Научная статья на тему 'Коучинг слушателей курсов повышения квалификации в освоении технологий смыслового чтения у младших школьников'

Коучинг слушателей курсов повышения квалификации в освоении технологий смыслового чтения у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / КОУЧ / КОУЧИНГ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабухина Анна Викторовна

В данной статье рассматривается проблема повышения качества курсового обучения работников образования в условиях дополнительного профессионального образования. Анализ научной литературы по менеджменту позволил нам целесообразно решить эту проблему, используя коучинговую технологию, представляющую собой форму консультативной поддержки, которая помогает педагогу достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования актуальных навыков. Коуч, опираясь на потенциальные возможности и интерес взрослых обучающихся, создает условия для раскрытия этих потенций по пути от неосознанной некомпетентности к осознанной компетентности. Главными особенностями коучинга являются опора на внутреннюю активность слушателей, мотивированность, личностный смысл приобретаемых новых навыков. Преподавателю необходимо систематически подводить слушателей к мониторингу собственных достижений: подвести итоги, наметить пути реализации дальнейших перспектив. Актуальным, на наш взгляд, является использование интерактивного подхода к слушателям в период повышения квалификации. Описывается актуальность внедрения технологий смыслового чтения в программы повышения квалификации и переподготовки работников образования на кафедре начального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Сформулирована цель коучинга слушателей курсов повышение профессиональной квалификации педагогов в области формирования читательской грамотности обучающихся. Даются понятие и цель смыслового чтения. Обозначена роль ведущего курсов, который должен представлять в перспективе планируемые результаты, использовать актуальные эффективные технологии освоения содержания программы: совершенствование профессиональных компетенций учителей в области формирования смысловой стороны чтения младших школьников посредством технологии критического мышления, а также логических действий как познавательных универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабухина Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coaching for students of advanced training courses in the development of technologies of semantic reading of younger schoolchildren

The article deals with the problem of improving the quality of the course training of educators in the conditions of additional professional education. Analysis of the scientific literature about management has allowed us to solve this problem, using coaching technology, which is a form of advisory support that helps the teacher to achieve significant goals in the optimal time by mobilizing internal capacity, the development of the necessary abilities and the formation of relevant skills. Based on the potential opportunities and interest of adult learners, the coach creates conditions for the disclosure of these potentials on the way from unconscious incompetence to conscious competence. The main features of coaching are reliance on the internal activity of students, motivation, personal meaning acquired new skills. The teacher needs to systematically bring students to the monitoring of their own achievements: to sum up, to outline ways of further prospects. In our opinion, use of interactive approach to listeners during the period of professional development is actual way. The relevance of the implementation technologies of the semantic reading in program of advanced training and retraining of educators in the Department of Primary Education of our Institute are described. The aim of coaching course participants is to improve the professional skills of teachers in the field of reader literacy of students. The concept and purpose of semantic reading is given. The role of the leading courses, which should represent in the future the planned results, use the current effective technologies of mastering the content of the program: improving the professional competence of teachers in the field of formation of the semantic side of reading of younger schoolchildren through the technology of critical thinking, as well as logical actions as cognitive universal educational actions.

Текст научной работы на тему «Коучинг слушателей курсов повышения квалификации в освоении технологий смыслового чтения у младших школьников»

содшсл.

ó" Ъ

А

ЧИППКРО

УДК 378.091.398

Коучинг слушателей курсов повышения квалификации в освоении технологий смыслового чтения у младших школьников

А. В. Бабухина

Coaching for students of advanced training courses in the development of technologies of semantic reading of younger schoolchildren

A. V. Babukhina

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема повышения качества курсового обучения работников образования в условиях дополнительного профессионального образования. Анализ научной литературы по менеджменту позволил нам целесообразно решить эту проблему, используя коучинговую технологию, представляющую собой форму консультативной поддержки, которая помогает педагогу достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования актуальных навыков. Коуч, опираясь на потенциальные возможности и интерес взрослых обучающихся, создает условия для раскрытия этих потенций по пути от неосознанной некомпетентности к осознанной компетентности. Главными особенностями коучинга являются опора на внутреннюю активность слушателей, мотивированность, личностный смысл приобретаемых новых навыков. Преподавателю необходимо систематически подводить слушателей к мониторингу собственных достижений: подвести итоги, наметить пути реализации дальнейших перспектив. Актуальным, на наш взгляд, является использование интерактивного подхода к слушателям в период повышения квалификации. Описывается актуальность внедрения технологий смыслового чтения в программы повышения квалификации и переподготовки работников образования на кафедре начального образования ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения ква-

