Научная статья на тему 'Особенности построения моделей реализации дуального образования (обучения) на региональном уровне'

Особенности построения моделей реализации дуального образования (обучения) на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DUAL TRAINING / DUAL EDUCATION / PRACTICE-ORIENTED PROFESSIONAL EDUCATION / REGIONAL MODEL / LOCAL MODEL / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / LABOR MARKET / EMPLOYERS' ORGANIZATIONS / DESIGNING CONTENTS OF DUAL EDUCATION / EVALUATION OF PROFESSIONAL QUALIFICATIONS / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ЛОКАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЫНОК ТРУДА / ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурляева В.А., Буркина И.В., Булах К.В., Чебанов К.А.

В данной статье на основе анализа теоретических основ построения дуальной системы подготовки кадров, методических рекомендаций по реализации модели дуального обучения (образования) в субъектах Российской Федерации рассматриваются подходы к построению региональной и локальной моделей реализации дуального образования (обучения) на уровне профессионального образования (на примере Ставропольского края). В региональной модели предусмотрены следующие элементы: координационный центр, нормативно-правовое сопровождение, мониторинг потребностей рынка труда края в кадрах, предпрофильная подготовка и профориентация, проектирование содержания дуального образования, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров с ориентацией на дуальное образование (обучение), оценка профессиональных квалификаций. Локальная модель включает тождественные элементы: координатор в профессиональной образовательной организации или координационный совет по реализации дуального образования, нормативно-правовое сопровождение в отдельной взятой организации, предпрофильная подготовка и профориентация, проектирование содержание дуального образования, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров с ориентацией на дуальное образование (обучение), оценка профессиональных квалификаций. Также в статье дается описание возможных преимуществ как для региональной власти, так и для отдельных профессиональных образовательных организаций и организаций работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF CONSTRUCTION OF MODELS OF IMPLEMENTATION OF DUAL EDUCATION (LEARNING) AT THE REGIONAL LEVEL

The article does an analysis of theoretical bases of construction of dual system of training, methodical recommendations on implementation of model of dual training (education) in subjects of the Russian Federation approaches to construction of regional and local models of realization of dual education (training) at the level of professional education (with regard to Stavropol Krai). The regional model includes the following elements: coordination center, legal support, monitoring of labor market needs of the region in personnel, pre-profile training and career guidance, design of the content of dual education, retraining and advanced training of teachers with a focus on dual education (training), and assessment of professional qualifications. The local model includes identical elements: a coordinator in a professional educational organization or a coordinating council for the use of dual education, legal support in a particular organization, pre-profile training and career guidance, design of the content of dual education, retraining and advanced training of teachers with a focus on dual education (training), assessment of professional qualifications. The article describes the possible advantages for the regional authorities, as well as for individual professional educational organizations and employers’ organizations.

Текст научной работы на тему «Особенности построения моделей реализации дуального образования (обучения) на региональном уровне»

утверждения личности; способность создать в учреждении образования и за его пределами развивающую среду нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную.

Воспитательная система - развивающееся явление. Она создается, совершенствуется, регрессирует, обновляется, умирает Развитие системы - процесс управляемый. Чтобы успешно управлять ее развитием, надо ясно представлять закономерности, тенденции и этапы этого процесса.

Нельзя не учитывать, что большая роль в организации изучения эффективности воспитательного процесса и воспитательной системы принад-

Библиографический список

лежит администрации учебного заведения, которая направляет и регулирует эту работу Она обеспечивает: плановость изучения и состояния воспитательного процесса; проведение обследования по определённой проблеме с привлечением всех участников педагогического процесса; проведение исследования в один и тот же временной период; оформление специальных таблиц, где регулярно фиксируюся основные данные исследований в доступной для восприятия студентов и сотрудников форме; контроль над объемом заполняемых студентами, педагогами анкеты тестов, что позволяет исключить перегрузки.

