Научная статья на тему 'К проблеме совершенствования художественного образования в вузах культуры'

К проблеме совершенствования художественного образования в вузах культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЙ ВУЗ / СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТАТУС УЧИТЕЛЯ В ОБЩЕСТВЕ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MODERN MUSIC EDUCATION / A LIBERAL ARTS COLLEGE / PEDAGOGICAL PREPARATION / METHODS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горобец Светлана Владимировна

На примере системы современного образования в статье рассмотрена проблема целостного подхода к воспитанию студента-музыканта, обоснована необходимость гармоничного сочетания в процессе обучения теоретических и практических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of improving arts education in the universities of culture

Is devoted to the problem of the complete approach to education of musical high school student. By way of example of the modern education system author justifies the necessity of a harmonious combination theoretical knowledge and practical skills during training.

Текст научной работы на тему «К проблеме совершенствования художественного образования в вузах культуры»

УДК 378

С. В. Горобец

К проблеме совершенствования художественного образования в вузах культуры

На примере системы современного образования в статье рассмотрена проблема целостного подхода к воспитанию студента-музыканта, обоснована необходимость гармоничного сочетания в процессе обучения теоретических и практических навыков.

Ключевые слова: гуманитарный вуз, современное музыкальное образование, педагогическая подготовка, статус учителя в обществе, личностно ориентированное обучение

Svetlana V. Gorobets

The problem of improving arts education in the universities of culture

Is devoted to the problem of the complete approach to education of musical high school student. By way of example of the modern education system author justifies the necessity of a harmonious combination theoretical knowledge and practical skills during training.

Keywords: modern music education, a liberal arts college, pedagogical preparation, methods of training

Достижения высшей школы России не заслоняют ее от критики и периодических попыток реформирования. Рассуждения о будущем российских университетов постоянно звучат в среде ученых, преподавателей, управленцев. Этой проблеме посвящают отдельные книги, исследования и огромное количество статей в периодике.

В образовательных процессах гуманитарного вуза за последнее время произошел качественный поворот в содержании и ориентирах учебной деятельности. Отличительной чертой современной социокультурной ситуации можно считать плюралистичность, расширение спектра неинституционных форм преподавания, их жанрово-видовое разнообразие. Поэтому выпускник вуза соответствующего профиля должен обладать довольно высокой конкурентоспособностью на рынке труда, прежде всего, в силу вариантности своей профессиональной подготовки, а также хорошо владеть художественно-творческими навыками, психолого-педагогической и практической деятельностью. Таким образом, педагогические и практические основы соединяются воедино на уровне высшего образования.

Сейчас немало говорят и пишут о недостатках педагогической подготовки музыканта. Автор не ставит перед собой задачу осветить все вопросы, возникающие по теме статьи, и тем более дать на них ответы. Перестройка вузовского образования ставит больше вопросов, и далеко не простых, чем дает готовых ответов. В то же время множества всякого рода предложений по улучшению и реорганизации музыкального образования хватает с избытком, что обусловлено неудовлетворенностью существующим положением. Музыкальное

образование в современной России - это сложный и широкий спектр многогранных, основательно изученных во многих своих аспектах, но не до конца разработанных в целом проблем. Учитывая философское мировоззрение, духовно-нравственные традиции отечественного образования и воспитания, необходим поиск и внедрение таких практическо-ориентированных технологий, которые бы отвечали современным условиям развития обучаемых.

Современная действительность такова, что целесообразна совместная работа над моделью учебных программ и практической деятельностью студента. Практические основы профессиональной подготовки студентов помогают реализовать дидактические принципы обучения и играют одну из первостепенных ролей в образовательном процессе, так как являются подлинным подтверждением, убедительным доказательством полученных теоретических знаний. Продуктивность образования связана с его содержанием, которое должно учитывать потребности, возможности современного общества, а также особенности и закономерности развития. Следует заметить, что современная система высшего образования сейчас предъявляет высокие требования к студентам. Поэтому подготовка компетентных специалистов в настоящее время достаточно актуальна.

