Научная статья на тему 'Концепция развития предприятия в условиях интернационализации экономических процессов'

Концепция развития предприятия в условиях интернационализации экономических процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция развития предприятия в условиях интернационализации экономических процессов»

ВЕСТН. МОСК УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2005. № 4

ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

P.C. Ибрагимова

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Мировая экономика сегодня представлена широкой системой партнерских связей, вытеснившей традиционные колониальные и имперские отношения во внешней торговле. Происходит смещение границ обмена товарами и услугами с межнационального уровня к межфирменному обмену. Чем развитее партнерская сеть компаний, стран и экономических сообществ, тем больший интерес проявляют к ней другие страны в качестве потенциальных покупателей, поставщиков или инвесторов. Стремление экономических субъектов к развитию на основе взаимовыгодного сотрудничества связывается с сохранением мира, избежанием политических конфликтов и либерализацией международных отношений.

Ориентация компании в сторону интернационализации хозяйственных связей позволяет полнее учитывать тенденции бизнес-среды, открывать новые возможности и более эффективно реагировать на те или иные изменения.

До недавнего времени предприятия обращали мало внимания на интернационализацию как фактор развития, если внутренний рынок был достаточно емким и обладал большим потенциалом роста. Однако переменные международной среды становятся столь существенными в предпринимательской деятельности, что сейчас уже невозможно успешно функционировать без их учета. С усилением глобальной конкуренции фирмы, действующие только на отечественном рынке, неожиданно сталкиваются с натиском иностранных конкурентов и втягиваются в соперничество с ними. В то же время во многих случаях становится очевидным, что рамки государственного устройства являются слишком узкими для достижения целей бизнеса и использования открывающихся возможностей развития компании. Растущая взаимозависимость стран всего мира приводит к осознанию применения глобального подхода к развитию своего бизнеса.

Многие компании, включающиеся в международный бизнес, рассматривают интернационализацию и как возможность для

роста с помощью заключения союзов и слияния, и как путь освоения новых зон прибыльности, и как основу снижения трансакционных издержек и расширения доступа к ресурсам.

Интернационализация определяет концептуальную линию поведения фирмы, нацеленного на повышение эффективности и конкурентоспособности, и в этом смысле она становится концепцией развития предприятия.

Развитие на основе интернационализации обеспечивается открывающимися возможностями наращивания рыночной стоимости посредством повышения потенциала компании по всем основным элементам: финансовому, производственно-технологическому, маркетинговому, ресурсному, организационно-управленческому , исследовательскому и кадровому.

Перспективы роста финансового потенциала, являющегося основой устойчивого развития предприятия, связаны с получением доступа к международным источникам банковского и инвестиционного капитала, а также с выявлением и освоением зон прибыльности на внешних рынках.

Пути повышения производственно-технологического потенциала благодаря интернационализации становятся более разнообразными. Внедрение прогрессивных технологий может осуществляться на основе зарубежных инвестиций, лицензионных соглашений на использование технологий и know-how. В свою очередь современный производственно-технологический уровень предприятия позволяет выпускать продукцию высокого качества и соперничать с производителями аналогичных товаров с помощью методов неценовой конкуренции.

Интернационализация хозяйственных связей открывает доступ к внешним ресурсам (дефицитным или дешевым источникам сырья, материалов, топлива, энергии), тем самым появляется возможность формирования достаточной ресурсной базы для обеспечения роста и экономичного развития компании.

Маркетинговый потенциал, представляющий собой основу для повышения конкурентоспособности и устойчивости фирмы на рынке, может быть значительно увеличен за счет эффективного сотрудничества с зарубежными партнерами в сфере распределения, продвижения и сбыта товаров.

Способность к обновлению во многом зависит от исследовательского, кадрового и управленческого потенциала. Интернационализация расширяет возможности развития знаний, компетенции, навыков, методов управления и деловой практики в целом.

Концепция интернационализации ориентирует на развитие и эффективное использование потенциала, а также на быструю адаптацию к внешним изменениям.

Международная деятельность вынуждает компанию совсем иначе настраивать и регулировать внутренние и внешние процессы, чем при ориентации на хозяйственные связи только в рамках национальной экономики. Чтобы отвечать требованиям международных рынков, необходимо создать новую форму организации, финансовую структуру, интернационально ориентированную кадровую политику и осуществить изменения в области закупочной деятельности, исследований и разработок и, конечно, в маркетинговой политике. Предприятия подвергаются явным структурным и функциональным изменениям по мере расширения международной деятельности. Происходят существенные преобразования в культуре компании.

Международный рынок открывает широкие возможности для роста, концентрации и комбинирования производства. На этой основе создаются транснациональные компании, выходящие за пределы национальных экономик. С развитием транснациональных компаний становится очевидным, что существующие национальные границы слишком узки для возможностей и потребностей экономического развития.

