Научная статья на тему 'Концепция формирования профессиональной культуры студентов вуза'

Концепция формирования профессиональной культуры студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / PROFESSIONAL CULTURE OF STUDENTS / QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Галина Анатольевна

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования личности студента будущего экономиста; дается представление о профессиональной культуре и ее роли в социально-педагогических условиях. Представлены основные подходы и стандарты, определяющие связи с целым комплексом личных способностей, наиболее важных при формовании профессиональной культуры студентов. В статье сформулированы цели высшего образования, предполагающие реализацию следующих важных задач: необходимость развития личности в интеллектуальном, культурном и нравственном отношении, создание условий для развития и совершенствования студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущина Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF FORMATION OF UNIVERSITY STUDENT'S PROFESSIONAL CULTURE

The article describes the problem of forming a future economist'spersonality in the higher educational establishment. It gives the notion of the professional culture and its basing in the social pedagogic context. It shows the basic approaches and standards, determining the connections with the whole complex of personal abilities which are especially significant when molding students' professional culture. This article formulates the aims of higher education supposing the realization of the following main tasks: the personality's necessity in the intellectual cultural, moral development and making conditions for future student's developing and perfecting.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования профессиональной культуры студентов вуза»

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №2

УДК 378.03

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Г.А. Гущина

THE CONCEPT OF FORMATION OF UNIVERSITY STUDENT'S PROFESSIONAL

CULTURE G.A. Gushina

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы формирования личности студента - будущего экономиста; дается представление о профессиональной культуре и ее роли в социально-педагогических условиях. Представлены основные подходы и стандарты, определяющие связи с целым комплексом личных способностей, наиболее важных при формовании профессиональной культуры студентов. В статье сформулированы цели высшего образования, предполагающие реализацию следующих важных задач: необходимость развития личности в интеллектуальном, культурном и нравственном отношении, создание условий для развития и совершенствования студентов.

Ключевые слова: профессиональная культура студентов; качество профессионального образования; рыночная экономика.

Abstract. The article describes the problem of forming a future economist'spersonality in the higher educational establishment. It gives the notion of the professional culture and its basing in the social pedagogic context. It shows the basic approaches and standards, determining the connections with the whole complex of personal abilities which are especially significant when molding students' professional culture. This article formulates the aims of higher education supposing the realization of the following main tasks: the personality's necessity in the intellectual cultural, moral development and making conditions for future student's developing and perfecting.

Key words: professional culture of students; the quality of professional education; market economy.

Современное состояние развития российского общества, успехи российской экономики в построении рыночных отношений, общая культура населения, включая профессиональную, оставляют желать лучшего. Важную роль в изменении этой ситуации должны сыграть повышение качества профессионального образования, подготовка выпускников экономических вузов к работе в новых экономических условиях. Именно они должны выступить своего рода новаторами экономического мышления и поведения в нашей стране. На смену традиционному представлению об экономике как науке о нормативах производства и движения товаров должно прийти современное понимание экономической действительности как продукта деятельности и отношений людей, их поведения в условиях возрастающих потребностей и ограниченности ресурсов, специфики экономических задач, которые предстоит решать выпускникам экономических факультетов на профессиональном уровне [1].

Исходя из динамического изменения современной социоэкономической ситуации, от экономиста требуется адекватное понимание предмета экономической науки и экономической деятельности, умение видеть в структуре бытия и инновационных проектах человека, собственно экономические задачи и выстраивать стратегию их решения на основе современных концепций экономического выбора, адекватно понимать собственные возможности влиять на экономические процессы, включая стратегию организации, проектировать и моделировать различные сферы деятельности на основе прогноза их

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №2

экономических последствий. Профессиональный экономист вынужден принимать решения по самым острым и болезненным вопросам, беря при этом ответственность на себя. В соответствии с этим экономист-профессионал должен обладать адекватной профессиональной культурой.

Расширение предмета экономики как науки, изучающей поведение людей в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange), исследующей не товарно-денежные отношения, а человека, ищущего наиболее оптимальные пути реализации своих потребностей и себя как целостности в окружающем мире, потребовало поиска и методологической основы проектирования профессиональной культуры как личностного феномена, как позиции, как инструмента самореализации и как сферы деятельности [2]. Рассматривая экономическую культуру как деятельность, мы обретаем инструмент объяснения и проектирования всех новообразований в этом феномене

Задача приобщения к культуре будущего экономиста требует от системы образования построения целостных и фундаментальных разработок в области целевых, содержательных и процессуальных аспектов профессиональной подготовки специалистов, ориентированных на рыночную экономику применительно к реалиям отечественной социально-экономической, культурной, этнодемографической хозяйственной практики, отвечающим национальным интересам страны в эпоху глобализации.

