Научная статья на тему 'Компетентностный подход к процессу коммуникативного обучения в педагогическом вузе'

Компетентностный подход к процессу коммуникативного обучения в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCY / COMPETENT APPROACH / COMMUNICATIVE EDUCATION / COMMUNICATIVE COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашкова Л. Л.

Рассматривается компетентностный подход в образовании, анализируются различные направления формирования коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза. Представлен перечень коммуникативных умений, необходимых педагогу в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENT APPROACH TO THE PROCESS OF COMMUNICATIVE EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL INSTITUTION

This article is devoted to the competent approach in education. The author analyses different directions of forming students' communicative competency in pedagogical institutions. The enumeration of communicative skills which are necessary to the teacher in his professional activity is represented.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к процессу коммуникативного обучения в педагогическом вузе»

необходимым условием и залогом успешного проведения практических занятий по «Домашнему чтению», особенно на этапе вызова и рефлексии. На этих этапах мы применяем такие приемы, как «мозговая атака», перекрестная дискуссия и другие приемы, которые призваны раскрывать и решать проблемы, поднятые в художественных текстах.

Отсюда вытекает следующий принцип - принцип проблемной направленности. Каждый выпускник высшего учебного заведения должен быть готов решать любые проблемы, как в своей профессиональной деятельности, так и в личной сфере, поэтому мы считаем этот принцип одним из важных составляющих нашей модели.

Считаем необходимым выделить принцип рефлексии. Он связан с такими процессами критического мышления, как анализ и синтез и задействован на двух этапах процесса развития критического мышления. Без этих процессов невозможно развитие критического мышления в целом. Большая часть заданий, входящих в наше практическое пособие, основана именно на рефлексии.

И последним важным методическим принципом является принцип учета взаимовлияния различных видов деятельности друг на друга. В соответствии с этим принципом, наше практическое пособие включает в себя задания, направленные не только на развитие коммуникативных умений, связанных с формированием прагматической компетенции, но и с развитием критического мышления и критического чтения, а также с умениями и навыками написания краткого содержания худо-

жественного текста (summary), умениями и навыками говорения, умениями и навыками работы со словарем и так далее.

В заключении хотелось бы отметить тот факт, что в настоящее время аспекту практического курса английского языка в языковом вузе «Домашнее чтение» незаслуженно уделяется мало внимания, и он проводится без учета современных тенденций в методике и педагогике. Традиционные методы учебного процесса по данному аспекту давно устарели и не соответствуют современным требованиям рабочих программ языкового вуза, следовательно, подлежат замене на новые многофункциональные методы. Мы рассматриваем этот аспект с точки зрения компетентностного подхода. Выделив прагматическую компетенцию главным элементом нашей модели, мы определили умения и навыки, входящие в прагматическую компетенцию в курсе аспекта «Домашнее чтение». Наша теоретическая модель является шестикомпонентной и обладает определенными характеристиками, которые соответствуют современным требованиям и задачам аспекта «Домашнее чтение». Предложенный нами ряд методических принципов, на которых основывается наше практическое пособие по аспекту «Домашнее чтение» для языковых вузов, также соответствуют вышеуказанным задачам и целям данного аспекта. Все это позволяет сделать вывод о том, что подобное практическое пособие по формированию прагматической компетенции лингвистов-преподавателей является своевременным, актуальным и жизненно необходимым для языковых вузов.

Библиографический список

1. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д. А. Иванов, К.Г Митрофанов, О.В. Соколова. - М.: АПКиПРО, 2003.

2. Hymes, D. On Communicative Competence / D. Hymes. - University of Pensilvania Press, 1971.

3. Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов / Р.П. Мульруд. - М.: Дрофа, 2005.

4. Bachman, L. Fundamental Considerations in Language Testing. / L. Bachman. - Oxford University press, 1990.

5. Авраменко, О.В. Прагматические особенности дискурса: речевой акт - речевой жанр / О.В. Авраменко // Сборник трудов международной научной конференции. - Таганрог, 2007. - Ч. 1.

6. Цатурова, И.А. Шестикомпонентная методическая система обучения иностранному языку в неязыковом вузе / И.А. Цатурова // Всероссийская научно-практическая конференция «Учебник - ученик - учитель». - М., 2003.

7. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.

Статья поступила в редакцию 14.07.09

УДК 378. 2

Л.Л. Лашкова, канд. пед. наук, доц. ШГПИ, г. Шадринск, Е-mail: nissan@shadrinsk.net

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Рассматривается компетентностный подход в образовании, анализируются различные направления формирования коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза. Представлен перечень коммуникативных умений, необходимых педагогу в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, коммуникативное обучение, коммуникативная компетентность.

