Научная статья на тему 'Концептуальная модель инновационного интеллектуально-созидающего высшего образования'

Концептуальная модель инновационного интеллектуально-созидающего высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / РАЗУМ / СОЗИДАНИЕ / МЕТАСИСТЕМА / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ДИАГНОСТИКА / КВАЛИФИКАЦИЯ / INNOVATION / MORALITY / INTELLECT / MIND / CREATION / METASYSTEM / CONTENT OF EDUCATION / IMAGE / EDUCATION / FINAL RESULT / DIAGNOSTICS / QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барболин Михаил Павлович

В статье раскрывается идея инновационного интеллектуально-созидательного подхода к построению модели высшего образования, характерными особенностями которой является самореализация личности посредством проявления нравственного интеллектуального потенциала в созидательной деятельности с ориентацией на конечный диагностируемый результат в форме опережающего моделирования идеального образа жизни человека в условиях единой организации жизни Человека, Общества, Природы и Космоса. В основу модели положены фундаментальные и нравственные законы развития жизни, где ключевым является закон онтоантропосоциогенеза. Внутренний генетически обусловленный интеллектуальный потенциал рассматривается в качестве сущности, определяющей содержание, форму процесса и результата созидательной деятельности. Предлагаются оригинальные определения интеллекта и инновационного развития. Инновация рассматривается как проявление этой сущности в процессе созидания качественно нового результата жизнедеятельности человека. Предлагается циклический поход к организации содержания обучения с поуровневой диагностикой результатов обучения в соотнесении их с требованиями профессии. Раскрывается структура содержания обучения. Приводятся основные требования к организации учебного процесса и диагностике результатов обучения. Дается обобщенная характеристика целостного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual model of innovative intellectual-creating higher education

The article reveals the idea of innovative intellectual-creative approach to building a model of higher education, the unique features of which is self-realisation of a person through the manifestation of moral intellectual potential in creative activity with an orientation toward the final diagnosed result in the form of advanced modelling ideal way of life of a person in conditions of a unified life organisation Human, Society, Nature and Cosmos. The model is based on fundamental and moral laws of life development, where the key is the ontoanthroposociogenesis law. Inner genetic intellectual potential is considered to be an essence, determining the content of the form of the process and the result creative activity. We proposed original definitions of an intellect and innovative development. Innovation is seen as display of this essence in the process of creating a qualitatively new result of human activity. There is provided the cyclical approach to organisation of education content with level-by-level diagnostic of education’s results in correlation with the requirements of the profession. We reveal structure of education content. The main requirements for organisation of the learning process and diagnosis of learning outcomes are listed. Generalised characteristic of a holistic educational processes are given.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель инновационного интеллектуально-созидающего высшего образования»

УДК 378

Барболин Михаил Павлович

кандидат педагогических наук, доцент Смольный институт Российской академии образования, г. Санкт-Петербург

ЬагЬоНп 333@mail.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СОЗИДАЮЩЕГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается идея инновационного интеллектуально-созидательного подхода к построению модели высшего образования, характерными особенностями которой является самореализация личности посредством проявления нравственного интеллектуального потенциала в созидательной деятельности с ориентацией на конечный диагностируемый результат в форме опережающего моделирования идеального образа жизни человека в условиях единой организации жизни Человека, Общества, Природы и Космоса. В основу модели положены фундаментальные и нравственные законы развития жизни, где ключевым является закон онтоантропосоциогенеза. Внутренний генетически обусловленный интеллектуальный потенциал рассматривается в качестве сущности, определяющей содержание, форму процесса и результата созидательной деятельности. Предлагаются оригинальные определения интеллекта и инновационного развития. Инновация рассматривается как проявление этой сущности в процессе созидания качественно нового результата жизнедеятельности человека. Предлагается циклический поход к организации содержания обучения с поуровневой диагностикой результатов обучения в соотнесении их с требованиями профессии. Раскрывается структура содержания обучения. Приводятся основные требования к организации учебного процесса и диагностике результатов обучения. Дается обобщенная характеристика целостного образовательного процесса.

