Научная статья на тему 'Конструктивное поведение сотрудников в ситуациях захвата заложников'

Конструктивное поведение сотрудников в ситуациях захвата заложников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
781
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология переговоров / заложники / психологическое обеспечение переговорной деятельности / личность преступника / конструктивное поведение / тактика ведения переговоров. / psychology of negotiations / hostages / psychological support of negotiation activities / the personality of the criminal / constructive behaviour / negotiation tactics.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернышева Елена Викторовна

Введение. Рассматриваются проблема переговорной деятельности с преступниками, захватившими заложников, и вопросы ее психологического обеспечения в органах внутренних дел. Целью выступило выявление значимых составляющих конструктивного поведения сотрудников органов внутренних дел, влияющих на результат переговоров с преступниками, захватившими заложников. Материалы и методы. С помощью применения психодиагностических методик изучения личностных особенностей и специально подготовленной анкеты «Особенности поведения и взаимодействия в стрессовых ситуациях» проанализированы данные различных групп обучающихся по направлению подготовки «Полицейский» и сотрудников органов внутренних дел с учетом специфики их профессиональной деятельности, возраста, стажа работы. Для качественного и количественного анализа данных использовались методы математической статистики. Результаты и обсуждение. Успешность переговоров зависит от уровня подготовленности, жизненного и профессионального опыта, личностных особенностей переговорщиков. При помощи факторного анализа выделено семь комплексных социально-психологических компонентов, влияющих на конструктивный или деструктивный исход переговорной деятельности с преступниками в ситуациях захвата заложников: деструктивные индивидуальные особенности; эмоциональная закрепощенность поведения; социально-креативная активность; манипулятивный опыт; неискушенный профессиональный опыт; рациональная практичность; вариативная оценка ситуации. Выявлено, что на конструктивный исход переговоров с преступниками влияют социально-креативная активность, умение манипулировать, практичность, вариативность поведения. Выводы. На конструктивность в переговорах с преступниками влияние оказывает профессиональная практическая подготовка. Выделены семь социально-психологических факторов, влияющих на результат переговоров в ситуациях захвата заложников. Для переговоров необходимо специально готовить группу переговорщиков с различными профессионально важными качествами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернышева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Officers’ Constructive Behaviour in Hostage-Taking Situations

Introduction. The article deals with the problem of negotiations with criminals who took hostages and the issues related to its psychological maintenance in law enforcement agencies. The paper aims to reveal significant elements of law enforcement officers’ constructive behavior important for the results of the negotiations with criminals who took hostages. Materials and Methods. By means of psychodiagnostic methods of studying personal features and specially prepared questionnaire «Features of Behaviour and Interaction in Stressful Situations» the author managed to analyze the data of various groups of learners majoring in “Police Officer” profile and law enforcement officers with regard to the peculiarities of their professional activity, age and length of service. Mathematical statistics was applied to make the data qualitative and quantitative analysis. Results and Discussions. Successful negotiations depend on the level of preparation, life and professional experience, personal characteristics of negotiators. Factor analysis enabled the author to identify seven complex socio-psychological components that affect the constructive or destructive outcome of negotiations with criminals in situations of hostage-taking: destructive individual characteristics, emotional behavioural rigidity, socio-creative activity, manipulative experience, unsophisticated professional experience, rational practicality, variable assessment of the situation. It is revealed that the constructive outcome of negotiations with criminals is influenced by social and creative activity, ability to manipulate, practicality, variable behaviour. Conclusions. Constructive negotiations depend on professional practical training. The author identifies seven socio-psychological factors which influence the outcomes of negotiations in hostage-taking situations. To conduct negotiations it is necessary to prepare a special group of negotiators with different professionally important qualities.

Текст научной работы на тему «Конструктивное поведение сотрудников в ситуациях захвата заложников»

УДК 159.9 © Е. В.Чернышева, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13002

19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии

Конструктивное поведение сотрудников в ситуациях захвата заложников

Чернышева Елена Викторовна \

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии служебной деятельности и педагогики.

Е-mail: evchern2010@gmail.com

1 Уральский юридический институт МВД России, 620057, Екатеринбург, ул. Корепина, 66, Россия

Аннотация

Введение. Рассматриваются проблема переговорной деятельности с преступниками, захватившими заложников, и вопросы ее психологического обеспечения в органах внутренних дел. Целью выступило выявление значимых составляющих конструктивного поведения сотрудников органов внутренних дел, влияющих на результат переговоров с преступниками, захватившими заложников.

Материалы и методы. С помощью применения психодиагностических методик изучения личностных особенностей и специально подготовленной анкеты «Особенности поведения и взаимодействия в стрессовых ситуациях» проанализированы данные различных групп обучающихся по направлению подготовки «Полицейский» и сотрудников органов внутренних дел с учетом специфики их профессиональной деятельности, возраста, стажа работы. Для качественного и количественного анализа данных использовались методы математической статистики.

