Научная статья на тему 'Роль экологического туризма в развитии экономики региона (на примере Карачаево-Черкесской республики)'

Роль экологического туризма в развитии экономики региона (на примере Карачаево-Черкесской республики) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1051
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОТУРИЗМ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ГОРНОЛЫЖНЫЕ КУРОРТЫ / ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хрусталев Е.Ю., Боташева А.С.-Х.

В статье проанализированы пути и предпосылки развития экологического туризма в регионе. Показана необходимость создания благоприятного инвестиционного климата в регионе для активизации экотуристического бизнеса и экономического роста территории в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль экологического туризма в развитии экономики региона (на примере Карачаево-Черкесской республики)»

28 (211) - 2011

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

УДК 658.14.0.12

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (на примере Карачаево-Черкесской Республики)

Е. Ю. ХРУСТАЛЕВ, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru Центральный экономико-математический институт РАН

А. С. -Х. БОТАШЕВА, ведущий специалист E-mail: amiika_79@mail. ru. Финансовое управление администрации Малокарачаевского муниципального района

В статье проанализированы пути и предпосылки развития экологического туризма в регионе. Показана необходимость создания благоприятного инвестиционного климата в регионе для активизации экотуристического бизнеса и экономического роста территории в целом.

Ключевые слова: регион, экотуризм, инвестиционная привлекательность, горнолыжные курорты, природные условия, инвестиционный климат, проект развития.

Определение наиболее перспективной стратегии развития региона — одна из важных задач, решение которой в значительной мере зависит от финансовых и ресурсных возможностей республики, ее инвестиционной привлекательности. Привлечение инвестиций представляется важнейшим фактором в ускорении развития экономики региона. Активизация инвестиционного процесса станет одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований. К числу перспективных отраслей, способных дать толчок развитию региональной индустрии, следует отнести экологический туризм (экотуризм) [1, 3, 7].

В туристической сфере бизнеса экологический туризм как отдельное направление выделился в последние годы, причем специалисты во всем мире признают его одним из самых перспективных видов туризма. Согласно определению, данному обществом экотуризма США, экотуризм — это путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью, не нарушая целостности экосистемы, получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной территории. Экотуризм создает такие экономические условия, когда охрана природы становится выгодной для местного населения.

Внутри экологического туризма выделяют много направлений, поскольку разные авторы выбирают различные критерии для классификации. В зависимости от основной цели тура выделяют:

— наблюдение и изучение дикой или окультуренной природы с получением основ экологических знаний;

— отдых в окружении природы с эмоциональными, эстетическими целями;

— лечение природными факторами;

— спорт и приключения.

Все многообразие видов экотуризма можно разделить на экотуризм в границах особо охраняемых природных территорий и вне подобных зон. Понятно, что все подобные деления достаточно условны, но они в полной мере дают представление о том, сколь разнообразны интересы и возможности экотуризма.

Возможные методы активизации регионального экотуристического бизнеса можно рассмотреть в экономических условиях Карачаево-Черкесской Республики (КЧР), поскольку она обладает уникальными природными условиями [4]. Следует отметить, что большая часть КЧР расположена в горной местности. В пределах республики выделяются 3 зоны: предгорная равнина, предгорья и горы Кавказа. На границе с Кабардино-Балкарией расположена гора Эльбрус, самая высокая вершина Кавказа. В республике имеется изобилие водных ресурсов: около 130 высокогорных озер, множество горных водопадов. Протекают 172 реки, имеется Кубанское водохранилище. Карачаево-Черкессия располагается в зоне горных степей и широколиственных лесов. В лесах и высокогорье сохранилась богатая флора и фауна. На территории республики находятся Тебердинский заповедник и часть Кавказского заповедника.

Основные отличительные признаки экотуризма. Существует ряд признаков, отличающих экотуризм от других видов туризма. Среди них можно выделить следующие:

— путешествия, в ходе которых путешественник изучает окружающую среду;

— путешествия, в которых главной ценностью является природа;

— путешествия, доходы от которых направлены на поддержку и финансовую защиту окружающей среды;

— личное участие экотуристов в восстановлении или сохранении ресурсов дикой природы [8].

