Научная статья на тему 'Властелины холода'

Властелины холода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Властелины холода»

Российский рынок наводнен различными марками холодильников, причем названия их в большинстве своем пишутся по-английски. Несмотря на засилье импорта, российские производители холодильной техники готовы бороться за свою долю рынка.

Ольга ЗАИКИНА

Ценовой демпинг

Объем российского рынка бытовых холодильников составляет сегодня, по оценке Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), $1,8 млрд. (3,1 млн. штук). В 2001-2005 годах наблюдался устойчивый рост производства практически на всех предприятиях отрасли, в 2005 году производство холодильной техники увеличилось на 8%. Однако в прошлом году наметилась тенденция к замедлению: хотя рынок вырос на 5%, ряд производителей снизил объем выпуска продукции — например, Красноярский завод холодильников (КЗХ) «Би-рюса» уменьшил объем на 2 тыс. штук. Менеджмент предприятия объясняет сокращение производства нежеланием рисковать в период падения рынка, которое отмечалось в I квартале 2006 года.

В ближайшей перспективе, считает Владимир Смыслов, исполнительный директор ассоциации «Холод-быт», объем рынка не превысит 4,5-5 млн. штук. Другими словами, рынок близок к насыщению, чему в немалой степени способствовала система потребительских кредитов, позволившая большей части населения обеспечить потребности в холодильниках на ближайшие несколько лет. Разумеется, остается текущий спрос, который, по мнению Владимира Смыслова, вполне могли бы удовлетворить существующие российские производители: ЗАО Indesit International (доля на рынке 30%), ОАО «КЗХ «Бирюса» (11%), ФГУП ПО «Завод имени Серго» — POZIS (7%), ООО «СЭПО-ЗЭМ» — Саратовский завод холодильников (4%) и ОАО «Айсберг» с маркой «Смоленск» (1%). Однако ситуация в отрасли складывается не в их пользу.

По словам Владимира Смыслова, российские производители холодильной техники находятся под сильным давлением импорта. Объем ввозимой продукции растет, импорт из дальнего зарубежья занимает уже более 20% рынка, в том числе на долю корейских LG и Samsung приходится 7 и 6% соответственно.

Властелины холода

Почти 90% продукции поставляют шесть стран, список которых изменился: если раньше среди лидеров было лишь два юго-восточных государства — Корея и Таиланд, то теперь к ним присоединились Китай и Турция, а Германия, Италия и Испания выпали.

Владимир Смыслов продолжает: «За два года стоимость бытовой холодильной техники из дальнего зарубежья упала в два раза. Но материалы в производстве холодильников дорогие, потому что в них много железа, значит, в этих странах применяют меры господдержки». Например, Китай явно демпингует: в 2006 году его доля в натуральном исчислении составила 33%, а в стоимостном — только 22%. Китайские экспортеры могут себе это позволить: их поддерживает налоговыми льготами государство, хотя это и запрещено правилами ВТО. Европа и Америка своих производителей защищает жесткими законами против ценового демпинга, а российский закон о защитных мерах, считает Владимир Смыслов, не работает, в том числе из-за расплывчатости формулировки идентичности товаров. Необходимо срочно внести изменения в законодательство, в Таможенный кодекс, но Минэкономразвития не торопится это делать. И не удивительно: в ведомстве, курирующем российскую экономику, система «свой — чужой» не срабатывает. Здесь считают главным, чтобы производство открывалось на российской территории, платились налоги в российский бюджет, создавались рабочие места для наших граждан.

