Научная статья на тему 'Информационно-технологическая компетентность личности в условиях современного среднего профессионального образования'

Информационно-технологическая компетентность личности в условиях современного среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / INFORMATION TECHNOLOGY LITERACY / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION TECHNOLOGY CULTURE / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / TASKS AND FUNCTIONS OF INFORMATION AND TECHNOLOGICAL COMPETENCE / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ IT-КОМПЕТЕНТНОСТИ / FORMATION AND DEVELOPMENT OF IT-COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замара Елена Викторовна

В статье рассматриваются проблемы и пути формирования и развития информационно-технологической компетентности специалистов, как необходимого компонента их общей профессиональной компетентности, являющейся ценностным ориентиром современного среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замара Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY COMPETENCE OF THE INDIVIDUAL OF MODERN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article deals with the problems and the ways of formation and development of the information technology competence of specialists as a necessary component of their overall professional competence, which is the frame of reference of occupation contemporary higher education.

Текст научной работы на тему «Информационно-технологическая компетентность личности в условиях современного среднего профессионального образования»

А.Р. Завальнюк

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...

дети из религиозного меньшинства, а также нарушение духа единства школы, необходимое для гармоничного функционирования всей школьной общины. Следует также отметить, что с основанием межконфессиональных школ не был решён конфликт между государством, школой и церковью. Количество межконфессиональных школ росло довольно медленно, абсолютной поддержки населения такая модель школы не получила. Достойным внимания считаем также тот факт, что даже на тех территориях, где такие школы основывались, вопрос их функционирования не был отрегулирован на уровне законодательства.

Вывод исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, период с конца XVII ст. до начала XIX ст. считаем временем доминирования в Германии конфессиональной модели школы. Межконфессиональные образовательные учреждения, основанные вначале XIX ст. не пользовались большой популярностью среди населения, что следует считать следствием экономических и общественно-политических исторических обстоятельств. В целом образовательные учреждения этого периода были школами, в которых доминировало христианское воспитание, а предметы духовного и морально-этического содержания имели приоритет над другими учебными дисциплинами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Завальнюк А. Р. Сощально-економчш передумови утворення «Сирггського Дому» Августа Франке та розви-

ток освгга Шмеччини на злам XVTI-XVin ст. // Духовтсть особистосп: методологя, теор1я i практика : Зб. наук. пр. / Гол. ред. Г.П. Шевченко. Вип. 4(17). Луганськ: Вид. Схвдноукр. Нац. ун-ту iM. В. Даля, 2006. С. 8-16.

2. Pädagogisches Lexikon: in 4 Bd. / Hg. von H. Schwarz. Bielefeld u. Leipzig: Verlag von Belhagen &Klasing, 19281931. Bd. 4. 1504 Sp.

3. Завальнюк А. Р. Освггая дiяльнiсть та педагопчш погляди Августа-Германа Франке (1692-1727 рр.): дис. ...кандидата пед. наук: 13.00.01 / Завальнюк Андрш Ростиславович. Рiвне, 2006. 193 с.

4. Geissendörfer T. Briefe an August Hermann Francke // Illinois Studies in Language and Literature. Urbana Illinois, 1939. Vol. XXV. S. 3-27.

5. Pädagogisches Lexikon: in 4 Bd. / Hg. von H. Schwarz. Bielefeld u. Leipzig: Verlag von Belhagen &Klasing, 19281931. Bd. 1. 1338 Sp.

6. Завальнюк А. Р. Педагопчш ще! фшантрошв та !х вплив на розвиток системи освгга Шмеччини // Гумашзащя навчально-виховного процесу: Зб. наук. пр. Випуск LIII. / За заг. ред. В.1. Сипченка. Ч. II. Слов'янськ: Вид. центр СДПУ, 2010. С. 175-181.

7. Milde V.-E. Lehrbuch der allgemeinenErziehungskunde zum Gebrauche der öffentlichen Vorlesungen: in 2 Bd. Wien: Kaulfuß-Verlag, 1811. 1. Band. 575 S.

8. Albrecht H. Die Stellung des politischen Katholizismus in Deutschland zu den Fragen des Unterrichts und der Erziehung in den Jahren 1848-1850. Leipzig: Zeugner Verlag, 1929. 172 S.

