А.В. Сивцев, Н.В. Илларионова, г. Якутск Научный руководитель: А.Д. Баишева
Концепция музейного комплекса православия Мегино-Кангаласского
улуса Республики Саха Якутия
Аннотация
На сегодняшний день актуальным становится создание музейных комплексов для сохранения исторических памятников, способствующих развитию туризма. По итогам обмерных работ, натурных исследований и сбора сведений об архитектурных объектах XIX в., относящихся к комплексу Мегино-Богородской церкви с. Бютейдях, нами было принято решение создать кон-цептуальный проект Музейного комплекса православия Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: музейный комплекс, XIX в., деревянное зодчество, сакральная архитектура.
История возникновения православной епархии в пределах Якутии, появление и развитие местной культовой архитектуры, появление православных крестьян — все это стало неотъемлемой частью истории Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия). Храмы выступали в качестве культурно-информационного центра для населения, в церквах жители — особенно отдаленных округов и наслегов — узнавали о событиях, происходивших в стране и в мире, а священник был одним из немногих образованных людей в приходе. В конце XVIII в. началось распространение православия среди народа саха; с христианскими миссионерами пришла храмовая архитектура, началось строительство соборов и часовен. В строительстве храмов на территории современной Республики Саха (Якутия) преобладало деревянное зодчество.
Изучение деревянного зодчества набирает все большую популярность среди современных ученых, повышается интерес к реставрации и реконструкции исторических объектов и памятников архитектуры, становится актуальным создание музейных комплексов. Одновременно стоит проблема сохранения старинных объектов, которые находятся сейчас в бесхозном состоянии, в стадии разрушения конструкций, оседания здания и под угрозой его обвала. Еще более разрушительное воздействие несут пожары. Исторические музейные комплексы, охватывающие такие объекты, не только помогают сохранить архитектурное наследие, но содействуют созданию туристических маршрутов по архитектурным памятникам на территории Якутии.
Аналогом предлагаемого нами проекта музейного комплекса может служить Кижский погост, расположенный на острове Кижи Онежского озера. Архитектурный ансамбль Кижей привлекает заслуженное внимание множества туристов. Кижский погост состоит из двух церквей и часовни XVIII-XIX вв., часовен, домов и хозяйственных построек, привезенных из разных уголков Заонежья, Петрозаводска, русских и вепсских деревень [5]. Это показывает великолепный пример создания музейного комплекса для сохранения исторической архитектуры, который способствует популяризации национальной культуры и традиций, а также экономическому развитию локальной территории.
Летом 2013 г. в с. Бютейдях Мегино-Кангаласского улуса нами были проведены обмерные работы на территории Мегино-Богородской церкови. Впоследствии началось изучение истории церкви и связанных с ней объектов. К таковым в ходе исследования были отнесены
сохранившаяся хозяйственная постройка (амбар), а также несохранившиеся здания церков-но-приходской школы, дома священнослужителей и Петропавловской часовни в с. Алтанцы. Рассмотрим подробнее эти объекты.
Мегино-Богородская (Иннокентьевская) церковь
Основным объектом проектируемого музейного комплекса станет Мегино-Богородская церковь (рис. 1), которая была заложена в 1820 г. и построена в 1823 г. [1].
Здание церкви выполнено из бревен лиственницы; диаметр бревна варьировался от 33 до 36 см.
Церковный объем в плане разделен на притвор, увенчанный колокольней, основное пространство храма и алтарь, а в высоту имеет четыре яруса. Высота колокольни — 17,7 м, ширина — 6,5 м.Высота средней части храма — 15,5 м, ее ширина — 9,2 м. Высота алтарной части — 11,5 м, ширина — 7,2 м. Длина церкви вместе с колокольней — 22,8 м.
В колокольне на четвертом ярусе имеется открытая площадка с арочными проемами. На всю длину северного фасада храма располагался балкон, который со временем разрушился. Церковь имеет три купола. Купола колокольни и средней части храма — четырехгранные, а на алтарной части — шестигранный.
На втором этаже церкви на северной и южной стенах были обнаружены росписи (рис.2), изображающие святых. На южной стене изображены Святой Саваоф, держащий свиток (на якутском «Оспуоксобобуок»), пророк Моисей со скрижалью, пророк Давид с гуслями, пророк Авраам, приносящий в жертву сына, фарисеи и другие. На северной стене также есть изображения святых, пока не установленных нами. На потолке роспись изображает Иисуса Христа с двенадцатью ангелами. Росписи сохранились в удовлетворительном состоянии. В средней части храма сохранились две каменные печи (рис. 3).
Из интервью, взятого у директора местного музея К.К. Родионова, стало известно, что для постройки церкви был приглашен русский мастер.
Сейчас на территории церкви располагается сама Мегино-Богородская церковь, прицерковная хозяйственная постройка — амбар и сохранившийся фундамент церковно-приходской школы. На восточной части территории были обнаружены захоронения, что доказывает существования кладбища в XIX в.
Мегино-Богородская (Иннокентьевская) церковь является символом Бютейдяхского поселения и одним из крупномасштабных строений деревянного зодчества в Заречных улусах Республики Саха Якутия. 29 марта 2014 г. по благословению епископа Якутского и Ленского Романа в с. Бютейдях состоялось открытие Музея истории православия [6].