В современном мире востребовано образование, обеспечивающее подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда. В связи с этим образовательный процесс педагогического вуза должен быть направлен на приобретение будущими специалистами компетентностей, дающих возможность эффективно работать по специальности на уровне мировых стандартов.

Сегодня компетентностный подход претендует на роль концептуальной основы политики в сфере образования. По мнению Э. Зеера и Э. Сыманюк, в рамках данного подхода осуществляется ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. Компетентность и компетенция, наряду с метапрофессиональными качествами, объ-

являются «образовательными конструктами», главными инструментальными средствами достижения указанных целей [1].

Сущность этих новых для российского педагога терминов многими авторами трактуется по-разному, нет единства даже в понимании их различий. Чаще всего данные понятия употребляются как синонимы. Но существуют и попытки разграничить их употребление.

Мы придерживаемся позиции А.В. Хуторского, который предлагает различать понятия «компетенция» и «компетентность» как общее и индивидуальное. Под компетенцией он подразумевает некое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке учащегося, необходимое для качественной деятельности. Термин «компетентность», в свою очередь, может использоваться для фиксирования уже состоявшихся качеств личности, владения человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отно-

шение к ней и предмету деятельности [2]. Из приведенного определения следует понимать, что личность компетентна в виду наличия у нее ряда компетенций.

Исследование природы компетентности позволяет ближе подойти к решению наиболее фундаментальных вопросов педагогической науки, ввиду того, что компетентность:

- представляет собой прогностическую и рефлективную способность педагога, обеспечивающую интеллектуальное и социальное взросление детей;

- проявляется не только в практической деятельности, отношениях и педагогических ситуациях, но и в теоретическом обосновании действий педагога;

- требует постоянного обновления и совершенствования, актуализации в деятельности, в противном же случае она угасает.

Если характеризовать понятие «компетентность» в данном контексте, необходимо говорить об индивидуальных способностях будущего педагога легко и быстро овладевать новыми востребованными способами деятельности, успешно выполнять профессиональные обязанности.

Авторы стратегии модернизации содержания общего образования характеризуют ключевые компетентности по следующим признакам: многофункциональность, надпредмет-ность и междисциплинарность, многомерность, требуют значительного интеллектуального развития. Такие компетентности проявляется не только в решении узкопрофессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает и понимает мир за пределами своей профессии.

Остановимся подробнее на интересующем нас виде ключевой компетентности - коммуникативной. Анализ современной научной литературы позволяет говорить о ней как о междисциплинарном феномене, в определении которого отсутствует стандартизация. Размытость границ термина порой приводит к многочисленным дефинициям: коммуникативное совершенство, речевая компетентность, коммуникативная грамотность, социолингвистическая компетентность и др.

Проблемы формирования коммуникативной компетентности (компетенции) в научной литературе исследовали И. Л. Бим, М.Н. Вятютнев, Д.И. Изаренков, Е.Е. Косило, Н.А. Мо-рева, Н.К. Присяжнюк, А.Н. Щукин и др. Установлено, что в педагогическом процессе вуза данный вид ключевых компетентностей выполняет функцию реализации задач воспитания и обучения.

Коммуникативную компетентность педагога мы интерпретируем как профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются информированность о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; толерантность, экстраверсия; способность эффективно конструировать прямую и обратную связь, нестандартно, творчески решая при этом задачи педагогической коммуникации.

Анализируя процесс коммуникативного обучения на педагогическом факультете ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», мы установили, что формирование коммуникативной компетентности у будущего педагога дошкольного образования может реализовываться по определенным этапам.

Задачами первого этапа (коммуникативно-

диагностического) являются следующие действия:

- проанализировать ГОС ВПО, учебные планы и выделить отдельные компетенции общей коммуникативной компетентности, которые необходимо сформировать при изучении определенных блоков учебных дисциплин;

- определить у студентов уровни сформированности установленных коммуникативных компетенций;

- выявить основные трудности при реализации коммуникативных функций педагогической деятельности;

- уточнить педагогические условия, которые должны лечь в основу формирования у будущих педагогов дошкольного образования коммуникативной компетентности.

На втором этапе (коммуникативно-деятельностном) решаются следующие задачи:

- сформировать у студентов ценностные ориентации на коммуникативный процесс;

- организовать субъект-субъектное взаимодействие в процессе общения;

- сформировать теоретические и практические знания и умения в области эффективной коммуникации.

Задачами третьего этапа (коммуникативно-

рефлексивного) будем считать следующие действия:

- выявить, насколько сформировано у студентов понимание сути эффективной коммуникации;

- практически реализовать полученные теоретические и практические коммуникативные знания и умения [3] .

Следует отметить, что компетентностный подход имеет большие перспективы, так как придает содержанию образования деятельностную, практико-ориентированную направленность; означает учет особенностей личностно-

ориентированного обучения и попытку перейти от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции.

