Научная статья на тему 'Корпоративные информационные системы как важный фактор конкурентоспособности предприятия (на примере исследования в сфере гостеприимства)'

Корпоративные информационные системы как важный фактор конкурентоспособности предприятия (на примере исследования в сфере гостеприимства) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / COMPETITION / COMPETITIVENESS / INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носов Иван Валерьевич

В условиях жесткой конкурентной борьбы, которой характеризуется современный рынок, хозяйствующие субъекты вынуждены постоянно искать возможности повышения эффективности своего бизнеса. К основным факторам успеха, помимо продуманной стратегии бизнеса и наличия квалифицированных трудовых ресурсов, следует отнести и информационные системы. Корпоративные информационные системы (КИС) выступают как связующее звено при выработке стратегии бизнеса, изменении управления, организации целенаправленной работы с персоналом, играют значимую роль в успешной реализации стратегии предприятия в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE INFORMATION SYSTEMS AS IMPORTANT FACTOR OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE (ON THE EXAMPLE OF RESEARCH IN HOSPITALITY SPHERE)

In the conditions of cruel competitive struggle by which the modern market is characterized, enterprises are compelled to search constantly for possibilities of increase of efficiency of the business. To success major factors, besides the thought over strategy of business and presence of the qualified manpower, it is necessary to include information systems. Corporate information systems (CIS) act as a link at development of strategy of business, change of management, the organization of purposeful work with the personnel, play a significant role in successful realization of strategy of the enterprise as a whole.

Текст научной работы на тему «Корпоративные информационные системы как важный фактор конкурентоспособности предприятия (на примере исследования в сфере гостеприимства)»

УДК 65

Носов Иван Валерьевич

Nosov Ivan Valeryevich

аспирант Российского государственного торгово-экономического университета i.nosov9@gmail.com

post-graduate student of Russian State Trade-Economic University

i.nosov9@gmail.com

КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА)

CORPORATE INFORMATION SYSTEMS AS IMPORTANT FACTOR OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE (ON THE EXAMPLE OF RESEARCH IN HOSPITALITY SPHERE)

Аннотация:

The summary:

В условиях жесткой конкурентной борьбы, которой характеризуется современный рынок, хозяйствующие субъекты вынуждены постоянно искать возможности повышения эффективности своего бизнеса. К основным факторам успеха, помимо продуманной стратегии бизнеса и наличия квалифицированных трудовых ресурсов, следует отнести и информационные системы. Корпоративные информационные системы (КИС) выступают как связующее звено при выработке стратегии бизнеса, изменении управления, организации целенаправленной работы с персоналом, играют значимую роль в успешной реализации стратегии предприятия в целом.

In the conditions of cruel competitive struggle by which the modern market is characterized, enterprises are compelled to search constantly for possibilities of increase of efficiency of the business. To success major factors, besides the thought over strategy of business and presence of the qualified manpower, it is necessary to include information systems. Corporate information systems (CIS) act as a link at development of strategy of business, change of management, the organization of purposeful work with the personnel, play a significant role in successful realization of strategy of the enterprise as a whole.

Ключевые слова:

конкуренция, конкурентоспособность, информационные системы.

Keywords:

competition, competitiveness, information systems.

Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков.

Российские компании имеют свои особенности конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара должна расцениваться как признанное потребителем свойство объекта потребления превосходить в определенный момент времени по приоритетным характеристикам аналогов в конкретном сегменте рынка.

Можно выделить три подхода к определению конкурентоспособности предприятия: конкурентоспособность как результат производства и продажи конкурентоспособности товаров; конкурентоспособность как процесс создания добавленной стоимости; конкурентоспособность как результат эффективного взаимодействия с факторами внешнего окружения.

Конкурентоспособность организации - это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации [1].

Согласно предложенной классификации уровней обеспечения конкурентоспособности организации конкурентоспособность организации будет обеспечиваться на внешнем и внутреннем уровнях.

Два основных фактора ускорения научно-технического прогресса и стимулирования обновления основных производственных фондов заключаются, с одной стороны, повышением социальной ответственности бизнеса, а с другой - в развитии инновационной политики.

Для определения конкурентоспособности организаций сферы гостеприимства авторы статьи используют авторскую методику, в основе которой лежит интегральный метод оценки. Статус объекта исследования они определяют методом сложения оценок конкурентоспособности предприятия по таким областям, как система менеджмента, маркетинг, производство, финансы и технологии.

Выбор данных критериев был сделан на основе сущности данных факторов:

Система менеджмента - это система управления ресурсами (человеческими, финансовыми, техническими и пр.) для достижения предопределенных целей. Современные системы менеджмента в организациях состоят из наборов систем управления по определенному признаку, например, по типу управляемой системы. Разделение системы менеджмента организации на несколько составных систем управления производится с целью уменьшения комплексности общего управления и повышения управляемости образовавшихся подсистем. Качество управления всей организацией нередко зависит от степени взаимодействия данных (раздельных) систем управления при достижении общих целей и определении конкурентоспособности.

Маркетинг - управление созданием товаров и услуг, и механизмами их реализации, как единым комплексным процессом. Это система взаимосвязей, определяющая конкурентоспособность организации.