Свой — чужой

Эта точка зрения сегодня довольно популярна. Антон Гуськов, директор по связям с общественностью РАТЭК, утверждает: в сфере бытовой техники уже нет понятия рос-

сийский/нероссийский товар, есть понятие — произведено в России или за рубежом. На первый взгляд, логика безупречна, тем более что и исконно отечественные производители холодильной техники применяют зарубежные технологии: тот же завод «Бирюса» уже 36 лет выпускает компрессоры на японском оборудовании. На самом деле такой подход опасен. Владимир Смыслов, соглашаясь с существованием международного разделения труда («не надо все делать самим, арматуру, запорные краны и другие детали можно ввозить»), предупреждает: «Если мы не хотим превратиться в подобие Буркина Фасо, базовое оборудование мы должны делать сами». Для холодильников это компрессоры и теплообмен-ная аппаратура. Так вот сегодня лишь один завод — «Бирюса» в Красноярске — делает

Советские холодильники у некоторых бережливых владельцев служат по 30—40 лет

компрессоры, остальные предприятия не являются заводами полного цикла, то есть производят только холодильники, а компрессоры импортируют (как завод Indesit International и POZIS) либо получают из Красноярска.

Но чиновники Минэкономразвития не видят различия между заводом полного цикла и сборочным производством и не считают нужным регулировать ситуацию в сфере холодильной техники. В результате на территории России, как грибы после дождя, стали возникать филиалы крупных зарубежных фирм. На Дальнем Востоке в Уссурийске под российской маркой «Океан» собирают корейские холодильники, в прошлом году локальные про-

Рейтинг российских производителей холодильников в 2006 году

Место

Предприятие

3

ЗХ «ЗАО Indesit ОАО «КЗХ International» «Бирюса»

ФГУП «Позис» ООО

«СЭПО-ЗЭМ»

ООО «Айсберг»

Кто контролирует

Оборот в 2006 г. (млрд. руб.)

Витторио Мерлони

23,6

Павел Городов РФФИ

Евгений Резник «Вектра

инжиниринг»

,2

5

4

¡прямые инвестиции /№09 (65) £007 | реальный сектор

z

I

Щ

a

h

u

Ю

о

u

изводства развернули корейская компания LG (Руза), турецкие Vestel (Александров) и Arcelik A.S. (марка Beko, Киржач), летом этого года в Петербурге открылось подразделение BSH Bosch (ООО «БСХ Бытовые приборы»). Даже бывшие союзные республики завели в России сборочные производства: украинская компания «Норд» — ООО «Подольский завод холодильников» (марка Exqvisit), литовская фирма Snaige — ООО «Техпроминвест» в Калининграде (марки Snaige, Zanussi, Electrolux). «Очень бы не хотелось, — говорит Владимир Смыслов, — чтобы исконно российские предприятия, давно выпускающие продукцию, оказались под давлением дочерних структур международных концернов с соответствующими льготами и дотациями». Добавленная стоимость и прибыль, в том числе дополнительная (за счет преференций со стороны РФ), уходит в управляющие компании.

Не говоря о том, что плодить у себя иностранные сборочные производства просто неприлично для государства с такими политическими и экономическими амбициями, какие выказывает сегодня руководство России, это провоцирует недобросовестную конкуренцию внутри страны, а рынок и так почти насыщен. По мнению Владимира Смыслова, необходимо, чтобы государство регулировало этот сектор, чтобы не было перегрева рынка и не возникали беспорядочно новые производства. Иначе сборочные производства иностранных конкурентов, демпингуя, задушат те российские предприятия, которые смогли выжить в 1990-е годы. И так выжили не все — потеряны завод «Юрюзань», «Златоуст», «Полюс», «Муром», «Ока». Генеральный директор ОАО «КЗХ «Бирюса» Сергей Головко считает, что для защиты отечественных производителей наше правительство могло бы перейти к протекционистской налоговой политике. И уж по крайней мере ситуацию нельзя пускать на самотек, так как наши производители холодильной техники сегодня без всякой ВТО работают в среде глобальной конкуренции, где применяются крайне жесткие методы. Один такой удар российские заводы холодильников уже получили.

