Научная статья на тему 'Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью'

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3521
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER / SPECIAL NEEDS / INDIVIDUAL PROGRAM / REMEDIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Юлия Геннадьевна

Наличие особенностей эмоционально-волевой и когнитивной сфер у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), приводящих к трудностям в социальной адаптации в целом, обуславливает необходимость создания дополнительных условий воспитания и обучения. В статье представлены рекомендации по составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения ребенка с СДВГ. Структура программы включает три части. В первой части даются общие рекомендации. Во второй части излагаются направления и задачи коррекционно-развивающей работы с учетом ближайшего развития воспитанника. Третья часть программы посвящена работе с родителями. При составлении программы рекомендовано учитывать необходимость комплексного сопровождения ребенка. Важная роль в коррекционно-развивающем процессе отводится семье воспитанника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина Юлия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PROGRAM OF REMEDIAL EDUCATION FOR PRESCHOOLERS WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER

Children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) have certain peculiarities of emotional, volitional, and cognitive spheres, leading to difficulties in social adaptation in general and necessitating special conditions for their education. The paper presents some recommendations for developing an individual program of remedial education for children with ADHD. The program consists of three parts. The first part provides general recommendations. The second one describes the directions and objectives of remedial work in terms of proximal development of a pupil. The third part of the program is devoted to the work with parents. When setting up a program, one should bear in mind that a child needs comprehensive support. The child’s family plays an important role in the process of remedial education.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»

УДК 37.04-053

ВОРОНИНА Юлия Геннадьевна, дефектолог центра компетенций развития ребенка «Содействие» института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 4 научных публикаций

индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучении и воспитании детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимании с гиперактивностью

Наличие особенностей эмоционально-волевой и когнитивной сфер у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), приводящих к трудностям в социальной адаптации в целом, обуславливает необходимость создания дополнительных условий воспитания и обучения. В статье представлены рекомендации по составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения ребенка с СДВГ. Структура программы включает три части. В первой части даются общие рекомендации. Во второй части излагаются направления и задачи коррекционно-развивающей работы с учетом ближайшего развития воспитанника. Третья часть программы посвящена работе с родителями. При составлении программы рекомендовано учитывать необходимость комплексного сопровождения ребенка. Важная роль в коррекционно-развивающем процессе отводится семье воспитанника.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, особенности развития, индивидуальная программа, коррекционно-развивающее воспитание, коррекционно-развивающее обучение.

Согласно исследованиям, наряду с основными характеристиками синдрома дефицита внимания, такими как повышенная двигательная активность, импульсивность и дефицит внимания, отмечается широкий спектр эмоциональных и когнитивных нарушений, которые обусловлены первичной функциональной недостаточностью нервной системы [1, 5]. Обычно она сочетается с поведенческими и тревожными расстройствами, трудностями в межличностных отношениях. Кроме того,

© Воронина Ю.Г., 2014

у детей с данной патологией наблюдается ряд интеллектуальных особенностей: запаздывание созревания высших психических функций, в частности, незрелость системы регуляции внимания, замедленный темп мышления, снижение памяти, что неизбежно отрицательно сказывается на процессе усвоения программы в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) [2]. Исследователями также отмечается, что длительное проявление ведущих признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивно-

стью нередко приводит к формированию девиантных форм поведения. Когнитивные и поведенческие особенности развития сохраняются почти у 70 % подростков и у 50 % взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз СДВГ, что определяет необходимость оказания коррекционно-развивающей помощи детям сразу после постановки диагноза [4].

Трудности социальной адаптации, которые испытывает ребенок с СДВГ, требуют создания дополнительных условий, при которых его воспитание и обучение будут успешно реализовываться. Эти условия могут быть изложены в индивидуальной программе коррекционноразвивающего обучения и воспитания или индивидуальном плане-программе.

Индивидуальная программа коррекционноразвивающего обучения и воспитания ребенка с СДВГ, имеющего трудности в социальной адаптации и усвоении программного материала (программы ДОУ), разрабатывается совместно специалистами учреждения и утверждается на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк).

Поскольку при рассматриваемом синдроме присутствует широкий спектр нарушений, коррекционная работа должна носить комплексный характер. Поэтому к решению задач индивидуальной программы можно подключить таких специалистов, как психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, воспитатель, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель. Важная роль в коррекционно-развивающем процессе отводится семье ребенка.

Структура индивидуальной программы, предложенная исследователями А.В. Закрепи-ной и М.В. Братковой, должна включать три основные части [3]. В первой части, пояснительной записке к программе, даются общие рекомендации по организации непосредственно образовательной деятельности (НОД) воспитанника: уточняются условия проведения занятий - время, длительность (в соответствии с режимом дня и возрастом), частота, место проведения; указывается, на основе какой программы разработано данное содержание;

предоставляется краткое описание результатов диагностического обследования (или ссылка на приложение с результатами мониторинга), общие - для специалистов и семьи - принципы и методы обучения и воспитания ребенка.

Во второй части излагаются этапы, направления и задачи коррекционно-развивающей работы с учетом зоны ближайшего (актуального) развития воспитанника. Содержание этой части может варьироваться в зависимости от результатов диагностического обследования: не вносятся в индивидуальную программу задачи тех образовательных областей, которые успешно осваиваются воспитанником в процессе проведения НОД во фронтальной форме. Учитывая особенности развития ребенка с СДВГ, кроме работы по основным направлениям программы ДОУ необходимо планировать работу по развитию психических процессов, всех видов внимания и эмоционально-волевой сферы. Эти направления коррекционно-развивающей помощи реализуются на всех этапах программы. Ответственность за выполнение задач каждой образовательной области или раздела программы возлагается на одного или нескольких специалистов.

