Научная статья на тему 'Комплексная помощь детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в Институте развития ребенка'

Комплексная помощь детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в Институте развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
513
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ / КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ / ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / CHILDREN / ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER / COMPLEX ASSISTANCE / INSTITUTE OF CHILD DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грибанов А. В., Панков М. Н.

Представлены основные результаты научно-исследовательской, образовательной и практической деятельности Института развития ребенка Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова по проблеме синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грибанов А. В., Панков М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX ASSISTANCE TO CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER IN INSTITUTE OF CHILD DEVELOPMENT

The main results of research, educational and practical activity of the Institute of Child Development of the Pomor State University named after M. V. Lomonosov concerning the problem of the attention deficit hyperactivity disorder have been presented.

Текст научной работы на тему «Комплексная помощь детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в Институте развития ребенка»

Представлены основные результаты научно-исследовательской, образовательной и практической деятельности Института развития ребенка Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова по проблеме синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Ключевые слова: дети, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, комплексная помощь, Институт развития ребенка.

УДК [612.821.3:616.89-008.47/.48]-053.2-08

КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ В ИНСТИТУТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

© 2010 г. А. В. Грибанов, М. Н. Панков

Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Институт развития ребенка Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова (ПГУ) проблемой дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей занимается более 10 лет. Исходя из потребностей образовательной среды региона, комплексная помощь детям с этими нарушениями рассматривается нами как получение новых знаний о синдроме, подготовка и переподготовка кадров, коррекционнореабилитационная и лечебная работа с детьми, оказание консультативной помощи социальному окружению ребенка, т. е. в Институте развития ребенка параллельно развиваются научное, образовательное и практическое направления.

Поскольку СДВГ является нейробиологическим нарушением [16,

17, 18], этиология и патогенез которого носят комбинированный характер [14, 15], основными направлениями в исследовании этого нарушения сотрудниками института являются нейро- и психофизиологические методы [10]. Эти исследования, как правило, тесно связаны с планами Министерства образования и науки, Российской академии образования и администрации Архангельской области. Весьма успешно ведется грантовая деятельность, институт неоднократно становился победителем в различных конкурсах (табл. 1).

В Институте развития ребенка проводится подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров. Диссертационные работы планируются и выполняются в основном по проблеме СДВГ. Так, в результате проведенных исследований впервые выявлены возрастные особенности формирования вегетативной регуляции сердечного ритма детей с СДВГ [2]. Впервые получены данные о распределении постоянных потенциалов мозга у детей младшего школьного возраста с СДВГ и у дошкольников с низкой продуктивностью внимания, объективно подтверждено наличие у них дисфункции фронтальных отделов головного мозга, выявлена его структурно-функциональная незрелость по сравнению со сверстниками контрольных групп [11]. Выявлены характерные особенности выполнения зрительно-моторных тестов младшими школьниками-северянами, установлены параметры зрительно-моторных реакций, специфичные для когнитивной деятельности у детей при СДВГ, получены новые данные о взаимосвязи характеристик зрительно-моторных тестов с результатами нейрофизиологического исследования распределения постоянных потенциалов головного мозга у таких детей [8]. Установлены характерные особенности изменения устойчивости вертикальной позы у детей с данной патологией по сравнению с контрольной группой, получены новые данные о возрастных изменениях функции равновесия у детей 7—12 лет с СДВГ и ее реакции на функциональные пробы, наиболее выраженные изменения вертикальной устойчивости у таких детей выявлены

Грантовая деятельность Института развития ребенка Поморского государственного университета

№ Год Название темы Источник финансирования Объем финансирования (тыс. руб.)