TENDENCIES OF SCHOOL EDUCATION DEVELOPMENT IN GERMANY (ENDINF OF THE 17th CENTURY - THE BEGINNING OF THE 19th CENTURY)

© 2014

A.R. Zavalnyuk, Ph.D., assistant professor of Romance and Germanic Philology

International Economic and Humanitarian University named after academician Stepan Demianchuk,

Rivne (Ukraine)

Annotation: The article deals with the problem of development of school education in Germany in the second half of the seventeenth to the early nineteenth centuries. Dominance of confessional school model, the birth and development of the interconfessional educational institutions, the peculiarities of the process of training and education at schools of this period.

Keywords: denominational schools, Catholic schools, gospel school, interfaith educational institutions, curriculum, educational institutions, Christian School, Christian education.

УДК 378.621.397

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2014

Е.В. Замара, преподаватель информационных технологий, аспирантка Поволжской государственной социально-гуманитарной академии

Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы и пути формирования и развития информационно-технологической компетентности специалистов, как необходимого компонента их общей профессиональной компетентности, являющейся ценностным ориентиром современного среднего профессионального образования

Ключевые слова: информационно-технологическая грамотность, информационно-технологическая культура, информационно-технологическая компетентность, формирование и развитие IT-компетентности.

Изменения в системе современного среднего профессионального образования и смена образовательной парадигмы в целом, определяет колледжам ряд сложных задач, от решения которых во многом зависит успешность и комфортность деятельности, как преподавателей системы СПО (среднего профессионального образования), так и подготавливаемых ими будущих специалистов. К одной из таких задач и относится задача формирования и развития информационно-технологической компетентности (^-компетентности) специалистов, как необходимого компонента их будущей профессиональной деятельности.

Федеральные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения основываются на компетентностном подходе к подготовке специалистов. При этом сущность

компетентностного подхода определяется не только совокупностью принципов, структурой и содержанием профессионального образования, а и особенностями учебно-воспитательного процесса колледжа. Сам же процесс формирования и развития профессиональных компетенций рассматривается как средство достижения нового качества профессионального образования [1]. В свою очередь, в число профессиональных компетенций обязательным компонентом входят информационно-технологические компетенции. И это обстоятельство подчёркивает необходимость формирования и развития ^-компетентности выпускников системы СПО, независимо от направления и профиля их подготовки. Это подтверждают не только основные положения ФГОС СПО третьего поколения, но и исследования таких учёных как В.Н. Аниськин, В.И. Богословский, Э.Ф. Зеер, И.А.

Е.В. Замара

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ..

Зимняя, В.В. Лаптев и др.

Термин «1Т-компетентность» относится к ключевым терминам ФГОС СПО третьего поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать, и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». С этим термином тесно связаны понятия «информационно-технологическая грамотность» (ГТ-грамотность) и «информационно-технологическая культура» (1Т-культура).

1Т-грамотность студентов является основой, начальным уровнем формирования 1Т-кометентности и включает в себя совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств студента, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения её в разнообразные виды деятельности.

Технологическая подготовка в условиях современного информационно-образовательного пространства колледжа, реализуемая путём выполнения значительной части учёбных действий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), предполагает обязательное наличие начальной информационной и технологической грамотности студентов, проявляющаяся не только в овладении ими умениями и навыками использования в своей деятельности совокупности технических средств и устройств, а и в способности осознать, когда нужна эта информация, найти её, оценить и эффективно использовать.

Компьютерные технические средства играют при этом особую роль, которые определяют отдельную категорию информационных технологий и коммуникаций. Данная категория является основой глобальных, региональных и локальных компьютерных сетей включая всемирную компьютерную сеть Интернет.

Следует отметить, что перспективные средства ИКТ нового поколения активно внедряются в учебный процесс системы СПО и в недалеком будущем должны полностью заменить традиционные технические средства обучения будущих специалистов. При этом, одним из основных критериев эффективности деятельности, как преподавателей, так и студентов, в условиях современного информационного пространства станет их ГГ-грамотность, трактуемая нами как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для применения современных информационно-коммуникационных средств и технологий для решения учебных и иных задач.

