Научная статья на тему 'Конъюнктура рынка стиральных машин'

Конъюнктура рынка стиральных машин Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
534
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болотова С.С.

В статье рассматривается динамика объёма продаж и потребления стиральных машин в России за несколько десятилетий. Приведена структура продаж по основным странам-поставщикам, фирмам-производителям импортных и отечественных стиральных машин разных типов, выделена ценовая составляющая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamics of sales and consumption of washing machines in Russia during several decades are presented in this paper. A structure of sales by the main countries-suppliers, firms-manufacturers of import and domestic washing machines of different types is shown. The price component is studied.

Текст научной работы на тему «Конъюнктура рынка стиральных машин»

В статье рассматривается динамика объёма продаж и потребления стиральных машин в России за несколько десятилетий. Приведена структура продаж по основным странам-поставщикам, фирмам-производителям импортных и отечественных стиральных машин разных типов, выделена ценовая составляющая.

Конъюнктура

рынка стиральных машин

С. С. БОЛОТОВА,

Омский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета E-mail: hotnack@list.ru

Динамика продаж

В течение последних лет российский рынок бытовой техники демонстрировал уверенный рост за счет увеличения реальных доходов населения и развития потребительского кредитования. Наиболее динамично развивался сегмент бытовых стиральных машин: в 2007 г. емкость составила 4,8 млн шт., насыщение рынка достигло 60-65%. По прогнозам Российской ассоциации компаний-производителей электроники и бытовой техники (РАТЭК), темпы роста данного рынка в ближайшие несколько лет сохранятся на уровне 20-25%'.

С 1970 г. по 2006 г. объём продаж стиральных машин увеличился на 29%2. Наименьший объём продаж приходился на 2000 г. - 1387 тыс. шт. (рис. 1), что связано с последствиями дефолта национальной валюты в 1998 г. По сравнению с 1995 г. объём продаж в 2000 г. упал на 126%. Начиная с 2000 г. динамика объёма производства стиральных машин имеет положительную тенденцию. В 2006 г. объём продаж достиг докризисного уровня 1990 г. и составил 3768 тыс. шт.3

1 www.ratek.com

2 www.gks.ru

3 Торговля в России, 2007: Стат. сб./ Росстат. М., 2008. - 566 с.

© ЭКО 2008 г. ТОВАРНЫЕ РЫНКИ

Ь* L

Рис. 1. Динамика объема продаж стиральных машин в России в 1970-2006 гг., тыс. шт.

Прирост продаж произошёл благодаря увеличению доступного предложения со стороны крупных продавцов бытовой техники, которые имеют возможность поддерживать розничные цены на приемлемом уровне за счёт объёмов торговли. Кроме того, с распространением потребительского кредитования около трети стиральных машин приобретается в кредит, хотя банковский процент по данному виду кредитования в нашей стране - один из самых высоких в мире.

И все же уровень потребления стиральных машин в России ещё не достиг докризисного (наибольший уровень пришёлся на 1995 г.). По ожиданиям специалистов, значительная смена ранее приобретённых стиральных машин на новые должна была произойти в 1999 г., однако из-за кризиса российской экономики этого не случилось. Более того, с 2001 г. количество стиральных машин в российских семьях уменьшилось: хотя основной парк машин, купленных в постперестроечный период, значительно износился, немногие имели возможность приобрести новые.

В 2006 г. уровень потребления стиральных машин в России составил 99 шт. на 100 домохозяйств. Для сравнения: в Таджикистане на 100 семей приходится 3 стиральные машины, в Узбекистане - 34, в Китае - 96, в Японии - 110. Самый высокий процент потребления стиральных машин в Польше, где на 100 семей приходится 131 стиральная машина.

По прогнозам, следующий пик смены стиральных машин в России должен произойти в 2010 г., причём волна покупок

стиральных машин укорачивается, что связано, во-первых, с появлением новых технологий; во-вторых, из-за роста тарифов приходится думать об экономии энергии и воды.