Современное общественное производство включает в себя не только материальное производство, но также и нематериальную сферу - производство нематериальных благ и услуг (новые научные открытия, технические изобретения, народное образование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, спорт и др.). Развитие нематериального производства и сферы услуг в решающей степени зависит от производства материальных благ - его технической оснащенности и величины выработки. А потому развитое производство становится важнейшим фактором определения конкурентоспособности.

Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Важнейшим понятием в области финансов является бюджет. Правильное управление бюджетом организации является залогом конкурентоспособности организации.

Технология гостиничного сервиса - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на обслуживание клиентов как по отдельности так и в целом.

Особо следует заметить, что существует несколько подходов к измерению выгод от внедрения информационных технологий. Одним из них является проведение полного анализа существующей деятельности и прогноза возможных изменений. Такой вариант подразумевает построение двух моделей (до внедрения и после), их сравнение, выявление результатов сравнения с их количественной оценкой.

Хорошей альтернативой является использование системы количественных финансовых и нефинансовых показателей, связывающих конечные результаты деятельности предприятия и качественные изменения, вызванные внедрением информационных технологий.

Как правило, целями внедрения информационных технологий являются рост прибыли, минимизация затрат и потерь, использование резервов предприятия. Исходя из этого, возможные экономические выгоды можно классифицировать следующим образом:

- рост валового дохода, выручки от реализации, прибыли;

- улучшение финансовой устойчивости, ликвидности, рентабельности, деловой активности;

- минимизация затрат, разного рода выплат;

- повышение конкурентоспособности;

- оптимизация организационной структуры предприятия и т.д.

Кроме того, необходимо оценить степень гибкости применяемых информационных технологий и потенциальные возможности, которые получит предприятие, внедрив данный ИТ-проект.

Конкурентное положение организации определяется суммой оценок:

Кп = Оу + Ом + Оп +Оф +От, (1)

где Кп - конкурентное положение организации;

Оу - оценка системы менеджмента;

Ом - оценка маркетинга;

Оп - оценка производства;

Оф - оценка финансов;

От - оценка технологии.

Каждая оценка складывается из нескольких факторов. Для оценки ьгруппы факторов используем следующую формулу:

Оi = КГХч (2)

где Оi - ьгрупповая оценка конкурентоспособности организации по ьгруппе факторов;

№ - весовой коэффициент i-группы факторов в общей оценке конкурентоспособности организации; ХЮ =1;

Fi - средняя экспертная оценка ьфактора.

Таким образом, в результате разработки комплексной методики оценки конкурентоспособности предприятий, функционирующих в одной отрасли, мы имеем возможность сравнить их конкурентные позиции для выявления направлений развития предприятий.

Представим оценку конкурентоспособности организаций гостиничной отрасли.

По результатам сравнения полученных данных установлено, что гостиница «Октябрьская» [2] обладает наибольшими конкурентными преимуществами в маркетинге, производстве, финансах и технологиях. Мини-отель «Суворовъ» [3] уступает своим конкурентам по всем позициям. Гостиничный комплекс «Омега» обладает конкурентным преимуществом в менеджменте.

Как видно наиболее конкурентоспособным предприятием сферы гостеприимства среди анализируемых гостиниц является гостиница «Октябрьская», которая имеет общий интегральный уровень 2,18 баллов. Отметим, что в данной гостинице уровень автоматизации производства достаточной высокий, а также уровень квалификации менеджеров высшего и среднего звена. Это доказывает важность автоматизации производства.

Автоматизация предприятия способствует оптимизации бизнеса, в том числе объединению возможностей управления деятельностью, трудовыми ресурсами и информационными технологиями для комплексного улучшения результатов работы. Именно поэтому проблемы реинжиниринга становятся все более актуальными не только для крупных, но и для небольших предприятий.

Успешное внедрение информационной системы приводит к положительным изменениям в деятельности предприятия и появлению новых возможностей, таких как:

- возможность учета сложности и разнообразия продукции и услуг в планировании и финансовом анализе;

- способность предугадать и удовлетворить весь спектр требований по обслуживанию клиентов;

- возможность адекватно оценить масштабы и сложность рынков;

- способность своевременно реагировать на изменение законодательства;

- поддержка наращивания капитала и развития трудовых ресурсов;

- оперативная реакция на изменяющиеся условия рынка.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Синельников Д.Я. К вопросу о повышении конкурентоспособности организации. Брянск, 2009.

2. Официальный сайт гостиницы «Октябрьская». URL: http://www.oktober-hotel.spb.ru/

3. Официальный сайт мини-отеля «Суворовъ». URL: http://www.suvorovhotel.spb.ru/

1. Sinel'nikov D.YA. K voprosu o povyshenii konkurentosposob-nosti organizatsii. Bryansk, 2009.

2. Ofitsial'niy sayt gostinitsy “Oktyabr'skaya”. URL: http://www.oktober-hotel.spb.ru/

3. Ofitsial'niy sayt mini-otelya “Suvorov"”. URL: http://www.suvorovhotel.spb.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.