КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КЛАСТЕРНО-СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ
Катаева Валентина Ивановна (Свента Ярвик)
канд. социол. наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии Российского государственного
социального университета E-mail: orileader@gmail. com
CONCEPTUAL BASIS OF THE CLUSTER-NETWORK MODEL OF THE SOCIO-CULTURAL SERVICES DEVELOPMENT
Kataeva Valentina (Sventa Yarvik),
The Associated professor on Sociology of Chair of the State, Municipal Management
and Social Engineering, The Russian State Social University
АННОТАЦИЯ
Совместная деятельность, это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Становление современной сферы социально-культурных услуг происходит на фоне развивающихся коммуникаций как внутри данной сферы, так и во внешней среде. Прямое или опосредованное регулирование развития сферы социально -культурных услуг со стороны государства в состоянии эффективно осуществить процесс становления данной сферы с целью повышения качества социально -культурных услуг, оказываемых населению. В основе кластерно-сетевой модели развития сферы социально -культурных услуг должна преобладать функция государственного регулирования для учета интересов и потребностей всех участников диалога.
ABSTRACT
Joint activity, a necessary attribute of a public relations, the essence of which is the translation of the material and spiritual
interests and forces in joint action. The formation of the modern sphere of sociocultural services is happening on the backdrop of emerging communications both within the public sphere, as well as in the external environment. Direct or indirect regulation of development of public sphere by the state in a position to effectively
carry out the process of formation of this sphere with a view to improving the quality of socio-cultural services provided to the population. On the basis of the clusternetwork model for the development of socio-cultural services should prevail function of state regulation for the account of the interests and needs of all participants of the dialogue.
Ключевые слова: социальная проблематизация, развивающиеся
коммуникации как внутри сферы социально -культурных услуг, так и во внешней среде, функция государственного регулирования, сетевое взаимодействие, социально-территориальный кластер, учет интересов и потребностей всех участников диалога.
Keywords: social problematization, developing communications within and out the public sphere, state regulation function, networking, socio-territorial cluster, the account of the interests and needs of the dialogue for all participants.
«Совместная деятельность, это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие» [1, С. 200]
Сфера социально -культурных услуг сегодня не удовлетворяет в целом потребности общества: в некоторых отраслях налицо элементы стагнации и регресса. Практически ни одна отрасль данной сферы не находится на этапе развития, имеющего положительную динамику. Имея в виду системный характер сферы социально-культурных услуг, которая в свою очередь является подсистемой социальной сферы, правомерно подчеркнуть ее сложное социально-экономическое наполнение новыми процессами, связями, новыми элементами, новыми отношениями между ними.
Вместе с тем, следует отметить, что сфера социально -культурных услуг как система имеет ряд важных особенностей. Поскольку сфера социально -культурных услуг является социально-экономической системой, то
параметрами в данном случае выступают не только социальные, но и экономические показатели. Конечно, экономическое развитие такой системы в современных рыночных условиях является основой достижения ее социальных целей, но именно социальная направленность ее параметров является основой всех отраслей данной сферы. Количественные параметры сферы социально -культурных услуг должны быть нацелены, прежде всего, на повышение уровня и качества жизни населения.
Конечно, сфера социально -культурных услуг как живая система допускает некоторые отклонения в процессе социально -экономического развития, однако в целом должна сохраняться четкая тенденция к устойчивости положительных значений на основе выверенных сложившихся и новых пропорций ее воспроизводственного потенциала.
Таким образом, развитие сферы социально-культурных услуг — есть развитие, основанное на трех взаимосвязанных характеристиках и свойствах: устойчивости, пропорциональности и социально-экономической направленности. Все эти свойства системы взаимосвязаны друг с другом и подразумевают одновременное их наличие в любой момент времени, что позволяет характеризовать сферу социально -культурных услуг как систему развивающуюся. Устойчивость, например, предполагает сохранение воспроизводственного потенциала данной сферы (то есть его ресурсной, правовой, экономической, организационно-технической, хозяйственной и т. п. составляющих) в течение длительного времени.
Динамика реального уровня потребления социально -культурных услуг, длительности жизни, параметров физического и духовного здоровья, образованности и т. п. формирует главные результирующие показатели развития сферы социально -культурных услуг. Поэтому прямое или опосредованное регулирование развития сферы социально -культурных услуг со стороны государства в состоянии эффективно осуществить процесс становления данной сферы в рыночных условиях с целью повышения качества социально-культурных услуг, оказываемых населению.