1 2001 — 2002 Социально-физиологическая характеристика детей на начальном этапе адаптации к условиям образовательной среды на Русском Севере Грант РГНФ-регион, № 01-06-48003 а/С 120

2 2003 — 2004 Вегетативное обеспечение и мозговая гемодинамика у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Грант Министерства образования РФ по фундаментальным исследованиям в области естественных наук, № Е 02-6.0-138 180

3 2003 — 2005 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей на Архангельском Севере: психофизиологическое исследование поведенческого реагирования в стохастической и детерминированной средах Грант РГНФ-регион, № 03-06-00480а/С 240

4 2003 — 2004 Создание и развитие на базе Института развития ребенка ПГУ научно-образовательного центра «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей и подростков» Научная программа «Федерально-региональная политика в науке и образовании», № 3116 125

5 2003 — 2005 Психофизиологические аспекты развития детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Научная программа СЗО РАО, № 52 28

6 2003 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: разработка и внедрение в практику методов экспресс-диагностики Областной грант молодых ученых, № 63-03 10

7 2004 Энергетическое состояние головного мозга у подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами на Европейском Севере Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию, грант поддержки научно-исследовательской работы аспирантов вузов, шифр А 04-2.12-853 60

8 2004- 2005 Исследование поведенческого реагирования детей в стохастической и детерминированной средах при дефиците внимания Научная программа Минобразования РФ «Университеты России», № УР 11.01.030 180

9 2005 Исследование психомоторной организации детей-северян Ведомственная научная программа «Развитие научного потенциала высшей школы» Минобразования и науки РФ и Федерального агентства по образованию, № 8356 146

10 2006 Нейрофизиологические особенности гиперактивных детей и внедрение результатов в реабилитационнокоррекционный процесс Региональный конкурс научных проектов для молодых ученых, № 03-17 10

11 2007 Разработка и внедрение комплекса диагностических и коррекционно-реабилитационных мероприятий при нарушениях психомоторной организации ребенка с поведенческими расстройствами Конкурс по приоритетным направлениям развития науки в Архангельской области, № 10-04 200

12 2007- 2009 Мозговое обеспечение стратегий адаптивного реагирования детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Грант РГНФ (основной), № 07-06-00622а 200

13 2009- 2010 Исследования мозговых проявлений поведенческого реагирования школьников с поведенческими нарушениями Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы», прикладные исследования, № 2.2.3.3/438 5000

14 2009- 2010 Исследование функциональной организации мозга детей и подростков с различной половой идентичностью при нарушении внимания Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы», фундаментальные исследования, № 1.1.09 400

при вертеброгенной пробе и при снижении про-приоцептивной чувствительности у детей контрольной группы [12]. Определены характерные особенности вербального и невербального интеллекта у детей с данной патологией по сравнению с контрольной группой, проявляющиеся в снижении показателей словарного запаса, речевой регуляции, слухоречевого запоминания, социальной зрелости суждений, произвольной регуляции деятельности в целом; получены новые данные о распределении уровня постоянных потенциалов головного мозга у детей при СДВГ с различным уровнем общего интеллекта, объективно подтверждено нарушение взаимоотношений интеллек-

туальных показателей и энергетического состояния головного мозга у детей с данным синдромом [6]. Выявлено, что подкрепление и детерминированные условия окружающей среды оказывают благоприятное воздействие на поведенческие механизмы гиперактивных учащихся, получены новые данные о психофизиологии выбора детей с СДВГ, изучена способность младших школьников с данным синдромом усваивать скользящую и внутреннюю взаимосвязь последовательности стимулов [7]. Установлены параметры аудиомоторных реакций у детей с низким уровнем развития произвольного внимания, выявлено увеличение моторного компонента реакций у детей

этой группы, определены особенности латентного и моторного компонентов аудиомоторных реакций у детей, имеющих повышенный уровень тревожности, показано, что повышенный уровень тревожности способствует уменьшению времени аудиомоторных реакций и увеличению количества ошибочных реакций, получены новые данные о взаимосвязи между уровнем тревожности и показателями простой и сложных аудиомоторных реакций у детей младшего школьного возраста разного пола [9].

Результаты научных исследований по проблеме СДВГ представлены в многочисленных публикациях, в т. ч. по списку ВАК, методических рекомендациях, учебных пособиях и монографиях [1, 3—5, 10, 13].

Сотрудники института неоднократно принимали участие в конференциях различного уровня в России, Норвегии, Швеции, США, Англии, Финляндии.