Сегодня необходимо введение такого образовательного комплекса, как музыкальная концептология, для того чтобы научно, методологически обеспечить образование по актуальным профилям музыкантов-специалистов нового типа, объединяющих в себе аналитиков-исследователей, педагогов-методистов и творческих музыкантов-

практиков для новых сфер профессиональной деятельности в среде мультимедиа, в различных формах музыкальной индустрии, бизнеса, экологии музыкальной культуры и соответствующей реформы музыкального образования. Комплексный метод музыкального образования в гуманитарном вузе, его значение в музыкальной культуре создают богатейшие предпосылки и возможности, заложенные в них как в виде творчества, творческой самореализации личности, способе творческого духовного общения исполнителя.

Существующее содержание образования формирует молодого специалиста, прежде всего, как музыканта. Вполне закономерно, что чем специалист лучше как музыкант, тем больше у него шансов стать хорошим педагогом. Это подтверждается всей историей музыкальной педагогики. Совмещение творческой деятельности с педагогической или приход к педагогике от артистической карьеры всегда рассматривались как благо для педагогики и для тех, кто приобщался к музыкальной профессии.

Не следует забывать, что за годы учебы у будущих преподавателей должны быть сформированы мотивы педагогической деятельности и психологическая готовность к ней. Исходить это должно от личности наставника - человеческого фактора. Преподаватель - ведущая фигура в учебном заведении, и от его личностных, гражданских и профессиональных качеств зависит успех дела

- подготовка к жизни и деятельности культурных и образованных людей. Интерес к педагогической профессии у студентов в определенных рамках воспитуем вопреки многим нерешенным проблемам и массе негативных примеров.

Автор придерживается той точки зрения, что курс методики должен проводиться параллельно с практикой, хотя бы наблюдательной. Такая организация дает возможность на занятиях методики обращаться к примерам из практики, свидетелями которых были студенты, анализировать и обобщать их. Этим достигается наглядность, убедительность теоретического по своей природе курса методики, а наблюдение, анализ и синтез становятся первой ступенькой связи теории с практикой в освоении педагогической профессии.

Пестрая картина педагогического воспитания студентов не позволяет однозначно сформулировать требования, которые следует предъявлять выпускнику по части его педагогической работы. Оценки, полученные им по основам психологии и педагогики, методики и практики, могут не совпадать и тем более не отражать истинной готовности стать преподавателем. Да и не выработан способ объективного замера этой готовности.

Сочетание исполнительской и педагогической подготовки студента обусловлено, прежде всего, своеобразием музыки как искусства и са-

мого процесса по передаче и усвоению содержания музыкального образования. Подготовка музыкантов-исполнителей имеет ту особенность, что выпускники, наряду с исполнительскими квалификациями («артист ансамбля, оркестра», «концертный исполнитель»), которые традиционно рассматриваются как доминирующие и ради которых, собственно, и выбирают профессию музыканта, получают еще квалификацию «преподаватель». С учетом всего этого зачастую возникает дилемма: можно ли ущемлять исполнительский цикл предметов за счет увеличения учебных часов и объема содержания психологопедагогического цикла? Ведь увеличение одних дисциплин непременно приведет к уменьшению других. А если сопоставить теоретическую и практическую музыкальную подготовку студентов, которые вполне естественно должны дополнять одна другую, гармонизируя педагогическое воспитание, можно согласиться с профессором Ю. М. Лотманом, который считает, что методика - в первую очередь, опыт, дающийся с годами. Методические навыки специалист будет приобретать, а специальные, если они не имеют твердой основы, теряются. Основные профессиональные знания и умения, необходимые в музыкальнопедагогической деятельности и определяющие в дальнейшем рост педагогического мастерства, студенты приобретают в цикле специальных, а не педагогических дисциплин, как это не может не показаться кому-то необоснованным.

Определяя соотношение музыкальной и педагогической подготовки студентов, можно сказать, что вуз должен готовить не преподавателей музыки, а музыкантов различных специальностей. Музыкантов, знающих основы обучения детей музыке и владеющих необходимым для этого знаниями и способами деятельности. Этот тезис все больше находит подтверждение в последних исследованиях, касающихся музыкальной педагогики. В автореферате на соискание ученой степени доктора наук Ю. М. Аванесов пишет, что профессиональное мастерство специалиста характеризуется сегодня не только умениями и навыками в рамках музыкальной специальности, но и такими способностями, как мобильность мышления, интеграция знаний, умений и навыков, их трансформация в изменяющихся условиях профессиональной и социальной сферы, стремление к формированию универсального профессионального мастерства в нескольких смежных областях. Далее автор отмечает ипостаси, в которых выступает современных музыкант. Это - музыкант-учитель и воспитатель, музыкант - организатор досуга, музыкант - сольный исполнитель или ансамблист1.

