Научная статья на тему 'Концентрация прессы во Франции (изменение медийного пейзажа)'

Концентрация прессы во Франции (изменение медийного пейзажа) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
890
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концентрация прессы во Франции (изменение медийного пейзажа)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 6

ЗАРЕБУЖНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Л.В. Шарончикова

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРЕССЫ ВО ФРАНЦИИ

(ИЗМЕНЕНИЕ МЕДИЙНОГО ПЕЙЗАЖА)

В эпоху цифровых технологий вся сфера СМИ переживает революционные изменения. Наиболее уязвимой в новом информационном пространстве оказалась пресса. Вынужденная адаптироваться к меняющейся манере потребления информации ежедневная пресса разрабатывает новые рыночные стратегии завоевания рынка и использует старые приемы рационализации производства и распространения информации. Концентрация в сфере печати остается важным фактором повышения эффективности информационного предприятия.

Процесс концентрации СМИ во Франции отличается своей спецификой1. Низкая капитализация французских предприятий прессы приводит к смене владельцев газет, расширению капитала за счет промышленных и финансовых групп. Две группы (Дассо и Лагардера), связанные с военно-промышленным комплексом, зависящим от государственных заказов, контролируют самые крупные холдинги прессы. В процесс концентрации вовлечены как национальные, так и региональные издания. И если в конце прошлого века и начале XXI в. национальные группы расширялись за счет покупки региональных газет, то в последние два года наблюдается противоположная тенденция: крупные национальные группы избавляются от региональных изданий, а региональные группы становятся более крупными.

В 2007 г. процесс реструктуризации групп прессы был связан как с продажей национальных ежедневных газет, так и со сменой владельцев целых групп региональных изданий.

В январе 2007 г. в прессе появляется информация о возможной продаже ежедневной экономической газеты "Эко", принадлежащей английской группе "Пирсон". Газету "Эко" создали в 1908 г. братья Робер и Эмиль Серван-Шрейберы, в 1963 г. они продали ее Жаклин Бейту, а в 1998 г. она уступает газету английской группе "Пирсон". В 2005 г. торговый оборот груп-

1 Зарубежная журналистика. 2004. Ч. 1. М., 2005. С. 82—92.

пы "Эко" составил 121 млн евро. Газета рентабельна, что является исключением для современной прессы. В 2006 г. продажи газеты во Франции достигли 117 766 экз.

На первом месте среди покупателей называли Бернара Арно, заручившегося эксклюзивными условиями, позволяющими избежать непредвиденных кандидатов на покупку. Портрет его дает "Монд" в статье "Бернар Арно — человек, который пугает". Выходец из провинциальной буржуазии, выпускник Высшей политехнической школы, он уже в 25 лет стал во главе семейного строительного бизнеса, а сейчас является основным акционером группы В/МН — империи люкса, марки которой "Луи Вюитон", "Диор", "Кэнзо", шампанское "Моэт" и "Шандон" и коньяк "Хеннесси" удовлетворяют любые фантазии всех новых богачей планеты. Что касается политических кругов, то он близкий друг Николя Саркози, был свидетелем на его свадьбе с Сисилией2. За двадцать лет Б. Арно создал самую крупную в мире группу товаров люкс, с торговым оборотом 15 млрд евро и чистой прибылью 30% в 2006 г. (1,9 млрд)3.

В защиту независимости экономической прессы выступили журналисты, представители бизнеса, политики, подписавшие специальную петицию, опубликованную на страницах "Эко" 26 июня 2007 г. Речь идет о группе экономической прессы, составной части экономики рынка, которая не может функционировать без информационной сети, посредника, связывающего не только предприятия-инвесторы, но и всех участников рынка. Располагать надежной информацией — одно из условий капитализма. Обозреватели поднимали вопрос о конфликте интересов между В/МН и владельцами "Эко", напоминая о таких ценностях, как доверие, нейтралитет, надежность, демократия, правилах этики. Ценность экономической газеты, в большей степени, чем для всех других предприятий, зависит от надежности, которую признает ее читатель. Поэтому борьба "Эко" — это борьба, касающаяся капиталистической этики, принципы которой — доверие и институты, предназначенные его гарантировать. Независимость экономической газеты является необходимым условием функционирования рыночной экономики. Чтобы сохранить надежность информации и доверие своих читателей-клиентов, экономическое издание не должно быть связано ни с кем из них.