Правильное понимание составляющих экоту-ризма, его смысла и сути, практическое использование его богатых возможностей будет способствовать социально-экономическому развитию дотационных регионов через такие факторы и возможности:

— создание для местного населения рабочих мест как в туристской отрасли, так и в других смежных отраслях;

—увеличение доходных отраслей региональной экономики (транспортный комплекс, гостиничное хозяйство, производство сувениров, общественное питание, народные промыслы и т. п.);

— развитие пищевой промышленности и сельского хозяйства путем увеличения спроса на дополнительные инвестиции и выпускаемую продукцию;

—улучшение работы жилищно-коммунальных, хозяйственных и транспортных предприятий;

— инвестирование туристских ресурсов (достопримечательностей), в том числе охраняемых природных территорий;

— переход к интенсивному сельскому хозяйству, так как возникает необходимость в больших участках земли и сохранении их в естественном состоянии;

— развитие глобальных коммуникаций;

— стимулирование охраны природного и местного культурного наследия, сохранение постоянного внимания к туристской общественности.

Экотуристы должны неукоснительно соблюдать ряд обязательных правил:

— никогда не покупать изделия, изготовленные из редких животных;

— стараться активнее потреблять продукцию местного производства и услуги (тем самым приносить прибыль местному населению, а также вносить посильный вклад в развитие местной экономики);

— обязательно убирать за собой свой мусор — банки, бутылки, пластик и т. п.;

— не беспокоить обитателей живой природы, не нарушать их естественный образ жизни и среду обитания;

— не повреждать растительность в национальных парках и заповедниках, передвигаться только по размеченным трассам и дорогам.

Методы сохранения природных туристских ресурсов. Как известно, основная часть современного туризма ориентируется преимущественно на использование природных туристских ресурсов. Воздействие туризма на природу бывает прямым или косвенным, ход и размер которого трудно определить.

К прямому воздействию на природу со стороны экотуризма относится:

— истребление представителей фауны и флоры в процессе рыболовства, охоты, уничтожение обитателей естественных условий посредством включения территории в хозяйственную деятельность;

— вмешательство в процессы жизнедеятельности животных и растений путем их кормления или разведения в созданных искусственно условиях, наблюдения за животными или растениями, разрушением нор, гнезд, шумовым воздействием и т. п.;

— распространение и привнесение заболеваний и инфекций через органические пищевые отходы и экскременты, нарушения почвы, вырубку леса.

К косвенному воздействию на природу относится:

— изменение среды обитания;

— глобальные антропогенные воздействия на компоненты среды (загрязнение поверхностных вод и почвы, развитие эрозии почвы, вырубка лесов, загрязнение атмосферы, глобальные изменения климата);

— искусственное разведение животных, создание растений и животных с генетически заданными свойствами (мутантов), которые воздействуют на самого человека и естественную природу.

Управлять туризмом для снижения его негативного влияния на природу также можно прямо и косвенно.

К варианту прямого управления относится ограничение общего количества посетителей, приведение его к предельно допустимой туристической нагрузке на природные комплексы, зонирование охраняемых природных территорий, объектов туристского показа, использование новых технологий для минимизации загрязнения окружающей среды.

Косвенный вариант предполагает улучшение поведения туристов путем повышения уровня образования, воспитания у них гуманного и уважительного отношения к местным жителям, растениям и животным.

Для получения желаемого результата в этой работе необходимо сочетать оба варианта.

Концепция устойчивого развития экотуризма.

Одним из основных негативных последствий экотуризма является повышенная нагрузка на культурно-исторические и природные туристские ресурсы, которая усиливается из-за увеличения массовости туризма. Нагрузка такого рода возрастает пропорционально темпам роста туристского бизнеса. Следует учесть показатели развития, прогнозируемые Всемирной туристской организацией (ВТО) в XXI в., которые свидетельствуют об увеличении противоречий в вопросе, касающегося удовлетворения туристского спроса и рационального использования имеющихся ресурсов [2]. В частности, отмечается, что в мировом хозяйстве, связанном с географической оболочкой Земли, растут негативные изменения, а именно:

— климатические изменения;

— деградация земель и почв;

— уменьшение биоразнообразия и разрушение экосистем;

— увеличение загрязнения воздуха, почвы и воды;

— стихийные бедствия, которые вызваны деятельностью человека;

— бесконтрольный прирост населения, усиление неравенства в социальном и экономическом развитии;

— угроза здоровью населения и продовольственная безопасность;

— сокращение запасов энергии и других природных ресурсов.