Результаты и обсуждение. Успешность переговоров зависит от уровня подготовленности, жизненного и профессионального опыта, личностных особенностей переговорщиков. При помощи факторного анализа выделено семь комплексных социально-психологических компонентов, влияющих на конструктивный или деструктивный исход переговорной деятельности с преступниками в ситуациях захвата заложников: деструктивные индивидуальные особенности; эмоциональная закре-пощенность поведения; социально-креативная активность; манипулятивный опыт; неискушенный профессиональный опыт; рациональная практичность; вариативная оценка ситуации. Выявлено, что на конструктивный исход переговоров с преступниками влияют социально-креативная активность, умение манипулировать, практичность, вариативность поведения.

Выводы. На конструктивность в переговорах с преступниками влияние оказывает профессиональная практическая подготовка. Выделены семь социально-психологических факторов, влияющих на результат переговоров в ситуациях захвата заложников. Для переговоров необходимо специально готовить группу переговорщиков с различными профессионально важными качествами.

Ключевые слова: психология переговоров; заложники; психологическое обеспечение переговорной деятельности; личность преступника; конструктивное поведение; тактика ведения переговоров.

Для цитирования: Чернышева Е. В. Конструктивное поведение сотрудников в ситуациях захвата заложников // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 3(78). С. 255-262. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13002

Основные положения

1. Для конструктивного проведения переговоров с преступниками необходимо профессионально готовить группу переговорщиков, учитывая следующие социально-психологические факторы: наличие деструктивных индивидуальных особенностей приводит к отрицательному исходу; эмоциональная закрепощенность поведения связана с неспособностью предвидеть последствия переговорной деятельности; социально-креативная активность позволяет найти нестандартный выход из сложившейся ситуации; манипулятивный опыт способствует принятию правильного решения; неискушенный профессиональный опыт препятствует пониманию сложившейся ситуации; рациональная практика способствует разумному поведению; вариативная оценка ситуации помогает заметить незначительные изменения в межличностных отношениях в ситуации переговоров.

2. Конструктивные социально-психологические факторы при ведении диалога с преступниками в ситуации захвата заложников редко встречаются у одного человека, поэтому для проведения переговоров необходима специально подготовленная группа лиц с различными выраженными профессиональными качествами.

Введение

Проблема психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях за-

нимает в последнее время все более значительное место среди других. Особую актуальность имеют задачи, связанные с ситуациями захвата заложников. Зафиксированные факты убеждают в том, что успешность решения задач в ситуациях с захватом заложников зависит от эффективности переговорного процесса. Проблема конструктивного поведения сотрудников правоохранительных органов в условиях переговорной деятельности с преступниками, захватившими заложников, имеет наибольшую важность, при этом на передний план выступает вопрос ее психологического обеспечения.

Целью послужило выявление значимых составляющих конструктивного поведения сотрудников органов внутренних дел, влияющих на результат переговоров с преступниками, захватившими заложников.

Теоретические предпосылки. 5 сентября 1972 г. Мюнхен. Олимпийская деревня. Террористами захвачены спортсмены. Преступники требовали вылета в ближневосточную страну, при спецоперации погибли все заложники, убито пять террористов и один полицейский [1].

23 октября 2002 г. Москва. Театральный центр. Норд-Ост. Террористами захвачены 916 человек. Преступники требовали принять решение о выводе войск с территории Чеченской Республики, при спецоперации погибло 130 заложников, убито 36 террористов [2].

1 сентября 2004 г. Беслан. Средняя школа № 1. Террористами захвачены 1128 заложников. Преступники для переговоров требовали Зязикова, Дзасохова и Ра-шаля, при спецоперации погибло 314 человек, убито 19 спасателей и 28 террористов [3].

В последние годы захват заложников террористами стал предметом международной озабоченности. С середины 1990-х гг. захват заложников и похищение людей легли в основу предпочтительной тактики политического терроризма. Захват заложников может произойти в любое время и в любом месте. Ни одна страна не застрахована от этого феномена [4]. Захват заложников стал одним из самых ценных видов оружия современного мира в арсенале террористов (МасШуге, 2006). Денежная прибыль — еще один мощный мотив для увеличения количества похищений и захвата заложников в последние годы [5].

В условиях возрастающей угрозы в городах и населенных пунктах гибели людей, причинения значительного имущественного и морально-психологического ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий особое значение приобретает повышение готовности сотрудников органов внутренних дел к эффективным действиям по их предупреждению, пресечению и участию в ликвидации последствий. С обострением оперативной обстановки участились случаи захвата заложников с террористическими, корыстными и другими преступными намерениями [6].

