Научная статья на тему 'Понятие конкуренции и детерминанты конкурентоспособности'

Понятие конкуренции и детерминанты конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2790
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулова Р.Б.

Раскрывается сущность понятий конкуренция и конкурентоспособность, приведена классификация ее функций. На основе анализа факторов, влияющих на конкурентные преимущества, определены детерминанты конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие конкуренции и детерминанты конкурентоспособности»

ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Р. Б. КУЛОВА,

соискатель кафедры экономического анализа и аудита E-mail: info@kbsaa.ru Кабардино-Балкарскаягосударственная сельскохозяйственная академия, г. Нальчик

Раскрывается сущность понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность», приведена классификация их функций. На основе анализа факторов, влияющих на конкурентные преимущества, определены детерминанты конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, функции конкуренции, детерминанты конкуренции.

Конкуренция — это состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта и источники сырья. В рыночной экономике конкуренция становится действенным законом регулирования пропорций общественного производства, а покупатель является основным механизмом, оценивающим товар, услуги, выполненные работы, их качество и условия продажи товаров и услуг. Если потребителю понравились качество и работоспособность товара, удовлетворяет цена, то он отреагирует моментально, купит его, а это значит, что производитель не упустил свой шанс. Выпуск именно этого товара по достоинству оценено рынком.

При рыночной экономике конкуренция имеет две стороны. Одна сторона выражает стремление предприятия, продавцов товаров и услуг обойти своих конкурентов лучшими достижениями. Другая — это потребители товаров и услуг. Потребители, как и предприятия, выступающие в роли покупателей, имеют право свободно выбирать, у какого предприятия и что покупать.

С точки зрения рыночной экономики конкуренция гарантирует единство свободы действий производителей и потребителей с порядком в экономике и обществе.

Экономисты К. Р. Макконнелл и С. П. Брю считают конкуренцию экономическим состязани-

ем, которое является одним из основных свойств капитализма. Основой конкуренции они считают свободу выбора, которая реализуется в стремлении каждого получать денежный доход [4]. Для них и многих других экономистов конкуренция учитывает два основополагающих момента.

Во-первых, на рынке должно присутствовать большое количество независимо действующих покупателей и продавцов конкретного продукта или ресурса. При этом К. Р. Макконнелл основополагающим моментом видит то, что «на рынке имеется такое большое количество продавцов, при котором каждый из них, обеспечивая почти мизерную долю общего объема предложения, практически не в состоянии воздействовать на предложение, а следовательно, и на цену продукта» [4]. В связи с этим конкуренция не дает «экономическим единицам» увеличивать личную выгоду через разрушения и нанесение ущерба друг другу, устанавливая пределы личной выгоды покупателей и продавцов.

Во-вторых, должна быть обеспечена свобода выбора покупателями и продавцами тех или иных рынков. При конкуренции любое предприятие-производитель имеет возможность как войти в какую-либо конкретную отрасль, так и беспрепятственно выйти из нее. Законодательством не оговорены размеры отраслей в отдельности, что говорит о гибкости, присущей эффективной экономике. Такая свобода дает возможность учитывать даже небольшие изменения во вкусах потребителей, в технологии производства.

Прибыль и упрочение позиций ждут лишь тех производителей, которые подчиняются воле рыночной системы, непокорные этой воле получают убытки и терпят банкротство.

Имеются и другие понятия конкуренции. Так, И. В. Антоненко считает, что экономистами-

классиками характеристика конкуренции дана не совсем точно: «Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является определяющим моментом в современной трактовке понятия конкуренции» [1]. Основные критерии теоретической модели конкурентного рынка он классифицирует как структурные, поведенческие и функциональные.

В то же время М. В. Дмитриева представляет конкуренцию не только как «объект экономического отношения процесса динамического соперничества» между субъектами хозяйствования, имеющими взаимопересекающиеся цели, уточняя это понятие такими характеристиками, как динамизм, эвристичность, противоречивость, принудительность, но и способом развития на микроэкономическом уровне, который обеспечивает динамику функционирования внутренней и внешней среды предприятия [2].

