Научная статья на тему 'Комплексный тест для оценки двигательного и психического развития детей дошкольного возраста'

Комплексный тест для оценки двигательного и психического развития детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
705
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Правдов Михаил Александрович, Правдов Дмитрий Михайлович, Никифоров Юрий Борисович

В статье предложена методика комплексного тестирования физической подготовленности и психического развития детей дошкольного возраста. Предложены три варианта двигательного задания, которые различаются по сложности выполнения двигательных действий и мыслительных операций. Перед ребенком ставится задача быстро собрать разноцветные кубики, расположенные на площадке (квадрат 5×5 м 10 шт.) и над ней (10 шт.) и сложить их в корзины в соответствии с цветом. Тест позволяет проверить не только физическую подготовленность, но способность ребенка быстро ориентироваться в пространстве, внимание, память, мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Правдов Михаил Александрович, Правдов Дмитрий Михайлович, Никифоров Юрий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex test for estimation of motor and mental development of preschool children

The article has offered the methodology of the complex testing of physical training and mental development of preschool children. Three variants of the motor task are proposed, which differ by the complexity of performing the motor actions and mental operations. The task is set before the child to collect quickly the colored cubes located on the ground (square 5x5m 10 pcs.) and above it (10 pcs.) end then fold them into baskets according to the color. The test allows you to test not only physical training, but the child's ability to navigate quickly in space, attention, memory, mentality.

Текст научной работы на тему «Комплексный тест для оценки двигательного и психического развития детей дошкольного возраста»

УДК 796.011

КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Михайлович Правдов, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановский государственный университет Шуйский филиал, г. Шуя, Юрий Борисович Никифоров, кандидат педагогических наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир

Аннотация

В статье предложена методика комплексного тестирования физической подготовленности и психического развития детей дошкольного возраста. Предложены три варианта двигательного задания, которые различаются по сложности выполнения двигательных действий и мыслительных операций. Перед ребенком ставится задача быстро собрать разноцветные кубики, расположенные на площадке (квадрат 5*5 м - 10 шт.) и над ней (10 шт.) и сложить их в корзины в соответствии с цветом. Тест позволяет проверить не только физическую подготовленность, но способность ребенка быстро ориентироваться в пространстве, внимание, память, мышление.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, методика тестирования физической подготовленности и психического развития.

COMPLEX TEST FOR ESTIMATION OF MOTOR AND MENTAL DEVELOPMENT

OF PRESCHOOL CHILDREN

Mikhail Aleksandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical science, professor, Dmitry Mikhaylovich Pravdov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer Shuya branch of Ivanovo State University, Shuya, Yury Borisovich Nikiforov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer Armavir State Pedagogical University, Armavir

Annotation

The article has offered the methodology of the complex testing of physical training and mental development of preschool children. Three variants of the motor task are proposed, which differ by the complexity of performing the motor actions and mental operations. The task is set before the child to collect quickly the colored cubes located on the ground (square 5x5m - 10 pcs.) and above it (10 pcs.) end then fold them into baskets according to the color. The test allows you to test not only physical training, but the child's ability to navigate quickly in space, attention, memory, mentality.

Keywords: children of preschool age, technique of testing physical readiness and mental development.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время образовательная деятельность в дошкольных организациях осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта (ФГОС ДО) [4]. Одной из пяти образовательных областей, реализуемых в системе дошкольного образования, является «Физическое развитие». Содержание образовательной области «Физическое развитие» представлено, прежде всего, комплексом двигательно-ориентированных видов деятельности детей дошкольного возраста, а также рекомендациями по развитию таких физических качеств как координация и гибкость. Развитие координации и гибкости, согласно ФГОС ДО, должно способствовать, не только «правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, ко-

ординации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук», но и быть подспорьем в формировании правильных навыков в «ходьбе, беге, мягких прыжках, поворотах в обе стороны», не нанося, при этом, ущерба организму детей [4]. Важным аспектом воспитательно-образовательного процесса детей на современном этапе совершенствования системы дошкольного образования, приобретает проблема контроля за двигательным и психическим развитием детей дошкольного возраста, в том числе уровнем физической подготовленности, степенью развития психических процессов [1-4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ, существующей технологии оценивания индивидуальных достижений детей по всем образовательным областям, в основном сводится к наблюдению как методу экспертной оценки в рамках моделируемых педагогами диагностических ситуаций. Однако это не может в полной мере относиться к области «Физическое развитие». При определении динамики индивидуального развития детей наряду качественной оценкой, основанной на наблюдении за тем, как ребенок двигается (ходит, бегает, прыгает, играет и т.д.) необходимым условием остается количественная характеристика двигательных действий, совершаемых в созданных диагностических ситуациях. В практике физической культуры для диагностики и определения индивидуальных достижений развития ребенка используются двигательные задания (тесты). В настоящее время специальные диагностические, двигательные ситуации для индивидуальной оценки детей дошкольного возраста не разработаны.