В Институте развития ребенка ПГУ разработаны и внедрены в практическую образовательную деятельность программы специальных курсов «Поведенческие нарушения у детей и подростков с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» и «Коррекционная помощь детям с СДВГ», программа повышения квалификации для специалистов образовательных и коррекционных учреждений «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром Туретта, синдром Аспергера», в которых представлены как современные взгляды на вопросы этиологии, патогенеза, диагностики, лечебно-коррекционных мероприятий при СДВГ, так и результаты научных исследований сотрудников института по данной проблеме и анализ значительного практического опыта оказания комплексной помощи детям с СДВГ и их семьям.

Разработанные спецкурсы включены с 2005 года в учебные планы подготовки коррекционных педагогов, педагогов начального образования, психологов и специалистов по адаптивной физической культуре. С 2007 года по заказу департамента образования и науки (сейчас Министерства образования, науки и культуры) Архангельской области проводятся курсы повышения квалификации для работников образовательных учреждений региона. В настоящий момент более 70 специалистов из образовательных учреждений Архангельской области и Ненецкого автономного округа получили знания о современных методах диагностики и коррекции проявлений СДВГ. Важно отметить, что курсы повышения квалификации являются и международным проектом, который реализуется совместно с норвежскими партнерами. В повышения квалификации принимают участие российские и норвежские специалисты, программа курсов разработана в соответствии с российскими и международными образовательными стандартами. Таким образом, расширяются возможности изучения зарубежного опыта в вопросах медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ.

На период обучения слушатели зачисляются на курсы повышения квалификации при ПГУ и одно-

временно являются студентами университетского колледжа г. Харстад (Норвегия). По окончании курсов «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром Туретта, синдром Аспергера» слушатели получают свидетельство государственного образца о повышении квалификации в объеме 72 учебных часов и международный сертификат в соответствии с положениями Болонского процесса. Таким образом, Институт развития ребенка ПГУ имеет опыт успешной интеграции в международное образовательное пространство.

Обоснованность и уместность различных подходов к организации и реализации помощи детям с СДВГ

— актуальная и широко обсуждаемая проблема. Так, например, ряд исследований, проводимых в США [14], направлены на доказательство приоритетности и специфичности терапии психостимуляторами центрального действия при лечении СДВГ. При этом необоснованно занижается или отрицается эффективность психотерапии, психолого-педагогической коррекции, тренингов с использованием функционального нейробиоуправления. Не уделяется должного внимания вопросам риска формирования зависимости от психостимуляторов, которые назначают детям и подросткам с данным синдромом. Возможность использования психостимуляторов, в частности метилфенидата («Риталин»), для лечения СДВГ у детей в России была негативно воспринята как профессиональным сообществом, так и общественными организациями, что в конечном счете привело к запрету в России в 2005 году метилфенидата как психотропного препарата (Постановление Правительства РФ № 681 от 30 июня 2005 г.).

Научно-исследовательская и образовательная деятельность Института развития ребенка тесно связана с реализацией практической помощи детям с СДВГ. Залогом эффективной коррекционной и лечебной работы с гиперактивным ребенком являются и усилия специалистов различного профиля — врачей, педагогов, психологов, и использование широкого спектра медикаментозных подходов и немедикаментозных технологий, и активное участие семьи, социального окружения ребенка в достижении позитивных результатов.

Решением совместной коллегии департаментов образования и здравоохранения администрации Архангельской области от 27 июня 2001 года и приказа ректора университета № 135/01-0Д от 5 сентября 2001 года в структуре Института развития ребенка ПГУ создан Региональный научно-практический центр помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ-центр), первый в системе образования России. Создание уникального для образования СДВГ-центра в Архангельской области является важным шагом в развитии системы психолого-медико-социальной помощи детям с СДВГ в регионе и России в целом.

