Научная статья на тему 'Концепция, принципы, формы бизнес-природопользования'

Концепция, принципы, формы бизнес-природопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крупина Надежда Никифоровна

Обсуждаются концепция, понятие, функции, принципы и формы реализации бизнес-природопользования как условия устойчивого развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция, принципы, формы бизнес-природопользования»

Надежда Никифоровна Крупина

Кандидат химических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов, экономики и управления предприятием Г еоргиевского технологического института (филиала) Северо-Кавказского государственного

технического университета

Концепция, принципы, формы бизнес-природопользования

Современная экономическая теория определяет природно-ресурсный потенциал как совокупность конечных или ограниченных природных ресурсов, элементов, факторов и объектов среды обитания, которые можно извлекать, перерабатывать, мобилизовать и использовать для удовлетворения потребностей. Только в его границах формируются условия расширенного воспроизводства, определяются объемы, динамика, качество благ и темпы экономического роста. На фоне активно продвигаемой правительственной программы удвоения ВВП к 2010 г. следует более глубоко обосновывать недопустимость игнорирования экологического фактора интенсификации экономики и разрабатывать интерактивные организационно-экономические механизмы перехода к действительно устойчивому развитию.

Формирование и реализация экологической политики субъекта хозяйствования с учетом требования устойчивого развития должны опираться на передовые методы и системы управления, в число которых входит так называемый «процессный подход» [1].

Однако современная методология бизнес-процессов в основном ориентирована на создание чисто коммерческих (максимизация прибыли или товарооборота при минимальных затратах) моделей развития предприятия без привязки к сложным и специфическим практическим задачам экологизации производства и продукта. Преобладает и в определенной мере «навязывается» маркетинговый принцип организации, регламентации и управления товарным производством, ориентирующий на ресурсоистощительную направленность экономического развития, не оправданное реальной ситуацией, но

провоцируемое агрессивной рекламой расширение товарного ассортимента, «эгоистическую стратегию выживания на всех уровнях хозяйствования» [2], когда забота о текущих и сиюминутных экономических интересах отодвигает даже не на второй, а на более отдаленный план решение общегосударственных социально-экологических задач.

На микроуровне не уделяется достаточного внимания детализации системных вопросов построения сети бизнес-процессов (бизнес-продуктов, бизнес-проектов, бизнес-идей) с учетом объективно и естественно присущих (воспроизводящихся) любой деятельности отношений природопользования и экологических требований к производству и реализации коммерческого продукта. По мнению автора, в инвестиционном воспроизводственном процессе укрепляется социально непродуктивный подход, согласно которому экономический, равно как и инвестиционный, потенциал предприятия представляется в виде суммы базовых ресурсов. В них прямо (в себестоимости) и в полном объеме частично учитываются вовлеченные в производственно-технологическую и хозяйственно-коммерческую

деятельность оплаченные природные сырьевые ресурсы и топливные материалы, капиталовложения в природоохранную деятельность, а также компенсационные платежи за загрязнение природной среды. Это совокупность основных производственных фондов (ОПФ), оборотного капитала (ОК), трудового потенциала (ТП) и нематериальных активов (НА). Вместе с тем на современном этапе промышленного развития природный потенциал означает не только возможность участия природы в общественном производстве и потреблении, но превращает эту возможность в необходимость.

Чистый атмосферный воздух, солнечная радиация, рекреационный потенциал и ассимиляционные способности естественных ландшафтов, т.е. традиционно «даровые ресурсы» в представлении товаропроизводителей свойства, элементы и объекты природной среды, сегодня бесспорно приобретают статус бизнес-факторов и в нарастающих объемах должны становиться безусловными объектами рыночных сделок.

Ассимиляционный потенциал (АП) есть уникальная способность природной среды без вмешательства человека поглощать, трансформировать, утилизировать определенные объемы загрязняющих, опасных, вредных, токсичных веществ и обеспечивать продуктивность экосистем. Как фактор товарного производств он представляет собой часть биосферного пространства в зоне деятельности субъекта хозяйствования с присущим ему сочетанием ландшафтных, природно-климатических и эколого-биологических характеристик, обеспечивающих «включение» естественного механизма утилизации загрязнений и других негативных (несвойственных и неестественных возмущений) последствий техногенного развития, меру естественного иммунитета среды обитания, ее способность накапливать и активно удалять токсичные вещества и тем самым сохранять жизнь на планете. Эту способность надо сохранять, поддерживать, воспроизводить, включая

соответствующие затраты как в бюджеты субъектов хозяйствования, так и в показатели общественно-государственной оценки, статистической отчетности, критерии эффективности производственно-хозяйственной деятельности, рыночной успешности.

