Научная статья на тему 'К проблеме дифференциальной диагностики адаптивности младших подростков при переходе из начальной в основную школу'

К проблеме дифференциальной диагностики адаптивности младших подростков при переходе из начальной в основную школу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
361
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА АДАПТИВНОСТИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ВАРИАНТЫ (ТИПЫ) АДАПТИВНОСТИ / VARIANTS (TYPES) OF ADAPTABILITY / ADAPTIVE DIAGNOSIS / DELAYED MENTAL DEVELOPMENT / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Князева Татьяна Николаевна, Куимова Наталья Николаевна

В статье рассматривается проблема развития и дифференциальной диагностики адаптивности в переходный период развития ребенка - 10-12 лет. Анализируются психологические характеристики адаптивности, позволяющие диагностировать специфику этого свойства у школьников, имеющих задержку и норму психического развития. Представлены экспериментальные данные в виде карты дифференциальной диагностики, а также варианты (типы) развития адаптивности учащихся на этапе перехода из начальной в основную школу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Князева Татьяна Николаевна, Куимова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of differential diagnosis of younger adolescents' adaptability during the transition from elementary to primary school

Describes a problem developing and adaptive differential diagnosis of child development during the transitional period is 10-12 years. Psychological characteristics of adaptability are analyzed to diagnose the specificity of this property in school children with delay and rule of mental development. Experimental data are presented in the form of maps of differential diagnosis, as well as variants (types of) development adaptability of students transition from elementary to primary school.

Текст научной работы на тему «К проблеме дифференциальной диагностики адаптивности младших подростков при переходе из начальной в основную школу»

СПб.: Питер, 2002. 272 с. (Сер. «Мастера психологии»).

10. Забродин Ю. М. Практическая психология и управление социально-экономическими процессами // Вестник практической психологии образования. 2007. № 1(10). С. 106.

11. Левченко Е. В. Психологическое познание как предмет исследования // Вестник Пермского университета. 2009. Вып. 2(28). С. 4-25.

12. Ребеко Т. А. Ментальная репрезентация как формат хранения информации // Ментальная репрезентация: динамика и структура. М., 1998. С. 25-54.

13. Григорьев А. А., Клеменская М. С. Проблемы количественного анализа в сопоставительных исследованиях ассоциативных полей // Языковое сознание и образ мира / под ред. Н. В. Уфимцевой. М.: Ин-т языкознания РАН, 2000. С. 313-318.

14. Палкин А. Д. Ассоциативный эксперимент как способ кросскультурного исследования образов сознания // Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 54-63; Мартинович Г. А. Опыт комплексного исследования данных ассоциативного эксперимента // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 93-99.

15. Бовина И. Б., Драгульская Л. Ю. Представления студентов о науке и об ученом // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 73-85; Левченко Е. В., Про-довикова А. Г. Сравнение возможностей количественных и качественных методов в исследовании социальных представлений (на примере изучения представлений о сознании и бессознательном) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 4(3). С. 79-92.

16. Бовина И. Б, Драгульская Л. Ю. Указ. соч.

УДК 159.922.7

Т. Н. Князева, Н. Н. Куимова

К ПРОБЛЕМЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ АДАПТИВНОСТИ младших ПОДРОСТКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ

В статье рассматривается проблема развития и дифференциальной диагностики адаптивности в переходный период развития ребенка - 10-12 лет. Анализируются психологические характеристики адаптивности, позволяющие диагностировать специфику этого свойства у школьников, имеющих задержку и норму психического развития. Представлены экспериментальные данные в виде карты дифференциальной диагностики, а также варианты (типы) развития адаптивности учащихся на этапе перехода из начальной в основную школу.

Describes a problem developing and adaptive differential diagnosis of child development during the transitional period is 10-12 years. Psychological characteristics of adaptability are analyzed to diagnose the specificity of this property in school children with delay and rule of mental development. Experimental data are presented in the form of maps of differential diagnosis, as well as variants (types of) development adaptability of students transition from elementary to primary school.

© Князева Т. Н., Куимова Н. Н., 2012

Ключевые слова: адаптивность, диагностика адаптивности, задержка психического развития, младший подростковый возраст, варианты (типы) адаптивности.

Keywords: adaptability, Adaptive diagnosis, delayed mental development, adolescence, variants (types) of adaptability.

