Научная статья на тему 'Концепция журнала «Научные и образовательные проблемы гражданской защиты» и формирование научных школ как инновационный фактор безопасности'

Концепция журнала «Научные и образовательные проблемы гражданской защиты» и формирование научных школ как инновационный фактор безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирмович Э.Г., Чеботарёв С.С., Кашарный В.В., Жарёнов А.Б.

В статье приводятся взгляды авторов на концепцию настоящего издания, рассматриваются его направления и рубрики, обсуждается проблема формирования научных школ в области гражданской защиты и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF THE MAGAZIN "SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROBLEMS OF CIVIL PROTECTION" AND SHAPING THE SCIENTIFIC SCHOOLS AS INNOVACIONNYY FACTOR TO SAFETY

The glances of the authors happen to in article on concept persisting publishing, they are considered its directions and rubrics, is discussed problem of the shaping the scientific schools in the field of civil protection and safety.

Текст научной работы на тему «Концепция журнала «Научные и образовательные проблемы гражданской защиты» и формирование научных школ как инновационный фактор безопасности»

УДК 001.89:378+061.91; ВАК07.00.10; 22.00.06

КОНЦЕПЦИЯ ЖУРНАЛА «НАУЧНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ» И ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ

С.С. Чеботарёв, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ; Э.Г. Мирмович, к.ф.-м.н., доцент; В.В. Кашарный, к.т.н., доцент;

А.Б.Жарёнов, к.в.н., доцент Академия гражданской защиты МЧС России

В статье приводятся взгляды авторов на концепцию настоящего издания, рассматриваются его направления и рубрики, обсуждается проблема формирования научных школ в области гражданской защиты и безопасности. Проблематика данной статья может служить содержательной основой для выбора и разработки учебных, учебно-методических, научно-исследовательских и диссертационных работ вузовского и послевузовского уровней непрерывного образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: фундаментальные проблемы, научные школы, гражданская защита, комплексная безопасность, образование, инновации, научный журнал

CONCEPT OF THE MAGAZIN "SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROBLEMS OF CIVIL PROTECTION" AND SHAPING THE SCIENTIFIC SCHOOLS AS

INNOVATION FACTOR TO SAFETY

S.S. Chebotarev, E.G. Mirmovich, V.V. Kasharny, A.B. Zharenov

The glances of the authors happen to in article on concept persisting publishing, they are considered its directions and rubrics, is discussed problem of the shaping the scientific schools in the field of civil protection and safety.

Проект создания периодического издания с высокопрофессиональным содержанием, максимальной корреляцией между публикуемыми в нем материалами и паспортами специальностей образовательного и диссертационного стандартов в такой отрасли человеческой деятельности, какой стала безопасность жизнедеятельности и защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, получает своё продолжение в виде последующих выпусков.

Первый номер журнала представлял из себя небольшой тираж в формате пилотного выпуска. На его примере отрабатывались все элементы технологии рождения нового научного издания, включая электронную версию. Поэтому во втором номере мы повторим некоторые из наиболее значимых положений, чтобы концепция журнала не теряла свои «красные нити».

Прежде всего, в настоящем журнале в рамках раздела-рубрики «Фундаментальные проблемы гражданской защиты» фундаментальным аспектам науки о гражданской защите и статьям этого направления, обсуждаемого ниже, всегда найдется место.

Как хорошо известно, любая фундаментальная теория основывается на первичных, не требующих дополнительных доказательств положениях. Таковыми могут быть аксиомы, фундаментальные принципы и законы, основные законодательные акты в форме конституций, кодексов, стандартов, подзаконные акты, управляющие решения в форме приказов и распоряжений и др. Все они могут пересматриваться или корректироваться.

Обновление и даже пересмотр концептуальных основ жизнедеятельности естественнонаучного и социального характера, нормативно-правовой базы управленческих решений заставляют нас корректировать весь набор, спектр и детализацию нашей технологической деятельно__9

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты

сти в рамках фундаментальной триады Человек-Природа-Общество на планете вообще и в области обеспечения максимально возможной безопасности жизнедеятельности в частности [1, 2].