Транснациональные компании сегодня способны достичь такого уровня товарооборота, который превышает бюджеты многих стран (табл. 1). Не случайно в последние годы ООН проявляет к ним повышенный интерес, чтобы предотвратить любые попытки неправильного использования силы или негативного политического влияния таких компаний.

ТНК представляет собой наиболее эффективную форму организации международного движения капитала, технологий и методов управления. В настоящее время через ТНК проходит большая часть экспортно-импортных операций.

Объектом интернационализации являются не только крупные компании, но также средние и небольшие по размеру предприятия. Их сильные стороны в международном бизнесе заключаются в большей гибкости в работе и более тесной коммуникации с индивидуальными заказчиками. Перспективы таких компаний зависят от их способности применять концепцию и инструменты международного менеджмента.

Анализ обобщенных результатов интернационализированных компаний России (предприятий с участием иностранного капитала) свидетельствует о более интенсивном их развитии по сравнению с предприятиями, ориентированными только на отечественный рынок и полагающимися на внутренние ресурсы.

Товарооборот и стоимость рыночной капитализации некоторых крупнейших корпораций мира (1999 г.)

Компании Товарооборот тыс. долл., Темп прироста товарооборота (средний за пять лет), % Стоимость рыночной капитализации, тыс. долл. Количество занятых, человек

Оепега1 ЕеСпс 111 106 000 13,25 508 329 454 340 000

Toyota МОюг 100 079 713 2,39 183 055 504 67 912

Vo1kswagen 79 550 204 9,84 3 351 839 306 275

НйасЫ 72 810 947 2,31 40 680 802 328 351

Sony 60 848 615 8,48 253 796 781 177 000

Ке^е 49 338 314 3,29 72 169 842 231 881

Рерв1то 20 367 000 3,19 51 288 750 118 000

С^са-С^к 19 805 000 4,14 143 969 251 37 400

Мюгоаэй: 19 747 000 33,55 596 475 750 31 396

Хегох 19 228 000 1,51 15 091 059 94 600

Источник: http://www.oclc.org

Важным показателем, характеризующим потенциал предприятия, является количество произведенной продукции и доля этой продукции в производстве подобной продукции в стране (и во всем мире). Структура промышленного производства по формам собственности в основныгх отраслях промышленности России убедительно показытает, что производственный потенциал компаний с иностранным участием капитала по сравнению с предприятиями российской собственности имеет более высокий уровень. Так, в 2001 г. доля первых предприятий в общей численности составляла лишь 1,8%, а удельный вес их промышленной продукции был значительно больше — 17,3% (табл. 2).

Численное значение доли промышленно-производственного персонала компаний совместной российской и иностранной собственности в сравнении с удельным весом этих компаний в общей численности косвенно характеризует их весомый вклад в обеспечение занятости населения страны, а с учетом доли объема промышленной продукции — также и высокую производительность труда.

В некоторых отраслях экономики — черной металлургии, химической и нефтехимической, лесной и целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности — доля продукции предприятий с иностранным участием капитала является еще более значительной

Структура промышленного производства по формам собственности в основных отраслях промышленности в 2001 г. (в % к итогу)

Число Объем Численность

предприятий промышленной промышленно-

продукции производственного

персонала

2000 г. 2001 г. 2000 г. 2001 г. 2000 г. 2001 г.

Вся промышленность 100 100 100 100 100 100

В том числе:

российская собствен- 99,0 98,2 83,7 82,7 95,3 91,4

ность

предприятия совмест-

ной российской и ино- 1,0 1,8 16,3 17,3 4,7 8,6

странной собственнос-

ти (включая иностран-

ную собственность)

Источник: Российский статистический ежегодник. 2002: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2002. С. 522.

Таблица 3

Удельный вес продукции предприятий с участием иностранного капитала в отраслях промышленности России в 2000 г. (в % к итогу)

Число предприятий Объем промышленной продукции Численность промышленно-производственного персонала

Электроэнергетика 1,3 18,7 6,3

Топливная промышленность 4,4 13,7 5,3

Черная металлургия 2,8 28,6 5,8

Цветная металлургия 3,1 15,9 8,1

Химическая и нефтехимическая промышленность 1,9 20,2 9,7

Машиностроение и металлообработка 0,9 7,8 2,9

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 1,1 25,7 7,7

Промышленность строительных материалов 0,7 11,4 2,7

Легкая промышленность 0,5 5,7 2,8

Пищевая промышленность 1,2 21,2 4,4

Источник: Российский статистический ежегодник. 2001: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2001. С. 343.

(свыше 20%) при сравнительно небольшом удельном весе этих предприятий в данных отраслях (табл. 3).

Роль интернационализации в развитии отечественных предприятий определяется прежде всего ее влиянием на инвестирование. Чтобы сократить технологическое отставание от высокоразвитых стран, укрепить позиции на рынке, включиться в инновационную конкуренцию, требуются масштабные инвестиции, которые являются индикатором долговременной жизнеспособности отдельных компаний, основой экономического развития в целом.