Профессиональное становление педаго-

га-музыканта представляет собой длительный процесс, который начинается с выбора профессии и завершается, в идеале, полной самореализацией личности в профессиональной деятельности. Оно включает в себя компоненты как объективного, так и субъективного характера. К объективным компонентам можно отнести социальную конкурентоспособность, престижность профессии, богатство содержания профессиональной деятельности и т. д., к субъективным - отношение личности к профессии, профессиональные идеалы, выраженность профессиональных способностей и пр.

В последние годы справедливо говорится об изменениях, которые произошли и происходят в сознании и мировоззрении молодежи. Изменились ее взгляды, жизненные позиции, ценностные ориентации. В условиях коммерциализации и маркетизации изменилась и мотивационно-по-требностная сфера молодых людей. Все это нашло отражение и в области образования. Устойчивость проблем, связанных с трудностями становления профессии музыканта-педагога, свидетельствует о том, что именно нравственные качества очень многих молодых преподавателей являются камнем преткновения на этом пути. «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь», - отмечал А. П. Чехов.

Как известно, реальная позиция педагогической профессии сегодня находится на обочине современной профессиональной иерархии и резко контрастирует со сложностью и богатством содержания профессиональной педагогической деятельности. При всей массовости педагогической профессии быть педагогом сейчас не престижно: отсутствие уважения к фигуре учителя, низкий общественный статус педагогов, крайне низкая зарплата, неадекватные требования, профессиональная миграция, возрастное старение педагогического сообщества. Можно отметить, что профессия педагога в области искусства не престижна, она не поддерживается нынешним обществом, государством, правительством.

В ходе проведения мониторинга молодежного рынка труда было выявлено, что в системе трудовой мотивации на первый план выступают материальные стимулы. В современных российских условиях переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Проведенное социологическое обследование в рамках международного форума «Карьера» показало, что каждый шестой из опрошенных мечтает связать свое будущее с бизнесом и политикой2. Подобные обстоятельства, несомненно, имеют

отношение к затронутым вопросам воспроизводства музыкантов-педагогов.

Очень важным качеством, определяющим жизненный успех любого человека, является ориентация на дело. Профессиональная успешность обеспечивает социальный статус, уважение, а это -одна из основных психологических потребностей личности. Издавна педагогическая деятельность изучалась в разных ракурсах: как совокупность результатов, достижений, как системное образование, как процесс преодоления трудностей. Как бы ни менялись взгляды на педагога, во все времена педагог выполняет важные функции и обязанности. Можно выделить ведущую функцию преподавателя - содействие образованию средствами педагогической деятельности.

Далее. В условиях современного высшего образования явно проявляется тенденция усиления внимания к исследовательской деятельности. Это можно заметить и по стандарту третьего поколения. Стандарт высшего профессионального образования непосредственно указывает на необходимость формирования у студентов навыков научно-исследовательской деятельности. Основной целью такой работы студентов в вузе является освоение методов, приемов и навыков выполнения дипломных, научных, исследовательских, проектных и других работ, которые помогают развивать их творческие способности, самостоятельность, инициативность в учебе и будущей деятельности.

Внимание к научно-исследовательской работе следует из творческого характера самой педагогической деятельности, в частности, музыкально-педагогической. Студенты-музыканты знакомятся с теоретическими, методологическими и методическими положениями научноисследовательской деятельности, с приемами работы с научной литературой, с видами исследований, с методами организации и проведения музыкально-педагогических исследований, с методологией и методикой педагогических исследований, приобретают практические умения и навыки проведения самостоятельного исследования в области музыкальной педагогики. Обратившись к истокам высшего образования, Е. В. Пискунова отмечает, что университеты изначально были ориентированы на исследовательскую деятельность обучающихся. «Университет был источником научных знаний и просвещения, поскольку ученые полагали не только передать ученикам знания, но и вместе с ними продолжать познание мира»3.