Проблема индивидульно-личностных ресурсов человека обозначилась в психологии давно. Особое место в анализе этой проблемы занимает такая характеристика личности, как адаптивность. Процессы взаимодействия организма и окружающей среды достаточно давно рассматривались в рамках естественнонаучного знания; затем проблема адаптации расширилась до области гуманитарных и социальных наук, при этом обогатившись новыми идеями и приобретя более глубокое содержание и значение.

Одним из важнейших положений теории социально-психической адаптации личности является идея о том, что в сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных, изолированных механизмов, а их комплексов. Эти адаптивные комплексы вновь и вновь актуализируются и используются в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее способностей к процессу адаптации [1]. Таким образом, общая способность субъекта к адаптации - адаптивность - формируется в процессе самой адаптации (деятельности) и как общая способность является индивидуально-психическим свойством человека.

Исследователями понятие «адаптивность» трактуется довольно широко:

- как изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [2];

- как личностное свойство [3];

- как способность к приспособлению, которая отражает уровень врожденных и приобретенных в жизни качеств человека [4].

Адаптивные способности рассматриваются учёными в совокупности ряда структурных составляющих. Исследуя структуру адаптивности, авторы выделяют разные критерии (показатели, комплексы) рассматриваемого нами явления у разных категорий испытуемых: от старших подростков [5] до взрослых [6].

Однако недостаточно исследований, посвященных изучению индивидуальных различий адаптивности на ранних этапах развития этого свойства, в частности, в период младшего школьного и младшего подросткового возраста.

Адаптивность как общая способность к адаптации - это индивидуально-психическое свойство, которое в младшем подростковом возрасте находится в процессе формирования. Учёные, изучающие период 10-12 лет, подчёркивают, что это воз-

раст активного формирования различных индивидуальных особенностей, которые пока слабо изучены. Вместе с тем возрастной период 10-12 лет является не только малоизученным, но и проблемным. Проблемность его выражается в пересечении двух переходов: социально-образовательного - из начальной школы в среднюю и онтогенетического - из младшего школьного возраста в подростковый; а также наличием двух кризисов: возрастного и образовательного, что и определяет своеобразие его характеристик. Тот факт, что этап перехода из начальной в основную школу обостряет развитие адаптивных механизмов [7], делает этот период чрезвычайно важным как с точки зрения изучения специфики становления индивидуальных характеристик адаптивности, так и возможностей оценки общей способности к адаптации субъекта в будущем.

Особую значимость эта проблема приобретает, если речь идёт о детях с нарушениями развития. В настоящее время значительно актуализировались вопросы, связанные с процессом интеграции детей с различными формами дизонто-генеза, в частности учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательную среду.

Данные клиницистов и психофизиологов, изучавших младших школьников с ЗПР [8], показывают, что недоразвитие познавательной деятельности у детей с ЗПР, обусловленное недостаточностью функций некоторых мозговых структур, приводит к диффузной несформированности высших психических функций. В связи с этим такие важные для обучения психологические характеристики ребёнка, как работоспособность, уровень интеллектуального и речевого развития, объём памяти, внимания, произвольная регуляция деятельности, в силу нарушения нормального развития (функционирования) мозговых структур и межполушарных связей отстают от возрастной нормы. Таким образом, психофизиологические недостатки развития могут обусловливать специфику формирования такого индивидуального свойства, как адаптивность.

Однако данных, показывающих развёрнутую картину тех личностных характеристик, которые формируются, проявляются в этот период как составляющие способностей к адаптации у младших подростков, и в возрастной, и в коррекци-онной психологии сегодня явно недостаточно. Не исследованными остаются механизмы тех психологических новообразований, которые составляют основу адаптивности ребёнка в переходный период развития - 10-12 лет.

Отсутствие чётких показателей адаптивности затрудняет процесс диагностики этого интегра-тивного свойства личности, оценку его становления и развития. Обращаясь к проблеме инди-

видуально-личностных ресурсов детей с ЗПР и учитывая факт, что адаптивные возможности субъекта повышаются именно в переломные периоды развития, мы обратились к изучению специфики адаптивности детей с ЗПР на возрастном отрезке 10-12 лет, который по времени совпадает с периодом перехода на новую (основную) ступень обучения и в то же время является этапом, соединяющим два возраста: младший школьный и подростковый. Значимость этого периода в становлении личности отмечается рядом психологов [9]. Однако потенциал адаптивности ребёнка в этом возрасте в аспекте специфики его развития и возможности коррекции (формирования) не раскрыт.