В свою очередь, уровень ГТ-грамотности будет определять и ГГ-культуру будущих специалистов, которую мы определяем по аналогии с дефинициями, предлагаемыми В.И. Богословским и др.[2], как свод правил поведения в техносистемах, то есть в той части ноосферы, которая охвачена влиянием технических средств и устройств.

В обобщенном виде ГТ-культура может трактоваться как мера и способ творческой самореализации личности во всех видах творческой деятельности и общении, направленных на освоение наиболее рациональных и эффективных способов, а также оптимальных методов преобразования материи, энергии и информации в интересах человека, общества и охраны природы [3]. Мы понимаем под ГТ-культурой специалиста его способность к практической реализации ИКТ в своей повседневной профессиональной деятельности.

Необходимость формирования и развития ГГ-культуры специалиста объясняется насущной потребностью индивида в овладении достаточно широким спектром специальных знаний и практических умений, а также определёнными эксплуатационными правилами, обеспечивающими правильную ориентацию и комфортные условия в современном информационном обществе, в овладении методами и средствами информатики как профессионально - значимым инструментарием, осно-

вывающимся на использовании средств ИКТ и предназначенным для получения, хранения, накопления, анализа и практического применения отобранной информации не только в учебном процессе, а и в профессиональной деятельности [4].

Известно, что профессиональная компетентность специалиста основывается на овладении им соответствующей базы знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения своих функциональных и должностных обязанностей. Вместе с тем, современному специалисту для конкурентоспособности и востребованности его на рынке труда необходимо владеть определенным набором профессиональных у культурных ценностей, имеющихся на данный момент времени не только в его профессиональной области, а и в культуре, искусстве, науке в целом. Данное условие определяет и требуемый уровень ГГ-компетентности такого специалиста для осознания им необходимости информации, определения средств, технологий и направлений её поиска, оценки эффективности и надёжности, а также методов её использования.

Для решения отмеченных задач в современном информационном обществе специалист-профессионал просто не сможет обойтись без технологий применения необходимых электронно-коммуникативных средств оперативного поиска, обработки, хранения и трансляции информации, влияющих на его профессиональную компетентность.

Поэтому ГГ-компетентность конкретного специалиста выходит на один из первых планов при определении уровня общей профессиональной компетентности и является особенно ценностным ориентиром его подготовки в системе СПО.

В задачи развития ГГ-компетентности специалиста входят: обогащение знаниями и умения из области информатики и ИКТ; развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей; развитие коммуникационных способностей в едином информационном пространстве.

Задачи развития ГГ-компетентности находят свое отражение в таких конкретных функциях как: познавательная, коммуникативная, нормативная, оценочная, развивающая функции. Все названные функции тесно взаимодействуют между собой, переходя одна в другую и фактически представляют собой целостный процесс или определенную систему для развития ГГ-компетентности специалиста.

Формирование и развитие ГГ-компетентности личности специалиста, рассматриваемое нами как особо ценностный ориентир современного профессионального образования, осуществляется путем передачи информационно-технологического знания, точнее способов и методов деятельности по его использованию. ГГ-компетентность личности и информационно-технологическая компетентность общества - это объекты взаимно развивающиеся и обогащающие друг друга. Следовательно, личностный уровень ГТ-компетентности зависит от уровня соответствующей компетентности общества, который в свою очередь определяется совокупностью входящих в него субъектов.

Одним из оптимальных путей формирования компетентности студентов в сфере ИКТ является создание соответствующей модели и встраивание её в учебный процесс колледжа, что требует своих особых методик преподавания, особой организации учебного процесса, разнообразного методического и информационного обеспечения с учётом специфики направлений и профилей подготовки специалистов, сводимых в соответствующую систему[2-7].

Целостное, системное представление об ГГ-компетентности, выделение её сущностных черт, обоснование критериев и уровней сформированности является теоретической предпосылкой для исследования тенденций и условий её развития. Это позволяет более целенаправленно и эффективно организовывать ГГ-

Е.В. Замара

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ...

