Комплексный подход в реализации стратегии развития регионально туристско- рекреационного комплекса
Боташева Лейла Султановна д.э.н., доцент Боташева Лаура Султановна к.э.н.,доцент Северо- Кавказская государственная гуманитарно- технологическая академия
Аннотация- В целях эффективного управления предприятиями регионального туристко- рекреационного комплекса необходимо учитывать динамизм внешней среды, индивидуализм поведения потребителей, новые современные технологии, усиление конкуренции на рынках туристических услуг; создавать гибкие организационные структуры управления, адекватные стратегическим направлениям деятельности.
Ключевые слова: инвестиций, организация, регион, стратегия, рынок, туристско- рекреационный комплекс, эффективность.
Учитывая региональные особенности и существующие проблемы развития туристско- рекреационного комплекса Карачаево-Черкесии, с целью повышения инвестиционной привлекательности и усовершенствования системы управления туристско- рекреационным комплексом республики, предлагается система мер по продвижению туристского продукта региона на внутренний и внешние рынки, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках. Рынок туристических услуг является самостоятельным механизмом, который сводит туристов и турагентов. В отличие от других видов рынков туристический рынок не несет в себе движение товара от продавца к покупателю, напротив, сами покупатели перемещаются к месту назначения, чтобы получить услуги продавца.
На наш взгляд основными необходимыми мерами для развития РТРК являются:
1. Разработка и реализация рекламно - информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов телевизионных и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно - информационных кампаний в средствах массовой информации, издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно -информационной печатной продукции. Можно создать мультимедийный диск
о ТРК КЧР на двух языках общим тиражом не менее 1000 экземпляров, разработать бренд, например: «Карачаево-Черкесия- райский уголок для горнолыжников, круглый год», зарегистрировать товарный знак. Одним из главных законов рекламы являются значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная компания начинает приносить экономический эффект с определенного минимального порога, именно поэтому необходимо имиджевая рекламно- информационная кампания в СМИ как в регионе, так и по всей России, по возможности и за рубежом1;
2.Поддержка и обновления официального Интернет - портала регионального органа исполнительной власти в сфере туризма;
3.Организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке органа исполнительной власти в сфере туризма. Для увеличения потока туристов немаловажную роль сыграет разработка системы бронирования и резервирования гостиниц на уровне всего регионального туристско- рекреационного комплекса в целом. Такие системы позволяют бронировать места в гостиницах всего мира, получать свежую информацию об условиях бронирования, ценах, скидках за минимальное время, не выходя из офиса.
С помощью комплексной системы автоматизации можно корректировать стратегию продаж. Система поможет туроператору оптимально заполнить (загрузить) чартеры и отели. Если взаимоотношения с принимающей стороной стабильны и долгосрочны, можно получать цены принимающей стороны не в виде Ехсєі - таблиц, а непосредственно в офисную систему и таким же образом отправлять заявки для подтверждения. Агентства могут бронировать туры, не забрасывая туроператора факсами и не утомляя звонками, а, ознакомившись с предложениями на веб-сайте, забронировать заявку через Интернет. Система
1 Данные ЮНВТО показывают, что для дополнительного привлечения одного иностранного туриста, обеспечивающего поступление в экономику страны в среднем 100 евро, государства затрачивают от 3 до 10 евро на коммерческую рекламу туристского продукта.
поможет оценить эффективность рекламы, организовать рекламную акцию для постоянных клиентов - их данные и история их взаимоотношений с туроператором всегда под рукой. И поэтому в письме «дорогому Егору Кузьмичу», который уже путешествовал в Турцию и Грецию в пятизвездочные отели, можно предложить новый тур на Крит и дать ему 5-процентную скидку [2].
