Научная статья на тему 'Комплексное повышение компетенции пользователей системы распределенных ситуационных центров с использованием распределенной образовательной среды'

Комплексное повышение компетенции пользователей системы распределенных ситуационных центров с использованием распределенной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИТУАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / РАСПРЕДЕЛЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКА РЕШЕНИЙ / COMPETENCE / DISTANCE EDUCATION / SITUATIONAL CENTERS / DISTRIBUTED LEARNING ENVIRONMENT / DECISION SUPPORT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цветков Валерий Анатольевич, Логинов Евгений Леонидович, Райков Александр Николаевич

Групповое принятие решений работа в среде системы распределенных ситуационных центров требует широкого спектра знаний и умений, включая такие области как: философия, психология, математика, биология, термодинамика и даже квантовая механика. Только знание широкого спектра дисциплин позволит обеспечить устойчивость сходимость к цели процессов принятия групповых решений. В работе предлагается создать распределенную мультидисциплинарную образовательно-научно-производственную сеть, которая обеспечит дистанционную подготовку кадров на основе формирования матричных образовательных, научных, управленческих структур с использованием различных форм государственно-частных партнерств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цветков Валерий Анатольевич, Логинов Евгений Леонидович, Райков Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Group decision-making in the Distributed situational centers system requires a wide range of knowledge and skills, including such areas as: philosophy, psychology, mathematics, biology, thermodynamics, and even quantum mechanics. Only the knowledge of a wide range of disciplines will make sure stability and convergence of group decision processes. The paper proposes a distributed multi-disciplinary education research production network, which will provide remote training on the basis of the formation of the matrix of educational, scientific and administrative structures through various forms of public-private partnerships

Текст научной работы на тему «Комплексное повышение компетенции пользователей системы распределенных ситуационных центров с использованием распределенной образовательной среды»

Комплексное повышение компетенции пользователей системы распределенных ситуационных центров С использованием распределенной образовательной

среды

Цветков Валерий Анатольевич член-корреспондент РАН, профессор, д.э.н., проректор по научной работе,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Ленинградский проспект, д. 49 , Москва, Россия, 125993, +7(499)129-10-33

tsvetkov@ipr-ras.ru

Логинов Евгений Леонидович д.э.н., профессор РАН, дважды Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, заместитель директора, Институт проблем рынка РАН, заведующий кафедрой «Мировой экономики и международного бизнеса»,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Ленинградский проспект, д. 49, Москва, Россия, 125993, +7(499)724-27-61

evgenloginov@gmail.com

Райков Александр Николаевич д.т.н., профессор, Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники,

профессор, Московский технологический университет, проспект Вернадского, 78, Москва, 119454, +7(903)796-21-32 Alexander.N.Raikov@gmail.com

Аннотация

Групповое принятие решений работа в среде системы распределенных ситуационных центров требует широкого спектра знаний и умений, включая такие области как: философия, психология, математика, биология, термодинамика и даже квантовая механика. Только знание широкого спектра дисциплин позволит обеспечить устойчивость сходимость к цели процессов принятия групповых решений. В работе предлагается создать распределенную мультидисциплинарную образовательно-научно-производственную сеть, которая обеспечит дистанционную подготовку кадров на основе формирования матричных образовательных, научных, управленческих структур с использованием различных форм государственно-частных партнерств.

Group decision-making in the Distributed situational centers system requires a wide range of knowledge and skills, including such areas as: philosophy, psychology, mathematics, biology, thermodynamics, and even quantum mechanics. Only the knowledge of a wide range of disciplines will make sure stability and convergence of group decision processes. The paper proposes a distributed multi-disciplinary education - research - production network, which will provide remote training on the basis of the formation of the matrix of educational, scientific and administrative structures through various forms of public-private partnerships

Ключевые слова

компетенции, дистанционное образование, ситуационные центры, распределенная образовательная среда, системы поддержка решений competence, distance education, situational centers, distributed learning environment, decision support system