Освобождение заложников с применением силы и оружия почти всегда связано с потерями и жертвами как гражданских лиц, так и сотрудников силовых ведомств. В таких экстремальных ситуациях сотрудники правоохранительных органов должны грамотно проводить переговоры с преступниками в целях освобождения заложников [7; 8; 9]. Переговорный процесс, в свою очередь, зависит от умения переговорщика анализировать мотивы, особенности характера захватчика заложников, устанавливать психологический контакт с ним, правильно использовать и подбирать психологические приемы и методы воздействия на преступников для успешного освобождения заложников [10; 11].

Для выбора тактики и стратегии ведения переговоров по освобождению заложников необходимо учитывать тип преступника, собрать нужную оперативную информацию: узнать о целях и мотивах, психологических особенностях; на основе полученных данных составить его психологический портрет. Малейший промах, какие-то неточности — и весь переговорный процесс будет нарушен [12].

Переговоры с преступниками — тяжелый и напряженный труд. Они могут продолжаться многие часы и приводят к большим нервным перегрузкам. Лица, осуществляющие переговоры, должны действовать психологически грамотно и творчески, сочетать логическое и интуитивное начало. Огромную роль в переговорном процессе играет и профессиональная интуиция переговорщика, вырабатывающаяся на основе опыта, глубоких познаний личности. По вопросу захвата заложников

было проведено мало исследований в области уголовного правосудия как у нас в стране, так и за рубежом. Отсутствие исследований можно объяснить недостаточностью значимых данных о захвате заложников террористами, сложность сбора которых, как правило, препятствует исследователям изучать эту тему.

Материалы и методы. Для полного анализа психологических факторов, влияющих на эффективность переговоров сотрудников органов внутренних дел в ситуациях захвата заложников, с рассмотрением значимых составляющих конструктивного поведения были подобраны методики для проведения исследования: психодиагностический тест (ПДТ) В. М. Мельникова, Л. Т. Ямпольского [13]; диагностическая графологическая методика «ГАЛС-2005» А. В. Смирнова [14]; тест Гилфорда «Социальный интеллект». Для сравнительного анализа различных групп испытуемых, опыта профессиональной деятельности, опыта ведения переговоров с преступниками была составлена анкета «Особенности поведения и взаимодействия в стрессовых ситуациях». Для обработки результатов исследования были использованы методы математической статистики: ^критерий Стьюдента, корреляционный и факторный анализ.

Показатели психодиагностического теста (ПДТ) В. М. Мельникова и Л. Т. Ямпольского — невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, впечатлительность, женственность, расторможенность, активность, робость, общительность, неуравновешенность, асоци-альность, интроверсия, сензитивность — сопоставлялись с требованиями переговорного процесса.

Тест «Социальный интеллект» — психодиагностическая методика, разработанная Дж. Гилфордом на основе собственной модели структуры интеллекта, — использовался в целях изучения различных аспектов

Таблица 1. Анализируемые графологические параметры почерка (Table 1. Graphology Parameters of Handwriting under Analysis)

Личностный вектор Шкалы

Характер социальной адаптации Социальная нормативность (раскрепощенность) поведения

Личностная зрелость Практицизм (непрактичность)

Характер межличностных отношений Позитивные (негативные) отношения

Специфика интеллектуальной деятельности Репродуктивный (креативный) интеллект

Направленность социальных отношений Социальная включенность (оппозиционность)

Благонадежность Надежность (ненадежность) личности

Личностная позиция Индивидуализм (коллективизм)

Устойчивость личности Неустойчивость (устойчивость)

Способ регуляции поведения Эмоциональная регуляция («Я»-регуляция) поведения

Характер деловой активности Активность (пассивность)

социального интеллекта: способности понимать и прогнозировать поведение людей в разных ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии.

Графологический анализ личности (ГАЛС-2005, А. В. Смирнов) был направлен на комплексное изучение личностного потенциала посредством психографологического анализа почерка. 38 параметров почерка, сгруппированные в 10 векторов, охватили базовые личностные сферы, характеризующие поведение (табл. 1).

Для сравнительного анализа выборка была сформирована с различиями в половозрастном составе, уровне профессиональной компетентности, опыте профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 128 человек (79% мужчин и 21% женщин), из них 30% обучающихся по направлениям «Психология» и «Дознание» и 70% сотрудников органов внутренних дел.

Сотрудники, работающие на разных должностях, были объединены в следующие группы: сотрудники государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД), участковые уполномоченные полиции (УУП), сотрудники отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (ОРО и КПиО), дознания и следствия, дежурной части, патрульно-постовой службы полиции (ППСП).

Испытуемым было предложено письменно ответить на вопросы анкеты: «Какие Вы знаете методы психологического воздействия на преступника, захватившего заложников?», «Какие Вы знаете тактики ведения переговорного процесса в ситуациях захвата заложников?», «Какие Вы знаете приемы саморегуляции в стрес-

совых ситуациях?», «Какими качествами должен владеть переговорщик?», «Что необходимо учитывать при выборе тактики ведения переговоров», «Что испытывает человек, захвативший заложников?».