Мы предлагаем обсудить концепцию современного бизнес-природопользования (бизнес-деятельности), основанную на понимании и признании принципа экологической сбалансированности деятельности как безальтернативной и единственно допустимой формы хозяйствования. При этом ассимиляционный потенциал природной среды рассматривается как приоритетный для расширенного воспроизводства бизнес-ресурс и важнейший критерий формирования систем оценки качества продукта, конкурентных преимуществ, инвестиционной привлекательности и эффективности бизнес-деятельности в целом. Этот подход иллюстрирует приведенная далее схема (рис. 1).

У становившийся подход

Авторский

подход

Рис. 1. Экономический потенциал субъекта хозяйствования

Большой вклад в исследование методологических подходов и концептуальных основ рационального и устойчивого развития внесли ученые Уральского региона [3-10]. В системно-теоретическом плане многочисленные вопросы и аспекты природопользования обстоятельно представлены в работах профессора Я.Я. Яндыганова [3; 9-10]. Предложенная им модель динамического экологического равновесия в условиях рационального природопользования использована автором как стартовое положение в развитии концепции бизнес-природопользования (рис. 2).

Экономический потенциал субъекта хозяйствования = ОПФ + ОК + ТП + НА

Экономический потенциал

субъекта хозяйствования

= ОПФ + ОК + ТП + НА

+

Производство

благ

+

Потребление

благ

+

Отходы и загрязнение природной среды

Природоохранная деятельность и воспроизводство АП

+

Инвестиции в экологически улучшенное производство благ

Воспроизводство природных ресурсов Изъятие и использование природных ресурсов ^ ^

и объектов природной среды

и объектов природной среды

^ „ как основы формирования

для удовлетворения жизненных потребностей

и развития жизненных потребностей

Устойчивое бизнес-природопользование

Среда + Труд Факторы + Труд Коммерческий

жизнедеятельности производства продукт + отходы + Полезность (функциональная и экологическая)

(природные ресурсы, объекты, условия) (сырье, материалы, энергоносители) + загрязнение природной среды

Потребительские Потребительная Стоимость

свойства стоимость

Результаты: Эффект:

сокращение объемов загрязнения в расчете эколого-биологический;

на елинипу продукта; финансово-экономический;

Рис. 2. Модель устойчивого бизнес-природопользования

Анализ многочисленных исследований и результаты собственного научного поиска позволили автору определить бизнес-природопользование как процесс, отличный от природоохранной деятельности предприятия. Он и в пространстве, и во времени выходит за пределы промышленной площадки, так как обеспечивает удовлетворение особой первичной потребности -сохранение качества среды обитания и хозяйствования для современных и будущих поколений. Это бизнес, в котором социально-экологическая ответственность и эффективность соизмеряются с финансовоэкономическими результатами и эффектами «на равных».

Общеизвестно, что на экологические блага свободного доступа распространяется принцип неисключительности и неконкурентности потребления: блага достаются всем бесплатно по праву рождения; взимание платы, которая ограничивала бы потребление, невозможно. Люди не несут издержек на их производство и поэтому не имеют стимулов к оптимизации их потребления. В результате возникают внешние отрицательные эффекты (экстерналии) - нарастающее до катастрофических размеров биосферное загрязнение, снижение продуктивности экосистем и биологического разнообразия, рост заболеваемости и смертности населения, разрушение архитектурных и исторических памятников и др. Рыночная экономика «дает сбои». Без вмешательства государства проблема трансформации экологических экстерналий во внутрипроизводственные издержки субъектов хозяйствования (интернализации) не может быть решена. Вместе с тем имеются и позитивные тенденции. Экологическая составляющая качества товара становится в развитых экономиках важнейшим фактором конкурентной борьбы по многим причинам: здесь и значительное повышение уровня жизни, рост спроса на «экологически чистые» продукты питания, лекарственные и косметические препараты, одежду, мебель, машины,

квартиры и другие товары повседневного и длительного пользования, и ужесточение требований к безопасности продукции для человека и окружающей среды, и усиление социально-этической направленности бизнеса,

и утверждение новых моральных норм и кодекса делового общения и коммерческой деятельности.