Введение

Информационно-аналитические системы, системы поддержки решений, ситуационные центры - уже давно стали неотъемлемой необходимостью в ускорении принятия и росте качества управленческих решений в органах государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях и в организациях [1]. Эти системы отличаются потребностью владения широким спектром знаний и навыков как руководящего состава организаций, выступающих пользователями их услуг, так и соответствующих вспомогательных и эксплуатационных служб. Особую сложность в этом контексте представляет овладение пользователями знаний и умений относительно функционала системы распределенных ситуационных центров, создаваемой в рамках обеспечения национальной безопасности [2], где групповые и согласительные процессы принятия решений с особой выразительностью требуют освоения широкого спектра сложных дисциплин относительно процессов поддержки групповых решений, способов действий в неустойчивых и некаузальных ситуациях.

Система подготовки кадров в этом случае формируется поблочно и из учета опыта из множества смежных отраслей знаний, например, философия, психология, физика, математика и даже биология и квантовая механика. Эта система затрагивает широкий спектр видов деятельности из, например: политики, экономики, социальной сферы, производства, науки, кадровой политики и пр. [3]. Система обучения должна носить непрерывный характер, сочетая в себе теоретические и практические занятия, а также работу в реальной обстановке. Очевидно, что при таких требованиях сосредоточить в одном месте соответствующий преподавательский состав и обучающихся практически невозможно, поэтому дистанционная форма обучения будет превалирующей.

Все компоненты подготовки кадров, особенно высшего звена управления, для работы в ситуационных центрах взаимосвязаны, есть необходимые дисциплины, без которых невозможно выдержать гармоничное нарастание знаний и умений. Так, знания связанные с преподаванием систем и технологий искусственного интеллекта необходимо упредить знаниями предмета математической логики, компьютерной философии и когнитивной психологии. Принятие решений в условиях неустойчивого развития ситуаций, которые описываются в качественных переменных, требует знания теории игр, решения обратных задач, теории катастроф, природных вычислений [4].

Особое место в обучении работе в системе распределенных ситуационных центров занимают вопросы сетевого взаимодействия обсуждения проблем, согласования решений в командах с применением методов и средств виртуального сотрудничества, ситуационной осведомленности [5], виртуальных мозговых штурмов [6], семантической интероперабельности.

Виртуальное сотрудничество отличается от обычной телеконференции уровнем продвинутости технологии обработки контента и коммуникации в части обеспечения ускоренного взаимопонимания участников коммуникации. Ситуационная осведомленность связана с многомерной визуализацией, адресным информированием и поддержкой групповых решений, восприятием, пониманием участниками элементов проблемной ситуации во внешнем окружении, прогнозирование их состояния. Например, процесс виртуального взаимодействия

может осуществляться по методикам: SWOT-анализа, электронного мозгового штурма, когда идет обмен и лингвистическая обработка голосовых и текстовых сообщений с учетом регулирующей роли модератора.

На процессы сетевого взаимодействия накладывают свои особенности этические нормы и культурные особенности различных регионов, в которых находятся взаимосвязанные ситуационные центры. В этих условиях подготовка пользователей и специалистов для ситуационных центров становится беспрецедентно сложной задачей, в решении которой может помочь создание и применение мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах государственной власти с использованием распределенной образовательной среды на основе образовательно-научно-производственной сети [7]. В контексте работы органов государственной власти «производственный» термин может быть более емко заменен на «управленческий».