лификации работников образования». Сформулирована цель коучинга слушателей курсов -повышение профессиональной квалификации педагогов в области формирования читательской грамотности обучающихся. Даются понятие и цель смыслового чтения. Обозначена роль ведущего курсов, который должен представлять в перспективе планируемые результаты, использовать актуальные эффективные технологии освоения содержания программы: совершенствование профессиональных компетенций учителей в области формирования смысловой стороны чтения младших школьников посредством технологии критического мышления, а также логических действий как познавательных универсальных учебных действий.

Abstract. The article deals with the problem of improving the quality of the course training of educators in the conditions of additional professional education. Analysis of the scientific literature about management has allowed us to solve this problem, using coaching technology, which is a form of advisory support that helps the teacher to achieve significant goals in the optimal time by mobilizing internal capacity, the development of the necessary abilities and the formation of relevant skills. Based on the potential opportunities and interest of adult learners, the coach creates conditions for the disclosure of these potentials on the way from unconscious incompetence to conscious competence. The main features of coaching are reliance on the internal activity of students, motivation, personal meaning acquired new skills. The teacher needs to systematically bring stu-

dents to the monitoring of their own achievements: to sum up, to outline ways of further prospects. In our opinion, use of interactive approach to listeners during the period of professional development is actual way. The relevance of the implementation technologies of the semantic reading in program of advanced training and retraining of educators in the Department of Primary Education of our Institute are described. The aim of coaching course participants is to improve the professional skills of teachers in the field of reader literacy of students. The concept and purpose of semantic reading is given. The role of the leading courses, which should represent in the future the planned results, use the current effective technologies of mastering the content of the program: improving the professional competence of teachers in the field of formation of the semantic side of reading of younger schoolchildren through the technology of critical thinking, as well as logical actions as cognitive universal educational actions.

Ключевые слова: коучинговая технология, смысловое чтение, коуч, коучинг, планируемые результаты, универсальные учебные действия, критическое мышление, интерактивные технологии, сотрудничество, компетентность.

Keywords: coaching, technology, semantic reading, coach, coaching, expected outcomes, universal learning activities, critical thinking, interactive technologies, collaboration, competence.

В современное время все больше возрастает потребность в высококвалифицированных кадрах. Требования к квалификации достаточно остро обозначены в связи с введением профессионального стандарта «Педагог».

Слушатели курсов повышения квалификации вполне осознанно принимают участие в собственном ребрендинге или позитивном изменении и вносят вклад в личный капитал, развитие. Особенно это актуально в условиях рыночных отношений, когда компетентность специалиста подвергается сомнению в конкурентной среде. Поэтому необходимыми и обязательным становятся поиск и реализация новых и более эффективных подходов к организации образовательной деятельности слушателей повышения квалификации работников образования. По нашему мнению, современным и одним из действенных является коучинговый подход в образовании. Совершенствование системы подготовки работников образования возможно

строить на механизмах внедрения коучинговых технологий повышения квалификации, органично встраиваемых в профиль профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава института.

Понятие коучинга возникло в середине 70-х годов прошлого века в США. По мнению Тимоти Голви, [1] профессора Гарвардского университета и спортсмена, коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности за короткое время. В другом его определении коучинг представляет собой процесс, позволяющий личности при использовании адекватных методик достичь лучших результатов, получая удовольствие от самого процесса.

При профессиональной поддержке коуча специалист индивидуально формулирует цели, вырабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них.

Явление коучинговых технологий в осуществлении курсовой подготовки слушателей попадает в зону деятельности нашей организации. Смыслом коучинга дополнительного образования взрослых является:

- педагогическая деятельность, направленная на результат;

- потенциал личности взрослого обучаемого и его полное раскрытие.

Используя коучинг, специалисты добиваются поставленных целей наиболее быстро и эффективно, формируют ясность в выборе траектории своего развития [1].

Коуч - это профессионал, оказывающий помощь и поддержку специалисту, нуждающемуся в изменении собственного бренда, в определении целей и их достижении. Коуч не учит, а позволяет научиться учиться.