Ключевые слова: инновация, нравственность, интеллект, разум, созидание, метасистема, содержание обучения, образ, образование, конечный результат, диагностика, квалификация.

Изменение аббревиатуры с ВПО (высшего профессионального образования) на ВО (высшего образования) в названии образовательных учреждений требует осмысления и осознания сущности нововведения.

Современное течение жизни на планете Земля достигло такого состояния, которое, если его не изменить, может привести к уничтожению всего живого. Потребности современных форм цивили-зационного развития (как капиталистического, так и социалистического путей развития цивилизации) ориентированы на безмерное потребление ресурсов природы. Результатом такого развития стала борьба за такие ресурсы, приводящая к уничтожению целых государств и народов. В то время как жизненные процессы Природы, Общества и Человека должны находиться в единой гармонии, обеспечивающей устойчивое развитие как каждого из них, так и их единой неделимой целостности. А для этого необходимо расширить горизонты восприятия и пространство жизнедеятельности человека до организации и управления всеми жизненными процессами Человека, Общества, Природы и Космоса как единой неделимой целостности на нравственной, интеллектуальной и разумной профессиональной основе в форме осознаваемого посредством современного научного знания современного образа жизни и перспектив его развития. Поэтому любое образование, любого уровня должно осуществляться как профессиональное с фиксацией результатов и присвоением определенного уровня квалификации: а) обеспечивающего гармоничное включение результатов деятельности в единое пространство жизни; б) развивающее узловую меру жизни и в) ведущее к переходу существующего пространства жизни на качественно новый

уровень посредством осуществимости единого генетического потенциала жизни Человека, Общества, Природы, Космоса.

В этой связи непрерывное образование должно носить циклический характер с соответствующей квалификационной аттестацией. Уровневая фиксация результатов даст возможность отслеживать процесс развития не только результатов обучения, но также интеллекта и индивидуального человеческого капитала обучающихся.

Таким образом, ставится задача не просто подготовки человека к профессиональной деятельности в определенной производственной сфере, а профессиональной подготовки к организации жизни в новых социально-экономических, планетарных и даже космических условиях в едином целостном пространстве жизни Человека, Общества, Природы, Космоса.

Но почему и как это возможно? Возможно потому, что рождающийся вновь человек - это качественно новый организм, который призван выполнять в обществе генетические функции. Сущность нового человека есть сущность более высокого порядка. Поэтому в соответствии с законом онтоантропосоциогенеза [1] генетический потенциал человека нового поколения сильнее, чем предшествующих. И в случае гармонии с потенциалом среды - жизненным пространством семьи, образования, общества, природы, космоса - этот потенциал благодаря возникновению резонанса способен проявиться, создавая новые образы жизни.

Основу такого процесса образуют фундаментальные законы воспроизводства, существования и развития жизни [3; 5]: 1) закон единой генетической формы воспроизводства, существования и развития жизни; 2) законы существования - ор-

104

Вестник КГУ 2018

© Барболин М.П., 2018

ганизации жизни: материи, энергии, меры, строя, размеров, информации, явления; 3) законы развития жизни - генетической обусловленности жизни, закон оборачивания (являющийся, в частности, одновременно обобщением и конкретизацией закона сохранения энергии) в форме закона оборачивания жизненного генетического потенциала в процессе онтоантропосоциогенеза человека, закон опережающего воспроизводства генетического потенциала в форме человеческого ресурса, переходящего в человеческий капитал.

Исходный жизненный ресурс человека, соединяясь с реальным опытом жизни человека в обществе, превращается в качественно новый человеческий капитал, переводящий организацию жизни общества на качественно новый уровень.