Особенность распределенной образовательной среды

В мире за многие годы, с середины XX века накоплен значительный опыт создания ситуационных центров, единых информационных пространств, сред информационного взаимодействия, профессиональных и социальных сетей для органов власти, отраслей, предприятий, организаций, аналитических клубов и иных виртуальных институциональных образований. Вместе с тем экспансия средств и методов принятия решений в сетевую среду постоянно ставит новые вопросы перед системой подготовки кадров для работы в ситуационных центрах, погруженных в сетевую среду. К таким вопросам можно отнести:

- ситуационные центры медленно встраиваются в цепочки принятия межведомственных решений, слабо используются в качестве совместного инструмента руководителей органов власти и иных организаций;

- среди как руководителей, так и сотрудников ситуационных центров нет четкого понимания роли и места мероприятий, проводимых в ситуационном центре, особенно учитывающих специфику принятия групповых управленческих решений;

- большинство мероприятий, которые проводятся в распределенных ситуационных центрах, являются ознакомительными или представляют собой видеоконференции;

- в деятельность ситуационных центров не встроен институт сетевой экспертизы, проводятся только самые простые экспертные процедуры и зачастую -автономно;

- органы государственной власти редко используют ресурсы ситуационных центров, наиболее активно действующие ситуационные центры - отраслевые и коммерческие;

- происходит естественная децентрализация организационных структур, информационных ресурсов методологических подходов в работе ситуационных центров.

В качестве ограничений возможности ситуационных центров можно отметить все еще высокий уровень фрагментарности, разорванности представления информации об исследуемом проблемном событии [8]:

- информации много, а целостного взгляда на событие участники совещания в распределенных ситуационных центрах получить не могут;

- за представляемой в ситуационном центре информацией прячется много скрытых, латентных, беспричинных данных;

- хороший результат иногда получаются не благодаря, а вопреки ходу коллективных обсуждений с математическим моделирования событий;

- решение ищется спонтанно, а избыток информации не создает уверенности, что процесс решения сойдется к желанному результату и др.

Для повышения востребованности ситуационных центров разработчики зачастую идут по пути улучшения его технического и системного программного обеспечения, и сравнительно меньше внимания уделяется экспертному обеспечению и аналитическому функционалу. На различных шагах, этапах, уровнях управления процессами в ситуационном центре внедряется множество различных стандартов, регламентов и пр. Но это не всегда приводит к улучшению эффекта от использования ситуационного центра. Попытки развить систему подготовки кадров для ситуационных центров наталкивается на необходимость обеспечения когерентности множества дисциплин, см. рис. 1.

дисциплины

| Иротрймны || [ ,

^ | Право |

^ | Информация |

Коммуникации ]

Эксперты

Сбор Анализ

Систематизация ^—} Использование Модели

Хранение

Рис. 1. Мультидисциплинарность подготовки кадров

Разработчики и пользователи ситуационных центров не всегда осознают состояние вопроса и пытаются преодолеть отмеченные ограничения методом проб и ошибок. При этом делаются попытки учесть специфику институционального образования, повысить привлекательность и комфортность обстановки ситуационного центра. Такие подходы помогают при построении и внедрении ситуационных центров сепарировать нужное проектное решение. Но, с одной стороны, опережающий рост сложности процессов принятия решений в распределенных ситуационных центрах, а с другой, - естественный консерватизм системы подготовки кадров приводит к кризису активности, предпринимаемой в их развитии. Для этого сложность системы подготовки кадров должна быть не ниже предмета освоения. И если таковым предметом является система распределенных ситуационных центров, то система подготовки кадров и поддержки компетенций также должна быть непрерывной, распределенной и мультидисциплинарной.

Сетевое мультидисциплинарное образование

В сфере высшего образования, науки и практики для подобной структуры, каковой является система распределенных ситуационных центров, целесообразно формирование интегрированной мультидисциплинарной образовательной системы развития компетенций ситуационного управления и принятия групповых решений в распределенной среде ситуационных центров с использованием упомянутой выше образовательно-научно-производственной сети.

Структуризация в пространстве органов государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов «функционального ядра» субъектов государственного управления такой образовательно-научно-управленческой сети определяет необходимость формирования сетевых и матричных образовательных,

научных, управленческих структур как своего рода объединений с налаживанием процессов взаимодействия субъектов управления, входящих в такое «функциональное ядро» на основе использования различных форм государственно-частных партнерств.

