Научная статья на тему 'Роль информационных технологий в управлении персоналом предприятий функционирующих в сфере гостеприимства'

Роль информационных технологий в управлении персоналом предприятий функционирующих в сфере гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1932
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / INFORMATION TECHNOLOGY / COMPETITIVENESS / HUMAN RESOURCE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носов Иван Валерьевич

В статье показана роль информационных технологий в деятельности современных компаний. На основе проведенного сравнительного анализа нескольких гостиниц, выявлено, что на уровень конкурентоспособности компании существенную роль оказывает фактор эффективного внедрения информационных технологий в управлении персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Носов Иван Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of information technology personnel management of enterprises operating in the hospitality

The article shows the role of information technologies in modern companies. On the basis of a comparative analysis of several hotels, revealed that the level of competitiveness has a significant role factor the effective implementation of information technology in HR.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий в управлении персоналом предприятий функционирующих в сфере гостеприимства»

12.5. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА

Носов Иван Валерьевич, аспирант Российского государственного торгово-экономического университета Контакты автора: i.nosov9@gmail.com

Аннотация. В статье показана роль информационных технологий в деятельности современных компаний. На основе проведенного сравнительного анализа нескольких гостиниц, выявлено, что на уровень конкурентоспособности компании существенную роль оказывает фактор эффективного внедрения информационных технологий в управлении персоналом.

Ключевые слова: информационные технологии, конкурентоспособность, управление персоналом

THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY PERSONNEL MANAGEMENT OF ENTERPRISES OPERATING IN THE HOSPITALITY

Nosov Ivan V., Graduate student of Russian State Trade-Economic University

Annotation: The article shows the role of information technologies in modern companies. On the basis of a comparative analysis of several hotels, revealed that the level of competitiveness has a significant role factor the effective implementation of information technology in HR. Keywords: information technology, competitiveness, human resource management

В обеспечении конкурентоспособности предприятия важным моментом является использование информационных технологий [1].

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [2].

Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Длительность успешной работы любой организации всегда зависела от эффективности принимаемых их руководством решений. Эта важнейшая цель ставила организационную структуру в положение контролируемого процесса. Менеджер рассматривался как человек, решающий проблемы, или как системный контроллер, который задействован в процессе планирования, исполнения, мотивации, корректировки и принятии решений. Именно поэтому широкое распространение получил контроллинг как целостная концепция экономического управления предприятием, направленного на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли в рыночных условиях. Находясь на пересечении учета, информационного обеспечения, контроля и планирования, контроллинг зани-

мает особое место в управлении предприятием: он связывает воедино все функции управления, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень.

В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этан развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: «компьютерная» или «современная».

Три основных принципа новой информационной технологии:

интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

По данным сайта - Информационные системы в экономике, автоматизированные информационные системы, АИС в таблице 1.1 приведены основные характерные черты новой информационной технологии.

Таблица 1.1

Основные характеристики новой информационной технологии

Методология Основной признак Результат

Принципиально новые средства обработки информации Встраивание в технологию управления Новая технология коммуникаций

Целостные технологические системы Интеграция функций специалистов и менеджеров Новая технология обработки информации

Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации Учет закономерностей социальной среды Новая технология принятия управленческих решений

Современное состояние и тенденции развития информационных технологий включает в себя:

- наличие большого количества промышленно функционирующих БД большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества;

- создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к этим информационным ресурсам через системы связи и передачи данных, объединенных в национальные, региональные и глобальные информационные сети;

- расширение функциональных возможностей информационных систем, реализация технологий создания и ведения гипертекстовых БД, включение в информационные системы экспертных систем, систем поддержки принятия решений и других технологических средств.

В современных условиях динамичного развития общества и усложнения технической и социальной ин-

Носов И.В.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПЕРСОНАЛ

фраструктуры информация становится таким же стратегическим ресурсом, как и традиционные материальные и энергетические ресурсы, а, следовательно, информация оказывает прямое влияние на конкурентоспособность организации.

Для оценки конкурентоспособности предприятий, функционирующих в сфере гостеприимства, необходимо понимать особенности рынка гостиничных услуг.

Гостиничный бизнес - один из самых быстро и успешно развивающихся в России, ежегодно растет на 15-20%. Рост обусловлен увеличением числа гостиниц высокого сегмента - «4 звезды» и «5 звезд», наиболее востребованными остаются трехзвездочные отели.

Важными тенденциями российского рынка гостиничных услуг являются проникновение международных сетевых компаний на наш рынок и рост числа инвестиционных проектов по строительству и реконструкции гостиниц.

