Научная статья на тему 'Конфликтность как психологическая проблема'

Конфликтность как психологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8339
1139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бекмаганбетова Галия Гусмановна

В статье представлен анализ содержания определения конфликтности, предложены подходы к разработке ее структуры, выделены факторы, влияющие на конфликтность личности в младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфликтность как психологическая проблема»

Конфликтность как психологическая проблема

Г.Г. Бекмаганбетова КОНФЛИКТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Преамбула. В статье представлен анализ содержания определения конфликтности, предложены подходы к разработке ее структуры, выделены факторы, влияющие на конфликтность личности в младшем школьном возрасте.

Изучение конфликтности личности в настоящее время ак1уально и получило новые возможности исследования в связи со сложно разрешимыми вопросами проблемы толерантности толерантности. Сегодня сложилась ситуация, когда конфликтная проблематика актуализирована и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества. Осознается необходимость создания механизмов и институтов регулирования конфликтов, осознания контроля над конфликтным процессом. Как никогда велика потребность людей в помощи психологов по разнообразным вопросам общественной и личной жизни. И это создает новые возможности для исследовательской работы в оСласти конфликтов.

Обращение к литературе показало, что понятия конфликта и конфликтности практически не разделяются. Это объясняется тем, что конфликтность наиболее ярко проявляется именно в ситуации конф, икта. Но все же эти понятия необходимо четко разграничивать. Конфликт - лто столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или группы людей, связанных с острыми эмоциональными переживаниями (Гришина Н.В.). В нем бывают вынуждены участвовать и неконфликтные люди. Что же касается конфликгности личное ги, то она сопровождает человека всегда. Такой человек способен сделать из любой ситуации конфликтную. Поэтому мы считаем важной проблему изучения конфликгности и сейчас рассмотрим содержательное наполнение данного термина.

Анализ научных источников показал, что конфликтность в основном рассматривается как состояние готовности личности к конфликтам, ее степень вовлеченности в развитие конфликта (Петровская Л.А.); как количество и интенсивность конфликтных диадных взаимодействий (-

Рыльская Е.А.); как неосознаваемая или частично осознаваемая установка личности на конфликт (Лабунская В.А.).

Интересным в методологическом отношении является взгляд на исследуемую проблему Е.П. Ильина [б]. Конфликтность, по его мнению, не определенное эмоциональное свойство человека, а совокупность эмоциональных свойств, включающая в себя вспыльчивость, обидчивость и мстительность. Необходимо подчеркнуть, что до настоящего времени конфликтность ь гакой форме не исследовалась и этому свидетельствует обращение к психолого-педагогической литераторе, которое позволяет увидеть, что каждый элемент, включенный в определение конфликтности, изучался не в совокупности. Автор отмечает, что вспыльчивость обычно носит кратковременный характер, а обидчивость одно из самых разрушительных чувств. E.H. Корнеева Г9] считает, что обидчивость усиливает отрицательные переживания, внешние события перестают существовать, становятся малозначимыми, а отчетные реакции на них поражают окружающих враждебным, конфликтным отношением. И вследствие не прощеной обиды развивается мстительность, причиной которой является обидчивость личности. Таким образом, мы считаем важным коррекцию перечисленных элементов для снижения уровня конфликтности в более раннем периоде, а именно в младшем школьном.

Принципиальным с точки зрения исследования конфликтности является изучение участников конфликтного противоборства и, в частности, конфликтных личностей. Понятие конфликтной личности было введено в работах A.A. Бодалева, А.Н. Сухова [ 11 ]. По их данным, конфликтной называется личность, которая является инициатором негативных и деструктивных конфликтов. Большинство исследователей конфликтный тип личности связывают с возрастным кризисом. А.Н. Алексеева Л.И. ьожович выделяют в процессе психического развития человека стабильные периоды и периоды кризисов и отмечают, что именно критические периоды сопровождаются проявлением негатив-

© Г.Г. Бекмаганбето»-, 2007

141

них черт в поведении и деятельности.

По мнению Л.И. Божович [31 конфликтность - это явление, свойственное возрастному кризису, обостряется в случае депривации новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности

А.Н. Алексеева [1] в своей диссертационной работе подчеркивает, что конфликтность часто встречается в те периоды, в которых происходит овладение ребенком социальн"ми ролями. К этим периодам она относит: адаптацию ребенка к условиям детского сада, переход от раннего детства к дошкольному, освоение роли школьника, подростковый возраст.