Итак, на основе изложенного автор статьи дает обобщающее, итоговое понятие, а именно: конкуренция — это состязание (соперничество) большого числа участников рынка, имеющих взаимопересекающиеся цели. Конкуренция также является действенным законом регулирования пропорций общественного производства, гарантирующим единство свободы действия производителей и потребителей с порядком в экономике и обществе, где определяющим моментом является отсутствие возможности влиять на цену.

Понятие «конкурентоспособность» является, как известно, частью понятия «конкуренция». Если предприятие неудачно конкурирует на рынке, его продукция неконкурентоспособна. Конкурентоспособность — свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. В то же время конкурентоспособность — это возможность выдерживать соперничество с другими в условиях конкретного рынка.

Конкурентоспособность определяется по результатам маркетинговых исследований. Она характеризуется свойствами товара, отличающими его от товара конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Конкурентные преимущества имеют те изделия, которые отличаются более высоким качеством в глазах потребителей. Однако в рамках этого подхода в стороне остаются такие важные с точки зрения производителей свойства изделий, как трудоемкость,

материалоемкость, энергоемкость их изготовления, технологичность изделий в производстве, важные особенности их конструкции, хотя и совершенно безразличные для потребителей, приобретающих данную продукцию.

Главными составляющими конкурентоспособности товара являются его потребительские свойства и цена. Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причинами успеха или неудач товара могут быть и другие нетоварные факторы, такие как рекламная деятельность поставщика, его престиж, предлагаемый уровень технического обслуживания. Но, как бы ни были важны непроизводственные аспекты деятельности предприятия по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество, цена и техническое обслуживание.

Конкурентоспособность — понятие интегральное. Для измерения конкурентоспособности анализируемого товара необходима информация, характеризующая полезный эффект данного товара и товаров-конкурентов за нормативный срок их службы. Это в первую очередь совокупность свойств объекта, используемых для выполнения конкретной работы либо конкретными потребителями. Качество — это потенциальный полезный эффект для групп потребителей, измеряется в натуральных единицах, в денежном выражении либо в условных баллах, а также совокупности затрат за жизненный цикл объектов (затраты, которые, как правило, необходимо осуществить, чтобы получить от товара полезный эффект).

Конкурентоспособность товара не дает возможность количественно измерить и спрогнозировать его полезный эффект, а также совокупные затраты за жизненный цикл. Эти показатели можно определить на основе экспериментальной проверки при конкретных условиях потребления, по результатам пробных продаж либо с применением экспертных и других методов.

В чем же состоят основные аспекты значения конкуренции?

Во-первых, конкуренция стимулирует производительность общественного труда, заставляет предприятия работать экономно. Предприятия улучшают свои экономические показатели (объем продаж, прибыль, активы и собственные активы предприятия, рентабельность продаж, рентабельность активов, прибыль на обновление), а также сокращают расходы по доставке своих грузов.

Предприятия работают рентабельнее, если используют достижения технического прогресса,

изготавливают продукцию более новыми, более производительными машинами (инновационный процесс). В конечном счете конкуренция способствует развитию так называемого инновационного производства. Предприятия производят и предлагают рынку совершенно новую продукцию или новые услуги. Благодаря новшеству они обгоняют своих конкурентов и хорошо при этом зарабатывают.

Во-вторых, конкуренция тормозит расточительство. При рыночной экономике предприятия производят лишь ту продукцию, которую они могут сбыть на рынке. Таким образом, покупатель решает, какой товар принесет предприятию прибыль, а какой убытки. Предприятие не может позволить себе расточительно производить товар, залеживающийся на прилавках. Исходя из этого простого правила, конкуренция помогает определить, какие товары, и в каком количестве, производить. Конкуренция, образно говоря, в автоматическом режиме управляет расходами сырья и материалов, определяет, сколько необходимо рабочей силы и денег.

В-третьих, конкуренция управляет доходами. Возьмем, например, предприятие, сделавшее открытие, улучшившее качество товара. Произведенный товар быстро реализуется. Предприятие оставит далеко позади своих соперников и получит солидную прибыль от реализации этого товара.

