Научная статья на тему 'Коучинг как развивающая практика повышения квалификации в контексте организации инклюзивного образования'

Коучинг как развивающая практика повышения квалификации в контексте организации инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / COACHING / TRAINING / INCLUSIVE EDUCATION / MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / STUDENTS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипова Н.Е., Бабухина А.В.

В статье исследуются особенности подготовки педагогов в условиях дополнительного профессионального образования, реализующих технологии инклюзивного обучения. Анализ научной литературы по менеджменту позволил решить эту проблему посредством коучинга, представляющего собой форму консультативной поддержки при достижении значимых целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала на пути от неосознанной некомпетентности в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья к осознанной компетентности в области инклюзивного (включенного) образования. Описывается актуальность внедрения технологий инклюзивного обучения в программы повышения квалификации педагогов на кафедре начального образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Сформулирована цель коучинга слушателей курсов повышение профессиональной квалификации педагогов по направлению психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях начального общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипова Н.Е., Бабухина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACHING AS A DEVELOPING PRACTICE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF INCLUSIVE EDUCATION

The article examines the peculiarities of teachers ' training in the conditions of additional professional education implementing inclusive education technologies. Analysis of scientific literature on management has solved this problem through coaching, which is a form of Advisory support in achieving significant goals at the optimal time by mobilizing domestic capacity on the way from unconscious incompetence in the organization of education of children with disabilities to conscious competence in the field of inclusive (included) education. The article describes the relevance of the introduction of inclusive learning technologies in the training of teachers at the Department of primary education of the Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of educators. The purpose of coaching course participants is to improve the professional skills of teachers in the direction of psychological and pedagogical support of students with disabilities in primary education.

Текст научной работы на тему «Коучинг как развивающая практика повышения квалификации в контексте организации инклюзивного образования»

УДК 378.046.4

КОУЧИНГ КАК РАЗВИВАЮЩАЯ ПРАКТИКА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ

ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Е. Скрипова, А.В. Бабухина

Аннотация. В статье исследуются особенности подготовки педагогов в условиях дополнительного профессионального образования, реализующих технологии инклюзивного обучения. Анализ научной литературы по менеджменту позволил решить эту проблему посредством коучинга, представляющего собой форму консультативной поддержки при достижении значимых целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала на пути от неосознанной некомпетентности в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья к осознанной компетентности в области инклюзивного (включенного) образования. Описывается актуальность внедрения технологий инклюзивного обучения в программы повышения квалификации педагогов на кафедре начального образования Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Сформулирована цель коучинга слушателей курсов - повышение профессиональной квалификации педагогов по направлению психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях начального общего образования.

Ключевые слова: коучинг, повышение квалификации, инклюзивное образование, современные образовательные технологии, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

COACHING AS A DEVELOPING PRACTICE

OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

IN THE CONTEXT OF INCLUSIVE EDUCATION

N. Skripova, A. Babukhina

Abstract. The article examines the peculiarities of teachers ' training in the conditions of additional professional education implementing inclusive education technologies. Analysis of scientific literature on management has solved this problem through coaching, which is a form of Advisory support in achieving significant goals at the optimal time by mobilizing domestic capacity on the way from unconscious incompetence in the organization of education of children with disabilities to conscious competence in the field of inclusive (included) education. The article describes the relevance of the introduction of inclusive learning technologies in the training of teachers at the Department of primary education of the Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of educators. The purpose of coaching course participants is to improve the professional skills of teachers in the direction of psychological and pedagogical support of students with disabilities in primary education.

Keywords: coaching, training, inclusive education, modern educational technologies, students with disabilities.

Анализ нормативно-правовых документов показывает, что ведущим и приоритетным направлением государственной политики становится организация инклюзивного образования [1;2]. В данном аспекте необходимо обратить внимание на следующие положения Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Во-первых, обозначены очень чётко такие понятия, как инклюзивное образование, качество образования, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированная образовательная программа, индивидуальный учебный план (ст. 2). Во-вторых, выделены категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79). В-третьих, определены требования к приёму на обучение таких детей (ст. 55) и организации

получения образования школьниками с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в общеобразовательной организации (ст. 79). Данные позиции обозначают как необходимость понимания со стороны педагогов остроты данной проблематики, так и подготовленности к организации инклюзивного образования в системе общего образования [3]. Эти обстоятельства и послужили основаниями для выбора темы нашего исследования.

ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) устанавливает обязательные условия для обучения детей, имеющих разные категории нарушений, удовлетворяющие образовательные

потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования является одной из приоритетных задач ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. В связи с указанными положениями и с введением профессионального стандарта «Педагог» существенно возрастают требования к квалификации учителя как к

высококвалифицированному специалисту,

способному реализовать как условия обучения детей с особыми образовательными потребностями, так и технологии инклюзивного образования.

Учителя начальных классов Челябинской области, совершающие инклюзивную практику, вполне осознанно совершают собственный ребрендинг посредством курсов повышения квалификации по направлению педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего образования. Особенно это актуально в условиях рыночных отношений, когда компетентность специалиста подвергается сомнению в конкурентной среде. Поэтому необходимыми и обязательными становятся поиск и реализация новых и более эффективных подходов к повышению квалификации работников образования.

Совершенствование системы подготовки работников образования, на наш взгляд, возможно строить на механизмах внедрения коучинговых технологий повышения

квалификации, органично встраиваемых в профиль профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава

Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Анализ научной литературы по менеджменту позволил нам представить коуча как профессионала, оказывающего помощь и поддержку специалисту, нуждающемуся в изменении собственного бренда, в определении целей и, непосредственно, в их достижении. Коучинг как краткосрочное обучение взрослых максимально соответствует концепции деятельностного подхода к осуществлению дополнительных образовательных услуг. Преподаватели Челябинского института переподготовки и повышения квалификации и работников образования (далее - ЧИППКРО)

имеют дело с контингентом, владеющим определенным набором всех видов профессиональной компетентности,

позволяющей успешно осуществлять педагогическую деятельность в рамках базового образования.

Учитывая современные тенденции в рамках развития системы дополнительного образования, кафедра начального образования ЧИППКРО с 2017 г. реализует образовательные программы курсов повышения квалификации по направлению инклюзивного (включенного) образования.

При определении основных идей инклюзивного образования нам импонирует точка зрения Дэвида Митчелла - консультанта мирового уровня по проблемам образования детей с особыми потребностями в странах ЮНЕСКО. В своей книге «Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования» он описывает стратегии инклюзивного образования и определяет их как «мегастратегии» [4].

Опираясь на знание принципов личностно ориентированного обучения (диалогичность, рефлексивнось, сотрудничество), этапов инклюзивного процесса обучения

(проектирование, организация, мониторинг качества, устранение выявленных проблем), мы ориентируемся на выделенные Н.В. Борисовой [5], группы технологий инклюзивного образования организационной и педагогической направленности. К организационным технологиям относятся:

- технологии проектирования и программирования;

- командного взаимодействия учителя и специалистов;

- технологии организации адаптированной безбарьерной и доступной среды в учебной и внеучебной деятельности.

Исходя из нормативных требований любая образовательная организация обязана самостоятельно разрабатывать адаптированные образовательные программы [6] посредством командного взаимодействия (дефектолог, психолог, логопед, медицинская служба, тьютор (ассистент учителя), социальный педагог, специалисты психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации, логопедических пунктов, центров и др.). Право активного участия в процессе проектирования и программирования остается за родителями обучающихся (законными представителями), принимающими окончательное решение об образовательной траектории обучения своего

ребенка, условиях реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута, обеспечивая, тем самым, безбарьерное образование.

Педагогические технологии (по Н.В. Борисовой) определяются задачами и ролью в организации включенного обучения детей с ОВЗ:

- технологии, направленные на освоение академических компетенций при совместном образовании детей с различными образовательными потребностями (дифференцированное обучение, индивидуализация);

- технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций;

- технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе и др.

Поскольку коучинг носит образовательные цели, преподаватель способен их запрограммировать, т.е. предусмотреть планируемые результаты, которые получат слушатели в ходе курсовой подготовки, расширят компетенции в овладении образовательными технологиями в условиях инклюзии.

Информационно-коммуникационные технологии способствуют социализации и формированию первичных навыков работы с информацией, приобретению навыков работы с общими инструментами и некоторыми инструментами коммуникации.