К важнейшим показателям экономического потенциала фирмы относится объем инвестиций в основной капитал. Инвестиционная активность предприятий с участием иностранного капитала в последние годы становится более интенсивной, чем предприятий российской собственности, о чем свидетельствует изменение структуры инвестиций в основной капитал по формам собственности (табл. 4). В 2000 г. доля инвестиций в основной капитал этих компаний в общем объеме значительно превосходила их удельный вес по численности.

Анализ динамики и структуры инвестиций в основной капитал предприятий с участием иностранного капитала по отраслям про-

Таблица 4

Структура инвестиций в основной капитал предприятий по формам собственности (в % к итогу)

1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.

Инвестиции в основной капитал, 100 100 100 100 100 100 100 100

всего

В том числе по формам собственности:

российская 97,5 98,3 97,3 97,0 95,7 93,1 88,7 88,6

иностранная — — — — 1,2 2,5 3,5 1,5

совместная российская и иностранная 2,5 1,7 2,7 3,0 3,1 4,4 7,8 9,9

Источник: Российский статистический ежегодник. 2001: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2001. С. 344.

мышленности показытает, что наблюдается многократное увеличение инвестирования на таких предприятиях во всех отраслях и особенно в топливной и пищевой промышленности (табл. 5).

Существенную долю инвестиций в основной капитал на предприятиях с участием иностранного капитала составляют средства,

Инвестиции в основной капитал предприятий и организаций с участием иностранного капитала по отраслям экономики (в фактически действовавших ценах, млн руб.)

1998 г. 1999 г. 2000 г.

Промышленность всего 23 822,2 34 476,6 63 662,5

В том числе:

топливная промышленность 2899,6 5525,0 19 173,4

черная металлургия 194,6 728,3 4038,0

цветная металлургия 966,2 1023,1 4556,1

химическая и нефтехимическая 1171,8 2001,6 2429,3

машиностроение и металлообработка 734,5 2950,0 5052,3

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 1578,5 2863,3 6573,2

промышленность строительных материалов 196,6 1053,7 1326,3

легкая промышленность 15,1 152,8 260,7

пищевая промышленность 5941,4 15 381,4 15 808,2

Источник: Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2001. С. 344.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полученные из-за рубежа (табл. 6), что свидетельствует о больших возможностях и доступности внешних источников капитала для них по сравнению с предприятиями российской собственности.

Таблица 6

Инвестиции в основной капитал предприятий и организаций с участием иностранного капитала (в фактически действовавших ценах, млн руб.)

1998 г. 1999 г. 2000 г.

Инвестиции в основной капитал, всего 41 795 66 560 132 096

Из них за счет инвестиций из-за рубежа 13 835 26 420 51 130

в % от общего итога 33,1 39,7 38,7

Источник: Инвестиции в России: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2001. С. 27.

Аргументы в пользу иностранного инвестирования базируются в основном на традиционном неоклассическом анализе факторов экономического роста. Частные иностранные инвестиции обычно рассматриваются как средство преодоления разрыва между наличными ресурсами и объемом этих ресурсов, необходимым для достижения желаемых темпов роста и развития.

Проблема привлечения финансовых ресурсов из-за рубежа является одной из сложныж и актуальных для российского предпринимателя. В настоящее время среди мер, направленных на решение как стратегических, так и текущих задач российской экономики на базе зарубежных финансовых ресурсов, на первый план вышло прямое привлечение иностранного капитала. Вопрос о привлечении иностранных инвестиций сегодня стоит весьма остро. В условиях резкого сокращения собственных инвестиционных ресурсов приток в экономику России средств из-за рубежа мог бы в какой-то мере компенсировать уменьшение объема внутренних капиталовложений и стать в отдельных отраслях основой развития. Однако иностранные инвестиции в России остаются сравнительно небольшими. Так, в 2001 г. их уровень составил 14 258 млн долл. США, из них прямые инвестиции — 3980 млн

долл.1

Россия заинтересована в привлечении иностранного капитала в разных формах — и в предпринимательской (прямые и портфельные инвестиции), и в ссудной (различного рода кредиты, компенсационные соглашения, лизинг и др.).

Необходимость привлечения зарубежных инвестиций определяется не только чисто финансовыми аспектами. Мировая практика свидетельствует, что прямые иностранные инвестиции имеют существенные преимущества по сравнению с другими формами привлечения финансовых ресурсов из-за рубежа. Они являются источником капитала для вложения в производство товаров и услуг, в разработку know-how. Приток инвестиций частично или полностью восполняет нехватку управленческого и предпринимательского опыта и квалифицированных навыков. При некоторых формах интернационализации вместе с финансовыми средствами местным предпринимателям передаются все необходимые ресурсы, включая управленческие навыки, опыт предпринимательской деятельности, технологии и методы маркетинга. Таким образом, прямые иностранные инвестиции могут в существенной мере способствовать росту всех элементов потенциала (инновационного, технологического, производственного, кадрового, управленческого и маркетингового).

