Научная статья на тему 'Ежедневная пресса Франции'

Ежедневная пресса Франции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1024
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ежедневная пресса Франции»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2006. № 5

JI.B. Шарончикова

ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРЕССА ФРАНЦИИ

Французская пресса, уже не первое десятилетие испытывающая экономические трудности в связи с ростом производственных расходов, падением продаж и доходов от рекламы, в последние годы вынуждена противостоять новым вызовам — стремительной экспансии Интернета, мобильной телефонии, а также вторжению на рынок прессы информационных бесплатных ежедневных газет.

Рекламные доходы ежедневной прессы постоянно снижаются: реклама перемещается в аудиовизуальные СМИ, журналы и Интернет. Рекламодатели начинают понимать, что Интернет — это единственное СМИ, которое проникает на рабочее место, где потребитель проводит большую часть дня.

По данным Interactive Advertising, рекламные инвестиции в Интернете в 2005 г. составили 1,13 млрд евро (652,4 млн в 2004 г.), они выросли за год на 74%. За этот же период рекламный рынок традиционных СМИ увеличился только на 5,9% (19,1 млрд евро). Конечно, по сравнению с бюджетами, предназначенными на рекламу на телевидении, радио, в прессе, суммы, инвестируемые в Интернет, могут показаться незначительными, но теперь мало кто будет готовить рекламную кампанию без Интернета. Уже в январе 2006 г. инвестиции в рекламу в Интернете выросли на 60%1.

Изменяются привычки потребления информации. Появление новых видов СМИ каждый раз ослабляет позиции прессы. По данным исследования газеты "Круа" и еженедельника "Пуэн", цроведенного в январе 2006 г., французы скептически относятся к своим СМИ, хотя количество интересующихся информацией возросло за год на 4%. Наибольшим доверием пользуется радио (54% опрошенных), за ним следуют пресса (48%) и телевидение (44%). Что касается информации в Интернете, то 54% опрошенных не могут составить свое мнение, 24% относятся £ доверием, 22% не доверяют информации в Интернете.

Перед сегодняшней прессой встает задача адаптации в новой конкурентной среде. Газеты и журналы уменьшают свои форматы. Появление новых носителей информации заставляет прессу искать другие приемы и способы выживания и нащупывать новую

экономическую модель, используя преимущества новых электронных СМИ.

С середины 90-х годов газеты создают свои версии в Интернете. Сайты газет совершенствуются, преобразуются и становятся все более привлекательными для пользователя и для рекламодателя. Почти через десять лет после создания сайтов издатели готовы пойти на риск — сделать платным доступ к ним или к некоторым его зонам. "Больше невозможно дарить в Сети то, за что нужно платить в газетном киоске", — заявляет руководство "Паризьен". В основном платной стала информация на сайте экономической "Эко".

"Монд" вот уже несколько лет предлагает подписчикам на сайт за 6 евро в месяц дополнительную информацию. Занимая первое место среди сайтов информационных изданий, Lemonde.fr имеет 600 тыс. посещений в день. Бесплатными для посетителей являются все новости в момент подключения, а для подписчиков на сайт предлагаются дополнительные услуги. К концу 2005 г. сайт имел 60 тыс. подписчиков. Его обновление в 2005 г. позволило расширить использование новых технологий в космосе онлайновой информации (блоги, видео и др.). Теперь сайт и газета дополняют друг друга. В то время как сайт открывает новый информационный пейзаж, предоставляя все больше возможности интерактивности, миссия газеты состоит в снабжении читателя богатой надежной аналитической информацией, следуя формуле директора газеты Ж.-М. Коломбани: "отступление от события, отбор информации, ее экспертиза и анализ"2.

Газета "Либерасьон" в 2005 г. инвестировала в свой сайт 300 тыс. евро. Выдвигается стратегия интеграции редакций традиционной и электронной версий с целью создать "монопродукт — бимедья". Сайт занимает второе место после "Монд", в конце 2005 г. имел 200 тыс. посетителей в день, за год количество посетителей увеличилось на 58%, а доходы от рекламы — на 40%, но его доля в торговом обороте газеты всего 5%. В 2006 г. предполагается создание платных зон.