В отечественной экономике чрезвычайно актуальны и востребованы исследования проблем мотивации инициативного перехода предприятий на устойчивое развитие. Без глубокой теоретической проработки по экологическому критерию сущности, содержания, принципов, факторов организации технической, производственной, финансовой, товарно-сбытовой, ценовой, маркетинговой, кадровой, информационной политики предприятия, без построения алгоритмов решения конкретных задач бюджетирования, контроллинга, аудита, оценки безубыточности производства и запаса финансовой прочности и других прикладных вопросов экологизация экономики в целом невозможна.

Авторская концепция бизнес-природопользования состоит в том, что общественно-государственное воздействие на рыночные механизмы должно ориентировать интегрированную, комплексную, организационно-производственную, функциональную, информационную, технологическую, финансовоэкономическую, маркетинговую и инновационную трансформацию субъекта хозяйствования на реализацию социально-эколого-экономической миссии. Философия реструктурированного бизнеса должна изменяться с учетом необходимости сопряжения норм и требований экономической рентабельности и экологической безопасности каждого конкретного производства как в интересах самого товаропроизводителя, так и общества в целом.

Раскрытие сути концепции бизнес-природоользования предполагает в первую очередь определение самого понятия: бизнес-природопользование есть система специфических обособленных общественно-экономических отношений рыночных субъектов по поводу получения выгод (результатов, эффектов, эффективности) целенаправленного первичного присвоения и рационального использования ресурсов, элементов, объектов, условий природной среды, приводящих к формированию при данном уровне техникотехнологического развития допустимых, нормируемых, законодательно регулируемых экологических рисков, локализованных в границах деятельности субъекта хозяйствования, а также связанных с этим обязательств и текущих процедур экологической аттестации, паспортизации, процедур по экспертизе, оценке воздействия, контролю, аудиту, мониторингу, сертификации, страхованию всех видов бизнес-деятельности и бесспорному возмещению ущерба за счет собственных средств (или имущества).

Устойчивое бизнес-природопользование имеет огромную социально-экономическую и бюджетную значимость: это, во-первых, признак цивилизованных рыночных отношений, соответствия производственного процесса и создаваемого продукта стандартам серий ИСО-9000 и ИСО-14000,

а во-вторых, подтверждение действенности национальной идеи экологической безопасности и повышения качества жизни. Бизнес-природопользование есть сеть сквозных, или межфункциональных [1. С. 26], процессов, т.е. совокупность взаимообусловленных, взаимосвязанных и взаимодействующих процессов субъекта хозяйствования, полностью или частично включающих в себя деятельность (функции) структурных подразделений различной административной подчиненности с целью достижения максимально возможной сбалансированности экологических и экономических целей развития, результатов, эффектов и эффективности бизнес-деятельности в условиях рыночной конкуренции и общественно-государственного протекционизма.

Принципы концепции бизнес-природопользования:

1) принцип неизбежности экологически устойчивого

хозяйствования. Социально востребованная хозяйственная (техногенная) деятельность есть естественно обусловленная, неотделимая от природных систем форма движения и обмена веществ, энергии, информации. Во избежание

поступательного, необратимого снижения отдачи биологической основы производственно-хозяйственного процесса и последующей экологической деградации следует объемы и масштабы производства и потребления

координировать (балансировать) с ресурсными

возможностями воспроизводства ассимиляционного

потенциала природной среды на территории функционирования предприятия;

2) принцип рационализации потребительского поведения по критерию экологической безопасности. Трактуется как требование: сдерживать и оптимизировать потребительский бум и сопутствующее ему накопление отходов производства и потребления; воздействовать на механизмы формирования потребительских товарных предпочтений и поведения через культурно-просветительские проекты, программы связей с общественностью, социальную, ценовую, товарно-сбытовую, информационную политику предприятия;

3) принцип сочетания коммерческой и экологической целесообразности. Понимается как требование обязательного уравновешивания атрибутов функциональной и экологической полезности экономического блага (продукта, работы, услуги) при создании товара высокой потребительской ценности. Реализуется через выполнение требований стандартов ИСО-9000 и ИСО-14000, внедрение адресного экологического управленческого учета и отчетности, формирование соответствующих центров ответственности;