В настоящее время в СДВГ-центре работают психологи, психотерапевты, психофизиологи, педиатры, врач функциональной диагностики, дефек-

толог, логопед. Выявление и обследование детей проводится как непосредственно в школах, так и в Институте развития ребенка. Все дети с СДВГ наблюдаются в центре, где проводится необходимая консультативно-диагностическая и коррекционнореабилитационная работа (рис. 1). Помощь детям с СДВГ оказывается в соответствии с международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями департаментов образования и здравоохранения администрации Архангельской области, Уставом ПГУ, Положением об Институте развития ребенка и Положением о центре «Содействие». Финансирование работы центра осуществляется из областного бюджета в рамках государственного контракта между ПГУ и министерством образования, науки и культуры Архангельской области, что обеспечивает бесплатность и доступность высокопрофессиональной специализированной помощи для всех детей региона.

СЕМЬЯ

1

Консультации специалистов

_____________ I ________________

Заключения специалистов о характере проблемы, ее сущности и путях решения

I .

Консилиум специалистов

I

Индивидуальная коррекционная программа

Рис. 1. Алгоритм оказания помощи детям в СДВГ-центре Института развития ребенка

В СДВГ-центр за консультативно-диагностической и коррекционной помощью обращаются родители детей по рекомендации школьных психологов и социальных педагогов, по направлению медицинских учреждений, кроме того, записываются на прием самостоятельно. Ежегодно в СДВГ-центре проходят обследование около тысячи детей (из них более 700 обращаются впервые), многим из которых проводятся различные диагностические и коррекционнореабилитационные мероприятия (рис. 2).

На прием приходят также и специалисты-педагоги, чтобы согласовать совместную работу и реабилита-

Рис. 2. Число обследованных детей в СДВГ-центре, человек

ционные мероприятия по конкретным случаям. Таким образом, общее количество консультаций, оказанных специалистами СДВГ-центра (рис. 3), значительно превышает число впервые обследованных детей. Проводится постоянная работа по созданию базы данных нормативно-правового обеспечения помощи детям с СДВГ, оказывается содействие развитию общественных и родительских организаций, помогающих решать проблемы детей с СДВГ.

Рис. 3. Количество проведенных консультаций в СДВГ-центре

Кроме консультативно-диагностической и коррекционно-реабилитационной работы в СДВГ-центре проводятся работа с семьей и социальным окружением ребенка, семейная и групповая терапия, курсы для педагогов и родителей и семинары. Только за последние годы были проведены международные семинары: «Возможности семейной терапии в коррекции поведенческих нарушений у детей с СДВГ», «Гиперактивный ребенок», «Основные направления работы СДВГ-центра», «Расстройства поведения у детей школьного возраста», «СДВГ и поведенческие нарушения у детей», «Внимание младшего школьника», «Способы отреагирования агрессии», «Психическое здоровье семьи — взаимоотношения детей и родителей».

В ближайшей перспективе — расширение сферы международного сотрудничества в рамках Университета Арктики и создание тематической сети «Дети Севера: здоровье, рост, развитие» с зарубежными, в первую очередь норвежскими, партнерами, с которыми уже достигнуты предварительные договоренности.

Таким образом, многоаспектность деятельности Института развития ребенка, его структурных подразделений, их тесное взаимодействие и взаимопроникновение, сотрудничество с другими учреждениями и ведомствами, в том числе зарубежными, заинтересованными в решении проблем детства, позволяют наиболее эффективно и полно реализовать идею о формировании в регионе системы комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с СДВГ.

Список литературы

1. Волокитина Т. В. Вариабельность сердечного ритма у детей младшего школьного возраста : монография / Т. В. Волокитина, А. В. Грибанов. — Архангельск : ПГУ, 2004. - 194 с.

2. Волокитина Т. В. Вегетативный гомеостаз и ортостатическая реактивность детского организма в условиях Европейского Севера России : автореф. ... дис. д-ра биол. наук / Волокитина Т. В. — Архангельск, 2002. — 39 с.

3. Волокитина Т.В. Психомоторное развитие школьников Европейского Севера России : монография / Т. В. Волокитина, О. Н. Тихонова, Е. В. Попова. — Архангельск : ПГУ, 2010. — 136 с.