Становление современной сферы социально -культурных услуг происходит на фоне развивающихся коммуникаций как внутри данной сферы, так и во внешней среде. Информационное пространство развивается стремительно посредством механизмов информационного обмена, качества и количества различных форм общения людей, социальных групп и организационных структур. Как следствие, происходит становление общественных форм участия в процессе разработки социально значимых управленческих решений. Коммуникации самого разного рода, приобретая сетевой характер, влияют на развитие системы территориального управления. Расширение коммуникаций приводит к появлению новых субъектов управления, функционирующих на основе партнерского взаимодействия и управленческого диалога в интересах населения конкретной территории.
И в этой связи, на наш взгляд, кластерно -сетевая модель должна регулироваться государством для обеспечения функционирования и развития сферы социально-культурных услуг посредством учета интересов и потребностей всех участников взаимодействия. Данное понятие имеет широкую трактовку и предполагает использование экономического, финансового, правового, социального, маркетингового и др. механизмов государственного регулирования в сфере социально -культурных услуг. Данная необходимость обусловлена диверсификацией отношений в процессе становления данной сфере в рыночных условиях: отношений собственности, владения, распоряжения, распределения пр.
Государственное регулирование развития сферы социально -культурных услуг следует понимать как специально выработанные программные меры системного характера по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования федеральных, региональных и муниципальных систем, имеющего главным целевым ориентирам улучшение качества и повышение уровня жизни населения. В целом такие регулирующие воздействия могут осуществляться локально, регионально и на государственном уровне. Соответственно меняются объект и субъект регулирования, но идеологические
доминанты остаются на всех уровнях прежними: социализация, устойчивость, пропорциональность.
Таблица 1.
Принципы системы государственного регулирования
Принцип неотъемлемости функции государственного регулирования в сфере с о циально -культурных услуг. Означает обязательное присутствие государства в данной сфере для гарантированного обеспечения населения правами, закрепленными в Конституции РФ
Принцип приоритетности оказания помощи регионам в сфере социально-культурных услуг Применяется для концентрации государственных ресурсов на решении определенных задач и, таким образом, эффективного использования этих ресурсов
Принцип приоритетности выравнивания МРОТ и потребительского минимума Обеспечивает минимальный стандарт уровня и качества жизни для сохранения доступности социально -культурных слуг
Принцип мультипликативности государственного регулирования всех видов отношений внутри страны Имеется ввиду политические, социальные, экономические, хозяйственные, финансово-кредитные, бюджетные, налоговые, природно -ресурсные, национально-этнические и иные отношения
Принцип системного подхода к развитию сферы с о циально -культурных услуг. Данный принцип означает комплексное устойчиво-сбалансированное развитие всех компонентов внешней и внутренней среды сферы социально -культурных услуг. Сегодня правительство преимущественно в своих действиях использует селективную поддержку, или прямое регулирование. Эти формы должны быть взаимоувязаны на основе комплиментарного сотрудничества для повышения эффективности государственного регулирования.
Принцип 3-х уровневости субъекта управления. Государственное регулирование социально-экономического развития всегда подразумевает скоординированные действия властей федерального и регионального уровня, органов местного самоуправления.
Принцип учета интересов всех сторон управления, или означает, что любая федеральная поддержка сферы социально -культурных
принцип демократичности государственного регулирования услуг должна идти не просто по решению центра, а по согласию всех регионов.
Принцип множественности объектов регулирования. Основными субъектами в государственном регулировании сферы социально-культурных услуг выступают органы исполнительной власти федерального и регионального уровня. Управляемая подсистема современной сферы социально -культурных услуг чрезвычайно разнообразна и представлена совокупностью организаций всех форм собственности, социально -экономической ориентации, которые могут напрямую становиться объектами государственного регулирования. Эффективное управление разнообразными объектами сферы социально-культурных услуг требует от государственных органов отказа от командно-административных механизмов управления и освоения и внедрения в практику управления социально -ориентированных механизмов.
Принцип правового обеспечения означает, с одной стороны, что государственное регулирование сферой социально-культурных услуг должно иметь четкую правовую базу в области административного, гражданского права, и в первую очередь конституционного права. С другой стороны, данный принцип предполагает широкое использование договорных отношений. Распределение ответственности должно закрепляться в специальных нормативных актах или в актах, регламентирующих порядок осуществления каждого решения. Одной из наиболее приемлемых форм распределения ответственности могут стать специальные договоры между уровнями власти и управления.
Принцип установления временных границ каждого регулятивного действия. Речь идет о том, что ни одна государственная мера не должна носить бессрочный характер, что связано с двумя основными причинами: это значительно снижает ответственность и
инициативность регионов и, во -вторых, с течением времени значительно может измениться социально -экономическая ситуация и, следовательно, изменятся условия использования государственной меры.