Оптимизация взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов должна повышать эффективность принятия, исполнения и контроля групповых решений, реализации разнонаправленной профильной деятельности конкретных участников процессов принятия решений с ограниченным количеством сил, средств и ресурсов в заданное время. Такие действия требуют формирования и развития системообразующего элемента такой структуры - единой образовательной сети обмена знаниями и навыками в реальном или близком к реальному времени, включая распределенный доступ и обмен знаниями с соответствующими телекоммуникационными услугами и информационно-вычислительными сервисами.

Сеть должна решать задачи сбора, обобщения и анализа знаний из любых возможных источников для выработки управляющих воздействий в отношении проведения анализа проблемных ситуаций в политике, реальном секторе экономики, социальной сфере, инновация, развитии технологий, реализации социально-значимых проектов, внедрения новых технологий и организации индивидуальных и массовых площадок анализа ситуаций и принятием групповых решений с параллельным обучением, переподготовкой, повышением квалификации соответствующих кадров на уровне мировых стандартов.

В рамках сформулированного системно-структурного подхода целесообразно введение в научный оборот следующих понятий:

- распределенная образовательно-научно-управленческая сеть - сетевым образом взаимосвязанная совокупность распределенных субъектов управления, обеспечивающая выполнение образовательных, научных, управленческих и т.п. функций на базе упреждающего развития ключевых областей знания с динамичной сменой пакета базовых навыков и компетенций специалистов в научно-образовательной сфере;

- сетевая интеграция управленческих и функциональных компетенций -комплексное объединение совокупности управленческих и функциональных компетенций как системно структурированной групповой матрицы компетенций (методов, процессов, процедур и пр.) при осуществлении управленческой, образовательной, научной, производственной деятельности как элементов достижения единой групповой цели развития совокупности компетенций при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности оптимизации образовательно-научно-управленческой цепочки с выходом на расширение управленческих возможностей.

При этом экономическая активность обусловлены различными видами выработки управленческих компетенций, необходимых для формирования комплекса образовательных программ, призванных обеспечить создание требуемых технологий принятия и контроля исполнения решений, основанных на фундаментальных разработках и обладающих максимальным потенциалом наращивания целостности, суверенитета и конкурентоспособность страны.

Для этого необходимо создание соответствующего образовательно-научно-управленческого институционального образования, построенного по кластерному типу и тесно связанному с ведущими вузами и научно-исследовательскими институтами на основе объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур в рамках образовательно-научно-управленческой сети. Такая сеть одновременно и гармонично затронет формирование организационно-штатных структур в системе распределенных ситуационных центров, каждый из которых отличается своей

спецификой, зависимой от решаемых задач, исторических культурных особенностей регионов. Для этого могут быть применены уже традиционные менеджериальные приемы организационное структурирование, рис. 2.

Рис. 2. Модернизация организационной структуры

При этом организационная модель в рамках концепции интегрированного управления на основе формирования организационного объединения образовательно-научно-управленческой сети должна обеспечивать реализацию развития компетенций высококвалифицированных кадров в системе государственного управления и используемых в ней ситуационных центрах с учетом:

- необходимости формирования специализированных федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования с учетом потребностей процессов государственного управления, принятия и контроля исполнения государственных решений;

- правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей органов государственной власти в квалифицированных кадрах, владеющих инструментариями ситуационных центров, а также в разработке и реализации соответствующей государственной политики в области среднего и высшего профессионального образования.

В таких условиях требуется создание в рамках образовательно-научно-управленческой сети, поддерживающей информационно-аналитической системы, отвечающей, как минимум, следующим критериям:

- сетевое целеполагание и прогнозирование развития ситуации;

- многоаспектный сетевой аналитический мониторинг ситуации;

- сетевая систематизация аналитической информации по целям и уровням;

- комплексная дифференцированная и интегральная оценка ситуации;

- командная подготовка проектов решений, стратегий и планов;

- оптимизация мероприятий, фокусированная на достижений цели;

- оценка последствий и рисков каждого из решений и др.

