Научная статья на тему 'Коррупция: социально-культурный и исторический контекст'

Коррупция: социально-культурный и исторический контекст Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1411
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / «БЛАТ» / ВЗЯТКА / ВЛАСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ / ИБН ХАЛДУН / КОРРУПЦИЯ / ОЛИГАРХИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожушко Анастасия Сергеевна

Показано, что коррупция представляет собой неоднозначное явление и имеет противоречивое понимание среди ученых, политиков и практиков. Через примеры ежедневных социально-культурных практик доказывается, что разница в социальном опыте и культурных ценностях влияет на восприятие и толкование коррупции. На исторических примерах иллюстрируется, что коррупция не является новым феноменом, наблюдалась во все исторические эпохи и является отражением различных социальных и моральных норм, культурных и исторических ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция: социально-культурный и исторический контекст»

УДК 1:3 ББК 87.6

А.С. Кожушко

КОРРУПЦИЯ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Показано, что коррупция представляет собой неоднозначное явление и имеет противоречивое понимание среди ученых, политиков и практиков. Через примеры ежедневных социально-культурных практик доказывается, что разница в социальном опыте и культурных ценностях влияет на восприятие и толкование коррупции. На исторических примерах иллюстрируется, что коррупция не является новым феноменом, наблюдалась во все исторические эпохи и является отражением различных социальных и моральных норм, культурных и исторических ориентаций.

Ключевые слова:

антропология, «блат», взятка, власть, глобализация, государственная должность, Ибн Халдун, коррупция, олигархия.

Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества, одной из самых острых является коррупция. Приобретшая в условиях глобализации новое качество, выражающееся, в частности, в транснациональных формах, коррупция является серьезнейшей проблемой глобализации, одним из вызовов современному мировому сообществу.

Для того, чтобы проводить успешные антикоррупционные программы, необходимо знать природу коррупции, ее признаки, типы и организационную структуру.

Мы предполагаем показать через призму социально-культурного контекста, что понятие коррупции в ее традиционном понимании является слишком узким и чрезмерно привязанным к незаконным действиям (незаконной практике). Необходимо учитывать, что люди оценивают поступки (действия), исходя не из определенного универсального набора культурных норм и ценностей, которые многим исследователям представляются неизменными во все исторические эпохи. Наоборот, оценка людьми явления коррупции конкретна и зависит от ситуации. Исследование конкретной социально-исторической и социально-культурной логики демонстрирует, что коррупция представляет собой мно-госмысленное и многозначимое явление в зависимости от конкретных исторических и культурных практик.

«Исторически первые определения коррупции относятся к области права. С юридической точки зрения коррупцией является то, что называется таковой в уголовном кодексе той или иной страны или что запрещают кодексы профессиональной этики. Преимущество этого подхода состоит в четкости и определенности. Зафикси-

рованные в законе разрешения и запреты определяют поведенческие ориентиры как для общества в целом, так и для отдельного индивида (гражданина и государственного служащего), компенсируя, таким образом, отсутствие индивидуальной или коллективной этики» [2, с 15]. Данный подход не лишен недостатков и с правовой, и с этической точек зрения. С одной стороны, правовые нормы и запреты не охватывают всего спектра конкретных проявлений коррупции. Обвинения в коррупции часто соседствуют с обвинениями в других связанных с ней преступлениях, которые трудно отделить друг от друга; в некоторых делах элемент коррупции лишь присутствует, но не является определяющим; появляются новые формы преступности, еще не нашедшие отражения в уголовном законодательстве. Кроме того, меняется и традиционный порядок самого акта подкупа: если раньше обычно частное лицо предлагало государственному чиновнику взятку в обмен на нарушение последним своего служебного долга в пользу взяткодателя, то ныне инициатива зачастую исходит от самого политика, государственного или муниципального служащего, вымогающего взятку. С другой стороны, юридическое определение коррупции не содержит в себе этических принципов (строгое разграничение частных и общественных интересов, гласность при принятии решений и т.д.), лежащих в основе современных демократических систем управления.

