Научная статья на тему 'Компетентностный подход в обучении студентов общей физике'

Компетентностный подход в обучении студентов общей физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИАЛЕКТИКА / ФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СИСТЕМНОСТЬ ПРИРОДЫ / PROFESSIONALISM / COMPETENCE / DIALECTICS / PHYSICAL THINKING / SISTEMNOST NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торбогошева В. М.

В статье рассматривается компетентностный подход в обучении студентов физике, раскрывается диалектическое единство профессионализма и компетентности будущих учителей физики и развитие физического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOMPETENTNOSTNY APPROACH IN TRAINING OF STUDENTS TO THE GENERAL PHYSICS

In article the kompetentnostny approach in training of students to physics is considered, the dialectic unity of professionalism and competence of future teachers of physics and development of physical thinking reveals.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в обучении студентов общей физике»

ния индивидуальной профилактической работы. Правовой блок включает в себя задачи, связанные с решением актуальных проблем в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; на определение путей повышения эффективности борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. Межличностно-коммуникативный блок включает в себя задачи, ориентированные на установление психологического контакта с подростком; направленные на развитие речевого и неречевого поведения с опорой на знания о культуре, обычаях и традициях, связанных с национальностью собеседника; связанные с подготовкой выступления по правовой пропаганде. Поведенческий блок включает задачи, ориентированные на развитие правового мышления; на формирование творческого стиля в работе с несовершеннолетними правонарушителями, нестандартности мышления, способности уходить от стереотипов при работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Коррекционные задачи связаны с необходимостью формирования рефлексивной позиции обучаемого в процессе его подготовки, с обеспечением условий для развития самоанализа и самоконтроля при принятии решения. Эти задачи включают в себя умения находить правильные решения в конфликтных ситуациях, связаны с выделением и исправлением допущенных просчетов. Выбор нами такого типа задач обусловлен тем, что нередко молодой специалист, обладающий теоретическими знаниями, испытывает трудности в применении их на практике. В связи с этим в некоторых случаях принятые ранее решения требуют определенной коррекции. Коррекционные задачи направлены на внесение корректив в процесс работы с несовершеннолетними правонарушителями с целью поддержания ее на заданном уровне. Психолого-педагогический блок включает в себя коррекционные задачи, связанные с осуществлением самоанализа и самоконтроля при овладении методами и формами работы с несовершеннолетними правонарушителями и их ро-

Библиографический список

дителями; с корректировкой стиля общения с различными категориями правонарушителей и их родителями, а также задачи на овладение методами и приемами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций. Правовой блок включает в себя коррекционные задачи, направленные на прогнозирование подростковой криминогенной ситуации; связанные с корректировкой принятых правовых форм в работе с несовершеннолетними правонарушителями и их родителями. Межличностно-коммуникативный блок включает в себя задачи, ориентированные на уточнение стиля общения с различными категориями граждан; направленные на нахождение ошибок в оформлении процессуальных документов. Поведенческий блок включает задачи, ориентированные на развитие критичности мышления в оценке принятого решения, связанного с правонарушением несовершеннолетнего; на формирование способов осуществления коррекции собственной деятельности при работе с несовершеннолетними правонарушителями; направленные на осуществление самоконтроля и самоанализа в ходе работы; на развитие умения использовать в своей деятельности факторы, влияющие на воспитание подростка.

Таким образом, одной из наиболее продуктивных педагогических технологий, обеспечивающих профессионально-прикладную направленность обучения, выступает технология, связанная с решением различных творческих задач. Анализируя задачи, выделенные нами, обучаемые погружаются в реалии профессиональной деятельности, тем самым развивая умения анализировать, прогнозировать ситуации, четко формулировать и высказывать свою позицию, адекватно воспринимать и оценивать информацию. Построение учебного процесса на базе технологии решения творческих задач позволяет максимально приблизить содержание учебной деятельности будущих специалистов к их дальнейшей профессии, способствует осознанию будущим специалистом значимости профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями.

1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск, 1986.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

3. Эсаулов, А.Ф. Психология решения задач. - М., 1972.

4. Фридман, Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. - М., 1977.

5. Бухарова, Г.Д. Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. - Екатеринбург, 1995. - Вып. 1.

6. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие / под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1990.

7. Стрекозин, В.П. Организация процесса обучения в школе: учеб. пособие. - М., 1986.

8. Никитина, Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: монография. - Челябинск, 2000.

9. Гузеев, В.В. Системные основания образовательной технологии. - М., 1995.

10. Лернер, И.Я. Принципы гуманизации педагогического процесса // Педагогическая теория: идея и проблемы: сб. науч. тр. / под ред. В.С. Шубинского. - М., 1992.