Провинциальные газеты также готовы переступить этот барьер, учитывая снижение продаж в киосках. «Мы сделаем платным то, что действительно представляет собой добавочное редакционное содержание, в первую очередь местную информацию, — говорит директор филиала Интернет "Дерньер нувель д'Альзас". — Наши читатели уже созрели, чтобы покупать информацию в Интернете, это становится распространенным явлением». "Телеграмм де Брест" уже год как перешла на платный доступ. Более

2 Ье Моп<Зе. 2005. 21 шаге.

гибкой является смешанная модель, и она же, очевидно, и более рентабельна. Именно такую модель выбрала "Монд" с апреля 2002 г.3

Ежедневные национальные газеты живут не по средствам. Снижение распространения и доходов от рекламы привело к росту дефицита "Монд", долги группы составили к середине 2005 г. 63 млн евро4. Газета вынуждена была пойти на серьезные сокращения своего персонала, назывались цифры более 200 человек из 1050 (вместе с рабочими типографии)5.

Трудную экономическую ситуацию, вылившуюся в редакционный кризис и забастовки персонала, переживает "Либерасьон". Приход в 2004 г. в качестве основного владельца газеты Э. Ротшильда (около 38% капитала), обещавшего инвестировать 20 млн евро, не выправил положение. Газета ежемесячно приносит убытков на 500 тыс. евро. Распространение газеты в киосках падает: более 90 тыс. экз. в 2004 г., 82 тыс. в 2005 г. Руководство газеты объявило о плане сокращения 52 рабочих мест, с чем не соглашаются профсоюзы. В ноябре и декабре забастовки персонала приводили к срыву выпуска газеты.

Огромное количество названий газет и журналов, телевизионных каналов скрывают степень концентрации СМИ и ее влияния на плюрализм мнений. В последние три-четыре года возросла концентрация СМИ не только на уровне приобретения отдельных изданий, но и путем слияния целых групп прессы: "Экспресс-Экспансьон" и "Сокпресс", групп "Монд" и "Пюбликасьон де ля ви католик" (ПВК), групп "Эксельсиор" и "Эмап" и др.

Перераспределение капитала, процесс концентрации затронули в последние годы почти все национальные и многие региональные группы прессы. Реструктуризация группы "Вивенди Юниверсал", а также инвестиции в группу "Монд" привели к укреплению позиций группы Лагардера, которая стремится занять место в различных секторах коммуникаций. "Ашетт" представлена в журнальной периодике, региональной печати, ежедневных национальных газетах, книгоиздательстве, телевидении, распространении периодики и книжной продукции.

Группа "Сокпресс" перешла под контроль авиапромышленника Сержа Дассо. Ему принадлежит более 80% капитала, около 60 названий печатных изданий, среди которых "Фигаро", "Экспресс" и др. Дассо сразу заявил, что он не собирается сохранять убыточные издания. Уже проданы газеты северо-запада Франции, а также региона Рона — Альпы.

3 Ье Р1ваго. 2005. 19 шаге.

4 V ЕхргеББ. 2005. 11 ауг.

5 Ье Р1§аго. 2005. 1 ауг.

Газета "Монд", диверсифицируя свою деятельность и присоединяя активы других собственников, сумела создать крупную группу прессы. Присоединение "Пюбликасьон де ля ви католик" позволило объединить издание ежедневных газет, журналов, а взаимный обмен частью капитала с "Нувель обсерватер" также усиливает журнальный сектор группы.

Три французские группы — "Ашетт-Филиппаки-Медья", "Дассо-Сокпресс" и "Монд-ПВК" — выделяются на фоне печатной прессы Франции. Все они представлены в различных сегментах рынка печатной прессы: ежедневные национальные газеты, информационные еженедельники, финансовые и экономические журналы, женские журналы, телевизионные еженедельники, массовые развлекательные издания.