Результаты и обсуждение. Сотрудники имеют самые общие представления о методах психологического воздействия на преступников, захвативших заложников, тактиках ведения переговорного процесса, о психологии человека, захватившего заложников, о компонентах эффективного ведения переговоров, о качествах, которыми должен обладать переговорщик (табл. 2).

Испытуемые знают достаточное количество способов саморегуляции в стрессовых ситуациях, однако применять их им не приходилось. При ответах на вопрос, что необходимо учитывать при выборе тактики ведения переговоров, сотрудники основывались на своем жизненном опыте и на том, что узнали от других людей.

Сравнительный анализ с помощью ^критерия Стьюдента между различными группами сотрудников обнаружил значимые различия, связанные с особенностями профессиональной деятельности. Сотрудники, чья специфика службы связана с умением взаимодействовать с преступниками, обладают большим опытом переговорного процесса, чем сотрудники, не работающие с правонарушителями. Деятельность патрульно-постовой службы сопровождается постоянным пешим патрулированием улиц, поэтому у сотрудников доминируют показатели активности. Им чаще приходится отговаривать людей от совершения необдуманных поступков, в отличие от сотрудников, прямо не взаимодействующих с лицами криминальной направленности.

Таблица 2. Примеры ответов сотрудников на вопросы анкеты (Table 2. Examples of Responses to the Questionnaire)

Вопросы Ответы сотрудников

Какие Вы знаете методы психологического воздействия на преступника, захватившего заложников? Переговоры, запугивание, уступка, обман, убеждение, угроза, компромисс, внушение, призыв подумать о семье, понимание и помощь в решении проблемы, устрашение, вхождение в доверие, отключение от источников информации, выслушивание требований, принуждение, штурм, приглашение родственников, манипуляция, моральное и физическое воздействие и др.

Какие Вы знаете тактики ведения переговорного процесса в ситуациях захвата заложников? Обман, убеждение, понимание, взаимные уступки, выполнение требований, психологический контакт, компромисс, использование фраз: «если ты... то тебе...»; «я на твоей стороне, нужно только...», избегание угроз, попытки успокоить, решительность, выжидание времени, целенаправленность соглашения с преступником, главное — не доводить ситуацию до конфликта и др.

Какие Вы знаете приемы саморегуляции в стрессовых ситуациях? Упражнения на дыхание, медитация, попить чаю, воды, резкий переход из одного состояния в другое, «взять себя в руки», отключение от проблемы, нервно-мышечная релаксация, осмысление ситуации, попытка подумать о чем-то хорошем, сенсорная регуляция образов, просмотр любимого фильма, прослушивание музыки, физическая нагрузка, обращение к Богу, молитва, счет до 10 «про себя» и др.

Какими качествами должен владеть переговорщик? Стрессоустойчивость, знание психологии преступника, коммуникабельность, умение быстро принимать решения, убеждать, слушать, не говорить лишнего, грамотно излагать свои мысли, расположить к себе, отсутствие страха принять сложное решение, терпеливость и др.

Что необходимо учитывать при выборе тактики ведения переговоров? Личность преступника, его характер, мотивы, эмоциональное состояние, семейное положение, биография, зависимости, национальность, условия заключения, выдвигаемые требования, последствия, время удержания заложников, кто заложники, их количество, сложившаяся ситуация переговоров, смелость преступника в решениях и др.

Что испытывает человек, захвативший заложников? Выброс адреналина, стресс, удовольствие, нервозность, волнение, тревожность, бессилие, злость, ненависть, обида, страсть, безвыходность положения, непонимание, месть, желание достичь поставленной цели, волнение, сила своих возможностей, страх перед смертью, отчаяние, чувство незащищенности, неуверенность в своих дальнейших действиях и др.

Таблица 3. Коэффициенты корреляции показателей тактик ведения переговоров и личностных качеств (Table 3. Coefficients of Correlation of Rates of Negotiation Tactics and Personal Qualities)

Наименование показателей Стаж работы Приходится участвовать в спорах Получается манипуляция людьми Умеет работать в ситуациях неопределенности

Умеет уговорить собеседника сделать то, что необходимо 0,225 0,400

Умеет рассказывать так, чтобы заинтересовать других людей 0,206 0,228

Умеет успокаивать людей, находящихся в стрессовых ситуациях 0,289

Умеет работать в ситуациях неопределенности 0,206 0,180

Отговаривал людей не совершать необдуманные поступки 0,206

В ситуациях дефицита времени может принять правильное решение 0,344 0,244

В стрессовых ситуациях готов решать сложные задачи 0,186 0,194

Невротизм -0,289

Депрессия -0,229

Расторможенность 0,292

Робость -0,255 -0,213

Женственность -0,200

Психическая неуравновешенность -0,260 -0,215 -0,213

Интроверсия -0,343 -0,292

Сензитивность -0,265

Примечание. Указаны только значимые коэффициенты корреляции.