В описанном случае конкуренция обеспечивает справедливое распределение доходов соответственно достижениям. Покупатели приобретают именно этот товар, а не другой. Высокая прибыль окупает средства, затраченные на развитие предприятия. Работникам повышается заработная плата или выплачивается специальная премия. Плюс ко всему — у всех стабильные рабочие места.

В то же время конкуренция — это экономическая справедливость. Предприятие, например, несет убытки, если покупатель не приобретает его товар. В итоге оно может закрыться, а его сотрудники имеют реальную возможность потерять свои рабочие места.

Но этого можно избежать, если оно своевременно начнет выпускать новый товар, пользующийся спросом, и снова вступит в конкурентную борьбу.

Конкуренция и конкурентоспособность имеют свой ареал действий на рынке, свое предназначение. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. В большинстве своем экономисты дают следующую классификацию функций конкуренции:

1) функция регулирования. Для того чтобы выстоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель. Факторы производства под влиянием цены предпочтительно направлять в те отрасли, где в них возникает наибольшая потребность;

2) функция мотивации. Основной принцип этой функции — вознаграждение по результатам. Предприятия, предлагающие лучшую по качеству продукцию или производящие ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли и стимулируют технический прогресс; предприятия, не реагирующие на пожелания клиентов и нарушающие правила конкуренции на рынке, несут убытки или вовсе вытесняются с рынка;

3) функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход между хозяйствующими субъектами в соответствии с их конкретным вкладом;

4) функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономические возможности каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю широкий выбор продавцов, у которых можно приобрести необходимый товар.

Оптимальная интенсивность конкуренции предполагает:

• быстрое внедрение достижений технического прогресса («поддавлением конкуренции»);

• гибкую адаптацию предприятия к изменяющимся условиям (снова «под давлением конкуренции»).

Степень интенсивности конкуренции зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-лидера и насколько динамичен спрос. М. В. Дмитриева предлагает следующую классификацию функций конкуренции, через которые та воздействует на экономические процессы [2]: распределительную; регулирующую; контролирующую; объединяющую; инновационную; стимулирующую; селективную; адаптивную; функцию социализации процесса и прибыли.

По мнению автора, специфика функций конкуренции заключается в том, на каком уровне они осуществляются: на макро- или микроэкономическом. Речь идет об охвате экономического пространства. В период становления рыночной экономики на макроуровне появляется еще и функция трансформации экономической системы, проявляясь при этом в изменении налоговой систе-

мы, предоставлении возможности для реализации научно-технического потенциала страны, установлении правильной пропорции между заработной платой и ценами на товары и услуги.

Учитывая значение функций конкуренции можно, во-первых, уменьшить вероятность углубления экономического кризиса в стране, и, как следствие, спада производства и роста безработицы; во-вторых, повысить динамизм и эффективность экономической системы. Для этого необходимы применение и адаптация методов конкуренции с учетом меняющихся условий.

Для того чтобы добиться рентабельности инвестиций, компания должна создать себе конкурентное преимущество и суметь им воспользоваться. Для того чтобы понять, способна ли компания поддерживать привлекательный уровень рентабельности, необходимо определить ее потенциальные конкурентные преимущества с учетом характера отрасли, в которой она действует, и ее собственных активов и возможностей.

Конкурентные преимущества, которые обеспечивают положительный разрыв между рентабельностью инвестиций и средневзвешенными затратами капитала, можно разбить натри категории:

1) более высокая потребительская стоимость благодаря такому сочетанию цены и свойств продукта, которые не в состоянии воспроизвести конкуренты. При этом свойства продукта могут носить как физический характер (повышенное быстродействие компьютера), так и нематериальный (прочные взаимосвязи между покупателем и продавцом);

2) снижение издержек по сравнению с конкурентами;

3) более производительное, чем у конкурентов, использование капитала, которое позволит как повысить производительность общественного труда, так и снизить затраты.