В журнале совершенствованию нормативной правовой базы гражданской защиты будет отводиться место в приоритетном порядке.

Основная формула всей нашей деятельности в области обеспечения комплексной безопасности состоит в следующем:

Наука должна добиваться максимальной заблаговременности и высокой точности прогнозов природных и техногенных источников чрезвычайных ситуаций, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней обязаны повышать оперативность, иначе, минимизировать суммарное время реагирования на чрезвычайные ситуации любого происхождения, а образование - готовить высококвалифицированных специалистов на основе постоянного обновления содержания и совершенствования методов обучения за счет научно-образовательной продукции, вырабатываемой наукой и практикой.

Развитие цивилизации, которое осуществляется за счет объединения и синергетического взаимодействия творческой деятельности человека и природных ресурсов, накладывает на эту деятельность определенные условия и ограничения. Главным необходимым условием в этом процессе является минимизация потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды вредными отходами производства продуктов потребления для обеспечения нормальной и безопасной жизнедеятельности человека. Этим мы сможем избежать необратимых, негативных последствий истощения первичного источника поддержания и развития любого социума и цивилизации в целом. Примерами нарушения такого необходимого условия могут служить нижеследующие факты.

Мы декларируем «не затрагивать жизненные интересы и перспективы развития будущих поколений», а всё «устойчивое развитие» и все неустойчивости на планете связаны с безудержным, безответственным опустошением недр, сжиганием органического топлива (и органического материала, вообще) и выжиганием живительного кислорода, непродуманным и не до конца просчитанным по возможным локальным и глобальным последствиям. Не является трудностью доказать, что этим мы «грабим» будущие поколения [2, 3].

Одним из важнейших направлений, например, в этой области можно считать необходимость государственной и общественной поддержки в приоритетном порядке предприятий по переработке любых отходов промышленного производства во вторичные ресурсы или полуфаб-рикатную продукцию потребления [4, 5].

Неоднозначно трактуемая и двояко воспринимаемая «глобализация» приводит к огромным социальным потрясениям. Существование независимо от нас надсуверенитетных проблем типа астроблем, истощения общепотребляемых невозобновляемых ресурсов в атмосферной, гидросферной и литосферной средах и их загрязнение отходами нашей неутомимой деятельности - это один объективно существующий вариант расшифровки этого термина. Вызывающая же протесты во всем мире глобальная американизация, агрессивное насаждение идеологии потребительского общества и практики однополярного мира, сговор государств т.н. «золотого миллиарда» - это его другая трактовка. Именно по этой причине каждые 10-12 лет в экономике (и политике, соответственно) возникают кризисные явления.

Для самоподдерживаемого, синергетического развития общества необходимо соблюдение неких, достаточных в математическом смысле условий. Их формулировке, теоретическом обосновании и технологической реализации и должны служить Наука и Образование, их неразделимое взаимозависимое и плодотворное «неразлучное» функционирование.

Толкование роста количества чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения за счет устаревшей и несовершенной техники в качестве приоритетного аргумента приводило к недооценке негативных аспектов т.н. человеческого фактора. А ведь именно он является по-настоящему основной причиной наших техногенных бедствий.

Единомышленники - не те, кто думают одинаково, а те, кто думают об одном и том же.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты

Наш журнал предназначен, прежде всего, для поддержки функционирования и развития существующих научных школ и формирования путем объединения новых научных школ в области гражданской защиты. При этом в существующих научных школах не всегда эффективно выполняются основные (необходимые, по терминологии математического анализа) функции, присущие истинным научным школам - генерирующие (производство новых научных знаний) и «инкубаторские» (выращивание нового поколения ученых, компетентных в области решения данной научной проблемы, и остающихся в этом объединении).

Так, например, общепринято считать, что существуют три категории понятий «научная школа»:

формальное объединение, организация научно-образовательного плана различного статуса; исследовательский (творческий) коллектив, имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению вуза или исследовательского института;

направление в науке, объединившее интересы группы исследователей, без обязательной привязки к конкретному образовательному или научному учреждению.