Bibliography

1. Aljtshuller, G.S. Nayjti ideyu. Vvedenie v teoriyu resheniya izobretateljskikh zadach. - Novosibirsk, 1986.

2. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1977.

3. Ehsaulov, A.F. Psikhologiya resheniya zadach. - M., 1972.

4. Fridman, L.M. Logiko-psikhologicheskiyj analiz shkoljnihkh uchebnihkh zadach. - M., 1977.

5. Bukharova, G.D. Ponyatiyjnihyj apparat pedagogiki i obrazovaniya: sb. nauch. tr. - Ekaterinburg, 1995. - Vihp. 1.

6. Poznavateljnihe processih i sposobnosti v obuchenii: uchebnoe posobie / pod red. V.D. Shadrikova. - M., 1990.

7. Strekozin, V.P. Organizaciya processa obucheniya v shkole: ucheb. posobie. - M., 1986.

8. Nikitina, E.Yu. Teoriya i praktika podgotovki buduthego uchitelya k upravleniyu differenciacieyj obrazovaniya: monografiya.

2000.

9. Guzeev, V.V. Sistemnihe osnovaniya obrazovateljnoyj tekhnologii. - M., 1995.

10. Lerner, I.Ya. Principih gumanizacii pedagogicheskogo processa // Pedagogicheskaya teoriya: ideya i problemih: sb. nauch. tr. / pod red. Shubinskogo. - M., 1992.

Статья поступила в редакцию 01.05.12

Chelyabinsk,

V.S.

УДК 378.02:372.8

Torbogosheva VM, KOMPETENTNOSTNY APPROACH IN TRAINING OF STUDENTS TO THE GENERAL PHYSICS. In article the kompetentnostny approach in training of students to physics is considered, the dialectic unity of professionalism and competence of future teachers of physics and development of physical thinking reveals.

Key words: professionalism, competence, dialectics, physical thinking, sistemnost nature.

В.М. Торбогошева, аспирант ГАГУ, г. Горно-Алтайск, Е-таИ: тпко@таИ.ш

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ОБЩЕЙ ФИЗИКЕ

В статье рассматривается компетентностный подход в обучении студентов физике, раскрывается диалектическое единство профессионализма и компетентности будущих учителей физики и развитие физического мышления.

Ключевые слова: профессионализм, компетентность, диалектика, физическое мышление, системность

природы.

В Проекте стандартов делается упор на овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, приобретение компетентности в решении практических, жизненных задач, связанных с использованием физических знаний и умений. Однако на практике традиционное обучение требует от учащихся воспроизведения полученных знаний. Это, между прочим, продемонстрировали и результаты ЕГЭ. Действительно, как только в ЕГЭ были включены вопросы, требующие при ответе анализа законов, а не простого расчета по ним, и уж тем более вопросы на понимание «сущности науки», учащиеся показали достаточно низкие результаты. И причина такого положения дел заключается не в том, что плохие ученики или учителя, а в том, что при их обучении не использовались технологии развивающего обучения, где раскрытие сущности физических понятий, законов является не случайной, а центральной задачей, которая решается в рамках развивающего обучения потому, что в основание такого обучения положено теоретическое мышление. Благодаря использованию педагогической системы развивающего обучения появляется возможность учащимся подниматься по «лестнице» познавательной деятельности от эмпирического к теоретическому и от него к практическому познанию реальной действительности, наполненному содержательными (теоретическими) знаниями.

Очевидно, в том что традиционное обучение пока еще является в системе образования превалирующим, кроется и причина того, что наблюдается снижение интереса подростков к естествознанию. Чтобы в той или иной степени решать эту проблему, за рубежом при изучении естественных наук большое внимание обращают на практическую направленность обучения. В России же до сих пор важнейшими признанными задачами обучения считаются глубокое изучение современных научных представлений, теоретическое знание законов физики, а до практического их приложения времени не хватает. Тем более, что количество часов на изучение естественных наук существенно сокращено. Школьное обучение не учитывает, что человеку нужно ощущение сопричастности к культурному наследию, прямое участие в жизненных процессах.

В современной школе приоритетными направлениями и основными способами организации преподавания физики должны являться: компетентно-деятельностный подход в обучении.

Но, пока еще в школах придают большое значение теоретической части программы, а рекомендованные для проведения практические работы либо используются для подтверждения теории, либо выполняют по определенному алгоритму, не имеющими ничего общего с реальными жизненными явлениями. Для того, чтобы моделирование изучаемых процессов стало на самом деле познавательным, оно должно быть развернуто и направлено в первую очередь на практическую взаимосвязь с окружающим миром.