«Импорт» отечественного производства

Около 80% стиральных машин, продаваемых в России, собираются на нашей территории и признаются отечественными, хотя имеют зарубежные торговые марки. Импорту принадлежит меньшая доля. Распределение ввозимых стиральных машин по федеральным округам РФ представлено на рис. 2.

160408

471

211199

471

41151

ЭЙ

99424

471

114036

471

14349

ч«1

лЧ?Ф ^ ^ ^ с***

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сборник/ Росстат. М., 2007. - 981 с.

Рис. 2. Распределение ввозимых стиральных машин по федеральным округам РФ в 2006 г., шт.

Что касается экспорта, Россия сегодня, к сожалению, непривлекательна для создания экспортоориентированных производств. Причина тому - таможенная политика государства. На большую часть комплектующих для электроники и бытовой техники у нас действуют очень высокие таможенные пошлины, а на готовые изделия они, наоборот, отсутствуют. Поэтому иностранные компании открывают заводы в России для удовлетворения в основном массового внутреннего спроса.

По оценкам экспертов, рост цен на импортные стиральные машины ежегодно не превышает 5-7%. Отечественная бытовая техника в рознице дорожает несущественно, хотя

себестоимость продукции повышается постоянно за счёт увеличения стоимости комплектующих. В некоторых регионах страны полуавтоматические стиральные машины практически сравнялась по цене с недорогими моделями автоматических.

Основной тенденцией на рынке стиральных машин можно назвать снижение объёма продукции отечественных производителей и увеличение доли совместных (в том числе «от-вёрточное» производство).

За счет усиления таможенного администрирования и увеличения реальных сборов таможенных платежей при ввозе готовой продукции сборочное производство в РФ рентабельно, что ведет к реальному увеличению числа промышленных предприятий и объемов их производства.

Выход на российский рынок помогает западным производителям решить несколько собственных проблем. Используя комплектующие, изготовленные на российских предприятиях, зарубежные фирмы экономят на ввозных пошлинах и логистике, что позволяет проводить на российском рынке агрессивную ценовую политику. Во-вторых, открывая производства в России, компании защищают себя и потребителя от «серого» импорта.

Многие отечественные производители не выдерживают конкуренции и вынуждены либо уходить с рынка, либо работать с зарубежными фирмами на условиях франчайзинга, либо соглашаться на совместное производство. На самом деле, выход из сложившейся ситуации есть: российские предприятия могут повышать конкурентоспособность своей продукции путём частичной замены отечественных комплектующих в выпускаемой бытовой технике (в тех же в стиральных машинах) на более качественные импортные, сохраняя свою торговую марку.

В начале 2000 г. бытовало мнение, что срок службы стиральной машины во многом зависит от места её сборки. Так, по оценке специалистов, средняя машина итальянской сборки рассчитана на 5-8 лет, немецкой - на 10-15 лет безупречной службы. Стиральные машины, собранные в Корее, служат не менее 5 лет, а в Китае - 3-5. Рекордсменами считаются машины австрийской и шведской сборок: они могут

работать 14-20 лет. Однако в последнее время многие компании внедряют на своих заводах международную систему менеджмента качества (TQM), а также используют правило «6 сигм». Система охватывает не только «головные» заводы-производители, но и сеть заводов в других странах, в том числе в России. В таких компаниях, как правило, единые культура производства, контроль качества, разработка новых модельных рядов ведётся централизованно и единообразно для всех дочерних заводов. Всё это повышает качество выпускаемой продукции и, как следствие, её конкурентоспособность. Зачастую территориально «удаленное» производство подвергается еще более жесткому контролю. Поэтому на сегодняшний день можно оспорить влияние места сборки на долговечность стиральной машины. Надёжность и долговечность, скорее, зависят от качества комплектующих и от технологического процесса в целом.

Наши стиральные машины, уступая импортным по функциональным особенностям и дизайну, по сроку службы долговечнее. Гарантированный срок службы отечественных аналогов -7-10 лет, а на деле многие машины, купленные ещё в советское время, функционируют до сих пор. Об их высоком качестве свидетельствует и статистика - процент выбраковки импортных стиральных машин гораздо выше отечественных (рис. 3).