Сотрудники и обучающиеся считают, что работающие в правоохранительных органах с опытом становятся менее чувствительными, быстро могут убедить людей сделать то, что необходимо. Сотрудники, часто вступающие в споры с другими, могут заинтересовать так, чтобы человек принял их точку зрения, за короткий промежуток времени способны подобрать правильные слова, чтобы успокоить людей и отговорить их от совершения необдуманных поступков. Хорошие манипуляторы в ситуациях неопределенности могут воздействовать и влиять на других людей благодаря качествам, сформированным в ходе профессиональной деятельности, — раскрепощенности, расторможенности, экс-травертированности. Люди, работающие в ситуациях неопределенности, с преступниками проявляют уравновешенность, быстро и правильно могут принять необходимое решение (табл. 3).

Люди с повышенным уровнем невротизации более впечатлительны, психически неустойчивы, имеют низкую социальную приспособленность, им сложно контролировать себя в конфликтных ситуациях. Ответственные, сдержанные сотрудники предприимчивы, предпочитают активную деятельность, имеют широкий круг общения, умеют контролировать свое поведение, практичны, трезво оценивают других людей и обстоятельства.

Нами осуществлена факторизация полученных данных о компонентах личностного потенциала, социального интеллекта, ответов на вопросы анкеты о поведении в ситуации захвата заложников с помощью 7-факторной модели структурных компонентов, влияющих на конструктивность переговоров с преступниками (табл. 4-10).

Первый фактор «Деструктивные индивидуальные особенности» позволил выделить негативные качества личности, которые могут привести к деструктивному исходу переговорного процесса (табл. 4). В него вошли следующие показатели: раскрепощенный характер социальной адаптации (0,341), негативные межличностные отношения (0,635), оппозиционная направленность социальных отношений (0,780), неблагонадежность (0,785), амбивалентный способ регуляции поведения (0,675), неустойчивость (0,638).

Второй фактор «Эмоциональная закрепощенность поведения» включает показатели интроверсии (0,767),

Таблица 4. Фактор 1 «Деструктивные индивидуальные особенности» (Table 4. Factor 1 «Destructive Individual Features»)

Наименование Факторные Наименование Факторные

показателей нагрузки показателей нагрузки

Ненадежность 0,785 Надежность -0,837

Неустойчивость 0,638 Устойчивость -0,804

Активность -0,313 Пассивность 0,308

Характер межличностных отношений

Негативный 0,635 Позитивный -0,427

Характер социальной адаптации

Раскрепощенность 0,341 Нормативность -0,636

Направленность социальных отношений

Включенность -0,775 Оппозиционность 0,780

Способ регуляции поведения

Эмоциональный 0,675 Рассудочный 0,675

Индивидуальность 0,827 Социабельность -0,839

Доля общей 0,137 Общая 7,664

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дисперсии дисперсия

Таблица 5. Фактор 2 «Эмоциональная закрепощенность поведения» (Table 5. Factor 2 «Emotional Behavioural Rigidity»)

Наименование показателей Факторные нагрузки Наименование показателей Факторные нагрузки

Способность предвидеть последствия -0,363 Психическая неуравновешенность 0,772

Невротизм 0,804 Депрессия 0,788

Психотизм 0,614 Робость 0,708

Эстетическая впечатлительность 0,460 Эмоциональная регуляция поведения 0,310

Интроверсия 0,767 Рассудочная регуляция поведения 0,310

Сензитивность 0,441

Женственность 0,566 Общительность -0,438

Доля общей дисперсии 0,090 Общая дисперсия 5,015

Таблица 7. Фактор 4 «Манипулятивный опыт» (Table 7. Factor 4 «Manipulative Experience»)

Наименование Факторные Наименование Факторные

показателей нагрузки показателей нагрузки

Был участником 0,746 Получалась 0,549

споров (прений, перепалок) манипуляция людьми

Были случаи от- 0,313 Умеет работать 0,407

говаривания людей в ситуациях

от необдуманных неопределен-

поступков ности

Умеет уговорить собеседника 0,736 Умеет рассказывать так, чтобы 0,539

сделать то, что необходимо заинтересовать собеседника

Умеет успокоить 0,549 В ситуациях де- 0,580

людей, находя- фицита времени

щихся в стрес- может принять

совых ситуациях правильное решение

Расторможен- 0,333 Возраст 0,320

ность

Доля общей 0,064 Общая 3,577

дисперсии дисперсия

робости (0,708), депрессивности (0,788), невротизма (0,804), неспособности предвидеть последствия (0,363), психотизма (0,614), впечатлительности (0,460) (табл. 5), которые позволяют оценить степень закрытости поведения личности в момент ведения переговоров с преступником, захватившим заложников.