Для оценки степени развития двигательной сферы и психических процессов детей предлагается диагностическая двигательно-познавательная ситуация (задание-тест), основанная на интеграции двигательных действий (в соответствии с требованиями ФГОС ДО) и проявления ребенком таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Организация, содержание и методика проведения тестирования. На площадке размером 5^5 м раскладывают кубики одного (первый вариант) и двух цветов (второй вариант) (20 шт.) через один метр друг от друга (1-ый ряд - 5 кубиков, 2-ой - 3 куб., 3-ий ряд - 5 куб., 4 ряд -2 куб. и 5-ый - 5куб.). Ребенку предлагают быстро собрать все кубики в корзину, принося, каждый раз по одному предмету. Фиксируется время выполнения, а также ЧСС и ЧД до и после задания. Кубики ребенок собирает в одну корзину (при первом варианте) или в две соответственно цвету кубиков (при втором варианте задания). Корзина(ы) для кубиков ставятся на расстоянии 2-м от места старта - посередине нижней лини квадрата тестирования (рисунок 1).

При третьем варианте тестирования над площадкой подвешиваются 10 бумажных листков с помощью канцелярских скрепок (размером 5*5 см), 10 кубиков располагаются на полу. Бумажные листки располагают таким образом, чтобы ребенок, слегка подпрыгнув, мог их легко достать. Ребенок по команде бежит, собирает кубики и снимает листки, складывая их в отдельные корзины. Фиксируется время выполнения задания.

старт

V' .-

—о-

—о-

/ / ч; у

И

-О-

/ ' \' / ' I

/ ' \

-о-

-о-

старт

и

1-ый вариант

2-ой вариант

3-й вариант

Рисунок 1 - Схема моделирования условий двигательно-познавательного задания для тестирования детей

За время проведения диагностики ребенок выполняет комплекс двигательных действий: наклоняется и приседает 20 раз, когда берет кубик и 20 раз наклоняется, когда укладывает его в корзину (всего 40 раз), при третьем варианте теста - подпрыгивает вверх (10 раз), проявляя при этом гибкость и координацию; выполняет челночный бег на разные отрезки от 1 до 5 м, пробегая в целом больше 120 м. Кроме того, в задании ребенку необходимо сохранять равновесие, проявлять координационные способности, точность движений, а также выполнять основные виды движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). Наряду с этим у ребенка проверяется степень развития ориентировки в пространстве, внимание, память, мышление.

Апробация двигательно-познавательного задания для оценки психофизического развития детей 4-7 лет прошла на базе 18 дошкольных организаций Ивановской, Владимирской и Нижегородской областей. Всего в ходе оценивания индивидуального развития было задействовано боле 240 детей 6 -7 лет.

В ходе корреляционного анализа результатов двигательно-познавательного задания и данных по физической подготовленности дошкольников 6 -7 лет была установлена положительная корреляционная взаимосвязь (таблица 1).

Таблица 1 - Коэффициенты корреляционной взаимосвязи результатов двигательно-познавательного задания и данных по физической подготовленности у дошкольников 6-7 лет (г)

Тесты Двигательно-познавательное задание

варианты

1 2 3

Бег 10 м с хода (с) 0,66 0,65 0,58

Бег змейкой 10 м (с) 0,72 0,74 0,69

Челночный бег 3*10м (с) 0,71 0,70 0,64

Прыжок вверх толчком двух ног (см) 0,61 0,62 0,68

Прыжок в длину с места (см) 0,54 0,69 0,65

Наклон вперед из положения стоя 0,57 0,56 0,58

В ходе исследования были получены средние данные выполнения детьми контрольного испытания (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты выполнения детьми 5-7 лет двигательно-познавательного задания (п=244 чел.)_