90,0 у -80,0 -- -70,0 -- -60,0 -- -50,0 -- -40,0 -- -30,0 -- -20,0 -- -10,0 -- -0,0

Отечественные

Импортные

1995 2000 2003 2004 2005 2006

Источник: www.gks.ru

Рис. 3. Несоответствие качества стиральных машин, реализуемых в России в 1995-2006 гг., %

Структура российского рынка стиральных машин

По оценкам экспертов, насыщенность российского рынка стиральными машинами-автоматами не превышает 60%. Наибольшим спросом этот тип машин стал пользоваться с 2001 г. Автоматические стиральные машины представлены на российском рынке преимущественно импортными производителями.

Отечественные производители выпускают различные виды стиральных машин: неавтоматические, полуавтоматические, автоматические. Объём производства отечественных автоматических стиральных машин увеличивается. Такие машины производятся в России в основном совместно с зарубежными фирмами. Совместные производства ориентированы большей частью на недорогие модели автоматических стиральных машин, рассчитанные на семью со средним доходом, по цене 350-500 дол.

Производство полуавтоматических стиральных машин также имеет положительную динамику.

По данным социологических исследований, в 2006 г. 54,2% российских семей пользовались машинами активаторного типа. Большая часть импортных стиральных машин принадлежит к барабанному типу. Около 75% приобретаемых в России стиральных машин приходится на автоматические с фронтальной загрузкой и 25% - на машины с верхней загрузкой. Около 78% приобретаемых машин - стиральные машины без сушки.

Как отмечают эксперты, в последнее время спрос на автоматические стиральные машины смещается в более дорогой ценовой сегмент - покупатели все чаще готовы покупать машины с большим числом функций. Причиной стало не только улучшение благосостояния россиян, но и курс на кредитование населения, который взяли некоторые российские банки.

Ранее в России бытовую стиральную технику выпускали 47 заводов, в настоящее время число производителей сократилось до 33. Основной объем производства приходится на малогабаритные машины, их невысокая стоимость и отсутствие зарубежных аналогов на рынке создают устойчивый спрос со стороны студентов и молодых семей, не имеющих собственного жилья.

В России выпускаются следующие виды отечественных стиральных машин: малогабаритные активаторного и барабанного типа без центрифуги стоимостью 40-70 дол. («Малютка», «Фея», «Лилия», «Салют», «Элита»), полуавтоматические активаторного типа с центрифугой по цене 160-250 дол. («Ассоль», «Сибирь», «Авест», «Евго» и др.), автоматические («Вятка», «Евго», «Полар»).

Российские производители также выпускают и ультразвуковые стирающие устройства: «Колибри» (Москва), «Бионика» (Тольятти), «Ретона» (Томск).

Зарубежная техника, представленная в основном в секторе автоматических машин барабанного типа с фронтальной и вертикальной загрузкой, рассчитана на семью со средним и высоким доходом - стоимость таких стиральных машин-автоматов составляет 400-1500 дол. На рынке присутствуют также малогабаритные стиральные машины импортного производства - ультразвуковое стирающее устройство Solana Biniclean (Болгария), Eurosoba (Швейцария), аналог российской «Малютки».

Одна из тенденций, складывающихся на рынке стиральных машин, - это освоение рынка несколькими брендами одного производителя.

Основные игроки

На сегодняшний день доля импортных стиральных машин на российском рынке составляет более 60% общего объёма продаж.

Основным экспортёром автоматических стиральных машин в Россию является Италия (рис. 4): торговые марки Aristón, Indesit, ARDO и др. хорошо известны в России. Стиральные машины из Германии представлены торговыми марками Bosch, Siemens, Miele, Hansa.

В 2006 г. лидером продаж автоматических стиральных машин была итальянская фирма Merloni Elettrodomestici S.p.A., чьи торговые марки Ariston (7%) и Indesit (26%) в сумме охватывали 33% рынка, ARDO занимала 19% рынка, Candy - 5%.

