Научная статья на тему 'Конструктивно-креативная подготовка морского специалиста к принятию решений в экстремальных ситуациях'

Конструктивно-креативная подготовка морского специалиста к принятию решений в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / OCATIONAL TRAINING MARITIME PROFESSIONALS / EMERGENCY SITUATIONS / CONSTRUCTIVE ACTIVITIES / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касьянов Олег Николаевич

В качестве ведущей идеи статьи рассматривается поиск нестандартных решений будущими морскими специалистами в экстремальных ситуациях на основе гибкого взаимодействия конструктивного и креативного подходов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As the leading ideas of the article examines the search for innovative solutions by future sea experts in extreme situations in a flexible cooperation of constructive and creative approaches

Текст научной работы на тему «Конструктивно-креативная подготовка морского специалиста к принятию решений в экстремальных ситуациях»

О.Н.Касьянов

(Новороссийск)

КОНСТРУКТИВНО-КРЕАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА МОРСКОГО СПЕЦИАЛИСТА К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

CONSTRUCTIVE AND CREATIVE TRAINING THE MARINE SPECIALIST TO DECISION MAKING IN EXTREME SITUATIONS

В качестве ведущей идеи статьи рассматривается поиск нестандартных решений будущими морскими специалистами в экстремальных ситуациях на основе гибкого взаимодействия конструктивного и креативного подходов

Ключевые слова: профессиональная подготовка морских специалистов, экстремальные ситуации, конструктивная деятельность, креативное мышление

As the leading ideas of the article examines the search for innovative solutions by future sea experts in extreme situations in a flexible cooperation of constructive and creative approaches Keywords: vocational training maritime professionals, emergency situations, constructive activities, creative thinking

В современных условиях большое внимание уделяется исполнительской подготовке, использованию в учебном процессе готовых конструктов, рекомендаций, тренажерных установок. Однако с практической точки зрения остается недостаточно результативной профессиональная подготовка морских специалистов с учетом экстремальных ситуаций труда, когда воздействие человеческого фактора оказывается нередко фатальным в возникновении аварийности судов.

В научной монографии В. П. Ефентьева подробно изложено управление процессом профессионального обучения морских специалистов в условиях учебно-тренажерного академического комплекса. В.Н. Дулин рассматривает развитие профессионального опыта морских специалистов в учебно-тренажерных центрах [1, 3].

В нашем исследовании подчёркивается значение формирования таких качеств будущих специалистов, как профессиональная компетентность, самостоятельность в выборе решений, нестандартность мышления, способность быстро и правильно реагировать в экстремальных ситуациях. Необходимы овладение морским специалистом прочными теоретическими знаниями и надежными

практическими навыками, сформирован-ность психологической устойчивости и волевых качеств.

Однако экстремальные ситуации, вызванные, например, экологическими, социальными, природными и иными неблагоприятными условиями, всегда непредсказуемы, так как в каждой их них проявляются самые разнообразные факторы. Разработать одинаковый алгоритм действия и затем отработать его в учебно-тренажерном центре представляется невозможным.

В учебно-тренажерном центре возможна отработка лишь отдельных конструктов - набора действий будущего морского специалиста, необходимых при возникновении какой-либо конкретной угрозы. Как показал анализ экстремальных ситуаций, во время бедствия, как правило, возникают дополнительные угрозы, осложнения, к которым могут добавиться погодные условия и человеческий фактор.

Поэтому представляют интерес исследования такого важного аспекта профессиональной деятельности морских специалистов, как готовность к принятию решений на основе гибкого взаимодействия стандартных конструктивных решений и творческого по-

иска, позволяющего свести к минимуму необратимые последствия человеческой ошибки в экстремальных ситуациях.

Процесс принятия решения в экстремальных ситуациях осложняется действием системы специфических стресс-факторов: острого дефицита времени, ограничения в точности и достоверности информации, наличия непредвиденных и внезапно возникающих препятствий, непрерывного изменения обстановки, где одно действие не приводит к окончательному снятию напряжённой ситуации, а только меняет её на новую. Кроме того, профессиональная деятельность морских специалистов связана с высокой ответственностью каждого из них при относительной самостоятельности действий и решений по спасанию жизни людей и материальных ценностей. Их труд относится к тем видам самостоятельной нестандартной деятельности, отличительной особенностью которых являются умение предвидеть чрезвычайные обстоятельства, чтобы уметь к ним подготовиться, а также умение оценить ситуацию и принять правильное решение.

Такие специфические условия деятельности приводят к тому, что классическая рациональная модель принятия решений, состоящая из определённых действий, ряда этапов, является малоэффективной. Динамичная и проблемная ситуация часто ставит лицо, принимающее решение, перед необходимостью действовать быстро и наиболее оптимальным образом. Замешательство, несвоевременность или, наоборот, импульсивность, ошибка в принятии решения становятся недопустимыми.