В связи с этим мы полагаем, что изучение особенностей становления адаптивности учащихся с задержкой развития в сравнении со сверстниками, не имеющими этих нарушений на этапе 10-12 лет, позволит лучше понять потенциал их индивидуального развития, а также выявить психологические характеристики общей способности к адаптации, позволяющие дифференцировать формы онто- и дизонтогенеза в предподростко-вом возрасте.

Опираясь на данные психологических исследований, мы полагаем, что адаптивность как сложное, многоструктурное свойство личности на этапе 10-12 лет активно развивается. Для более глубокого и разностороннего изучения этого сложного образования мы выделили в нём диагностически важные структурные компоненты: индивидуально-психический, социально-личностный и субъектно-деятельностный.

При изучении индивидуально-психических характеристик адаптивности учащихся мы исследовали особенности их эмоциональных проявлений (устойчивость - неустойчивость; интровер-тированность - экстравертированность), особенности характера (возможные акцентуации) младших подростков и уровень их тревожности на этом этапе развития (при переходе с одной школьной ступени на другую). Их изучение осуществлялось с помощью опросника Г. Айзенка (подростковый), тест-опросника Г. Шмишека, методики изучения тревожности А. М. Прихожан.

Среди социально-личностных характеристик, влияющих на становление адаптивных свойств субъекта, учёными называется целый комплекс свойств. В своем исследовании мы рассматриваем те качества личности, которые связаны именно с периодом развития 10-12 лет, в частности: самооценку; особенности личности, характеризующие склонность ребёнка к конфликтам; качества, определяющие стиль поведения и общения в конфликтной ситуации. Для изучения этих характеристик нами применялись тест «Самооценка» Л. Д. Столяренко, методика «Личност-

ная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина, методика «Стиль поведения в конфликте» К. Н. Томаса.

Субъектно-деятельностные характеристики личности младшего подростка определяют его

позицию и отношение к деятельности, в процессе которой изучается (и развивается) адаптивность. По данным психологов, важнейшими в этом аспекте являются такие личностные характеристики, как мотивация, активность, самостоятель-

Таблица 1

Психологическая карта дифференциальной диагностики адаптивности учащихся 10-12 лет с ЗПР и НПР на этапе перехода из начальной в основную школу

Специфические особенности адаптивности у учащихся 10-12 лет

ЗПР НПР

Преобладающие специфические показатели индивидуально-психического развития

4-й класс 5-й класс 4-й класс 5-й класс

эмоциональная неустойчивость эмоциональная устойчивость

экстравертированность интровертированностъ доминирование не выражено экстравертированность

«циклотимный» и «демонстративный» акцентуированные типы «гипертимный» и «возбудимый» акцентуированные типы

«школьная» и «самооценочная» тревожность «школьная» тревожность «самооценочная» и «межличностная» тревожность «самооценочная» тревожность

Общевозрастные показатели

- частая смена настроения (повышенная активность и возбудимость сменяется подавленностью и заторможенностью); - тревожность, связанная с межличностным взаимодействием (5-й класс)

Преобладающие специфические показатели социально-личностного развития

высокий уровень самооценки высокий и выше среднего уровни самооценки высокий уровень самооценки доминирование не выражено

в конфликтной ситуации склонны к подозрительности и компромиссу в конфликтной ситуации склонны к вспыльчивости и обидчивости

пассивная линия поведения в конфликте, его избегание активность и настойчивость в отстаивании своей позиции

стиль поведения в конфликте: «сотрудничество» стили поведения в конфликте: «сотрудничество» и «приспособление» нет доминирующих стилей поведения в конфликте стили поведения в конфликте: «соперничество» и «компромисс»

Общевозрастные показатели

- неустойчивость самооценки

Преобладающие специфические показатели субъектно-деятельностного развития

средний уровень мотивации (преобладает положительное отношение к школе, познавательный интерес фиксируется избирательно к некоторым предметам) высокий уровень мотивации (преобладает активно-по-ложигельное отношение к школе, явный познавательный интерес)

доминируют «позиционный» и «внешний» мотивы доминируют «социальный» и «внешний» мотивы доминируют «учебный» и «позиционный» мотивы доминирует «позиционный» мотив

уровни саморегуляции средний неустойчивый и средний с тенденцией к низкому уровни саморегуляции от высокого до среднего с тенденцией к низкому уровни саморегуляции стабильно высокий и средний с тенденцией к высокому уровни саморегуляции от стабильно высокого до среднего с тенденцией к низкому