Однако, решая такую емкую проблему как изменение качества жизни общества в целом, невозможно воздействовать на все общество сразу. Необходимо выбрать ключевые проблемы, решение которых может привести к желаемому результату. Анализ научного знания и общественного сознания показывает, что для обеспечения устойчивого развития жизни на Земле необходимо решение трех групп проблем, на решение которых должен быть направлен индивидуальный и общественный интеллект: а) создания благоприятных для жизни человека экологических, социально-экономических и геополитических условий и нахождения путей выполнения исторической миссии России в едином эволюционном процессе мирового сообщества; б) ликвидации отставания образования от научно-технического прогресса, в котором все большее значение приобретает человеческий фактор, сущность человека и его интеллектуальный потенциал; в) гармонизации процессов индивидуальной и общественной жизни в рамках целостного (неделимого) жизненного процесса в едином пространстве жизни Человека, Общества, Природы, Космоса.

В свою очередь, решение названных проблем требует ответа на три вопроса: 1. Каковы сущностные (способные проявлять сущность) инструменты решения экологических проблем и выполнения исторической миссии России в едином эволюционном процессе, опережающего научно-технического прогресса и гармонизации жизненных процессов? 2. Кто выступает генератором, стимулирующим, направляющим и обеспечивающим необходимым инструментарием человека в процессе решения названных групп проблем. 3. Каковы формы реализации этого инструментария в общественной жизни?

Общим для всех групп проблем является то, что все они исходят из одного и того же корня в котором в форме генетических программ заложена основа гармонии всех жизненных процессов и направлены на гармонизацию отношений в едином пространстве жизни Человека, Общества и При-

роды. Однако известно, что в проявлении генетического потенциала и преобразовании реальности участвует весь организм человека, общества, природы или космоса. Поэтому в качестве инструмента преобразования общественной жизни служит интеллект, понимаемый как преобразующая способность организма [1; 3].

Но генетический потенциал, по-другому, есть природный потенциал. Поэтому применительно к решению проблем первой группы имеет смысл говорить, в первую очередь о проявлении природного, нравственного интеллекта. И тогда первым сущностным инструментом решения всех проблем и ключевым для решения проблем первой группы будет механизм соблюдения нравственности понимаемой как степень (уровень) подобия (и гармонии) образа жизни образу жизни природы.

Ответ на второй вопрос вытекает из первого. Достаточно заметить, что вся жизнедеятельность общества сводится к тому, что оно, проявляя сущность - генетический потенциал, в процессе интеллектуальной деятельности продукты Природы преобразует в продукты собственной культуры. Но проявление внутренней сущности организации, переводящее ее образ жизни на качественно новый уровень, есть инновация [3; 6]. Тогда становится очевидным, что инструментом решения проблемы отставания образования от научно-технического прогресса является инновационный подход к подготовке человека к жизни и профессиональной деятельности, реализующий генетический потенциал в процессе непрерывно развивающегося интеллекта.

С позиций решения третьей проблемы результаты деятельности должны гармонично включаться в единое пространство жизни Человека, Общества и Природы. А для этого в соответствии с законами генетического наследования, генетического программирования, подобия и предложенным автором их обобщением - законом единой генетической организации жизни, результаты деятельности должны обладать определенными размерами, соотносимыми по законам гармонии с порождающими их генетическими сущностями. Должны проявлять их, развивая узловую (читай генетическую) меру жизни. Поэтому ключевым инструментом решения третьей проблемы, наряду с нравственностью и интеллектом, третьим сущностным инструментом решения всех трех групп проблем должен служить разум. А формой реализации - образы жизни, гармонично вписывающиеся в единый жизненный процесс Человека, Общества и Природы.

Таким образом, названные выше проблемы общественной жизни взаимосвязаны, и для их решения необходим триединый базис, характеризующий качество жизни - нравственность, интеллект и разум, который в сущностном понимании есть человеческий капитал, представляющий собой

проявление генетической сущности человека на качественно новом уровне - уровне сознания.

