Научная статья на тему 'К вопросу о возможностях цифровых технологий в развитии человека и общества'

К вопросу о возможностях цифровых технологий в развитии человека и общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
903
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ПРОИЗВОДСТВО / PRODUCTION / СУЩНОСТЬ / ESSENCE / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLECT / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ЧЕЛОВЕК / MAN / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барболин Михаил Павлович

В работе раскрываются сущность и содержание понятия «цифровая экономика», место и роль цифровых технологий в повышении качества жизни человека и общества, в развитии индивидуального и общественного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of opportunities of digital technologies in development of man and society

The work reveals the essence and content of the concept of "digital economy", the place and role of digital technologies in improving the quality of life of a person and society, in the development of individual and social intellect.

Текст научной работы на тему «К вопросу о возможностях цифровых технологий в развитии человека и общества»

М. П. Барболин

(Санкт-Петербург)

к вопросу о возможностях цифровых технологии в развитии человека и общества

on the issue of opportunities of digital technologies in development of man and society

В работе раскрываются сущность и содержание понятия «цифровая экономика», место и роль цифровых технологий в повышении качества жизни человека и общества, в развитии индивидуального и общественного интеллекта.

Ключевые слова: цифровая экономика, производство, сущность, интеллект, инновационное развитие, человек, общество, образование.

The work reveals the essence and content of the concept of «digital economy», the place and role of digital technologies in improving the quality of life of a person and society, in the development of individual and social intellect.

Key words: digital economy, production, essence, intellect, innovative development, man, society, education.

Заявленная государственная стратегия создания цифровой экономики у многих встречает непонимание. Возникла проблема осознания термина «цифровая экономика», его сущности, содержания, места и роли в модернизации существующего типа экономики и в целом пространства общественной жизни.

Однако если взглянуть на экономику с позиций производства, то сразу становится понятно, что цифровая экономика - это не только качественно новый тип производственных отношений, это есть качественно новый уровень производства, определяющий качество экономической формации.

Известно, что общественное развитие как качественная смена состояний - переход с одного качественного уровня на другой, смена формаций определяется способом производства, а точнее сказать, его сущностью, энергетическим потенциалом, лежащим в основе способа производства. Вспомним: была человеческая мускульная

энергия, затем тягловая сила, далее была паровая машина, электричество, аналоговые системы. Заметим, что все они есть не что иное, как способы передачи энергии, функцией которых является преобразование одних продуктов жизнедеятельности человека, общества, природы, космоса в другие продукты жизнедеятельности человека и общества. Таково понимание сущности цифровой экономики с точки зрения прошлого.

Иными словами, речь идет о качественно различных способах производства. Но цифровая экономика так же, как и все предыдущие, есть качественно новый способ передачи энергии, а значит, и качественно новый способ производства, позволяющий на качественно новом уровне (в частности с большей степенью подобия и адекватности передавать информацию, формы и содержание объективной и субъективной реальности) преобразовывать одни продукты жизнедеятельности человека, общества, природы, космоса в другие продукты жиз-

недеятельности. Это есть понимание сущности цифровой экономики с точки зрения настоящего.

С позиций будущего - это повышение не только качества производства, в частности качества и скорости принятия и переработки информации, но повышения качества жизни человека и общества в целом, гармонизации и в целом организации процессов жизнедеятельности (например, работы с информацией, лежащей, как известно, в основе всех других процессов жизнедеятельности и в целом жизненных процессов любого организма - человека, общества, природы, космоса).

Единство осознания сущности цифровой экономики с позиций прошлого, настоящего и будущего дает основание считать, что цифровая экономика - это фундамент перевода способа производства, процессов жизнедеятельности общества и в целом цивилизации на качественно новый уровень существования. С позиций такого понимания сущности цифровой экономики можно утверждать, что она дает инновационный импульс (поскольку сущностью любого процесса является энергетическое ядро, энергетический импульс) развитию общественной жизни, переводя его на рельсы инновационного развития.

Наконец, что такое экономика и каково ее место в жизни человека и общества? Экономика - это форма отношений между объектами и субъектами жизненного пространства, а в более общем понимании - форма и средство организации процессов жизнедеятельности общества. И тогда становится совершенно очевидным, что поскольку цифровые технологии, являясь качественно новым средством и новыми формами реализации отношений субъектов и объектов жизненного пространства общественной жизни, то речь идет о качественно новом уровне производственных отношений в условиях цифровой экономики, а в целом о качественно новом уровне общественных отношений и организации общественной жизни, а значит, о качественно новом уровне развития общественного организма, называемого цивилизаций.

В содержательном плане можно утверждать, что цифровые технологии переводят процессы интеллектуальной деятельности человека и общества на качественно новый уровень, тем самым создавая качественно новые, более комфортные условия жизни и организацию жизни, что влечет за собой смену качества жизни человека и общества.

Создание виртуальных жизненных пространств предоставляет возможности погружения в пространства профессиональной деятельности и на этой основе в рамках подготовки будущих специалистов проводить диагностику на профессиональную пригодность, профессиональную мотивацию и адаптацию, осуществлять формирование как отдельных, так и интегральных компетенций, а значит, достигать необходимого уровня компетентности и квалификации будущего специалиста.

Кроме того, виртуальные модели позволяют воспроизводить научные эксперименты, не выходя из аудитории, а это означает, что цифровые технологии позволяют интегрировать в единое образовательное пространство науку, образование и производство, создавая так называемые «виртуальные научно-производственно-образовательные кластеры».

