Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты конкурентоспособности и ее оценки'

Концептуальные аспекты конкурентоспособности и ее оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты конкурентоспособности и ее оценки»

К.Л. МИХАЙЛОВ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

И ЕЕ ОЦЕНКИ

Реализация поставленной задачи по удвоению валового внутреннего продукта за десятилетие невозможна без обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции и производства. Необходимость решения проблемы оценки и повышения конкурентоспособности признается руководителями, политиками, учеными и предпринимателями. В своем выступлении на IX Петербургском международном экономическом форуме в июне 2005 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал: «Одной из важнейших целей остается реструктуризация экономики и впоследствии создание производств, выпускающих качественные и востребованные рынком товары. Из конкурентоспособности каждого российского товара, каждого российского предприятия складывается конкурентоспособность страны в целом» [2]. Несомненно, результаты системного исследования конкурентоспособности могли бы оказать положительное влияние на экономику Российской Федерации и играть определенную роль в повышении управляемости и целевой направленности действий руководителей всех уровней власти. Вместе с тем одного лишь признания необходимости такого исследования еще недостаточно для изменения экономической и социальной ситуации. Актуальность проблемы системного изучения и повышения конкурентоспособности объясняется сложностью, междисциплинарным и межотраслевым характером ее решения.

В настоящее время в России отсутствуют законодательная, нормативнометодическая и ресурсная базы, соответствующие государственные и общественные структуры, системно занимающиеся обеспечением конкурентоспособности различных объектов. Задача создания соответствующей конкурентной среды пока не решена. Система, увязывающая в единое целое все вопросы, в центре которой была бы конкурентоспособность, практически отсутствует.

Мировая практика оценки конкурентоспособности на межстрановом уровне продолжается уже более четверти века. Ежегодные доклады на международных экономических форумах о том, какие страны являются наиболее конкурентоспособными на данный момент, являются хорошим стимулом корректировки экономической политики для правительств различных государств. Ежегодник анализирует и ранжирует способность национальной политико-экономической среды поддерживать стабильный процесс создания добавленной стоимости и, в более широком смысле, конкурентоспособность национальных компаний. Предполагается, что конкурентоспособность во многом зависит от способности государства создать экономико-правовую среду, которая благоприятствует устойчивому процессу создания добавленной стоимости [5].

В централизованной плановой экономике нашей страны (до 1992 г.), основанной на общенародной собственности, балансовом распределении матери-

альных благ и услуг через систему Госснаба государства, ни в практике, ни в науке вопрос о конкуренции как реальной экономико-политической категории и показателе народнохозяйственного планирования не стоял и не мог стоять. Напомним, что с более или менее реальной конкуренцией на мировом рынке при импорте товаров сталкивались лишь объединения Минвнешторга. Она определялась не производителями, а выдававшими им заказы-наряды посредниками - объединениями Минвнешторга - на основе расчетной оценки сравнительной выгодности его приобретения для Минвнешторга у одной из конкурирующих зарубежных фирм. Купив товар по наименьшей цене и не всегда лучшего качества, внешнеторговое объединение выполняло свою задачу. Трудности же по использованию не очень качественного товара становились проблемой отечественных предприятий [6].

Народнохозяйственная оценка эффективности импорта конкретного изделия выполнялась Госпланом страны путем сопоставления расчетной гипотетической суммы, в которую обошлось бы отечественное «антиимпортное» производство этого изделия. Экономическая фикция этого приема состояла в неправомерном предположении возможности изготовления в нашей стране любого товара, существующего в мире.

И при экспорте отечественной продукции показатель конкурентоспособности также не обретал реальность. Выгоды или проигрыш для страны в целом по экспортным сделкам определить было практически невозможно из-за нестыковки экономических показателей экспорта продукции для производителя и реального экспортера - объединений Минвнешторга. Предприятия получали из государственного бюджета надбавку к оптовой цене экспортируемой продукции. В целом такие доплаты покрывались за счет «прибыли» Минв-нешторга по всему товарообороту страны в целом. По существу, это было бюджетное дотирование.

