Научная статья на тему 'Концептуальные основы воспитания оптимизма у будущего учителя'

Концептуальные основы воспитания оптимизма у будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
207
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОПТИМИЗМА / PEDAGOGICAL OPTIMISM / PEDAGOGICAL PRINCIPLES / OPTIMISM DEVELOPMENT MODEL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андреева Юлия Владимировна

В статье раскрыты основные методологические основания и педагогические принципы, берущие свое начало в философии, которые автор считает приемлемыми в воспитании оптимизма как многоаспектного профессионально-личностного качества учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FUNDAMENTALS OF OPTIMISM EDUCATION OF A FUTURE TEACHER

In the article the basic methodological bases and pedagogical principles originating from philosophy have been presented; the author considers them acceptable in the education of optimism as multifaceted professional and personal quality of a teacher.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы воспитания оптимизма у будущего учителя»

УДК 37 1174

Андреева Юлия Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент,

и.о. профессора кафедры педагогики Восточной

экономико-юридической гуманитарной

академии (Академия ВЭГУ)

editor@hist-edu.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ОПТИМИЗМА У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В статье раскрыты основные методологические основания и педагогические принципы, берущие свое начало в философии, которые автор считает приемлемыми в воспитании оптимизма как многоаспектного профессионально-личностного качества учителя.

Ключевые слова: педагогический оптимизм, педагогические принципы, модель развития оптимизма.

Andreeva Yuliya Vladimirovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Acting Professor of the Department of Pedagogy, Eastern Academy of Economics, Law and Humanities editor@hist-edu.ru

CONCEPTUAL FUNDAMENTALS OF OPTIMISM EDUCATION OF A FUTURE TEACHER

In the article the basic methodological bases and pedagogical principles originating from philosophy have been presented; the author considers them acceptable in the education of optimism as multifaceted professional and personal quality of a teacher.

Key words: pedagogical optimism, pedagogical principles, optimism development model.

Оптимизм как система философско-этических взглядов учит смотреть на жизнь под определенным углом и не пасовать перед трудностями. Люди с позитивным мышлением зачастую достигают больших успехов, хотя пессимисты и считают их наивными мечтателями. Эти «весельчаки», пребывающие всегда в хорошем настроении, обладают, как оказалось большой волей к будущему. Об этом косвенно или напрямую упоминали философы А. Шопенгауэр, И. Ильин, О. Больнов и др.

Современные исследования (М. Зелигман, Вл. Ромек, Л.И. Анцыферова) подтверждают ряд преимуществ оптимистичных людей: они более инициативны, энергичны, реже впадают в депрессию, результаты их деятельности обычно выглядят более внушительно, чаще пребывают в хорошем настроении, что привлекает к ним других людей.

Много ли сейчас оптимистов? Среди детей? Среди взрослых? Действительно, пессимизм сегодня становится не болезненным исключением, а привычным состоянием. Во многом это является следствием преобладания в обществе, негативной информации. Не лучшим образом дела обстоят в воспитании детей: учителя руководствуются преимущественно негативными способами педагогического влияния, нежели позитивными, ибо ругать предпочитают больше, чем хвалить.

Целый ряд противоречий: между учительскими ожиданиями и ученическими результатами; педагогическими требованиями и ученическими возможностями усиливают разрыв между педагогической целью и достигнутыми результатами, обуславливают необходимость воспитания оптимизма у будущего учителя. В этой связи назревает вопрос: существуют ли теоретические основания для этого?

Начиная с античной философии, проникнутой педагогизмом и темой человека, продолжая просветительские традиции Нового времени, можно утверждать, что формула оптимизма основана на самосовершенствовании личности и ее качеств, на воспитании ума и настойчивости, стремлении стать лучше и достигать высот в избранной профессии.

Просвещенный оптимизм Лейбница заключался в том, чтобы во всем видеть лучшие стороны и в самых сложных ситуациях не сломиться под их прессингом, оставаться человеком. Такой человек правдив, трудолюбив, практичен и бережет те ценности, которые достались ему большим трудом. Принцип Г.В. Лейбница - опора на положительное был долгое время принят в классической педагогике, он формирует стойкость ума, основанной на стремлениях: искать и находить благо во зле, которое может послужить уроком для того, чтобы не повторять прежних ошибок.

В Германии система Г.В. Лейбница, который писал преимущественно на французском языке и латыни, известна благодаря ее популяризации философом Христианом Вольфом. Доходчивым языком Х. Вольф выражал исходные установки просветительского мышления. Познание должно служить благу человека, преимущество и сила которого образовывались в достигаемом им знании. Вольф обращался не столько к внутреннему миру человека, сколько к

деятельной жизни труженика, основанной на принципах реальной пользы и чувственного земного счастья. Трактуя бога как совершенное разумное существо, а веру как оптимистическую уверенность в способности разума к постижению истины, Вольф открыл новые возможности духа - в борьбе.