Функция формирования такого человеческого капитала принадлежит системе образования. Поэтому именно образование должно служить генератором проявления генетического потенциала, развития нравственности и интеллектуальных способностей человека в процессе инновационной созидательной деятельности. В свою очередь, человеческий капитал, будучи сущностью общества, переводит общество на качественно новый уровень. Поэтому через воспроизводство человека и человеческого капитала система образования становится генетическим ядром общественного развития. В более общем понимании система образования должна быть ориентирована на инновационное развитие Человека, Общества и Природы посредством раскрытия, проявления и реализации в созидательной деятельности внутреннего сущностного потенциала человека и общества, а через них - потенциала природы и потенциала космоса, например, посредством использования солнечной энергии. А формой инструментария, ориентированного на решение названных проблем в системе образования является инновационная созидательная деятельность, основанная на нравственности, интеллекте и разуме.

Обобщая изложенное, можно утверждать, что выполнение системой образования такой функции возможно при наличии как минимум трех главных результатов образования: 1) наличия у выпускника и человечества полного и целостного мировоззренческого образа, выполняющего функцию целевого ориентира и идеала, к которому необходимо стремиться и, с ориентацией на который будет строиться идеология их жизни; 2) наличия индивидуального человеческого капитала в форме историко-генетически обусловленного жизненного опыта, ядром которого служит сформированный до определенного уровня нравственный интеллектуально-созидающий жизненный опыт, включая профессиональный, удовлетворяющий требованиям опережающего развития Человека, Общества, Природы, Космоса; 3) механизма установления соответствия достигнутого результата - уровня развития человеческого капитала на каждом этапе обучения желаемому - идеальному образу.

Если заметить, что ядром общественно значимой созидательной деятельности является профессиональная деятельность, то достижение такого рода результатов образования возможно посредством интеллектуально-созидающей модели в рамках динамично развивающегося квалификационного подхода к профессиональной подготовке, ориентированной на конечный результат и поэтапно фиксирующей достигнутые квалификационные результаты подготовки в форме прикладных практически значимых форм профессиональной

деятельности и охватывающей организацию в процессе развития всех объектов и субъектов целостного жизненного пространства образовательного учреждения [1; 3].

Для этого в рамках данного подхода должны выполняться требования: а) нравственная организация жизни на всем пространстве образовательного учреждения; б) образовательная деятельность должна быть ориентирована на опережающее проявление интеллектуального потенциала обучающегося; в) образовательный процесс должен носить инновационный созидательный практико-ориентированный характер, развивающий узловую меру жизни Человека, Общества, Природы, Космоса. В содержании образования должны иметь место три компонента образования, обеспечивающие перевод жизненного потенциала человека в его человеческий капитал: 1) гуманитарный, раскрывающий сущностную основу единой организации жизни; 2) фундаментальный (математика, естествознание и т.д.), обеспечивающий интеллектуальную основу инновационной созидательной деятельности; 3) практико-ориентированный -прикладной (профессиональный и производственный), формирующий опыт создания качественно нового продукта как проявления разумной интеллектуально-нравственной деятельности [7].

Гуманитарный компонент является фундаментом воспитательной деятельности образовательного учреждения. Он формирует идеальный образ возможного проявления сущности человека, его нравственного, ориентированного на созидание, интеллектуального потенциала. Данный компонент ориентирован на конечный результат - на удовлетворение требований, вытекающих из третьей группы проблем современного общества, включающей, по сути, первые две. Ключевой функцией данного компонента является ориентация сознания и поведения человека на установление гармонии между процессами жизни Человека, Общества и Природы. Поэтому главной особенностью его является воспитание у человека нравственности как фундамента гармонизации жизненных процессов и пространств.

Фундаментальный компонент раскрывает содержательную основу интеллектуальной деятельности в процессе инновационного подхода к нравственному развитию, созиданию человека, его образа жизни в пространстве современной реальности. Он ориентирован на решение преимущественно второй группы проблем - ускоренного развития научно-технического прогресса - решение проблемы опережения уровнем производства уровня подготовки выпускника образовательного учреждения посредством опережающего воспроизводства интеллектуального потенциала и человеческого капитала. Интеллектуальный потенциал, обогащенный фундаментальными знаниями,

106

Вестник КГУ ^ 2018

становится генетическим ядром инновационного созидающего преобразования окружающей среды, создания качественно новых образцов техники, технологий и образа жизни человека, общества, природы и космоса.