Таким образом, изучение подходов к данной проблеме позволяет сформулировать определение конфликтности, которым мы будем пользоваться в нашем исследовании. Конфликтность -это сложный феномен, который может проявляться на разных уровнях взаимодействия, состоит из компонентов, преобладание одного из которых определяет вариативность се проявления.

Изучение подходов к структуре конфликгно-сти, выделению ее компонентов показало что на данный момент также нет определенного, четкого взгляда.

Изучение работ позволяет предположить, что исследование конфликтности осуществляется благодаря следующим походам- мотивацион-ному, когнитивному, деятельностному и организационному. Одним из первоначальных исследователей мотивационного подхода является М. -Дойч, изучавший модели кооперативного и конкурентного поведения. Кооперативное поведение М. Дойч характеоизовал как направленное на содействие и заинтересованность в успешном решении проблемы для участвующих сторон. Во взаимоотношениях при таком подходе преобладает дружелюбие, положительные установки, готовность к пониманию. При конкурентном поведении, напротив, устанавливается атмосфера недоверия, подозрительности, отчуждения, а то и враждебности. Формируются негативные установки в отношениях Г4].

Когнитивный подход сосредоточился на исследовании конфликта в аспекте влияния когнитивного, субъективного мира личности на ее поведение. Взаимодействия субъектов в социальной ситуации может быть понято, интегрировано с позиции их субъективного отражения, то

есть благодаря анализу их восприятия, осознания, рефлексии, оценки и так далее. Анализ конфликтности с позиции когнитивного содержания позволяют изучить эмоциональную сторону взаимоотношений в конфликте, выявить субъективное восприятие происходящего [5].

Деятельностный подход к анализу конфликтности позволяет дать анализ уровню эффективности деятельности индивидов. Исследователи, изучающие активность субъектов отмечают, что если в группе доминируют деловые противоречия, конфликт завершается без разрыва межличностных отношений и не переходит в сферу личностных столкновений. Объективные условия оказывают влияние на межличностные отношения. Они опосредуют развитие когнитивных процессор в которых происходит взаимодействие индивидов [7].

Организационный подход достаточно широко применяется исследователями при анализе конфликтов- прежде всего при анализе конфликтов в сфере управленческих отношений (между руководителями и подчиненными, служащим и клиентом и так далее). Организационный подход является плодотворным при изучении производственных конфликтов, конфликтов, возникающих в коллективах [10].

В диссертационном исследовании А.И. Сорокина [13] выделяег для определения степени развития конфликтных проявлений ряд критериев, которые позволят обнаружить уровень сфор-мированности того или иного компонента, входящего в его состав. В этом плане в качестве соответствующих компонентой конфликтных проявлений выступаю»: чувственный, мыслительный и деятельностный.

Рассмотрим каждый из чих. Чувственный компонент определяет развитие эмпатии и способности воспринимать и сопереживать взрослому или сверстнику по совместной деятельности, оппонировать. Мыслительный компонент, показывающий уровень развития мышления соответственно возрасту, иключаетв себя представления. знания, а также такие качества, как рассудительность, сосредоточенность, дивергент-ность. Деятельностный компонент определяет уровень развития в соответствии с возрастом и проявлением знаний в ведущей деятельности.

Таким образом, проанализировав различные подходы к определению структуры конфликтности, мы пришли к заключению о том, что к струк-

142

Вестник КГУиу Н А. Некрасова, 2007, Том 13

Конш щктность как психологическая проблема

■дурным компонентам конфликтности будут относиться:

- гностический (когнитивный или информационный) компонент, который включает в себя все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя (например, ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение), и наиболее ярко проявляется в феномене понимания и взаимопонимания партнеров по общению. При конфликтности данный компонент включает уровень восприятия провокационных действий оппонента, субъективность, неумение анализировать и прогнозировать ситуацию:

- аффективный (эмоциональный, эмотив-ный) компонент проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях и реакциях, которые могут быть зафиксированы в виде положительных и отрицательных эмоций эмоциональной чувствительности, конфликтности и так далее. Данный структурный компонент конфликтности определяет состояние личности в ситуации межличностного взаимодействия, неумение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных л конфликтных ситуациях;

- поведенческий (практический) компонент - это результаты деятельности и поступки, мимика, жестикуляция, пантомимика, речь. Определенное сочетание экспрессивных элементов в структуре поведения партнеров придает внешний рисунок конфликтным взаимоотношениям.