Говоря об основных и эффективных стратегиях инклюзивного образования, мы подчеркиваем необходимость реализации стратегии взаимного или «совместного обучения», которая является механизмом адаптации программы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, когда следует прибегнуть к наставничеству со стороны других детей (одаренных или с нормой развития).

Технология уровневой дифференциации выступает качественным партнером технологии индивидуализации. Дети с ОВЗ нуждаются в дополнительной компенсаторной помощи учителя и др. специалистов. Учителю еще на начальном этапе работы с младшими школьниками следует провести условное разделение их на уровни, ориентируясь на освоение программного материала, и, в соответствии с выявленными проблемами в познавательной сфере, мотивации к учебной деятельности или особенностями в развитии, выделить для себя особую группу детей, нуждающихся в еще большей поддержке в ткчение всего периода обучения.

Технологии интегральной и

дифференцированной оценки отводится особое

внимание на всех курсах повышения квалификации, реализуемых кафедрой начального образования. Предметом оценки являются планируемые результаты,

сформулированные педагогическим

консилиумом образовательной организацией в адаптированной образовательной программе для обучающихся конкретной категории нарушения.

Именно симбиоз технологий позволяет интенсифицировать индивидуальные достижения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а игровые техники, выступающие средством предъявления учебного материала, способны перевести дидактические цели в игровые задачи, более близкие и понятные младшим школьникам, а успешное выполнение дидактической задачи коррелируется с игровым результатом.

Поскольку коучинг предполагает

сопровождение обучающихся после прохождения курсов повышения квалификации, авторами статьи разработано учебное пособие «Технологии обучения смысловому чтению младших школьников с задержкой психического развития», посвященное проблеме,

рассматриваемой в настоящей статье. Представленное методическое обеспечение послужит прикладной базой для конструирования заданий при организации обучения в условиях инклюзии. Также в системе коучинга эффективными являются консультации слушателей как потенциальных, так и прошедших повышение квалификации на кафедре начального образования по вопросам образования в целом и обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в частности. Слушатели показывают заинтересованность подобными формами взаимодействия, что подтверждает

эффективность выбранной нами коучинговой технологии в организации курсов повышения квалификации.

Резюмируя все вышенаписанное, необходимо сформулировать следующие выводы:

- коучинговая технология гармонично коррелирует с формой дополнительного профессионального образования взрослых;

- реализация коучинговой технологии органично встраивается в профиль профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава ЧИППКРО;

- коучинг ориентируется на образовательные потребности слушателей и за оптимально короткий срок способен интенсифицировать планируемые результаты взрослых обучающихся;

- коучу следует помочь слушателям ответить на вопросы, касающиеся выбора технологий инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в овладении жизненными и академическими компетенциями;

- при организации занятий коуч должен учитывать, что в арсенале учителя начальных

классов уже имеются приемы практической деятельности, однако следует отметить технологии инклюзивного обучения, так как именно они обеспечивают достижение личностных, метапредметных и предметных, результатов детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 г. № 35847) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru; http://www.garant.ru

2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://fgosreestr.ru

3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г.

№ 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ, ред. 17.03.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

4. Дэвид Митчелл. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования / Митчелл Д. - М.: РООИ «Перспектива», 2009.

5. Борисова Н.В. Инклюзивное образование: право, принципы. Практика / Н.В. Борисова, С.А. Прушнинский. - М.: Инфа, 2011. - 205 с.

6. Яковлева Г.В. Подготовка педагогов ДОУ к программированию адаптированных образовательных программ для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г.В. Яковлева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 1(26). - С. 23-26.

Сведения об авторах:

Скрипова Надежда Евгеньевна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой начального образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», email: nscripova@mail.ru

Бабухина Анна Викторовна (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры начального образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», e-mail: annababuhina@mail.ru

Data about the authors:

N. Skripova (Chelyabinsk, Russia), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, senior researcher, head of the Department of primary education, GBU DPO «Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of educators», e-mail: nscripova@mail.ru

A. Babukhina (Chelyabinsk, Russia), candidate of pedagogical Sciences, senior researcher, associate Professor of elementary education, GBU DPO «Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of educators», e-mail: annababuhina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.