Принцип адекватной ответной реакции регионов на государственную поддержку. Данный принцип требует принятия со стороны региона всех мер, которые повышали бы действенность государственной системы регулирования, увеличивали бы их эффективность и др.
Кластерно-сетевая модель позволяет организовать государственное регулирование на основе приведенных выше принципов на научной основе, повышать их действенность и роль в государственном регулировании сферы социально-культурных услуг.
В основе формирования, функционирования кластерно-метевой модели и ее роли в экономическом развитии находится четыре составляющих, сформулированные в свое время М. Портером [5]:
• научная: организация взаимодействия фирм (в социальной сфере, к примеру, НИИ и ВУЗов) с целью выполнения перспективны НИОКР для последующей коммерциализации результатов;
• проектная: разработка и реализация проектов по созданию
инновационной продукции, услуг;
• промышленная: организация производства новых продуктов, услуг;
• технико-внедренческая: проведение мероприятий по подготовке
результатов завершенных НИОКР.
Существуют два направления, при условии реализации которых, возможно достижение указанной выше роли кластерно-сетевой модели для ее участников и социально-экономического развития. Этими направлениями деятельности являются:
• образование и подготовка персонала для выполнения основных четырех составляющих кластерно-сетевой модели;
• участие в «креативной сети» — организация взаимодействия кластерносетевой модели и ее участников с отечественными и иностранными организациями, компаниями и кластерами в интересах решения задач по повышению эффективности инновационной и коммерческой деятельности, а также по продвижению кластерно-сетевой модели и ее продукции, услуг на отечественном и международном рынках.
Представленную модель можно охарактеризовать, с одной стороны, как территориально -отраслевой кластер. При этом предлагается стратегия взаимодействия организаций разной формы собственности по совместному решению актуальных социально -экономических проблем в рамках социального кластера. Социальный кластер представляет собой интеграцию учреждений и организаций сферы социально-культурных услуг независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на основе единых нормативов и стандартов. Это сложная многоуровневая, внутренне дифференцированная открытая система, посредством которой формируется благоприятная социокультурная среда, и предоставляются социально -культурные услуги населению в рамках замкнутого производственного цикла.
С другой стороны, кластерно-сетевая модель имеет в себе признаки социально-территориального кластера, функционирующего на основе:
• вертикального выстраивания единой социальной политики в
соответствии с законодательным разграничением полномочий трех уровней управления: 1) муниципальное образование, 2) субъект федерации, 3)
государство;
• оризонтальной интеграции различных организаций и учреждений сферы социально-культурных услуг на основе совместной разработки целевых программ и проектов;
• ресурсного обеспечения функционирования социальнотерриториального кластера путем формирования ресурсных комплексов, объединяющих средства, выделяемые на социальные программы /проекты из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;
• формирования системы информационно-аналитического обеспечения функционирования компонентов социально-территориального кластера в рамках региональной информационно -аналитической системы (РИАС), которая обеспечит эффективный обмен информацией между компонентами кластера на различных уровнях управления».
Основной принцип кластерного объединения организаций (фирм, предприятий) — наличие полного (завершенного) цикла производства товара или предоставления услуги. В соответствии кластерно-сетевая модель может включать в себя организации, выполняющие следующие работы:
• научные, методические, технологические разработки,
• обучающие, образовательные мероприятия,
• произведение услуг, продукции,
• сервисное обслуживание, продвижение услуги, товара.
В этом случае социально-территориальный кластер может выполнять несколько целевых программ и проектов, включая в работу для их выполнения организации разных форм собственности. Мы считаем, что для эффективного функционирования данной модели необходимо сетевое межсекторное и межведомственное взаимодействие. В связи с этим для нашей новой модели считаем необходимым введения понятия «сеть». Существует несколько определений термина «сеть». С одной стороны, сеть — это структура, объединяющая группы организаций и людей, для достижения общей цели при сохранении своей независимости и автономии. С другой стороны, сеть — это коллективное рабочее пространство, где организации могут пользоваться преимуществами для себя и своих благополучателей. Каждая организация продолжает осуществлять свою деятельность, но в дополнении к этому организации, входящие в сеть развивают совместные инициативы, Соответственно, шансы на успех увеличиваются в результате совместной работы. Мы используем здесь второе определение. Создание сети не является самоцелью. Это — средство для достижения цели, используемое несколькими организациями [4].
