Научная статья на тему 'Контекстное обучение педагога-музыканта в гуманитарном вузе'

Контекстное обучение педагога-музыканта в гуманитарном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОНЦЕПТОЛОГИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / CONCEPTOLOGY MUSIC / THE MUSIC INDUSTRY / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горобец Светлана Владимировна

В статье поднимается вопрос о реформировании содержания музыкального образования в связи с вызовами времени и требованиями рынка к высокой конкурентоспособности выпускников вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горобец Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The context of the teacher-training musician in a liberal arts college

The article raises the question of reforming the content of music education in relation to the challenges of the time and the requirements of the market’s highly competitive graduates.

Текст научной работы на тему «Контекстное обучение педагога-музыканта в гуманитарном вузе»

УДК 371.3: 378

С.В. Горобец

Контекстное обучение педагога-музыканта в гуманитарном вузе

В статье поднимается вопрос о реформировании содержания музыкального образования в связи с вызовами времени и требованиями рынка к высокой конкурентоспособности выпускников вузов.

Ключевые слова: музыкальная концептология, музыкальная индустрия, конкурентоспособность.

S.V. Gorobec

The context of the teacher-training musician in a liberal arts college

The article raises the question of reforming the content of music education in relation to the challenges of the time and the requirements of the markets highly competitive graduates.

Keywords: Conceptology music, the music industry, competitiveness.

В образовательных процессах гуманитарного вуза за последнее время произошел качественный поворот в содержании и ориентирах образовательной деятельности. Отличительной чертой современной социокультурной ситуации можно считать плюралистичность, расширение спектра неинституционных форм преподавания, их жанрово-видовое разнообразие. Поэтому выпускник гуманитарного вуза соответствующего профиля должен обладать довольно высокой конкурентоспособностью на рынке труда, прежде всего, в силу вариантности своей профессиональной подготовки, а также хорошо владеть художественно-творческими навыками, психолого-педагогической и практической деятельностью.

Этот тезис все больше находит подтверждение в последних исследованиях, касающихся музыкальной педагогики. Например, Ю.М. Аванесов констатирует, что профессиональное мастерство специалиста характеризуется сегодня не только умениями и навыками в рамках музыкальной специальности, но и такими способностями, как мобильность мышления, интеграция знаний, умений и навыков, их трансформация в изменяющихся условиях профессиональной и социальной сферы, стремление к формированию универсального профессионального мастерства в нескольких смежных областях. Далее автор выделяет ипостаси, в которых выступает музыкант, это: музыкант - учитель и воспитатель, музыкант - организатор досуга, музыкант - сольный исполнитель или ансамблист [1, с. 3]. Все это говорит об особенностях современной музыкальной жизни, когда специалист гуманитарного профиля должен быть готов к разносторонней профессиональной и социокультурной деятельности. Таким образом, пе-

дагогические и практические основы должны соединяться воедино на уровне высшего образования.

В тоже время, всякого рода предложений по улучшению и реорганизации музыкального образования хватает с избытком, что обусловлено неудовлетворенностью существующим положением дел: современная действительность диктует целесообразность совместной работы над моделью учебных программ и практической деятельностью студента. Практические основы профессиональной подготовки студентов помогают реализовать дидактические принципы обучения и играют одну из первостепенных ролей в образовательном процессе, т.к. являются подлинным подтверждением, убедительным доказательством полученных теоретических знаний. Продуктивность гуманитарного образования связана с его содержанием, которое должно учитывать потребности, возможности современного общества, а также особенности и закономерности развития. Следует заметить, что современная система высшего музыкального образования сейчас предъявляет высокие требования к студентам. Поэтому подготовка компетентных специалистов в настоящее время достаточно актуальна.

Осмысление вышеизложенного приводит нас к разработке содержания теоретических дисциплин и практических курсов, входящих, в качестве составных компонентов, в систему музыкально-профессионального воспитания и обучения студентов гуманитарного вуза на основе профессионально ориентированного подхода, чтобы в первые годы обучения студент смог определить свою индивидуальную траекторию развития. Важнейшая роль образования, как справедливо отмечает А. Гаязов, -научить человека жить в сложном и противоречивом мире, в постоянно меняющихся обстоятельствах, требующих от него способности гибко реагировать на вызовы времени [2].

Как известно, в учебной деятельности академического типа основной формой обучения выступает лекция, главным образом, как способ передачи и усвоения информации. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» понятие лекция (от лат. lectio) определяется как монологичное, последовательное изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера [3, C. 132]. Но, как сказано выше, основная цель обучения - не просто знакомство студентов с теоретическими знаниями, а формирование готовности использовать эти знания в процессе решения профессиональных задач с развитием у обучающихся устойчивой профессиональной мотивации. В методической литературе все чаще говорится о том, что студент - не только получатель знаний, он должен уметь их анализировать [4]. Отношения между преподавателем и учащимся необходимо выстраивать по принципу совместных действий, а не подчинения, совместных действий по достижению учащимся самостоятельности.