Объективность такова, что знания играют сегодня все большую роль в любом виде деятельности, в том числе и той, которая связана с искусством. Доказывая необходимость научно-

исследовательской деятельности педагога-му-зыканта, профессор Московского педагогического университета и член Экспертного совета ВАК по педагогике и психологии Г. М. Цыпин пишет: «Чтобы хорошо делать свое дело, человек должен сегодня много знать, и еще важнее, быть открытым для восприятия и ассимиляции новых знаний - причем не только в рамках своей профессии, но и в смежных областях. Музыкантов это касается в той же мере, как и представителей других художественно-творческих цехов»4.

Проводимые автором статьи на протяжении ряда лет наблюдения, опросы, анкетирование студентов-музыкантов показали, что студенты затрудняются практически во всех ключевых моментах организации исследования: от обоснования актуальности выбранной темы до письменного оформления результатов проведенного педагогического эксперимента и его защиты. Не меньшую трудность для студентов представляет и поиск информации, необходимой для исследования, ее анализ, составление списка использованной литературы. При всей кажущейся простоте такая работа для многих студентов становится определенным препятствием. Все это говорит об их неумении работать с источниками научной информации. Причина заключается в том, что их этому никто не учил. А, как известно, любому виду деятельности человека необходимо обучить.

Аспиранты и соискатели в качестве одной из главных трудностей отмечают недостаток знаний об исследовательской деятельности, неподготовленность к ее осуществлению. Такие данные были получены в результате опроса аспирантов, обучающихся по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» (музыка). На снижение качественного уровня научно-педагогических работ, в частности, в области кандидатских, указывают многие российские специалисты5. Мелкотемье, дефицит методологической и опытно-экспериментальной культуры, неумение обращаться со специальной терминологией, с понятийным аппаратом - такие типичные недостатки отмечают в диссертационных работах. «Среди других причин объективного характера, - пишет академик РАО Д. И. Фельдштейн, - можно назвать отсутствие у значительного числа соискателей ученой степени навыков научной деятельности, что фиксируется как в постановке, так и в способах решения ими заявленных проблем <...> в былые времена именно университеты обучали способам, методам исследовательской деятельности, и это входило в рамки университетского образования»6.

По справедливому замечанию Г. М. Цыпи-на, некоторые преподаватели искусственно

создают барьер между научно-исследовательским и учебно-воспитательным процессом. Полагая, что творчество может проявиться только в занятиях, связанных со специальными дисциплинами. Это, с точки зрения теории целостного педагогического процесса, неверно7. Связь учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности студента наиболее четко прослеживается при решении следующих задач:

- развитие интеллектуального потенциала студента;

- формирование его творческой активности;

- воспитание у него познавательных потребностей и интересов;

- вооружение студентов методами научного познания, навыками и умениями научных исследований;

- формирование критического мышления;

- умение видеть перспективы развития соответствующих отраслей науки;

- воспитание профессиональной компетентности и умения применять теоретические знания на практике.

Особенность вузовского гуманитарного образования определяется возможностью сотрудничества, сотворчества педагогов, студентов, аспирантов, соискателей. Нельзя заниматься творческой работой, не размышляя обо всем том, что с ней связано, о многочисленных проблемах, возникающих по ходу дела, пытаясь найти рациональные пути решения этих проблем, не стремясь оптимизировать сам процесс творчества. И нельзя игнорировать специальную литературу, определяя при этом свои позиции, ассимилируя те или иные интересы и идеи, соглашаясь или не соглашаясь с коллегами. В этом и состоит исследовательская работа - думать, искать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, рационализировать.

Научно-исследовательская деятельность способна приносить не только прямую производственную пользу, но и косвенную (сопутствующий эффект). Имеется в виду: активизация профессионального интеллекта, расширение кругозора, обогащение креативного потенциала, развитие способности человека логически и последовательно мыслить, умение выделять главное, формирования понятийно-категориального аппарата, пополнение словарного запаса. Человек учится находить точные слова для выражения своих мыслей, совершенствуется в умении говорить и писать. А это никогда и никому не мешало. Важно иметь хотя бы общее представления о технологии соответствующей деятельности, и, конечно же, нужно постоянно изучать, анализировать материалы других авторов. Особенно нелегкой

ситуация оказывается для музыкантов. Их учили играть, петь и не учили, за редким исключением, заниматься научными изысканиями. Для них это в новинку: ориентироваться в терминологии, работать с научно-литературными источниками, владеть научным языком.