Соответствующее изменение территориальной структурной компоновки

образовательных и научных организаций под поставленные задачи позволит решить многие из накопившихся проблем, причем с экономией финансовых и материальных затрат. Таким образом, целесообразен переход к сетеформирующей кластеризации образовательной, научной, управленческой деятельности путем выделения соответствующих кластеров, находящихся на территории одного или нескольких регионов, территориально смежных, в пределах которых, осуществляется попытка достижения сбалансированности инновационного развития. Сетеформирующая

кластеризация структур образовательной, научной, управленческой деятельности при заданных критериях организационно-информационного взаимодействия обеспечивает формирование требуемого образовательного пространства.

Диффузия знаний и компетенций

При наличии дефицита знаний и компетенций в определенном кластере, сформированном на основе образовательно-научно-управленческой сети, его покрытие осуществляется за счет импорта знаний и компетенций по линиям организационно-информационного и виртуального взаимодействия. При наличии избытка знаний и компетенций в кластере этот избыток может быть передан в дефицитный кластер для покрытия балансового дефицита знаний и компетенций. В случае, когда передаваемый из избыточного кластера, сформированного на основе образовательно-научно-управленческой сети, объем знаний и компетенций обеспечивает сбалансированность, то эти взаимосвязи служат для повышения эффективности совокупности управленческих и функциональных компетенций как системно структурированной групповой матрицы компетенций (методов, процессов, процедур и пр.) при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности кластера, сформированного на основе образовательно-научно-управленческой сети.

В результате происходит диффузия знаний и компетенций, а одновременно -повышается вероятность инновационного прорыва в принятии управленческих решений. При этом будет достигнуто более эффективное и точное формирование условных балансов генерации и поставок новых знаний и компетенций в рамках образовательной, научной и управленческой деятельности в органах государственной власти, территориальных секторах социально-экономической системы страны.

Диффузия знаний и компетенций происходит не только за счет обмена информацией между смежными сферами знаний, но также и в многоэтапном процессе образовательного генезиса при «взрослении» обучаемого, начиная со школьной скамьи, а скорее, и раньше, см. рис. 3.

ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ

КОНСУЛЬТАЦИИ, ЭКСПЕРТИЗА

а

О

ТРЕНИНГИ, СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ

АСПИРАНТУРА

МАГИСТРАТУРА

БАКАЛАВРИАТ

ШКОЛА

Рис. 3. Этапы процесса обучения и получения компетенций для работы в системе распределенных ситуационных центров

Сетеформирующая кластеризация образовательной, научной и управленческой деятельности позволяет значительно более точно, чем это делается в настоящее время, структурировать сегменты рынка новых знаний - совокупное потребление новых знаний, отнесенное к кластеризованной группе управленческих субъектов.

Для эффективного построения интеллектуального ядра инновационно-технологической инфраструктуры сферы высшего образования страны требуется придание системе развития компетенций высококвалифицированных кадров во взаимосвязи с управленческими структурами, использующими ситуационные центры, новых качеств, обеспечивающих:

- взаимодействие образовательно-научно-управленческой сети с любыми видами научными и образовательными организациями, в том числе с применением гибких управленческих интерфейсов;

- взаимодействие образовательно-научно-управленческой сети с научно-исследовательскими институтами, организациями и предприятиями с обеспечением эффективного воспроизводства и использования новых знаний на основе ситуационного регулирования процессов развития компетенций высококвалифицированных кадров с максимальным учетом требований;

- взаимодействие образовательно-научно-управленческой сети с венчурными фондами для инициации и реализации стартапов;

- выработка унифицированных требований к интерфейсам, модулям, средствам представления и хранения знаний и создание на этой основе интеллектуальных систем и баз знаний, обеспечивающих эффективную работу с различными информационными ресурсами, комплексное решение задач инженерии знаний (поиска, накопления и анализа знаний) и создание интеллектуальных обучающих систем при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности.