2 Итоги. 2007. 26 нояб. С. 50—54.

3 Мапаппе. 2007. 30 ¡ипе. Р. 58.

По мнению профессора Национальной консерватории искусств и ремесел проф. Франсуа Эвальда, экономическая газета не может быть инструментом коммуникаций, она даже не должна быть в этом заподозрена. В этой борьбе есть и другой аспект этики современного капитализма, он имеет отношение к власти денег. Можно ли купить все, без ограничений? Один из принципов капиталистической этики — самоограничение и ответственность. Такая индустриальная группа, как группа Бернара Арно, должна сама воздержаться от покупки ведущей французской экономической газеты, так как она лишает всех других надежного источника информации, необходимого для нормального функционирования экономики Франции.

"Качество экономической информации во Франции обеспечивалось в значительной степени конкуренцией, которая существует более двадцати лет между двумя национальными ежедневными газетами", — пишет "Трибюн" в номере от 26 июня 2007 г. Начав процедуру покупки "Эко", группа В/МН вынуждена будет продать принадлежащую ей экономическую газету "Трибюн". Формально плюрализм будет соблюден, так как группа сохранит только одну газету. Но сохранится ли конкуренция? Все будет зависеть от условий продажи "Три-бюн" и от намерений ее приобретателя развивать газету, сохранять качество информации и независимость.

Персонал "Эко" и "Трибюн" начал совместные действия по защите независимости своих изданий и обратился к министру культуры и коммуникаций Кристин Альбанель, которая заверила, что правительство "с особым вниманием относится к проблеме плюрализма информации и независимости обеих газет".

Связи французской прессы с властью и промышленным капиталом беспокоят общественные круги: группы прессы принадлежат промышленному или финансовому капиталу, что наносит ущерб надежности информации в газетах, на радио и телевидении, каким бы ни было поведение самого владельца. Основной мотор успеха качественного издания — это капитал доверия его аудитории, а доверие есть там, где есть независимость. Французский случай наихудший. Сейчас почти все владельцы медиа являются представителями бизнеса и групп влияния, близких к президенту республики. Николя Саркози наносит ущерб французской демократии — таково мнение обозревателей. "Президент хочет реформировать страну, но ничего не может быть более архаичного, чем медиа у него под сапогом", — отмечает корреспондент "Эко" в Берлине Роже де Вэк (2007. 5 июля).

4 ВМУ, журналистика, № 6

Как пишет газета "Круа", если персонал газеты и не смог помешать ее продаже, мобилизация его и акции протеста вынудили LVMH пойти на значительные гарантии редакционной независимости и сохранения рабочих мест. Группа также обязалась предоставить журналистам право вето при назначении директора редакции. Противостояние журналистов и Б. Арно, как пишет "Либерасьон" (2007. 6 нояб.), ставит проблему конфликта интересов и плюрализма прессы. Борьба журналистов "Эко" нашла широкий резонанс в национальном масштабе в более глобальных дебатах о независимости прессы, в то время когда почти все крупные СМИ во Франции находятся под контролем близких к президенту предпринимателей (Лагардер, Буиг, Арно).

Официальное заявление о покупке группы "Эко" группой LVMH было сделано 24 декабря 2007 г. Группа "Эко" включает ежедневную экономическую газету, сайт lesechos.fr, деловой журнал "Анже" и службы специальной экономической информации. Одновременно сообщалось о соглашении с А. Вейлем, о продаже ему ежедневной экономической газеты "Трибюн". Задуманная Арно операция вполне удалась: он избавился от убыточной "Трибюн" и приобрел рентабельную, приносящую прибыль "Эко", которая теперь входит в состав DI Group — медиафилиала группы LVMH (Радио-классик, журналы "Ин-вестир", "Коннессанс дез ар"). Бывший директор редакции "Фигаро" Николя Бейту назначен на пост председателя административного совета DI Group. Бернар Арно и Николя Бейту, близкие друзья президента, имеют огромные амбициозные планы в медиабизнесе. Возможно, что этот сектор группы Арно будет расширяться.

