Научная статья на тему 'Компетентностный подход при обучении английскому языку студентов-бухгалтеров в учреждениях среднего профессионального образования при переходе к образовательным стандартам третьего поколения'

Компетентностный подход при обучении английскому языку студентов-бухгалтеров в учреждениях среднего профессионального образования при переходе к образовательным стандартам третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денежкина Ю. В.

В данной статье рассматривается проблема реализации стандартов третьего поколения при обучении английскому языку студентов-бухгалтеров в средних специальных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денежкина Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход при обучении английскому языку студентов-бухгалтеров в учреждениях среднего профессионального образования при переходе к образовательным стандартам третьего поколения»

Результаты исследования могут быть использованы при обучении профессионально-ориентированному общению студентов экономических факультетов вузов, в создании учебного пособия по обучению иноязычной речевой коммуникации специалистов сферы сервиса, рекомендаций по проведению профессиональных тренингов. Отдельный интерес могут представлять практические рекомендации для профессионального общения при ведении переговоров и торгов, бесед и споров с оппонентами, пресс-конференций и самопрезентаций, публичных выступлений.

Список литературы:

1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 1999. - 496 с.

2. Резепова Н.В. Профессиональная культура языковой личности // Сборник материалов II Всероссийской (с международным участием) научнопрактической конференции «Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия». - М.: РГСХ 2010. - С. 255-259.

3. Шибаева Н.П. Социальное воспитание студентов университета в процессе изучения иностранного языка: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Кострома, 2002. -19 с.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-БУХГАЛТЕРОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

© Денежкина Ю.В.*

Выксунский металлургический техникум, г. Выкса Волжский государственный инженерно-педагогический университет, г. Нижний Новгород

В данной статье рассматривается проблема реализации стандартов третьего поколения при обучении английскому языку студентов-бух-галтеров в средних специальных учебных заведениях.

Новое поколение федеральных государственных стандартов основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», а их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональ-

* Преподаватель, аспирант.

ной деятельности выпускников. Очевидны различия с предыдущими поколениями образовательных стандартов, основным компонентом которых являлись требования к минимуму содержания обучения - фиксированному объему учебного материала, обязательного для изложения преподавателем.

Такой подход позволяет повысить качество профессионального образова-ния, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда [1].

Как отмечает М.Е. Ларина, с разработкой и внедрением новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования возникла необходимость пересмотра как содержания дисциплин и рабочих программ, так и методов и технологий, применяемых для формирования различных профессиональных компетенций. Одной из особенностей образования в системе СПО является практикоориентированность, которая ярко выражена и в новых стандартах [2].

В зарубежной и отечественной литературе широко освещаются вопросы компетентностного подхода в образовании. Наиболее ярко эти вопросы освещены в работах авторов: В.И. Байденко [3], И.А. Зимняя [4], Дж. Равен [5], В.А. Сухомлин [6], A.B. Хуторской [7].

Под компетентностью принято понимать характеристику личности, позволяющую ей решать, выносить суждения в определенной области. В современных стандартах выделены две категории компетенций: общие компетенции и профессиональные компетенции, которые определяют базовые требования к знаниям, умениям, навыкам и содержанию учебных дисциплин, необходимым для их формирования.

Согласно п. 6.3. ФГОС СПО третьего поколения по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) дисциплина «Иностранный язык» относится к обязательной части общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки. В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас. Должен знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности [8].

Согласно примерной программы учебной дисциплины «Иностранный язык», рекомендованной для специальностей СПО 080110 «Банковское дело», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 080118 «Страховое дело (по отраслям)» (базовая подготовка) изучение иностранного языка должно быть профессионально-ориентированным. Программа отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональ-

ной деятельности, направлена на повышение общей и коммуникативной культуры специалистов среднего звена, совершенствование коммуникативных умений и навыков, повышение качества профессионального образования. Учебная дисциплина учитывает межпредметные связи с другими экономическими дисциплинами [9].