Задача найти подходящее определение коррупции, которое может быть использовано с целью сравнительного анализа, всегда натыкается на большие проблемы. Опять же правовое понимание термина связывает коррупцию с нарушением правила или закона. «Такой подход поднимает несколько проблем. Во-первых, это пред-

Общество

Terra Humana

полагает правила и законы, запрещающие коррупционное поведение, и не позволяет смотреть на сами действия или бездействия, которые законы по коррупции (нормы закона, отличающие общественное от частного) не освещают. Во-вторых, правовые кодексы отличаются в зависимости от страны и оценки законности действий также различны. В-третьих, правовой подход предполагает, что правовые рамки являются нейтральными, объективными и неполитическими, но коррупционная деятельность, — не объективная форма практики, существующей в вакууме, это социальный акт и его значение надо понимать через призму социальных отношений между людьми в исторически определенных условиях. Поэтому, какое это взаимодействие - легальное или нелегальное, зависит только от социального контекста данного взаимодействия [4, с. 4-5]».

Во многих странах административная и профессиональная легитимность государственных служащих формируется опытом, взятым из современного европейского государственного управления, но их социальная легитимность формируется в соответствии с различными социокультурными ориентациями. Ниже приведены примеры различных социокультурных ориентаций дарения подарков и поддержания «своих» с целью иллюстрации привычек и повторяющихся практик, из которых и складывается ежедневная жизнь в определенных местах. Эти примеры показывают, как разница в укладах общественной жизни и культурных ценностях лишает ее маски типичного «западно-веберовского» феномена.

В Китае, например, существует целый набор обычаев под названием guanxi, что означает социальные отношения или социальная связь. В практике guanxi дарение подарков означает обязательство всесторонней помощи между обеими сторонами, которые установили базис тесных отношений. Тем не менее, мотивы дарения подарков и платы зависят от отношений между сторонами. Во-первых, жить согласно обязательствам, давая, получая и возвращая подарки, одновременно является и обычаем, и способом не упасть лицом в грязь в глазах других. Во-вторых, один может чувствовать себя обязанным помогать другим с определенным чувством личной заинтересованности и материальной выгоды. Guanxi — это способ помогать другим, давая и получая взамен.

Есть много примеров из ежедневной жизни, где отказ принять или дать взамен что-либо ведет к потере лица в глазах дру-

гих. «Тем не менее, обязанность принять и дать взамен может вызвать дилемму, как например, в случае с работником, который хочет получить дополнительный выходной день. Сначала он решил подарить подарок начальнику наедине. Но тот отказался его принять. Тогда он решил сделать то же самое, но на глазах у своих коллег, чтоб тот не мог отказаться. И, приняв этот подарок, у начальника появляется обязательство перед рабочим выполнить его просьбу, т.к. все видели, как он принял этот подарок. В противном случае, о нем будут говорить как о человеке, который принял подарок, ничего не дав взамен» [4, с. 12].

В Китае дарение подарков означает не только обязательство, но и законный способ решения своих проблем или забот, например, когда хочешь получить или изменить свою должность, купить определенные продукты или получить лучшее образование. Родственники, друзья, соседи, коллеги становятся источником получения товаров и услуг. В китайском культурном дискурсе есть тонкая грань между guanxi и взяткой. Поэтому нельзя guanxi свести к «западно-веберовскому» определению коррупции, т.к. индивидуальные качества обязательства и взаимной отдачи также важны, как и материальные выгоды в сделке. Хотя китайский культурный дискурс содержит разное, амбивалентное и противоречивое понимание guanxi, большинство людей считают его необходимой частью их жизни. Тем не менее, чтоб легитимно получить товары и услуги через неформальные каналы, необходимы уже установленные тесные отношения между вовлеченными участниками процесса.

Другой пример — Бангладеш. Здесь коррупцию фундирует национальная концепция круговой поруки (или солидарной ответственности), где мужчины много времени проводят вместе после работы, обмениваясь сигаретами, пьют чай и т.д., чтоб укрепить их дружеские связи. Их разговор может казаться абсолютно бессмысленным, но участвуя в нем, они получают информацию друг о друге. Между семьей, друзьями, соседями и т.д. существует общее обязательство всесторонней помощи. Никто не может отказать в услуге, милости без суровых последствий. Люди годами устанавливают, а затем поддерживают систему общности, их выживание зависит от родственников, друзей, соседей. В данном случае наличие круга общности является жизненно необходимым условием жизни. Возражения против такого круга общности появляются только в случае личной неудачи, т.е. когда

люди считают себя жертвой личных отношений, в которых предпочтение дается не им, а другим (людям из другого круга, к которому они не принадлежат).

