Научная статья на тему 'Концепция формирования информационной компетентности будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования (СПО)'

Концепция формирования информационной компетентности будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования (СПО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / INFORMATION TECHNOLOGY LITERACY / INFORMATION TECHNOLOGY / CULTURE / INFORMATION AND TECHNOLOGICAL COMPETENCE / FORMATION AND DEVELOPMENT OF IT-COMPETENCE / TASKS AND FUNCTIONS OF INFORMATION AND TECHNOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замара Елена Викторовна

В статье представлена концепция формирования информационной компетентности будущих специалистов по туризму средствами интегративного курса, внедряемого в учебный процесс в системе СПО. Аргументирована важность и актуальность внедрения такого курса, описаны его цели и задачи, общекультурные и профессиональные компетенции, которые будут сформированы после его изучения. Описана структура, основные принципы, положенные в основу моделирования программы и содержания курса и условия его организации: материально-техническое обеспечение, методические рекомендации по организации изучения дисциплины, актуальные и активные методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замара Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF FORMATION THE TOURISM SPECIALISTS' INFORMATION COMPETENCE AS A BASIC COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE

In this article, a concept of formation the tourism specialists' information competence through an integrative course implemented in the educational process is presented. Here, importance and urgency of implementing such course is reasoned; described its goals and objectives, as well as cultural and professional competencies that will be built as a result of the study. The article describes the structure of the course, the main principles that serve as a basis for the program modeling and the course content, as well as the conditions of its organization, such as logistics support, methodical recommendations on how to organize the learning process, and modern and active training methods.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования информационной компетентности будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования (СПО)»

психолого-педагогическое Е.В. Галеева, И.А. Галкина

направление ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИГНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ...

7. Власенко С.В., Пустовалова Н.И. Проектирование 8. Гаранина Е.А., Филатова И.В. Оппозиции в тек-

образовательной деятельности дошкольников на основе стах сказок как средство обогащения словаря дошколь-

вариативно-модельного подхода // Азимут научных ис- ников // Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С.

следований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 5-7. 22-25.

PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOLINGUISTICS ASPECTS VERBALIZATION OF EMOTIONS IN PRESCHOOLERS

© 2014

E.V. Galeeva, the senior lecturer of the chair «Psychology and pedagogy of preschool education» I.A. Galkina, candidate of psychological Sciences, associate Professor of the chair «Psychology and pedagogy of preschool education»

East Siberian state Academy of education, Irkutsk (Russia)

Annotation: In the article the fundamental theories of forming of process of development of emotions and mechanisms of their psychological and linguistic providing are examined for the children of preschool age

Keywords: emotions, categorizing of emotions, verbalization, emotive vocabulary, emotive senses, lexical semantics.

УДК 378.621.397

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПО)

© 2014

Е.В. Замара, аспирантка, преподаватель информационных технологий Самарского государственного колледжа сервисных технологий и дизайна

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье представлена концепция формирования информационной компетентности будущих специалистов по туризму средствами интегративного курса, внедряемого в учебный процесс в системе СПО. Аргументирована важность и актуальность внедрения такого курса, описаны его цели и задачи, общекультурные и профессиональные компетенции, которые будут сформированы после его изучения. Описана структура, основные принципы, положенные в основу моделирования программы и содержания курса и условия его организации: материально-техническое обеспечение, методические рекомендации по организации изучения дисциплины, актуальные и активные методы обучения.

Ключевые слова: компетентность, ключевые компетенции, информационная компетентность, формирование информационной компетентности.

Современное общество постепенно приходит к пониманию необходимости формирования информационной компетентности как важной социальной задачи. В связи с этим важность и актуальность разработки комплексной программы формирования информационной компетентности обусловлены рядом факторов, которые были выявлены в ходе исследования.

Во-первых, развитие компетентностного подхода в образовании привело к появлению понятия «ключевые компетенции», одной из которых многие исследователи считают информационную компетентность (Н.Н.Абакумова, С.В.Тришина, Л.В.Бурындина, А.В.Хуторской) которую рассматривают как составляющую профессиональной компетентности (Б.С.Гершунский, В.В.Шапкин, Н.Х.Насырова, О.А.Кизик, Т.А.Гудкова, И.А.Зимняя); во взаимосвязи с категориями «компьютерная грамотность», «информационная культура», характеризующими уровень развития личности; как составляющую информационной культуры личности (Н.И.Гендина, Н.И.Колкова, Г.А.Стародубова, И.Л.Скипор, Ю.С.Зубов, В.А.Фокеев, С.Д.Каракозов). Мы, вслед за О.Н.Ионовой и В.Н.Аниськиным полагаем, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно-коммуникационных технологий и опыта их использования, а так же способность совершенствовать свои знания, умения и принимать новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств [1, 2].

