Научная статья на тему 'Концепция комплексной программы «Средовой кадастр города»'

Концепция комплексной программы «Средовой кадастр города» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
121
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН / СРЕДА ГОРОДА / "СРЕДОВОЙ ПОДХОД К АРХИТЕКТУРНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ / СРЕДОВОЙ РАЙОН / КАДАСТР / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ГОРОДА / ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция комплексной программы «Средовой кадастр города»»

КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «СРЕДОВОЙ КАДАСТР ГОРОДА»

Т.В. Каракова

СамГАСУ

Сохранение бесконечного многообразия ликов города и своеобразия каждого из них невозможно без знания средовых характеристик каждого планировочного фрагмента и разработки «средовой типологии» города в целом. «Средовой кадастр городского округа Самара» как программный документ позволит улучшить функционально-эстетические качества городской среды, рационально использовать материальные средства, привлеченные из различных форм собственности на благоустройство города, его мощение, озеленение, обводнение, проведение ремонта городских объектов. подразумевает получение максимального социально-культурного эффекта, при котором исчезает противопоставление периферийных и центральных территорий города по потребительским качествам, а только сохраняется разница между номенклатурой предоставляемых населению услуг и концентрацией наиболее ценных исторических объектов.

Целью данной программы является получение высокого морально-этического эффекта, проявляющегося в воспитании чувства гордости и патриотизма горожан, в знакомстве подрастающего поколения с историческими корнями «малой Родины», в формировании «памяти места» в сознании жителей и гостей губернской столицы.

С научно-проектной точки зрения она является логическим сопровождением ряда положений Генерального плана города, вооружая специальные подразделения системы управления городом конкретными рекомендациями по формированию эстетической композиционно-пространственной среды городского округа Самара, представляет собой инструмент градорегулирования.

Сегодня городской округ Самара занимает важнейшие позиции в геополитической системе России. Жители губернской столицы хотят видеть нашу малую Родину в прекрасном состоянии. Цвет, композиция, ландшафтный дизайн, подсветка и прочие факторы воплощают индивидуальность города, формируют его облик, отражают степень его развития.

Для г.о. Самара не разработаны рекомендации по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в архитектуре города. Назрела необходимость создания карт визуального «загрязнения» города, которые позволят представить масштабы бедствия и наметить пути улучшения визуальной среды. Город и его периферийные районы практически лишены городской скульптуры, объектов артдизайна. Крупнейший волжский город имеет незначительное число фонтанов и водных зеркал, благоустроенных скверов и бульваров. Основная их масса сосредоточены в центральной исторической части города. Помимо цветодизайна, жизнь современного города невозможна без искусственного освещения. Проблема све-тодизайна российских городов, среди которых Самара занимает видное место, становится сегодня наиболее актуальной и, только в первом приближении, обусловлена следующими факторами:

1. В городе минимизировано количество освещаемых городских объектов (при том, что освещение играет функциональную и эстетическую роль, наполняет архитектурные

3/2009 ВЕСТНИК

композиции новым содержанием, становится ориентиром для горожан в пространстве улиц, площадей и парков, является мощнейшим инструментом формирования зрительных образов и впечатлений).

2. Отсутствует грамотный подход к решению светодизайна городской среды: игра теней на фасадах зданий, ландшафтных объектах является следствием их освещенности и, в отсутствии продуманных действий, может уничтожить композиционные достоинства объекта и его фактуры.

3. Для городских пространств не разработаны принципы создания световых ансамблей.

4. Не разработан механизм социализации репрезентативных пространств города с использованием возможностей светодизайна, притом, что искусственный свет является мобильным носителем информации.

5. Игнорируется коммерческий эффект светодизайна по повышению потребительских качеств отдельных районов и участков городской среды.

6. Нарастает упущенная коммерческая выгода по активному размещению объектов светового дизайна в городской среде (подсветка фонтанов, бассейнов, скверов, газонов, скульптуры, декоративных оград и прочего).

7. Отсутствует координация субъектов - участников формирования светодизайна городской среды.