Глобальный характер указанных проблем в свою очередь затрудняет их решение на региональном уровне. Совет консультантов по глобальным изменениям из Германии выделил однотипные явления, повторяющиеся во многих регионах, которые были названы синдромом утилизации отходов.

Развитие туризма должно базироваться на таких принципах, чтобы:

— туризм и путешествия помогали людям гармонично сосуществовать с природой, вносили вклад в защиту, восстановление и сохранение экосистем, основывались на жизнеспособных моделях потребления и производства;

— протекционная политика в торговле туристскими услугами и путешествиями постоянно совершенствовалась;

— защита окружающей среды играла в бизнесе одну из главенствующих ролей;

— возникающие проблемы решались с участием местных жителей, с запланированными решениями, принимаемыми на местном уровне;

— туризм и путешествия способствовали созданию рабочих мест, обеспечивали и поддерживали интересы и культуру местных народов.

Особенности и экономическая характеристика экотуризма на горнолыжных курортах Карачаево-Черкесской Республики. В видовой структуре международного туризма прогнозируется рост продолжительных путешествий. Ожидается, что каждое третье путешествие будет связано с другим регионом мира. Данное условие повышает интерес к еще не задействованным в массовом международном экотуризме горным районам, таким, например, как Кавказ. Именно этим обстоятельством в ближайшие годы будут обусловлены особенности и экономическая характеристика экотуризма на горнолыжных курортах Карачаево-Черкессии.

Экотуризм является действенным инструментом устойчивого развития и экономического роста в дотационных регионах, обладающих эк-

зотическими горными территориями. К тому же его «созревание» совпало с «бумом» активного туризма, модой на подвижный образ жизни, появлением новых видов туристических услуг, а также переполненностью традиционных туристических центров.

Выделим основные группы (факторы) развития экотуризма. К факторам, сдерживающим спрос на туристические услуги, можно отнести следующие:

— экотуристы избегают большого скопления людей;

— актуально их требование гарантий полной безопасности;

— наличие серьезных недостатков в продвижении имиджа туристских местностей.

К факторам, сдерживающим предложение на туристические услуги, относятся:

— исключение из практики любого превышения предельно допустимой нагрузки на природные туристские ресурсы;

— сложности в развитии туристской инфраструктуры в труднодоступных районах;

— постоянный недостаток в хорошо подготовленных гидах-проводниках.

Горнолыжные курорты Карачаево-Черкессии являются одними из старейших среди курортов России. Природа создала в этом регионе уникальные условия для занятий туризмом, альпинизмом, горными лыжами, сноубордом. Начало массового туризма было положено здесь в довоенные годы, а первое известное восхождение и спуск альпинистов на горных лыжах состоялся в 1940 г. После решения Совета Министров РСФСР и принятого постановления № 10001 от 02.01.1960 «О развитии базы отдыха, туризма, горных лыж в высокогорных районах КЧАО» (в то время Карачаево-Черкесская автономная область в составе Ставропольского края) началось строительство туристско-спор-тивного комплекса и горнолыжного курорта в Домбае.

В технологическом аспекте природные ресурсы района благоприятны для развития приключенческого туризма (треккинга, альпинизма, скалолазания, горнолыжного туризма) и санаторно-курортного лечения (преимущественно в Те-берде), экотуризма (на базе заповедника). К 1936 г. на все главные вершины района были проложены маршруты восхождений. Часть из них были пройдены альпинистами из Германии и Австрии, среди которых в довоенное время этот район Кавказа был так же популярен, как и Безенги. Альпинистские

возможности Домбая очень велики. Перед войной здесь находилось около 10 альпинистских лагерей. В классификаторе маршрутов на горные маршруты отражено более 95 путей восхождения на вершины района. Среди них есть маршруты высшей, 6-й категории сложности, которых очень немного в горах России. Архыз — удобное место для устройства горноклиматических станций. На 1-м курортном съезде в 1915 г. отмечалось, что в долине реки Большой Зеленчук климатические условия для лечения лучше, чем даже в Теберде. Был разработан план устройства в Архызе горноклиматического курорта на 120 тыс. мест.