Объем иностранных инвестиций в нашу экономику неадекватен масштабам производства, емкости рынка, обеспеченности сырьевыми ресурсами, уровню квалификации и стоимости рабочей силы.

Отраслевая структура свидетельствует о неравномерном распределении иностранного капитала и необходимости увеличения

1 Статистическое обозрение. Ежеквартальный журнал. 2002. № 1 (40). С. 98—108.

иностранных инвестиций, прежде всего в отрасли материального производства (табл. 7).

Относительно благополучное развитие российской экономики в 2001—2002 гг. почти удвоило объем иностранных инвестиций в

Таблица 7

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по отраслям экономики в 2001 г., млн долл. США

2001 г.

млн долл. в % к итогу

Всего инвестиций 14 258 100

В том числе:

промышленность 5662 39,7

В том числе:

топливная 1023 7,2

черная металлургия 1072 7,5

цветная металлургия 475 3,3

машиностроение и металлообработка 703 4,9

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 241 1,7

пищевая 1557 10,9

строительство 95 0,7

транспорт 458 5,3

связь 501 3,5

торговля и общественное питание 5290 37,1

Источник: Статистическое обозрение. Ежеквартальный журнал. 2002. № 1 (40). С. 98—108.

Россию. Однако их рост связан главным образом с увеличением предоставления торговых кредитов, в то время как объем портфельных и прямых инвестиций сократился (табл. 8).

Распределение иностранных инвестиций по территориям России является крайне неравномерным. В общем объеме поступлений инвестиций из-за рубежа в 2001 г. сохранялось лидерство Москвы — 39,8% от общего их объема. Уровень вложения иностранного капитала в основную часть регионов очень незначителен.

В 2001 г. в экономику России поступило инвестиций из 109 стран мира. Основными партнерами являются страны Европы, США и Япония (табл. 9).

Основная причина незначительных объемов иностранных инвестиций в российскую экономику заключается в недостаточно

Объем иностранных инвестиций, поступивших от иностраннык инвесторов по видам

1999 г. 2000 г. 2001 г. 9 мес. 2002 г.

млн долл. % млн долл. % млн долл. % млн долл. %

Всего инвестиций 9560 100 10 958 100 14 258 100 12 905 100

В том числе:

прямые 4260 44,6 4429 40,4 3980 27,9 2631 20,4

портфельные 31 0,3 145 1,3 451 3,2 224 1,7

прочие 5269 55,1 6384 58,3 9827 68,9 10 090 77,9

Источник: Статистическое обозрение. Ежеквартальный журнал. 2002. № 4 (40).

благоприятном инвестиционном климате, который характеризуется экономической неопределенностью и правовой нестабильностью, жесткой налоговой системой, низким уровнем развития многих элементов рыночной инфраструктуры, слабым информационным обеспечением инвесторов, недостаточно четкой регламентацией прав собственности на землю, фонды партнера, имущество.

Таблица 9

Объем накопленный инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам

Накоплено на конец сентября 2002 г.

млн долл. США в % к итогу

Инвестиции, всего 39 802 100

Германия 6839 17,2

США 5483 13,8

Кипр 5158 13,0

Великобритания 4810 12,1

Франция 3393 8,5

Нидерланды 2807 7,0

Италия 1511 3,8

Люксембург 944 2,4

Швейцария 862 2,2

Япония 878 2,2

Источник: Статистическое обозрение. Ежеквартальный журнал. 2002. № 4 (40).

Инвестиции предприятий и организаций РФ в экономику зарубежных стран по видам, млн долл. США

1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.

млн долл. % млн долл. % млн долл. % млн долл. % млн долл. % млн долл. %

Всего инвестиций 226 100 142 100 448 100 1087 100 8038 100 15154 100

В том числе:

прямые 20 8,6 34 23,8 10 2,2 112 10,3 785 9,8 383 2,5

портфельные 0,1 0,0 15 10,8 12 2,6 3 0,3 0,0 0,0 31 0,2

прочие 206 91,4 93 65,4 426 95,2 97,2 89,4 72,5 90,2 14741 97,3

из них:

товарный кредит 36 15,8 7 5,0 1 0,2 21 1,9 776 9,7 2165 14,3

банковские вклады 167 74,1 83 58,3 183 40,9 940 86,5 6470 80,4 12558 82,4

Источник: Инвестиции в России: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2001, С. 96.