Занимая самую активную позицию в формировании экологически визуального, познавательного и композиционного пространства города, светодизайн выступает средством социализации населения, повышения популяризации архитектурных стилей, инвестиционной привлекательности участков городской среды. Реклама стала неотъемлемой частью дизайна городской среды и получения дохода муниципалитетом, поэтому требует регулирования и управления со стороны специалистов. Учитывая складывающийся дефицит городских земель, нерачительным представляется существование малоосвоенных озелененных пространств города, а также функционирование ряда городских площадей «в свободном режиме». Включая ряд исторически важных зон и районов города, среди которых Самарский и Ленинский, требуют повышенного внимания специалистов в обеспечении условий социального и эстетического комфорта. Можно выделить ряд кварталов, в которых сохраняется «дух времени» и особый колорит места. При этом исторические кварталы - зоны сосредоточения и жилых функций, а проживание в старой части города связано с проблемой организации сферы тор-гово-бытового обслуживания. Необходима увязка форм осуществления повседневных функций жизнедеятельности и стандартов проживания с характером реконструктивных мероприятий.

В процессе эволюции территориально-пространственной организации городского пространства и изменения социально-экономических условий неизменным остается стремление горожан получить максимум торгово-бытовых услуг в максимальной близости от места проживания, либо - попутно маршрутам к местам приложения труда. Социально-экономическая целесообразность упорядочения торгово-обслуживающих функций на территории административных районов г.о. Самара предопределена активным развитием мелкорозничной торговли различных форм собственности. Ее хаотичная дислокация создает чересполосицу зон концентрации подобных объектов, либо - их нехватку. Торговые объекты часто расположены в зонах, нарушающих комфортность проживания местных жителей. В районах исторических центров наблюдается выхола-

щивание торгово-бытовых объектов с ассортиментом товаров повседневного спроса. Их место занимают крупные торговые центры избирательного характера.

Развивающаяся в городе многоступенчатая сеть объектов питания (рестораны, кафе, патио, пиццерии, закусочные и пр.) становится все более востребованной горожанами. Сеть среднестандартного уровня обслуживания пользуется особой популярностью и становится сегодня необходимым атрибутом жизни города - ланч, обеды для работников предприятий, фирм, учебных заведений, проведение торжеств и досуга в вечернее время для жителей района и гостей города. Размещение объектов торгово-бытового обслуживания на территории районов вне учета сложившегося пешеходного и транспортного каркаса, функционального назначения территориально-пространственных зон, узлов социальной активности часто приводит либо к дублированию объектов, либо - к формированию жилых кварталов, лишенных таких объектов. Между тем, торговля как никакая другая функция активна по отношению к формированию планировочной структуры города и является лидером в создании социально значимых узлов, представляет собой важнейшую сферу жизнедеятельности человека в социально освоенном пространстве. Для отдельных участков городской среды торгово-обслуживающие объекты становятся композиционноформирующим фактором, определяющим эстетические характеристики среды, создающим новые объемно-пространственные, цветовые и световые образы.

Специалисты, рассматривая средовой подход к решению градостроительных задач как современное состояние художественного сознания, определяют его как «мировосприятие человека ХХ1 века». Под воздействием средового подхода объект архитектуры воссоединяется с произведением ландшафтной архитектуры, благоустройства, рекламой, социально-историческим контекстом места, превращаясь в городскую среду.

Потенциал каждого участка среды складывается из анализа комплексного развития территории (коммерческой активности и сервиса, комфортности элементов благоустройства и жилья, развитости системы транспортного обслуживания, роли в коммуникационно - обслуживающей системе города, способности генерировать и привлекать потоки населения, развитости и доступности мест приложения труда, ландшафтно-компо-зиционной организации и цветовой палитры города).

При таком подходе задачи городского дизайна становятся конкретными для каждого участка среды, при всем том, что сохраняется главная цель - создание в городе разнообразной ориентационно- психологической связности среды и персонализации отдельных участков в сознании горожанина.

Повышенного внимания специалистов требуют участки городской среды, обладающие пограничными свойствами - особое внимание уделяется «промежуточным пространствам», располагающимся на стыках улицы или площади с жилыми кварталами. Инвесторы крайне заинтересованы в выявлении резервов для нового строительства, которые есть во внутриквартальных пространствах.

Программа городского дизайна должна учитывать условия восприятия выразительности пространства и характер кадрирования фрагментов среды - функциональных, символических и визуальных; дифференцироваться с учетом зон различной социальной активности населения, репрезентативности среды и предлагаемых населению услуг.

Важнейшей составной частью программы является разработка мероприятий по озеленению города, подбору растений по экологическим, эстетическим, физическим и

3/2009 ВЕСТНИК

колористическим характеристикам. Основываясь на основных положениях предполагаемой к разработке «Цветовой карты города», данные мероприятия становятся неотъемлемой частью целостной программы создания эстетической среды города.