Лидерами Российского рынка гостиничных услуг являются Москва и Санкт-Петербург, Москва с большим отрывом лидирует по финансовым показателям гостиничного бизнеса, получая около 40% всех доходов.

В настоящее время, практически все гостиничные цепи мира, независимо от их рейтинга, испытывают на себе постоянное давление жесткой конкурентной борьбы.

С точки зрения организации и управления гостиничные комплексы представляют собой сложные системы, которые состоят из различных взаимосвязанных служб. Организовать работу гостиничного комплекса с максимальной эффективностью и в соответствии с современными мировыми требованиями можно только с использованием современных компьютерных технологий. Вопрос комплексной автоматизации процессов бронирования, регистрации и размещения гостей, расчетов с ними, агентами, туроператорами является весьма актуальным.

Далее наилучшего понимания проблематики представим характеристики организаций, функционирующих в сфере гостеприимства - гостиниц разных размеров. Это три гостиницы: гостиница «Октябрьская» (Санкт-Петербург), мини-отель «Суворовъ» (Москва), гостиница «Омега» (Санкт-Петербуг). Данное деление эффективно для того, чтобы показать различия в уровнях конкурентоспособности данных организаций, в том числе влияния таких факторов как «персонал» и «информационные технологии».

Автором была составлена сравнительная таблица деятельности всех трех гостиниц.

Таблица 1

Сравнительный анализ изменения основных показателей деятельности гостиниц в 2009 г. - 2010 г.[3, 4, 5]

№ п/п Показатель Изменение 2009-2010. %

Октябрьская Суворовъ Омега

1 2 3 4 3

1 Расположение СПб Москва СПб

2 Собственность российская российская российская

3 Номерной фонд 484 12 46

4 Использование информационных технологий Да нет нет

5 В ыручка 16,29 -15,28 61,51

6 Себестоимость 4,88 -21,95 43,9

7 Прибыль от реализации 50,34 -б ,26 108,83

8 Рентабельность производства 43,35 20,10 16,8

9 Рентабельность продаж 29,28 10,65 7,9

10 Затраты на 1 рубль реализации -9.81 -7,87 16.8

И так, определим, что же общее и что отличное есть в этих гостиницах. По месторасположению две из них находятся в Санкт-Петербурге и одна в Москве. Всеми гостиницами владеют российские собственники, иностранный капитал по официальным данным здесь не задействован.

Данные гостиницы имеют слишком много различий чтобы сравнивать их по абсолютным показателям, потому используем относительные показатели изменения основных характеристик.

Заметно крупной на общем фоне выглядит гостиница «Октябрьская», которая располагает номерным фондом почти в полтысячи номеров. Не удивительно, что для получения конкурентных преимуществ на рынке руководство пользуется информационными технологиями в управлении гостиницей. Тогда как прочие анализируемые гостиницы не применяют данных технологий. Не удивительно при этом, что выручка миниотеля «Суворовъ» сократилась на 15,28%. Выручка прочих гостиниц выросла. Но при этом себестоимость услуг мини-отеля «Суворовъ» сократилась в большей степени чем выручка, что в итоге привело к росту показателей рентабельности и сокращению затрат на рубль продукции. Тогда как гостиница «Октябрьская» с ростом выручки увеличила и себестоимость, но в меньшей степени, что позволило ей так же увеличить показатели рентабельности. И сократить затраты на рубль продукции еще в большей степени. А вот «Оме-га»увеличила рентабельность в меньшей степени чем конкуренты, кроме того затраты на рубль продукции увеличились. Хотя при этом прибыль увеличилась на все 108,83%.

Можно отметить, чт если отель «Омега» планирует продолжать рост на рынке гостиничных услуг, то такой неоспоримый фактор как информационные технологии будут для него весомым конкурентным преимуществом.

Таким образом, из рассмотренных трех гостиниц, только гостиница «Октябрьская» использует информационные технологии в управлении персоналом. Две другие гостиницы не пользуются информационными технологиями вообще. В результате относительные показатели изменения их деятельности значительно ниже, чем у гостиницы «Октябрьская», что наглядно показывает эффективность данной системы.

Однако, на практике бизнес большинства российских компаний развивается отдельно от информационной инфраструктуры.

Сама по себе информационная система может оказаться никому не нужным инструментом, если не получит успешного внедрения на предприятии. А для современных рыночных отношений отсутствие эффекта равносильно отрицательному эффекту, так как во время «простоя» организации ее конкуренты, удачно внедрив тот же инструмент приобретают и конкурентные преимущества и более устойчивые конкурентные позиции.