В сложившемся медиапейзаже существование независимого ежедневного или еженедельного издания становится проблематичным. Осложнилось положение газеты "Либерасьон". В катастрофическом положении находится "Франс-суар", очередной ее владелец не мог приостановить падение распространения и рост долгов, газета объявлена банкротом, судебными инстанциями назначено внешнее управление, и газета в очередной раз выставлена на продажу. Покупки-продажи продолжаются, так как все стремятся избавиться от нерентабельных изданий.

Особую стратегию стали использовать платные газеты по отношению к бесплатным информационным ежедневным изданиям. Бесплатные "Метро" и "20 минут" стали частью медийной модели Франции. Их читатели в возрасте до 45 лет составляют 70%. "Метро" имеет контракты с транспортными компаниями крупных городов, "20 минут" распространяется разносчиками на входах в метро. "Метро" распространяется в 10 городах Франции — 630 тыс. экз. (340 тыс. — в Париже), "20 минут" в 8 городах — 850 тыс. (450 тыс. — в Париже)6.

В противостоянии с новыми конкурентами французские газеты решили действовать на их же поле: создавать свои бесплатные издания. Количество бесплатных газет во Франции увеличивается. В 2005 г. газета группы "Монд" "Миди либр" стала выпускать бесплатную ежедневную "Монпелье плюс". Такие газеты уже существуют в Лионе, Лилле, Бордо. Группы платной прессы ("Ашетт", "Амори", "Сокпресс") не скрывают намерения издавать бесплатные газеты (например, в Париже "Пари плюс"), чтобы привлечь национальную рекламу для всей сети "Город плюс". Только запуск конкурентных проектов кажется единственно возможной стратегией, позволяющей выстоять перед напором "Метро" и "20 минут".

Как показывают исследования, значительная часть аудитории бесплатных газет — это молодежь, которая не читает платные газеты. Таким образом, через бесплатное издание можно привлечь молодое поколение к чтению прессы не только в Интернете. Предпринимаются и другие шаги, чтобы заинтересовать прессой молодых читателей. В 2005 г. в Лилле прошел второй съезд, посвященный теме "Пресса и молодежь". В нем приняли участие 1200 студентов, учащихся лицеев, журналистов, издателей. Вот уже более десяти лет Центр связи образования и СМИ при министерстве образования ежегодно проводит "Неделю СМИ" в учебных заведениях. Преподавателям и учащимся предлагаются различные коллоквиумы и семинары, посвященные СМИ. Отдельные редакции провели День открытых дверей, АФП в течение недели предложило учащимся наблюдать в реальном времени распространение информации на различных языках. В 2005 г. в "Неделе" приняли участие 4,3 млн школьников и студентов и около 400 тыс. преподавателей. Организаторы предложили включить прессу в процесс обучения и установить партнерство с различными СМИ7.

В 2005 г. отметила 10-летие ежедневная газета для детей "Мон котидьен", опыт которой показывает, что детей можно заинтересовать не только играми, но и новостями, если делать их доступными для восприятия ребенка и учитывать его возраст и интересы и таким образом выработать привычку читать газеты.

Чтобы расширить распространение, французские газеты стали в конце недели продавать по льготной цене вместе с газетой книги, DVD. В 2005 г. "Монд" предложила на DVD коллекцию лучших мировых фильмов, а "Фигаро" — 12-томную Универсальную энциклопедию. Приобретение книг и фильмов вместе с газетой обходится читателю гораздо дешевле, газета же в эти дни увеличивает количество продаж. Наряду с такими маркетинговыми приемами издатели занимаются также совершенствованием редакционной формулы газеты, которая должна уметь адаптироваться в меняющемся мире. В последние два года обновились почти все национальные газеты, но самые кардинальные изменения произошли в 2005 г. в "Монд" и "Фигаро".