4) принцип экологической ликвидности. Характеризует

способность субъекта хозяйствования как

природопользователя отвечать своевременно и в полном объеме по всем приемлемым экологическим обязательствам за счет использования собственных средств. Первичный основной признак экологической несостоятельности товаропроизводителя - его неспособность устойчиво поддерживать объемы биосферных возмущений на социально допустимом и разрешенном уровне (в пределах установленных лимитов и квот), а также выполнять текущие экологические организационно-управленческие процедуры в полном объеме и в установленные сроки. В процессе бизнес-деятельности должен утверждаться приоритет «биосферной обороноспособности», т.е. способности простого, а в идеале - расширенного, воспроизводства ассимиляционного потенциала природной среды как фактора производства. В процессе развития цивилизации эта характеристика будет определять ценность субъекта хозяйствования в большей мере, чем его имущество. Носителями экологической ликвидности выступают освоенные ресурсосберегающие и природоохранные технологии, экологически безопасные компоненты сырья, материалов, полуфабрикатов и топлива, замкнутые оборотные системы водопользования, технологии утилизации отходов, экологические сертификаты и свидетельства экологического аудита, экспертизы, товарной маркировки, позитивное общественное мнение (гудвил);

5) принцип экологического зонирования. Предполагает локализацию негативного техногенного воздействия в границах промышленной площадки и санитарно-защитной зоны предприятия, а также обязательную интеграцию в коллективную региональную и федеральную системы экологического контроля и мониторинга окружающей и глобальной природной среды за границами предприятия. Способствует реализации конституционного права граждан на здоровую среду обитания и получение экологической информации, а также на учет законов биосферы в организации производственно-хозяйственных процессов (закон экологической ниши, закон толерантности) [11]. Совокупность требований к факторам внешней среды неизменна и должна соблюдаться в любых местах пребывания человека;

6) принцип коллективной морально-нравственной ответственности. Устойчивое развитие и экологизация экономики - единственная объединяющая идея бизнеса в условиях нарастающей конкуренции. Современные экологические риски отличаются транснациональным масштабом, нарастающей сложностью, обретают характер комбинированного, самоподдерживающего процесса [12]. Глобальные биосоциальные негативные процессы порождаются многочисленными долговременными локальными сверхнормативными и аварийными воздействиями. В соответствии с таким подходом одновременное эффективное решение частных экологических задач на отдельно взятых объектах и территориях может привести к суммации позитивных результатов и мультипликации восстановительного природоохранного эффекта. Невозможность создания абсолютно экологически безопасного и безотходного производства, катастрофичность последствий экорисков для бизнеса заставляют товаропроизводителей проявлять осторожность и избегать таких бизнес-проектов (продуктов), которые могут быть восприняты обществом негативно или влекут за собой отрицательные социальные последствия;

7) принцип недопущения рыночной дискриминации экологически достаточных товаропроизводителей. По мере ухудшения качества среды обитания и жизнедеятельности существенно возрастает стоимость жизни и комфортных природных условий, а природоохранная деятельность требует значительных затрат. Собственных средств предприятий на обеспечение всего комплекса экологических обязательств катастрофически не хватает, поэтому дальнейшее перераспределение общественных доходов не только оправдано, но и необходимо. С помощью инструментов организационно-экономического механизма природопользования методами прямой и косвенной общественно-государственной поддержки следует выравнивать позиции природопользователей. Для этого необходимо в первую очередь определить критерий и нормы экологизации производства и продукта как конкурентные преимущества. Финансовые льготы и привилегии экологически лучшим товаропроизводителям должны быть пропорциональны размеру прибыли, инвестируемой в экологическое улучшение, равно как финансовоэкономические санкции в отношении худших товаропроизводителей-природопользователей -

причиненному ими несанкционированному ущербу. Основные формы проявления бизнес-природопользования: непосредственно экологическое предпринимательство, природоохранная деятельность, сопряженная с операционным технологическим процессом, и экологический менеджмент. В границах названных форм протекают многочисленные и разнообразные, взаимно сопряженные микропроцессы. Наиболее востребованные из них: природоохранная и защитная деятельность; ресурсовосстановление; научно-исследовательские и проектно-конструкторские разработки (рынок экологических инноваций), переработка отходов производства и потребления; организация аренды и лизинга природоохранных технологий и оборудования; развитие рынка экологического страхования; экологический

консалтинг и аудит; информационная поддержка товаропроизводителей и продуктов; экологическое просвещение и образование, пропаганда и профконсультирование; экологический лабораторноаналитический контроль и мониторинг; экологическая сертификация и маркировка; совершенствование экологического нормирования и т.п. Каждый микропроцесс существует не сам по себе, а выполняет определенные функции в организации и является подконтрольным.