Церковно-приходская школа
В январе 1898 г. при Мегино-Богородской церкви была открыта одноклассная церковноприходская школа (рис. 4), где обучили первую плеяду передовой части интеллигенции [1]. Вы-пускники школы принимали активное участие в образовании административных органов, учебных заведений, больниц. Со слов К.К. Родионова, было выяснено, что здание школы использовалось за свою историю как общежитие, как школа начальных классов и как столовая. Дом был построен из бревен и состоял из отдельных двух половин с собственными парадными дверьми. С правой стороны имелась кладовая. Фундамент был деревянный, кровельная часть состояла из дерна.
В 2007 г. из-за аварийного состояния здание школы было снесено, однако в музее с. Бю-тейдях хранятся фотография и макет школы. На основе этих изображений нами были сделаны чертежи, реконструирующие образ церковно-приходской школы.
192
Дом священнослужителей
Дом священнослужителей (рис. 5) находился недалеко от церкви, постройка не сохранилась. Со слов К.К. Родионова было составлено его описание, им же было выявлено местоположение дома на генеральном плане села. Чуть позже в книге Ополовниковых «Деревянное зодчество Якутии» была обнаружена фотография здания, обозначенная как «исконно русская постройка». По имеющимся данным были восстановлены чертежи дома.
Хозяйственная постройка (амбар)
Одновременно с церковью был построен амбар [1], который использовался как складское помещение (рис. 6). В плане прямоугольной формы, имеет три отсека. Кровля изначально была покрыта дерном, в нынешнее время достроена односкатная деревянная крыша. На левом боковом фасаде имеется вентиляционное отверстие, на правом — окно. По данным обмерных работ были восстановлены чертежи амбара, которые затем были скорректированы по фотографиям из коллекции местного музея.
Петропавловская часовня
Под началом Мегино-Богородской церкви в с. Алтанцы, расположенном в 20 км отс. Бю-тейдях, действовала деревянная одноэтажная Петропавловская часовня (рис. 7), освященная в 1870 г. [1]. Для населения местных земель часовня служила местом богослужений, крещения и брачных благословлений. Богослужения в часовне совершались во время объезда священниками территории прихода.
План часовни квадратный (5х5 м). Здание имело два оконных проема и венчалось русским восьмиконечным крестом. Внутри часовни на стенах висели иконы, в том числе в алтарной части — Иисуса Христа.
До наших дней часовня не сохранилась, однако на основе имеющегося эскиза из книги «История села Алтан» [4] методом соотношения размеров были восстановлены ее чертежи.
Описанные нами объекты мы планируем объединить в проекте Музейного комплекса православия Мегино-Кангаласскогоулуса Республики Саха (Якутия). Утерянные объекты должны быть восстановлены в первоначальном виде, причем расположение сохранившихся объектов не меняется, а дом священнослужителей и Петропавловская часовня должны быть произвольно восстановлены в границах территории музея. В ландшафт будущей территории музея внесены изменения в виде озеленения и пешеходных тропинок. Генеральный план будущего музея включает следующие функциональные зоны: входную, храмовую, хозяйственную и вспомога-тельную (рис. 8).
На сегодняшний день Мегино- Богородская церковь является единственным сохранившимся архитектурным памятником первой четверти XIX в. в Заречных Улусах. Создание музейного комплекса позволит представить богатую историю Мегино-Кангаласского улуса и станет тури-стической точкой архитектурного наследия улуса и всей Якутии. Создание музея будет способ-ствовать сохранению архитектурного памятника, находящегося в аварийном состоянии, а также восстановлению утерянных историко-архитектурных объектов.
Список использованных источников
1. Юрганова И.И. Церкви Якутии: Краткая история. — 2-е изд., перераб. и доп. — Якутск, 2010. — С. 139-140.
2. Таптыыр, ахтар Алтаммыт / Саха Респ. Аммаулуухун Алтаннэhилиэгиндьаhалтата; Хо-
193
муйанонордулар Окороков В.Д. уо.д.а.-Дьокуускай: Бичик, 2002. (Любим и скучаем по Ал-танскому наслегу/ Администрация Алтанского наслега Амгинского улуса Республики Саха (Якутия).
3. Макаров Д. 150 саастахтутуу/150-летняя постройка/ О создании Бютейдяхской церкви Мегино-Кангаласского района // Кыым. — 1971. —3 июня.
4. Ополовников А.В, Ополовникова Е.А. Деревянное зодчество Якутии — Якутск: Изд-во Переплет, 1983. — С. 49-52.
5. Кижи - музей-заповедник [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Кижи_(музей-заповедник) (дата обращения 31.03.14.).
6. Официальный сайт Якутской и Ленской епархии Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. — URL: http://pravyakutia.ru/content/biutejdiah_museum.html (дата обращения 21.04.15.).
Рис. 1. Мегино-Богородская церковь, материалы натурных исследований авторов
Рис. 2. Росписи на южной стене церкви, материалы натурных исследований авторов
Рис. 3. Сохранившиеся печи, материалы натурных исследований авторов
Рис. 4. Церковно-приходская школа, снимок из архива Музея с. Бютейдях
Рис. 5. Дом священнослужителей / Зимнее жилище якутов — так называемый «русский дом». Публикуется по: Ополовников А.В, Ополовникова Е.А. Деревянное зодчество Якутии
Рис. 6. Хозяйственная постройка церкви (амбар), материалы натурных исследований авторов
Рис. 7. Петропавловская часовня. Публикуется по: Таптыыр, ахтарАлтаммыт / Саха Респ. Аммаулуух унАлтаннэhилиэгиндьаhалтата; Хомуйанонордулар Окороков В.Д. уо.д.а.-Дьокуускай: Бичик, 2002
Рис. 8. Генеральный план Музейного комплекса православия. Предложение авторов