Группа Алена Вейля. Президент — генеральный директор группы NextRadioTV в последние годы прославился как специалист по приобретению СМИ, испытывающих финансовые трудности. В 2000 г. он становится владельцем RMC (РадиоМонте-Карло) и чудодейственным образом возрождает его, теперь аудитория радиостанции приближается к 5%. Развивается и принадлежащий ему канал BFM TV. В 2007 г. А. Вейль обратил свое внимание на печатные издания, приобретя за 80 млн евро Группу Тест — лидера во Франции по специализированной прессе, посвященной новым технологиям. Теперь в его владении также национальная экономическая газета "Трибюн".

Группа Венсана Боллоре. Промышленная группа подтверждает свои амбиции в сфере медиа. После производства телепрограмм, телевещания, прессы, рекламы, служб опросов Боллоре намерен принять участие (40%) в приобретении французской

службы информационного агентства Ассошиэйтед Пресс. Его партнером (60%) будет Бертран Эвено, бывший (2000—2005) президент — генеральный директор агентства Франс Пресс. Это соглашение позволит Боллоре снабжать информацией и свои медиа: телеканал ТНТ Директ-8, а также и две бесплатные газеты "Директ суар" и "Матэн плюс", издающуюся совместно с "Монд". Кроме того, он контролирует гигантское рекламное агентство "Гавас".

* * *

В 2007 г. кардинальные изменения произошли в картине групп региональной прессы. В 2004 г., став владельцем группы "Сокпресс", Серж Дассо приступил к продаже принадлежавших ей региональных газет, выходящих на северо-западе и юго-востоке Франции. Группа "Уэст-Франс", издающая самую распространяемую во Франции ежедневную газету "Уэст-Франс" в 2005 г. усилила свои позиции в регионе, приобретя у "Сокпресс" газеты, выходящие на западе Франции, — "Курье де л'Уст", "Мэн либр" и др. "Уэст-Франс" — самая читаемая ежедневная региональная газета (2,308 млн читателей), по данным ЕРЩ; она опережает "Вуа дю Нор" и "Сюд-Уэст" (по 1 млн читателей у каждой)4. "Эст-Репюбликен" купила тогда у нового владельца "Фигаро" принадлежавшие ему газеты региона Рона—Альпы ("Прогрэ", "Дофинэ либере", "Бьен пюблик").

Эти сделки послужили началом массовых перепродаж региональных газет. Продолжили процесс Лагардер, решивший радикально реорганизовать свою группу, избавляясь от нестратегических активов, и группа "Монд", вынужденная для погашения долгов продать свои региональные газеты.

Группа Лагардера. Группа, специализирующаяся в области авиакосмической промышленности, высоких технологий и медиа, объявила о падении доходов в 2006 г. на 56%. В отличие от аудиовизуальных СМИ (Радио Эроп-1, производство телевизионной продукции), зафиксировавших положительный результат (+53%), сектор прессы принес убытки (—18,5%).

В начале 2007 г., чтобы добиться рентабельности, группа объявила об изменении своей стратегии в области СМИ. Дидье Кийо, назначенный Арно Лагардером во главе филиала, объединившего аудиовизуальный сектор, прессу, Интернет и отдел рекламы, заявил: "Чтобы достичь поставленных це-

4 Ве Моиёе. 2007. 13 иоу.

лей, мы входим в фазу рационализации и развития цифровых технологий. Мы хотим стать одним из мировых лидеров в области производства контента, распространяемого одновременно в прессе, на радио, на телевидении и в Интернете"5. Режим экономии коснется всех филиалов группы, но в первую очередь прессы, которая должна сократить расходы на 35% за три года.