Таблица 6. Фактор 3 «Социально-креативная активность» (Table 6. Factor 3 «Socio-Creative Activity»)

В факторе «Социально-креативная активность» представлены показатели, позволяющие оценить коммуникативную активность и креативность переговорщика во время ведения переговоров с преступником: креативный интеллект (0,758), активность (0,730), раскрепощенность (0,641), нормативность (-0,482) (табл. 6).

В четвертый фактор «Манипулятивный опыт» входят социально-психологические показатели воздействия на преступника, подводящие его к тем ситуациям, которые выгодны для переговорщика: способность уговорить (0,736), умение заинтересовать преступника (0,539), участие в спорах (прениях, перепалках) (0,746), манипулирование людьми (0,549), умение успокоить людей, находящихся в стрессовых ситуациях (0,549), умение работать в ситуациях неопределенности (0,407), способность принять правильное решение (0,580), рас-торможенность (0,333) (табл. 7).

Пятый фактор «Неискушенный профессиональный опыт» объединил показатели: небольшой стаж работы, молодой возраст, малый жизненный опыт, наличие высшего образования с активностью (0,315), готовностью решать сложные задачи (0,431) (табл. 8). По показателям данного фактора можно говорить о том, что конструктивные переговоры зависят от жизненного опыта, способности понимать окружающую ситуацию, состояния, чувства и намерения людей.

Таблица 8. Фактор 5 «Неискушенный профессиональный опыт»

(Table 8. Factor 5 «Unsophisticated Professional Experience»)

Наименование Факторные Наименование Факторные

показателей нагрузки показателей нагрузки

Возраст -0,719 Стаж работы -0,734

Уровень 0,600 Совестливость 0,381

образования

Приходилось -0,363 Готовность 0,431

участвовать решать

в открытых сложные задачи

конфликтах в стрессовых ситуациях

Общая 0,351 Способность -0,333

активность предвидеть последствия

Доля общей 0,064 Общая 3,579

дисперсии дисперсия

В фактор «Рациональная практичность» входят показатели: способность предвидеть последствия (0,355), чувствительность в межличностных отношениях (0,454) наряду с невосприимчивостью, практицизмом (0,577) и позитивными отношениями с окружающими (0,614) (табл. 9). Рационализация поведения способствует разумному поведению в стрессовых ситуациях и конструктивному ведению переговоров.

Наименование показателей Факторные нагрузки Наименование показателей Факторные нагрузки

Социальная нормативность поведения -0,482 Социальная раскрепощенность поведения 0,641

Робость 0,312

Креативный интеллект 0,758 Репродуктивный интеллект -0,675

Активность 0,730 Пассивность -0,686

Доля общей дисперсии 0,069 Общая дисперсия 3,876

Таблица 9. Фактор 6 «Рациональная практичность» (Table 9. Factor 6 «Rational Practicality»)

Наименование Факторные Наименование Факторные

показателей нагрузки показателей нагрузки

Эмоциональная 0,340 Рассудочная 0,340

регуляция регуляция

поведения поведения

Практицизм 0,577 Позитивные 0,614

Способность 0,355 межличностные

предвидеть отношения

последствия

Социальная 0,377 Эстетическая -0,397

включенность впечатлительность

Женственность -0,330 Сензитивность -0,514

Чувствительность 0,454 Способность 0,595

к характеру распознавать

и оттенкам структуру

человеческих межличностной

отношений ситуации в динамике

Доля общей 0,062 Общая 3,481

дисперсии дисперсия

Седьмой фактор «Вариативная оценка ситуации» включает показатели чувствительности межличностных отношений, умения оценивать состояния и намерения других людей, неустойчивого поведения (табл. 10), а именно: «Высшее образование» (-0,392), «Способность предвидеть последствия» (0,362), «Умение оценивать состояния, чувства, намерения других людей» (0,577), «Чувствительность к характеру и оттенкам человеческих отношений» (0,451), «Приходилось становиться свидетелем

Таблица 10. Фактор 7 «Вариативная оценка ситуации» (Table 10. Factor 7 «Variable Assessment of the Situation»)

переговорного процесса в ситуации с захватом заложников» (0,533), «Отговаривал людей не совершать необдуманные поступки» (-0,343), «Приходилось участвовать в сложных переговорных процессах, от которых зависели дальнейшие действия» (0,409), «Совестливость» (-0,345), «Расторможенность» (-0,496), «Асоциальность» (-0,344), «Социальная раскрепощенность поведения» (-0,315), «Устойчивость» (-0,356), «Неустойчивость» (0,334). В показатели данного фактора входят факты участия ведения переговоров. Эффективное решение поставленных задач в ходе переговорной деятельности ситуативно: зависит не от полученного высшего образования, а от приобретаемого опыта ведения переговоров, вариативной оценки ситуации и действий «по ситуации».