Операция «Озон»

В 1985 году Россия присоединилась к Венской конвенции об охране озонового слоя, в 1987 году—к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, взяв на себя обязательство перейти на озон-безопасные технологии до 2000 года. При этом предполагалось, что, как и в других странах, производители холодильной техники будут получать гранты Глобального экологического фонда (GEF), созданного специально с целью поддержки предприятий, переходящих с озон-разрушающего фреона (R12) на другие хладагенты. Но с Россией произошла странная история. Как рассказал Владимир Смыслов, по

проекту, разработанному GEF, наши производители должны были перейти на хладагент R134а разработки фирмы Dupon, и заводы перестраивались именно под этот холодильный агент. Но когда дошло до выделения денег, другая секция GEF, курирующая направление, связанное с потеплением климата, заявила, что R134а имеет значительный потенциал глобального потепления, и выделение грантов было приостановлено. Так, в то время когда все зарубежные производители холодильной техники получали дотации, финансирование и от своих правительств, и от GEF, российские заводы были вынуждены сами переходить на озонобезопасные технологии. «Следствием стала потеря темпа совершенствования продукции и снижение объемов производства, — говорит Владимир Смыслов, — а до этого мы неплохо развивались».

Несмотря ни на что, наши производители оправились и—опять же без помощи государства — переходят на экологически безопасные вещества: как и Европа, начинают применять в качестве хладагента изобутан Р600а) и цик-лопентан в качестве вспенивателя для производства теплоизоляции (эти углеводороды имеют нулевой потенциал глобального потепления). Компания POZIS в 2006 году осуществила реконструкцию производства холодильных приборов с использованием изобутана, на КЗХ «Бирюса» в ближайшее время, по словам гендиректора завода Сергея Головко, планируется перевод холодильников нового модельного ряда на изобутан, также здесь осваивается производство компрессоров для

1

в 2008 году должен заработать еще один завод по выпуску компрессоров — в Оренбургской области на базе Орского завода холодильников (ОАО «ОРМЕЗ»), который после банкротства в 2002 году был куплен московской фирмой «Литинтерн Консалт». В марте этого года Внешэкономбанк, компания Merloni Progetti и ООО «Литинтерн Консалт» подписали соглашение о создании совместного российско-итальянского предприятия — ООО «Завод бытовой техники».

Если эти проекты окажутся успешными, список российских производителей холодильников увеличится, а пока более 70% этой продукции в России выпускают три предприятия— завод холодильников Indesit International, ОАО «КЗХ «Бирюса» и ФГУП ПО «Завод им. Серго». И лидирует в этой тройке итальянский концерн Indesit Company, который в 2000 году за $119,3 млн. приобрел у Новолипецкого металлургического комбината 100% акций ЗАО «Завод холодильников «Стинол».

Итальянцы в России

Завод холодильников «ЗАО Indesit International» — крупнейший не только в России, но и в Европе изготовитель бытовых холодильников — был построен в Липецке в 1993 году той же итальянской фирмой (тогда она называлась Merloni Elettrodomestici). Его доля на российском рынке холодильников, по различным экспертным оценкам, составляет 22-30% (разброс цифр объясняется тем, что компания предоставляет лишь консолидированную отчетность, считая информацию по

B^l

I

Многие россияне не подозревают, что, покупая липецкий холодильник, приобретают итальянский товар

работы на R600a.

Кстати, на изобутане будут работать компрессоры и Московского завода домашних холодильников (ОАО «МЗДХ»), на котором после приобретения 100% его акций московским правительством возродилось производство знаменитых холодильников марки «ЗИЛ». Правда, пока выпущена только пробная партия — 488 штук, на полную мощность завод планирует выйти к концу 2007 года. А

Президент Indesit Company Витторио Мерлони заботится не только о продвижении своего товара, но и об имидже Италии

реальный сектор | прямые инвестиции / №09 [65] £007|

регионам конфиденциальной. — «ВЕСТИ»). В 2006 году было произведено 1,3 млн. холодильников марок «Стинол», Aristón и Indesit. Номенклатура продукции постоянно расширяется, в числе новинок широкая гамма двухкамерных холодильников-морозильников с системой No frost (необмерзающие стенки).