Активное включение российских предприятий в мирохозяйственный процесс предполагает не только ввоз, но и вывоз капитала. В настоящее время для функционирования мирового хозяйства характерна массовая миграция капитала между развитыми странами, на базе которой открываются широкие возможности для роста, концентрации и комбинирования производства. На этой основе создаются транснациональные компании (ТНК), выходящие за пределы национальных экономик. В настоящее время список ведущих международных компаний постоянно пополняется. В него входят не только американские, западноевропейские и японские корпорации, но и китайские, корейские, мексиканские и др.

В перспективе в России на базе финансово-промышленных групп (ФПГ) должны сформироваться транснациональные компании, которые будут более конкурентоспособны на международном рынке. Сегодня в России насчитывается около 90 ФПГ. По таким показателям, как объем продаж, стоимость рыночной капитализации и количество занятых, немногие российские предприятия могут быть отнесены к разряду ТНК, в основном это крупнейшие корпорации топливно-энергетического комплекса (ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", НК "Лукойл"), являю-

щиеся экспортерами природного газа, нефти, нефтепродуктов, каменного угля и электроэнергии.

В советский период создавались общества с участием нашей страны для обслуживания экспорта и финансовых расчетов по внешнеторговым операциям. Сейчас число разного рода заграничных предприятий с российским участием возрастает, однако доля прямых инвестиций в общем объеме инвестиций в экономику зарубежных стран остается на очень низком уровне по сравнению с долей торговых кредитов и банковских вкладов (табл. 10).

Проблемным аспектом географической структуры инвестиций является специфика размещения российских инвестиций за рубежом. Можно отметить, что российский капитал размещается в странах с нестабильными экономическими и политическими системами и высокими уровнями риска. Более половины капитала инвестируется в Белоруссию, Иран, Либерию, Кипр, Британские Виргинские острова, остров Мэн, Молдавию, Армению.

Большую роль в развитии потенциала предприятия играет научно-техническое сотрудничество и обмен технологиями. Объектами научно-технического сотрудничества являются патенты на изобретения, промышленные модели и полезные образцы, know-how, товарные знаки, услуги (например, инжиниринг), техническая документация, техническая помощь, а также машины, оборудование и другая техника и технология, в которой материализованы научно-технические знания.

Широкий выбор объектов и способов порождает огромное разнообразие сделок, связанных с обменом в этой области. Это может быть продажа патента или лицензии, оказание консультационных или инжиниринговых услуг, поставка оборудования, строительство гражданских или промышленных объектов, оказание технической помощи, управленческих услуг, обучение специалистов, лизинг, франчайзинг и т.д. В России наибольший удельный вес в общей стоимости предмета соглашения как экспортируемых, так и импортируемых технологий занимают инжиниринговые услуги, на втором месте в экспорте находятся научные исследования, в импорте — товарные знаки2. В целом же общий уровень торговли с зарубежными странами неадекватен нашим возможностям и потребностям и не может быть признан достаточным.

Предприятия с участием иностранного капитала проявляют более высокую активность в обмене технологиями, чем другие, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 11.

2 Российский статистический ежегодник 2002; Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2002.

7 ВМУ, экономика, № 4

97

Для предприятий иностранной и совместной собственности характерна также наибольшая инновационная активность. Так, в 1999 г. среди таких предприятий доля инновационно-активных составляла 7,1% при среднем показателе инновационной активности в России, равном 4,6%3.

Таблица 11

Торговля технологиями с зарубежными странами по формам собственности в 2001 г.

Доля предпри ятий, % Экспорт Импорт

Число соглашений Стоимость предмета соглашения, тыс. руб. В % к итогу Число соглашений Стоимость предмета соглашения, тыс. руб. В % к итогу

Всего 100 1178 18 887 237,0 100 717 33 245 448,5 100

В том числе:

российская собственность 98,2 1021 17 382 287,2 92,0 387 5 882 448,8 17,7

иностранная собственность 1,8 87 522 800,1 2,8 84 1 920 533,4 5,8

совместная российская и иностранная собственност ь 90 982 149,7 5,2 246 25 442 466,3 76,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Российский статистический ежегодник 2002: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2002.

Росту потенциала предприятия в значительной степени способствует промышленное сотрудничество с зарубежными компаниями и в частности международная кооперация производства, имеющая ряд важных преимуществ для предприятий России в современных условиях. Она позволяет:

— достичь значительного и быстрого увеличения выпуска конечной продукции на внутреннем и внешних рынках;

— повышать технический уровень производства и качество продукции;

— совершенствовать организацию производства, менеджмент и маркетинг;

3 Наука России в цифрах — 2000 // Статистический сборник. М., 2000. С. 126.

— повышать эффективность производства и сбыта на основе передовых зарубежных и отечественных методов и технологий;

— добиваться устойчивого спроса на продукцию и роста конкурентоспособности на мировом рынке.

Интернационализация хозяйственной деятельности способствует не только миграции капитала и технологий, передачи опыта, знаний и информации, но также движению товаров и услуг. Как и капитал, имеющий направленность в сторону высокой капита-лоотдачи, товары ориентированы в своем движении в сторону зон повышенной прибыльности.