Цифровые технологии раскрывают дополнительные возможности виртуального погружения в прошлое жизни человека и тем самым углубляться в прошлую жизнь человека и общества, расширяя сознание человека и, как принято говорить, овладевать технологиями подсознания.

Погружение в различные жизненные пространства развивает такие качества, как способность к ретроспекции, к интраспек-ции, к самоосмыслению и самоосознанию, активизирует подсознание, развивает чувствительность и расширяет кругозор и способность к осознанию места и роли личности в конкретном жизненном пространстве.

Это, в свою очередь, способствует активизации внутреннего потенциала человека и общества, что позволяет реализовать так называемое истинное предназначение человека и направлять процесс общественной жизни в русло единой гармонии жизни Человека и Общества.

Барболин М.П. К вопросу о возможностях цифровых технологий в развитии человека и общества

Расширяются возможности осознания наряду с настоящим прошлого и будущего и тем самым формировать объемное мышление, сознательный процессуальный подход к организации процессов жизнедеятельности и к жизни в целом.

Наряду с сознанием при виде конкретных образов формируется пространственное мышление и, что особенно важно, формируется целостный мировоззренческий образ и целостное мироощущение, активизирующие и направляющие в определяемый состоянием пространства жизни (образовательного пространства) внутренний сущностный потенциал человека. В конечном итоге в рамках цифровых технологий создаются условия и предлагаются конкретные технологии и методы самореализации и осуществимости человека.

В процессе погружения в прошлое, настоящее и будущее происходит резонанс внутренних процессов организма и внешних процессов среды, что влечет за собой качественное изменение сознания, связанное с его расширением. Как принято говорить, включается подсознание (в соответствии с законом доминанты А. А. Ухтомского). «Из следов протекшего вырастают доминанты и побуждения настоящего для того, чтобы предопределить будущее» [4, с. 228]. Далее в соответствии с законом опережающего отражения П. К. Анохина активизируются процессы предвидения (ясновидения и сверхсознания). Специфика цифровых технологий, их более «тонкий» характер позволяет более глубоко проникать во внутреннее пространство жизни организма и тем самым активизировать более глубокие жизненные процессы и более адекватно воздействовать на сущностный жизненный потенциал (интенцию) объекта воздействия.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что цифровая экономика, взятая во всей целостности, служит средством развития индивидуального и общественного интеллекта, реализуя его в созидательной деятельности.

С использованием цифровых технологий происходит смена качества образо-

вательных пространств и, как результат, изменение качества образовательной деятельности, результатов образования и образования в целом, понимаемого как воспроизводство человека в единстве воспитания, развития, обучения в структуре целостного жизненного процесса.

Использование цифровых технологий позволяет более экономично (а значит, мы снова имеем дело с цифровой экономикой) в целостном единстве оперативно активизировать, воспроизводить и представлять весь этот фонд знаний, опыта, способов деятельности, событий, ситуаций и состояний субъектов жизни соответствующих жизненных пространств прошлого, настоящего и будущего.

При этом взаимодействие среды и процессов внутреннего мира человека носит динамичный, циклический характер. «Индивидуальная деятельность и действие формируются на основе высокоорганизованных памяти и восприятия на базе информационно-поисковой системы, на базе информационно-регулятивной структуры энергоинформационной системы круговорота информации между событиями и ситуациями и объединительной идеи смысловых полей перспективного развития, то есть на основе идеальной связи всех базовых структур (творческих комплексов)» [1, 3, с. 17]. Такое взаимодействие из-за объема информации, ее многоплановости и разно-качественности, как видно из перечня множества других характеристик, невозможно адекватно представить в рамках стандартных материальных средств обучения. В то время как это возможно в условиях цифровых технологий, способных обеспечить многоплановую экономичность (по объему, по времени, по доступности и т.д.).

Таким образом, можно утверждать, что с использованием цифровых технологий меняется экономика образования, становится более «экономной», например уже за счет того, что реальные материальные объекты (носители) образовательной деятельности, в частности средства обучения, меняются на виртуальные, что меняет общие затраты на образование.

Цифровая экономика есть качественно новый уровень производственных отношений, качественно новый уровень производства, организации и качества общественной жизни.

ного и общественного интеллекта и тем самым повышения качества созидательной деятельности человека и общества, а в конечном итоге генетическим ядром инновационного развития индивидуального и общественного капитала.

Цифровые технологии являются эффективным средством развития индивидуаль-

Литература

1. Барболин М. П. Методологическая концепция инновационного развития образовательных систем // Философия образования. - 2011. - №1 (34). - С. 85-94.

2. Барболин М. П. «Общая методология» как качественно новая самостоятельная наука о единой организации жизни Природы, Человека и Общества на планете Земля // Доклады VIII Международной научно-практической конференции «Перспективные разработки науки и техники - 2012». Отд. философия. (26.04.-05.05.2012) - Прага, 2012. - С. 86-91 (в соавт. с В. М.Барболиным).

3. Байтурганов Х. Н., Захаров С. Х., Захарова Н. И. Основы теории единого информационного поля. Выпуск 1. Наука информационного прогнозирования. - СПб.: Изд-во НИИ Химии СПбГУ 1998. - С. 17.

4. Ухтомский А. А. Собрание сочинений. Т. 1. - Л.: ЛГУ, 1950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.