1. Венгер Л.А. Психология развития. Москва: ПЕР СЭ, 2016

2. Ростопшин П. Психология и педагогика. Москва: ПРИОР 2015.

3. Алипханова Ф.Н., Магомедова П.К. Формы и направления воспитательной работы педагогического вуза в воспитании патриотизма студентов. Мир науки, культуры, образования. 2013; 1 (38): 34 - 36.

4. Шапиева А.С., Магомедова П.К., Алиева РР Профессиональные требования к подготовке менеджера образования. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 134 - 136.

5. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С., Выхри-стюк М.С., Гаджиева П.Д., Джиоева А.Р, Дмитриев М.М., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., Ерина И.А., Идрисова П.Г, Исаева Ж.К., Исалгинбаева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева К.Р, Карабулатова И.С., Касторнова В.А., Клушина Е.А., Клушина Н.П., и др. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография Москва, 2018.

References

1. Venger L.A. Psihologiya razvitiya. Moskva: PER S'E, 2016

2. Rostopshin P. Psihologiya i pedagogika. Moskva: PRIOR, 2015.

3. Aliphanova F.N., Magomedova P.K. Formy i napravleniya vospitatel'noj raboty pedagogicheskogo vuza v vospitanii patriotizma studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 1 (38): 34 - 36.

4. Shapieva A.S., Magomedova P.K., Alieva R.R. Professional'nye trebovaniya k podgotovke menedzhera obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 134 - 136.

5. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S., Vyhristyuk M.S., Gadzhieva P.D., Dzhioeva A.R., Dmitriev M.M., Dubinina N.V., Dujsekeeva N.Zh., Erina I.A., Idrisova P.G., Isaeva Zh.K., Isalginbaeva K.K., Kaliev B.N., Kalkeeva K.R., Karabulatova I.S., Kastornova V.A., Klushina E.A., Klushina N.P., i dr. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya Moskva, 2018.

Статья поступила в редакцию 04.12.18

УДК 378 (470.63)

Burlyaeva V.A., Doctor of Sciences (Social Studies), Professor, Prorector on Educational and Scientific Work, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: burlyaeva-va@rambler.ru

Burkina I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Deputy Head of Organization of Career Guidance and Competitions, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: irinaburkina@yandex.ru

Bulakh K.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Research Office, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: kseniyabulah@yandex.ru

Chebanov K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Electrical Power Engineering, Faculty of Engineering and Modern T echnology, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: chebanov-ka@rambler.ru

THE SPECIFICS OF CONSTRUCTION OF MODELS OF IMPLEMENTATION OF DUAL EDUCATION (LEARNING) AT THE REGIONAL LEVEL. The article does an analysis of theoretical bases of construction of dual system of training, methodical recommendations on implementation of model of dual training (education) in subjects of the Russian Federation approaches to construction of regional and local models of realization of dual education (training) at the level of professional education (with regard to Stavropol Krai). The regional model includes the following elements: coordination center, legal support, monitoring of labor market needs of the region in personnel, pre-profile training and career guidance, design of the content of dual education, retraining and advanced training of teachers with a focus on dual education (training), and assessment of professional qualifications. The local model includes identical elements: a coordinator in a professional educational organization or a coordinating council for the use of dual education, legal support in a particular organization, pre-profile training and career guidance, design of the content of dual education, retraining and advanced training of teachers with a focus on dual education (training), assessment of professional qualifications. The article describes the possible advantages for the regional authorities, as well as for individual professional educational organizations and employers' organizations.

Key words: dual training, dual education, practice-oriented professional education, regional model, local model, professional educational organizations, labor market, employers' organizations, designing contents of dual education, evaluation of professional qualifications.