уровень самостоятельной активности - средний неустойчивый уровни самостоятельной активности: от высокого до среднего с тенденцией к низкому уровни самостоятельной активности: высокий и средний с тенденцией к высокому уровни самостоятельной активности: от высокого до среднего неустойчивого

Общевозрастные показатели

- снижение учебной мотивации от 4-го к 5-му классу; - преобладание «позиционного мотива»

ность и саморегуляция. Их изучение проводилось с помощью методики изучения мотивации учения школьников И. Г. Антоновой, И. Л. Финько и метода экспертных оценок «Карта обследования подростков» (модифицированный вариант опросника С. А. Беличевой).

В исследовании принимали участие испытуемые 4-х и 5-х классов с ЗПР (53 учащихся) и развивающихся в норме (НПР - 51 учащийся), всего 104 учащихся общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода.

Полученные результаты позволили дифференцировать показатели адаптивности у изучаемых детских категорий на этапе 10-12 лет, что послужило основой для составления нами психологической карты дифференциальной диагностики адаптивности учащихся 10-12 лет с ЗПР и НПР при переходе из начальной в основную школу (на основе статистически значимых данных по всем применявшимся методикам, см. табл. 1).

Сравнительный анализ психодиагностических компонентов адаптивности у испытуемых 10-12 лет с ЗПР и НПР, проведённый с помощью метода кластерного анализа «Иерархический кластерный анализ с более чем двумя переменными» (Hierarchical Cluster Analysis) позволяет выделить варианты (типы) адаптивности учащихся 10-12 лет при переходе из начальной в основную школу.

Данный метод статистической обработки данных позволил выделить четыре варианта адаптивности у наших испытуемых 10-12 лет. Выделение этих вариантов проводилось на основе частоты наблюдаемых показателей изучаемых характеристик адаптивности у обеих категорий детей. Полученные кластерные группировки можно считать экспериментально выделенными вариантами (типами) адаптивности на возрастном этапе её развития - 10-12 лет у младших подростков с ЗПР и НПР. Количественный состав групп испытуемых, представленный в каждом варианте адаптивности, указан в табл. 2.

Таблица 2

Количественный состав групп испытуемых в каждом варианте адаптивности, в %

Контингент испытуемых Варианты (типы) адаптивности учащихся 10-12 лет

1 2 3 4

4, 5-е классы ЗПР 2 51 43 4

4, 5-е классы НПР 20 58 20 2

Как видно из таблицы, наиболее характерными вариантами для изучаемых групп учащихся на этапе 10-12 лет являются второй и третий типы. Качественная характеристика выделенных

типов адаптивности учащихся при переходе из начальной в основную школу определяется следующим:

1-й тип - активно-адаптивный (инициативный). Данный вариант включил 2% детей с ЗПР и 20% сверстников с НПР.

Для учащихся 1-го типа характерно преобладание стабильной эмоциональной устойчивости (эмоциональная неустойчивость проявляется эпизодически), выраженная самостоятельная активность, инициативность и общительность; высокие показатели саморегуляции и самоконтроля в процессе деятельности; высокий уровень учебной мотивации с преобладанием позиционного мотива. Самооценка проявляется в границах от среднего до неадекватно низкого уровня. Высокий уровень самооценочной тревожности. В процессе общения со сверстниками могут проявлять вспыльчивость, обидчивость, бескомпромиссность и соперничество. Значительно реже используют такой тип поведения как приспособление. Эти дети редко испытывают трудности со сменой круга общения при переходе на новую ступень обучения. У них проявляется склонность к лидерству, без ярко выраженного эгоцентризма.

2-й тип - ситуативный-адаптивный (подстраиваемый). Данная модель включила 51% детей с ЗПР и 58% сверстников с НПР.

У учащихся 2-го типа эмоциональная устойчивость - неустойчивость ярко не выражена, проявление этих качеств у детей данной группы зависит от ситуации; характерны активное поведение и способность регулировать своё поведение при наличии яркой мотивации к этому. Отмечается преобладание позиционного мотива. Фиксируется устойчивая самооценка высокого или среднего уровня. Тревожность не имеет ярких проявлений. Дети не испытывают тревогу со сменой круга общения при переходе в пятый класс. В трудной ситуации чаще выбирают такие стили взаимодействия, как сотрудничество, компромисс, приспособление; редко проявляют вспыльчивость, обидчивость, демонстративность поведения. Стремление к лидерству ярко не выражено.