Х. Вольф раньше И. Канта призывал к самостоятельному мышлению, видя в нем определенную силу, именно в этом он и повлиял на И. Канта.

Метафизический оптимизм «раннего» И. Канта формировался под влиянием Г.В. Лейбница. В своих ранних произведениях, в частности «Опыт некоторых рассуждений об оптимизме» И.Кант писал так: «Именно потому, что из всех возможных миров, которые бог знал, он избрал только этот мир, надо полагать, что он считал его наилучшим. Вот почему я рад возможности рассматривать себя как гражданина такого мира, который не мог быть лучше, чем он есть. Избранный наилучшим из всех существ, быть незначительным звеном в самом совершенном из всех возможных замыслов, я, сам по себе, ничего не стоящий и существующий лишь ради целого, тем более ценю свое существование, что был предназначен занять некоторое место в самом лучшем из замыслов творения. Я взываю ко всякому творению, не лишенному достоинства, воскликнуть: слава нам, мы существуем и доставляем радость творцу» [1, с. 48]. Это настоящая ода к жизни и любовь к человеку объединилась у Канта с любовью к жизни, оптимизм с гуманизмом.

Несмотря на отвращение позднего И. Канта к метафизике Г.В. Лейбница и в поздних своих произведениях он незримо вводит динамизм и оптимизм, если понимать его как философское воззрение, считающее, что развитие жизни идет по пути совершенствования и как личную склонность во всем видеть положительные стороны и верить в успех. Основной вопрос философии И. Канта: «Что есть человек?» остался и побуждал человека проанализировать свои познавательные способности.

По И. Канту девиз Просвещения призывает к свободе и звучит так: «Имей мужество пользоваться собственным умом!» Тезис оптимистичен, т.к. кропотливая работа над собой, совершенствование духовно-нравственного потенциала позволяет познающему субъекту не опасаться будущего, а видеть, благодаря знаниям, личностные перспективы.

В представлениях И. Канта человек как двуединое существо одновременно принадлежит и миру природы и миру свободы. В мире природы он подчиняется естественной необходимости, а в мире свободы нравственно самоопределяется, исполняет свой долг, жизненное предназначение: воспитывает себя. Развитие человека отличается от природной эволюции тем, что он не просто живое, но еще и нравственное существо, которое стремится к деятельности и счастью. Свобода предполагает: 1) наш мир и люди в нем - нечто самое совершенное; 2) действия каждого человека оптимальны и правильны на момент действия: здравомыслящий человек не станет выбирать худшее, если он имеет свободу выбора.

Испытав на себе влияние Ж.-Ж. Руссо, И. Кант разошелся с ним во взглядах на человека и его свободу. По Ж.-Ж. Руссо природа человека настолько совершенна, что не стоит беспокоить ее излишним педагогическим воздействием. Но по И. Канту человек животное со злыми инстинктами, поэтому нужно приучать детей к дисциплине, которая подчиняет его законам человечности. В отличие от Руссо, Кант никогда не говорил об отрицательном влиянии воспитания, потому что считал, что воспитание делает человека Человеком из природного существа.

В небольшом курсе лекций для студентов «О педагогике» воспитание трактовалось И. Кантом как совершенствование человеческой природы. Педагогика призвана сотворить человека из природного существа, а затем - побудить его к самосовершенствованию. Открывая в себе новые силы, о которых вне воспитания человек и не подозревал, он тем самым получает шикарную возможность опоры на самого себя и собственные достоинства.

Для воспитания хорошего характера следует освободить ребенка от страстей и от сильных чувств, следуя принципу: «Терпи и воздерживайся!» Формируя полезные привычки, у ребенка следует формировать нравственный мотив к деятельности согласованной с разумом. Эта этическая формула всеобщего счастья (счастья для как можно большего числа людей) дополнилась принципом самоценности каждой личности - признанием за человеком его собственного достоинства. Поскольку человек - цель, а не средство для блага других, то в педагогической практике воспитатель не должен проявлять особой симпатии и пристрастия к кому-либо из учеников, иначе нравственный закон перестает быть всеобщим.

Деятельный оптимизм И.Г. Фихте. Создавая свою концепцию, И.Г. Фихте воспринял этические идеи И. Канта и педагогические взгляды И.Г. Песталоцци. Если под влиянием Ж.-Ж.

Руссо и И.Г. Песталоцци в педагогику вошел принцип природосообразности, то под влиянием И.Г. Фихте - принцип «Сделай себя сам!» В деятельности человек создает себя сам. Деятельность автономного нравственного «Я» приобретает у Фихте величие, а воспитание деятельного начала в человеке в значительной степени совпадает с воспитанием нравственности, тогда как бездеятельность, инертность и лень как отсутствие конструктивного личностного развития объявляется источником зла, величайшим грехом и отступлением от образа всего человеческого. В «Назначении человека» И.Г. Фихте писал так: «Представляя себе заранее свою цель, я, безусловно, был уже тем, чем я потом, в силу именно этого представления, действительно стал». «Я хочу сам сделать себя тем, чем я буду». Фихте проложил путь к самосовершенствованию через познание и деятельность.