В России также есть подобная система круговой поруки, которая носит название «блат», он заключается в использовании личных и неформальных контактов для получения товаров и услуг при их дефиците. И это считается абсолютно законным методом. Отличие «блата» от «взятки» заключается в том, что «блат» — это своего рода знак принадлежности к определенному кругу. «Блат» предоставляется только своим (людям из круга). Также, как в guanxi, акцент делается на личных отношениях между участниками процесса. Таким образом, граница между «блатом» или guanxi и коррупцией становится размытой.

Исторически первым философом, исследующим природу коррупции в обществе, был Ибн Халдун1. Он полагал, что государство - это живой организм, который рождается, страдает и умирает, на ход развития которого влияют социальные силы, которые в свою очередь попадают под влияние самого развития.

Ибн Халдун указывал, что процесс коррупции начинается тогда, когда правитель отдаляется от народа, истинная асабия ^-аЫууа)2 разрушается, и только чудо может ее восстановить. Приведем цитату из Р. Пэйна: «Что есть период явной гармонии, когда правитель наслаждается плодами своей власти и принимается народом? Это период, когда он дарует себе огромные здания, возводит монументы в свою честь, дарит дорогие подарки иностранным послам, закладывает камень новых дворцов и городов, проверяет свою армию и изучает книги сборщиков налогов. Это период небывалой щедрости и имперской грациозности, великолепия. Это также, по наблюдению Ибн Халдуна, последний этап полной власти правителя. Хотя это кажется расцветом, на самом деле все ведет к закату. Далее следует период, который Ибн Халдун характеризует как период “удовлетворения и миролюбия”. Он указывает на заметное сокращение власти правителя, который обращается к прадедам и славит древние традиции. Такой уход в прошлое есть первый признак появления коррупции» [3, с. 145].

На следующем этапе коррупция развивается так: дворец портится от богатства, правитель предается бессмысленным удовольствиям, дарит дорогие подарки своим фаворитам. Дает им власть и должности сверх их способностей, слушает только их и практически поддается им. Традиции стано-

вятся предметом насмешек. Старые друзья и клиенты правителя попадают под атаки и уничтожаются, потому что новые фавориты не понимают роли старых проверенных союзников. Такое полное изменение, отрицание прошлого, есть признак всего ужаса, который будет происходить позже, когда правитель все больше и больше отдаляется от народа, армии, бюрократии, фаворитов, которые замышляют заговор против него и уничтожают его. Он обречен на смерть как умалишенный калека.

Далее Ибн Халдун указывал: «Некоторые правители, видя события или болезни, которые привели к краху их империй, начинали лечить государство и восстанавливать до нормального состояния. Они думали, что этот упадок явился результатом неспособности и халатности их предшественников. Но они ошибаются. Эти события или болезни свойственны империям и не могут быть излечены» [3, с. 146].

И хотя коррупция общества является необратимым процессом, вызванным коррупцией правителя, Ибн Халдун отмечает, что иногда есть временная передышка и даже появление блистательного состояния. Случается восстановление, попытка восстановить потерянную власть и асабию: «Иногда на закате династия показывает такую мощь, что мы думаем, пришел конец упадку, но это лишь последняя вспышка свечи на исходе» [3, с. 146].

Говоря о том, что такие события свойственны империям и не могут быть излечены, Ибн Халдун имел в виду то, что эти стадии упадка неизменяемы, бесповоротны и безошибочны. Как только нация попадает в коррупцию, то нет пути назад, равно как и лица людей и их былая красота, пораженные временем, никогда не будут восстановлены. «В глазах Ибн Халдуна коррупция — это сложный процесс, идущий по четко определенным этапам, которые можно выстроить математически. Этот процесс является бесчеловечным и не считается с индивидуальным куражом людей. Как только болезнь появляется, ни человек, ни группа людей не могут ее предотвратить, если только, как говорится в Коране, Бог не создаст что-то новое» [3, с. 148].