Была объявлена продажа принадлежащих группе региональных газет: "Прованс", "Нис-матэн" "Вар-матэн" и "Корс-матэн". В январе самая крупная из них "Прованс" (распространение 160 950 экз.) вышла в новой формуле. Первая часть посвящена актуальным событиям национального масштаба, вторая — повседневной жизни региона Рона—Альпы. По понедельникам добавляется третья тетрадь, посвященная спорту. Стефан Дюамель, президент — генеральный директор газеты, которая переходит с большого формата на берлинский формат, объясняет причины обновления газеты: «Во все более расширяющемся конкурентном пространстве мы потеряли в 2006 г. 2% читателей. Хотя рентабельность наших изданий остается лучшей среди ежедневной региональной прессы, нужно реагировать, как мы это уже сделали, запустив бесплатную "Мар-сей-плюс" и городской журнал "Марсей эбдо". Мы инвестировали 31 млн евро, потому что считаем, что платная региональная пресса, если она будет соблюдать свои фундаментальные правила, имеет будущее» (Монд. 2007. 10 янв.).

Главный редактор газеты Жиль Доксер так определяет фундаментальные принципы газеты: "Мы являемся газетой, близкой к читателю: близкой географически, что воплощается в 10 ежедневных изданиях; близкой по времени; близкой социально. Мы моментально даем информацию о том, что интересует наших читателей, о чем они говорят ежедневно".

Уже к середине года были проданы или закрыты некоторые журналы во Франции, США, Италии. Продан журнал "Эко дю саван", закрыт "Топ фамий", предполагается отказаться от издания двух десятков дефицитных журналов. Чтобы повысить рентабельность, филиал Лагардер-Актив-Медиа намерен сократить персонал на 7—10%.

Но, как пишет французская пресса, Эльдорадо для Лагар-дера остается Россия, где в конце 2007 г. вышел новый массовый журнал "Стар-Хит". Филиал "Ашетт-Филипаки-Шкулев" является одним из наиболее рентабельных. Каждые три года вдвое увеличивается торговый оборот, два раза в год растут

5 Ье Р^аго. 2007. 25 ¡ап.; 2007. 6 ¡шп.

розничные цены, распространение вызывает зависть других французских издателей — такова реальность российского филиала, где "Лагардер-Актив-Медиа" принадлежит 51% (Виктору Шкулеву принадлежит 49%). Главным редактором нового журнала назначен телеведущий Андрей Малахов. "Ашетт-Фи-липаки-Шкулев" издает 12 журналов, среди которых версии "Элль" (320 тыс. экз.), "Псиколожи" (290 тыс. экз.) и "Те-ле-7-жур" (5,1 млн экз.), последний имеет 66 региональных выпусков. В России группе принадлежат также три радиостанции (Европа-плюс, Радио-ретро и Радио-7). Российский филиал занимает третье место в группе по доходам (150 млн евро) после филиалов Франции (500 млн евро) и США (300 млн евро), но он уже стал самым рентабельным.

Лагардер намерен в пять раз увеличить торговый оборот в сфере цифровых технологий. "Цифровые технологии представляют 1% торгового оборота, — говорит Арно Лагардер. — Мы намерены довести до 5—10% за три года. К концу года мы увеличим количество сайтов с 40 до 100" (Фигаро. 2007. 26 янв.).

В планах группы и реорганизация сектора рекламы: это, как говорит Кийе, "создание образцового отдела рекламы для старых (печать, телевидение, радио) и новых медиа". Сближение "Лагардер-актив-пюблисите" и "Интердеко" (отделов рекламы для прессы и аудиовизульных СМИ), существовавших в рамках группы, позволяет создать крупную рекламную структуру "Лагардер-пюблисите", которая будет обеспечивать рекламой все виды СМИ группы Лагардера (более 140 названий). "Лагардер-пюблисите" имеет торговый оборот 2,270 млн евро. Эта структура теперь занимает второе место после управления рекламы ТФ-1-пюблисите.