В.А. Бурляева, д-р социол. наук, проф.; проректор по учебной и научной работе, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: burlyaeva-va@rambler.ru

И.В. Буркина, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и образовательных технологий института образования и социальных наук; заместитель начальника Управления организации профориентационной работы и олимпиад, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: irinaburkina@yandex.ru

К.В. Булах, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психолог, руководитель научно-исследовательской части, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: kseniyabulah@yandex.ru

К.А. Чебанов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. электроэнергетики факультета техники и современных технологий, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: chebanov-ka@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБУЧЕНИЯ) НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В данной статье на основе анализа теоретических основ построения дуальной системы подготовки кадров, методических рекомендаций по реализации модели дуального обучения (образования) в субъектах Российской Федерации рассматриваются подходы к построению региональной и локальной моделей реализации дуального образования (обучения) на уровне профессионального образования (на примере Ставропольского края). В региональной модели предусмотрены следующие элементы: координационный центр, нормативно-правовое сопровождение, мониторинг потребностей рынка труда края в ка-

драх, предпрофильная подготовка и профориентация, проектирование содержания дуального образования, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров с ориентацией на дуальное образование (обучение), оценка профессиональных квалификаций. Локальная модель включает тождественные элементы: координатор в профессиональной образовательной организации или координационный совет по реализации дуального образования, нормативно-правовое сопровождение в отдельной взятой организации, предпрофильная подготовка и профориентация, проектирование содержание дуального образования, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров с ориентацией на дуальное образование (обучение), оценка профессиональных квалификаций. Также в статье дается описание возможных преимуществ как для региональной власти, так и для отдельных профессиональных образовательных организаций и организаций работодателей.

Кточевые слова: дуальное обучение, дуальное образование, региональная модель, локальная модель, профессиональные образовательные организации, рынок труда, организации работодателей, проектирование содержание дуального образования, оценка профессиональных квалификаций.

Проблема дуального образования, не смотря на достаточно широкое ее обсуждение в профессиональном и научном сообществах, продолжает оставаться актуальной для современного профессионального образования. Анализ имеющегося опыта показал, что дуальное обучение рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле, под дуальным образованием понимается некий кластер, структурная модель, включающая такие подструктуры как: потребности рынка труда в кадрах, профессиональной ориентации и самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве [1]. В узком смысле, «дуальное образование (обучение)» это одна из форм практико-ориентированного профессионального образования, где реализуется сетевая форма обучения: теоретическое обучение осуществляется образовательной организацией, а практическое - в организации работодателя [2]. Было выявлено, что термин «дуальное образование (обучение)» не определен на федеральном уровне, в данный момент отсутствуют документы, закрепляющие требования к дуальному образованию (обучению). Опыт разработки подобных документов, нормативных актов существует в отдельных субъектах Российской Федерации, которые участвовали в пилотных и экспериментальных проектах по данной проблеме. При этом в каждом регионе и терминология, связанная с «дуальным образованием (обучением)» и нормативно-правовые акты имеют свою специфику [3].

Проведенный анализ теоретических основ построения дуальной системы подготовки кадров [4; 5; 6], методических рекомендаций по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров в субъектах Российской Федерации, предложенные Агентством стратегических инициатив совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» [3] позволил определить основные направления построения моделей реализации дуального образования (обучения) в условиях профессионального образования на региональном уровне.

Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что в отдельном регионе могут быть разработаны модели реализации дуального образования (обучения) как на региональном уровне, так и на локальном - для конкретной организации профессионального образования.

Рассмотрим возможности создания подобных моделей на примере Ставропольского края. Региональная модель реализации дуального образования (обучения) может включать следующие элементы:

1. Координационный центр (определяется либо директивно, путем назначения со стороны органов региональной исполнительной власти Ставропольского края, либо на основе инициативных предложений со стороны организаций Ставропольского края, объединений работодателей или бизнес-объединений, заинтересованных в продвижении идеи дуального обучения в крае).

2. Нормативно-правовое сопровождение (разработка нормативных актов, регламентирующих условия организации образовательного процесса с использованием элементов дуального образования (обучения), например, «Положение о дуальном образовании (обучении))

3. Мониторинг потребностей рынка труда края в кадрах (совместная работа представителей органов региональной власти, работодателей и образовательных организаций по проведению мониторинга потребностей рынка труда, структуры и состава подготавливаемых кадров для разработки плана контрольных цифр приема по направлениям подготовки в профессиональные образовательные организации Ставропольского края).