Главные функции бизнес-природопользования:

1) производственная: постепенное, непрерывное

экологическое улучшение, снижение вероятности и масштабов экологических рисков, достижение требуемых норм экологизации производства и продукта;

2) технологическая: внедрение малоотходных и

ресурсосберегающих технологий, обеспечение

технологической дисциплины, поддержание в работоспособном состоянии природоохранных систем и сооружений;

3) управленческая: интеграция процедур анализа

экологической ликвидности, аудита, прогнозирования и бюджетирования в общую действующую систему управленческого, налогового, бухгалтерского учета, аудита, финансово-экономического анализа и контроллинга.

В предлагаемой модели устойчивого бизнес-природопользования в качестве системообразующего центра выступает полезность блага, формирующаяся в процессе целенаправленной деятельности и воспроизводства отношений природопользования. В свою очередь, эта полезность воздействует на рыночный спрос и определяет конкурентный статус предприятия. Совершенный цивилизованный рынок есть способ организации и отбора форм общественного хозяйствования прежде всего по критерию эколого-экономической эффективности, когда в процессе товарообмена находят окончательное признание и те общественные затраты труда, которые обеспечивают воспроизводство и поддержание ассимиляционного потенциала биосферы. В стоимости общественных благ существенно возрастают общественные затраты на создание экологической компоненты полезности блага. Сегодня уже не могут считаться востребованными и эффективными инвестиции, обеспечивающие исключительно финансово-экономические, коммерческие, маркетинговые или

потребительские результаты и эффекты без пропорционального реального экологического улучшения производственно-хозяйственной ситуации.

Прорыв отечественной экономики допустим только на фундаменте устойчивого бизнес-природопользования, а это значит, что неизбежен длительный, капиталоемкий переходный период первичной экологизации экономики на основе технико-технологической модернизации материальнотехнической базы общественного производства. Государственный экологический протекционизм в этот сложный трансформационный период можно охарактеризовать как законодательную и административноорганизационную деятельность компетентных государственных и муниципальных институтов по формированию, мобилизации, распределению и использованию целевых денежных фондов предприятий посредством развернутой системы финансовых льгот и привилегий (прежде всего, налоговых), а также по созданию оптимальных условий, побуждающих хозяйствующие субъекты к безотлагательному внедрению лучших технологий с целью обеспечения экологически сбалансированного экономического роста (устойчивого развития).

Выбор в пользу финансовых привилегий устойчивого бизнес-природопользования следует делать по следующим причинам.

1. Не рационально и не логично взимать деньги с предприятий, когда необходимо финансировать из бюджета программы экологического оздоровления. Реализация продекларированных еще в 1990 г. налоговых льгот в составе экономического механизма природопользования повысит уважение к власти, сократит затраты на обеспечение налога. Эта операция ускорит поступление средств по месту их востребованности, максимально приблизит уровень предоставленной бюджетной услуги к уровню ее получателя - природопользователя, использующего лучшие технологии.

Предоставление экономических привилегий через финансовую систему более эффективно, чем выплата прямых субсидий, ибо потенциальные пользователи получают необходимый ресурс одновременно; при этом используется фактор времени и достигается эффект суммации «экологического оздоровления» в границах большого пространства.

2. Дополнительное налогообложение неизбежно

негативно отражается на налоговой дисциплине: чем

обременительнее выплаты, тем чаще они производятся не в срок, не в полном объеме или не производятся вообще.

Снижение налоговой нагрузки, напротив, облегчает регулярность и полноту исполнения обязательств налогоплательщиками. Уклонение от уплаты налогов оценивается как «норма поведения многих хозяйственных субъектов» и «рациональный выбор налогоплательщика в переходных экономиках». Не менее важно учитывать классическую закономерность, известную как «точка Лаффера», и понятие «предел налоговой нагрузки».

3. Причиной изъятия налогов в первую очередь служат материальные средства получения богатства, а налоговое обязательство возникает вследствие осуществления деятельности с целью извлечения коммерческой выгоды. Цена продукта, услуги, работы в любой сфере экономики формируется исходя из понесенных затрат, увеличенных на определенную норму прибыли п. Получаемая прибыль должна быть достаточной для финансирования капиталовложений с целью формирования источников прироста капитала. Инвестируются такие бизнес-проекты, которые обеспечивают норму отдачи на вложенный капитал, покрывающую его альтернативную стоимость, т.е. процент г. В реальном секторе экономики рекомендуется ориентироваться на соотношение п = 2г. Экологические инвестиции, как правило, не создают в краткосрочном периоде источники капитализации прибыли. Наоборот, в условиях альтернативного природопользования это упущенные коммерческие возможности, потерянная прибыль, а потому для создания равных конкурентных возможностей в переходный к устойчивому развитию период природоохранную деятельность предприятий следует рассматривать как некоммерческую с соответствующими последствиями.