Перспективы и программа развития экотуризма в Карачаево-Черкесской Республике. Основной целью программы развития экотуризма является стимулирование процессов инвестирования, создание современной туристской инфраструктуры. Типовые задачи данной программы состоят в следующем:

— развитии материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры);

— формировании современной нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристической деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в данной области;

— стимулировании развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержке малого бизнеса в этой области;

— создании условий для возрождения и развития традиционных центров туризма, освоении новых туристических районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом;

— совершенствовании системы информационного обеспечения туристической индустрии, проведении активной рекламной деятельности;

— создании современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров [9].

Важным условием успешного развития эко-туризма в регионе следует считать ликвидацию «транспортной тупиковости» республики. Значимым в этом плане стратегическим объектом, к которому необходимо привлечь внимание и российского правительства, является строительство 270 км дороги по маршруту Минеральные Воды — Черкесск — Сухум — Адлер (посредством реконструкции старой Военно-Сухумской дороги), а также открытие нового аэропорта международного уровня [6].

Инвестиционно привлекательным является предложение о создании южного российского

туристического кольца. На встрече с участниками 1-го Всекавказского молодежного лагеря «Ма-шук—2010» в августе 2010 г. полпред Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе призвал собравшихся создать экономический форум региона с тем, чтобы собрать все интересные предложения по экотуризму. Был разработан проект развития Архыза известными французскими компаниями, специализирующимися на создании проектов всемирных горнолыжных курортов, в частности, в Альпах. Деньги на развитие в размере 16,5 млрд руб. будут поступать из федерального бюджета в рамках целевой программы «Развитие Юга России».

Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга в июле 2010 г. в рамках программы «Выходим в регионы» организовал визит представителей петербургского бизнес-сообщества в Карачаево-Черкесскую и Кабардино-Балкарскую республики в целях укрепления межрегиональных экономических связей предприятий малого и среднего бизнеса Северо-Западного и Северо-Кавказского федеральных округов. Активное участие петербургские компании приняли в программах по обеспечению качественного и эффективного экономического роста на Северном Кавказе. Минрегионом РФ разрабатывается стратегия развития Северного Кавказа, куда входит проект о создании туристического кластера СКФО. Предпосылки для формирования в СКФО туристско-рекреационного кластера были обсуждены в ходе пленарного заседания форума «Кавказская здравница-2010». Оценивая существующий в этой области потенциал, президентом Российского союза туристической индустрии было отмечено, что еще со времен СССР достижения в области курортологии были практически сравнимы с достижениями в балете и в освоении космоса. Эту базу в стране удалось сохранить и в настоящее время — 2,5 тыс. лечебно-профилактических санаторно-курортных учреждений в целом по Российской Федерации.

На IX Международном инвестиционном форуме «Сочи-2010» КЧР представила ряд инвестиционных проектов в разных сферах на сумму около 100 млрд руб. Вместе с тем в рамках форума были подписаны важные соглашения в сфере туризма и недропользования.

По оценкам ВТО, в 2010 г. число туристов составило 937 млн чел. Численность населения мира приблизится к отметке 7 млрд. Нагрузка на все природные сферы Земли очень высокая, объемы

потребляемых ресурсов велики. Повсеместно все старания человечества направлены на активное внедрение принципов устойчивого развития, устранение или смягчение социально-экономической напряженности в ряде стран. Особое внимание уделяется экотуризму как одной из наиболее эффективных сфер деятельности человека в области экономического и экологического развития. XXI век — это время колоссальных изменений, и одним из важнейших приоритетов должно стать распространение устойчивого экологического туризма как единственно возможного. Будет происходить дальнейшая интеграция всех сфер туризма, основанная на принципах концепции устойчивого развития. Это может выглядеть следующим образом: турист прибывает к месту отдыха на транспорте, который имеет минимальные показатели шума и выбросов; он размещается в гостинице, где все услуги строго лимитируются и все материалы подлежат повторному использованию; продукты питания предоставляются сельскими хозяйствами, где не используют пестициды и другие химикаты. Для перехода всех видов туризма на путь устойчивого развития потребуется достаточно много усилий и принятие различных (часто строгих и непопулярных мер), но, как показывает опыт развития экологического туризма, устойчивость является вполне достижимой целью. Главное, чтобы движение к устойчивому экотуризму шло в двух направлениях:

— туристы должны объективно оценивать все свои запросы, быть готовыми к потреблению новых услуг;

— принимающей и обслуживающей стороне следует внедрять и рекламировать только те формы, которые основаны на концепции устойчивого развития.