По оценке Владимира Смыслова, это тот редкий случай, когда зарубежная фирма удачно вписалась в ряды российских производителей: «Продукция предприятия в стране широко известна, хорошо раскупается». Правда, компрессоры и ряд комплектующих импортируются, но Indesit Company заявляет о своей заинтересованности в создании местных предприятий, поставляющих комплектующие для завода. Сегодня в области действуют два итальянских поставщика: Ilpea (резина) и Beton Vibro (утяжелители) и три российских: «Ассоль», «Электроаппарат» (жгуты) и «Цент-ролит» (полистирол). Компания планирует организовать вокруг завода индустриальную зону, подобную функционирующим в Италии.

За семь лет на заводе, где численность персонала превышает шесть тысяч человек, были внедрены западные стандарты управления, что связано не только с производственной необходимостью, но и с престижем фирмы. Ведь Indesit Company — второй в Европе и пятый в мире производитель «белой» бытовой техники. Фирме принадлежат 18 заводов во Франции, Италии, Польше, Португалии, Турции и других странах, которыми в 2006 году произведено более 15 млн. единиц продукции. По словам Марко Милани, исполнительного директора Indesit Company, благодаря непрерывному совершенствованию технических характеристик и улучшению качества продукции удалось добиться значительного увеличения продаж (в основном на неевропейских рынках): в 2006 году общий объем реализации превысил 3 млрд. евро.

Президентом Indesit Company является Витторио Мерлони. Он родился в городке Фа-бриано в 1933 году, окончил университет Пе-руджи, получив высшее образование в области предпринимательства и экономики, женат, имеет четверых детей. Начал работать в фирме отца в 1960 году, создав подразделение по производству домашней бытовой техники. В 1975 году, после того как его отец Аристид Мерлони разделил семейный бизнес между тремя сыновьями, основал фирму Merloni Elettrodomestici SpA, которая в 1987 году вышла на Миланскую биржу. Это позволило привлечь средства для поглощения в 1989 году европейской компании Indesit. Витторио Мер-лони может служить примером предпринимателя, который озабочен не только продвижением своей продукции на мировом рынке, но и утверждением положительного имиджа своей страны: его заслуги в бизнесе отмечены рядом престижных наград, в числе которых титул «командор Британской империи», а также преми-

ями Леонардо и Gruppo Esponenti Italiani — за международную деятельность Indesit Company и поддержку репутации Италии в мире.

Бирюсовый край

Следующий в тройке лидеров — Красноярский завод холодильников «Бирюса»: в 2006 году здесь изготовлено более 560 тыс. бытовых холодильников. Строго говоря, вторым крупнейшим поставщиком на российском рынке (20%) является Минский завод с маркой «Атлант», по данным ассоциации «Холод-быт», ежегодно ввозящий около 600 тыс. холодильников. Кстати, по мнению Владимира Смыслова, компания много потеряла, поменяв брэнд с привычного «Минска» на «Атлант». Но поскольку белорусская продукция

ся в 1968 году, по профессии — инженер-конструктор. Будучи студентом последнего курса Красноярского института космической техники (который окончил в 1993 году), начал заниматься перепродажей импортной бытовой техники — ее в то время много приходило на предприятия края по бартеру. После окончания учебы продолжил этот бизнес. Постепенно все большую долю в продажах стали занимать холодильники «Бирюса».

Став крупнейшим дилером завода, в 1997 году он приобрел значительный пакет акций, затем вошел в совет директоров. При этом не обошлось без противостояния с другим круп-

Сегодня КЗХ «Бирюса» — единственный в стране завод холодильников полного цикла

о о á с т в е н н

относится к разряду зарубежной, на втором месте оказались красноярцы с долей на рынке, по итогам 2006 года, в 10,8%.