Практико-ориентированный компонент формирует опыт преобразования реальности. В результате формируется опыт проявления и реализации генетически обусловленного интеллектуального человеческого потенциала, который превращается в человеческий капитал выпускника. И далее этот капитал, осуществленный в реальной жизни общества (предприятия, организации и т.п.) в форме материальных отношений будет способен обеспечить инновационные решения экологических, социально-экономических и геополитических проблем, выполнять историческую миссию России в едином эволюционном процессе мирового сообщества, развивая узловую меру жизни Человека, Общества, Природы, Космоса.

При такой структуре первые два компонента выступают в качестве основы формирования третьего. А сам третий компонент приобретает функции генетического ядра созидания нового качества жизни.

Таким образом, в процессе образования происходит преобразование внутреннего человеческого потенциала (называемого еще интенцией), его интеллектуального и в целом жизненного ресурса в человеческий капитал инновационного созидательного развития общественной жизни. При этом каждая ступень развития служит не только фундаментом, но и генетическим ядром следующей за ним ступени.

Но чтобы это условие было выполнено, необходимо достижение вполне определенного уровня зрелости обучающегося на каждой ступени. Поэтому необходима поуровневая диагностика, определяющая степень готовности обучающегося для освоения очередной ступени. Для этого стандартный компетентностный подход, реализуемый, пока лишь, на уровне компетенций, должен быть переведен на качественно новый уровень - квалификационный уровень с поэтапной фиксацией достигнутых результатов, поэтапно фиксируемых в мировоззренческом образе, сначала на уровне общекультурной компетентности, затем общеестественнонаучной компетентности, затем на уровне профессиональной квалификации. В целом такая модель может быть названа квалификационной моделью.

В процессуальном плане опережающее образование может строиться лишь как инновационный процесс, ориентированный на проявление, осознание сущности. На ее проявление, осмысление и осознание ориентирована методология, раскрывающая фундаментальные законы функционирования интеллекта. Поэтому методологическая

подготовка есть первый и базовый уровень образовательного процесса.

Описание сущности в обучении целесообразно посредством описания интеллектуальной деятельности посредством метасистемных моделей. Метасистема является средством и формой описания сущности. Поэтому данный уровень образования назовем метасистемным [2; 4].

Поскольку вся жизнедеятельность деятельность человека связана с преобразованием Природы и Космоса, а интеллект служит ядром, то для правильного - не нарушающего законы жизни Человека, Природы и Космоса функционирования интеллекта, необходимо обладать фундаментальными основами жизни. Поэтому следующий необходимый уровень организации уровень образовательного процесса - фундаментальный.

Под влиянием нравственного интеллектуального потенциала знания объективных законов и фундаментальных знаний формируются в соответствии с законом доминанты А. А. Ухтомского. В сознании возникают новые образы, под влиянием которых возникают новые идеалы и идеология их достижения. «Из следов протекшего вырастают доминанты и побуждения настоящего для того, чтобы предопределить будущее» [8, с. 228]. Осознание этого процесса - задача инновационного образовательного процесса.

Но новые идеалы требуют создания качественно новых проектов. На основе возникающих идей и идеалов осуществляется творческий процесс созидательной деятельности - создания новых моделей, проектов и т.п. Поэтому данный уровень целесообразно рассматривать как созидательный.

Далее естественно для реализации проектов необходима технология, учитывающая культуру как культурную нормативную базу материального и иного воплощения проектов. Поэтому данный уровень является технологическим.

В свою очередь, реализация технологии осуществляется в предметно-практической, в профессиональной и производственной деятельности. Поэтому данный уровень можно назвать предметно-практическим с последующей конкретизацией - профессиональной, производственной и т.д.

Диагностика результатов образования должна проводиться с учетом выделенных уровней. При этом она проводится не только как соотнесение и установление соответствия между достигнутым уровнем образования и идеальным образом, а как достаточный интеллектуальный капитал для перехода на следующий уровень.