В начале ноября 2005 г. выходит новая формула "Монд". Специальное приложение — своебразный гид по новой газете — открывается обращением к читателям директора издания Ж.-М. Коломбани, где он обосновывает необходимость перемен. Информация поступает быстро, непрерывно, становится все более фрагментарной, появляются каналы распространения бесплатной

информации и возможность интерактивного взаимодействия с ней потребителя. Ежедневная качественная пресса должна определить свою роль в современном обществе, чтобы отвечать запросам читателей. Необходимость преобразовать газету Колом-бани объясняет также критикой со стороны читателей и стремлением показать, что их пожелания услышаны.

"Монд" преображается, оставаясь верной своим ценностям и профессионализму, опираясь на свой шестидесятилетний опыт. Газета должна следовать трем основным принципам: иерархиза-ции (приоритеты в отборе и размещении новостей) информации, чтобы расставить ориентиры, дать необходимые ключи к пониманию происходящего и установить тесные связи между читателями и газетой. Именно эти требования и продиктовали три части в структуре газеты: "Actualité", "Décryptages", "Rendez-vous". "Каждый день снабжать читателя надежной разнообразной информацией, давать наиболее справедливый и ясный взгляд на события и позволить читателям формировать свое мнение — таковы наши цели"8, — заключает Коломбани свое обращение к читателям.

Сохраняя глубокий анализ актуальной информации, газета стремится привести читателя к пониманию актуальных событий, все более богатых и сложных; приблизиться к каждому читателю, чтобы помочь ему сделать свой выбор. Таким образом, принципы новой формулы руководивший ее проектом Эрик Фоторино определяет тремя словами — иерархизация, глубина и близость (proximité) к читателю.

Первая полоса, как принято, анонсирует несколько главных тем номера. Сразу можно отметить увеличение количества фотографий и их размеров, на первой странице фото доминируют (2—3). Это отступление от традиции — довольно неожиданное решение для газеты, которая в первые годы вообще не публиковала фото, а затем вводила их довольно осторожно. Как обещает редакция, фото никогда не будут в "Монд" размещаться для того, чтобы заполнить свободное место или просто "для красоты"; оно должно быть или важной составляющей текста, или его не должно быть. Изображение, картинка постепенно занимали в газетах все больше места, ибо ничто не может соперничать с фотодокументом, чтобы передать страсть или драму, и невозможно представить себе информацию о катаклизмах последних лет и недавних драматичных событиях, чтобы тут же не возникла какая-нибудь картинка.

На второй странице публикуются аналитические материалы, а также редакционная статья, где представлены взгляд "Монд", ее размышления об актуальных событиях и проблемах, следуя прин-

ципу отделения фактов от комментариев. Далее следует получившая специальное название "Третья полоса", которая должна стать ежедневным сюрпризом. Это неожиданный, необычный сюжет: расследование, репортаж, важные свидетельства, оригинальные и эксклюзивные, заслуживающие быть тотчас же представленными читателям. При сохранении приоритета международной и внутренней политической, экономической информации отмечено увеличение материалов, посвященных проблемам общества, экологии, науки, медицины. Особое место отводится Евросоюзу.

Вторая часть газеты "Декриптаж" (расшифровка, разъяснение) позволяет получить более глубокую информацию, посвященную "горячим" актуальным темам и сопровождаемую полными досье, часто снабженными инфографикой, результатами опросов и исследований, материалами дискуссий.

Третья часть, получившая название "Рандеву" ("Встреча с читателем"), содержит публикации о повседневной жизни общества, досуге, путешествиях, спорте и др.; три страницы отводятся теме "Культура". На последней полосе публикуются "горячие" новости.

Особо нужно отметить перемены в оформлении газеты. Авторы концепции нового макета "Монд" Алли Пальмер и Терри Ват-сон видели свою роль в визуализации идей группы журналистов под руководством Э. Фоторино, которые занимались созданием новой формулы. А. Пальмер и Т. Ватсон стремились к тому, чтобы макет, дизайн, шрифты и видеоряд соответствовали видению создателей обновленной газеты. Основные вопросы возникли при выборе количества колонок на полосе и приемов сочетания редакционного материала с рекламой. Остановились на комбинации размещения текста в 5—6 колонках, что позволяет выделить на полосе особо важные статьи.