Коррупция является постоянно присутствующим элементом современной цивилизации, как в демократических обществах, так и в авторитарных. Богатство и власть - основные источники коррупции. Господствующие классы «заражены» коррупцией, и их главным желанием является увеличение их состояния, но сделать это они могут только за счет людей беднее их

Общество

Terra Humana

самих. Их интересы противоречат интересам основной массы населения, и как только они начинают жить обособленно, они культивируют цинизм, который защищает их от окружающего мира. Они начинают бояться и презирать бедность, их страх отражается в законодательстве, которое защищает их от бедных. Они, будучи абсолютно беспринципными в использовании богатства и не уважающими ни один моральный принцип, рассматривают существующее государство как нечто, что может быть куплено по частям.

Главной причиной роста коррупции также является быстрое и, как правило, незаконное и несправедливое обогащение олигархии. В истории такое обогащение происходило чаще всего в условиях интенсивной внешней торговли (глобализации), но могло быть вызвано и другими причинами - масштабными внешними завоеваниями и военными грабежами, а также прямым подкупом со стороны иностранных государств. Кризисы коррупции существовали с древнейших времен - по меньшей мере, с VI тыс. до н.э., в подавляющем большинстве случаев именно глобализация в древности была причиной кризисов коррупции и гибели цивилизаций и этносов.

«Особую роль в распространении коррупции в последние столетия сыграла идеология. Великобритания в XIX веке насаждала по всему миру идеологию либерализма и свободной торговли: руководство стран, принимавших эту идеологию, получало от англичан щедрые подарки, а тех, кто отказывались, наказывали британской военной интервенцией. Другая идеология, расовая, тоже сыграла необычайно большую роль в истории XIX - первой половины XX вв.

Одурманенные расовой идеологией южане самоотверженно сражались с северянами во время гражданской войны в США, защищая интересы рабовладельцев. А одурманенные

список литературы:

[1] Кузовков Ю.В. Мировая история коррупции. Трилогия «Неизвестная история». Книга 2. - М., 2010. -с. 787. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.yuri-kuzovkov.ru/second_book/

[2] Экономические и социальные проблемы России. Социально-экономические аспекты коррупции / Проблемно-тематический сборник. Ч. 2. Под ред. И.Ю. Жилина. - М.: ИНИОН РАН, 1998, - 157 с.

[3] Payne R. The corrupt society: from Ancient Greece to Present-Day America. - New York: Praeger publishers, 1975. - 309 р.

[4] Sissener Т.К. Anthropological perspectives on corruption // CMI Working Paper WP. - Bergen: Chr. Michelsen Institute, 20o1:5.

той же идеологией немцы во время Второй мировой войны фанатично сражались за интересы фашистского руководства, немецких магнатов и мировой олигархии. Третья идеология, марксистская, использовалась для раскола народного фронта на искусственно созданные “классы” и для разжигания пожара “мировой пролетарской революции”, в котором должна была сгореть наиболее активная часть самого пролетариата. В современном мире роль идеологии и идеологической борьбы еще более возросла, и она повсюду в мире активно используется для подрывной деятельности против государственной власти и для проведения антинародной политики, то есть является активным инструментом распространения коррупции. Поэтому нельзя обойти стороной вопрос о роли идеологии в распространении коррупции» [1, с.583].

Несмотря на общепризнанность международного характера коррупции ни одна страна не защищена от коррупции, потому что не существует в истории человечества государств, где бы это явление отсутствовало. Кроме того, уровень коррупции определяется конкретными историческими характеристиками данного государства, традициями общества, склонностями национального характера.

Следует признать, что коррупция - это серьезная болезнь цивилизации, которая имеет в основе результаты проявления пороков ущербной человеческой природы, но здесь проблема коррупции приобретает уже морально-этический контекст. Как было сказано, не существует какого-то универсального набора ответов на вопросы, связанные с проблемой коррупции, т.к. само это явление далеко не универсально и исторически определено, но, используя научную методологию, можно хотя бы приблизиться к наиболее точному пониманию этого явления.

1 Ибн Халдун (1332-1406) - арабо-мусульманский историк, философ, государственный деятель.

2 Асабия - емкое понятие, одновременно телесное и духовное. Это исходящий из тела дух клана. Это родовое или племенное объединение кочевников-бедуинов, основанное на началах солидарности, коллективизма и братства (слово «асабия» используют также в значении «родовая солидарность»). Асабия направляется шейхами, «выдающимися людьми» на основе того почтения и уважения, которое все испытывают к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.