Исследователи в этом случае, уделяя внимание инженерно-технической и социальной, морально-психологической подготовке будущих специалистов морского флота, подчеркивают необходимость конструктивно-креативной подготовки будущих специалистов морских профессий.

В зависимости от степени новизны ситуации или отдельных её факторов решения на этом этапе могут быть программируемыми, с единственно возможным, алгоритмическим, характером способа действия и определяющие относительно строгие рамки деятельности исполнителей. Такие решения принимаются при стандартных ситуациях и проявляются в форме актуализации способов действий, заранее известных и предва-

рительно освоенных схем решений. Решения программируются по мере того, как они становятся обычными, повторяющимися, структурированными, и основаны на чётко определенных процедурах. Технологии, используемые во время программируемых решений, связаны с привычкой (включая знания и навыки], хорошо распределены обычные и стандартные операционные процедуры. Это относится к конструктивному компоненту подготовки морских специалистов. Существуют адекватное восприятие риска, ведущее к позитивным результатам, и неадекватное восприятие риска, ведущее к негативным последствиям. Адекватное (конструктивное] либо неадекватное (неконструктивное] восприятие риска, правильная либо ошибочная оценка факторов риска являются важнейшими элементами механизма формирования поведенческих стратегий, на основании которого совершается личностный выбор в отношении реализуемой стратегии.

Психолого-педагогическая наука располагает рядом научных разработок по проблеме развития различных компонентов конструктивной личности в современном обществе (Л.И.Анцыферова, Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн, Ю.Хабермас, Н.П.Шаталова, Л.С.Перевозчикова, Е.П.Никитин, И.А.Ильин, Н.Д.Калина и др.]. Однако проблема развития конструктивной личности остается открытой и мало изученной, это в своих работах отмечают Л.И.Анцыферова, С.Л.Рубинштейн, Н.П.Шаталова, Ю.А.Веряева, Н.П.Не-сговорова, В.Н.Белов.

Конструктивные навыки определяем как автоматизированные компоненты действий, осознанных и выработанных в процессе опыта, готовых к целесообразному их воспроизведению в непредвиденной ситуации.

Под понятием «конструктивная деятельность» будем понимать эргономичные действия, минимизированные человеком до алгоритма (системы], направленные на достижение целевой задачи в рамках заданных условий и временного промежутка (под эргономикой здесь понимаем оптимизацию деятельности человека на базе рационального учета его возможностей] [5].

Специалист с высоким уровнем развития основ конструктивности, будучи малокомпетентным либо вовсе некомпетентным профессионалом в конкретной области предметной деятельности, может стать ком-

петентным в ней за определенно сжатые временные сроки. То есть конструктивность - это качество человека, занимающее такие же «свободные позиции» в его характеристике, как интеллект, но определяет человека с точки зрения способности к целесообразному функциональному созиданию реальности на основе познания окружающего мира. Несмотря на то, что уровень развития конструктивной личности лишь опосредованно зависит от возраста (опыта] и профессиональной принадлежности, тем не ме -нее эти позиции могут оказывать значительное влияние на ее изменение. В связи с этим можно сформулировать наше собственное понимание конструктивизма, основная идея которого заключается в структурно-композиционном моделировании учебных занятий на основе использования и комбинирования новых приемов, методов и технологий обучения, способствующих самоорганизации обучающего, конструированию его собственной деятельности для достижения им же поставленных целей обучения. При этом структурно-композиционное моделирование в нашем понимании - это совокупность взаимосвязанных компонентов учебного занятия, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании. Конструктивизм рассматривается в нашем исследовании как неотъемлемый компонент для структурно-композиционного моделирования учебных занятий, который ориентирует школьников на становление активной позиции в решении поставленных перед ними проблем не только в период обучения в школе, но и в их будущей профессиональной деятельности. Моделируя учебное занятие, преподавателю необходимо использовать методы обучения, которые ставят курсантов перед различными проблемами, являются для него личностно значимыми и побуждают к поиску путей для их решения с опорой на знания, полученные на уроках. Именно такая позиция преподавателя способна обеспечить сознательность, глубину, прочность знаний и сформировать логико-теоретическое и интуитивное мышление.

Как было доказано выше, особое внимание необходимо уделить развитию конструктивно-креативного мышления, для чего мы включили в модель модули отработки конструктов интеллектуально-креативного развития мышления и интегративного согласова-

ния компетенций, приобретенных курсантами на первых модулях.

Новизна ситуации или появление факторов, ранее неизвестных специалисту, при отсутствии готовых операционных схем требует либо выбора способа действия при наличии альтернатив в выборе алгоритма, либо построения нового способа действия при отсутствии готовых операционных схем, требующего креативного (творческого] мышления и интуиции. Это могут быть уникальные решения, которые находятся за пределами существующего опыта.

«Сталкиваясь с нестандартными, более сложными ситуациями, характерными высокой степенью неопределённости, человеку приходится прибегать к использованию эвристических методов и приёмов и таким образом подключать творческие механизмы мышления» [4, с. 65].

