Научная статья на тему '«Компетенция» и «Компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании'

«Компетенция» и «Компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13591
1059
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / COMPETENCE-BASED APPROACH / COMPETENCE / COMPETENCY / CORE COMPETENCIES / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Татьяна Борисовна

В статье анализируется использование категорий и понятий компетентностного подхода в современном российском образовании. В поле зрения автора статьи попали публикации последнего десятилетия. Особое внимание уделяется профессиональной компетентности учителя. Вслед за российскими исследователями-педагогами автор дифференцирует два близких, но не совпадающих по содержанию понятия компетенция и компетентность, которые имеют непосредственное отношение к качеству профессиональной подготовки и деятельности учителя. Понятие «ключевые компетенции» рассматривается в контексте модернизации образования и оценки качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Competence" and "Competency": On the Issue of Using Concepts in Modern Russian Education

The article deals with the analysis of the use of categories and concepts of competence-based approach in modern Russian education. The author of the article focuses on the publications of the last decade and pays special attention to professional competence of a teacher. Following the Russian researchers-teachers, the author differentiates between two similar but different in content concepts competence and competency, which are directly related to the quality of training and the activity of the teacher. The "core competencies" concept is considered in the context of modernization of education and education quality assessment.

Текст научной работы на тему ««Компетенция» и «Компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании»

УДК 37. 013 ББК Ч31.2

Т. Б. Михеева г. Ростов-на-Дону, Россия «Компетенция» и «компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании

В статье анализируется использование категорий и понятий компетентностного подхода в современном российском образовании. В поле зрения автора статьи попали публикации последнего десятилетия. Особое внимание уделяется профессиональной компетентности учителя. Вслед за российскими исследо-вателями-педагогами автор дифференцирует два близких, но не совпадающих по содержанию понятия -компетенция и компетентность, которые имеют непосредственное отношение к качеству профессиональной подготовки и деятельности учителя. Понятие «ключевые компетенции» рассматривается в контексте модернизации образования и оценки качества образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, ключевые компетенции, профессиональная компетентность учителя.

T. B. Mikheeva

Rostov-on-Don, Russia

“Competence” and “Competency”: On the Issue of Using Concepts in Modern Russian Education

The article deals with the analysis of the use of categories and concepts of competence-based approach in modern Russian education. The author of the article focuses on the publications of the last decade and pays special attention to professional competence of a teacher. Following the Russian researchers-teachers, the author differentiates between two similar but different in content concepts - competence and competency, which are directly related to the quality of training and the activity of the teacher. The “core competencies” concept is considered in the context of modernization of education and education quality assessment.

Keywords: competence-based approach, competence, competency, core competencies, professional competence of the teacher.

Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности у выпускника школы и молодого специалиста к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникативно насыщенного пространства.

В российском образовании активно разрабатывается компетентностный подход, согласно которому главным результатом образования должны стать не отдельные знания, умения и навыки в определённых областях знания, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В последнее десятилетие осуществляются попытки включить компетентностную модель образования в существующую (Краевский,

2002; Болотов, Сериков, 2003; Хуторской 2003; Бермус, 2005; Дахин, 2007; Иванов, 2007; Ефремова, 2010).

Приходится отмечать, что оперируя одними и теми же терминами или переводя существующие западные термины на русский язык, многие исследователи вкладывают в них разное понятийное содержание, что приводит к семантической и терминологической путанице. Кроме того, подписание Болонского соглашения и интеграция России в единое общеевропейское образовательное пространство существенно повлияло на ориентацию и переориентацию российских образовательных стандартов и требований на европейские образовательные документы. Однако если в Европе последние носят рекомендательный характер, то в России воспринимаются как истина в первой инстанции, не требующая критического анализа и осмысления, а ведь именно между существующими и широко цитируемыми в России европейскими документами наблюдаются несогласованность и противоречия [18].

110

© Т. Б. Михеева, 2011

В целях углубления их педагогического анализа отечественные исследователи-педагоги дифференцируют два близких, но не совпадающих по содержанию понятия - компетенция и компетентность, имеющие непосредственное отношение к качеству профессиональной подготовки и деятельности учителя. Педагогическая компетенция (от лат. сompetentia - принадлежность по праву) - круг вопросов, решение которых входит в обязанности педагога. В своем исследовании мы используем понятие «педагогическая компетентность», которое отражает уровень владения необходимыми знаниями и умениями. Суффикс -ость в русском языке означает степень овладения определённым качеством, поэтому компетентность чаще используется для обозначения определённых качеств, степени овладения ими. Таким образом, под компетентностью в педагогике понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её к деятельности, основанной на знании и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Поэтому по отношению к учителю мы говорим о его профессиональной компетентности, которая состоит из набора компетенций. Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта.