На необходимость компетентностного применения знаний и умений школьниками указывает современная Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 года. В Концепции по этому поводу говорится, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсачъных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Эффективное функционирование такой системы требует реализации новой технологии, позволяющей выстроить образовательную стратегию развития каждого ученика с учётом индивидуальных особенностей. Технология реализации системы развития учебно-познавательной компетентности должна представлять собой скоординированный комплекс педагогических действий, включающий цель, структуру (содержательный и процессуальный блоки), прогнозируемый результат. Она должна характеризоваться поэтапным развитием творческого потенциала учащихся посредством постепенно усложняющихся творческих задач, творческих заданий, творческих и исследовательских проектов.

Компетентностно-деятельностный подход в приложении к обучению физике предполагает формирование и развитие системного физического мышления как педагогов, так и учащихся.

Согласно определению известного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна, мышление - это «опосредованное -основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований -и обобщенное познание объективной реальности» [1, с. 310]. Другой классик отечественной психологии - А.Н. Леонтьев -рассматривал мышление как процесс сознательного отражения

действительности в таких связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты или их свойства [2]. А.В. Брушлинский рассматривал мышление, как процесс анализа через синтез, как включение объекта в новые системы отношений, в которых он раскрывает свои новые системные свойства [3].

Приведенные выше определения свидетельствует о том, что, в понимании ведущих отечественных психологов, мышление всегда выступало как познание системно-организованной сложной реальности.

Системное мышление в зарубежных исследованиях рассматривается, как правило, в прикладных аспектах, в противовес, так называемому «механистическому» мышлению [4]. Исключение составляет определение Дж. О'Коннора и Я. Мак-Дермотта «Системное мышление - это искусство абстрагироваться от частностей того или иного предмета рассмотрения, от его характеристик, которые кажутся разрозненными частностями, выявляя глубинные между ними связи и закономерности» [5, с. 24].

Среди отечественных работ, посвященных системному мышлению, необходимо, прежде всего, отметить исследование З.А. Решетовой [6]. Согласно З.А. Решетовой, системное мышление рассматривает реальный объект как многомерное целое с учетом множества детерминирующих факторов. В первую очередь, по её мнению, системное мышление связано с пониманием системной природы вещей, которое выражается в том, что каждая вещь рассматривается в некоторой системе взаимодействий, в совокупности связанных явлений, составляющей организованное целое. Кроме того, в соответствии с позициями Й.Б. Новика, З.А. Решетовой и других авторов, системное мышление невозможно без диалектического понимания развития, в соответствии с которым в основе развития лежит взаимодействие противоположностей.

В исследовании Г.С. Молоткова [7] под системным мышлением понимается способность к синтетическому восприятию объектов реальной действительности и осознанному пониманию многообразия информации, свойственной целостной картине мира. Причем, информация об объекте рассматривается и как атрибутные свойства (параметрическое описание), и как функциональные (целевые функции), и как коммуникационные (связи и отношения в системе). Системное мышление проявляется в способности к раскрытию системных свойств объекта, несводимых к сумме свойств его частей и возникающих вследствие объединения элементов и их взаимодействия - интегративных свойств системы. Оно связано с глубоким пониманием важнейшей роли информационных процессов и обратной связи в функционировании систем. Это ещё и нелинейное мышление, которое учитывает нелинейные отношения между факторами, воздействующими на систему, и её поведением. Системное мышление в раскрытии причинности опирается на системную детерминацию, предполагающую вместо единственной причины, непосредственно вызывающей некоторое следствие, целую группу факторов, имеющих различное место в сложной системе детерминации. Среди важнейших признаков системного мышления следует указать и на понимание собственной включенности субъекта в единую систему вместе с объектом, с которым осуществляется взаимодействие.

Все это позволяет более глубоко осознать физическое мышление. Оно, по нашему мнению, является системным уже потому, что сама физика рассматривается как интегрированная наука, объединяющая в своем содержании естественные, технические и даже гуманитарные области знания. Поэтому на основании приведенного нами анализа, мы предлагаем следующее содержательное определение физического мышления, рассматриваемого как системное мышление:

Физическое мышление - это мышление, связанное с пониманием системности природы, принятием диалектики целостности, включенности человека в систему, которое проявляется в способности к синтетическому восприятию объектов реальной действительности и к осознанному пониманию диалектического характера самого процесса познания взаимодействия человека и природы, которое формируется при сопоставлении эмпирических, теоретических и практических знаний об объекте, явлении, процессе.

Человек, обладающий системным мышлением, должен быть более чувствителен к различным проблемам, в том числе и физического характера, ввиду способности охватить явление во множестве его связей и отношений, а, следовательно, и более творческим, более способным к исследованию различных задач и порождению новых идей, конструированию новых объектов и к реализации инновационных социально-значимых проектов в разных областях человеческой практики.

Формирование системного мышления методически целесообразно осуществлять на материале тех предметных областей, где системный подход является основой, сутью самой дисциплины. К такой дисциплине, естественно относится физика, которая, как мы уже отмечали, является интегрированной наукой.