Функциями коуча являются:

- установление взаимосвязи и координирование отношений со слушателями курсов (производит «соглашение» на совместное достижение конкретной образовательной цели, совместно формулируя ожидания в целом);

- определение промежуточных задач: детализация задач происходит во время совместных занятий, постановки вопросов для обсуждения, уточнения своих ожиданий;

- изучение текущей ситуации: смысл в актуализации профессиональных потенций слушателей путем оценки обучающей ситуации педа-

гогом через специальные условия во время встречи;

- определение внутренних и внешних препятствий на пути к цели: коучу важно поставить слушателя в ситуацию осмысления препятствий в достижении поставленной цели;

- анализ потенциальных возможностей для преодоления препятствий: используя интерактивные методы сотрудничества, провоцирующие поиск путей решения и преодоления существующих ограничений.

Образно выражаясь, преподаватель-коуч будет рядом со слушателем, оценит его профессиональные потребности, позволит соотнести с возможностями и будет поддерживать на протяжении пути по их удовлетворению от расширения и упрочнения профессиональной компетентности к педагогическому мастерству.

Коучинговая технология максимально соответствует концепции деятельностного подхода к осуществлению дополнительных образовательных услуг. Мы имеем дело с контингентом, владеющим определенным набором общих и всех видов профессиональной компетентности (специальная, социальная, личностная, методическая, психолого-педагогическая по И. П. Подла-сому) [2], позволяющей успешно осуществлять педагогическую деятельность в рамках базового образования. Поддерживая точку зрения исследований Милтона Эриксона о том, что все люди делают лучший выбор на данный момент, а также обладают ресурсами и потенциалом для успеха, и опираясь на эти положения, можем предусмотреть успешность курсовой подготовки потребителей образовательных услуг.

Принимая во внимание принцип оптимальности или наименьшего усилия, выявленный итальянским экономистом В. Парето, который сформулировал общие законы продуктивной деятельности, имея ввиду, что только 20 из 80% деятельности потенциально продуктивны и способствуют получению планируемого результата - нового навыка или опыта. Поэтому задача преподавателя - максимально повысить процент продуктивности курсовой подготовки, в том числе через реализацию коучинговых технологий. Учитывая этот экономический принцип, мы организуем подготовку работников образования, опираясь на следующее правило: для получения 80% результата специалист будет затрачивать 20% времени, используя

максимально индивидуальные ресурсы самодвижения или саморазвития и самосовершенствования как движущую силу отношений и противоречий. Обучаемому специалисту необходимо создать адекватные условия самодвижения пережить стадии профессиональной компетентности от неосознаваемой некомпетентности, характерной чертой которой является осознание дефицита знаний, умений, навыков, специалист не знает, что он не знает.

Самодвижение через вторую стадию осознаваемой некомпетентности позволит сформировать необходимую мотивацию к дальнейшему профессиональному обучению. Для данной стадии характерна рефлексия по поводу дискомфорта от недостатка знаний, сопровождающаяся повышенной тревожностью и устойчивой внутренней установкой субъекта, выражаемой в следующей форме: «Знаю, что не знаю».

Находясь на стадии осознаваемой компетентности, слушатель производит самооценку следующим образом: «Я знаю, что я знаю».

Наличие четвертой стадии способствует констатировать нам об уровне профессионализма слушателя, приведшего к эффективному результату или развитию целевых ориентиров и планируемых результатов дополнительных образовательных программ. Самодвижение специалиста к высокой ступени профессионализма невозможно без осознания субъектом дефицита в инструментах педагогической деятельности. Эффективный коуч способен оказать помощь слушателям в подборе таких методов и приемов, стилей и техник обучения, которые позволили бы им увидеть в контенте курсов привлекательные для себя смыслы с точки зрения перспектив профессиональной деятельности, формировали бы положительные установки, направленные на профессиональный поиск и самосовершенствование.

Коучинг как краткосрочное обучение можно считать наиболее предпочтительным методом развития личных навыков для самоуправляемого обучения на протяжении всей жизни. В эру глобальных технологий организации испытывают потребность в эффективных сотрудниках, успех специалиста пропорционально равен успеху организации и зависит от умения управлять процессом своего обучения, оперативности применения современной информации, а качественная передача - это задача коуча, под-

бирающего новые эффективные технологии, методики и техники, отвечающие запросам и ожиданиям педагогам-слушателям курсов повышения квалификации.