Термины «компетентность» и компетенция», несмотря на их многолетнее использование в современной образовательной парадигме, до сего времени не имеют однозначного толкования. Так, в психолого-педагогических исследованиях последних десятилетий одновременно используется и «профессиональная компетентность» [2; 8; 16; 21; 22 и др.], и «профессиональная компетенция» [1; 12; 15; 17 и др.]; «коммуникативная компетентность» [6; 11 и др.], и «коммуникативная компетенция» [14; 18; 19; 20 и др.].

Компетентность - совокупность качеств личности и профессиональных знаний, умений и навыков. Понятие профессиональной компетентности учителя является совокупностью перечисленных ниже профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих готовность выпускника к профессиональной деятельности.

Большой энциклопедический словарь (1997) понятие «компетенция» определяет следующим

образом: «1) круг полномочий, представленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания, опыт в той или иной области» (с. 557).

В литературе, особенно в научно-методической, термины «компетенция» и «компетентность» часто используются как синонимы, тем не менее между ними существует различие. Так компетенция - сумма знаний в некоторой области, которыми человек обладает как профессионал или, возможно, как любитель. Компетентность же обычно предполагает высокий уровень владения определённой областью.

Компетентность - 1) мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определённого социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию;

2) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений.

Раскрывая понятие «компетенция», исследователи ориентируются на материалы симпозиума «Ключевые компетенции для Европы», состоявшегося в Берне в 1996 г. и определяют его как общую способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщённые способы выполнения действий.

А. В. Хуторской включает в понятие «компетенция» совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Таким образом, исходя из этих определений, компетенцию следует рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или в более широком смысле как способность найти, обнаружить знание и действие, подходящее для решения проблемы.

Следует согласиться с Н. Ф. Ефремовой, которая определяет взаимосвязь компетентности и компетенций следующим образом: «компетентности - это потенциал человека и специалиста,

его знания, умения, навыки, опыт деятельности; компетенции (кинетика и динамика мысли и поступков) - это его действия, понимание проблемы, анализ, поиск решения и деятельность по решению проблемы и достижению результата» [7, с. 19].

Таким образом, под компетентностью понимается способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи. Способность как индивидуально-психологическая особенность личности - это действительно условие успешного выполнения определённой деятельности, но не единственное условие. Компетентность - не только индивидуально-психологическая особенность, но и общее качество, стандартизированное для многих индивидов, вводимое в качестве общей нормы. Она также включает в себя круг реальных объектов, по отношению к которым она рассматривается (компетентность инженера, компетентность управленца, компетентность учителя).

Профессиональная компетентность в общенаучном понимании - готовность специалиста к выполнению профессиональных обязанностей, к деятельности в сфере своей профессии. Профессиональная компетентность - степень сформиро-ванности системы знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения конкретной деятельности. Профессиональная компетентность включает в себя комплекс ключевых, общепрофессиональных и собственно-профессиональных компетенций, обеспечивающих адаптацию к профессии и её успешное выполнение.

Например, часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их в нужный момент, даже когда предоставляется такая возможность. Поэтому при обсуждении компетенции внимание должно обращаться на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Не проявленная компетенция не является компетенцией, а относится к скрытой возможности. Таким образом, компетенция не может быть изолирована от конкретных условий её реализации. Она одновременно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на конкретные условия конкретной деятельности.

Следует различать компетенцию и умение. Умение - это действие в специфической ситуа-

ции, это проявление компетенции или способности, общей подготовленности к действию. Можно сказать, что умение - это возможность совершать действие в специфической ситуации. А компетенции - это характеристики, которые можно «увидеть», наблюдая за действиями, за умениями. Понятия компетенций пришли в систему образования из производственной сферы, сферы труда. Большая часть профессий и должностей характеризуется более или менее подробным списком компетенций, которые используются при найме новых сотрудников, при поиске претендентов для продвижения по службе, для определения необходимости повышения квалификации работников. Компетенция не может быть определена через определённую сумму знаний и умений, так как значительная роль в её определении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенций внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Непроявленная компетенция остаётся скрытой возможностью. Таким образом, компетенция не может быть изолирована от конкретных условий её реализации. Так, коммуникативная компетенция учителя способствует оптимальному процессу взаимодействия и ведёт к созданию педагогически целесообразных взаимоотношений между участниками взаимодействия. Перечислим коммуникативные умения: умение косвенного воздействия; умение вызвать доверие у учащихся; чувство сопереживания и сопричастности в совместной деятельности; умение правильно воспринимать и учитывать критику, соответственно с ней перестраивать свою деятельность; тактично и справедливо оценивать деятельность учащихся.

Понятие «ключевые компетенции» было введено в начале 1990-х гг. Международной организацией труда в квалификационные требования к специалистам в системе последипломного образования, а уже с середины 1990-х гг. это понятие начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе.