Торговым маркам немецкого концерна BSH принадлежало 19% (14% - Bosch и 5% - Siemens) (рис. 5). Шведским

Корея - 17

Польша - 3

Италия - 54

Рис. 4. Географическая структура поставок стиральных машин в Россию,%

LG Samsung Siemens Bosch Beko Candy Zanussi Electrolux Aristón ARDO Indesit Другие

□ 1

□ 5

□ 3

□ 5

□ 4

□ 8

□ 7

□ 6

Ц 14

□ 19

Ц 26

10 15 20 25

30

2

0

5

Рис. 5. Структура продаж стиральных машин в России в 2006 г. по торговым маркам, %

маркам Electrolux - 8%, Zanussi - 4%. Южнокорейским маркам LG - 2%, Samsung - 1%; турецкой Beko - 3%. Остальные импортеры, даже при меньшей доле рынка, успешно продавали на нем широкую гамму моделей разной сложности и цены. Это такие торговые марки, как Whirlpool (Индия), Gorenje (Словения) и др.

В 2007 г. расстановка сил на российском рынке стиральных машин немного изменилась, что связано в первую очередь со строительством крупных заводов на территории Российской Федерации (рис. 6).

Bosch&Siemens Electrolux Beko Candy Samsung Indesit Другие

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Рис. 6. Структура продаж стиральных машин в России в 2007 г. по производителям, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одними из лидеров продаж по-прежнему остаются стиральные машины Indesit. В середине апреля 2004 г. итальянская компания Indesit Company запустила в Липецке конвейер по сборке стиральных машин «Indesit» из итальянских комплектующих. Как утверждает руководство компании, практически все стиральные машины под брендом «Indesit» производятся на российских площадках. Часть произведённого российскими заводами идёт на экспорт в страны СНГ и Восточной Европы.

Своё присутствие в России увеличила и корпорация Samsung, запустив в 2003 г. производство стиральных машин и другой бытовой техники на территории страны, данной марке принадлежит 12% продаж автоматических стиральных машин.

Шведский концерн Electrolux в 2005 г. построил завод по производству стиральных машин в Петербурге, где налажено их сборочное производство под марками Electrolux и Zanussi. Данной компании также принадлежит бренд AEG.

| 18 18 16 |5 112

24

1 1 37

Турецкой компанией Arcelik в 2002 г. на петербургском заводе бытовой техники была организована отверточная сборка стиральных машин под принадлежащей компании маркой Beko. Продажи стиральных машин данного бренда выросли вдвое. Эта же компания в 2006 г. построила ещё один завод в Киржаче Владимирской области. Кроме того, в начале 2008 г. на российский рынок вышли турецкие автоматические стиральные машины под маркой AKAI.

Ещё одна турецкая компания Vestel строит завод по производству стиральных машин в Александрове Московской области.

Доля немецкой компании Bosch und Siemens в структуре продаж снизилась. Однако в начале 2007 г. она начала строительство своего технопарка в Санкт-Петербурге.

Одним из пионеров освоения еще советского рынка бытовой техники можно считать итальянскую компанию Merloni Elettrodomestici S. P. A., по лицензии которой с 1974 г. было налажено производство стиральных машин «Вятка» в Кирове. В сентябре 2005 г. компания Candy Elettrodomestici выкупила кировский завод, и теперь на нем производят автоматические стиральные машины как собственных марок завода («Вятка-автомат», «Алёнка», «Катюша»), так и машины под брендом Candy. Сегодня завод выпускает три вида машин «Катюша», две модели машин «Мария», «Вятка-Bianca», «Вятка-Piccola» и Candy. Руководство данной компании планирует занять 9% российского рынка вместо нынешних 5%.

Корейская компания LG Electronics в 2006 г. запустила многофункциональный комплекс по производству бытовой техники (в том числе стиральных машин) в городе Руза (Московская область).

В Воронежской области планируется организация сборки стиральных машин немецкой фирмы «Foron».