Очевиден тот факт, что коучинг направлен на достижение цели, положительного результата, успеха в овладении производственными навыками, нацелен максимизировать потенциал, увеличить качественные показатели профессиональных обязанностей. Содержание занятий максимально должно быть насыщенно практикой, решением педагогических задач, а также преодолением профессиональных проблем слушателей в современном контексте интерактивным способом. Сегодня можно считать неэффективными или малоэффективными декларирующие методы обучения. Преподавательский опыт подсказывает, что слушателям необходимы условия для коммуникации, возможности с одной стороны предъявить свой опыт коллегам по проблемам образования, а с другой - наметить пути решения своих профессиональных проблем во взаимодействии, интеракции. Проектирование учебных занятий и их реализация с учетом андрагогических принципов продиктовано временем.

Принимая во внимание данную потребность обучаемых взрослых, современному препода-вателю-коучу необходимо владеть арсеналом интерактивных эффективных методов, а также технологий интенсификации планируемых результатов. В системе обучения взрослых именно интерактивные методы обеспечивают взаимодействие в режиме диалога, при этом каждый слушатель находится внутри метода и может влиять на обучающую ситуацию, включая собственный опыт, компетентность и творчество. Диалоговое общение, на наш взгляд, способно оптимизировать сущность, содержание, структуру педагогического сотрудничества, побуждать абсолютно всех слушателей к активной деятельности, сформировать жизненные и профессиональные навыки, а также главное, по пути от неосознанной компетентности (индивидуально у каждого возможна траектория формирования от неосознанной некомпетентности) к осознанной позволяет пережить ситуацию успеха, почувствовать свою актуальность и эффективность. Интерактивный способ отвечает всем принципам реализации интенсивного обучения. Коуч совместно со слушателями идет

к открытию новых или актуализации пассивных представлений слушателей о технологиях смыслового чтения в начальном общем образовании.

Советом Европы определены пять ключевых компетенций образованного человека умения работать с информацией [3], в число которых входят компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой.

Поскольку смысловое чтение в современном образовании является приоритетной проблемой мирового масштаба, носит метапредметный характер и является универсальным учебным действием в системе планируемых результатов начального общего образования, то учителей начальных классов необходимо вооружить устойчивыми компетенциями реализации технологий критической работы с текстом. Рассматриваемые на курсах повышения квалификации технологии являются архиактуальными, ввиду того что современный человек сталкивается с колоссальным потоком информации, а считывание визуальной буквенно-знаковой информации в настоящем остается действенным средством обучения, и при этом чтение, как инструмент познания мира, выполняет ключевую роль.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, отражающий социальный, государственный заказ, устанавливает приоритет развития читательской компетентности и общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; умение осознанно воспринимать, оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку героев. Указанные выше метапредметные результаты освоения основной

образовательной программы начального общего образования должны быть сформированы у младших школьников, а смысловое чтение выступает как фундаментальная основа умения учиться. Понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия федерального образовательного стандарта начального общего образования фактически отсутствовало, в то время как техническая сторона чтения в методике и практике начального обучения была приоритетной. Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т. е. осуществлять познавательную деятельность.

Основой успешного обучения младшего школьника, показателем уровня обученности является сформированность навыков смыслового чтения, критического оценивания текста, которое предполагает формирование двух групп читательских умений:

1) извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

2) интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста.

Чтение является измеряемым показателем качества образования в национальных и международных исследованиях качества обучения. На определение уровня сформированности у младших школьников навыков осознанного чтения текстов различного формата направлено Международное исследование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), рассчитанное на контингент обучающихся 4-х классов начальной школы. Основной особенностью смыслового чтения, по мнению российских ученых, является способность младшего школьника выдвигать самостоятельные оценочные суждения и проводить их рефлексию.

Задания Всероссийских проверочных работ (ВПР) содержат объемные тексты, читая которые младший школьник демонстрирует основной навык чтения - адекватное зрительное восприятие информации, содержащееся в предъявляемом тексте. В случае нормального уровня развития смыслового чтения современные российские школьники способны успешно выполнить задания стандартизированной контроль-

ной работы, и, как следствие, результат их работы является индикатором сформированности метапредметных умений обучающихся, что позволяет оценить следование федеральному государственному стандарту начального общего образования в преподавании учебных предметов.