Данные направления развития образовательно-научно-управленческой сети обеспечивают повышение эффективности и семантической интероперабельности для объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей управленческих, образовательных, научных, производственных структур в рамках единой образовательно-научно-управленческой цепочки при развитии ключевых областей знания с динамичной сменой пакета базовых навыков и компетенций специалистов.

Структура системы развития компетенций

Структура системы развития компетенций высококвалифицированных кадров в органах государственной власти для поддержки работы системы распределенных ситуационных центров с использованием распределенной образовательной среды в рамках образовательно-научно-производственной сети определяется функциональными свойствами этих центров.

Технологическая взаимосвязь всех элементов образовательно-научно-управленческой сети с распределенной информационно-вычислительной средой в органах государственной власти и территориальных образованиях страны, работающих в рамках приоритетов государственной политики с соблюдением общих требований по условиям качества новых знаний и критериев эффективности совокупности управленческих и функциональных компетенций (методов, процессов, процедур и пр.), обуславливает необходимость наличия единых принципов развития компетенций высококвалифицированных кадров с учетом новаций в образовании.

Однако только наличие современных информационно-вычислительных систем, систем управления знаниями, систем передачи данных, средств управления единым организационно-функциональным процессом и безусловное исполнение регламентов, заложенных в общую систему управления всеми собственниками элементов распределенной информационно-вычислительной среды, является достаточным условием ее создания, функционирования и развития. Эти условия должны учитываться в функционально различных видах деятельности органов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственной власти для объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, управленческих структур в рамках единой образовательно-научно-управленческой цепочки.

При построении системы взаимодействия участников образовательно-научно-управленческой сети с распределенной информационно-вычислительной средой с органами государственной власти (управления) особое внимание следует уделить разграничению уровней управления балансами активной информации путем централизации и локализации информационных потоков, баз данных и знаний. От правильного разграничения полномочий и ответственности по этой позиции будет зависеть эффективность всей системы, эффективность процессов осуществления образовательной, научной, управленческой деятельности как элементов достижения единой групповой цели развития совокупности управленческих и функциональных компетенций при осуществлении образовательной, научной, управленческой деятельности.

Сущность алгоритма функционирования образовательно-научно-управленческой сети с помощью предлагаемой модели состоит в том, что органы государственной власти, подключившись по телекоммуникационным сетям к телекоммуникационно-вычислительному ядру с распределенной информационно-вычислительной средой, собирают информацию от заинтересованных участников, включающих органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, производственные кластеры, университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые центры, инвесторов, электронные торговые площадки, и формулируют оптимизирующие рекомендации, доводя их до субъектов управления по телекоммуникационным сетям.

Оптимизация достижения единой групповой цели развития совокупности управленческих и функциональных компетенций при осуществлении образовательной, научной, управленческой деятельности в рамках сквозной образовательно-научно-управленческой цепочки осуществляется через реализацию основных функциональных блоков управления, включая блок реинжиниринга управленческих процессов, блок формирования научно-технологических результатов, блок привлечения инвестиций и бюджетного финансирования.

В системе каждый функциональный профиль участника организационной сети, в том числе профили органов государственной власти, предприятий, университетов, научно-исследовательских институтов, инжиниринговых центров, инвесторов, электронных торговых площадок и пр. включает в себя, по крайней мере, одну базу данных со сведениями о субъекте управления данного профиля или группы субъектов, образующих агрегированное объединение, со сведениями о ресурсах, процессах, структуре и других данных, необходимых для принятия управленческих решений и формирования требуемых образовательных траекторий.