Призыв к свободной самодеятельности есть то, что называют самовоспитанием. Все индивиды должны быть воспитаны, другим путем они не могут стать людьми. Общий труд, трудности и успехи необходимы в преодолении эгоизма, в воспитании самообладания и готовности к самоотдаче. Каждый обязан использовать свое развитие для блага общества. У каждого есть обязанность не только желать быть полезным обществу, но и направлять, по мере сил и разумения, все свои старания к цели: все более облагораживать род человеческий, все более освобождать его от гнета природы, делать его все более самостоятельным и самодеятельным.

Если рассматривать себя как необходимое звено всеобщей цепи, которая тянется от развития у первого человека сознания его существования в вечность, каждый может сказать себе: мое существование не тщетно и не бесцельно. Цель этического воспитания - «формирование доброй воли» [3]. Благородная добрая воля делает человека бессмертным, побуждая его к деятельности, наполненной личностной, социальной значимостью и духовным содержанием. Только в нравственной жизни человек обретает смысл своего существования. Воспитание к добру и борьба со злом приводит человека к смыслу жизни и учения.

Сущность человека - ученичество и наставничество. Человек должен сам развивать самого себя, свои познавательные силы. Самостоятельное учение - это мышление и творчество. Пассивное учение разрушает личность. И.Г. Фихте писал: «Плохая школа действует на душевный огонь ребенка, с которым он пришел в нее, как ветер на любой огонь. Слабый огонь, теплящийся в ребенке, она гасит, а сильный - раздувает еще больше. Много людей вышло из плохой школы с такой ненавистью к ней, что отрицание ее подвигло их на постоянное самосовершенствование».

Учителя Фихте понимал как нравственного наставника и художника, который всегда имеет цель нравственного облагораживания человека во всем, что он делает в обществе, будучи сам при этом добрым человеком. Следовательно, на него возложена обязанность, развить в себе и таланты, и восприимчивость, и способность передачи культуры, т.к. он воспитывает больше личным примером, нежели словом. Педагогика духа должна отныне прояснять педагогику вещей, а специальная организация воспитания обязана быть сильнее воспитывающего влияния среды в целом.

В содержание нравственного формирования личности Фихте включил воспитание любви к человеку как таковому. Самой простой и чистой формой нравственности является потребность в уважении.

Тогда это мировоззрение имело цель преобразовать жизнь человека и развить его способность самому влиять на обстоятельства своей жизни так, чтобы двигаться по пути самосовершенствования. Этой же цели придерживалась жизнеутверждающая педагогика А.С. Макаренко. В его концепции «завтрашней радости» можно выделить сразу несколько принципов. Один из них - увлечение перспективами. Ту сферу деятельности, в которой воспитанник наиболее ярко проявляет себя, надо умело задействовать для его духовного подъема. Осознание ребенком своего успеха и ожидание перспектив его развития является духовным источником нравственного достоинства и моральной стойкости. А.С. Макаренко, зная, что ребенок, как человек далеко не беспорочный в жизни, все же может и способен поставить себе цель, наметить «оптимистические перспективы» и стремиться к своему «прекрасному завтра». Другой принцип объединяет требовательность и уважение. Принцип требовательной любви: «Чем больше уважения к человеку, тем больше требовательности к нему»; «Мы не можем требовать с человека, если мы его не уважаем» [4, с. 534]. предполагает учет сил и возможностей учащихся, а потому снимает в образовательном процессе противоречие между педагогическими требованиями и ученическими возможностями: ученики, которые легко справляется с требованиями учителя - учатся без страха.

Многие философы высказывают мысль, что умение жить - это искусство, которому нужно учить молодежь. Жизнь - это творчество, поэтому и формировать надо человека-творца, архитектора своей собственной судьбы. В противном случае он окажется в состоянии, которое М. Монтень выразил в таком афоризме: «Мы научаемся жить, когда жизнь наша уже прошла». Каждый должен строить жизнь по собственному сценарию, управлять ею и быть ответственным за успехи, справляться с неудачами, самостоятельно решать возникающие проблемы, должен осознавать, что без проявления инициативы и воли к жизни он окажется беззащитным в дисгармоничном обществе. Именно оптимизм играет большую роль в обучении, так как придает уверенности ребенку в преодолении им учебных и личных трудностей. Мы выражаем искреннюю надежду, что принципы, о которых рассказано в этой статье, помогут в его воспитании.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Кант И. Опыт некоторых рассуждений об оптимизме (1759) // Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1964. Т. 2.

2. Кант И. Собр. соч. в 8 т. М., 1994. Т. 2.

3. Fichte J.G. Briefe / Hrsg. von M. Buhr. Leipzig, 1962.

4. Макаренко А.С. Собр. соч. в четырех томах. Книга для родителей. М., 1987. Т. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.