В современных условиях непосредственного взаимодействия российских и зарубежных производителей проблема рыночной конкурентоспособности товаропроизводителей и страны в целом стала важнейшей и реальной. Критерий конкурентоспособности и ее неуклонного повышения приобретает черты наиболее представительного синтетического индикатора эффективности национального хозяйства, его вхождения в мировую экономику как равноправного в экономическом и научно-техническом отношении партнера. В нем отражается прогресс в науке, технике, технологиях, организации и управления производством и сбытом продукции.

Действительно, научно-техническая составляющая конкурентоспособности конкретно воплощается в новом или усовершенствованном продукте, новых технологиях - производственных и управленческих, отвечающих новейшим достижениям мирового научно-технического прогресса. Это более высокая эффективность: производства товаров у их изготовителей; использования покупателем в производстве приобретенных товаров за всю продолжительность их жизненного цикла. В конечном счете это и экономия общественного труда, повышающего конкурентоспособность экономики страны в целом.

В самом общем смысле конкурентоспособность означает способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных

целей. Конкурентоспособность интерпретируется по-разному в зависимости от характера объекта, к которому это понятие относится. Конкурентоспособность в экономической сфере - это обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономической конкуренции, так называемые конкурентные преимущества. Конкурентными преимуществами являются те характеристики и свойства субъекта рыночных отношений, которые создают ему определенные превосходства над своим прямым конкурентом.

Предпосылками для наиболее жесткой конкурентной борьбы является присутствие предприятий на одних и тех же потребительских рынках и рынках факторов производства (сырья, топлива, комплектующих, труда, инвестиций), т.е. предприятий, принадлежащих к одной отрасли или близким отраслям.

Конкурентоспособность как сложная многосторонняя экономическая категория, проявляется на следующих уровнях: конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевая, региональная, страновая. Между всеми этими уровнями существует тесная внутренняя и внешняя взаимозависимость. Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от возможности конкретного предприятия выпускать конкурентоспособный товар, потребительские, ценовые и качественные характеристики которого (в сравнении с товарами-аналогами) определяют его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Само же появление конкурентоспособного товара, успешная деятельность предприятия невозможны без четко поставленной и отрегулированной системы политического, социального и экономического характера, определяющей первоначальные условия функционирования хозяйственной системы. Для каждого уровня может быть дано свое специфическое определение конкурентоспособности в зависимости от факторов, ее определяющих.

Цель анализа конкурентоспособности состоит в том, чтобы установить, какого преимущества может добиться субъект конкурентной борьбы, как наиболее результативно использовать конкурентные преимущества. В конечном итоге конкурентоспособность должна иметь количественное выражение.

В некоторых исследованиях проблему конкурентоспособности пытаются свести к проблемам эффективности. На наш взгляд, конкурентоспособность и эффективность очень близкие и взаимообусловленные категории, но имеющие принципиальные различия, которые позволяют говорить о самостоятельности данных экономических категорий. Эффективность - это результативность функционирования чего-либо, выражение успешности какой-либо деятельности. Количественное представление эффективности строится на сопоставлении результата (эффекта) с затратами на его получение. Возможна оценка эффективности деятельности предприятия по показателям рентабельности, трудоемкости, производительности труда, фондоотдачи, материалоотдачи, энергоотдачи, а также с использованием специфических отраслевых показателей (например, съем продукции в 1 га лесной площади, выход продукции с 1 куб. м древесины и др.). При рассмотрении конкурентоспособности производителя необходимо оценивать эффективность производства как составную часть конкурентоспособности и основу для оценки уровня конкурентоспособности производителя. Конкурентоспособность является стимулом и мерилом эффективности

рыночного хозяйства. В то же время конкурентоспособность основывается на эффективности. В свою очередь, важнейшим фактором, стимулирующим повышение эффективности, служит конкуренция.

Конкурентоспособность проявляется исключительно в сопоставлении, в сравнении объектов или субъектов хозяйствования, т.е. является относительной величиной. Конкурентоспособность проявляется на рынке и в значительной степени зависит от рыночной конъюнктуры. Например, падение мировых цен на целлюлозу привело к снижению конкурентоспособности Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината (г. Архангельск), специализировавшегося на экспорте своей продукции. В тот же период благодаря совершенствованию технологии и организации труда был отмечен рост эффективности производства и управления, на что указывали показатели трудоемкости, производительности труда, материалоемкости и др. Предприятие первым в целлюлознобумажной отрасли страны перешло на внедрение международных стандартов качества ИСО 9000. Известно немало других случаев эффективной, но неконкурентоспособной деятельности. Другим примером может служить монополия, которая очень конкурентоспособна в достижении цели максимизации прибыли путем неэффективного использования ресурсов.