"Групп-Эрсан-медиа". В течение последних двух лет значительно укрепила свои позиции "Групп-Эрсан-медиа" (бывшая "Франс-Антий"), принадлежащая наследникам Робера Эрсана. Финансовые результаты группы в 2006 г. были стабильными, торговый оборот достиг 683 млн евро. Она располагает солидными финансовыми возможностями с тем, чтобы инвестировать покупку региональных ежедневных газет.

В то время как крупные газеты Р. Эрсана "Прогрэ", "Дофине либере" накапливали долги, горстка небольших изданий заморских территорий, среди которых "Депеш де Таити", "Франс-Гайан", "Нувель каледоньен", "Журналь де л'Ил де ля Реюньон", объединенная в филиал "Франс-Антий", демонстрировала финансовое здоровье. Двадцать лет назад отец передал Филиппу Эрсану эту часть своей империи. К ней он прибавил ежедневные газеты и еженедельники в метрополии.

В Нормандии группе Эрсан-медиа принадлежат четыре газеты: "Пари-Норманди", "Авр-пресс", "Авр-либр", "Порогрэ де Фекан". В начале года были обновлены формулы газет, они имеют теперь таблоидный формат. Основной принцип изданий — близость информации к запросам своих читателей, это в первую очередь местная информация, затем региональная и национальная.

Неудавшаяся попытка приобретения новым объединением EBRA (Est Bourgogne Rhone-Alpes)6, в котором Эрсану принадлежит 51% капитала, газет региона Рона—Альпы группы "Сокпресс" не обескуражила Ф. Эрсана. Покупка, которая получила "зеленый свет" от правительства в мае 2006 г., была аннулирована Государственным советом из-за нарушения принципа конкуренции.

Предполагавшееся соглашение между Лагардером и группой "Монд" о создании единой экономической структуры "Поль-Сюд" (Южный полюс) для производства и распространения региональных газет на юге Франции не состоялось, и газеты, принадлежавшие группе "Монд" и группе Лагардера, были выставлены на продажу отдельно. Эрсан одновременно сделал предложение о покупке газет и группе "Монд", и Лагар-деру. На приобретение этих газет были и другие претенденты, но Эрсану удается одержать победу, и ему переходят газеты группы Лагардера: "Прованс", "Нис-матэн", "Вар-матэн", "Корс-матэн" и бесплатная информационная ежедневная газета "Марсей-плюс". Торговый оборот приобретенной группы более 220 млн евро, прибыль в 2006 г. составила 3 млн евро. Сделка должна быть утверждена Советом по конкуренции.

Соглашение с группой Лагардера стало новым этапом в развитии группы Эрсан-медиа, которой принадлежат издания в Нормандии, провинции Шампань-Арден и заморских департаментах. В 2006 г. ее торговый оборот составил 700 тыс. евро, теперь он должен достигнуть 1 млрд евро. "Групп-Эрсан-ме-диа", которой уже принадлежат "Пари-Норманди", "Авр либр", "Авр-пресс", "Ардене", "Эст-эклер", "Юньон", становится империей региональной прессы, протянувшейся с севера на юг Франции. Группа является собственником местного телевидения (Гренобль, Эльзас), бесплатных газет частных объявлений "Парю-вандю". Прибавив издания Лагардера к своей довольно скромной группе прессы, которую он постепенно и терпеливо создавал в течение двух десятков лет, Ф. Эрсан придал ей новые масштабы. "Групп-Эрсан-медиа" теперь насчитывает

6 Зарубежная журналистика. 2006. Ежегодник. М., 2007. С. 58.

около 40 названий. Есть и настоящий золотой самородок в этой империи: "Парю-вандю", газета бесплатных частных объявлений, распространяемая тиражом несколько десятков миллионов экземпляров (260 местных изданий), по данным журнала "Экспресс" (2007. 23 авг.), имеет торговый оборот 377 млн евро, почти половину активов группы (683 млн евро).