Далее: рынок профессионального образования вносит свои коррективы в сложившуюся структуру взаимоотношений, меняя вузовскую социокультурную среду. Так, в силу объективных и субъективных причин теряет свою значимость основная форма учебного процесса - лекция. Прагматично настроенному студенту нужна только полезная информация, получаемая с наименьшими затратами времени и усердия. Он настаивает на четких перспективах использования знаний в конкретных процедурах своей дальнейшей деятельности. Как справедливо отмечает А.Н. Дулатова, рассматривая деятельность современных вузовских преподавателей, чтобы заинтересовать студента, преподавателю нужен высочайшей уровень лекторского мастерства, постоянно обновляемая информационная база и эмоциональное, близкое к артистическому, изложение текста лекции. «Качество лекции, не подкрепленное энтузиазмом лектора, - продолжает А.Н. Дулатова, - не может удовлетворять студента, который в результате все больше разочаровывается в теоретической составляющей образования [4, С.73].

Лекционные часы традиционно продолжают занимать значительный объем в учебном процессе, но как монологическая форма она с трудом вписывается в новую образовательную парадигму. Речь идет не об отмене лекционной формы, а о совершенствовании ее организации и методики. Преподаватель, которому доверено чтение лекций, есть истинный педагог воспитывающий, обучающий, формирующий личность. А. С. За-песоцкий отмечает, что в государственных программах, определяемых для той или иной специальности, слово «воспитание» вообще отсутствует, как нет его чаще всего в выступлениях чиновников образовательной сферы. А если оно и появляется, то, главным образом, в связи с Церковью, на которую, очевидно, перекладывают задачи нравственного формирования молодого человека [5, С.234].

В связи с вышесказанным, актуальны такие типы лекций, как проблемная, лекция-вдвоем, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-визу-альная, круглый стол, позволяющие обсуждать различные вопросы и моделировать профессиональные действия педагога-музыканта [6]. Можно предложить организацию занятий по некоторым дисциплинам на основе лекционной технологии «Лекция вдвоем», предполагающей деятельность, при которой один преподаватель обеспечивает внешнее содержание (выражение норм научного знания), а другой - превращение внешнего содержания во внутреннее (воздействие на потребности и способности). Такая форма проведения лекции заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс, развивает теоретическое мышление. Учебный материал проблемного содержания в «лекции вдвоем» дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные социально-профессиональные ситуации, обсуждаются теоретические вопросы с разных позиций двух спе-

циалистов: теоретика и практика. Данный методический ракурс мотивирован стремлением связать воедино теоретические основы и практические действия.

Подготовка и чтение «лекции вдвоем» предъявляют повышенные требования к преподавателям. Безусловно, они должны быть интеллектуально и лично совместимы, обладать развитыми коммуникативными умениями, способностью к импровизации, высоким уровнем владения предметным материалом. Если эти требования будут соблюдены, у студентов сформируется доверительное отношение к предлагаемой форме работы. Обучение по такой программе дает полноценное видение взаимосвязей объектов и явлений музыкального искусства, изучаемых в гуманитарном вузе; стимулирование художественно-творческих способностей студентов; углубление в практическую подготовку; общее культурологическое развитие.

На основе профессионально-ориентированного подхода необходимо разработать программное и учебно-методическое обеспечение. Работа по такому методу позволит быстро и эффективно сформировать у студентов базовые музыкально-теоретические и музыкально-практические знания с учетом специфики профилирующей специальности. Практические умения, приобретенные в начале обучения, позволяют сохранить мотивированный интерес к обучению музыкальному искусству и, в то же время, сформировать навыки, на основе которых возможно дальнейшее развитие студентов, формирование дополнительных компетенций в области музыкального воспитания и развития подрастающего поколения в процессе выполнения специалистами гуманитарного профиля основной профессиональной деятельности.

Таким образом, целенаправленное музыкальное обучение и воспитание студентов гуманитарных вузов, структура и содержание которого разработаны на основе профессионально-ориентированного подхода, тесным образом связывается с основным содержанием профессионального образования, способствует совершенствованию результатов профильной подготовки, расширению профессиональных компетенций, вносит вклад в формирование высокой музыкальной культуры специалистов гуманитарного профиля, стимулирует раскрытие и развитие художественно-творческого потенциала студентов, наделяя их комплексом разнообразных знаний, развитых личностных качеств и способностей.

Сегодня необходимо введение такого образовательного комплекса, как музыкальная концептология, для того, чтобы научно, методологически обеспечить образование по актуальным профилям музыкантов специалистов нового типа, объединяющих в себе аналитиков-исследователей, педагогов-методистов и творческих музыкантов-практиков для новых сфер профессиональной деятельности в среде мультимедиа, в различных формах музыкальной индустрии, бизнеса, экологии

музыкальной культуры и соответствующей реформы музыкального образования.

Примечания

1. Аванесов Ю.М. Системно-синергетический принцип в обучении музыке: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.

2. Гаязов А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М.: Наука, 2003. 256 с.

3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. энцикл., 2002. 528 с.: ил.

4. См. работы: Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля): моногр. / Тамбов. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. 2-е изд., доп. Тамбов: Нобелистика, 2008; Дулатова А.Н. Вузовские преподаватели, кто мы: лекторы, ученые, кураторы, тьюторы, педагоги? // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 4.

5. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. 456 с.

6. Подробнее см.: Князев А.М., Одинцова И.В. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения: учеб.пособие / под. общ. ред. А.А. Деркача; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: Изд-во РАГС, 2009. 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.