Итак, перед необходимостью ведения переговоров с преступниками может оказаться любой сотрудник органов внутренних дел. В переговорном процессе значительную роль играют профессиональные качества сотрудников. Умения манипулировать и убеждать преступников, знания и практический опыт использования тактик и приемов ведения переговоров, навыки саморегуляции непосредственно влияют на эффективность ведения переговоров и положительный результат данной деятельности.

Выводы. Сравнительный анализ показателей между обучающимися и различными категориями сотрудников показал, что на конструктивность в переговорах с преступниками большое влияние оказывает профессиональная практическая подготовка к данному виду деятельности.

Выделены семь социально-психологических факторов, оказывающих воздействие на результат переговоров в ситуациях захвата заложников: деструктивные индивидуальные особенности могут привести к отрицательному исходу переговоров с преступниками; эмоциональная закрепощенность поведения — к неспособности предвидеть последствия переговорной деятельности; социально-креативная активность позволит найти нестандартный выход в сложившейся ситуации; манипулятивный опыт станет способствовать принятию правильного решения; неискушенный профессиональный опыт будет препятствовать правильному пониманию сложившейся ситуации; рациональная практика будет способствовать разумному поведению в переговорах с преступниками; вариативная оценка ситуации поможет почувствовать малейшие изменения в межличностных отношениях в ситуации переговоров.

Выделенные конструктивные факторы при ведении переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников редко встречаются у одного человека, поэтому для переговоров необходимо специально готовить группу переговорщиков с различными профессионально важными качествами.

Дальнейшее исследование данной проблемы должно быть продолжено в направлении поиска путей развития необходимых профессиональных качеств переговорщиков, новых эффективных тактик и приемов взаимодействия с преступниками.

Наименование Факторные Наименование Факторные

показателей нагрузки показателей нагрузки

Уровень -0,392 Способность 0,362

образования предвидеть последствия

Социальная -0,315 Отговаривал -0,343

раскрепощен- людей совершать

ность поведения необдуманные поступки

Умение оценивать 0,577 Чувствительность 0,451

состояния, к характеру

чувства, и оттенкам

намерения других человеческих

людей отношений

Был свидетелем 0,533 Совестливость -0,345

переговорного Приходилось 0,409

процесса участвовать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в ситуации в сложных

с захватом переговорных

заложников процессах

Устойчивость -0,356 Неустойчивость 0,334

Расторможен- -0,496 Асоциальность -0,344

ность

Доля общей 0,053 Общая 2,939

дисперсии дисперсия

Список литературы

1. Зверев В. О., Караваев А. Ф. Переговоры с преступником в условиях захвата заложников: исторические и психологические аспекты : учеб. пособие. Омск, 2010. 84 с.

2. Nedkov V., & Wilson P. (2003). 57 Hours: A survivor's account of the Moscow hostage drama. Toronto, ON: Viking Canada.

3. Yun M. (2006, May/ June). Terror: The Chechen cauldron. Crime & Justice International, 22(92). Pp. 31-37.

4. Poland J. M. (2005). Understanding terrorism: groups, strategies, and responses (2nd ed.). Upper Saddle River, NJ: Pearson Prentice Hall.

5. Bibes P. (2001, August). Transnational organized crime and terrorism. Journal of Contemporary Criminal Justice, 17(3). Pp. 243-258.

6. Taillon J. P. D. B. (2002). Hijacking and hostages: Government responses to terrorism. Westport, CT: Praeger.

7. Галахов С. С. Психологические проблемы ведения переговоров при освобождении заложников // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2017. № 1. С. 4551.

8. Миронова Е. А. Тактические приемы ведения переговоров с преступниками при захвате заложников // Символ науки. 2016. № 6-2(18). С. 87-90.

9. Кузнецов Д. Ю., Марьин М. И., Вахнина В. В., Туманов В. Д., Груничева Г. А. Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях захвата заложников : учеб.-метод. пособие. М., 2016. 157 с.

10. Чернышева Е. В., Боблева Т. Ю. Особенности информационного воздействия на сотрудников органов внутренних дел // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 4. С. 75-79.

11. Бузунов А. М. Психологическая модель специалиста по ведению переговоров с лицами, захватившими заложников // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 1(49). С. 163-166.

12. Ольшанский Д. В. Психология терроризма. СПб., 2005. 228 с.

13. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. 319 с.

14. Смирнов А. В. Графологическая психодиагностика личности с использованием методики «ГАЛС-2005». Екатеринбург, 2008. 265 с.