Двигательно-познавательное задание (Х±ст)

Варианты 1 2 3

Время выполнения (с) 98,8±2,7 121,3±6,8 148,7±12,5

ЧСС 129,8±11,3 133,9±10,1 138,1±11,4

чд 29,7±4,3 32,4±3,2 33,5±3,4

Установлено, что дети выполняют двигательные действия быстрее при первом и втором варианте, чем при третьем. При этом им приходится решать более сложные задачи - ориентироваться не только на плоскости пола (площадки), но и в пространстве всего зала, решая дополнительно умственные задачи, связанные с выбором кубиков и листков бумаги по цвету и соответствию их корзинами для сбора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, для оценивания динамики индивидуального, двигательного и психического развития детей, в качестве диагностической ситуации по образовательной области «Физическое развитие», может быть, использовано задание интегративного характера, отвечающее требованиям ФГОС ДО. Разработанная процедура диагностики, основанная на выполнении детьми комплексного теста (двигательно-познавательная ситуация) позволяет оценить не только уровень физической подготовленности, но и степень развития восприятия, внимания, мышления и памяти, а также функциональной подготовленности систем организма дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Правдов, М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях : дис. ... д-ра пед. наук / Правдов М.А. - Шуя, 2003. - 419 с.

2. Синявский, Н.И. Мониторинг физической подготовки детей дошкольного возраста к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, А.А. Камартдинова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. № 6 (124). - С. 177-182.

3. Спирина, И.К. Исследование способности дошкольников воспринимать и точно оценивать величину и изменение параметров движения / И.К. Спирина, О.Е. Ушакова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 182-185.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. : Просвещение, 2013 [Электронный ресурс] // URL : http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf. - Дата обращения 06.06.2017.

REFERENCES

1. Pravdov, M.A. (2003), Intégration of the motor and cognitive activity of children in physical éducation in pre-school educational institutions, dissertation, Shuya.

2. Sinyavsky, N.I., Fursov A.V. and Kamartdinova, A.A. (2015), "Monitoring of physical preparation of preschool children for the implementation of the standards of the All-Russia physical culture and

sports complex of the RLD", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 177182.

3. Spirina, I.K. and Ushakova O.E. (2015), "Study of the ability of preschoolers to perceive and accurately assess the magnitude and variation of motion parameters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 182-185.

4. Federal state educational standard of preschool education. M.: Education, 2013, available at: http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf.

Контактная информация: dmitry1@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 06.06.2017

УДК 796.96

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

КЁРЛИНГА

Дмитрий Александрович Свищев, Президент, Федерация кёрлинга России, Москва, Юрий Владимирович Шулико, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики кёрлинга, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются результаты анализа показателей развития кёрлинга в России за 2010-2016 гг. В качестве анализируемых показателей выбраны подготовка спортивного резерва, уровень спортивного мастерства спортсменов-кёрлингистов, характеристика тренерского состава, спортивные результаты сборных команд страны по кёрлингу на крупнейших международных соревнованиях. Анализ этих показателей свидетельствует о том, что за рассмотренный временной период достигнуты положительные результаты, которые говорят о высоких темпах развития отечественного кёрлинга.

Ключевые слова: кёрлинг, показатели развития, спортивный резерв, тренерский состав, спортивные результаты, сборные команды страны, положительные тенденции в развитии отечественного кёрлинга.

ANALYSIS OF SOME INDICATORS OF RUSSIAN CURLING DEVELOPMENT Dmitry Alexandrovich Svishchev, President, Russian Curling Federation, Moscow, Yury Vladimirovich Shuliko, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Department chairman,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the results of the analysis of indicators of development of Curling in Russia in 2010-2016. As analyzed indicators the authors selected the sports reserve training, the level of sports skill of curlers-athletes, the characteristics of coaches, the sports performance of the national teams of Curling at major international competitions. The analysis of these indicators shows that for the considered time period there have been achieved the positive results, which has showed the high rates of development of the Russian Curling.

Keywords: Curling, development, sports provision, coaching staff, sports performance, national teams, positive trends in the development of Russian Curling.

Введение.

Последние четверть века породили небывалое количество новых для нашей страны видов спорта, которые буквально ворвались в отечественное физкультурно-спортивное движение, привлекая к занятиям значительные группы населения. Среди них

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.