Показателем, характеризующим экономический потенциал компании, является прибыль и ее доля в продажах. По данным Госкомстата РФ, наиболее высокий показатель рентабельности продаж в 2001 г. зафиксирован в экспортно-ориентированных отраслях4.

Таким образом, интернационализация деятельности предприятия обеспечивает рост эффективности функционирования и способствует развитию потенциала в целом. Жизнеспособность, гибкое реагирование на изменения внешней среды, высокая инвестиционная активность, способность к обновлению и росту эффективности интернационализированных предприятий дают основания рассматривать интернационализацию как концепцию развития предприятия. Эта концепция основана на эффективном использовании факторов производства, рациональном распределении и продвижении продукции, расширении возможностей сбыта, привлечении иностранного капитала, увеличении стоимости рыночной капитализации за счет внешних факторов и повышении конкурентоспособности в глобальном масштабе.

К основным свойствам и преимуществам интернационализированных предприятий относятся следующие:

— экономия трансакционных издержек;

— синергия за счет комбинирования отдельных элементов потенциала, координации дополняющих активов;

— инновационные преимущества, обусловленные усилением инновационных мотиваций участников интернационализации за счет имущественных связей между ними и общей заинтересованности в повышении конкурентоспособности в глобальном масштабе;

— инвестиционные преимущества, связанные с расширением инвестиционных возможностей и реинвестированием большей доли прибыли;

4 Статистическое обозрение. Ежеквартальный журнал. 2002. № 1 (40). С. 98—108.

— информационные преимущества, обеспечиваемые интенсивным информационным обменом между участниками интернационализации, что благоприятствует повышению квалификации персонала, результативности управленческих решений, интенсификации использования предпринимательского потенциала.

Дальнейшее формирование экономики России невозможно без активного участия в мирохозяйственном процессе. Международное развитие российских компаний может осуществляться в различных формах.

Прежде всего, традиционная форма интернационализации посредством экспортной деятельности имеет широкие перспективы на основе интенсивного поиска новых потребителей на зарубежных рынках. В настоящее время доля России в мировом экспорте невелика — 1,7%. Причем за последнее десятилетие она заметно сократилась: в 1990 г. доля страны в мировом товарном обмене равнялась 2,6% по экспорту. Специализация российского экспорта сосредоточена в узких сегментах промышленности, в основном в топливном и металлургическом, в значительной степени подверженных воздействию возможных колебаний и кризисов в соответствующих сегментах промышленности зарубежных стран. Низкий вклад трудоемких и наукоемких секторов в экспортирование товаров и услуг вызывает тревогу, так как несет угрозу нарушения внешнеторгового равновесия при ухудшении мировой конъюнктуры сырьевых товаров.

Другие формы международного развития, т.е. продажа лицензий, вступление в альянсы, основание совместных предприятий за рубежом, осуществление прямых иностранных инвестиций, станут более доступны для российских предприятий по мере стабилизации финансовой ситуации в стране и повышения конкурентоспособности.

Помимо традиционных возможностей интернационализации, связанных с торговой деятельностью фирмы, российские компании могут развиваться посредством интернационализации закупочной, финансовой и технологической сфер деятельности предприятия.

Часто российские предприятия являются потребителями продукции иностранных производителей. Международные иностранные компании в поисках новых возможностей сбыта вовлекают отечественные предприятия в импортные операции. Таким способом осуществляется интернационализация снабженческой сферы деятельности предприятия.

Предприятия могут начать процесс интернационализации с производства продукции или комплектующих по контракту с иностранным партнером. В данном случае интернационализации

подвергаются технологическая и организационная составляющие предприятия.

Покупка лицензий иностранных компаний позволит интернационализировать технологическую сторону деятельности компании.

Отечественные компании интернационализируются посредством стратегических альянсов, в которых российский партнер получает техническую, технологическую и финансовую помощь, а иностранный партнер — доступ к российским каналам распределения продукции.

Создание совместных предприятий на территории России представляет еще одну возможность международного развития предприятий. В данном случае интернационализации подвергаются технологическая и финансовая стороны деятельности российского партнера.

Компания может стать международной в случае ее приобретения крупной иностранной фирмой. Она будет представлять собой часть международной производственно-сбытовой сети иностранного предприятия. Все стороны деятельности предприятия (маркетинговая, закупочная, технологическая, организационная и финансовая) становятся международными.

Выбор наиболее эффективной стратегии интернационализации является наиболее сложным решением компании. Каждая форма интернационализации имеет как преимущества, так и недостатки, поэтому процесс отбора сопровождается конфликтными решениями. Например, модели интернационализации, обеспечивающие высокий уровень контроля (создание зарубежных филиалов, совместных предприятий), являются в то же время более затратными и рискованными, чем модели с низкой степенью контроля (экспорт, лицензионные соглашения). Может также возникнуть противоречие между формой интернационализации и скоростью освоения рынка. Так, экспортирование является хорошим способом для быстрого выхода на рынок, но менее приемлемым для долгосрочного развития деятельности на этом рынке.