Любое конкурентное преимущество в конечном счете должно получить отражение в одной (или нескольких) из перечисленных характеристик. Это помогает наметить предварительные контуры финансового прогноза.

Если оценивать в целом конкуренцию, то наибольшее влияние, как считает А. В. Дьяченко, на формирование детерминантов конкурентоспособности оказывают следующие группы факторов [3]: • факторы формирования интеллектуального продукта и развития инновационной деятельности. Цель — автоматизировать производство посредством повышения уровня научных

исследований, дальнейшей их разработки и совершенствования, работа над эффективным разрешением конфликтных и проблемных ситуаций. Необходимо больше инвестиций вкладывать в образование и науку для дальнейшего НТП и подготовки квалифицированных кадров;

• факторы мотиваций эффективной производственно-экономической деятельности. Цель — создание и совершенствование экономических отношений, основанных на конкуренции. Необходимо обеспечение как высокой заработной платы персонала, так и определение производственно-экономической идеи общей для всего коллектива, которая способствовала бы консолидации коллектива;

• факторы инвестиционной политики становления высокопродуктивной экономики. Цель — совершенствование и создание новых условий для производства, образования и науки. Необходимы большие инвестиции и формирование таких производственных отношений, при которых «изменение спроса влияет на инвестиции во все предприятия, участвующие в реализации соответствующей цепочки ценностей»;

• факторы формирования конкурентоспособных кластеров экономики. Цель — поднятие конкурентоспособности не только отдельных предприятий и отраслей, но и всей экономики страны в целом. Необходимо взаимодействие конкурентоспособных предприятий-лидеров со многими отраслями производства;

• факторы создания и совершенствования эффек -тивных товарных образцов. Цель — повышение спроса на удобные и надежные товары и услуги, их доступность для многих потребителей. Необходим большой внутренний рынок, с пристрастием относящийся к интернационализируемым товарам;

• факторы формирования эффективной инфраструктуры транспорта и коммуникаций. Цель — совершенствование существующей инфраструктуры. Экономические субъекты (люди, товары, предприятия, отрасли) должны постоянно находиться в действии и иметь возможность заниматься предпринимательством. При исследовании конкурентоспособности

товаров и услуг Р. Фатхутдинов рекомендует учитывать следующие 5 факторов ее достижения [5]:

1) качество системы менеджмента, определяемое отработанностью структуры, содержания, внешних и внутренних связей системы управления;

2) качество проектно-конструкторской документации с точки зрения прогрессивности и оптимальности показателей назначения объекта, надежности, эластичности, технологичности, эргономичности, патентоспособности, дизайна, стандартизации и унификации;

3) качество изготовления объекта, определяемое прогрессивностью оборудования, технологии, материалов, системы управления качеством объекта, уровнем организации производства и труда;

4) затраты конкретного потребителя на приобретение, транспортировку, эксплуатацию, ремонт и утилизацию (при необходимости) объекта за весь нормативный срок службы;

5) степень удовлетворения дополнительных потребностей конкретного потребителя, которая определяется уровнем соблюдения правовых норм защиты интересов прав потребителя, качеством упаковки, условиями хранения, продажи, поставки, гарантийного обслуживания и др.

Один из ключевых моментов, который необходимо конкретизировать, — конкурентоспособность продукции. Обобщая мнения экономистов — классиков и современных ученых, можно дать следующую характеристику конкурентоспособной продукции — это товар или услуга, отвечающая требованиям потребителей, пользующаяся спросом у покупателей (потребителей) и обеспечивающая предприятию нормальный уровень прибыли.

Конкурентоспособность продукции тесно связана с конкурентоспособностью предприятия, которая наращивает результаты своей рыночной деятельности благодаря:

• использованию новейших достижений фундаментальных научно-исследовательских работ, открытий и изобретений для производства и реализации (в том числе для экспорта) высокоэффективных наукоемкихизделий, технологий и услуг;

• тщательному и всестороннему изучению состояния и перспектив развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры рынка, обеспечению достоверной информации о реальных потребностях и запросах потребителей;

• ориентации производства и реализации продуктов на самые перспективные требования рынка, соблюдению адресности производимой продукции и научных результатов;

• активному воздействию на рынок, на формирование его потребностей и стимулирование сбыта продукции;

• обеспечению полного, всестороннего удовлетворения потребностей общества для повышения качества его жизни (роста благосостояния народа).