ОАО КЗХ «Бирюса» сегодня—единственный в стране завод полного цикла, в 2006 году здесь было произведено почти 1,3 млн. компрессоров, из которых более 40% поставляется на другие заводы. В холодильниках «Бирюса» более 90% деталей и узлов собственного изготовления. В советское время предприятие, построенное в 1963 году при Красноярском машиностроительном заводе, экспортировало продукцию в 38 стран. После распада СССР завод, как и многие промышленные предприятия, значительно снизил объемы производства, хотя дела его, по сравнению с другими, шли не так уж плохо, как отметил гендиректор Сергей Головко: «А после дефолта мы начали постепенно исправлять ситуацию». «Исправление ситуации» связано с именем Павла Городова — владельца контрольного пакета. Его биография типична для молодых людей, ставших на путь предпринимательства в 1990-е годы. Родил-

Владелец завода «Бирюса» Павел Городов делает ставку на полную модернизацию производства

нейшим акционером, Виталием Слинкиным, который был тогда гендиректором. Однако спустя год (в конце 2001 года) конфликтующие стороны сумели договориться. Сегодня Павел Городов — председатель совета директоров компании. Он женат, имеет троих детей. На предприятии, где сегодня работает более 4,6 тыс. человек, проводит политику полного технологического перевооружения. В 2005-2006 годах по лизингу получено и введено в эксплуатацию оборудования на сумму

|прямые инвестиции /№09 (65) £007 | реальный сектор

i

i

Щ

a н

u

Ю

о

u

свыше 600 млн. руб., лизинговые платежи за этот период составили более 400 млн. руб. Это, безусловно, отразилось на финансовых результатах, прошлый год компания даже закончила с убытком, но красноярцев это не пугает. Средства, направленные на модернизацию производства и обновление продукции, уже начали окупаться. «Мы постепенно рассчитываемся с кредиторами», — говорит Сергей Головко. На новых мощностях производится 13 моделей холодильников третьего поколения — более высокого качества и с современным дизайном.

Вторым приоритетом компании является освоение новых, еще не занятых конкурентами, ниш. Например, в ноябре 2006 года начат выпуск кулеров из комплектующих южнокорейских фирм Hyundai и Seokyung, в декабре— первая партия шкафов для хранения вина под маркой «Birusa». В конце 2006 года компания вывела на рынок еще один новый продукт — льдогенераторы. По словам Сергея Головко, в планах на ближайший год - переход на использование нового цифрового электронного блока управления с цифровой индикацией температуры, выпуск моделей с автоматической системой размораживания морозильной камеры (No Frost), выпуск холодильников голубого, красного, бежевого, золотого цветов (серебристые холодильники уже выпускаются). «Наши основные козыри в борьбе за потребителя, — рассказывает Сергей Головко, — развитая сеть сервисных центров по всей России и качественная организация работы с дилерами. Наша продукция реализуется напрямую продавцами бытовой техники, без посредников». Своим главным преимуществом в компании считают проверенное временем качество холодильников при доступной широким слоям населения цене.

Надежность плюс низкие цены — это лозунг и Зеленодольского завода холодильников, занимающего третью строчку рейтинга.

МИРная жизнь

Зеленодольский завод холодильников (ФГУП «ПО Завод имени Серго» — POZIS) располагается в 40 км от Казани, на живописном берегу Волги, у пересечения автомобильной и железнодорожной трасс Москва — Сибирь. Это одно из старейших предприятий России — оно основано в 1898 году французскими акционерами Волжско-Вишерского горного металлургического общества, построившего Паратский сталелитейный завод, впоследствии комбинат по производству артиллерийских гильз и осветительных ракет.

Бытовые холодильники предприятие начало изготавливать в 1959 году, когда рекомендовалось на оборонных производствах открывать сегменты по производству товаров народного потребления. Первой моделью была памятная многим поколениям марка «Мир», затем появились холодильники

«Свияга». В лучшие времена завод выпускал более 400 тыс. холодильников в год, но с начала 1990-х годов выпуск продукции практически прекратился. Возрождение производства в компании связывают как с поддержкой руководства Татарстана, так и с приходом нового гендиректора. 43-летний Радик Хасанов, выпускник Казанского авиационного института, прошедший путь от мастера до начальника цеха на Зеленодольском заводе имени Горького, возглавил ФГУП ПО «Завод имени Серго» в 1998 году. С тех пор он является

Гендиректор POZIS Радик Хасанов намерен добиваться возрождения отечественного машиностроения

бессменным руководителем предприятия. Его жена работает в Зеленодольском отделении Сбербанка России, двое детей уже взрослые: дочь — врач, сын — студент.