В условиях рынка столкновение интересов бизнеса принимает вид конкуренции конкретных товаров. При сбыте традиционных товаров успех в конкуренции может принять вид расширения сбыта продукции предприятия за счет сокращения (абсолютного или относительного) продаж других предприятий. Сбыт принципиально новых изделий можно рассматривать как успех фирмы в конкуренции путем сокращения потенциальных возможностей сбыта других компаний. В обоих случаях успех предприятия в конкуренции проявляется через конкурентоспособность товара, обладающего характерными чертами и особенностями.

Привлекательность товара, его ценность для потребителя в первую очередь объясняются присущими товару потребительскими свойствами. Потребительские свойства товара являются неоднородными, состоящими из многих характеристик. Количественное представление потребительских свойств продукции является давней экономической задачей, часто решаемой с использованием квалиметрического анализа [8].

Важнейшим фактором, формирующим конкурентоспособность товара, выступает цена. Производители продукции, прежде всего, привязывают цену к издержкам и прибыли. Отсюда важным резервом повышения конкурентоспособности выступает снижение затрат на производство и сбыт продукции, а также повышение прибыли. В свою очередь, сокращение текущих расходов зависит от многих составляющих: уровня техники, технологии и организации производства; условий и сроков поставки продукции, действующей системы платежей, ценовой политики государства и др. Повышение прибыли напрямую зависит от снижения себестоимости, сокращения внереализационных платежей, ликвидации штрафных выплат и т.д. Цена с позиций покупателя - это денежная сумма, взимаемая за товар. Это затраты на приобретение и потребление про-

дукции, которые определяются ее свойствами, а также условиями приобретения и использования. Чтобы удовлетворить свою потребность, покупатель должен приобрести продукцию, а затем (если это достаточно непростое изделие) нести расходы по ее эксплуатации. Во многих случаях продукцию после покупки нельзя немедленно эксплуатировать. Как правило, ее нужно доставить, установить, проверить и т.д. Без этих затрат потребитель не может пользоваться изделием, привести его в действие и получить желаемый результат. Таким образом, издержки для покупателя складываются из двух частей - расходов на покупку в виде продажной цены (цены приобретения) и расходов, связанных с потреблением, что вместе называется ценой потребления. Последняя может существенно превышать цену продажи товара.

В рыночных условиях потребитель, имея возможность выбора, предпочтет товар с оптимальным для него соотношением цены и потребительских свойств. Одновременно потребитель всё больше начинает придавать значение качеству, послепродажному обслуживанию и экологической составляющей конкурентоспособности, которые неотделимы от потребительских свойств. Возможность товаров с одинаковыми потребительскими свойствами при прочих равных условиях снизить цену реализации без нанесения экономического ущерба товаропроизводителю формирует категорию запаса конкурентоспособности товара. В работе [7, с.132] рассматривается взаимосвязь потребительской ценности и цены реализации товара: делается вывод о том, что конкурентоспособность товара пропорциональна неоплаченной (или доставшейся покупателю бесплатно) части потребительской ценности товара. Говорить о такой зависимости можно лишь на ограниченных сегментах рынка с очень чувствительным к уровню цен потребителем. По мере развития рынка, повышения платежеспособности потребителей, формировании прогрессивной структуры потребления, ценовая составляющая в конкуренции товаров будет играть все меньшую роль. Поэтому конкурентоспособность товара - это скорее объективное отражение в цене его потребительских свойств. Более конкурентоспособным является тот товар, у которого уровень потребительских свойств и цена находятся ближе друг к другу (в идеале - совпадают). Потребительская ценность формируется субъективно под воздействием различных факторов -представления о ценности, справедливости цены, платежеспособности и т.п., в конце концов, даже просто от настроения потребителя. Превышение цены над потребительской ценностью исключает покупку, такие ситуации не рассматриваются из-за отсутствия самой трансакции. Существенное снижение цены может быть встречено настороженно как сигнал о незаметных потребителю отрицательных свойствах товара (низкое качество, бракованная партия, нелицензионный продукт и др.), не говоря уже о статусном или показном потреблении, где высокая цена желательна для потребителя. Снижение цены разумно при открытой для потребителя ценовой конкуренции, когда сложилось устойчивое представление о потребительской ценности на хорошо известный товар. При такой конкуренции победа обеспечивается меньшими, чем у конкурента, затратами на производство и реализацию товара и обоснованностью минимальной рентабельности товаропроизводителя.