4. Предпрофильная подготовка и профориентация (разработка и внедрение программ предпрофильной подготовки в образовательных организациях; создание Центров предпрофильной подготовки, облучение первой профессии в Центрах опережающей профессиональной подготовки)

5. Проектирование содержания дуального образования (обучения) (совместная работа региональных методических объединений среднего профессионального образования Ставропольского края с представителями организаций-работодателей по анализу профессиональных стандартов с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО) и приведение их в соответствие; разработка процедур и средств оценки результатов обучения по программе; разработка структуры и содержания основной профессиональной образовательной программы

(ОПОП), удовлетворяющей требованиям ФГОС СПО, профессиональным стандартам и требованиям организаций-работодателей разработка, включение в ОПОП региональных компетенций; разработка учебного плана и календарного графика синхронизированного с деятельностью организаций-работодателей и их возможностями организации практики студентов на собственной площадке или с привлечением своих сотрудников; организация производственной практики; экспертная оценка основной профессиональной образовательной программы с участием всех заинтересованных сторон, в том числе потребителей образовательных услуг

6. Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров с ориентацией на дуальное образование (обучение) (разработка программы повышения квалификации по вопросам дуального образования облучение, переподготовка, повышение квалификации в Центрах опережающей профессиональной подготовки)

7. Оценка профессиональных квалификаций (осуществляется профессиональными образовательными организациями в рамках государственной итоговой аттестации (для программ по актуализированным ФГОС СПО, ФГОС ТОП-50 регион должен быть предусмотрен демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills с обязательным присутствием представителя Worldskills с возможностью выдачи skills -паспорта, также данный экзамен может проводится на площадках предоставленных работодателями), в Центрах оценки квалификаций Ставропольского края в рамках проведении профессионального экзамена и др.)

Локальная модель для отдельной профессиональной образовательной организации может включать следующие элементы:

1. Координатор в профессиональной образовательной организации или координационный совет по реализации дуального образования (обучения)(раз-рабатывается положение о координаторе (координационный совете) в профессиональной образовательной организации по реализации дуального образования (обучения), координатор (координационный совет) назначается приказом руководителя профессиональной образовательной организации).

2. Нормативно-правовое сопровождение (разработка нормативных актов, определяющие детали образовательного процесса для профессиональных образовательных организаций и предприятий-работодателей с использованием элементов дуального образования (обучения), например «Положение о дуальной системе обучения», в котором отражаются цели и задачи реализации обучения с применение элементов дуальной системы обучения, особенности организации учебного процесса с применением дуальной системы обучения и пр.; «Положение о производственной практике» (в котором могут быть описаны условия организации учебных рабочих мест на базовом предприятии, статус студентов, находящихся на практике, порядок выплаты стипендий или заработной платы обучающимся, могут быть разграничены зоны ответственности образовательной организации и базового предприятия, подготовка и заключение договора о совместной реализации образовательных программ с предприятием (в договоре важно указать предмет договора: часть образовательной программы, реализация которой будет осуществляться на базе организации-работодателя; статус обучающихся, необходимость заключения с ними ученических договоров, выплата стипендии и т. п.; мера ответственности организаций-участниц за эксплуатируемое оборудование; порядок закрепления за обучающимися наставников из числа квалифицированных работников предприятия; механизм совместной разработки ОПОП и учебно-методических материалов; необходимость проведения совместной процедуры оценки степени сформированности компетенций обучающихся (например, по итогам производственной практики) и т. п.; документ (документы) об образовании и (или) о квалификации, об обучении, об освоении части образовательной программы, выдаваемый(ые) обучающимся, ответственной за выдачу такого документа по договору; срок действия договора (может устанавливаться календарными датами или определяться периодом времени), порядок внесения изменений в договор, а также прекращения его действия.; приказ о закрепление кураторов за группой дуального обучения; разработка и заключение ученического договора (должен содержать предмет договора, сроки действия, права и обязанности сторон, стипендия и условия её выплаты, ответственность сторон, условия изменения и прекращения договора).