Особенно важно вводить цены. Формирование турпродукта из составляющих - отеля, рейса, визы, страховки, дополнительных услуг и т.д. -требует наличия цен этих составляющих;
4. Проведения ознакомительных поездок по туристическим базам для иностранных журналистов. Необходимо задействовать руководителей туристских организаций региона, задействовать опытных экскурсионных гидов, рассмотреть возможность сотрудничества журналистов с руководством комитета по спорту, физической культуре и туризму;
5. Организации презентаций туристических возможностей региона в других регионах России то есть мультимедийные презентации, издание рекламной продукции, организация рекламных туров по стране. Проведение иных акций, например, информационная поддержка фестивалей и событийных мероприятий, презентаций новых туристских направлений, организация инфо-туров, проведение конференций, симпозиумов на базе многостороннего сотрудничества с крупнейшими региональными и федеральными межправительственными организациями. Опыт реализации государственных рекламно- информационных стратегий указывает на необходимость диверсификации туристского продукта:
•наряду с традиционным туристским предложением следует обеспечить показ новых туристских продуктов;
• распространение более широкой информации о национальных традициях, промыслах и ремеслах, новых музеях и экспозициях, событийных меро-
приятиях и туристских услугах (новые приоритетные инновационные направления для туристско- рекреационного комплекса рассмотрены выше).
Необходимо заметить, что в последнее время владельцы частных туристических объектов изготавливают и размещают световые указатели и рекламные баннеры. Необходимо создание целой серии подобной рекламы на региональном уровне. Для этого требуется создание туристского информационного центра, выпустить хотя бы 2-3 рекламных видеоролика для трансляции в зале ожидания аэропортов, железнодорожных и автодорожных вокзалов. Необходимо проводить непрерывный мониторинг регионального туристского рынка с целью выявления динамики, точек роста и основных тенденций развития отрасли в муниципальных образованиях. Ежеквартально готовить отчеты о проделанной работе.
6. Для привлечения дополнительных инвестиций, необходимо создание электронной базы бизнес- проектов и инвестиционных предложений в туристско- рекреационном комплексе КЧР, информационная поддержка и продвижение в сети интернет на сайте туристско- рекреационного комплекса (на двух языках) и сайте Федерального агентства по туризму;
7. Создание в республике отдельного органа управления индустрией туризма. Главной задачей которого должна стать разработка политики в сфере туристско- рекреационной деятельности. Главные функции: привлечение инвестиций, финансирование проектов, создание Фонда развития туризма, финансирующего пропаганду ТРК как привлекательной зоны отдыха, мероприятия по защите и охране окружающей среды и культурноисторических памятников, разработку инновационных проектов.
8. В свою очередь для привлечения инвесторов, необходимо разработка эффективной региональной инновационной и инвестиционной политик. Для этого необходимо:
- четкое законодательно- закрепленное разделение полномочий между органами федеральной и региональной власти. К сожалению, действующие
нормативные правовые акты республики не регулируют актуальные проблемы развития туризма. Как и в большинстве регионов России, Республиканский закон «Об основах туристкой деятельности» по одним и тем же канонам [8];
- целесообразно предоставить местным органам власти право на льготный налоговый режим. В этом плане на наш взгляд эффективно создание Свободной экономической зоны для туристско- рекреационного комплекса КЧР. Необходимо в целях стимулирования притока инвестиций предоставление налоговых льгот путем снижения ставки налога на прибыль в размере 30-50%, освобождение создаваемых совместных предприятий и иностранных предприятий от отдельных видов налога. Для эффективной реализации богатого рекреационного потенциала республики необходимо модернизация существующей инфраструктуры и создание новых объектов, долевое участие местных властей в финансировании проектов, предоставление предпринимателям льготных кредитов и гарантий, привлечение кредитных ресурсов частных банков для реализации инвестиционных программ. Необходимы конкретные меры по стимулированию иностранных инвесторов в виде: Освобождения создаваемых совместных предприятий и иностранных предприятий от отдельных видов налогов и платежей на период 305 лет, гарантии сохранения налогового режима по конкретным контрактам на срок их окупаемости.