Стратегическое сотрудничество в рамках эко-туристического бизнеса. Создание гибкой модели туристической корпорации, способной адаптироваться к требованиям рынка, а также склонность к постоянному наращиванию эффективности своего функционирования, в том числе и за счет оптимизации бизнес-процессов, также требует пересмотра подходов к организации горизонтального внутрикорпоративного взаимодействия. Традиционные горизонтальные связи, во-первых, не учитывали в полной мере необходимой автономности и самостоятельности стратегических зон бизнеса и дивизионов, во-вторых, регламентированные горизонтальные взаимодействия не могли легко трансформироваться в случае необходимости без пересмотра организационной структуры на самых

верхних уровнях организационной структуры, что требовало времени и затрат, а следовательно, существенно подрывало конкурентоспособность корпорации.

Современные туристические комплексы все чаще практикуют принципы стратегического сотрудничества не только между собственными структурными подразделениями и зонами бизнеса, но и в том числе с бизнесами, принадлежащими другим корпорациям. Такой подход способствует росту эффективности управления материально-технической базой (например, когда через интернет-портал начинают продавать не только отели отдельных гостиничных цепей, но и конкурирующих средств размещения), приобретению туристической услугой определенных конкурентных преимуществ (например, пассажиры, выбирающие конкретную авиакомпанию, могут в дальнейшем воспользоваться услугами пункта проката автомобилей), росту конструктивной конкуренции и т. д.

В каждой области стратегии бизнеса существует своя уникальная модель сотрудничества между бизнесами, входящими в состав туристического комплекса: при дефиците бизнес-процесса решением будет сотрудничество по цепи поставок; при недостатке основных способностей требуется развитие отношений на основе способностей; при разработке новых предложений следует обратиться к перспективе сотрудничества на основе предложения; организациям, стремящимся к контролю над каналом выхода на рынке, можно обратиться к конкурентному сотрудничеству.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегическое партнерство на основе способностей преследует своей целью формирование между предприятиями прочных отношений как мощного источника инноваций. Как следствие, грань между сторонами становится недостаточно четкой, что не позволяет управлять сотрудничеством, исходя из легко идентифицируемых индивидуальных ролей и персональных зон ответственности.

Вступающие в сотрудничество стороны должны обладать общими целями, кроме того, каждая из сотрудничающих сторон должна реально оценивать свои «слабые места» с целью их ликвидации благодаря, наоборот, сильным позициям партнера. Следовательно, определение целей сотрудничества на основе способностей предполагает признание двух ключевых моментов: цели будут направлены на применение способностей сторон, а не на сами эти способности; практически во всех ситуациях применение будет эффективно только при подключении к сотрудничеству других элементов

принимающей организации, что обеспечит действительную общность целей.

Сотрудничество на основе предложения, таким образом, предлагает совместную разработку и выведение на рынок принципиально нового товара, а также дальнейшую его продажу на принципах «совмещенного магазина» (например, одновременно через офисы различных туроператоров, через единый интернет-портал электронной биржи, под разными брендами и т. д.). Цели участников партнерства очевидны и неотделимы друг от друга: получение прибыли интересует обе стороны в одинаковой мере.

Целью каждого конкурентного сотрудничества является рост доли рынка и рост чистой прибыли партнеров. Интересно, что в партнерские отношения вступают компании, прямо конкурирующие на рынке, работающие с одним и тем же сегментом потребителей, либо предлагающие идентичный продукт. Основным мотивом сотрудничающих конкурентов является, как уже было отмечено, получение большей прибыли за счет роста эффективности коммуникаций с потребителями и выход на новые, труднодоступные потребительские сегменты за счет базы постоянных клиентов партнера.

Стратегическое сотрудничество возможно не только между предприятиями, входящими в состав корпорации, но и между независимыми субъектами рынка. Однако в границах сети, которую представляют собой сегодня туристические транснациональные государства, развивать производственные альянсы существенно проще и эффективнее.