Стратегическая модернизация 1Т - шаг серьезный и масштабный. Однако в условиях современной глобализации рынка и усиления конкуренции этит шаг становится необходимым. Здесь на необходимость модернизации в компании указывают, как правило, два симптома:

- большинство бизнес-процессов компании реализуются без использования средств автоматизации;

- средства автоматизации используются, но существенно увеличивают трудоемкость и длительность выполнения бизнес-процессов.

В первом случае автоматизация бизнес-процессов выражена в виде автоматизации незначительного количества отдельных простейших операций, которые зачастую проще выполнить «вручную», чем использовать программный продукт. В этом случае IT - это больше дань моде, чем инструмент повседневной работы. Уровень IT-зрелости компании не поддается оценке, а бизнес-процессы выполняются по правилам «каменного века». Во втором случае значительная часть операций бизнес-процессов автоматизирована, но автоматизирована не связанными или слабо связанными локальными программными продуктами. Необходимость их использования определяется, как правило, административными мерами. Но их дезинтегрированность приводит к необходимости многократного ввода одной и той же информации, возникновению ошибок, потере информации и т.п.

Однако и в первом и во втором случае необходимость модернизации посредствам внедрения IT - технологий является элементом формирования конкурентных преимуществ.

Началом стратегической модернизации должно стать четкое формулирование целеполагания IT компании. По сути, необходимо разработать документальную концепцию построения IT компании. Концепция построения IT компании должна быть выражена в виде двух частей документа. Первая часть должна описывать потребительские свойства IT с позиций бизнеса. К ним относятся функциональная полнота, интегрированность и комплексность решений, производительность, гибкость, безопасность, надежность. Исходя из концепции построения IT и их текущего состояния, следует разработать карту решения, на основе которой сформулировать программу проектов по построению целевой архитектуры IT. Важным звеном в запуске программы проектов является подбор и назначение главного системного архитектора программы проектов, основной функцией которого должна стать координация принимаемых конкретных технических решений в каждом проекте, исходя из общей концепции IT.

Таким образом, каждой социально ответственной организации необходимо предпринимать шаги в сторону внедрения программ модернизации информационной инфраструктуры с целью обеспечения конкурентоспособности современной организации за счет эффективной системы управления персоналом.

Список литературы:

1. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Маркетинг, 2006. - 892 с.

2. Вендров А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебное пособие - М: Финансы и статистика, 2002 - 352 с.

3. Бухгалтерская отчетность и внутренние документы компании «Октябрьская». 2009 -2010 г.

4. Бухгалтерская отчетность и внутренние документы компании «Суворовъ». 2009 -2010 г.

5. Бухгалтерская отчетность и внутренние документы компании «Омега». 2009 -2010 г.

References:

1. Fatkhutdinov R.A. The competitiveness of the organization in crisis: the economy, marketing, management. - M.: Marketing, 2006. - 892 p.

2. Vendrov A.M. Software Engineering Economic Information Systems: A Tutorial - M: Finance and Statistics, 2002 - 352 p.

3. Financial statements and internal documents of the company's "October". 2009 -2010.

4. Financial statements and internal documents of the company "Suvorov". 2009 -2010.

5. Financial statements and internal documents of the company "Omega". 2009 -2010.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью аспиранта Российского государственного торгово-экономического университета Носова Ивана Валерьевича «Роль информационных технологий в управлении персоналом предприятий функционирующих в сфере гостеприимства».

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью развития информационных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность хозяйствующего субъекта в любой отрасли народного хозяйства.

Гостиничный бизнес в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся рыночных сегментов, что во многом обусловлено проникновением на российский рынок сетевых компаний. Автором справедливо обращается внимание на неразрывную связь уровня конкурентоспособности и степени внедрения информационных технологий в такой аспект управленческой деятельности, как управление персоналом.

Необходимость использования компьютерных технологий в управлении современной гостиницей обусловлено, по мнению автора, сложностью гостиничного хозяйства, состоящего из целого ряда взаимосвязанных между собой служб.

Сравнительная характеристика динамики показателей трех различных по своему уровню гостиниц, из которых только одна использует информационные технологии в управленческой деятельности, наглядно подтверждает вывод автора о том, что именно информационная структура является ведущим конкурентным преимуществом. В связи с этим следует согласиться с мнением автора о необходимости автоматизации бизнес-процессов на основе специально выработанной IT.

Давая общую оценку статье Носова И.В., следует отметить, что ее содержание изложено логично и методологически выверено.

Статья Носова И.В. в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах к из перечня ВАК.

Зав. кафедрой «Менеджмент» НОУ ВПО Тульский институт

к.э.н. В.В. Яровова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.