Таким образом, можно считать, что изменение названия ВПО на ВО расширяет границы профессиональной деятельности до границ созидательной деятельности. В рамках инновационной интеллектуально-созидающей модели посредством квалификационного подхода: 1) за счет проявления

генетически обусловленного разумно реализуемого нравственного интеллектуально-созидающего потенциала, внутренней и внешней гармонизации жизненных процессов человека и наличия квалификационных показателей подготовки будет реализовано требование к образованию, вытекающее из первой проблемы современного общества; 2) за счет опережающего характера образования, инно-вационности и метасистемности будет учтено требование, вытекающее из второй проблемы; 3) за счет наличия генерирующего подобного пространству общественной жизни образовательного пространства, нравственного генетически обусловленного человеческого капитала, мировоззренческого образа и адекватного образа жизни будет реализовано требование, вытекающее из третьей проблемы.

В целом предлагаемая модель может лечь в основу разработки системы непрерывного образования и перевода современного информационного общества на уровень интеллектуального общества.

Библиографический список

1. Барболин М.П. Социализация личности / под ред. В.Т. Пуляева. - СПб.: Петрополис, 2007. - 372 с.

2. Барболин М.П. Метасистемный подход к инновационному развитию образовательных систем // Философия образования. - 2009. - № 1 (26). - С. 62-69.

3. Барболин М.П., Колесов В.И. Инновационное развитие образования: основы измерения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. - 2009. - Вып. 1, ч. 1. - С. 263-274.

4. Барболин М.П. Метасистемный подход к проектированию реальных и идеальных образовательных систем // Вестник Тверского государственного университета. Серия: педагогика и психология. -2011. - № 1. - С. 67-78.

5. Барболин М.П. Общая методология. Книга 2: Фундаментальные основы единой организации

жизни человека, общества, природы, космоса. -СПб.: Петрополис, 2015. - 392 с.

6. Барболин М.П. Методологическая концепция инновационного развития образовательных систем // Философия образования. 2011. - № 34. -С. 85-94.

7. Барболин М.П. К вопросу о возможностях цифровых технологий в развитии человека и общества // Человек и образование. - 2018. - № 1. -С. 121-124.

8. Ухтомский А.А. Собрание сочинений. Т. 1. -Ленинград: ЛГУ, 1950. - 329 с.

References

1. Barbolin M.P. Socializaciya lichnosti / pod red. VT. Pulyaeva. - SPb.: Petropolis, 2007. - 372 s.

2. Barbolin M.P. Metasistemnyj podhod k innovacionnomu razvitiyu obrazovatel'nyh sistem // Filosofiya obrazovaniya. - 2009. - № 1 (26). - S. 62-69.

3. Barbolin M.P., Kolesov V.I. Innovacionnoe razvitie obrazovaniya: osnovy izmereniya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. -2009. - Vyp. 1, ch. 1. - S. 263-274.

4. Barbolin M.P. Metasistemnyj podhod k proektirovaniyu real'nyh i ideal'nyh obrazovatel'nyh sistem // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: pedagogika i psihologiya. -2011. - № 1. - S. 67-78.

5. Barbolin M.P. Obshchaya metodologiya. Kniga 2: Fundamental'nye osnovy edinoj organizacii zhizni cheloveka, obshchestva, prirody, kosmosa. -SPb.: Petropolis, 2015. - 392 s.

6. Barbolin M.P. Metodologicheskaya koncepciya innovacionnogo razvitiya obrazovatel'nyh sistem // Filosofiya obrazovaniya. 2011. - № 34. - S. 85-94.

7. Barbolin M.P. K voprosu o vozmozhnostyah cifrovyh tekhnologij v razvitii cheloveka i obshchestva // CHelovek i obrazovanie. - 2018. -№ 1. - S. 121-124.

8. Uhtomskij A. A. Sobranie sochinenij. T. 1. -Leningrad: LGU, 1950. - 329 s.

108

Вестник КГУ 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.