3. Предпрофильная подготовка и профориентация (разработка и внедрение программ предпрофильной подготовки в профессиональных образовательных организациях, организация и проведение профориентационных мероприятий совместно с работодателями, а также профессиональной диагностики проб для школьников)

4. Проектирование содержание дуального образования (обучения) (создание совместной материально-технической и производственной базы для организации дуального обучения; обновление основных профессиональной образовательных программ (создание совместной рабочей группы из представителей предприятий-работодателей и представителей профессиональных образовательных организаций; анализ профессиональных стандартов предприятий-работодателей с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования ФГОС СПО и приведение их в соответствие друг к другу; разработка критериев оценки результатов обучения по программе; разработка структуры и содержания программы, удовлетворяющей требованиям ФГОС СПО, профессиональным стандартам и требованиям организаций-работодателей; разработка учебного плана и календарного графика согласованного с деятельностью организаций-работодателей и их возможностями организации практики студентов на собственной площадке или с привлечением своих сотрудников; экспертная оценка основной профессиональной образовательной программы с участием представителей органов региональной власти, работодателей, образовательной организации и обучающихся как заказчиков образовательных услуг).

5. Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров с ориентацией на дуальное образование (обучение) (направление работников на курсы повышения квалификации по вопросам дуального образования, обучение, переподготовку в Центры дополнительного профессионального образования и в Центры опережающей профессиональной подготовки).

6. Оценка профессиональных квалификаций (организация процедур промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения, в том числе совместно с наставниками и мастерами производственного обучения; разработка механизмов и инструментов промежуточного контроля качества реализации программ дуального обучения; организация

Библиографический список

итоговой государственной аттестации студентов, в том числе совместно с руководством предприятия и наставниками; разработка критериев оценки качества образования выпускников, материалы к демонстрационному экзамену и пр.)

Предложенные модели дуального образования (обучения) имеют следующие преимущества:

1. Возможность эффективного управления системой профобразования и обеспечение ее качества на региональном уровне.

2. Повышение качества профессионального образования.

3. Подготовка кадров под конкретные технологические процессы, точно соответствующие требованиям предприятия.

4. Преодоление разрыва между теорией практикой, с одной стороны теоретическая подготовка ориентирует обучающихся на то, что им будет необходимо для реализации своих трудовых функций в профессиональной деятельности, то есть будет соответствовать действующим на производстве профессиональным стандартам, с другой стороны работодатели могут сформировать конкретный заказ образовательным организациям на специалистов, обладающих определенной набором компетенций.

5. Повышение конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных организаций на рынке труда. Обучающийся имеет возможность проходить практику на реальном рабочем месте, где приобретает необходимые компетенции и максимально адаптирован к профессиональной среде, в которой ему предстоит осуществлять трудовые функции, сокращаются сроки адаптации выпускников на предприятии.

6. Снижение затрат предприятий и организаций на дополнительное обучение как нового сотрудника, так и давно работающих для повышения их квалификации, привлекая наиболее квалифицированных преподавателей из образовательных организаций-партнеров для внутрикорпоративного обучения.

1. Булах К.В., Жукова Н.Н. История развития дуальной системы профессионального образования в странах Европейского Союза. Вестник АГУ. Серия «Педагогика и психология». 2017; Вып. 4 (208): 57 - 63.

2. Булах К.В. Реализация модели дуального образования с учетом региональной специфики. Современная техника и технологии: исследования, разработки и их использование в комплексной подготовке специалистов: материалы VI Международной научно-практической конференции (г. Невинномысск: НГГТИ, 14 апреля 2017 года). Невинномыск: НГГТИ, 2017.

3. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Available at: https://asi.ru/upload/0b6/Metod_ dualeducation_full.pdf

4. Растегаева Д.А., Филимонюк Л.А. Особенности дуального образования в системе подготовки бакалавров. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 97 - 99.

5. Greinert W.-D. European vocational training «systems» - some thoughts on the theoretical context of their historical development. Vocational Training. May. August, 2004; II. № 32: 18 - 20.

6. Greinert W.-D. European vocational training systems: the theoretical context of historical development. Towards a history of vocational education and training (VET) in Europe in a comparative perspective: Proceedings of the first international conference October 2002, Florence. Volume I. The rise of national VET systems in a comparative perspective. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2004; VI: P. 17.

References

1. Bulah K.V., Zhukova N.N. Istoriya razvitiya dual'noj sistemy professional'nogo obrazovaniya v stranah Evropejskogo Soyuza. Vestnik AGU. Seriya «Pedagogika ipsihologiya». 2017; Vyp. 4 (208): 57 - 63.

2. Bulah K.V. Realizaciya modeli dual'nogo obrazovaniya s uchetom regional'noj specifiki. Sovremennaya tehnika i tehnologii: issledovaniya, razrabotki i ih ispol'zovanie v kompleksnojpodgotovkespecialistov: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Nevinnomyssk: NGGTI, 14 aprelya 2017 goda). Nevinnomysk: NGGTI, 2017.

3. Metodicheskie rekomendaciipo realizacii dual'noj modelipodgotovki vysokokvalificirovannyh rabochih kadrov. Available at: https://asi.ru/upload/0b6/Metod_dualeducation_full.pdf

4. Rastegaeva D.A., Filimonyuk L.A. Osobennosti dual'nogo obrazovaniya v sisteme podgotovki bakalavrov. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 97 - 99.

5. Greinert W.-D. European vocational training «systems» - some thoughts on the theoretical context of their historical development. Vocational Training. May. August, 2004; II. № 32: 18 - 20.

6. Greinert W.-D. European vocational training systems: the theoretical context of historical development. Towards a history of vocational education and training (VET) in Europe in a comparative perspective: Proceedings of the first international conference October 2002, Florence. Volume I. The rise of national VET systems in a comparative perspective. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2004; VI: P. 17.

Статья поступила в редакцию 26.11.18

УДК 796.01:159.9

Lyadov S.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Culture and Sports and Work, Vladivostok State University of Economics

and Service, (Vladivostok, Russia), E-mail: sergeyuor@mail.ru

Kayak A.B., Doctor of Sciences (Cultural), Professor, Department of Art History and Culture, Maritime State University n.a. Admiral G.I. Nevelsky (Vladivostok,

Russia), E-mail: annetta.kayak@yandex.ru

Kharlampyeva R.S., BA student of Training in Pedagogical Education, Northeastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: kharlampieva97gmail.com

SPORTS MOTIVATION AS A FACTOR OF THE EFFECTIVENESS OF TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITY OF FEMALE BOXERS (BY EXAMPLE OF A NATIONAL TEAM OF FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT). The article analyzes the current problems of the formation and maintenance of sports motivation in women's boxing, the Olympic sport, which began to develop intensively in Russia only in the last decade. A study of the performance of sports motivation of female boxers of the team of the Far Eastern Federal District of the Russian Federation was conducted, during which gender peculiarities were studied, as well as contradictions in opinions between sportswomen and coaches. In particular, the latter revealed a higher level of claims to the highest achievements. The assessment of the psychological characteristics of the coach's personality does not coincide with the data from the self-analysis of the mentors. The lack of time and quality of psychological preparation is revealed. The analysis of other aspects of the organization of the training process has been carried out, which allows for the timely introduction of significant corrections, and thereby increasing the efficiency and effectiveness of the competitive activities of female boxers.

Key words: psychological training, sports activities, personality, orientation, motive, motivation, will, women's boxing, gender features, professional competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.