подготовку специалистов и значительно ускоряет процесс их овладения современными ИКТ. ГТ-подготовка студентов должна быть когерентной [8-12], то есть происходить в соответствии с распространением ИКТ в реальном информационном мире и без значительного временного отставания. Процесс модификации программы обучения ГТ должен иметь циклический характер с учётом динамики изменения всей мировой информационной системы, должны быть выработаны рекомендации по изменению содержания программы изучения этих технологий, основанные на объективных аналитических методах анализа ситуации и на субъективных оценках опытных экспертов.

Делая вывод по проведенному анализу проблем и путей формирования и развития ГТ-компетентности будущих специалистов, как необходимого компонента их общей профессиональной компетентности, необходимо отметить, что данные процессы могут рассматриваться как особо ценностные ориентиры современного высшего профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аниськин В.Н., Жукова Т.А. Технологическая грамотность как обязательный критерий профессиональной компетентности специалистов в области информатизации образования//Материалы международной н-п конференции. - Самара; Москва: СФ МГПУ, МГПУ, 2011. С. 282-284.

2. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании (Информологический аспект): Учебное пособие/ Под общ. ред. В.А. Извозчикова. - СПб: Образование, 1997. 211 с.

3. Аниськин В.Н. Формирование и развитие информационно-образовательной среды вуза (на примере факультета математики, физики и информатики ПГСГА) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2012 № 3. С. 219-223.

4. Дудина И.П., Ярыгин А.Н. Моделирование образовательной модели ГТ-профессионалов в современных условиях // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, пси-

хология. 2012. № 3. С.78-80.

5. Дудина И.П., Ярыгин А.Н. Образовательная модель IT-специалиста // Вектор науки ТГУ.2012. № 3. С. 231-234.

6. Коваль Н.Н. Возможности современных программных средств ИКТ, их влияние на формирование информационного образовательного пространства педагогической деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 27-31.

7. Смирнова Е.В. Лингвометодические аспекты формирования и совершенствования умений речевой иноязычной деятельности в вузе при использовании средств ИКТ // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 33-40.

8. Аниськин В.Н. Особенности технологической подготовки специалистов в условиях холистичной информационно-образовательной среды вуза // Вектор науки ТГУ. Серия Педагогика, психология, 2012 № 3 (10). С. 21-24.

9. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Управление качеством образования в информационном обществе как актуальная социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 15-17.

10. Гнатышина Е.А., Гнатышина Е.В. Технология формирования информационной культуры в подготовке педагогов профессионального обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 97-100.

11. Воронцова Э.М., Федорова С.Н. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 54-57.

12. Богданова А.В., Ярыгин А.Н. Анализ использования информационных и коммуникационных технологий студентами гуманитарных направлений подготовки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4 (22). С. 351-356.

INFORMATION TECHNOLOGY COMPETENCE OF THE INDIVIDUAL OF MODERN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

© 2014

E.V. Zamara, teacher, post-graduate student of Volga Regoin State Academy of Social

Sciences and Humanities

Samara State College of Service Technologies and Design, Samara (Russia)

Annotation: The article deals with the problems and the ways of formation and development of the information technology competence of specialists as a necessary component of their overall professional competence, which is the frame of reference of occupation contemporary higher education.

Keywords: information technology literacy, information technology, culture, information and technological competence, formation and development of IT-competence, tasks and functions of information and technological competence.

УДК 371.263

ВЛИЯНИЕ ОТМЕТОК НА РЕАЛИЗАЦИЮ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМАХ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

© 2014

Э.Ф. Исмагилова, аспирант

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается влияние оценок и отметок на эффективность реализации стимулирующей функции контроля образовательных достижений.

Ключевые слова: оценка, отметка, оценочная деятельность, стимулирующая функция контроля, учебная мотивация, традиционные формы обучения, тесты, балльно-рейтинговая система.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Успех обучения во многом зависит от объективности и корректности организации процесса оценивания. Оценка, которую обучаемый признает обоснованной и справедливой, в дальнейшем может повлиять на его поведение в целом и

сказаться на мотивах его учебной деятельности.

Большинство источников склоняется к тому, что «оценка» - это процесс оценочной деятельности, осуществляемый человеком и формирующий ориентиры для дальнейших действий в достижении поставленных целей, установление степени выполнения учащимися

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.