Алгоритм кластерно-сетевого моделирования взаимодействия власти, бизнеса и общества в сфере социально -культурных услуг предполагает
• определение роли органов государства и местного самоуправления в создании межсекторной и межведомственной системы взаимодействия государственных и негосударственных некоммерческих организаций и бизнес-структур;
• позиционирование как некоммерческих, так и коммерческих негосударственных организаций в развитии и укреплении этой системы;
• формирование положительного общественного мнения;
• отработку механизма взаимодействия на основе отношений социального партнерства;
• разработку многоканального ресурсообеспечения деятельности учреждений и предприятий разной формы собственности;
• введение маркетинга в практику их деятельности;
• создание единой информационной сети;
• качественно новое движение добровольчества;
• подготовку профессиональных руководителей, владеющих основами стратегического управления.
Внедрение такой модели на макроуровне — длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Продолжительность этапов на микроуровне в каждом конкретном случае обусловлена естественной готовностью территории к этому процессу.
I-ый этап — возникновение реальных отношений социального партнерства и создание основ системы. Основные признаки этого этапа:
• формирование структурных элементов разной формы собственности в сфере социально-культурных услуг на уровне субъектов федерации и муниципальных образований;
• совершенствование законодательной базы и разработка пакета нормативных документов, регулирующих отношения партнерского комплиментарного взаимодействия на межведомственном и межсекторном
уровне;
• отработка технологий межведомственного и межсекторного взаимодействия по согласованию социальных интересов в социальной сфере;
• внедрение нового типа управленческой культуры: гибкой,
конструктивной и толерантной;
• обобщение лучшего практического московского, российского и зарубежного опыта в этой сфере и теоретическое обоснование его социально -экономических основ;
• формирование положительного общественного мнения в поддержку учреждений и предприятий разной формы собственности.
II-ой этап — институирование сетевого взаимодействия путем интеграции деятельности учреждений и предприятий сферы социально -культурных услуг разной организационно -правовой формы, совершенствование управления. Признаки этапа:
• совершенствование форм и методов взаимодействия субъектов государственно-общественного управления социальной сферой на всех уровнях управления;
• формирование и развитие культуры взаимодействия посредством широкого вовлечения в этот процесс СМИ;
• появление большего количества социально-ответственных корпораций, социально ориентированных НКО;
• появление профессиональных руководителей, занятых в социальной сфере.
Ш-й этап — совершенствование учреждений и предприятий социальной сферы, превращение их в действенный инструмент модернизации и развития на основе социального маркетинга, т. е. с ориентацией на соответствующего потребителя.
В рамках кластерно-сетевой модели возможно развитие человеческого потенциала и создание безопасной среды для человека. Очевидно, что позитивные изменения в жизни людей в немалой степени зависят от
профессионализма управленческой команды, ее подходов к управлению регионом, муниципальным образованием, системы ценностей, управленческих моделей, а также от реальной практики взаимодействия государства, муниципалитета и негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций в регионе. Для этого в социальные процессы и деятельность социальных институтов необходимо внедрять технологии, разработанные для негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, и создавать конкурентную среду в сфере социально -культурных услуг.
Доминирующими функциями кластерно-сетевой модели в этом случае должны стать следующие функции [6, С. 19—20]:
1. развивает конкуренцию между поставщиками социально-культурных услуг (как между организациями государственного сектора, так и между организациями государственного сектора и частными компаниями);
2. расширяет права граждан, передавая функции контроля от бюрократических структур на уровень местного самоуправления;
3. оценивает работу учреждений не по затратам (выполнению бюджета), а по результатам;
4. руководствуется в процессе осуществления деятельности, прежде всего, целями (миссией), а не инструкциями;
5. превращает налогоплательщиков в потребителей государственных услуг, предоставляя им более широкий выбор, в частности, в сфере образования, повышения квалификации, решения жилищно -коммунальных вопросов и т. д.;
6. приватизирует, где это возможно, деятельность государственных агентств, т. е. передает государственные функции частным организациям, обычно по контракту;
7. уделяет больше внимания разработке каналов финансового ресурсообеспечения, в отличие от традиционного распределения;
8. децентрализует управление, руководствуясь принципом кооперации;
9. предпочитает рыночные механизмы управления, а не бюрократические;
10. ориентируется не столько на оказание услуг, сколько на стимулирование решения возникающих в обществе проблем всеми секторами
— государственным, частным и некоммерческим.
Таким образом, для повышения эффективности сферы социально -культурных услуг любой территории необходимо создание кластерно-сетевой модели целенаправленного и систематического взаимодействия организаций, учреждений и предприятий государственного, частного и некоммерческого сектора. Определение направлений развития взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций (ННКО), государственных НКО, бизнес структур и органов власти в формате кластерно-сетевой модели.