Во-вторых, проведенный анализ новых федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения системы среднего профессионального образования (ФГОС СПО) позволяет сделать вывод о том, что успешное освоение большей части общекультурных и профессиональных компетенций, а значит и успешное

осуществление своей профессиональной деятельности основывается на информационной компетентности.

В-третьих, анализ данных исследования уровня информационной компетентности показал, что уровень информационной компетентности у студентов оказался недостаточно высоким. Это связано с тем, что информационная подготовка будущих специалистов по туризму в системе профессионального образования в основном ведется в рамках учебного процесса и ассоциируется с овладением навыками работы с персональным компьютером [3-7]. Сложный междисциплинарный целостный процесс формирования информационной компетентности подменяется монодисциплинарным подходом и сводится к обучению работе аппаратным и программным обеспечением компьютера, динамическому чтению, основам исследовательской деятельности, алгоритмам поиска в традиционных или электронных каталогах и другим подобным дисциплинам, значимость которых не вызывает сомнения. Тем не менее, изолированность и автономность данных подходов не дает возможность достичь главной цели - формирования информационной компетентности личности. Данный факт подтверждают и данные исследований Н.И.Гендиной, Н.И.Колковой, И.Л.Скипор, Г.А.Стародубовой, согласно которым, в учебных заведениях системы СПО все знания и умения, формируемые в области работы с информацией, распределяются по 4 основным направлениям: источники информации (55,5%); аналитико-синтетическая переработка информации (27,3%); библиотечное дело (16,3%); новые информационные технологии (0,9%). Однако результативность обучения невысока и авторы связывают это с отсутствием системного подхода. Так же к числу существенных недостатков информационной подготовки можно отнести неумение выражать свою информационную потребность, отсутствие умений идентификации и оценивания потенциальных источников информации, разработки стратегии поиска информации, отбора и из-

Е.В. Замара психолого-педагогическое

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ... направление

влечения найденной информации. Отдельную проблему составляет отсутствие умений анализа, обобщения, синтеза, систематизации и категоризации информации, ее критической оценки, препятствующее подготовке качественных информационных продуктов, отражающей результаты учебной деятельности. Следствием этого является стремление заменить креативную деятельность репродуктивной. Особо следует отметить отсутствие осознания своей некомпетентности в области работы с информацией.

В-четвертых, сложность ситуации усугубляется отсутствием квалифицированных педагогических кадров, владеющих методикой обучения основам информационной компетентности, а также дефицитом учебно-методической литературы и методических разработок по формированию информационной компетентности. Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что проблему формирования информационной компетентности следует решать комплексно.

В качестве рационального способа решения этого вопроса мы предлагаем осуществлять развитие информационной компетентности будущих специалистов по туризму за счет внедрения в образовательный процесс интегративного учебного курса «Информационно-коммуникационные технологии в туристическом в профессиональной деятельности» с предварительной разработкой соответствующего учебно-методического обеспечения и издания учебной литературы. В рамках курса был создан комплекс, включающий в себя рабочую программу дисциплины и практикум по курсу, внедрение которых в учебный процесс позволило решить многие важные задачи по формированию информационной компетентности будущего специалиста туристических и гостиничных услуг. Предлагаемый курс охватывает полный перечень информационных знаний и умений, начиная от осознания потребности в информации до самостоятельного производства новых информационных продуктов в соответствии с действующим законодательством.

При разработке курса мы опирались на трехкомпо-нентную модель информационной компетентности, отраженную в работе Х. Лау, написанную с опорой на зарубежные стандарты по информационной компетентности, в которой автор выделяет три основных компонента [7]:

1. Получение информации - пользователь отбирает информацию рационально и эффективно;

2. Оценивание информации - пользователь оценивает информацию критически и компетентно;

3. Использование информации - пользователь применяет/использует информацию точно и творчески.

