных планов и программ с целью обеспечения возможности быстрой адаптации выпускников образовательных учреждений профессионального образования на рабочем месте по полученной профессии, а также по практическому признанию на рынке труда квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», а также специалистов среднего звена повышенной квалификации - выпускников колледжей.

2.4. Разработать комплекс организационно-управленческих мероприятий по модернизации начального профессионального образования с привлечением различных социальных партнеров к финансированию, развитию материально-технической базы и государственно-общественному управлению образовательными учреждениями начального профессионального образования.

2.5. Дополнить Межведомственную программу содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования с учетом полученных результатов от реализации ее мероприятий и сложившейся практики совместной работы Минтруда России и Минобразования России следующими направлениями: меры по развитию системы профессиональной ориентации молодежи; организация мониторинга трудоустройства и закрепляемости выпускников образовательных учреждений профессионального образования, в том числе по полученным профессиям, специальностям; меры по социально-профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

4. Рекомендовать территориальным органам Минтруда России по вопросам занятости населения, органам управления образованием и учреждениям профессионального образования:

4.1. Предусматривать в региональных программах содействия занятости населения мероприятия по реализации программ содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

4.2. Осуществлять мониторинг спроса на квалифицированную рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе с целью построения прогноза потребности и формирования заказа на подготовку специалистов со средним и высшим профессиональным образованием.

4.3. Обеспечить создание и развитие банков вакансий для выпускников учреждений профессионального образования, предоставление необходимой информации образовательным учреждениям профессионального образования и содействие трудоустройству их выпускников, вступающих на рынок труда впервые. Организовать межрегиональный обмен банками вакансий.

4.4. Разработать предложения по формированию механизма профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений при переходе к профильному обучению, сопровождению профессиональной карьеры учащихся учебных заведений профессионального образования.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10 июля 2015 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

8.10. Организация профильного обучения в 10

- 11(12) классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориента-ционная работа.

Ориентация педагогических работников на существующую нормативно-правовую базу, ее использование в практической деятельности позволит качественно активизировать процесс профессиональной ориентации в образовательной организации.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что существующая нормативно-правовая база в области профориентации является основой для качественного овладения всеми участниками педагогического процесса компетенциями в вопросе профориентации и профессионального самоопределения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271).

3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Постановление Правительства РФ от 27 сентября 1996 г. №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации».

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию».

6. Поручение Президента Российской Федерации от 19 марта 2011 года № Пр-634, подпункт «а», пункт 2.

7. Об исполнении поручения Президента по включению в образовательные стандарты требований, направленных на раннюю профориентацию учащихся (30 марта 2011 года).

8. Решение коллегии Минтруда России и Минобра России «О ходе реализации Договора о сотрудничестве между Минобразованием России и Минтрудом России на 2000-2005 годы по развитию системы непрерывного профессионального образования» (19 ноября 2003 г. № 7/18).

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10 июля 2015 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

10. Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года при президенте РФ В. В. Путине.

11. Правовая поддержка http://www.consultant.ru/

12. http://www.kremlin.ru/

Информация об авторах Харитонова Елизавета Аркадьевна

(Россия, Воронеж) Начальник отдела социально-психологического сопровождения образовательных практик МКУ «Центр развития образования и молодежных проектов» E-mail: ooelizavetaoo@yandex.ru

Information about the authors

Haritonova Elizaveta Arkad'evna

(Russia, Voronezh) The head of Department socially-psychological maintenance of educational practices Center of development of education and youth projects E-mail: ooelizavetaoo@yandex.ru

Дрозд Евгений Валериевич (Россия, Воронеж)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кандидат педагогических наук старший научный сотрудник Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) E-mail: tdutif.80@mail.ru

Drozd Evgenii Valerievich

(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogical Sciences Senior researcher Military Educational Scientific Center Air Force "Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin" (Voronezh) E-mail: tdutif.80@mail.ru

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-01/ Дата публикации: 1.03.2016 № 1 (19). С. 31-34. УДК 378.147.34

М. Ю. БолдинА

Оценивание и самооценивание как факторы мотивации в системе высшего образования: результаты педагогического эксперимента

В статье приводятся результаты авторского исследования, проведенного методом социально-педагогического эксперимента, направленного на выявление связи практики самооценивания и мотивации к обучению студентов вуза. Автор последовательно рассматривает различные аспекты мотивации, опираясь на труды различных исследователей в данной области. В работе уделено внимание влиянию рейтинговой системы на мотивацию студентов к обучению. Вводится понятие «самооценивание» как составляющая самоконтроля. Это понятие противопоставляется традиционному оцениванию студентов со стороны преподавателя. Приводится попытка выявления связи мотивации, стимулирования, контроля и самоконтроля, в соответствии с гипотезой исследования. Разбирается практика внедрения самооценивания в учебный процесс, факторы самооценивания, рассматриваются проблемы и перспективы возможности применения самооценивания в качестве мотивационного фактора. Автор высказывает аргументированное предположение, что самооценивание сможет дополнить традиционное оценивание в целях повышения мотивации студентов к обучению, но в ограниченных по времени масштабах и только в заданной ситуации.

Ключевые слова: высшее образование, мотивация, самооценивание, оценивание, самоконтроль, контроль, эксперимент

Perspectives of Science & Education. 2016. 1 (19)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-01/ Accepted: 2 January 2016 Published: 1 March 2016 No. 1 (19). pp. 31-34.

M. Yu. BOLDINA

Evaluation and self-evaluation as the motivating factors in higher education: the results of the pedagogical experiment

In the article the author presents the results of a study conducted by the socio-pedagogical experiment aimed at identifying communication practices of self-evaluation and learning motivation of university students. The author consistently examines the different aspects of motivation, based on the works of various researchers in this field. In the paper attention is paid to the influence of the rating system on the motivation of students to learn. Introduces the concept of "self-evaluation" as a component of self-control. This concept opposes traditional evaluation of students by the teacher. We present an attempt to identify the communication motivation, stimulation, control, and self-control, in accordance with the hypothesis of the study. The paper analyzes the practice of introducing self-evaluation in the educational process, factors of self-evaluation, deals with the problems and prospects for the possibility of using self-evaluation as a motivational factor. The author expresses the reasoned assumption that self-evaluation can complement the traditional evaluation in order to improve students' motivation to learn, but time-limited extent and only in a given situation.

Keywords: higher education, motivation, self-evaluation, evaluation, self-control, control, experiment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.