В идеале для определения подходящей модели требуется систематический анализ всех имеющихся альтернатив. Осуществить его весьма непросто из-за дефицита информации и проблем оценки степени неопределенности и рисков. К тому же стратегия, приемлемая для одного продукта (или рынка), не всегда подходит для другого.

В литературе выделилось три основных подхода к выбору стратегии интернационализации: экономический, стадийный и факторный.

Экономический подход к принятию решения заключается в выявлении вариантов, обеспечивающих максимальную прибыль в

долгосрочном периоде, путем сравнения рассматриваемых стратегических альтернатив по показателям затрат и прибыли.

Э. Андерсон и Г. Гатиньон предложили подход, основанный на анализе трансакционных издержек, в соответствии с которым выбор модели осуществляется по критерию долгосрочной эффективности, измеряемой нормой прибыли на вложенный капитал, сопоставленной со степенью риска. По мнению авторов, уровень контроля над международной деятельностью связан с показателями риска и капиталоотдачи. Формы интернационализации, характеризуемые высоким уровнем контроля (филиалы, совместные предприятия), способствуют росту капиталоотдачи, но также увеличивают и риск. Формы, которым свойственна низкая степень контроля (лицензионные и другие контрактные соглашения), сопровождаются снижением ресурсных вложений, а следовательно, и риска в ущерб капиталоотдаче5.

Модели, характеризуемые высоким уровнем контроля, целесообразно применять тогда, когда компания имеет трансакцион-ные активы, связанные со специфической деятельностью, и существует высокий уровень неопределенности внешней среды (например, политическая нестабильность или экономическая неопределенность) или когда трудно следить за работой зарубежных агентов, а у последних есть возможности получить неоправданный доход.

Полезный метод для реализации экономического подхода к выбору стратегии выхода на рынок разработан Дж. Джаннет и Г. Хеннеси, в соответствии с которым для каждого варианта стратегии должны быть определены ожидаемый объем продаж, затраты и требуемые активы в пределах горизонта планирования (обычно в течение 3—5 лет). Основное внимание здесь концентрируется на оценке финансовых результатов. При этом осуществляется анализ чувствительности к среде, в рамках которого составляют сценарии, рассматривающие действие факторов международного риска и ожидаемый уровень продаж и прибыли по различным стратегическим вариантам6.

Стадийный подход основан на теории поэтапной интернационализации. В соответствии с ним модель интернационализации должна отражать эволюционный процесс развития деятельности на международном рынке, в ходе которого постепенно накапливается опыт, увеличивается товарооборот и т.п.

5 Anderson E., Gatignon H. Modes of Foreign Entry: a Transaction Cost Analysis and Propositions // Journal of International Busuness Studies. 1986. 17 (3).

6 Jeannet J, Hennessey H. Internatinal Marketing Management: Strategies and Cases. Boston, l988. P. 297.

Британский исследователь М. Брук разработал метод формирования стадийной модели, позволяющий выявлять и изучать возможности, открывающиеся на каждой стадии международного развития компании. Согласно данной концепции, решение о переходе на новую форму интернационализации принимается в том случае, когда предшествующая форма оказывается недостаточной для дальнейшего развития, например является недостаточно прибыльной или препятствует дальнейшему росту7.

Факторный подход отличается от двух предыдущих тем, что в нем основное внимание концентрируется на прагматической сущности процесса принятия решений в большинстве бизнес-организаций, в условиях неопределенности окружающей среды и значимости политических отношений предпочтение отдается скорее прагматичному, нежели рационально-аналитическому подходу к принятию решений.

Сторонники данного подхода исходят из того, что, во-первых, при освоении международного рынка фирма преследует различные цели, в том числе и некоммерческие. При этом между отдельными целями могут возникнуть противоречия. Во-вторых, выбор стратегии обусловлен влиянием широкого круга факторов, как внешних, так и внутренних. Все это, как представляется, делает рационально-аналитический подход труднореализуемым.

Ф.Рут предложил метод сравнительной оценки относительной привлекательности различных стратегий по большому количеству факторов внутренней и внешней среды. С точки зрения ученого, наиболее рациональной является та модель, которая позволяет максимизировать прибыль в плановом периоде с учетом доступных ресурсов, рисков и целей, в том числе и некоммерческих. Сначала оцениваются возможные стратегические альтернативы по целому кругу факторов и отклоняются те стратегии, которые невозможно успешно реализовать в рамках имеющихся ресурсов и сложившейся среды. Затем сравнивают возможный вклад в чистый доход всех рассмотренных стратегий. И наконец, осуществляют ранжирование стратегий с учетом всех критериев — результатов финансовой оценки, политических и маркетинговых рисков, коммерческих и некоммерческих целей8.