С 2000 года компания, оставшаяся в государственной собственности, но сменившая название на POZIS, приступила к модернизации производства с привлечением западных фирм: оборудование поставила итальянская Cannon, комплектующие — Danfoss. По словам гендиректора POZIS Радика Хасано-ва, за последние пять лет компания в сотрудничестве со Сбербанком России инвестировала в развитие инновационных программ более 750 млн. руб. Создан современный инженерно-дизайнерский центр. В результате появились новые модели холодильников под марками Pozis, Premier, Classic. В 2006 году в сотрудничестве с датской фирмой Danfoss начато производство холодильников с использованием изобутана. С этого года заработала лизинговая программа. Компания выпускает бытовые холодильники и морозильники широкой гаммы цветов (предлагается даже художественная роспись холодильника по желанию покупателя), торговое оборудование с новинкой — шкафом для хранения вин, медицинскую холодильную технику.

Недавно Радик Хасанов был избран председателем Татарстанского регионального отделения Союза машиностроителей России, задача которого — возрождение отечественной машиностроительной отрасли. Среди актуальных проблем он видит устаревшее как минимум на 20 лет оборудование на многих предприятиях, а также слабое лоббирование интересов отечественного машиностроения в России и за ее пределами. «Государство должно создать отечественным производителям равные условия с зарубежными, откры-

вающими свои производства на территории России», — считает Радик Хасанов.

Доля следующего участника рейтинга — Саратовского завода холодильников — не превышает 4%.

Просто — значит, надежно

Саратовский завод холодильников (ООО «СЭПО-ЗЭМ») — дочерняя структура ОАО «Саратовское электроагрегатное производственное объединение» (СЭПО), которое тоже имеет богатую историю. Предприятие, основанное в 1939 году, было одним из крупнейших СССР по производству электронных и сложных электротехнических изделий для различных отраслей народного хозяйства (в том числе систем управления и электронных регуляторов авиадвигателей для самолетов и вертолетов — СУ, МИГ, МИ, КА, «Руслан», ИЛ-86, ИЛ-96-300). С 1950-х годов выпускает бытовые холодильники и морозильные камеры. Марка «Саратов» экспортировались в 33 страны и славилась надежностью. В компании с гордостью говорят: «Нетрудно представить, насколько надежны и качественны моторы холодильников, которые изготавливаются на заводе, производящем сложные электротехнические изделия для авиационной и автомобильной промышленности».

В начале 1990-х годов выпуск холодильников был приостановлен, но в 1995 году при объединении была создана дочерняя структура — ООО «СЭПО-ЗЭМ». Гендиректором и владельцем нового предприятия стал Евгений Резник, в 1981 году начинавший на предприятии инженером-технологом. Выпускнику Саратовского политехнического института с дипломом финансового менеджера удалось провести реконструкцию и возобновить производство: в 1999 году было выпущено 50 тыс. холодильников, в 2006-м — более 240 тыс. Евгений Резник не только практик, он автор научных статей, является одним из авторов системы автоматизированного проектирования (САПР). Среди его многочисленных наград есть почетный знак губернатора Саратовской области «За стойкость и выживание».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самое главное преимущество российских производителей холодильников, которое каждое предприятие намерено так или иначе использовать, — память о необыкновенно долгом сроке эксплуатации продукции, которая выпускалась в советское время. Не секрет, что у некоторых особо бережливых владельцев эти холодильники служат по 30-40 лет. «И в этом отношении, — уверяет Владимир Смыслов, — мы остались на прежней позиции — будем обеспечивать народ продукцией, которая служит долго и нормально. Тем более что у нас 50% населения — малообеспеченные граждане, которые не могут себе позволить каждые пять-семь лет менять холодильник». ®

реальный сектор | прямые инвестиции / №09 (65) £007|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.