Третья часть программы, по мнению исследователей, должна быть посвящена работе с родителями и может содержать рекомендации по воспитанию и развитию ребенка с СДВГ в условиях семьи [3]. Кроме программы по коррекции поведения, в третью часть могут быть включены рекомендуемые приемы по развитию внимания, психических процессов, эмоционально-волевой сферы. Если планируется привлечь родителей воспитанника к решению поставленных программой задач в определенных образовательных областях, необходимо указать методики обучения, с которыми будут ознакомлены родители. При отсутствии педа-гога-психолога в ДОУ можно направить семью воспитанника на консультацию к специалисту другого учреждения; например, рекомендации по возможностям развития эмоционально-волевой сферы может дать специалист центра развития. Ведущий специалист учреждения,

назначенный консилиумом курировать выполнение решений ПМПк, должен ознакомить со всеми рекомендациями родителей воспитанника на индивидуальной консультации.

Оценка эффективности методов и приемов воздействия, а также планирование задач следующего этапа коррекционно-развивающей работы проводится после анализа результатов мониторинга в середине и конце учебного года, на очередном заседании ПМПк.

Представленный здесь вариант разработки индивидуальной программы обучения воспи-

танников с СДВГ был опробован в ДОУ «Детский сад № 154». Были разработаны и реализованы в течение года программы обучения и воспитания для 8 детей с СДВГ Наш опыт показывает, что комплексная коррекционноразвивающая помощь в рамках разработанной индивидуальной программы повышает успешность усвоения воспитанниками знаний, умений и навыков, способствует улучшению поведения, развитию устойчивости внимания, гармонизации психических процессов и эмоционально-волевой сферы.

Список литературы

1. Депутат И.С., ГрибановА.В. Интеллектуальное развитие детей с СДВГ: моногр. Архангельск, 2011. 140 с.

2. Депутат И.С., Канжин А.В., Грибанов А.В. Психофизиологический анализ структуры интеллекта детей младшего школьного возраста при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Экология человека. 2006. № 12. С. 38-41.

3. Закрепина А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2008. № 2. С. 9-13.

4. Резниченко Н.С., Шилов С.Н. Нейросетевой подход в диагностике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Дефектология. 2012. № 2. С. 71-75.

5. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: особенности физиологического статуса детей / А.В. Грибанов, Т.В. Волокитина, Е.А. Гусева, Д.Н. Подоплёкин // Экология человека. 2002. № 1. С. 36.

References

1. Deputat I.S., Gribanov A.V Intellektual’noe razvitie detey s SDVG [The Development of Intelligence in Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder]. Arkhangelsk, 2011. 140 p.

2. Deputat I.S., Kanzhin A.V., Gribanov A.V Psikhofiziologicheskiy analiz struktury intellekta detey mladshego shkol’nogo vozrasta pri sindrome defitsita vnimaniya s giperaktivnost’yu [Psychophysiological Analysis of Intellects Structure in Children of Younger School Age with the Attention Deficit Hyperactivity Disorder]. Ekologiya cheloveka, 2006, no. 12, pp. 38-41.

3. Zakrepina A.V., Bratkova M.V. Razrabotka individual’noy programmy korrektsionno-razvivayushchego obucheniya i vospitaniya detey doshkol’nogo vozrasta s otkloneniyami v razvitii [Individual Program of Remedial Education for Preschoolers with Developmental Disabilities]. Vospitanie i obuchenie detey s narusheniyami v razvitii, 2008, no. 2, pp. 9-13.

4. Reznichenko N.S., Shilov S.N. Neyrosetevoy podkhod v diagnostike sindroma defitsita vnimaniya s giperaktivnost’yu [Neuronet Approach in ADHD Diagnostics]. Defektologiya, 2012, no. 2, pp. 71-75.

5. Gribanov A.V., Volokitina T.V, Guseva E.A., Podoplekin D.N. Sindrom defitsita vnimaniya s giperaktivnost’yu: osobennosti fiziologicheskogo statusa detey [Attention Deficit Hyperactivity Disorder: Peculiarities of Physiological Status in Children]. Ekologiya cheloveka, 2002, no. 1, p. 36.

Voronina Yuliya Gennadyevna

Institute of Medical and Biological Research, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

INDIVIDUAL PROGRAM OF REMEDIAL EDUCATION FOR PRESCHOOLERS WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER

Children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) have certain peculiarities of emotional, volitional, and cognitive spheres, leading to difficulties in social adaptation in general and necessitating special conditions for their education. The paper presents some recommendations for developing an individual program of remedial education for children with ADHD. The program consists of three parts. The first part provides general recommendations. The second one describes the directions and objectives of remedial work in terms of proximal development of a pupil. The third part of the program is devoted to the work with parents. When setting up a program, one should bear in mind that a child needs comprehensive support. The child’s family plays an important role in the process of remedial education.

Keywords: attention deficit hyperactivity disorder, special needs, individual program, remedial education.

Контактная информация: адрес: 163045, г. Архангельск, проезд Бадигина, д. 3;

e-mail: oronina2011@yandex.ru

Рецензент - Панков М.Н., кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора института медикобиологических исследований - руководитель центра компетенций развития ребенка «Содействие» Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.