Британские исследователи разработали метод выбора стратегии развития деятельности на международном рынке, основанный на признании наличия конфликтов между многочисленными целями

7 Brooke M. International Management: a Review of Strategies and Operations. L., 1986. P. 40.

8 Root F. Entry Strategies for International Markets. San Francisco, 1994.

выхода компании на зарубежные рынки. Например, существуют противоречия между целями краткосрочного извлечения прибыли и долгосрочного углубления в рынок. Наилучшей стратегией, согласно данному взгляду, является та, которая позволяет достичь одновременно различных целей компании на внешнем рынке, как коммерческих, так и некоммерческих9.

Все вышеописанные подходы могут служить основой для принятия решения о выборе модели интернационализации. Вместе с тем следует иметь в виду недостатки каждого из них.

При экономическом подходе во внимание принимается слишком узкий спектр целей. Максимизация долгосрочной эффективности или капиталоотдачи является не единственной задачей интернационализации компании. Кроме того, во многих случаях очень трудно с достаточной точностью определить эти показатели по различным моделям из-за высокой степени неопределенности внешней среды, а также недоступности и асимметричности информации.

Стадийный подход является слишком схематичным. В нем по существу предписывается единый путь развития международной деятельности. Однако в разных странах могут потребоваться различные стратегии в зависимости от размеров рынка, государственной политики, степени риска и проч.

Факторный подход предусматривает отбор моделей по широкому кругу критериев и в этом смысле является наиболее комплексным. Вместе с тем сам процесс принятия решения слабо увязан с долгосрочными целями развития компании.

Данные подходы сконцентрированы на формировании стратегий освоения внешних рынков. Другие виды интернационализации, такие, например, как интернационализация снабженческой, производственной, инновационной деятельности компаний, ориентированных на внутренние рынки, в них не рассматриваются.

Кроме того, ни один из подходов не учитывает роль партнерских связей и альянсов в достижении целей компании. Между тем в последнее время в условиях ужесточения конкуренции значение международного сотрудничества повышается.

Сегодня появляются различные формы партнерства: тактическое сотрудничество, стратегическое партнерство, корпоративные

9 Young S., Hamill J., Wheeler C., Davies J. International Market Entry and Development. L., 1998.

коалиции, конкурентные альянсы и др. Подобные союзы объединяют как крупные компании, так и небольшие фирмы.

Независимо от формы партнерства компания, включившаяся в процесс интернационализации, становится частью международных сетей. Дальнейший успех развития во многом зависит от взаимоотношений с партнерами, другими организациями и покупателями. В этой связи большое значение при формировании стратегии интернационализации имеет позиционирование компании в международной сети. Позиционирование ориентирует организацию не только на управление внутренними ресурсами, но и в значительной мере на управление взаимоотношениями фирмы с окружающей средой, что открывает доступ к внешним ресурсам, контролируемым другими организациями. Позиция компании на рынке является ориентационной основой для разработки страте -гических программ.

Исходя из сущности концепции развития предприятия на основе интернационализации и принимая во внимание возрастающую роль позиционирования в международных сетях, процесс выбора стратегии целесообразно осуществлять в соответствии с алгоритмом, представленным на рисунке.

Отправной точкой принятия решения о стратегии интернационализации являются цели развития компании и вытекающие из них цели интернационализации, формулируемые на основе ситуационного анализа. В соответствии с поставленными целями определяется, какие стороны хозяйственной деятельности будут интернационализированы (сбытовая, технологическая, производственная, снабженческая и т.п.). Затем выявляются приемлемые формы международной деятельности. Например, если ставится цель роста продаж и предполагается интернационализировать маркетинговую деятельность, то дальнейшему рассмотрению могут быть подвергнуты такие формы, как создание зарубежных торговых филиалов, прямой и косвенный экспорт. Далее проводится отбор критериев для оценки альтернативных стратегий интернационализации и определяется их весомость. В перечень критериев должны быть включены переменные компании, факторы зарубежного рынка, факторы отечественного рынка, конкурентная позиция продукта и фирмы, факторы международной среды. На следующих этапах осуществляется позиционирование компании в сетях, формируются альтернативные стратегии, оценивается эффективность отдельных вариантов и их соответствие целям развития компании. На последнем этапе делается окончательный выбор модели интернационализации.

Очевидно, что в основе финансовой оценки стратегии интернационализации должны лежать методы, обеспечивающие учет

Процесс принятия решения о стратегии интернационализации

наибольшего количества факторов, определяющих степень достижения целей развития предприятия. На наш взгляд, этому главному требованию отвечает показатель "стоимость компании" (дисконтированный денежный поток). Оценка стоимости компании служит мерой устойчивости ее положения и отражает степень согласованности стратегии с целями развития компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.