Основная цель курса «Информационно-коммуникацционные технологии в профессиональной деятельности» - формирование информационной компетентности студентов как совокупности знаний, навыков, умений, информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимых для самообразования и для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

- формирование информационных потребностей и представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;

- освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами и информационными потребностями, освоение приемов формулирования информационных запросов;

- овладение методами анализа и синтеза информации;

- изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной 56

учебной и научно-исследовательской работы;

- освоение рациональных приемов использования информации в профессиональной деятельности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: владение культурой мышления, способности к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбора путей ее достижения (ОК-5); умение использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-9); стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10); владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15); наличие представления о роли и значении информации информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний (ОК-16); владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18); владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);

Реализации поставленных целей и задач подчинена структура курса, в составе которого выделены 3 основных раздела: «Информационные ресурсы и алгоритмы решения основных типов информационно-поисковых задач», «Аналитико-синтетическая переработка информации», «ИКТ в профессиональной деятельности».

Во «Введении» к курсу рассмотрены предмет, цели и задачи курса, отражено место курса в системе профессионального образования менеджеров, его взаимосвязь с общенаучными и профессиональными дисциплинами и курсами, формирующими профессиональную и информационную компетентность. Так же рассмотрены ключевые понятия курса: виды и структура информации, особенности научной, технической, управленческой информации, роль информации в развитии общества, информатизация общества, глобализация информационной деятельности, процесс информатизации, информационное общество, информационная компетентность и ее компоненты, необходимые для успешного обучения и осуществления профессиональной деятельности.

Целью изучения 1 раздела «Информационные ресурсы и алгоритмы решения основных типов информационно-поисковых задач» является формирование знаний об информационных ресурсах общества, источниках информации и их видах, концепции создания распределенной информационно-аналитической системы Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ), отработка умений и навыков поиска информации в информационно-поисковых системах.

Целью изучения 2 раздела «Аналитико-синтетическая переработка информации» является обучение формализованным методам свертывания информации и рациональным приемам интеллектуальной работы с текстом документа.

Целью изучения 3 раздела «Использование ИКТ в профессиональной деятельности» является овладение технологией использования информации в учебной и профессиональной деятельности с учетом требований информационной этики и прав человека в информационном обществе.

Основные принципы, положенные в основу моделирования программы и содержания курса: принцип лич-ностно-деятельностного подхода; принцип преемственности и синтеза (предполагает тесную взаимосвязь и синтез изученных студентами ранее дисциплин с курсами информатики) принцип единства и интегративности курса; принцип системности; принцип индивидуализа-Карельский научный журнал. 2014. № 1

ция и дифференциация обучения; принцип направленности будущей профессиональной деятельности студента на развитие личности студента средствами информационных технологий.

При разработке модели учебного курса, рабочей программы и практикума так же учитывались следующие психологические принципы:

1. Тщательное и детальное планирование, организация и четкая постановка целей и задач при выполнении любой учебной деятельности, направленной на формирование информационной компетентности будущего менеджера;

2. Наличие такой обратной связи между студентом и преподавателем, которая обеспечивает студенту психологический комфорт в процессе обучения;

3. Способность студента самостоятельно работать с информацией, исходя из своих информационных потребностей и интересов.

Отличительными особенностями курса

«Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» являются:

1. Полидисциплинарный характер, означающий, что курс строится исходя всей совокупности компонентов информационной компетентности и синтезирует достижения ряда научных дисциплин: информатики, логики, права, стилистики текста и др. Связь со специальными дисциплинами позволяет усилить профессиональную ориентированность курса и сделать его одним из элементов формирования профессионально компетентного специалиста;

2. Практическая направленность обучения, предполагающая овладение обучаемых знаниями и умениями решения конкретных профессиональных задач.

Условиями организации курса являются:

1. Материально-техническое обеспечение, включающее в себя наличие аудиторий с современным мультимедийным и проекционным оборудованием. Практические работы должны выполняться в специализированных классах, оснащенных современными персональными компьютерами объединенными с сеть с выходом в Интернет и программным обеспечением, в соответствии с тематикой изучаемого материала. Число рабочих мест должно соответствовать численности студентов, с целью обеспечения индивидуальной работы.

2. Выполнение методических рекомендаций по организации изучения дисциплины, предполагающих комплексное изучение курса, в интегрированной связи лекционного, практического и лабораторного вариантов освоения знаний. В лекциях излагается содержание тем программы на основе проблемного подхода с учетом требований стандарта. Практические занятия включают работу студентов с информационными ресурсами и выполнение заданий на решение управленческих задач.