Мы уже упоминали выше, что конфликтность неооходимо исследовать в оолее раннем периоде, то есть в младшем школьном. В возрастной психологии младший школьный возраст традиционно принять считать «правильным возрастом», когда ребенок открыт влиянию взрослых, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточно легки, когда ребенок сам готов рассказать взрослому о своих переживаниях. И в целом конфликты не являются как, например, в подростничестве, отличительной чертой данного Еозрастного периода. М.В. Матюхина, Т.С. -Михальчик, К.Т. Патрина [2] считают, что общий эмоциональный тонус младших школьников, преобладающее настроение ■ жизнерадостное, бодрое. На уроке или на перемене в играх они оживленны, веселы. Это и является, подчеркивают авторы, возрастной нормой их эмоциональной жизни.

Но в то же время, А.Д. Воронова [12] отмечает, что в младшем школьном возрасте одним из распространенных запросов школьному психологу со стороны учителя является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми драчливыми. Таким образом, автор называв, признаки, присутствующие в определении конфликтной личности, не прибегая к данному термину.

В работе Н.В Клюевой, Ю.В. Касаткиной [8] отмечается, что существует много факторов, способствующих развитию конфликтности у детей. Возможно, конфликтным детям не хватает в семье внимания и заботы, и они стремятся оказаться в центре, а драка - хороший способ привлечения внимания. Конфликтность может быть следствием эгоистичности ребенка. Если дома - малейшее его желание сразу выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других и, конечно, не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты. Конфликтность развивается и тогда, когда ребенок дома «заброшен». Чувства, накопившиеся в душе, он выражает в ссоре. А, может быть, ребенок видит, как водители постоянно ссорятся, и просто начинает подражать им. В любом случае, с конфликтным поведением детей, подчеркивают авторы, можно и нужно бороться.

Таким образом, в результате исследования конфликтности, как психологической проблемы, мы пришли к следующим выводам:

1) в настоящее время в исследованиях уделяется большое внимание теории конфликта, и меньше изучению особенностей конфликтности, хотя, зачастую, как показывает практика, именно повышенная конфликтность лежит в основе деструктивных конфликтов;

2) конфликтность это сложный феномен, который может проявляться на разных уровнях взаимодействия, состоит из компонентов, преобладание одного из которых определяет вариативность ее проявления;

3) имеющиеся в психологии данные позволяют выстроить некоторую общую концепцию, где можно определить место и своеобразие проявлений конфликта и конфликтности как свойства личности. Но в тоже время, мы видим что оолее четкое определение конфликтности и тем

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетикц № 4. 2007

143

более конкретная структура конфликтности остаются вне теоретического и практического анализа. На наш взгляд, структурными компонентами конфликтности являются гностический, аффективный, поведенческий;

4) существует множество классификаций и моделей поведения взрослых людей в конфликте, при которых понятие конфликтности используется часто. Но в то же время недостаточное внимание уделяется изучению данной проблемы на различных этапах онтогенеза. Мы считаем важной изучение конфликтности, как психологической проблемы, в более раннем периоде, то есть в младшем школьном возрасте.

Библиографический список

1 Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтных ситуаций: Дисс. ... канд. психол. наук - Л., 1983

2. Битянова М.Р. Социальная психология -М., 1994.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

4. Дойч М, Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива /.' Социальный конфликт: современные исследования Рефера-

тивный сборник. - М ИСАН, 1991.

5. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980.

6 Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб : Питер, 2001.

7. Исследования по проблемам возрастной педаюгической психологии // Под ред. М.И. Лисиной. - М., 1985.

8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению -Ярославль, 1997 -С 144-158.

9. Корнеева E.H. Если в семье конфликт -Ярославль Академия развития; Академия Холдинг, 2001.

10. Коряк Н.М. Ьлияние самооценки на поведение в конфликте Ч Прикладные психолого-педагогические исследования в вузе. - Новосибирск, 1998.

11. Основы социально-психологической теории / Под ред. Бодалева \.А. и Сухова А.Н. — М., 1995.

12. Практическая психология образования / Под ред. И.В Дубровиной. - М., 1997.

13. Сорокина А. И. Конфликгные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте: Дисс .какд. психол. наук.-Уфа, 2001.

44

Вес ник КГУ им. H.A. Некрасова, 2007, Том 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.