Методы государственной поддержки деятельности кластерно-сетевой модели можно разделить на методы прямого стимулирования и косвенные методы. К методам прямой поддержки можно отнести непосредственную помощь, инфраструктурную, административную и имущественную поддержку, выделение государственных заказов, субсидий на предоставление социальных услуг, продукции. Косвенными методами стимулирования деятельности кластерно-сетевой модели могут быть: стимулирование спроса, продвижение на рынке, развитие молодежного предпринимательства, консультационная, правовая помощь, кадровая политика, образовательные мероприятия, льготная аренда, льготы и преференции по налогам и мотивация на организацию объединенных систем для предоставления качественных социальных услуг и продукции, в т. ч. в форме социальных территориальных кластеров.
Необходимость внедрения кластерно-сетевой модели обусловлена развитием конкурентоспособности организаций разных форм собственности, предоставляющих социально-культурные услуги, продукцию, и отражена в следующих документах:
• Концепция долгосрочного социально -экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривает создание сети территориально -производственных кластеров,
реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров [2].
• В соответствии с Методическими рекомендациями по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (Министерство экономического развития РФ), развитие кластеров является одним из условий повышения конкурентоспособности [3].
Поскольку развитие кластерно-сетевой модели в сфере социально -культурных услуг требует активного участия не только государства, но и всех участников рыночных отношений, поэтому данная модель предполагает комплиментарное использование трех форм взаимодействия: конкуренции, монополии и интеграции.
Примером кластеров, успешно предоставляющих социально -культурные услуги и действующих в направлении повышения качества жизни в г. Москве могут быть следующие кластерные группы: Выставочный зал «Красный Октябрь», проект «Фабрика», Центр современного искусства «Винзавод», Центр современной культуры «Гараж».
Таким образом, кластерно-сетевую модель сферы социально-культурных услуг, во-первых, можно представить как совокупность специально организуемых действий (управленческого, правового, финансового, экономического, маркетингового и иного характера) призванных давать стимулы, (в том числе ресурсные) развитию данной сферы. Во-вторых, как инфраструктуру, позволяющую активизировать процессы институциональной диверсификации этой сферы. В-третьих, как инкубатор по созданию условий для возникновения и интеграции новых социальных институтов в данную сферу, например, института некоммерческих организаций разной формы собственности, института социально ориентированных некоммерческих организаций и т. п.). В-четвертых, как гарант выполнения отдельными территориями общегосударственных функций в сфере социально -культурных услуг (например, развитие эффективных форм общественно -государственного и частно-государственного партнерства, содержание на территории субъектов
федерации объектов федерального назначения, софинансирование государственных и муниципальных автономных учреждений и т. п.). В-пятых, как гарант формирования и поддержки специфических организационноправовых форм во всех отраслях сферы социально -культурных услуг. В-шестых, как инструмент оперативного реагирования на снижение эффективности функционирования организаций данной сферы в плане обеспечения населения качественными социально-культурными услугами на основе кластерно-сетевой модели.
Список литературы:
1. Здравомыслов А.Г. Проблема власти в современной социологии //Проблемы теоретической социологии. СПб, 1994. — С. 200
2. Концепция долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения 06.10.2012).
3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в
субъектах Российской Федерации (Министерство экономического развития РФ) от 26 декабря 2008 г. № 20615-ак/д19 [Электронный ресурс]
— Режим доступа. — URL:
http ://base.consultant. ru/cons/c gi/online. c gi?req=doc;base=LAW ;n= 113283 (дата обращения 21.11.2012).
4. Хемфриз А. Анализ материалов работы сети НКО и групп самопомощи, работающих с пожилыми людьми в Боливии, Чили и странах Африки. Материалы предоставлены Help Age International. 2000. Перевод с англ. яз. В.И. Катаева.
5. Michael E. Porter. Russian Competitiveness: Where Do We Stand? Institute for Strategy and Competitiveness. Harvard Business School. U.S.-Russian Investment Symposium. Boston, Massachusetts 13 November 2003
[Ээлектронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.isc.hbs.edu/pdf/CAON Russia 2003 Harvard Symposium 11-13-
03 CK.pdf(дата обращения 10.09.2012).
6. Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government: How the Entrepreneurial Spirit Is Transforming the Public Sector. Oxford, 1992. — Р. 19—20.
7. Выставочный зал «Краный октябрь» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.redok.ru/events (дата обращения 10.05.2013).
8. Проект «Фабрика» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.proektfabrika.ru/ (дата обращения 10.05.2013).
9. Центр современного искусства «Винзавод», [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.winzavod.ru/ (дата обращения 10.05.2013).
10. Центр современной культуры «Гараж» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.garageccc.com/en (дата обращения 10.05.2013).