9. Повышение эффективности соответствующих отраслей и производств республики. Исследования показали, что туристы охотно используют возможность приобрести сувениры, чтобы осталось постоянное напоминание. Сувениры должны быть связаны с особенными достопримечательностями и изготовлены в районе. Это в первую очередь даёт возможность существовать малым предприятиям. К сувенирной продукции могут относиться как почтовые карточки, справочники, путеводители по музею, так и более дорогие изделия, вплоть до предметов искусства. Возможна также продажа типичных изделий, произведённых в районе, которые могут к тому же иметь практическую пользу. Соот-
ветствующие предприятия должны регулярно продавать свою продукцию или приглашать желающих на предприятие на экскурсию или фабричную распродажу. Развитие производство экологически чистых продуктов питания позволит экономическому росту сельского хозяйства (одна из ведущих отраслей экономики Карачаево-Черкесии);
10. Важным условием привлечения туристов в регион является повышение комфортности отелей и качества обслуживания. Желательно в каждом номере устанавливать видеотелефон и компьютер, подключенный к глобальной сети, для отправки любой информации.
11.Необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала отрасли. Задача подготовки кадров для сферы туризма является одной из основных. Отрасль испытывает острый дефицит менеджеров новой формации, способных быстро адаптироваться к условиям свободного рынка, владеющих современными технологиями маркетинга, менеджмента в туризме, Интернет-продаж. В настоящее время на территории республики нет ни одного профильного образовательного учреждения в области туризма. Подготовка специалистов ведется в других непрофильных учебных учреждениях в рамках специализации по направлениям подготовки в смежных областях профессиональной деятельности. Но здесь полностью отсутствует система привлечения к преподаванию работников индустрии туризма. А это крайне необходимо для решения проблемы недостатка практических навыков и знаний студентов.
12. Реализация вышеперечисленных мер сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести экономические и финансовые риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики, возникновением бюджетного дефицита.
Расходы на решение предложенных задач по развитию туризма, должны производиться в пределах средств республиканского бюджета, бюджетов
федеральных целевых программ, бюджетов целевых программ в сфере туризма по Южному федеральному округу Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований КЧР, предусмотренных на соответствующий год:
• средства республиканского бюджета, направляемые на научное и кадровое обеспечение, на содействие развитию материальной базы туризма;
• внебюджетные, включая средства фондов занятости и социального страхования, собственные средства организаций сферы туризма, отечественных и зарубежных инвесторов, кредиты банков, средства общественных организаций, целевые отчисления от прибыли предприятий, направляемые в основном на программу реконструкции и строительства туристских объектов;
• средства федерального бюджета, выделяемые на финансирование объектов, включенных в Федеральные программы «Туристские центры России» и «Развитие туристско-рекреационного комплекса южных регионов Российской Федерации», Президентской программы «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ» и другие целевые программы;
• средства, выделяемые Европейским сообществом в рамках проектов TACIS в сфере туризма;
• средства организаций - фондодержателей грантов [4].
Эффективность применения комплексного подхода в управлении реализацией стратегии основана, прежде всего, на синергетическом эффекте.
Рис. 1 Факторы, обусловливающие синергетический эффект от использования комплексного подхода в управлении реализацией стратегии развития ТРК.
Эффективность применения комплексного подхода в управлении реализацией стратегии основана, прежде всего, на синергетическом эффекте (см. рисунок 1). Так например, синергетический эффект от использования комплексного подхода в управлении реализацией стратегии для РТРК, ставящей одной из главных стратегических целей - создание стоимости, обусловлен следующими особенностями [1]:
- концептуальными особенностями использования ССП в качестве инструмента управления реализацией стратегии, предполагающими выявление финансовых и нефинансовых критических факторов создания стоимости организации с учетом соответствующей стратегии, взаимосогласование этих факторов и управление ими как единым целым;
- появлением в организации новых интеграционных качеств и свойств,
образуемых за счет влияния следующих факторов: перевод стратегии
организации на уровень конкретных стратегических мероприятий; связь
мотивации труда всех сотрудников и достижения целей стратегического управления; усилия всех подразделений организации и всех сотрудников, направленные на достижение стратегических целей с помощью горизонтальной и вертикальной увязки их ССП; связь системы бюджетирования с реализацией стратегии посредством стратегических мероприятий с помощью информационных и аналитических систем и т.д. [7].
Использование в процессе реализации стратегии организации комплексного подхода на основе ССП позволяет сделать этот процесс более эффективным за счет большей управляемости, повышается вероятность достижения целей развития РТРК.