Однако все имеющиеся плюсы внутрикорпоративного стратегического сотрудничества иногда не могут перевесить один его недостаток — отсутствие притока свежих идей и планов, которые, несмотря на технологическую мощь и инновационные ресурсы крупного бизнеса, все еще продолжают зарождаться и развиваться в сегменте малого и среднего предпринимательства. В целях повышения собственной гибкости и реализации стратегической задачи технологического лидерства туристические и гостиничные корпорации активизировали в последнее время сотрудничество и альянсы с представителями малого бизнеса. При этом последние могут работать дешевле и эластичнее, позволяя первым переложить на себя все затраты, связанные с корректировкой в соответствии с происходящими изменениями конъюнктуры рынка.

Стратегическое партнерство туристических корпораций малых и средних предприятий позволяет корпорациям прежде всего выйти на новые и

перспективные рынки (малые и средние предприятия прекрасно владеют рыночной информацией и имеют опыт работы в региональных условиях), а также обеспечивать скачкообразный рост за счет клиентуры и иных ресурсов своих стратегических партнеров [9].

Приток инвестиций обеспечит выход экономики КЧР на новый, более высокий уровень социально-экономического развития, а также будет способствовать масштабному расширению производства и созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе, что должно стать трамплином для дальнейшего общественного прогресса. Эффективность экономики КЧР зависит от выбора приоритетных направлений капитальных вложений. Сегодня именно горный экотуризм и является отраслью, способной развить региональную индустрию, а в самих населенных пунктах горнолыжного курорта стать источником социально-экономического развития. Реализация программы развития горнолыжного курорта в КЧР, в конечном итоге, привлечет в республику как потоки туристов, так и самих инвесторов. Именно развитие туризма не только перестроит экономику, но и ускорит ее развитие. А регион с его уникальными природными условиями превратится в крупный горнолыжный комплекс санаторно-курортного назначения, обладающий высоким уровнем комфорта, обслуживания и профилактики. Главным условием такой перспективы развития является конкурентоспособность на мировых экотуристических рынках. При этом необходимо ориентироваться на туристов-горнолыжников со средним уровнем доходов. Одними из главных условий, которыми турист руководствуется при выборе курорта, являются цена тура, уровень сервиса в гостиницах, длина и протяженность горнолыжных трасс, транспортная доступность и apre-ski (отдых после лыж).

Анализ имеющихся данных свидетельствует о том, что состояние и темпы развития экотуризма в Карачаево-Черкесской Республике и в целом по России можно существенно улучшить. Создание условий для развития экотуризма в регионе кроме государственной поддержки должно включать:

— формирование нормативно-правовой базы и основ системы регулирования туристской деятельности на уровне субъекта Российской Федерации;

— разработку и внедрение регионального нормативного документа «Правила оказания туристских услуг в КЧР»;

— устранение противоречивых и взаимоисключающих положений из большого числа уже принятых нормативно-правовых актов в сфере туризма и гостеприимства;

— организацию Комитетом по туризму республики разработки и внедрения регламентов по добровольной сертификации качества туруслуг, а также стимулированию инвестиционной активности в сфере туризма.

Список литературы

1. Горяшко А. Экологический туризм. URL: http://www. extremal. ru/ground/1145012735/ articles/1152266268.htm.

2. Колбовский Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма. М.: Академия. 2006.

3. Кусков А. С., Арсеньева Е. И. Современный экотуризм: основные концепции, направления и формы. URL: http://tourlib. net/statti_tourism/ kuskov_ecotourism. htm.

4. Липина С. А. Перспективы формирования туристско-рекреационного комплекса в республиках Северного Кавказа // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 34.

5. Малахова Н. Н, Ушаков Д. С. Инновации в туризме и сервисе. Ростов-на-Дону: Феникс. 2010.

6. Российская газета (Северный Кавказ) от 01.04.2008. № 4626.

7. РукосуеваИ. С.«Медовый туризм» в Хабаровском крае: проблемы и перспективы // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 7.

8. ХрабовченкоВ. В. Экологический туризм. М. : Финансы и статистика. 2003.

9. Хрусталев Е. Ю. , Боташева А. С. -Х. Стратегия развития дотационного региона (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.