В процессе принятия решения в чрезвычайных ситуациях большое значение имеет интуиция - малоосознаваемый эвристический процесс и его результат, внелогичное, внезапное нахождение решения задачи по обобщенным ориентирам ситуации, симультанное (одномоментное] объединение различных информативных признаков в единый комплекс, направляющий на решение задачи. Интуиция основана на семантическом обобщении данного класса (профессиональная интуиция] и на высоком уровне развития общего интеллекта, его способности к творчеству [2].

Морские специалисты, оказавшись в экстремальной ситуации, очень часто не осознают, как они принимают решения и выполняют действия мгновенно. Интуитивные действия осуществляются на основе профессионального опыта - знаний и уме -ний, а также хорошо развитой способности к вероятностному прогнозированию. Способность предвидеть является необходимым элементом мышления хорошего профессионала. Используя воображение как средство оценки информации, интуиция позволяет специалисту представить то, что он не может видеть. Она связана с возможным развитием событий, действиями и носит предсказывающий характер.

Таким образом, деятельность в экстремальных условиях предъявляет повышенные требования к интеллектуальным способностям. В этом отношении велика роль

тактического мышления, которое можно определить как сложный психологический процесс анализа постоянно меняющейся обстановки в экстремальной ситуации и своевременной выработки правильных решений, направленных на организацию действий по её ликвидации. Тактическое мышление морского специалиста имеет ряд особенностей и проявляется в степени сформированности следующих интеллектуальных качеств:

- широта мышления заключается в умении охватить ситуацию в целом, держа под контролем все существенные детали, их связи и отношения, используя информацию как из собственного опыта, так и из других источников;

- глубина мышления проявляется в умении выделять главное, существенное в ситуации, понять причины возникновения явлений и событий, умении предвидеть их дальнейшее развитие;

- быстрота мышления - это способность специалиста быстро разобраться в ситуации и принять правильное решение;

- гибкость мышления обеспечивает способность корректировать намеченный план тактических действий с учётом возникших изменений в сложившейся обстановке, вносить поправки в принятое решение;

- критичность мышления - это способность к строгой и объективной оценке эффективности различных вариантов собственных тактических действий, поскольку неверное решение часто исправить уже невозможно;

- самостоятельность мышления - это способность специалиста в случае необходимости самостоятельно принимать решения и действовать в соответствии со сложившимися обстоятельствами. Конструктивно-креативная подготовка

будущего морского специалиста предполагает три уровня процесса принятия решения:

Уровень 1. Восприятие. Это первый фундаментальный шаг в ситуативной осведомлённости, он включает в себя восприятие и

внимание к важным сигналам и элементам в окружающей среде (знаниевый компонент].

Уровень 2. Понимание. Этот шаг выходит за рамки простого восприятия и предполагает интеграцию различных частей данных и информации (уровень 1] и определения их операционной значимости (конструктивный компонент].

Уровень 3. Проекция. Это самый высокий уровень ситуативной осведомлённости, он включает в себя способность предвидеть будущие события и их последствия, основан на понимании происходящего в окружающей среде (уровень 2]. Уровень 3 делает возможным своевременное принятие оптимальных решений (креативный компонент].

Таким образом, формирование конструктивно-креативной готовности будущего морского специалиста представляет собой процесс и результат познавательной активности человека, позволяющий принимать решения в экстремальных ситуациях.

Формирование данной готовности для принятия решений в экстремальных ситуациях базируется на определённых знаниях и связано с развитием перцептивных, интеллектуальных и творческих способностей специалиста. Особая роль в этом отношении отводится специальной подготовке, позволяющей на тактических занятиях отрабатывать действия, доводя их до уровня автоматизма, а также вырабатывать качества, необходимые при принятии решений, такие как самостоятельность, инициативность, решительность и т.д. Для этих целей на тактических занятиях должна быть создана обстановка, максимально приближенная к реальной экстремальной. Правильная оценка обстановки, принятие решений и выполнение соответствующих действий, сопровождаемые высоким уровнем интеллектуального, эмоционального и творческого напряжения, должны помочь сформировать как определённые навыки, так и стрессоустой-чивость, необходимые для принятия решений в реальных экстремальных ситуациях.

Литература

1. Дулин В.Н. Развитие профессионального опыта морских специалистов в учебно-тренажерных центрах: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования (педагогические науки] - Калининград, 2006. - 25 с.

2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2009. - 420 с.

3. Ефентьев В.П. Управление качеством непрерывной профессиональной подготовки морских специалистов в академическом комплексе (практико-ориентирован-ное исследование] /под.ред. Г. А. Бокаревой: моногр.-Калининград: БГА РФ, 2004. - 208 с.

4. Пономарёв Я.А. К вопросу об исследовании психологического механизма «принятия решения» в условиях творческих задач // Проблемы принятия решения. -М.: Наука, 1976.- С. 64 - 72.

5. Шаталова Н.П. Учимся работать в школе конструктивного обучения. - Барнаул: БГПУ, 2006. - 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.