К сожалению, во многих творческих вузах педагоги обращают внимание на повышение своих специальных, профессиональных знаний, умений и навыков, забывая о научно-методической, исследовательской работе, поиске активных форм, способов и методов обучения. Иногда полное игнорирование приводит к негативным последствиям в педагогической практике. Это отмечает профессор Московского государственного университета культуры и искусств О. А. Блох, говоря об условиях духовно-творческого развития обучающего музыканта8. «Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает под власть трех педагогических демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается»9. Учителю необходимо быть мыслителем, проникать в глубину происходящего, постигать причинно-следственные связи.

Также профессор О. А. Блох отмечает, что в настоящее время важным деятельным аспектом современных образовательных учреждений является исследовательско-поисковая работа. Все более актуальной становится проблема подготовки будущих специалистов, имеющих высокий профессионально-творческий статус. Его значимыми составляющими являются педагогическое творчество и научно-педагогическое мышление. Способность к творчеству и способность быть мыслителем - важные показатели компетентности и профессионализма педагога-музыканта10. Уместно здесь привести и слова К. Д. Ушинского, что учитель живет до тех пор, пока учится. В современных условиях эти слова приобретают особое значение. Таким образом, можно констатировать, что на новом этапе развития отечественной системы высшего гуманитарного образования формирование исследовательских навыков студентов необходимо. Практика проведения занятий и анализ студенческих работ (курсовых и дипломных) подтверждают своевременность и важность формирования навыков по подготовке к научно-исследовательской деятельности для совершенствования подготовки будущих музыкантов-педагогов. Такой подход может привести к формированию не только исследовательских навыков, но и потребности у молодых специалистов в постоянном профессиональном совершенствовании.

Учитывая вышеизложенное, необходимо направить действия на следующее:

во-первых, усилить курс на сообразова-

ние, самовоспитание, саморазвитие студентов. Соответствующую способность надо целенаправленно и последовательно формировать, выстраивать в русле учебно-образовательного процесса;

во-вторых, поднимать престиж Учителя, Мастера. Необходимо принимать меры по повышению статуса учителя в обществе, улучшать его финансовое обеспечение;

в-третьих, совершенствовать технологии учебного процесса, ориентируя на дело. Учить учиться - таков смысл этого тезиса. Учить студента самообразовываться - это одно из важных требований времени. Оно, к сожалению, не принимается во внимание серьезно. Давно уже стало ясно, что, получив диплом, выпускнику сразу же следует приступать ко «второму туру» обучения, в котором и круг знаний будет шире, и их связь с практикой разностороннее и глубже.

Относясь с пониманием к происходящему, автор не предполагает пассивно-примирительной позиции. Наша задача не в том, что критиковать, а в том, чтобы выявить пути, возможности построения эффективной системы обучения. Нам, педагогам-практикам, важно не только констатировать, фиксировать происходящие изменения, а и выявлять их причины, характер, имеющиеся противоречия. Понимать - значит, активно действовать в том направлении, которое представляется каждому специалисту. Если не мы, то кто выправит создавшееся положение?

Примечания)

1 Аванесов Ю. М. Системно-синергетический принцип в обучении музыке: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. С. 3.

2 Руденко Г. Г., Савелов А. Р. Специфика положения молодежи на рынке труда // Социол. исслед. 2002. № 5. С. 101-107.

3 Пискунова Е. В. Исследовательская деятельность обучающихся: бакалавриат, магистратура, аспирантура // Педагогика. 2010. №7. С. 58.

4 Цыпин Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля): моногр. / Тамбов. гос. муз-пед. инст. им. С. В. Рахманинова. 2-е изд., доп. Тамбов: Нобелистика, 2008. С. 5.

5 См.: Педагогика: науч.-теорет. журн. Рос. акад. образования. 2004. № 2. С. 93-98; 2010. № 2. С. 100-105; № 7. С. 3-11; 2011. № 5. С. 3-21.

6 Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний // Педагогика. 2011. № 5. С. 6.

7 Цыпин Г. М. Указ. соч. С. 232.

8 Блох О. А. Развитие духовно-творческого потенциала обучающихся музыкантов: моногр. М.: МГУКИ, 2006. С. 245.

9 Цит. по: Там же. С. 99.

10 Там же. С. 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.