С ростом уровня жизни и самосознания человечество начинает обращать внимание на экологическую составляющую потребляемых товаров. Это проявляется в следующем: повышаются требования к продуктам питания по наличию в них вредных для организма веществ, повышается внимание к экологической чистоте районов выращивания продуктов питания, кормовым добавкам в сельскохозяйственном производстве, осуществлению экологически допустимых технологических процессов в промышленности, использования экологически чистых технологий в производстве.

Учет экологического фактора уже признается необходимым, хотя и сдерживающим экономическое развитие. Необходимо по-новому подойти к эколого-экономическим проблемам, полностью отказаться от широко распространенного стереотипа противоречий между экономикой и экологией. Человечество постепенно приходит к выводу, что экологические проблемы возникают в результате развития противоречия между потребностями человека (в производстве определенных условий, средств и целей своей жизнедеятельности) и природой (закономерностями развития природы, ограниченными ресурсами, уровнем существующей технологии).

Усилие воздействия производства на окружающую природную среду оборачивается для потребителя большим экономическим ущербом. Экономический ущерб представляет собой фактические или возможные потери в денежной форме, возникающие в народном хозяйстве в результате загрязнения окружающей среды. При таком подходе экономический ущерб рассматривается как интегральная величина, учитывающая в стоимостной форме как экономические, так и социально-экологические последствия загрязнения природной среды. Исследования по разработке способов количественного и наиболее точного определения величины экономического ущерба проводятся уже многие годы. К настоящему времени в этой области накоплен определенный опыт, хотя некоторые вопросы методического характера остаются дискуссионными и требуют углубленной экономической проработки.

В зависимости от характера конкретного рынка по-разному проявляются значения той или иной составляющей конкурентоспособности продукции. Обобщающая характеристика конкурентоспособности продукции может быть дана через интегральный коэффициент - К, определяемый по формуле:

К ^пс

~ ^ ц ’

где Jпс - показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам; Jц - то же по цене.

Оценка потребительских параметров производится по формуле:

п ш П ’

где П1, П0 - абсолютное значение /-го потребительского параметра оцениваемого и базового изделий; П1/П0 - относительный показатель потребительского свойства изделия по /-му параметру; й - коэффициент весомости /-го па-

1—1

раметра (величина непостоянная, зависящая от сложившихся на рынке условий; определяется экспертным путем); п - число параметров, интересующих потребителя.

Оценка ценовых параметров сводится к сопоставлению цен потребления:

т Цп1 тц

где Ц„1, Цп0 - цена потребления соответственно оцениваемого и базового изделий.

Уровень ценовых параметров продукции, использование которой не требует значительных эксплуатационных затрат, может определяться по продажным ценам.

Групповые показатели потребительских свойств для оцениваемого к1 и базового к0 изделий определяются по формулам:

п п

к 1 = ^ ё • р1; ко = ^ ё • ро

1=1 i=1

Тогда интегральный коэффициент конкурентоспособности продукции может быть исчислен следующим образом:

. к1 • Цпо

К =-------.

ко • Цт

Исходя из изложенного формула конкурентоспособности продукции имеет следующий вид:

КТ = Кц Кпс,

где КТ - значение конкурентоспособности продукции; Кц - значение относительного показателя цены; Кпс - значение относительного показателя потребительских свойств.

В настоящее время идет дискуссия о роли брэнда в формировании конкурентоспособности товара. При этом справедливость требует признать, понятие брэнда не имеет пока точной трактовки и канонизированного определения. С нашей точки зрения брэнд, как понятие, прежде всего, следует увязывать с эмоционально-психологическим восприятием товара потребителем. Это понятие ассоциируется с нематериальной полезностью товара, не связанной с функционально-эксплуатационными и другими его характеристиками. Для потребительских товаров это выражается в престиже, идентификации потребителя с определенным стилем поведения. В возможности покупателя выразить свою индивидуальность по отношению к товару. В таком понимании брэнд может играть определенную роль в оценке конкурентоспособности, но прежде должен стать объектом специального комплексного научного изучения. Вместе с тем уже сейчас можно допустить, что при сближении уровней качества продукции, повышении репутации производителей и имиджа товаров, брэндинг в отечественной экономике будет востребован.