Постиндустриальное развитие города в условиях рыночной экономики имеет свои особенности и диалектические закономерности. Наряду с реабилитацией периферийных территорий города жизненно необходимым является и движение капитала в исторический центр, что обеспечивает расширение объема «центральных» функций, смену стандартов жизни, реконструкцию инженерной инфраструктуры. В этой зоне городской среды процесс принятия проектных решений сложен и затрагивает множественность интересов инвесторов, архитекторов, жителей города, инженерных служб, органов охраны и использования памятников истории и культуры. Проектный процесс требует разработки научно обоснованных рекомендаций в сфере дизайна городской среды, сущность которого все больше занимает не только дизайнеров и архитекторов, но и социологов, культурологов, философов и других представителей социально-гуманитарного знания. Дизайн среды выступает выражением проектной культуры постиндустриального общества, средством реабилитации и сохранения индивидуальности города, его исторического наследия.

В связи с усложнением мира, расширением информационного поля культуры изменяется не только предметно-пространственная среда человеческого окружения, но ценностно-смысловые и эстетические параметры ее функционирования. Дизайн рассматривается как ресурс развития социо-культурного пространства, в котором человек может реализовать свою потребность в гармонизации среды своего обитания на локально-замкнутых территориях. Состояние материально-пространственной среды города, сохранение и преумножение его ценностно-ориентационной среды, архитектурной и ландшафтной композиции, колористическое и световое оформление и другие характеристики, формирующее его потребительские качества, становятся сегодня объектом градорегулирования. Анализ показал, что в рамках разработки генерального плана города эти вопросы остаются нерешенными. Современное градостроительство оперирует активно терминами «среда города», «средовой подход к архитектурному проектированию», «средовой район», под которыми понимается только учет ландшафтно-экологи-ческого аспекта, или своеобразные историко-архитектурные, планировочные и функциональные особенности застройки.

Создание программных документов, регулирующих палитру вопросов средового дизайна города, требует нового содержательного подхода к определению места и роли средового дизайна в разработке генерального плана города.

Кадастры ведутся почти во всех странах мира и непосредственно связаны с понятиями учета, оценки состояния и использование естественных ресурсов, инженерной деятельности, экологии и предусматривают выделение однородных по своим правовым и экономическим условиям территориальных единиц, их картографирование и описание их количественных и качественных характеристик. Различают кадастр земельный, водный, лесной, кадастр месторождений полезных ископаемых, животного мира. Термин «кадастр» чаще всего связывают с понятием «недвижимость».

Применительно к вопросам развития городского дизайна понятие кадастра может быть расширено, включая помимо системы данных, необходимых для налогообложения объектов недвижимости и регистрации юридических прав, определение качественного состояния участков городской среды, ее диагностику, перспективы преобразования и

использования, композиционные и колористические характеристики, вопросы размещения и содержания рекламы, световой дизайн, ландшафтный дизайн и прочее. Кадастровая оценка позволяет прогнозировать потребительские качества среды и предполагаемый размер дохода, получаемого на различных участках городской среды.

Разработка средового кадастра города является основой формирования социо-куль-турного пространства города. Он предусматривает:

а) возрождение и создание культурных ценностей;

б) развитие и обслуживание творческой деятельности населения;

в) распространение, сохранение и общественное использование в материально-пространственной среде всех видов культурных ценностей;

г) создание единого социо-культурного пространства, социо-культурной и досуго-вой деятельности населения;

г) совершенствование структуры и методов управления единым социо-культурным пространством области г.о. Самара

Литература

1. Цойгнер У Учение о цвете. - М.: «Стройиздат», 1971.- 158 с.

2. Ефимов A.B. Колористика города. -М.: «Стройиздат», 1980.- 215 с.

3. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования: Учеб. пособие. - М.: «Архитектура-С», 2004.- 312 с.

4. Сэндидж Ч.Г., Фрайбургер B. Реклама: теория и практика.- М.: «Прогресс», 1989.- 630с.

5. Н.И. Щепетков Световой дизайн города: Учеб. пособие-М.: «Архитектура-С»,2006.-320 с.

Ключевые слова: (дизайн, городская среда, средовой дизайн, среда города, «средовой подход к архитектурному проектированию, средовой район, кадастр, генеральный план города, градоре-гулирование)

Рецензент: Директор института АиД СГАСУ, зав. каф. «Градостроительство», док. арх., проф., член-корр. РААСН, академик МАНЭБ - Ахмедова Е.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.