Однако утвердившиеся в последнее время образовательные модели носят большей частью характер непродуманного заимствования западных образовательных конструкций обучения экономической деятельности. Эти модели несут в себе идеологию рыночного фундаментализма, не оставляющую шансов реального влияния конкретного человека на стихию рынка. Так, учитель «продвинутой» части российской бизнес-элиты Фридрих фон Хайек ещё на исходе минувшего века декларировал необходимость изъятия из экономической деятельности природных человеческих инстинктов солидарности и сострадания. В такой идеологии уже нет места гуманности, справедливости, нравственности, совести [3].

Результаты экономической пoдгoтoвки в российских учреждениях высшего прoфессиoнальнoгo oбразoвания говорят об отсутствии изменений в личнoстных характеристиках выпускнишв, существенных для деятельнoсти в качестве субъекта экономики. Так, например, если фoрмирoвание навышв делoвoгo oбщения встречается дoстатoчнo часто в прoграммах, то такие цели, как развитие твoрческoгo готенциала будущих экономистов, фoрмирoвание нравственных oриентирoв профессиональной деятельности, oтсутствуют. Дoстатoчнo прoблемными являются представления учащихся o мoральнoй стoрoне профессиональной деятельности. Дo сих пoр ведущим мoтивoм, существенным для мoлoдежи в их oриентации на занятие профессиональной деятельностью в области экономики является вoзмoжнoсть голучать «легкие деньги».

Мнoгие исследoвания пoказывают, что испoльзoвание ^временных oбразoвательных технoлoгий, прежде всего метoдoв активнoгo oбучения, сто^бто издать услoвия для перевoда голучаемых знаний в деятельнoстную фoрму и пoвысить мoтивацию учащихся, а рефлексивная позиция учащихся к своим знаниям и способностям позволит их реализовать в интересах других, в интересах служения обществу при сохранении гармонии между потребностями своего «Я» и требованиями профессионального сообщества [2].

Наличие профессиональной культуры будущего экономиста проявляется в том, что он по-настоящему обладает знанием «социального организма», а значит понимает социально-экономические, общественные, политические отношения, умеет ориентироваться в профессиональных и общественных процессах, ориентирует деловые предложения в организации на улучшение существующей системы, самостоятельно ставит и решает профессиональные задачи, то есть обладает общекультурными и экономическими

[3].

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №2

компетентностями, что соответствует федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования.

Для того чтобы процесс формирования профессиональной культуры будущих экономистов в вузе проходил успешно, целесообразно отобразить его в виде модели, в виде четырех компонентов: целевого, содержательного, операционно-деятельностного и аналитико-диагностического.

I. Целевой компонент. Целью процесса формирования профессиональной культуры студентов в вузе является определение конечной цели процесса и целей отдельных этапов, основных направлений работы, выявление психолого-педагогических условий, средств, форм и методов работы, способствующих формированию уровня, адекватного ее основным критериям, и разработка научно-методических рекомендаций по применению модели в вузах.

II. Содержательный компонент представлен как задачно-ситуационный способ моделирования основных проявлений профессиональной культуры экономиста. Процесс решения экономических задач основан на реализации проектов различной экономической деятельности - от постановки задачи до презентации готового продукта.

Проектирование и конструирование студентом своей профессиональной роли - это такое ее отражение, которое, во-первых, дает будущему экономисту правильное и полное представление о целостной профессиональной роли экономиста (от целеполагания до самоанализа процесса и результатов деятельности) и, во-вторых, позволяет ему в процессе обучения овладеть способами выполнения профессиональной роли настолько полно, что обеспечивает безболезненный переход к реальным профессиональным функциям [2].

Проектирование, с одной стороны, выступает как моделирование профессиональной деятельности, к которой готовят студентов (модель деятельности), с другой - содержания образования (модель подготовки). В качестве таких моделей выступают, с одной стороны, система общекультурных и профессиональных компетенций, с другой - учебные планы и учебные программы (содержание учебной информации и комплекс учебных задач, обеспечивающих формирование системы знаний, умений). Суть его состоит в том, что студенты воспроизводят профессиональную деятельность и профессиональные роли в процессе обучения в специально созданных условиях, когда эта деятельность носит условно профессиональный характер, а при выполнении действий и операций отражает лишь наиболее существенные ее черты [4].