Авторы считают, что к настоящему времени складываются и другие, пространственно распределенные варианты научных школ. Это связано со следующими обстоятельствами:

качественное, революционное развитие информационных процессов и технологий вообще и информационного обмена в частности;

аналогичное развитие коммуникационных технологий; упрощение миграции людей вообще и ученых в частности;

усложнение фундаментальных и прикладных научных задач глобального и регионального характера в соответствии с современными «вызовами» и социальными заказами.

Научная школа характеризуется своей предметно-объектной деятельностью, а не ограничена территориальными и временными рамками. Люди, принадлежащие научной школе, могут быть распределены во времени и пространстве. И это не должно мешать их продуктивной однонаправленной индивидуальной и совместной деятельности. Современные сетевые технологии позволяют преодолевать пространственную удаленность. Научная школа должна иметь сетевой, распределенный характер.

С другой стороны, первоначальная основа научной школы - это научное течение, в основе которого лежит идея об объективно существующей, требующей изучения и разрешения на основе соответствующей теории противоречивой ситуации в каком-либо явлении, процессе, объекте реального мира. Основоположниками данной идеи могут выступать как ученые прошлого, так и современные научные деятели.

Разработка приоритетного (нового) направления в науке и технике характеризуется:

- наличием открытия, патента(ов), авторских свидетельств на изобретение (не менее 7, в том числе 2-3 имеющих практическое использование в различных сферах деятельности);

- развитием существующих общепризнанных (созданием новых) теорий, технологий, оригинальных методов исследований в промышленности, образовании, информатизации, гуманитарных, психолого-педагогических и других областях науки (подтверждается 6-8 отзывами научной общественности институтов Российской академии наук, головных отраслевых научно-исследовательских институтов, ведущих вузов и т.д.);

- участием в работе российских и международных конференций, симпозиумов, научных семинаров и т.д., имеющих общепризнанный авторитет в научном сообществе (приводятся наименование докладов, дата и место проведения).

Создание научных школ характеризуется:

развитием научного направления в вузах, научно-исследовательских и других организациях (в том числе и зарубежных) под руководством претендента или его воспитанников (наличие соответствующих отзывов ведущих ученых данной области);

ссылками на труды ученого (индекс цитирования) в монографиях, научных статьях; образованием соответствующих структур (кафедр, лабораторий, отделов и т.д.) в рамках разрабатываемого претендентом научного направления;

- общественным признанием научной школы претендента.

Воспитание и подготовка научных кадров - характеризуются:

- подготовкой кандидатов наук (8-10 чел.) и консультированием докторов наук (2-3 чел.);

- участием в работе диссертационных советов (1-2 совета);

- изданием (переизданием) монографий (1-2 монографии за последние 5 лет), учебников и учебных пособий с грифом государственных органов печати (1-2 учебника за последние 5 лет), сборников научных трудов.

Участники научной школы - это коллектив ученых (различных по возрасту, статусу, образованию, компетентности и т.д.), разрабатывающих под руководством лидера - главы школы - выдвинутую им исследовательскую программу.

Обычно в качестве основных критериев научных школ называют:

1. Наличие исследовательской программы - необходимое условие существования научной школы и ее системообразующий фактор. Исследовательская программа обладает новизной и уникальностью безотносительно к масштабу ее задач (будь то создание новой теории или разработка определенного методического аппарата).

2. Направление развития научной школы определяется лишь в том случае, когда исследовательская программа обладает продуктивностью, т.е. если в ней заключены возможности ее дальнейшего развертывания по мере освоения предмета исследования.

3. Главная функция научной школы - исследовательская, однако необходимым условием ее существования и развития является функция «обучения творчеству», реализуемая не только главой школы, но и всеми ведущими сотрудниками.

4. Как реализация научно-образовательной и педагогической функций, так и осуществление возможности неформального общения, являющегося условием продуктивной работы научной школы, предполагают построение ее организации по такому принципу, который обеспечивает прямые контакты между всеми членами научного коллектива.