В результате анализа информации о возможностях предприятия и рыночных требований предприятие выбирает ассортимент, приспосабливая его к отдельным сегментам рынка. Тем самым определяется место, которое каждый товар занимает на рынке среди своих аналогов и конкурентов.

Предприятие призвано проводить целенаправленную работу по повышению качества выбранного ассортимента товаров (услуг), добиваясь наибольшего соответствия его показателей потребительским требованиям. При выборе ассортимента товаров учитывается, что вся продукция, предлагаемая производителями для продажи, может быть условно разделена в зависимости от уровня качества на следующие группы товаров: высший, конкурентоспособный, пониженный, низкий (неконкурентоспособный).

Продукция высшего качества превосходит по своим техническо-экономическим показателям аналогичные товары-конкуренты. Во многих случаях — это принципиально новая продукция. Изготовитель таких товаров способен значительно увеличить свою прибыль как за счет установления более высоких цен на них, так и за счет увеличения своей доли рынка.

Конкурентоспособная продукция в основном соответствует высокому уровню качества, но может иногда иметь и средний уровень качества среди аналогичных товаров на данном рынке. В последней ситуации конкурентоспособность товара достигается за счет более эффективных маркетинговых мероприятий по рекламе и стимулированию продаж и зависит главным образом от следующих факторов: ценообразования, послепродажного обслуживания, рекламы, выбора каналов сбыта и т. д.

Продукция с пониженным уровнем качества имеет в целом несколько худшие потребительские свойства, чем продукция большинства конкурентов. Чтобы в этом случае рыночные позиции предприятия остались стабильными, производитель обычно прибегает к стратегии снижения цены на неконкурентоспособные товары.

Продукция с низким уровнем качества — как правило, неконкурентоспособная и либо вообще не найдет потребителей, либо может быть реализована только по очень низким ценам. Предприятию в этом случае необходимо существенно повышать

качество такой продукции или создавать и предлагать рынку новые изделия.

Выбор стратегии конкуренции зависит от того, какими возможностями располагает предприятие. Так, если на нем установлено устаревшее оборудование, невысока квалификация работников, нет интересных технических новинок в «портфеле», но одновременно достаточно невелики заработная плата работников и затраты на производство, то оно способно взять курс на изготовление недорогих товаров и невысокого качества, предназначенных для менее обеспеченной части населения.

Если же сырье обходится дорого, но зато на предприятии есть хорошее оборудование, новые конструкторские разработки, изобретения, аработ-ники обладают высокой квалификацией, то реально попытаться добиться конкурентоспособности за счет организации выпуска уникальных товаров или с таким высоким уровнем качества, который «окупит» в глазах покупателей их высокую цену. Из этого следует, что конкуренция оказывает большое влияние на выбор стратегии предприятия.

В современной экономике Российской Федерации рыночная среда уже стала необходимым условием

более прочного становления рыночных отношений. Российская специфика хозяйствования своеобразна и отлична от других, в связи с этим возникает необходимость в обширном анализе рыночной среды и поиске новых путей повышения конкурентоспособности и эффективности как на макроэкономическом уровне, так и на уровне предприятия.

Список литературы

1. Антоненко И. В. Потенциал применения теории регулирования конкурентного рынка на региональном уровне. Волгоград: ВолГУ, 2000.

2. Дмитриева М. В. Роль конкуренции в микроэкономических процессах переходного периода. Волгоград: ВолГУ, 1999.

3. Дьяченко А. В. Эволюционная трансформация экономики в конкурентоспособную форму. Волгоград: ВолГУ, 1999.

4. Макконнелл К. Р. , Брю С. П. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т. 2. М. : Республика, 1992.

5. Фатхутдинов Р. А. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности // Вопросы экономики. 2007. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.