Исследованиями PISA (Programme for International Student Assessment) «Международная оценка образовательных достижений учащихся» выявлена прямая зависимость качества школьного образования от подготовки педагогов, отобранного ими учебного материала и адекватной постановки учебных заданий к успешности учеников.

Опираясь на приведенные исследования, возникла острая необходимость внедрения технологий смыслового чтения в программы повышения квалификации и переподготовки работников образования на кафедре начального образования нашего института. Целью коучин-га слушателей курсов является повышение профессиональной квалификации педагогов в области формирования читательской грамотности обучающихся. Преподаватель курсов - ко-уч должен представлять в перспективе планируемые результаты, использовать актуальные эффективные технологии освоения содержания программы: совершенствование профессиональных компетенций учителей в области формирования смыслового чтения и логических действий как познавательных универсальных учебных действий, что будет выражаться:

- в знании стратегий смыслового чтения и номенклатуры логических действий;

- в умении использовать виды чтения, стратегии смыслового чтения при работе с различными текстами; отбирать типовые задания для формирования логических действий,

- в умении использовать технологии, способствующие формированию смыслового чтения и логических действий.

На учебных занятиях создаются условия для включения учителей начальных классов в активную деятельность конструирования актуальных знаний через реализацию интерактивных методов: творческая игра, групповая дискуссия, упражнение для групп с небольшим числом участников, практикум с решением педагогических ситуаций, интерактивная лекция, анализ реальных ситуаций, мозговой штурм,

создание и защита проектов, деловая, ролевая или имитационная игра, сензитивный тренинг, воркшоп др. Все это ведет к созданию благоприятной психологической атмосферы на занятии, к усилению речевой и интеллектуальной активности педагогов, повышает их заинтересованность, чувство уверенности в себе, снижает тревожность и создает смысловой контекст коммуникаций. Особенностью этих методов является опора на стремление к максимальной самостоятельности участников. В ходе интерактивного взаимодействия происходит развитие коммуникативной компетенции участников, слушатели включаются в совершенно новую для них сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием. Взаимодействие в сотрудничестве дает возможность ориентироваться на интересы, мотивы и потребности взрослых обучающихся в системе дополнительного профессионального образования. Во время интерактивного взаимодействия коуч также преследует и положительно решает стратегическую образовательную цель: выявление образовательных потребностей слушателей курсов. Коучу необходимо произвести стартовую или входную диагностику, вскрывающую проблемы, потребности и потенции слушателя. Для этого следует прибегнуть к диагностическим методам: опрос, тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседа с последующим анализом на предмет потенциальных профессиональных интересов слушателей и востребованности курсов.

Ориентируясь на профессиональные потребности, а также компетентностное и дея-тельностное участие слушателей в собственном повышении квалификации, мы частично внедряем изучение технологий смыслового чтения в рамках курсов повышения квалификации «Теория и методика преподавания учебных предметов (начальное общее образование); по темам: «Предметные результаты освоения образовательной программы начального общего образования (учебный предмет Русский язык, Литературное чтение)», «Приоритеты педагогической деятельности в контексте ФГОС общего образования»; «Педагогическая деятельность учителя в условиях реализации профессионального стандарта (начальное общее образование)» по

теме «Совершенствование профессиональных компетенций учителя начального общего образования в контексте профессионального стандарта педагога»; «Технологии обучения русскому языку в условиях многоязычия (начальное общее образование)».

На наш взгляд, работу, направленную на повышение компетентности учителей начальных классов по проблеме реализации технологий смыслового чтения, недостаточно рассматривать в рамках отдельных тем программы курсовой подготовки, в настоящее время кафедрой начального образования разработана программа модульных курсов повышения квалификации «Стратегии смыслового чтения в начальной школе», рассчитанная на 24 часа.

Актуальность предлагаемого модуля очевидна, т. к. проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания со стороны государства и общества в последнее время ввиду утраты интереса детей к чтению.

В целях повышения интереса обучающихся к чтению важно привести содержание рабочих программ по литературе, учебно-методических комплектов, а также технологии и методики преподавания в соответствие с возрастными особенностями, потребностями и интересами обучающихся.

Поддержку и развитие детского и юношеского чтения необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны. Данный модульный курс поддерживает положения и базируется на Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации 09 апреля 2016 г. № 637, с целью противодействия снижению интереса к чтению, а также Утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации от 03 июня 2017 г. № 1155.