По мере насыщения рынка различными товарами интерес в вопросах конкурентоспособности перемещается к товаропроизводителю. В условиях рыночной экономики предприятие не может длительное время занимать устойчивые

Цпо

позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара и не учитывая издержки по разработке, созданию и продвижению товара на рынок. При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции - во всех этих ситуациях требуется оценка конкурентоспособности предприятия, а не отдельного товара. Конкурентоспособность товара, конечно, во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются и существенные различия [4].

Значительная часть исследований, посвященная оценке конкурентоспособности, связывает уровень конкурентоспособности товаропроизводителя с долей, занимаемой его товаром на рынке. Эта позиция достаточно весомая - в условиях рыночных отношений именно «покупаемость» товара является главным критерием успешности деятельности фирмы. Однако одного этого критерия недостаточно. Доля рынка, объем продаж характеризуют экстенсивную составляющую экономической деятельности фирмы. Заметим, что оценка конкурентоспособности по рыночной доле не отражает всех требований, предъявляемых к оценке различными группами пользователей. Так, поставщики, инвесторы, кредиторы во главу угла ставят финансовое положение субъекта рынка, сами работники предприятия - состояние внутреннего стратегического потенциала и рентабельности его использования, покупатели (торговля и потребители) - конкретное качество товаров и услуг, независимые эксперты - финансовое состояние и имидж субъекта хозяйствования и лишь конкуренты - рыночную долю. Следует добавить, что предприятие может работать на пределе своих производственных мощностей, занимая определенную, не самую большую, но соответствующую его производственным возможностям долю рынка, успешно реализовывать свою продукцию, иметь высокие и стабильные финансовые показатели. Поясним нашу мысль цитатой из работы ставшей классической: «... Небольшая по размерам фирма с маленькой долей на рынке может быть высокоэффективной, концентрируясь на какой-либо одной конкурентной «нише», простое увеличение доли на рынке еще не гарантирует роста эффективности» [9]. Отсюда можно уверенно предположить, что конкурентоспособность фирмы, помимо рыночной доли, должна отражать и результативность использования потенциала фирмы, т.е. оцениваться с учетом или непосредственно через эффективность.

Представляется аргументированной позиция, изложенная в работе [10], о недостатках подходов и методик оценки конкурентоспособности организаций-изготовителей: «Каждый подход к оценке конкурентоспособности разработан не для всех однородных предприятий, а для одного-двух... Один подход к оценке учитывает резервы в использовании факторов производства. Другой -стоимость конкретных факторов производства в конкретной стране. Третий -эффективность использования потенциала. Четвертый - эффективность производственно-сбытовой деятельности. Пятый - усилия в области повышения качества товаров и т.д. Как будто перечисленные аспекты не нужно анализировать одновременно, системно, комплексно?» [10, с. 175-176].

Конкурентоспособность производителя можно определить как относительную характеристику, отражающую отличия процесса развития данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. Основной смысл понятия «конкурентоспособность производителя» заключается в том, что оно характеризует возможности и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке [4].

Вопрос единой общепризнанной методики оценки конкурентоспособности предприятия еще далек от своего разрешения. Чаще всего в оперативной деятельности руководители предприятий для сравнительной оценки конкурентоспособности своего предприятия используют частные показатели, отражающие ту или иную сторону функционирования предприятия. Используя указанные показатели, трудно ответить однозначно, как изменяется конкурентоспособность, каков ее уровень. Связано это не только с возможностью разнонаправленного изменения отдельных показателей, но и со спецификой расчетов показателей, преимуществами и недостатками, присущими показателям, их реакцией (или отсутствием таковой) на внешние и внутренние изменения и др. Для оценки конкурентоспособности предприятия должна применяться система показателей, построенная на единых методологических принципах во взаимосвязи и взаимозаменяемости. В такую систему должны быть включены показатели, отражающие эффективность использования ресурсного потенциала предприятия, показатели финансового состояния и обобщенную оценку конкурентоспособности производимой продукции. Целесообразно выделять обобщающий показатель конкурентоспособности, интегрирующий в себе важнейшие результаты экономической деятельности предприятия. Такой результирующей характеристикой может быть следующий показатель:

Кксп = Кт • Кэф ■ Кфин, где ККСП - коэффициент конкурентоспособности предприятия; КТ - коэффициент конкурентоспособности товара; КЭФ - коэффициент эффективности использования производственных ресурсов; Кфин - коэффициент финансового состояния предприятия.