В свою очередь, чтобы разработать рабочую программу спецкурса «Английский язык для бухгалтеров», необходимо соотнести общие и профессиональные компетенции в области экономических дисциплин студентов - будущих бухгалтеров согласно ФГОС СПО третьего поколения по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) и соответствующие им иноязычные умения и знания.

Таблица 1

Дисциплины экономического цикла Компетенции Иноязычные умения и знания

Общие компетенции 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии. 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач. 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях. 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. 5. Владеть информационной культурой. 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с руководством, потребителями. 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития. 8. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. - знать основные понятия на английском языке в области будущей профессии бухгалтера -экономиста; - знать основные понятия на английском языке в области структуры и персонала фирмы; - знать основные понятия на английском языке в области менеджмента; - знать основные понятия на английском языке в области информационных технологий; - знать особенности делового речевого этикета страны изучаемого языка.

Профессиональные компетенции

Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации. 1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы. 2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации. 3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы. 4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. - знать специальные термины, обороты, клише; - знать речевой этикетделовой документации страны изучаемого языка; - уметь составлять оформлять денежные и кассовые документы на английском языке и переводить их с английского языка на русский.

Продолжение табл. 1

Дисциплины экономического цикла Компетенции Иноязычные умения и знания

Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации. 1. Формировать бухгалтерские проводки. 2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества. 3. Проводить подготовку к инвентаризации. 4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей по результатам инвентаризации. 5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации. - знать специальные термины, обороты, клише; - знать речевой этикетделовой документации страны изучаемого языка; - уметь составлять инвентарные ведомости на английском языке и переводить их с английского языка на русский.

Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. 1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней. 2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет. 3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды. 4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды. - знать специальные термины, обороты, клише; - знать речевой этикетделовой документации страны изучаемого языка; - уметь оформлять различные платежные документы на английском языке и переводить их с английского языка на русский.

Составление и использование бухгалтерской отчетности. 1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации. 2. Составлять формы бухгалтерской отчетности. 3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности. 4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации. - знать специальные термины, обороты, клише; - знать речевой этикетделовой документации страны изучаемого языка; - уметь составлять формы бухгалтерской отчетности и налоговые декларации на английском языке в соответствии с за -конодательством страны изучаемого языка и переводить их с английского языка на русский.

Таким образом, новая рабочая программа курса отражает требования сферы труда и специфику социально-экономических условий и обеспечивает обучающихся иноязычными профессионально-коммуникативными компетенциями.

Список литературы:

1. Информация для учреждений НПО и СПО по вопросам организации работы в формате ФГОС нового поколения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.ipkspo.ru/inforaciya_dlya_uchrezhdeniy_npo_i.

2. Ларина М.Е. Реализация компетентностного подхода при организации учебных практик на ПЭВМ в учреждениях среднего профессионального образования при переходе к образовательным стандартам третьего поколения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.msk.ito.edu.ru/ section/60/2155.

3. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. -2004. - № 11.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

5. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002. - (англ. 1984).

6. Сухомлин В.А. ИТ-образование. Концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации. - М.: «Горячая линия - Телеком», 2005. - 176 с.

7. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003. - № 2. - С. 58-64.

8. ФГОС СПО третьего поколения по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

9. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык», рекомендуемая для специальностей СПО 080110 «Банковское дело», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 080118 «Страховое дело (по отраслям)» (базовая подготовка). - М., 2011.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

© Десятова О.В.*

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, г. Москва

В статье анализируется эффективность новых форм самостоятельной работы в формировании профессиональной компетенции на примере использования метода кейс-стади в обучении иностранным языкам в высшем профессиональном образовании.

Объективные процессы развития общества на современном этапе, увеличение степени вовлеченности стран в мировые процессы предъявляют высокие требования к уровню профессиональной компетенции выпускников высших учебных заведений.

* Доцент кафедры Английского языка № 5, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.