Поступила 07.11.2018

UDC 159.9 © Е. V. Chernysheva, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13002

19.00.01 General Psychology, Personal Psychology, History of Psychology

The Officers' Constructive Behaviour in Hostage-Taking Situations

Elena V. Chernysheva \

Candidate of Sciences (Psychology), associate-professor, Department of Professional Psychology and Pedagogy.

E-mail: evchern2010@gmail.com

1 Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 620057, Yekaterinburg, Korepin st., 66, Russia

Abstract.

Introduction. The article deals with the problem of negotiations with criminals who took hostages and the issues related to its psychological maintenance in law enforcement agencies. The paper aims to reveal significant elements of law enforcement officers' constructive behavior important for the results of the negotiations with criminals who took hostages.

Materials and Methods. By means of psychodiagnostic methods of studying personal features and specially prepared questionnaire «Features of Behaviour and Interaction in Stressful Situations» the author managed to analyze the data of various groups of learners majoring in "Police Officer" profile and law enforcement officers with regard to the peculiarities of their professional activity, age and length of service. Mathematical statistics was applied to make the data qualitative and quantitative analysis.

Results and Discussions. Successful negotiations depend on the level of preparation, life and professional experience, personal characteristics of negotiators. Factor analysis enabled the author to identify seven complex socio-psychological components that affect the constructive or destructive outcome of negotiations with criminals in situations of hostage-taking: destructive individual characteristics, emotional behavioural rigidity, socio-creative activity, manipulative experience, unsophisticated professional experience, rational practicality, variable assessment of the situation. It is revealed that the constructive outcome of negotiations with criminals is influenced by social and creative activity, ability to manipulate, practicality, variable behaviour.

Conclusions. Constructive negotiations depend on professional practical training. The author identifies seven socio-psycho-logical factors which influence the outcomes of negotiations in hostage-taking situations. To conduct negotiations it is necessary to prepare a special group of negotiators with different professionally important qualities.

Keywords: psychology of negotiations; hostages; psychological support of negotiation activities; the personality of the criminal; constructive behaviour; negotiation tactics.

Ciattion: Chernysheva E. V. The Officers' Constructive Behaviour in Hostage-Taking Situations. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2019. Vol. 24, No 3(78). Pp. 255-262. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13002

References

1. Zverev V. O., Karavaev A. F. The Negotiations with the Criminal in Hostage-Taking Situations: Historical and Psychological Aspects. Omsk, 2010. 84 p. (In Russ.)

2. Nedkov V., & Wilson, P. (2003). 57 Hours: A survivor's account of the Moscow hostage drama. Toronto, ON: Viking Canada.

3. Yun M. (2006, May/ June). Terror: The Chechen cauldron. Crime & Justice International, 22(92). Pp. 31-37.

4. Poland J. M. (2005). Understanding Terrorism: Groups, Strategies, and Responses (2nd ed.). Upper Saddle River, NJ: Pearson Prentice Hall.

5. Bibes P. (2001, August). Transnational Organized Crime and Terrorism. Journal of Contemporary Criminal Justice. 17(3). Pp. 243-258.

6. Taillon J. P. D. B. (2002). Hijacking and Hostages: Government Responses to Terrorism. Westport, CT: Praeger.

7. Galakhov S. S. Psychological Problems of Negotiating in Hostage-Taking Situations. Penitentiary Law: Legal Theory and Law Enforcement Practice. 2017, No. 1(11). Pp. 45-51. (In Russ.)

8. Mironova E. A. Tactical Methods of Negotiating with Criminals in Hostage-Taking Situations. Symbol of Science. 2016, No. 6-2(18). Pp. 87-90. (In Russ.)

9. Kuznetsov D. Yu., Marin M. I., Vakhnina V. V., Tumanov V. D., Grunicheva G. A. Psychological Support of the Negotiations Conducted by Law Enforcement Officers in Hostage-Taking Situations. Moscow, 2016. 157 p. (In Russ.)

10. Chernysheva E. V., Bobleva T. Yu. Features of Informational Influence on Law Enforcement Officers. Bulletin of N.A. Nekrasov Kostroma State University. Series: Pedagogy, Psychology, Sociokinetics. 2016, No. 4, Pp. 75-79. (In Russ.)

11. Buzunov A. M. Psychological Model of a Specialist in Negotiations with Hostage-Takers. Bulletin of St. Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2011, No. 1(49). Pp. 163-166. (In Russ.)

12. Olshansky D. V. Psychology of Terrorism. St Petersburg, 2005. 228 p. (In Russ.)

13. Melnikov V. M., Yampolsky L. T. Introduction to Experimental Psychology of Personality. Moscow, 1985. 319 p. (In Russ.)

14. Smirnov A. V. The Graphological Diagnostics of Personality using the Method «GALS-2005». Yekaterinburg, 2008, 265 p. (In Russ)

Submitted 07.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.