Цели и задачи проектирования и конструирования профессиональной роли продуктивно формулируются лишь в том случае, когда, во-первых, студент видит желаемое (идеальное) состояние объекта, во-вторых, когда при возникновении проблемной ситуации обнаруживаются условия, средства и ресурсы, необходимые для ее изменения в оптимальном направлении. Проблемные ситуации формулируются студентами в виде профессиональных задач, которые впоследствии относятся к определенному классу.

Проектирование и конструирование студентами будущей профессиональной деятельности направлено на решение задач формирования профессиональной культуры студентов в условиях вуза.

1. Освоение проектной деятельности как эффективного, комплексного способа решения ряда профессиональных задач.

2. Освоение организации различных видов проектной деятельности в экономической сфере (составление стратегических планов экономической деятельности организаций, бизнес-проектов, маркетинговых, организационно-управленческих и др.).

3. Самостоятельное приобретение экономических знаний, умений и навыков с помощью проектных технологий.

4. Выявление и освоение основных функций и возможностей конструирования проектных технологий.

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №2

5. Освоение студентами методов экономического, проектного, критического мышления.

6. Освоение методов, способствующих повышению эффективности индивидуальной и командной деятельности по разработке и реализации экономических проектов.

7. Обучение самостоятельному распознаванию проблемных ситуаций и отнесению их к определенному классу экономических задач.

8. Овладение навыками проектного и критического анализа проблемных ситуаций.

9. Развитие умения оперативно определить «точку выбора» в той или иной проблемной ситуации, осознанно осуществить постановку оптимальной экономической задачи.

10. Освоение основных технологий целеполагания, стратегического экономического планирования.

11. Освоение основных методов и алгоритмов разработки авторской идеи до уровня экономического проекта.

12. Освоение общих схем построения презентации проекта экономической деятельности.

13. Овладение навыками деловой коммуникации и конструктивного сотрудничества в команде.

14. Усвоение нравственно-этических принципов поведения экономиста, соответствующих таким документам как «Кодекс этики профессионального бухгалтера», «Кодекс этики аудитора» и др.

В качестве психолого-педагогических условий формирования профессиональной культуры студентов в вузе обоснованы: пересмотр образовательных программ в интересах их более тесной увязки с процессом формирования профессиональной культуры и профессиональной деятельностью; участие социальных партнеров в формировании профессиональной культуры будущих экономистов; обеспечение студентам условий совмещения работы и учебы; развитие совместными усилиями всеми участниками педагогического процесса профессионально значимой среды вуза.

Процесс формирования профессиональной культуры студентов вуза осуществляется в несколько содержательно-временных этапов:

- первый этап включает в себя профориентационную работу среди учащихся школ, направленную на выбор экономических специальностей и направлений (проф.информацию, проф. пропаганду, проф. консультацию);

- второй этап включает проф.диагностику и проф.отбор на конкретные экономические направления с выявлением (с помощью специальных методик) профессиональных намерений, профессиональных интересов, профессиональных возможностей личности;

- третий этап - это профессиональное становление.

III. Операционно-деятельностный компонент составляют формы и методы работы, направленные на формирование профессиональной культуры будущих экономистов в вузе, на практическое ознакомление с целостной моделью профессиональной деятельности экономиста и приобретение студентами не только элементарных, но и сложных (комплексных) профессиональных знаний и умений, а также на формирование профессионально значимых качеств личности и ценностно-мотивационных ориентаций.

Профессиональные пробы осуществлялись при помощи следующих методов: методика информационной и симуляционной техники; деловые игры (обучающие, практические, проектные, исследовательские); метод «Конкретных ситуаций»; «Кейс-стади»; методика «Ассесмент-центр»; метод «Экспертных оценок»; решение профессиональных задач (ситуационные, практические, учебно-профессиональные, типовые профессиональные задачи, аналитические задачи, комплексные задачи).

Использование представленных методов позволяет решать следующие задачи:

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №2

- представить как проблемные самые различные профессиональные ситуации: хозяйственные, управленческие, инновационные, конфликтные - в многообразии факторов и взаимодействий, влияющих на реальный трудовой процесс;

- находить нестандартные самостоятельные решения проблемных профессиональных ситуаций;

- выделить, имитировать и сделать понятными профессиональные связи, функции, задачи, которые в реальной экономической деятельности находятся в сложном и многослойном переплетении и потому являются сложными для освоения;

- найти и выработать оптимальные для типичной ситуации действия;

- повторять отдельные упражнения и их элементы для развития практических навыков;

- повысить эффективность усвоения профессиональной роли экономиста на основе принципа обратной связи;

- повысить интерес, мотивацию к освоению системы общекультурных и профессиональных компетенций.