5. Находящаяся внутри научного сообщества школа - исследовательский коллектив представляет собой относительно автономную группу ученых, характеризующуюся своим стилем межличностных отношений, нормами и стандартами научного исследования, самобытным стилем общения.

6. Теоретические положения, составляющие основание исследовательской программы, разделяются всеми членами школы и определяют единый методологический строй мышления.

7. Определенная система межличностных отношений и стиль общения, распределение исследовательской работы между сотрудниками, необходимые для продуктивной реализации исследовательской программы, определяются научными способностями главы школы как научного лидера и организатора коллективного исследовательского процесса.

8. Кроме чисто исследовательских и педагогических задач, перед каждым сотрудником и школой в целом стоит задача представления своего подхода во внешнем научном сообществе, связанная с обоснованием его продуктивности и защитой от критики.

9. Возникновение научной школы - исследовательского коллектива определяется моментом формирования группы ученых, реализующих исследовательскую программу.

10. Деятельность научной школы включает в себя 3 этапа: становление и завоевание авторитета в научных кругах новизной и актуальностью решения задач, развитие и разветвление исследований в рамках общей концепции и идеи, период практической реализации и отдачи на синергетической основе технико-экономического характера.

11. Прекращение существования научной школы может быть связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, научная школа прекращает существование в связи с исчерпанием или дезактуализацией ее исследовательской программы либо с осознанием и признанием ее непродуктивности. Во-вторых, распад научной школы происходит в случае отсутствия организаторских способностей ее главы. В-третьих, перестает отвечать понятию школы как исследовательского коллектива в качестве такого объединения ученых, направление деятельности которого вышло из-под контроля лидера. В-четвертых, научная школа перестаёт существовать как единая целостность в связи с прекращением активной деятельности или самоотстранением ее главы по какой-то из причин.

Во всех этих случаях, на взгляд авторов и как показывает практика, деятельность школы может продолжиться, если находится достойный преемник. Однако здесь нецелесообразно говорить о продолжении ее существования в качестве единой обозначенной ранее научной школы. Известны, например, случаи, когда в таких ситуациях рождаются целые новые научные направления. Тогда уместнее рассматривать два этапа или два научных коллектива в рамках одной концепции со своими отличающимися технологиями и аппаратом исследований.

Основные ориентиры деятельности научной школы задаются заложенной в её основе парадигмой (совокупностью явных и неявных, а также часто неосознаваемых предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки), а также программой исследований. Данная идея рассматривается в рамках соответствующих научных дисциплин, методологии и методик, а также других научных и практических областей.

Особенностью большинства современных научных школ является их научно-практический характер. Фундаментальные вопросы рассматриваются в связи с прикладными и утилитарными вопросами. Всё, что обозначается в качестве научных идей и концепций, тут же реализуется в той или иной мере. Инновации и эксперимент сопровождают теоретические исследования. Одним из самых продуктивных видов внедрения научных результатов в практику является процесс адаптации их в учебный формат и вхождение в ту или иную образовательную программу по той или иной специальности и квалификации.

Первый этап такого внедрения - включение новых научных сведений в качестве дополнительного, факультативного или иного вспомогательного материала для любой формы и уровня образовательного цикла. Вторым этапом является вхождение материала в программы и контент профессионального дополнительного образования послевузовского уровня. Третий этап -появление новой тематики в государственном образовательном стандарте основного профессионального образования. Высшим достижением научной школы, по мнению авторов, можно считать включение их профильной тематики в школьные курсы, предметы или дисциплины.

Научная школа должна постоянно быть связана с ведущими научными и образовательными учреждениями, работающими в русле реализуемой концепции, или имеющими родственные или общие направления и точки развития.

Формы деятельности научной школы. В научной школе должны практиковаться как индивидуальные формы организации НИР (аспирантура, докторантура, соискательство), так и коллективные (семинары, конференции, научные сборники, интернет-форумы и др.).