Заключение
Функционирование российских организаций туристско-рекреационного комплеса до недавнего времени опиралось на принцип возможного планирования «завтрашнего дня» на основе сегодняшнего опыта, что малоэффективно в условиях рыночной экономики. В целях эффективного управления указанными организациями необходимо учитывать динамизм внешней среды, индивидуализм поведения потребителей, новые современные технологии, усиление конкуренции на рынках туристических услуг; создавать гибкие организационные структуры управления, адекватные стратегическим направлениям деятельности, т.к. «структура следует за стратегией». Одним из механизмов, позволяющих достичь этого, является стратегическое планирование, которое помогает собрать воедино весь комплекс инструментов управленческой деятельности для обеспечения и удержания конкурентных преимуществ на основе адекватного реагирования на изменения и вызовы внешней среды. К сожалению, проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что стратегическое планирование в РТРК пока не нашло широкого применения; а где оно используется, точнее сказать, применяются отдельные его элементы, там уровень стратегического планирования далеко не отвечает современной теории планирования и тем разработкам по данному вопросу, которые существуют и используются в развитых странах мира.
Стратегическое планирование в большей степени реализуется через стратегические планы, программы и проекты, которые разрабатываются, в основном, органами государственного управления региона.
Более десятка научных школ пытаются уточнить сущностные аспекты таких понятий, как «стратегия», «стратегическое планирование», «стратегические план организации» и др. Наши изыскания позволили нам в отраслевом аспекте осуществить уточнение понятийного аппарата применительно к сфере стратегического планирования в РТРК. В нашем понимании, стратегия -
это общая концепция того, как достигаются цели организаций, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Стратегия возникает только тогда, когда у организации РТРК есть стратегические цели — «желательные состояния». Стратегия развития заключает в себе главную цель - преодоление кризиса, адаптацию и последующее устойчивое, динамичное и экономически эффективное функционирование хозяйствующего субъекта. Стратегическое планирование — это, по сути, детализированное (пошаговое) описание как долгосрочных целей, так и самой стратегии для их достижения; это особый вид научной и практической деятельности, состоящей в разработке стратегических решений в форме прогнозов, проектов программ, планов. Стратегический план организации - это прогнозный, сложный по своей структуре документ, вбирающий в себя, по меньшей мере, миссию, анализ внешних и внутренних факторов, построение дерева целей, выработку конкретных программ и мероприятий, механизм реализации плана. Стратегический план развития субъекта РТРК - это научно обоснованный, ориентированный на новое качественное развитие отрасли документ, интегрирующий в некое согласованное целое взаимообусловленные главные цели и задачи развития хозяйствующих субъектов РТРК, их внутренние ресурсы и резервы, инновационную политику, определяющую направления деятельности по достижению поставленных стратегических целей, органично вписывающуюся в общую стратегию развития реального сектора экономики. Под стратегическим программированием в ТРК мы понимаем своеобразную систему организационноуправленческих, экономических, финансовых, производственных, техникотехнологических, экологических и социальных мероприятий, направленных на разработку стратегии развития взаимосвязанных сфер РТРК.
Стратегические планы и программы отличаются заметным разнообразием, что нацелило нас на разработку их типологии. Так, по характеру реализуемых проблем программы подразделяются на социальные, социальноэкономические, экономические, научно-технические, продовольственные, многоцелевые, идеологические и другие. По сектору рынка они ранжированы на международные, общероссийские, региональные, локальные. По ожидаемым конечным результатам программы подразделяются на следующие типы: с социальным эффектом, с социально-экономическим эффектом, с экономическим эффектом, с синергетическим эффектом.
Выявленные критериальные признаки значительно расширяют понятийный аппарат, развивают сущностные характеристики стратегического планирования, позволяют определиться разработчикам с выбором того или иного типа (или вида) стратегической программы или стратегического проекта.
При определении миссии отдельных хозяйствующих субъектов РТРК, выработке главной цели разработчики стратегий и стратегических планов должны учитывать многие факторы (макро- и микросреды) — начиная от фазы экономического цикла и заканчивая поиском оптимальных комбинаций использования капитала, труда и земли. Г енеральной целью или системой целей мы считаем желательное состояние хозяйствующих субъектов РТРК. Та-
кое состояние может быть описано словесно или количественными характеристиками (например, цифровым выражением важнейших планируемых результатов). Цели могут характеризоваться содержанием; объектом (или его частью); способом выражения; уровнем, который должен быть достигнут, и временным горизонтом. Установление цели функционирования хозяйствующего субъекта является выражением как частных, коллективных, так и государственных интересов.