3-й тип - пассивно-адаптивный (тревожный). Данная модель включила 43% детей с ЗПР и 20% сверстников с НПР.

Для учащихся 3-го типа характерны эмоциональная неустойчивость, преобладание пассивной личностной позиции, слабо выраженная общительность, низкая активность и инициативность. У них наблюдается частая смена настроения. Дети склонны к подозрительности и демонстративному поведению, но к открытому соперничеству не стремятся. Чаще соглашаются с готовым решением. Самооценка от высокой до неадекватно высокой. Высокий уровень школьной тревожности. Снижен уровень познавательной активнос-

ти и преобладает внешняя мотивация. Испытывают трудности со сменой круга общения; обладают выраженным эгоцентризмом, склонностью к конфликтам; испытывают трудности с саморегуляцией и самоконтролем в поведении, но при сильной мотивации контроль и саморегуляция усиливаются.

4-й тип - условно-адаптивный (реактивный). Данная модель включила 4% детей с ЗПР и 2% сверстников с НПР.

Для учащихся 4-го типа характерны гиперактивность; вспыльчивость; общительность; экстра-вертированность; инициативность внешнего характера, не связанная с содержанием деятельности. Дети испытывают трудности с самоконтролем и дисциплиной на учебных занятиях. Для них характерен низкий уровень познавательной активности, ярко выражен внешний мотив учения. Обладают завышенной самооценкой; выражено стремление занять лидерскую позицию. Не испытывают тревогу со сменой круга общения при переходе в основную школу, но оценка личности другими повышает тревожность ребёнка. Не склонны к приспособлению и компромиссу; одобряют сотрудничество, но в случае личной заинтересованности часто вступают в соперничество.

Итак, результаты проведённого исследования позволяют констатировать наличие специфики в развитии адаптивности учащихся с ЗПР 10-12 лет в сравнении со сверстниками, развивающимися в норме. Наряду с особенностями развития адаптивности, обусловленными характером дизонто-генеза, у детей этого возраста имеются и общевозрастные показатели развития. В целом полученные данные позволили выделить характерные для периода 10-12 лет варианты (типы) развития адаптивности учащихся при переходе из начальной в основную школу. Надеемся, что эти результаты будут интересны для психологов, в частности, при организации психологического сопровождения учащихся начальной и средней школы.

Примечания

1. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988. 262 с.

2. Психологический словарь / под ред. В. П. Зин-ченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб., доп. М., 1996. 440 с.

3. Кисельникова Е. Н. Педагогические условия развития адаптивных способностей старших подростков в учреждении дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. 217 е.; Соб-чик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. М., 1990. 75 с.

4. Асеев В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986. С. 3-17; Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1997. 736 с.

5. Кисельникова Е. Н. Указ. соч.; Розов В. И. Психологический анализ адаптивности в экстремальных условиях: автореф. ... канд. психол. наук. Киев, 1993. 19 с.; Попова Л. Г. Социально-педагогическое сопровождение формирования социальной адаптивности подростков, обучающихся на дому, в условиях отделения семейного патроната Центра социальной помощи семье и детям: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2009. 22 с.

6. Чебарыкова С. В. Феноменология типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции её адаптивности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 223 с.; Голубева Т. А. Профессиональная деятельность субъектов образования по развитию адаптивно-си личности студентов-первокурсников ссуза: дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2003. 196 с.; Пакулина С. А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития: дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2004. 198 с.; Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности (Субъектный подход): дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001. 393 с.

7. Ганжа С. Ю. Социально-психологическая адаптация школьников с нарушениями соматического и нервно-психического здоровья: дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2000. 153 с.; Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. 181 с.; Пуу-керман Г. А. 9-12-летние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 17-31; Пукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19-34.

8. Дробинская А. О, Фишман М. Н. Дети с трудностями в обучении // Дефектология. 1996. № 5. С. 22-28.

9. Пукерман Г. А. Переход из начальной школы ...; Поливанова К. Н. Указ. соч.; Князева Т. Н. Предпод-ростковый возраст как проблема современного детства // Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 25-35; Князева Т. Н. Психологическая система обеспечения готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению в основной школе в условиях интеграции в общеобразовательную среду: дис. ... д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2005. 392 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.