Педагогические аспекты научной школы в отличие от обычной школы состоят в том, что эта школа занимается не столько образованием людей, сколько порождением самой науки. Ради этой цели ставится задача обучения членов школы научному творчеству. При этом обучение научному творчеству происходит одновременно с самим научным творчеством.

Статус и положение членов научной школы определяется не учеными степенями и званиями, а реальным вкладом, который они делают в развитие школы.

Участником научной школы является дипломированный специалист, который разделяет целевые установки научной школы, придерживается в своей работе общих научных принципов этой школы, овладел принятым в данной школе аппаратом исследований и вносит вклад в её развитие.

Членам научной школы предоставляется свобода выбора тем и проблем исследования в рамках концепции и программы школы.

Члены научной школы ведут диссертационные исследования и/или опытно-экспериментальную деятельность, публикуют свои результаты в научных, учебно-методических изданиях, в Интернет-журналах и других изданиях.

Научная школа сотрудничает с учёными, специалистами-практиками, методистами, административными работниками, которые разделяют заявленные цели, принципы и направления деятельности.

Научная школа может оказывать научно-образовательные, информационные и иные услуги, относящиеся к основным направлениям её деятельности. Аспирантам, вузовским педагогам, ученым предлагаются возможности совместных исследований, публикации работ в электронных и бумажных изданиях, отзывы на авторефераты диссертаций, рецензии на монографии,

учебные пособия, методики, а также консультации, научное руководство, рецензии на программу эксперимента, совместная опытно-экспериментальная работа.

Таким образом, основными признаками, которыми должен быть наделен коллектив, претендующий на звание «научная школа», являются:

1. Научная школа рассматривается как «элементарная эволюционирующая единица» науки, ее модель, выполняющая все функции научной деятельности: производство знаний (исследование), их распространение (коммуникацию) и воспроизводство - как знаний, так и самого научного сообщества.

2. Объединение должно обладать основными признаками научной школы:

минимальный цикл, позволяющий фиксировать существование школы - это три поколения исследователей (основатель, последователь-преемник, ученики преемника);

наличие лидера - крупного ученого, обладающего педагогическим мастерством и личным авторитетом;

сохранение в научной школе атмосферы творчества, общей программы исследований и подхода к изучаемым проблемам.

формирование и постоянное пополнение группы последователей лидера, поддерживающих с ним контакты, разделяющих ценности и традиции школы, способных к самостоятельному поиску.

3. Одновременно научную школу можно рассматривать как неформальное творческое содружество исследователей разных поколений, сплоченных общим стилем исследовательской деятельности и добившихся значительных научных результатов.

В работах [2-4] представлены некоторые научные коллективы Академии, которые близки к параметрам, определяющим научные школы.

В соответствии с приложением к приказу МЧС России от 27.06.06 № 382 научно-исследовательская работа Академии гражданской защиты МЧС России регламентирована ниже перечисленными направлениями.

1. Системные исследования в области:

нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров.

2. Исследование проблем обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

3. Исследования в области развития технических средств и технологий.

4. Исследования в области развития систем управления, связи и оповещения.

5. Исследования в области формирования культуры безопасности населения.

Именно этим направлениям будет отдан приоритет в заказе обзорных и публикации оригинальных статей.

Особое предпочтение будет отдаваться разработкам в таких комплексных и актуальных областях научно-прикладных исследований, как безопасность в чрезвычайных ситуациях, гражданская оборона и формирование ее нового облика, местная оборона в муниципальных образованиях. Публикации работ по этим направлениям отдаётся рубрика «Проблемы предупреждения чрезвычайных ситуаций».