Для формирования системных умений и, как следствие системного мышления, наиболее эффективны оказываются нестандартные задачи, задачи повышенной сложности, практические задачи, связанные с решение конкретных производственных или бытовых проблем. Творческие проекты и исследовательские работы, выполняемые на занятиях физической направленности, дополнительно задействуют эмоциональномотивационную сферу, позволяют развить коммуникативные навыки у студентов, умение работать в группе с одной стороны и сформировать самостоятельность и стремление отстаивать свою точку зрения с другой. Именно в подобного рода деятельности и формируются учебно-познавательные компетентности.

Библиографический список

1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1998.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

3. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение // Субъект: мышление, учение, воображение. - Москва; Воронеж, 1996.

4. Nehdi, М. Raising the Bar for Givil Engineering Education: Systems Thinking Approach / M. Nehdi, R. Rehan // Journal of Professional Issues in Engineering Education & Practice. - 2007. - № 2. - Уо1. 133.

5. О'Коннор, Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Дж. О'Коннор, Иан Макдермотт. - М., 2006.

6. Формирование системного мышления в обучении: учебное пособие / под ред. З.А. Решетовой. - М., 2002.

7. Молотков, Г.С. Технология формирования системного мышления студентов информационных специальностей при обучении проек-

тированию баз данных: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2006.

8. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова: учебно-методическое пособие, 2003.

Bibliography

1. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 1998.

2. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1975.

3. Brushlinskiyj, A.V. Psikhologiya mihshleniya i problemnoe obuchenie // Subjhekt: mihshlenie, uchenie, voobrazhenie. - Moskva; Voronezh, 1996.

4. Nehdi, M. Raising the Bar for Givil Engineering Education: Systems Thinking Approach / M. Nehdi, R. Rehan // Journal of Professional Issues in Engineering Education & Practice. - 2007. - № 2. - Uo1. 133.

5. O'Konnor, Dzh. Iskusstvo sistemnogo mihshleniya: Neobkhodimihe znaniya o sistemakh i tvorcheskom podkhode k resheniyu problem / Dzh. O'Konnor, Ian Makdermott. - M., 2006.

6. Formirovanie sistemnogo mihshleniya v obuchenii: uchebnoe posobie / pod red. Z.A. Reshetovoyj. - M., 2002.

7. Molotkov, G.S. Tekhnologiya formirovaniya sistemnogo mihshleniya studentov informacionnihkh specialjnosteyj pri obuchenii proektirovaniyu baz dannihkh: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Krasnoyarsk, 2006.

8. Ivanov D.A. Kompetentnostnihyj podkhod v obrazovanii. Problemih, ponyatiya, instrumentariyj / D.A. Ivanov, K.G. Mitrofanov, O.V. Sokolova: uchebno-metodicheskoe posobie, 2003.

Статья поступила в редакцию 10.05.12

УДК 37:372.8

Tukhvatullin B.T. AN APPROACH OF COMPLEX USE TECHNICAL MEANS TRAINING IN MILITARY PREPARATION STUDENT MILITARY INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION. The present article based on analysis of current research on the integrated application of technical training in the military training of cadets of military academies in an attempt to theoretically define the concept of “integrated application technical means training,” its structure and functional features. Substantiates the structure of the educational process through targeted, informative, activity and result elements (components).

Key words: technical means training, complex, serviceman preparation, functions, structure, components.

Б.Т. Тухватуллин, адъюнкт Новосибирского военного института ВВ им. генерала армии И.К. Яковлева

МВД России, г. Новосибирск, E-mail: bulat54@mail.ru

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

В работе на основе анализа современных исследований по проблеме комплексного применения технических средств обучения в военно-профессиональной подготовке курсантов военных Вузов предпринята попытка в теоретическом плане определить содержание понятия «комплекс технических средств обучения», его функциональные особенности. Обосновывается структура данного педагогического процесса через целевой, содержательный, деятельностный и результативный элементы (компоненты).

Ключевые слова: технические средства обучения, комплекс, военно-профессиональная подготовка, функции, структура, компоненты.

При этом необходима соответствующая технология формирования учебно-познавательной компетентности, способствующая развитию системного мышления, в основу которой должен быть положен компетентно-деятельностный подход и личност-но ориентированное развивающее обучение, так как акцент в обучении должен быть направлен на самостоятельную познавательную деятельность студентов.

Компетентностно-деятельностный подход мы рассматриваем как «... подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [8, с. 13].

Подобную деятельность мы используем в учебном процессе при изучении основных знаний о физических законах, исследуя их на различных уровнях познания: эмпирическом, теоретическом, практическом, а также на философском уровне, который позволяет студентам осваивать знания на уровне физической, естественнонаучной и научной картин мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.