3. Использование самых актуальных и активных методов обучения, соединяющих в себе конкретную теоретическую базу, практические задания, практические работы, деловые игры и анализ проблемных ситуаций (кейсов), что позволит обучающимся быстро усвоить информацию и применить новые знания на практике. Государственный образовательный стандарт третьего поколения по направлению подготовки 100401 Туризм предполагает использование следующих активных и интерактивных форм и методов проведения занятий:

- дискуссионные методы (свободные дискуссии, совещания специалистов; обсуждения профессиональных и жизненных казусов; дебаты; метапланы; мозговые штурмы (мозговые атаки) и др.); игровые методы обучения (деловые, ролевые, организационно-деятельностные или проблемно-деловые игры; инновационные игры; ситуационные игры; учебные игры и др.); тренинги (тренинги коммуникативной компетентности; тренинги профессиональной компетентности; тренинги самопознания; тренинги личностного роста и др.); разбор конкретных ситуаций (case-метод); компьютерные симуля-

ции; семинары в диалоговом режиме; интерактивные лекции; метод проектов лабораторные практикумы и практические занятия; телеконференции; работу студенческих исследовательских групп.

При разработке и проведении лекций мы опирались на принципы и одновременно критерии эффективности лекций, выделенные В.И.Андреевым [8]: научность, проблемность, системность и доказательность изложения материала; оптимальное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих функций лекций; учет особенностей аудитории; сочетание теории практики; сочетании логики изложения с творческой импровизацией преподавателя. Учитывая, что важным аспектом проведения лекции является организация обратной связи, с целью контроля над восприятием учебного материала в начале и в конце каждого логически завершенного отрезка информации студентам задавались вопросы по существу проблемы. В начале, для оценки степени осведомленности слушателей по данной проблеме, в конце - для диагностики уровня усвоения на этапе узнавания, различения и классификации только что изложенного материала. Принимая во внимание один из основных принципов дидактики - наглядность, мы старались как можно чаще использовать на лекциях наглядный материал: презентации, схемы, рисунки и др. На лекциях так же применялись элементы «мозгового штурма». Студентам предлагалось совместно вывести ту или иную закономерность, определить последовательность действий в задаваемой ситуации, обозначить причины или последствия обсуждаемого процесса или явления. Выдвигаемые предположения уточнялись и систематизировались. С целью разнообразить форму подачи материала, некоторые фрагменты лекции мы преподносили в виде вопросов, на которые предлагалось несколько вариантов ответов. После обсуждения всех вариантов объявлялся правильный ответ. Мы разделяем точку зрения Е.В.Даньшиной, которая в качестве оптимальной технологии формирования информационной компетентности рассматривает технологию обучения в сотрудничестве, к наиболее распространенным вариантам которой, она относит: Student Team Learning (STL обучение в команде), Jigsaw (пила), Learning Together (учимся вместе), исследовательская работа учащихся в микрогруппах. Автор подчеркивает, что эта технология легко вписывается в учебный процесс, может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом. Вместе с тем, эта технология позволяет достигать поставленных любой программной и стандартом образования целей по каждой учебной дисциплине другими, альтернативными традиционным, методами [9]. На практических занятиях осуществляется дальнейшее изучение теоретического материала курса, формировались умения и навыки работы с информационными источниками. На практических занятиях обсуждаются кейс-ситуации по решению профессиональных задач в деятельности специалиста по туризму [10, 11]. Вследствие ограниченного количества часов и с учетом рекомендаций стандартов, мы старались с наибольшей эффективностью организовать самостоятельную работу студентов, учитывая разнообразие ее форм, последовательность этапов и большое число методов.

4. Последовательность формирования компонентов информационной компетентности, которые, по сути, представляют собой иерархию уровней: по мере продвижения по этой «иерархической» лестнице формируется новое мышление и как результат - информационная компетентность. Следовательно, информационная компетентность развивается, при переходе с одного уровня на другой, при этом ее состояние каждый раз может быть диагностировано, исходя из соответствия содержания знаний и умений определенному уровню развития [12-17]. В связи с этим, в течение семестра ведется рейтинговая оценка учебной работы и освоения знаний студентами. Итог подводится по всем видам учебной на-

грузки: по лекциям - посещений занятий и конспектам; по практическим занятиям - качество и количество выполненных и оформленных заданий; по семинарским -активность участия и эффективность предложенного решения. Особое внимание следует обратить на соблюдение сроков выполнения всех видов заданий. Основными видами текущего контроля являются: текущее тестирование по пройденным темам; презентационные отчеты о выполнении практических и заданий; оценка участия в дискуссиях на семинарах.