Данная методика использовалась при организации учебной (дисциплины профессионального блока), научной и внеучебной работы студентов. Формами организации данной деятельности в исследовании являются следующие: семинарские, лабораторные и практические занятия, учебные и производственные практики, НИРС, конкурсы, профессиональные клубы, праздники, выставки и т. д. Результаты использовались в научно-исследовательской работе студентов (выступление на конференциях, написание курсовых и выпускных квалификационных работ).

IV. Результативно-аналитический компонент проявляется при соотнесении результатов усвоения опыта профессиональной культуры будущим экономистом, с критериями, адекватными уровню сформированности профессиональной культуры.

Таким образом, сущность профессиональной культуры студента вуза понимается как интегративная (несводимая к сумме составных частей) система общекультурных и профессиональных компетентностей специалиста данной сферы, позволяющая ему решать профессиональные задачи на уровне современных достижений экономической науки и опыта и испытывать удовлетворенность и чувство самореализации в избранной профессиональной сфере.

Профессиональная культура студента вуза формируется в соответствии с уровнями:

Первый уровень - это теоретические представления студентов о сложившейся экономической культуре социума, знания о современных достижениях экономической науки и опыта, наилучших образцах экономического мышления и практики, ценностное осмысление теории и практики, принципов и результатов экономической деятельности в мировом масштабе.

Второй уровень - у студентов вуза возникает потребность в самореализации профессиональных способностей в виде поэтапного опыта восхождения от замысла к решению экономической задачи, опыта создания экономического продукта и экспертизы его гуманитарной ценности.

Третий уровень. Профессиональная культура указанного уровня является субъективным выражением объективно сложившейся экономической культуры.

В качестве критериев сформированности профессиональной культуры приняты следующие:

- принятие социального и личностного смысла профессиональной деятельности;

- переживание профессиональной деятельности в сфере экономики как процесса творческой самореализации;

- владение ориентировочной основой различных видов и направлений экономической деятельности, аппаратом экономического мышления;

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №2

- умение воспринимать и анализировать процессы окружающего мира как экономическую ситуацию, самостоятельно формулировать проблему в виде экономической задачи;

- критически относить бытийные проблемы к определенному классу экономических

задач;

- владение опытом разработки стратегий решения различных экономических задач и прежде всего задачи на принятие экономической модели в условиях ограниченных ресурсов;

- опыт самоанализа своей профессиональной эффективности на основе выработанных в личном опыте критериев.

Таким образом, в структуре содержания экономического образования выделяется особый надпредметный (метапредметный) компонент - опыт реализации компетентностей, входящих в структуру профессиональной культуры экономиста, он актуализируется в образовательном процессе посредством ситуационного моделирования экономических проблем, отражающих реализацию целостной экономической деятельности - от постановки задачи до презентации готового продукта.

1. Гущина Г.А. Уровневый анализ процесса формирования профессиональной культуры будущих экономистов в вузе // Казанский педагогический журнал, 2013. № 3. С.

2. Гущина Г.А. Проблемы формирования профессиональной культуры будущих экономистов в вузе // Современные исследования социальных проблем, 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http:// sisp. nkras. ru/ e-ru/ issues/ 2013. html.

3. Гущина Г.А. Концептуальные основания формирования профессиональной культуры как надпредметного интегративного компонента содержания экономического образования // Современное университетское образование: общемировые тенденции и национальные особенности: материалы международной научной конференции, посвященной 15-летию университета «Туран-Астана». Астана: Университет «Туран-Астана», 2013. С. 123-

4. Guschina G. A. The content component of economic education connecting with real life for the formation of the professional culture of the students of higher education institution // Eastern Eiropean Scientific Jornal: AURIS Kommunicktions-und VerlagsgesallschaftmbH, Ausgabe 2-

Гущина Галина Анатольевна ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», г. Черняховск, Россия, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психолого-педагогических дисциплин, директор МБОУ СШ №1 г. Гвардейск, Россия, E-mail: g-guschina@mail.ru

Gushina Galina Anatolevna SEI HE KR «Pedagogical Institute», Chernyakhovsk, Russia, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Psychology and Educational Sciences, Director of the MBEI of secondary school № 1, Gvardeysk, Russia.. E-mail: g-guschina@mail.ru

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

45-49.

130.

2014. P.265-272.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Вестник науки и образования Северо-Запада России

http://vestnik-nauki.ru/ -------

2016, Т. 2, №2

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с автором статьи: 236029, РФ, Калининградская область, г. Калининград, ул. Озерная, д.5., кв.30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8-(911)-4795219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.