Итак, через 11 лет после смерти создателя самой крупной во Франции группы ежедневных газет Робера Эрсана, получившего прозвище Папивор (Пожиратель газет), его старший сын возрождает газетную империю. По мнению обозревателя еженедельника "Экспресс" Рено Ревеля, озаглавившего свою статью о Филиппе Эрсане "Младший пожиратель газет", Робер Эрсан не мог себе представить, что однажды его сын подхватит эстафету и заложит фундамент новой империи. Очень скромный, закрытый, почти не известный широкой публике 53-летний патрон "Групп-Эрсан-медиа" терпеливо плетет свою паутину, его наступление на рынок ежедневных региональных газет показательно, так как это происходит на фоне активизации процесса концентрации, которая не перестает затрагивать всю региональную прессу. Если французская ежедневная региональная пресса, насчитывающая сегодня около 60 названий газет (175 сразу после Освобождения), еще демонстрирует хотя бы слабый уровень рентабельности, она тем не менее больше не является бездонным колодцем. Ф. Эрсан это понимает, и как только группа "Монд" объявила о продаже принадлежащих ей региональных газет, он выставил свою кандидатуру, но эта сделка ему не удалась.

Группа "Сюд-Уэст" (Бордо) и группа "Депеш дю Миди" (Тулуза) в середине года распространили общее коммюнике, объявляющее о создании Группы экономических интересов (01Е) — "общей структуры на паритетных началах, с тем чтобы изучить все возможности синергии между двумя группами". Эта структура, названная "Медиа-сюд-Эроп", в целях экономии должна разработать принципы сближения двух групп в области логистики, рекламы, распространения, исследований. В стратегическом плане это объединение намерено было сыграть важную роль в меняющемся пейзаже региональной прессы на юго-западе Франции, заинтересовавшись покупкой региональной группы "Миди-либр" (Монпелье), принадлежавшей "Монд".

Газеты этой группы, оцененные почти в 100 тыс. евро, достались новому объединению, включающему теперь три региональные группы прессы: "Сюд-Уэст", "Депеш дю Миди" и "Миди либр". Ирония судьбы объединила две последние группы через 8 лет, после того как Ж.-М. Коломбани, будучи директо-

ром "Монд", пытался купить "Депеш дю Миди", но потерпел неудачу и приобрел группу "Миди либр". Продажа последней означает конец амбициям "Монд" создать в рамках своей группы филиал региональных газет на юге Франции. "Южный полюс" газет, который пытались создать "Монд" и Лагардер, развалился. Группе Эрсана, желавшей его заполучить, достались только газеты Лагардера. "Монд" предпочла продать свои газеты группе "Сюд-Уэст". Итак, "Сюд-Уэст" и "Депеш дю Миди" приобретают на паритетных началах газеты "Миди либр", "Индепандан", "Сантр-пресс" и бесплатную "Монпелье-плюс", а также еженедельники "Смэн дю Руссийон" и "Журналь де Мийо". Объединение региональных газет крупных городов Бордо—Тулуза—Монпелье с персоналом 4500 человек будет распространять 850 тыс. экз. газет, что выведет его на третье место после групп "Уэст-Франс" и "Эст-Репюбликен".

"Сюд-Уэст" занимает третье место по распространению среди французских региональных газет. Она имеет 23 выпуска со сменными полосами, которые распространяются в восьми департаментах региона Бордо. Чтобы увеличить распространение, редакция делает ставку на тематические приложения, а также на Интернет. Газета инвестировала 450 тыс. евро на создание настоящего портала в Интернете. С января выходит еженедельное экономическое приложение на 12 страницах, которое вкладывается в обычный номер. К 2008 г. редакция

намерена разработать новую формулу издания.