Целью модуля является оказание поддержки педагогам начального общего образования в освоении эффективных педагогически обоснованных образовательных технологий формирования смыслового чтения в начальной школе, направленных на достижение обучающимися планируемых метапредметных результатов

освоения основной образовательной программы, обеспечивающих качество начального общего образования.

Обратимся к определению «смыслового чтения», данному в Примерной основной образовательной программе начального общего образования (ПООП НОО), где оно трактуется как «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [4]. Становится ясным, что смысловое чтение - не вид чтения, а высокий уровень овладения навыком чтения, который предполагает освоение основных видов чтения (ознакомительного, просмотрового, изучающего, поискового) и их выбор в зависимости от ситуации, целей и задач работы.

В ПООП говорится, что в результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.

Учителю необходимо понимать, что, выбирая средства, методы, техники и технологии обучения соответственно содержания любого предмета, следует интенсивно работать над смысловой стороной чтения, не ограничиваясь рамками реализации раздела Примерной образовательной программы «Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)». Также учителю начальных классов необходимо использовать разнообразный инструментарий работы над смысловым чтением и для полноценного формирования планируемых результатов, представленных на период окончания обучающимся начальной школы.

С целью развития у обучающихся планируемых результатов в процессе совершенствования педагогической компетентности слушате-

лей курсов коуч обогащает и расширяет спектр технологий учебной работы за счет методически целесообразных, обоснованных и востребованных в практической деятельности.

Современная система образования предоставляет педагогу возможность выбрать среди множества инновационных технологий «свою», отвечающую опыту и мастерству, харизме самого преподавателя. Избранная технология будет эффективна только в том случае, если у нее есть определенный набор инструментов для решения конкретных профессиональных задач. Потому для решения задач смыслового чтения мы отдаем предпочтение технологии критического мышления. Авторы технологии - американские ученые и преподаватели Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. В России она появилась в 1997 году. Исследователь Д. Клустер понятие «критическое мышление» в своей статье раскрывает как один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю [5]. С точки зрения психологов Д. Браус, Д. Вуд, критическое мышление - это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать [6]. Нам импонирует точка зрения, данная И. О. Загашевым и С. И. Заир-Беком, которые представляют критическое мышление как мышление оценочное, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт» [7]. Данные научные изыскания способствуют и утверждают нас в выборе технологии критического обучения слушателей курсов.

В основе принятой нами технологии лежит базовая модель, состоящая из трех фаз.

Первая стадия «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается познавательный интерес и мотивация обучающихся. Наиболее эффективен и продуктивен, на наш взгляд, на данной стадии прием «Кластер». Понятие «кластер» переводится, как «гроздь, пучок». Суть приема - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми другими

понятиями. Иногда этот прием называют «наглядным мозговым штурмом»; «Логическая цепочка» (после первичного знакомства с текстом учащимся предлагается построить события в логической последовательности; данная стратегия формирует навык пересказа текстов).

Главными задачами второй фазы - фазы осмысления - являются активное получение новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. В процессе реализации стадии осмысления учителям начальных классов необходимо поддержать активность учащихся и их познавательный интерес. На этом этапе мы предлагаем внедрить метод активного чтения «Чтение с остановками» (после чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя - найти в тексте оптимальные места для остановки), прием «Дерево предсказаний» (прием предполагает высказывание предположений о дальнейших событиях, изложенных в тексте); «Работа с вопросником» (детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего); «Чтение - суммирование в парах» (каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания делается коллективный вывод о главной мысли текста); «Верите ли вы, что...» (Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.)

Заключительная фаза - стадия рефлексии -это стадия размышления. Она необходима для анализа учащимися своего процесса учения. Ученик активно переосмысливает собственные представления с учетом вновь приобретенных знаний. На данной стадии крайне важен живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее. С этой целью мы предлагаем ис-

пользовать прием «Синквейн» - это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.

Во время рефлексии можно использовать и такой прием - «Знаю, узнал, хочу узнать» (при изучении творчества поэтов и писателей дети самостоятельно составляют таблицу; графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой); прием «Написание творческих работ» (обучающимся предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку, стихотворение); прием критического мышления «Викторина» (обучающиеся самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению, затем объединяются в группы, и проводится соревнование); прием «Уголки» (при составлении характеристики одного из героев произведения одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ фрагментами текста).