Составляющие формулу конкурентоспособности предприятия коэффициенты определяются соотношением, соответственно, количественного значения эффективности использования производственных, финансовых ресурсов и конкурентоспособности товара, оцениваемого предприятия, к значению каждого показателя предприятия-конкурента. Возможно в качестве сравнения использовать значения: нормативного показателя, среднего по отрасли, лучшего предприятия или занимающего наибольшую долю рынка. Сами относительные показатели являются результатом комбинирования частных финансово-экономических показателей.

Практически неисследованной задачей является оценка конкурентоспособности отдельных территориальных образований Российской Федерации. Крупным странам с федеральным государственным устройством, к которым относит-

ся и Россия, присущи элементы реальной конкуренции между регионами, объективно обусловленные относительным обособлением их интересов - социальных и экономических. В современных условиях регион выступает уже не просто как территориальное звено в процессе региональной организации, как это было в советской экономике, не только в качестве объекта управления, но приобретает в соответствии с законодательством РФ статус самостоятельного и ответственного субъекта социально-экономических отношений. Востребованность оценки региональной конкурентоспособности со стороны центральных и региональных властных структур, а также бизнеса придает ей прикладной, практический характер. Важнейшими факторами региональной конкурентоспособности выступают: наличие богатых природных ресурсов, степень развитости региональной инфраструктуры; обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами и их ценой; удалённость от регионов сбыта продукции; наличие высококонкурентных товаропроизводителей; выгодные географические условия; экономическая среда, способствующая выработке и реализации успешной конкурентной стратегии и другие. Конкурентоспособность региона обусловливается действием не одного фактора, а, как правило, группы факторов. Регионы могут быть конкурентоспособными при различных сочетаниях факторов конкурентоспособности. Рост экономического потенциала территории, его структурные преобразования и другие хозяйственные успехи являются важным, а во многих случаях и решающим условием усиления региональной конкурентоспособности. Тем не менее рост производства в отдельных регионах, реализуемый без учёта требований территориального развития (социальная ориентация, устойчивость, сбалансированность), часто сопровождается деградацией социально-демографического, природоресурсного, экологического, этнокультурного и других компонентов региональных систем и, более того, инициирует эту деградацию. Отсюда одним из важнейших критериев региональной конкурентоспособности должны быть социальные составляющие экономической деятельности в регионе [3].

Для региональных лидеров проблемы региональной конкурентоспособности стоят весьма остро и, безусловно, нуждаются в подробном анализе для выработки конструктивной позиции региональной власти и принятия на ее основе продуктивных решений субъектами экономической политики. Решая эти задачи, региональные власти сталкиваются с необходимостью количественной оценки региональной конкурентоспособности, т.е. фактического определения конкурентных преимуществ и их статистического отражения.

Компенсировать недостаток или потерю конкурентных преимуществ, связанных для одних регионов с природными, для других - с экономическими факторами, можно привлечением больших объемов инвестиций и эффективным их использованием. Инвестиции являются существенным рычагом реформирования и развития экономики, повышения ее конкурентоспособности. Регионы реально конкурируют за привлечение на территорию крупного бизнеса, а вместе с ним и инвестиций. Поэтому наиболее разработанным методом, отражающим конкурентные отношения субъектов Федерации, является оценка инвестиционной привлекательности регионов путем выстраивания рейтингов регионов [1]. Чтобы получить механизм управления региональной конкуренто-

способностью требуется системный научный подход в изучении теории конкурентоспособности, включая региональный (пространственный) компонент, а также анализ и обобщение современной практики конкуренции.