Словенская компания Gorenje стремится построить завод по выпуску стиральных машин в Нижнем Новгороде. Строительство завода началось в 2006 г., 30% произведённой на заводе продукции пойдет на экспорт. В дальнейшем компания намерена открыть производство не только стиральных машин, но и комплектующих. Среди стран, в которых рассматривается

возможность производства бытовой техники марки Gorenje, также Украина и Белоруссия.

Отечественные производители автоматических стиральных машин представляют марки: «Атлант», «Евго», «Ролсен» и «Фея». Стиральные машины отечественного производства обеспечивают минимальный набор функций, но просты в эксплуатации. Основное их преимущество - доступность для широкого класса покупателей.

Распределение по ценовым категориям

Разделение перечисленных выше производителей отчасти условно, потому что некоторые фирмы представляют модели разных ценовых групп. Мы будем ориентироваться по основному объему продукции. К низкой ценовой категории относятся все машины российского производства (до 250300 дол.), турецкая марка Beko (250-400 дол.), итальянские Ardo (300-550 дол.) и Indesit (360-720 дол.), корейская Samsung (260-560 дол.), немецкая Hansa (360-500 дол.). Стоимость моделей корейской компании LG колеблется от 360 до 1600 дол., но основную долю в продажах составляют модели низшего ценового диапазона.

Среднюю ценовую группу представляют шведская марка Zanussi (390-930 дол.), итальянская Candy (450-650 дол.), Whirlpool (350-1000 дол.), словенская Gorenje (350-1000 дол.). Сюда же можно отнести итальянскую марку Ariston (450850 дол.).

Уровнем выше стоят: немецкая марка Bosch (500-1350 дол.), английская Hoover (550-1000 дол.), шведская Electrolux (500-1200 дол.).

Высокую ценовую категорию представляют немецкие машины AEG (840-1700 дол.) и Siemens (625-1500 дол.), шведская Asko (880-1100 дол.). Самые дорогие стиральные машины представлены немецкой компанией Miele. Нижний предел цен - 1270 дол., верхний - растет из года в год наряду с совершенствованием технологий. В начале 2008 г. новинка от Miele стоила 2500 дол.

Единственное, что нам осталось

За время перехода России к рыночной экономике отечественные заводы, к сожалению, не смогли создать конкурентоспособную модель автоматической стиральной машины. Но наши производители активно занимают рыночную нишу полуавтоматических машин, которые пользуются спросом у населения с невысоким уровнем доходов (около 60% населения в России), а также у людей, проживающих в сельской местности (26%), где зачастую энергоснабжение нестабильно, отсутствует централизованное водоснабжение, необходимое для стиральных машин-автоматов. Поскольку доля, принадлежащая автоматическим стиральным машинам, составляет 60%, оставшуюся должны занимать полуавтоматы. Но сегодня она составляет лишь 16%. В связи с этим зарубежные производители намерены начать производство полуавтоматических стиральных машин в России, а отечественные должны повышать конкурентоспособность своего товара.

На начало 2008 г. на российском рынке присутствовали следующие марки полуавтоматических стиральных машин: «Фея», «AVEST», «Волна», «Помощница», «Ассоль», «Daewoo», «Сибирь», «Евго», «AKIRA», «Skiff». Данные машины отечественного и совместного производства стоят от 160 до 250 дол.

Ассортимент современных полуавтоматических стиральных машин разнообразен. Они отличаются дополнительными функциональными особенностями. Например, машины «Сибирь» оснащены системой «Aqua Light», «Водопад», а также фильтром для улавливания ворсинок. Машины «Евго» имеют технологию «№по Silver», некоторые из них оснащены воздушно-пузырьковым генератором, генератором озона.

Подводя итог, отметим, что рынок стиральных машин в России развивается, и в перспективе эта тенденция сохранится. Продажи данного вида товара стоят на втором месте после холодильников. Зарубежные производители стиральных машин прочно закрепились на территории России, открыв здесь своё производство. Значит, необходимо повышать конкурентоспособность отечественных торговых марок, уделяя особое внимание функциональным особенностям, дизайну, габаритам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.