В отечественной педагогике в последнее время понятие «компетенции учащихся» используется также достаточно широко, особенно в контексте проблем, связанных с профессиональным образованием, профильной и предпрофильной подготовкой учащихся, а также в контексте оценки качества образования.

Э. Ф. Зеер [9] понятию ключевая компетенция даёт следующее определение - это проце-

дурные знания и умения (знания в действии), а также способности, необходимые для успешной деятельности в конкретных ситуациях.

В отечественной педагогике в последнее время это понятие используется также достаточно широко, особенно в контексте проблем, связанных с концепцией модернизации образования, с профессиональным образованием, профильной и предпрофильной подготовкой учащихся, а также в контексте оценки качества образования.

А. В. Хуторской включает в понятие «компетенция» совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования и конкретизируются на уровне образовательных областей для каждой ступени образования. Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей образования, структурного представления социального и субъективного опыта личности, а также основных видов деятельности учащегося, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получать жизненно важные навыки в практической деятельности.

А. В. Хуторской классифицировал ключевые образовательные компетенции в четыре основные группы:

- средства мировоззренческой ориентации (ценностно-смысловая компетенция);

- знания и умения в определённой сфере (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая);

- круг вопросов, по которым следует быть осведомлённым (общекультурная компетенция);

- основания для освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития (компетенция личностного самосовершенствования). Ключевые компетенции А. В. Хуторской [23] выделяет как образовательные на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.

Анализ российских психолого-педагогичес-ких и методических исследований показал, что понятие компетенция чаще применяется для обозначения:

- в школьном образовании - образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности решать поставленные задачи;

- в профессиональном образовании - такой формы сочетания знаний, умений и способностей формируемого или подготовленного специалиста, которая позволяет ставить и достигать профессиональные цели по преобразованию окружающей среды. Профессиональная компетентность включает в себя совокупность различных компетенций.

Список литературы

1. Балыхина Т. М. Содержание и структура профессиональной компетенции филолога (Методологические проблемы обучения русскому языку): дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 476 с.

2. Бермус А. Г. Возможна ли иная методология образования? // Вестник высшей школы (Alma Mater). 2005. № 4. С. 31-38.

3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идей к образовательной программе // Перемены. М.: Эврика, 2004. № 2. С. 130-139.

4. Гильмеева Р. Х. Формирование профессиональной компетентности учителя в постдипломном образовании: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1999. 459 с.

5. Дахин А. Н. Моделирование компетентности участников открытого образования // Педагогические технологии. 2007. № 4. С. 10-24.

6. Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу: учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1991. 107 с.

7. Ефремова Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монография. Ростов н/Д: Аркол, 2010. 386 с.

8. Задорожная А. В. Формирование профессиональной компетентности будущих преподавателей-лингвистов в условиях современного вузовского образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 24 с.

9. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 12-18.

10. Иванов Д. А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании // Школьные технологии. 2007. № 5. С. 51-61.

11. Кашницкий А. А. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 1996. 21 с.

12. Кирдянкина С. В. Развитие профессиональных компетенций педагогов как показатель компе-тентностного управления // Постдипломное образование: проблемы развития личности: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. каф. педагогики и андрогогики СПбАППО, 7-8 апреля 2009 г. СПб., 2009. С. 161-163.

13. Краевский В. В. Методология для педагога: теория и практика. Волгоград: ВГПУ 2001. 323 с.

14. Лузянина Л. Л. Педагогические условия развития коммуникативной компетенции будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2001. 21 с.

16. Молчановский В. В. Влияние внешних условий обучения русскому языку на состав профессиональной компетенции преподавателя // Русский язык в общении и образовании. М., 1996. С. 76-77.

17. Пересторонина И. Л. Особенности формирования профессиональной компетентности будущего учителя при изучении второго иностранного языка // Научное исследование и российское образование XXI века: материалы 6-й междисцип. науч.-практ. конф. аспирантов и соискателей, 3-4 апреля 2003 г. М.: АПК и ПРО, 2003. С. 177-181.

18. Прохорова Л. Л. Формирование профессиональной компетенции у студентов полиэтнических групп технических вузов на занятиях по русскому языку с использованием лексикографических источников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 21 с.

19. Рудь М. Г. Формирование коммуникативной компетенции будущего учителя начальных классов: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999. 132 с.

20. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровнему описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004. 236 с.

21. Сковородников А. П. О понятии «коммуникативная компетенция» // Культура речевого общения в ОУ разных уровней: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 8-10 октября 2002 г. Ачинск, 2003. С. 95-105.

22. Фоменко И. А. Совершенствование профессиональной компетентности учителя в процессе его аттестации: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 195 с.

23. Хлебунова С. Ф. Гуманизация содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ. Ростов н/Д: АПСН СКНЦ ВШ, 2005. 344 с.

24. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

Рукопись поступила в редакцию 16.06.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.