Рассматривая конкуренцию применительно к межрегиональным отношениям, отметим, что регионы выступают субъектами-носителями конкурентных преимуществ, потенциальной конкурентоспособности. Реализация регионального потенциала, превращение его в реальные успехи экономики и социальной сферы осуществляется субъектами-пользователями - предприятиями, организациями, фирмами. Отсюда следует, что наличие конкурентных преимуществ еще не гарантирует региону благополучие и процветание, поскольку победа в конкурентной борьбе обеспечивается эффективной хозяйственной деятельностью предприятий на его территории. В этом заключается специфика региональной конкуренции относительно «классической» конкуренции.

Для отечественных предприятий проблемы конкурентоспособности стоят весьма остро и, безусловно, нуждаются в подробном изучении для выработки конструктивной позиции менеджмента и принятия на его основе продуктивных конкретных решений. Задача постоянного поддержания конкурентоспособности требует владения навыками управления конкурентоспособностью. Общеизвестно, что управление - это синтез средств и способов подготовки управленческих решений, организация и контроль за исполнением. В основе управления конкурентоспособностью в экономике лежит процесс постоянных и последовательных действий по обеспечению производства и продаж продукции. На первом месте по управлению конкурентоспособностью продукции выходит маркетинг - работа с рынком ради удовлетворения нужд потребителей. Система управления должна обеспечить трансформацию технологических возможностей в конкурентные преимущества. Это может быть достигнуто посредством реализации комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение продукции на рынок. В этой области для российских компаний особое значение приобретают: использование новейших результатов научно-исследовательских работ, открытий и изобретений для производства высокоэффективных наукоемких изделий, технологий и услуг; тщательное и всестороннее изучение состояния и перспектив конъюнктуры рынка, сбор и обработка информации о реальных потребностях потребителей продукции; ориентация производства на перспективные требования рынка, адресность создаваемой продукции и активное участие в современных формах финансирования заказов; активное воздействие на рынок, на формирование его потребностей и стимулирование сбыта путем участия в государственных инвестиционных программах и др.

В заключение отметим:

- категория конкурентоспособности в современных условиях стала важнейшей и реальной, определяющей успешность экономической деятельности;

- появление конкурентоспособного товара, успешная деятельность предприятия невозможны без четко поставленной и отрегулированной системы политического, экономического и социального характера, определяющей первоначальные условия функционирования хозяйственной системы;

- для повышения конкурентоспособности необходима ее оценка: для товара это можно сделать с помощью показателя на основе соотношения

цены потребления и коэффициента потребительских свойств продукции, для товаропроизводителя - с использованием системы показателей (интегрального показателя конкурентоспособности продукции, показателей использования производственных ресурсов, показателей финансового состояния предприятия);

- экономика может быть конкурентоспособной при разных сочетаниях факторов конкурентоспособности, это подтверждается на уровне экономики регионов, опирающихся при обеспечении собственной конкурентоспособности на свой специфический набор конкурентных преимуществ.

Литература

1. Аникеева А. Актуальные проблемы инвестиционных рейтингов регионов России // Инвестиции в России. 2005. №5. С. 3-7.

2. IX Петербургский международный экономический форум // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 5. С. 6-14.

3. Казанцев С.В. Потенциал экономики регионов России как основа их внутренней конкурентоспособности // Регион: экономика и социология. 2004. № 1. С. 191-199.

4. Как продать ваш товар на внешнем рынке: Справочник / Отв. ред. Ю.А. Савинов. М.: Мысль, 1990. 364 с.

5. Кондратьев В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России // Мировая экономика и международные отношения. 2001 №3. С. 54-60.

6. Кормнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность // Экономист. 1997. №1. С. 38-48.

7. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. 294 с

8. Минько Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. СПб.: Питер, 2004. 268 с.

9. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993.

10. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: Инфра-М. 2000. 312 с.

МИХАЙЛОВ КОНСТАНТИН ЛЕОНИДОВИЧ родился в 1958 г. Окончил Архангельский лесотехнический институт и аспирантуру при Ленинградской лесотехнической академии. Кандидат экономических наук, доцент. Заведующий кафедрой экономики Международного «Института управления» в г. Архангельске. Автор и соавтор научной монографии, трех учебных пособий с грифом УМО и более 60 научных статей по вопросам экономической оценки эффективности и конкурентоспособности в лесопромышленном комплексе РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.