Это лишь небольшая часть приведенных приемов, складывающих технологию смыслового чтения. Подробнее технологии смыслового чтения будут раскрыты в учебном пособии «Стратегии смыслового чтения в начальной школе».

Поскольку коучинговая технология предполагает сопровождение обучающихся после прохождения курсов повышения квалификации, методическое обеспечение послужит хорошей теоретически-прикладной базой для конструирования заданий в работе над смысловой стороной чтения у младших школьников. Также в системе коучинга эффективными являются консультации слушателей как потенциальных, так и прошедших повышение квалификации на кафедре начального образования по вопросам и проблеме образования в целом и обучения чтению младших школьников в частности.

Слушатели показывают заинтересованность подобными формами взаимодействия, что подтверждает эффективность выбранной нами ко-учинговой технологии в организации курсов повышения квалификации.

Резюмируя все вышесказанное, необходимо сформулировать следующие выводы:

- коучинговая технология гармонично коррелирует с формой дополнительного профессионального образования взрослых;

- реализация коучинговой технологии органично встраивается в профиль профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава Челябинского института повышения квалификации и переподготовки работников образования;

- коучинг ориентируется на образовательные потребности слушателей и за оптимально короткий срок способен интенсифицировать планируемые результаты взрослых обучающихся;

- коучу следует помочь слушателям ответить на вопросы: что хочешь сам? почему это важно? что предстоит выполнить для достижения цели? каких личных ресурсов потребуется? каким образом можно узнать о достижении результата?;

- при организации занятий коуч должен учитывать, что в арсенале учителя начальных классов уже имеются приемы практической деятельности, однако следует напомнить часто избираемые (традиционные) и другие стратегические технологии развития критического мышления, так как именно они обеспечивают достижение метапредметных результатов, связанных со смысловой работой над текстом.

В основе предлагаемых приемов заложены три этапа работы с текстом: «до чтения», «в процессе чтения», «после чтения».

Библиографический список:

1. Голви У. Тимоти. Работа как внутренняя игра: фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / У. Тимоти Голви / пер. с англ. -М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 252 с.

2. Подласый И. П. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с. : ил.

3. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы». Док ББС8/8С/8ес (96) 43. - Берн, 1996.

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образо-

ванию от 08 апреля 2015. Протокол № 1/15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения:

07.03.2018).

5. Клустер Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // «Перемена». - 2001. -№ 4. - С. 5-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Браус Дж. А. Инвайронментальное образование в школах: [пер. с англ.]. / Дж. А. Браус, Д. Вуд. - NAAEE, 1994.

7. Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития : пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб. : Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.

References:

1. Galwley W. Timothy. Work as an internal game: focus, learning, pleasure and mobility in the workplace [Rabota kak vnutrennyaya igra: fokus, obuchenie, udovol'stvie i mobil'nost' na rabochem meste], 2005. 252 p.

2. Podlasyj I. P. New course: Textbook for students of pedagogical universities: in 2 vol. [Novyj kurs: Uchebnik dlya stud. ped. vuzov: v 2 kn.], 2000. 576 p.

3. Council of Europe: Symposium "Key competencies for Europe "[Sovet Evropy: Simpozium po teme "Klyuchevye kompetencii dlya Evropy"], Bern, Sec. (96) 43. 1996.

4. Approximate basic educational program of primary General education. It is approved by the decision of Federal educational and methodical Association for the General education of 04/08/2015. Protocol No. 1/15 [Primernaya osnov-naya obrazovatel'naya programma nachal'nogo obshchego obrazovaniya. Odobrena resheniem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob'edi-neniya po obshchemu obrazovaniyu ot 08 aprelya 2015] [Web resource], access mode: http://fgosreestr.ru/ (accessed date: 03/07/2018).

5. Klooster D. What is critical thinking? [Chto takoe kriticheskoe myshlenie?], 2001, No. 4, pp. 5-7.

6. Braus J. A. Environmental education in schools [Invajronmental'noe obrazovanie v shko-lah], NAAEE, 1994.

7. Zagashev I. O., Zair-Bek S. I. Critical thinking: technology development [Kriticheskoe mysh-lenie: tekhnologiya razvitiya], Saint Petersburg, 2003.284 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.