Информационно-аналитический аппарат образовательной системы представляет собой распределенную дифференциально-аналитическую матрицу, выполненную с функцией отбора из каждой базы данных сведений, с уточнением этих сведений по результатам дополнительных запросов из соответствующих модулей системы. На основании этих данных с помощью модуля:

- оптимизации организационных процессов осуществляется взаимоувязка (синхронизация) процессов осуществления промышленной, образовательной, научной, финансовой и управленческой деятельности;

- организационного структурирования функциональных связей осуществляется компоновка функциональных связей (образовательных, научных и пр.) и выстраивание управленческих и образовательных связей по экономическим, правовым и пр. договорным характеристикам;

- формирования образовательных кластеров разного типа и других форм образовательных альянсов осуществляется конфигурирование организационных схем объединений образовательных модулей;

- преобразования сложившихся форм образовательной деятельности осуществляется изменение различных форм и видов образовательной деятельности, включая среднее профессиональное, высшее образование, дополнительное профессиональное образование и пр.;

- формирования новых образовательных услуг на базе новых знаний и научно-исследовательских результатов осуществляется как модернизация сложившихся образовательных модулей, так и формирование новых образовательных ресурсов с изменением их качественных и количественных характеристик;

- оптимизации структуры образовательных процессов осуществляется наращивание и изменение структуры научного и образовательного оборудования, формирование новой инновационной инфраструктуры в образовательной, исследовательской, проектной и других сферах деятельности;

- маркетинга и анализа результатов трудоустройства выпускников осуществляется оценка результативности и эффективности системы образования.

Результаты оптимизации функциональной деятельности по каждому образовательному модулю доступны для оптимизирующих итераций для каждого из других модулей.

Итоговые результаты оптимизации собираются с помощью механизма мониторинга, анализируются с помощь модуля анализа результатов, по результатам анализа с помощью модуля формирования корректирующих транзакций формулируются направления корректировки образовательных траекторий.

Заключение

Таким образом, система распределенных ситуационных центров, создаваемая в интересах обеспечения национальной безопасности, представляет собой предельно сложную систему управления, использование которой требует соответствующих компетенций. В работе обоснована необходимость создания и внедрения новой организационной модели построения системы подготовки кадров для системы распределенных ситуационных центров. Предложение направлено на формирование мультидисциплинарной образовательно-научно-управленческой сети, обеспечивающей дистанционную подготовку кадров на основе формирования матричных образовательных, научных, управленческих структур с использованием различных форм государственно-частных партнерств.

При этом взаимоотношения между образовательными организациями и ситуационными центрами системы государственного управления должны быть оптимизированы для дальнейшего развития научно-образовательных заделов как основы модернизации систем управления и поддержки решений путем совершенствования системы планирования, заказа и реализации программ подготовки кадров. Эти взаимоотношения носят двухсторонний взаимозависимый характер.

Литература

1 Бауэр В.П., Московский А.М., Сильвестров С.Н., Райков А.Н. Ситуационный центр для управления космической промышленностью // Экономические стратегии. - 2014. № 5, - С. 34 - 41.

2 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (п. 112).

3. Ракитов А.И., Райков А.Н., Ковчуго Е.А. Наука, образование, инновации: стратегическое управление. - М.: Наука, 2007. - 228 с.

4 Raikov A.N., Panfilov S.A. Convergent Decision Support System with Genetic Algorithms and Cognitive Simulation. Proceedings of the IFAC Conference on Manufacturing Modelling, Management and Control, MIM'2013, Saint Petersburg, Russia, June 19-21, 2013. pp. 1142-1147.

5 Endsley, M.R., Boltq, B. and Jones, D.G. Designing for Situation Awareness: An Approach to User-Centered Design. Boca Raton: Taylor &Francis (2003)

6 Klimenko S., Raikov A. Virtual Brainstorming // Proceedings of The International Scientific-Practical Conference "Expert Community Organization in the Field of Education, Science and Technologies", September 26-27, 2013, Triest, Italy, pp.181185.

7 Эриашвили Н.Д., Логинов Е.Л., Райков А.Н., Ефремов Д.Н. Системные подходы к формированию мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе ОНП-сети. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 37 с.

8 Raikov A.N. Holistic Discourse in the Network Cognitive Modeling // Journal of Mathematics and System Science. 3 (2013) 519-530.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.