4. Учитывая публичный характер налогов, особое внимание следует уделить принципу надлежащего выбора объектов налогообложения в соответствии с учетом объективных социальных и эколого-экономических реалий. В условиях переходной экономики, характеризуемой необратимым колоссальным ущербом от загрязнения

природной среды (230-250 млрд р. в год, или около 15% ВНП), несоразмерностью компенсационных платежей (2,5 млрд р. в год) и неразвитостью рынка лучших

технологий, из-под налогообложения должно быть

максимально выведено производство средств производства, обеспечивающих ресурсосбережение, резкое сокращение объемов отходов и загрязнений. Благоприятный финансовый режим и налоговая недискриминация должны поддерживаться и по отношению к иностранным инвесторам, стимулирующим экологизацию производства и продукта.

5. Государственный протекционизм сделает

экологический контроль и мониторинг более действенными,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

так как финансовые привилегии всегда сопряжены с

бюджетной ответственностью и распространяются только на тех товаропроизводителей-природопользователей, которые подтверждают свою экологическую состоятельность и максимальную эффективность целевого использования предоставляемых налоговых ресурсов. Формы и размеры государственной поддержки должны соответствовать масштабам национальной экологической деструкции.

Объективные предпосылки государственного экологического протекционизма состоят в том, что интересы бизнеса и общества реализуются через конечное потребление, которое не в меньшей, а даже в большей степени определяется возможностью воспроизводства биосферной среды. Определенность и целостность не только территориального, но и биосферного пространства может обеспечить только государство. Удвоение ВВП в краткосрочном периоде без формирования достаточного экологического фактора роста способно «привести к необратимой деградации природного капитала страны и ко все большему отдалению от траектории устойчивого развития» [13].

Если национальные интересы допускают в определенной степени конкуренцию, то приоритет в отношении среды обитания демонстрирует единство индивидуального и коллективного выбора, общность национальных и интернациональных интересов. Именно поддержание из центра баланса экологических и экономических интересов призвано консолидировать общество, сделать развитие устойчивым и равновесным. Неодолимость законов расширенного общественного производства означает

поступательное развитие производительных сил страны, что требует определенного институционального целеполагания и государственной корректировки диспропорций, возникающих между фазами воспроизводства с учетом экологического фактора.

Автор надеется, что комплексное использование и развитие выявленных элементов концепции бизнес-природопользования позволит в некоторой мере увидеть механизмы востребованного процесса интернализации как основы экологичной экономики в условиях усиливающейся рыночной конкуренции и перехода к устойчивому развитию.

Литература

1. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление. М.: ИНФРА-М, 2004.

2. Бородин А. Экономические механизмы устойчивого развития // Экономист. 2005. № 4.

3. Яндыганов Я.Я. Экологическое предпринимательство

в регионе (проблемы, перспективы, эффективность).

Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1998.

4. Овсянников Ю.А. Теоретические основы экологобиосферного земледелия. Екатеринбург, 2000.

5. Экологически чистое производство: подходы, оценка, регламентации / Под ред. С.А. Пегова, И.С. Солобоева. Екатеринбург, 2000.

6. Выварец А.Д., Дистергефт Л.В., Белик И.С. и др.

Концептуальные основы обеспечения и правовое регулирование эколого-экономического развития

территории. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2002.

7. Мочалова Л.А., Игнатьева М.И. Экологический менеджмент. Екатеринбург: Изд-во УГГА, 2003.

8. Черняев А.М., Прохорова Н.Б., Мысовских Л.О. Беседы о воде и экологии. Екатеринбург: РосНИИВХ, 2004.

9. Яндыганов Я.Я. Инвестиции в рациональное природопользование. Екатеринбург: Изд-во «АМБ», 2004.

10. Яндыганов Я.Я. Экономика природопользования. М., 2005.

11. Стадницкий Г.В. Экология. СПб.: Химиздат, 1999.

12. Порфирьев Б. Современные концепции кризисов и

принятие управленческих решений // Российский

экономический журнал. 2004. № 4.

13. Бобылев С. Россия на пути антиустойчивого развития? // Вопросы экономики. 2004. № 2.

■к -к -к -к -к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.