Редакция стремится привлечь читателя внешним видом издания: прибавилось количество цвета, из 32 полос 2/3 стали цветными. Увеличилось количество крупных фото, инфографики. Большое значение имеет выбор шрифтов. Известный дизайнер Матье Картер создал уникальную версию своего "Роки", приспособив его к длинным описательным заголовкам "Монд"; для текста был принят его же относительно новый "Фенвей". Этот шрифт, по мнению создателя, привлекает взгляд и облегчает чтение. Размер шрифта увеличен на 13%.

Газета выходит с приложениями в виде отдельной тетради: "Экономика и занятость" по понедельникам, "Книги" по четвергам, "Радио и телевидение" в субботу. В пятницу еженедельно читатели получают приложение "Монд 2".

С 1 октября 2005 г. в киосках появилась обновленная "Фигаро". Редакция объясняет необходимость перемен эволюцией потребления информации, связанной с ее изобилием, скоростью доставки в режиме реального времени, доступностью с помощью новых носителей и возможностью получать ее бесплатно. Читате-

ли ждут от ежедневной прессы новых подходов в обработке информации.

Если "Монд" стремится осуществить перемены, которые не сразу бросаются в глаза, то "Фигаро" пошла на более радикальные изменения во внешнем облике издания. Газета долго сохраняла большой формат, но тенденция перехода ежедневных качественных газет на уменьшенный формат в этот раз затронула и старейшую парижскую газету, которая на 3,4 см уменьшилась по ширине. Изменен логотип, представляющий собой синий прямоугольник с белым шрифтом названия газеты, под которым сохранилась знаменитая цитата из Бомарше. Увеличилось количество цветных фото. На первой полосе сопровождающее основной материал фото занимает 1/4 площади. Новый макет подготовлен Жаном Бейлем. Более четкая классификация информации по темам и центрам интересов читателей, менее плотная верстка делают чтение газеты удобнее и комфортабельнее.

Газета состоит теперь из 3 отдельных тетрадей, имеющих общую нумерацию страниц. Первая тетрадь (16 полос) посвящена международным и внутренним актуальным событиям. Здесь читатель найдет политическую, социальную, научную информацию, рубрику "Дебаты и мнения", редакционную статью, актуальный репортаж, а также спортивную информацию.

Вторую тетрадь представляют розовые страницы, содержащие информацию и комментарий международных и внутренних проблем экономики. В разделе сохранились рубрики: "Расследование", "Предприятие", "Финансы", "Рынок", "Медиа и реклама".

В третьей тетради читателю предоставляется обширная информация о культуре, литературе, спорте, путешествиях, здоровье, телевидении и др., т.е. о повседневных проблемах и стиле жизни. Здесь периодически публикуются тематические страницы, посвященные моде, гастрономии, автомобилям, предметам люкса и т.д.

Еженедельные приложения становятся четвертой тетрадью: "Фигаро антреприз э амплуа" по понедельникам, "Фигароскоп" по вторникам для Парижского региона, "Фигаро литтерер" по четвергам; "Фигаро патримуан" выходит раз в месяц по пятницам. Волна обновления затронула и журнальные приложения конца недели "Фигаро магазин", "Мадам Фигаро", "ТВ магазин". Последний остается первым по популярности телевизионным еженедельником, так как распространяется со многими региональными газетами. Одновременно газета обновила и свой сайт и расширила предложения услуг (занятость, спорт и др.). На рекламную кампанию в прессе, на радио, телевидении и в Интернете было инвестировано 5 млн евро.

Таким образом, французские издатели прессы не только внедряют рыночные стратегии, защищающие газеты от новых игроков на рынке СМИ, используя их же преимущества, но и постоянно обновляют редакционную формулу своих изданий, учитывая требования времени и интересы читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.