Результатом внедрения курса является информационно компетентная личность, убежденная в значимости информации для решения профессиональных задач, реализующая права на доступ к информации и использующая добытую информацию в решении профессиональных задач, обладающая активной гражданской позицией и информационной ответственностью за свое взаимодействие с информационной средой.

Проведенное исследование показало, что:

1. К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного решения проблемы формирования информационной компетентности будущего специалиста по туризму, многие из которых отражают личностную и деятельностную направленность компетентности как результата современного образования.

2. Теоретическое и эмпирическое обобщение проблематики данного исследования позволило разработать динамическую модель процесса формирования информационной компетентности менеджера и выделить в ней главные структурные компоненты: содержательный, процессуальный и диагностический. Данная модель определила цель, задачи, психолого-педагогические условия формирования информационной компетентности, ее содержание, методы формы и средства, а так же методику ее оценки.

3. Проведенный в ходе нашего исследования теоретический анализ научной литературы и обобщение отечественного и зарубежного опыта по проблеме формирования и развития информационной компетентности позволили нам разработать комплексную программу, обеспечивающую процесс формирования информационной компетентности будущих специалистов по туризму и включающую в себя программу курса и практикум по курсу.

4. Основной целью разработанного курса «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» является формирование информационной компетентности студентов как совокупности знаний, навыков, умений, информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимых для самообразования и для успешного осуществления профессиональной деятельности.

5. В результате внедрения курса удалось значительно повысить общий уровень информационной компетентности студентов. Это говорит о том, что выбранные содержание, формы и методы изучения предлагаемого курса способствовали достаточно успешному усвоению знаний, выработке навыков и умений, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности менеджеров.

Дальнейшее совершенствование информационной компетентности специалистов связано с более активным их вовлечением в профессиональную среду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ионова О.Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности взрослых в системе дополнительного образования. // Дополнительное профессиональное образование. 2006. №4(28).

2. Аниськин В.Н. Особенности современной информационно-образовательной среды и проблемы кибернетического обучения // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 3 - стр. 81-82 URL: www.rae.ru/

fs/?sectюn=content&op=show_artide&artide_id=5884 (дата обращения: 25.01.2014).

3. Аниськин В.Н., Замара Е.В. Организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности сервис-менеджеров туризма в системе среднего профессионального образования // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 9-12.

4. Добудько Т.В., Добудько А.В. Формирование профессиональной компетентности магистров педагогического образования по направлению «Информационные технологии в образовании» // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 16-18.

5. Богданова А.В., Ярыгин А.Н. Структура информационно-коммуникативной компетентности как отражение ее деятельностной природы и социального влияния // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 300-303.

6. Аниськин В.Н., Ярыгин А.Н. Информационно-технологическая компетентность личности как цель и ценность современного высшего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 298-301.

7. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. -45 с.

8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. 318 с.

9. Даньшина Е.В. Обучение в сотрудничестве как эффективная педагогическая технология при формировании информационной компетентности студентов ВУЗов.

10. Репинецкая Ю.С. Применение кейс-технологий в полной средней школе в контексте ФГОС // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 127-129.

11. Горянова Е.Г. Формирование у будущих специалистов способности к принятию оптимальных управленческих решений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3. С. 227-230.

12. URL.http://science.ncstu.ru/ conf/past/2010/apno10/ pp/018.pdf/file_download (дата обращения 15.01.2014).

13. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность : оценка уровня информационного обеспечения // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 36-42.

14. Замара Е.В. Конструирование модели формирования информационной компетентности студентов на основе аксиологического подхода // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 24-25.

15. Ивановская М.Н. Исторические предпосылки понятия информационно-коммуникационной компетентности в теории педагогики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 160-163.

16. Коростелев А.А. Методологические подходы к использованию информационных технологий в аналитической деятельности руководителей школы // Информатика и образование. 2008. № 9. С. 108-112.

17. Рыжикова А.М. Структура формирования информационной компетентности учителя // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 189-191.

THE CONCEPT OF FORMATION THE TOURISM SPECIALISTS' INFORMATION COMPETENCE AS A BASIC COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE

© 2014

E.V. Zamara, post-graduate student, teacher of Samara State College of Service Technologies and Design

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: In this article, a concept of formation the tourism specialists' information competence through an integrative course implemented in the educational process is presented. Here, importance and urgency of implementing such course is reasoned; described its goals and objectives, as well as cultural and professional competencies that will be built as a result of the study. The article describes the structure of the course, the main principles that serve as a basis for the program modeling and the course content, as well as the conditions of its organization, such as logistics support, methodical recommendations on how to organize the learning process, and modern and active training methods.