4. Волокитина Т. В. Спектральная характеристика вариабельности сердечного ритма у детей 8—10 лет при умственной и физической деятельности : монография / Т. В. Волокитина, Е. Ю. Синицкая. — Архангельск : ПГУ,

2008. — 102 с.

5. Грибанов А. В. Очерки сенсомоторной деятельности ребенка с СДВГ : монография / А. В. Грибанов, А. В. Канжин, Д. Н. Подоплёкин. — Архангельск : ПГУ, 2006. — 1 18 с.

6. Депутат И. С. Психофизиологическая характеристика интеллекта у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью : автореф. ... дис. канд. биол. наук / Депутат И. С. — Архангельск, 2007. — 18 с.

7. Иорданова Ю. А. Поведенческое реагирование детей 7—10 лет и его особенности при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью : автореф. ... дис. канд. биол. наук / Иорданова Ю. А. — Архангельск, 2007. — 18 с.

8. Канжин А. В. Психофизиологический анализ зрительно-моторных реакций у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью : автореф. ... дис. канд. биол. наук / Канжин А. В. — Архангельск, 2004.

— 14 с.

9. Канжина Н. Н. Психофизиологическая характеристика аудиомоторных реакций у детей 7—11 лет с низким уровнем произвольного внимания и повышенной тревожностью : автореф. ... дис. канд. биол. наук / Канжина Н. Н. — Архангельск, 2010. — 17 с.

10. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью : монография / А. В. Грибанов (отв. ред.) [и др.]. — Архангельск : ПГУ,

2009. — 242 с.

11. Подоплёкин Д. Н. Распределение постоянных потенциалов головного мозга при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей-северян : автореф. ... дис. канд. мед. наук / Подоплёкин Д. Н. — Архангельск, 2003. — 20 с.

12. Пушкарева И. Н. Функциональное состояние системы равновесия у детей с синдромом дефицита внимания

с гиперактивностью : автореф. ... дис. канд. биол. наук / Пушкарева И. Н. — Архангельск, 2006. — 19 с.

13. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей : руководство практического психолога / А. В. Грибанов, Т. В. Волокитина, Е. А. Гусева, Д. Н. Подоплёкин.

— М. : Академический проект, 2004. — 176 с.

14. Barkly R. A. Attention deficit hyperactivity disorder / R. A. Barkly. - N. Y. ; L. : The Guiford Press, 1998. - 628 p.

15. Brown T. E. Attention-deficit Disorders and Comorbidities in Children, Adolescents, and Adults / T. E. Brown. — Washington, BC ; L. : American Psychiatric Press, Inc., 2000. — 671 p.

16. Faraone S. V. Neurobiology of attention deficit/ hyperactivity disorder / S. V. Faraone, J. Biederman // Biol. Psychiatry. — 1998. — Vol. 48. — P. 951—958.

17. Finkel M. F. The evolution of the attention of the hyperactivity disorder across the hyman life spain / M. F. Finkel // The many faces of attention deficit hyperactivity disorder / K. Michelsson, S. Stanman ^ds.).— Helsinki : Acta Gyllenbergiana II, 2001.— P. 93—102.

18. Zametkin A. J. The neurobiology of attention-deficit/ hyperactivity disorder / A. J. Zametkin, W Liotta // J. Clin. Psychiatry. — 1998. — Vol. 58, N 7.— P 17—23.

COMPLEX ASSISTANCE TO CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER IN INSTITUTE OF CHILD DEVELOPMENT

A. V. Gribanov, М. N. Pankov

Pomor State University named afterM. V. Lomonosov, Arkhangelsk

The main results of research, educational and practical activity of the Institute of Child Development of the Pomor State University named after M. V. Lomonosov concerning the problem of the attention deficit hyperactivity disorder have been presented.

Key words: children, attention deficit hyperactivity disorder, complex assistance, Institute of Child Development.

Контактная информация:

Грибанов Анатолий Владимирович — заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, директор Института развития ребенка Поморского государственного университета

Адрес: 163045, г. Архангельск, пр. Бадигина, д. 3 Тел. (8182) 21-38-71 E-mail: icd@pomorsu.ru

Статья поступила 10.09.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.