Научная статья на тему 'Конструкции с двойным отрицанием как реализация коммуникативной интенции говорящего'

Конструкции с двойным отрицанием как реализация коммуникативной интенции говорящего Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
275
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GRAMMATICAL CATEGORY / LANGUAGE UNIVERSAL / NEGATION / COMMUNICATIVE INTENTION / CATEGORICITY OR NON-CATEGORICITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Евсина Марина Владимировна, Исаева Анастасия Юрьевна

The article focuses on the universal character of structures with double negation in terms of expressing the speaker’s communicative intention of categoricity or non-categoricity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURES WITH DOUBLE NEGATION AS A MEANS OF IMPLEMENTING THE SPEAKER’S COMMUNICATIVE INTENTION

The article focuses on the universal character of structures with double negation in terms of expressing the speaker’s communicative intention of categoricity or non-categoricity.

Текст научной работы на тему «Конструкции с двойным отрицанием как реализация коммуникативной интенции говорящего»

Devrisheva Alina Evgenyevna, assistant lecturer, alina_evseeva@inbox.ru, Department of Linguistics and Translation Studies, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 802.0

КОНСТРУКЦИИ С ДВОЙНЫМ ОТРИЦАНИЕМ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ИНТЕНЦИИ

ГОВОРЯЩЕГО

М.В. Евсина, А.Ю. Исаева

Рассматривается универсальный характер структур с двойным отрицанием, служащих для выражения категоричности и некатегоричности как коммуникативной интенции говорящего.

Ключевые слова: грамматическая категория, языковая универсалия, отрицание, коммуникативная интенция, категоричность, некатегоричность.

Говоря об использовании языковых средств, следует помнить, что их выбор в каждом конкретном случае определяется коммуникативной интенцией говорящего. В связи с этим, в свою очередь, интересно еще раз отметить универсальность языковых средств, когда одна и та же структура может служить для выражения прямо противоположных интенций говорящего.

К числу таких универсальных структур можно отнести конструкции с двойным отрицанием, образованные сочетанием грамматических и/или лексических негаторов, которые, с одной стороны, могут служить для выражения некатегоричного высказывания, с другой - являться средством выражения категоричности. Значение высказывания при этом поддерживается общим значением микро- или макро-контекста.

Принято считать, что отрицание в целом более эмоционально и экспрессивно, чем утверждение. В данной связи следует упомянуть о распространенности в речи отрицательной оценочности, что обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, все морально-этические, эстетические, социальные и другие нормы исходят из положительной оценочности. Вследствие этого положительная оценка описываемых фактов и явлений не всегда фиксируется - это норма. Нарушение же нормы обращает на себя повышенное внимание и находит свое отражение в речи. Второй фактор, обусловливающий преобладание отрицательной оценочности, проистекает из критического восприятия человеком действительности. Оценка и эмоция неразрывно связаны с мировосприятием говорящего, введение их в текст является сигналом указания на распределение симпатий / антипатий [1, с. 42].

Некатегоричное утверждение, наиболее распространенной моделью реализации которого являются литотные конструкции, чаще всего

образуемые сочетанием отрицательной частицы not и прилагательного с отрицательным префиксом (not+neg prefix Adj), состоит в частичном отрицании какого-либо признака, приписываемого предмету речи, и одновременно служит указанием на присутствие противоположного качества:

He looked at him with his bright blue eyes. They were not unsympathetic (W.S.Maugham).

В качестве средства идентификации аффирмативности высказывания может служить аналитико-экспериментальная трансформация конструкции с литотой в ее положительный противочлен с антонимом без изменения содержания синтаксической структуры: He looked at him with his bright blue eyes. They were sympathetic.

Примечательно, что аналогичные структуры с двойным отрицанием в ответной реплике диалога при даче ответа на вопрос оценочного характера не реализуют преуменьшенного утверждения:

'How does he play?'

'Not badly. He plays a winning hand very well, but when he has bad cards he goes all to pieces' (W.S.Maugham).

Говорящий подчеркивает, что тот, о ком идет речь, хорошо играет в карты только при определенных обстоятельствах, а именно, когда выигрывает, в остальных случаях его игра оставляет желать лучшего. Структура с двойным отрицанием, аналогичная литоте, реализует именно отрицание негативного признака, но не некатегоричное утверждение, иначе это привело бы к возникновению противоречия в семантической структуре высказывания.

Категоричное отрицание негативного признака как прагматическая цель высказывания реализуется в условиях диалога, как правило, при противопоставлении структур, различающихся лишь одним элементом -грамматическим отрицанием:

'Better that', the woman said 'than suffer your inhumane cruelty'.

'He isn't inhumane! He isn't cruel!... Dr. Peat-Smith is one of the kindest men who ever lived. He loves animals' (A.Hailey).

При формировании структур категоричного отрицания (отрицания отрицания) инициирующая реплика зачастую содержит отрицаемый элемент, который заимствуется ответной репликой, таким образом, имеет место противопоставление структур, различающихся дополнительным маркером отрицания, как в рассмотренном выше двухчастном диалогическом единстве, где оператор отрицания not в реагирующей реплике служит для отрицания утверждения, в роли которого выступает прилагательное негативной семантики inhumane, а, следовательно, реализует отрицание отрицания.

Ответное высказывание, реализующее отрицание отрицания, может быть развернутым, если говорящий объясняет причину своего несогласия с утверждаемым в инициирующей реплике качеством или характеристикой:

'He is thoroughly discontented'.

'He was not discontented till he met you. You have made him so' (O.Wilde).

Отрезок высказывания реагирующей реплики, который содержит указание на причину несогласия, дан крупным шрифтом.

Структуры с двойным отрицанием реализуют категоричное (подчеркнутое) утверждение, если в роли одного из негаторов выступает квантор общности негативной семантики, к числу которых, среди прочих, относится наречие never:

...for this art nothing is impossible (W.S.Maugham).

Таким образом, предпочтение конкретной языковой формы, в данном случае - конструкции с двойным отрицанием для выражения некатегоричности или категоричности есть результат цепочки действий говорящего как языковой личности и выбора им определенного инструментария (языковых средств) с целью реализации коммуникативной интенции.

Список литературы

1. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1988. 192 с.

Евсина Марина Владимировна, канд. филол. наук, доц., marina_evsina@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Исаева Анастасия Юрьевна, аспирант, методист центра информатизации и организационного сопровождения образования, isaeva_anastasia91@mail.ru, Россия, Тула, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области.

STRUCTURES WITH DOUBLE NEGATION AS A MEANS OF IMPLEMENTING THE SPEAKER'S COMMUNICATIVE INTENTION

M. V Evsina, A.Yu. Isaeva

The article focuses on the universal character of structures with double negation in terms of expressing the speaker's communicative intention of categoricity or non-categoricity.

Key words: grammatical category, language universal, negation, communicative intention, categoricity or non-categoricity.

Evsina Marina Vladimirovna, PhD (Philology), Associate Professor, mari-na_evsina@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Isaeva Anastasia Yurievna, post-graduate student, specialist of the Center of Informational and Organizational Support of Education, isaeva_anastasia91@mail. ru, Russia, Tula, In-Service Teacher Training Institute.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.