Keywords: information technology literacy, information technology, culture, information and technological competence, formation and development of IT-competence, tasks and functions of information and technological competence.

УДК 371.263

ТЕСТОВАЯ ФОРМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© 2014

Э.Ф. Исмагилова, аспирант

Института Экономик, Управления и Права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны тестовых систем при оценивании образовательных достижений учащихся. Обосновывается необходимость дополнительных психолого-педагогические исследований, направленных на совершенствование данной формы оценивания.

Ключевые слова: контроль учебных достижений, оценивание, образовательных достижений, тестовая форма оценивания знаний, стандартизация оценочной процедуры.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Для обеспечения всесторонней обратной связи в процессе обучения могут использоваться различные формы и методы оценивания образовательных достижений учащихся. Организация объективного контроля знаний предполагает соответствие заданий ряду педагогических требований, таких как однозначность, содержательность, стандартизированность заданий, учет индивидуальной динамики развития каждого обучаемого, систематичность, разнообразие по форме, учет специфики каждого учебного предмета. Так же контроль должен быть регулярным, фронтальным, соответствовать конкретным задачам занятия. Объём контролируемого материала должен быть небольшим, но при этом репрезентативным, чтобы по его результатам можно было судить, об уровне образовательных достижений учащихся [1].

Одной из форм контроля, отвечающей всем вышеуказанным требованиям является педагогическое тестирование. Тест - это стандартизированная процедура, представляющая собой совокупность методик, дающих определенные характеристики (как правило, количественные) о достигнутом уровне знаний, умений и навыков испытуемых.

Помимо контролирующей функции тест может служить средством для выявления трудностей отдельных блоков пройденного материала и мерой определения эффективности обученности в целом, может выполнять прогностическую функцию (предсказать успешность или неуспешность обучения), обучающую функцию (при использовании заданий в тестовой форме для дифференциации знаний, навыков и умений). Так же тестовая форма может выступать в качестве средства самоконтроля.

К особенностям теста, отличающим его от традиционных форм, можно отнести следующие: объективность и унифицированность проверки (оценка результатов не зависит от личных суждений проверяющего), стандар-тизированность процедуры (выполнение тестовых заданий, проверка и интерпретация результатов проводится по единым для всех правилам), экономичность (позволяет за малые промежутки времени осуществить фронтальную проверку обучающихся и охватить значительный объем пройденного материала).

Существуют различные виды тестов. Условно тесты

можно разделить на подгруппы по структуре и способу оформления, по характеру выборочных ответов, по гомогенности заданий, по способу презетации материала [2].

По структуре и способу оформления ответа тесты бывают с вопросами закрытого типа (с выбором ответа из предоставленного перечня) и с заданиями открытого типа (со свободно конструируемыми ответами). По характеру выборочных ответов встречаются альтернативные тесты (варианты ответов по типу «да»/«нет»), тесты множественного выбора (несколько правильных вариантов ответов), тесты перекрестного выбора (требуется сопоставление предложеных вариантов с ответами в соседней колонке). По гомогенности заданий выделяют тесты, состоящие из равноценных по уровню заданий, выполняемые на скорость и тесты, состоящие из заданий, усложняющихся к концу. По способу презентации тесты делятся на компьютеризированные и письменные.

Для того чтобы тест был объективным измерителем, к содержанию его заданий предъявляют ряд определенных требований [3, 4]. Качество заданий определяется их предметной чистотой (принадлежностью заданий к одной учебной дисциплине), структурной и содержательной целостностью (взаимосвязью заданий теста между собой), репрезентативностью нормативов (включением в тест наиболее важных элементов программы обучения).

Кроме того, тест должен быть надежным, валидным, экономичным, аутентичным. Надежным считается тест, дающий устойчивые результаты при многократном предъявлении, для испытуемых одинакового уровня подготовки. Валидность означает соответствие тестовых результатов цели тестирования. Экономичность теста - получение максимума достоверной информации о тестируемых при минимальных затратах усилий и времени на всю процедуру тестирования. Аутентичность теста - максимальное приближение заданий к актуальным жизненным ситуациям, связанным с профессиональной деятельностью [2].

Каждое из вышеуказанных требований вносит свой вклад в результативность теста. Их соблюдение позволяет не только правильно сконструировать, но и соответствующим образом использользовать тест как форму оценивания. Все требования, предъявляемые тестам, направлены на повышение точности измерения уровня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.