Инновационным технологиям и исследованиям в области решения задач спасательного направления и ликвидации ЧС, а точнее, её наиболее прямых и особо выраженных последствий, посвящается раздел «Прикладные проблемы и технологии гражданской защиты и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Особенно тепло редакция настроена к участию в работе журнала в качестве авторов педагогов. Для них вводится отдельный раздел «Образовательные проблемы и дистанционное обучение (учебно-методические разработки)», в котором преподаватели всех образовательных учреждений МЧС России, а также входящих в состав курируемых Академией в рамках Учебно-методической комиссии 60 вузов смогут обмениваться своими инновациями, новыми результатами в своей педагогической практике, теоретическими и практическими разработками

в области подготовки профильных специалистов. Вполне возможно, что в электронной версии этот раздел может быть расширен до уровня «Преподавательской», иначе, виртуального учебно-методического кабинета со своим «форумом» заочного взаимообмена.

Как уже говорилось в предыдущем номере, по мере выпуска последующих номеров будут корректироваться основные и вводится по заявкам авторов дополнительные рубрики. Но нам уже ясно, что в научном журнале нужны такие разделы, как «Краткие сообщения и дискуссии», «"Сайт" диссертационного совета», в дальнейшем - «Новости науки и техники» и др.

В работах [5-11] представлены целые направления исследований сотрудников Академии, которые могли бы стать отправными пунктами для диссертационных исследований адъюнктов, аспирантов и выпускников АГЗ МЧС России, а, следовательно, могут быть опубликованы в настоящем журнале.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее будут также корректироваться редакционные и издательские аспекты, форма взаимных отношений между авторами и редакционной коллегией, уточняться и пополняться составы редакционного совета и редакционной коллегии. Будут решаться вопросы подписки и распространения, издания электронной версии - полной копии настоящего журнала на одном из порталов МЧС России, Академии или/и в виде отдельного сайта в Интернете.

Все вышесказанное представляется нам концепцией и нишей для содержания настоящего журнала как эффективного инструмента консолидации и развития инновационной стороны работ по обеспечению комплексной безопасности населения и территорий, информационной базой для научных исследований вообще и диссертационных исследований в частности, дипломных и курсовых работ Академии.

Литература

1. Чеботарев С.С. Современное образование определяет наука // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. Химки (Новогорск): АГЗ МЧС России. - 2008. № 1.

- С. 7-20.

2. Чеботарев С.С., Скубрий Е.В., Ляшенко С.М. Научная школа «Экономика гражданской защиты» // Там же. - С. 21-27.

3. Чириков А.Г. Научная школа кафедры гражданской защиты // Там же. - С. 27-29.

4. Лобанов А.И., Авитисов П.В. Научная школа кафедры медико-биологической защиты академии гражданской защиты МЧС России - медицинское обеспечение населения и сил РСЧС в чрезвычайных ситуациях // Там же. - С. 48-51.

5. Жарёнов А.Б. Актуальные вопросы научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Учебно-методическое пособие - Химки: АГЗ МЧС России. 2008. - 87 с.

6. Мирмович Э.Г., Чеботарев С.С. Эколого-экономические аспекты культуры безопасности жизнедеятельности // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). № 4 (18). 2008. - С.34-39.

7. Жарёнов А.Б., Мирмович Э.Г. Анализ проблемы поддержки выработки решений на действия в кризисных ситуациях в условиях неопределенности // Там же. № 3(13). 2007. - С. 88-95.

8. Добров А.В., Кашарный В.В., Поддубецкий Е.А. Основы выработки решений и модели системы доставки гуманитарной помощи в зону ЧС // Там же. - С.89-94.

9. Мирмович Э.Г., Фалеев М.И. Высшее профессиональное образование как фактор безопасности жизнедеятельности // Экономика и образование. №3. М.: СГА. 2005. - С.42-47.

10. Яковлев О.В. Концептуальные основы мониторинга рисков чрезвычайных ситуаций в условиях системных конфликтов // Проблемы анализа риска. № 3, 2007. - С. 281-290.

11. Булгаков В.И., Сазонов Ю.И., Степанов В.В. Физико-математические проблемы техногенных катастроф / Труды ХЦУ1 научной конференции МФТИ «Современные проблемы фундаментальных и прикладных наук». - Ч. VIII, 28-29 ноября 2003 г. М.: МФТИ. 2003.

- С. 129-131.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.