* *

*

Перераспределение собственников в секторе региональной прессы ставит вопрос о судьбе небольших групп провинциальных изданий. Речь идет о "малых семейных группах", таких, как "Монтань", "Нувель Репюблик дю Сентр-Уэст", "Ре-пюблик дю Сентр". Эти последние из могикан оказались в полном окружении крупных информационных групп: на востоке группа "Эст-Репюбликен", создавшая ось Страсбург—Гренобль— Лион, на юго-западе объединение газет Бордо—Тулуза—Монпелье, которое вышло на третье место после групп "Уэст-Франс" и "Эст Репюбликен", на юге это газеты, входящие теперь в группу Эрсана.

Как могут выживать эти малые группы, окруженные со всех сторон? "Монтань" (Клермон-Ферран) пока сохраняет финансовое равновесие, но "Нувель Репюблик дю Сентр" (Тур) испытывает дефицит. Вызывает тревогу и судьба газеты "Телеграмм" (Брест), изолированной на побережье Финистер и

стойко сопротивляющейся своему могущественному соседу "Уэст-Франс". Газета создала местное телевидение, имеет версию в Интернете и является одним из организаторов парусной гонки.

Чтобы укрепить свои позиции, три независимые группы — "Монтань", "Нувель Репюблик дю Сантр-Уэст" и "Репюблик дю Сантр" — создали путем перекрестного участия капитала общую структуру — "Гранд Сантр" (600 тыс. экз. распространения в 17 департаментах).

Пока представители других стран Европы не включились в игру, кроме бельгийца Росселя, наложившего руку на газеты группы "Вуадю Нор", принадлежавшие Сержу Дассо. В группу входят три газеты: "Вуа дю Нор" (Лилль), четвертая по распространению региональная газета Франции (300 тыс. экз.), "Норд эклер", выходящая в Рубэ, и "Нор литораль", выходящая в Кале. Группе принадлежат также местные еженедельники и кабельный телеканал в Лилле.

За 10 лет распространение ежедневной региональной печати снизилось на 10%, т.е. на 700 тыс. экз. (5,7 млн экз. сегодня). Вынужденная противостоять конкуренции со стороны Интернета и бесплатных ежедневных информационных газет, региональная пресса, как и национальные газеты, испытала и падение доходов от местной рекламы. Стремление к объединению объясняется необходимостью добиться экономии путем рационализации производства (объединение печатных центров, служб распространения, отделов рекламы).

За три года около 20 региональных газет поменяли своих владельцев. Этот процесс затронул и издания, которые долго господствовали в своих регионах, например "Вуа дю Нор" в Лилле, "Прогрэ" в Лионе и др. Таким образом, в течение последних трех лет радикально поменялась картина групп региональной прессы. "Закрепление этих групп еще не закончено. Имеют ли новые объединения адекватные юридические структуры и достаточные средства для развития?" — задается вопросом М. Тексье. "Уэст-Франс" в 1990 г. выстроила свою структуру вокруг единого акционера: ее холдинг SIPA принадлежит Ассоциации в поддержку принципов гуманистической демократии (закон 1901 г.). Но существование этих групп связано с определенными личностями, а это ставит проблему наследования двух фигур — Франсуа-Режи Ютэна (SIPA Ouest-France) и Жерара Линяка (EBRA).

Некоторые группы, очевидно, еще не закончили свою экспансию, например "Групп-Эрсан-медиа", основные акционеры которой — Ф. Эрсан и Од Рюэтар (внучка Робера Эрсана).

В феврале 2008 г. появились сообщения о намерении покупки 20% акций региональной газеты "Вуа дю Нор" Од Рюэтар. "Все группы прессы, расположенные на границе наших газет ("Вуа дю Нор", "Дофине либере"), могли бы нас заинтересовать, — заявляет Фредерик Оран, президент — генеральный директор "Групп-Эрсан-медиа". Подобные высказывания позволяют предположить, что большие маневры младшего Эрсана еще не закончились.

"За несколько лет количество владельцев в секторе региональной прессы сократилось с 20 до 10. За три года сумма трансакций превзошла 800 млн евро. Через 10 лет здесь будет не более 4—5 собственников"7, — прогнозирует специалист в области СМИ Клеман Тексье.

Поступила в редакцию 21.07.2008

7 Ве ^аго. 2007. 14 ауг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.