Библиографический список
1. Абалкин Л.И. Стратегия: выбор курса. - М.: Институт экономики РАН, 2003.
2. Александрова А. Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
3. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.
4. Концепция развития туризма Карачаево-Черкесской республики до 2015. Распоряжение Правительства Карачаево-Черкесской республики от года от 11 августа 2010 г.
5. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. — СПб.: Питер, 2001.
6. Стратегический менеджмент: Учебник/Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. - М.: ООО «Издательство Проспект», 2003.
7. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы / Под ред. В.А. Гневко, В.Е. Рохчина. - СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004. - 288 с.
8. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» от 26 ноября 1996 № 132-Ф3 (в ред. От 28.06. 2009 г. № 123 ФЗ).
9. Хасси Д. Стратегия и планирование. Руководство менеджера. - СПб.:. Питер, 2004. ~ 277 с. (www.PITER.COM).
10.Абалкин Л.И. Стратегия: выбор курса. - М.: Институт экономики РАН, 2003.
11.Алаев Э.Б. Эффективность комплексного развития экономического района.- М.:Наука, 1965.
12.Александрова А. Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
13.Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.
14. Ансофф И. Стратегическое управление/Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1989.
15.Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1999.
16.Бессонов В.Б.Туристский регион: Содержание и границы понятия. // Туризм и культурное наследие Межвузовский сборник научных трудов.. 2006. Выпуск 3.
17. Богалюбов В.Ш., Орловская В.П. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2005.
18.Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 1997.
19.Гранберг А.Г. Путь XXI век. Стратегические проблемы и перспективы Российской экономики. 4.1У. «Россия регионов». - М.: Экономика, 1999.
20.Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. — М.: Дело, 1999.
21.Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / Пер. с англ. — М.-СПб.: Бук Чембер Интернешнл, 1992
22.Карлофф Б. Деловая стратегия. Пер. с англ. -М.: Экономика, 1991.-239 с.
23.Квартальнов В. А., Зорин И. В. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2001.
24.Колосовский Н.Н. Основы регионального развития. - М.: Экономика, 2000.
25.Концепция развития туризма Карачаево-Черкесской республики до 2015. Распоряжение Правительства Карачаево-Черкесской республики от года от 11 августа 2010 г.
26. Конно Тоёхиро. Стратегия и структура японских предприятий. — М.: Прогресс, 1986.
27.Мильнер Б.З., Олейник И.С., Рогинко С.А. Японский парадокс. - М.: Мысль, 1985.
28.Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. — СПб.: Питер, 2001.
29.Монден Я. «Тойота». Методы эффективного управления. — М.: Экономика, 1989.
30. Ожегов С.И., швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языкаб 80 000 слов и фразеологических выражений/Российской академии наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999.
31.Основы теории управления : учебное пособие под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - М. : Финансы и статистика, 2003.
32. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2002
33.Портер М. Экономическое развитие регионов // Пространственная экономика, 2006, №4
34.Райзберг Б.А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. -М.: ИНФРА-М, 1999.
35.Робсон М., Ужах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов / Пер. с англ. - М.: Аудит, ЮНИТЙ, 1997.
36.119 Сфера туризма: Этапы развития, экономика и управление: Учеб. пособие. М.: Пресс-сервис, 1998.
37.Стратегический менеджмент: Учебник/Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. - М.: ООО «Издательство Проспект», 2003.
38.Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы / Под ред. В.А. Гневко, В.Е. Рохчина. - СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004. - 288 с.
39. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» от 26 ноября 1996 № 132-ФЗ (в ред. От 28.06. 2009 г. № 123 ФЗ)
40.Хасси Д. Стратегия и планирование. Руководство менеджера. - СПб.:. Питер, 2004. ~ 277 с. (www.PITER.COM).
41.Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning. - NY, The Free Press, 1994.
42.Mintzberg H., Global S. Diversification and Diversificat // California Management Review Fall. - 1994. - Vol. 3, P. 8-27.