Интеграционные процессы, которые должны иметь место при обучении будущих педагогов эффективной коммуникации, невозможны без скоординированности деятельности преподавателей, работающих на факультете, без их информированности о содержании учебных курсов и программ, без их стремления к созданию междисциплинарного облика коммуникативного обучения студентов. Иными словами, коммуникативная компетентность будущих педагогов дошкольного образования формируется в процессе изучения всех дисциплин учебного плана на основе интеграции коммуникативных знаний и умений.

Анализ ГОС ВПО по специальности «Дошкольная педагогика и психология» позволил установить, на какие блоки учебных дисциплин будет возложена ответственность по формированию отдельных компетенций общей коммуникативной компетентности будущего педагога дошкольного образовательного учреждения.

По нашему мнению, при изучении общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (Отечественная история, Культурология, Русский язык и культура речи, Философия и др.) можно сформировать у студентов следующие коммуникативные компетенции:

- мотивационно-ценностное отношение к коммуникации и личности коммуникантов;

- знания о коммуникации, эффективной коммуникации, коммуникативных тактиках и стратегиях;

- наличие умений эффективного говорения и слушания;

- уместное использование невербальных средств коммуникации;

- соблюдение этических норм в процессе взаимодействия с собеседниками.

Изучение блока общематематических и естественнонаучных дисциплин (Математика и информатика, Концепции современного естествознания, Аудиовизуальные технологии обучения) будет способствовать формированию таких коммуникативных компетенций, как:

- знания о физиологии, здоровье, эмоциях человека; эмоционально-ценностное отношение к собеседнику;

- умения использовать интерактивные технологии обучения коммуникации в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Общепрофессиональные дисциплины (Психология, Педагогия, Управление дошкольным образованием, Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе) направлены на формирование следующих коммуникативных компетенций:

- мотивационно-ценностное отношение к педагогической коммуникации;

- знания о месте коммуникативных умений в структуре профессиограммы педагога;

- знания о психологической структуре коммуникации и механизме речевой деятельности, ее основных видах и формах;

- умения строить коммуникацию, ориентируясь на возрастную периодизацию.

В ходе изучения дисциплин предметной подготовки (Педагогика среднего профессионального образования, Основы педагогического мастерства, Тренинг педагогического общения, Педагогическая психология, Детская психология, Дошкольная педагогика, Детская литература, Теория и методика дошкольного образования) можно сформировать такие коммуникативные компетенции, как:

- знания специфики коммуникативных умений в рамках профессиограммы педагога дошкольного образовательного учреждения;

- знания построения педагогической коммуникации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возрастов;

- умения создать развивающую коммуникативную среду в различных видах деятельности детей (игровой, учебной, трудовой, строительно-конструктивной, театрализованной и др.);

- умения строить субъкт-субъектное взаимодействие с дошкольниками в рамках личностно-ориентированной педагогики.

Межпредметные связи общепрофессиональных дисциплин с целым рядом специальных методик по организации различных видов деятельности носят комплексный характер, относятся к группе сопутствующих и имеют непосредственный выход в практическую деятельность.

Следует отметить, что в образовательном процессе вуза особо значимо проведение спецкурсов и факультативов («Школа общения», «Основы речевой коммуникации», «Теория и практика общения» и др.), интегрирующих научные знания из области лингвистики, теории коммуникации, психологии, педагогики. При этом внимание студентов следует сконцентрировать на следующих вопросах:

- теоретические аспекты проблемы педагогической коммуникации (структурные модели коммуникации, коммуникативные барьеры, закономерности внутреннего взаимодействия);

- конкретные способы речевого поведения в трудных ситуациях взаимодействия (конфликтные ситуации, преодоление критики, выступление на публике, контакты, реализуемые в сфере дошкольного образования и пр.);

- самопознание своей личности в процессе общения (как меня воспринимают другие, как я воздействую на других в общении, в чем трудности моего общения и т.д.).

Например, спецкурс «Развитие коммуникативной компетентности педагога ДОУ» включает следующие задачи:

- объяснить значимость коммуникативных знаний и умений для профессиональной деятельности педагога дошкольного образования;

- вооружить студентов системой знаний о сущности эффективной коммуникации и коммуникативной компетентности педагога детского сада;

- сформировать у них навыки и умения использовать коммуникативные тактики и стратегии при решении различных педагогических задач.

Учитывая ведущую роль лекции в организации учебного процесса в высшей школе, необходимо внести некоторые коррективы в стереотипы отношения к данному жанру научного стиля и подготовки к нему. При формировании у студентов коммуникативной компетентности особенно важны новые для вузовской работы виды лекций. Лекция-диалог позволяет включать студентов в общение и тем самым активизировать их учебно-познавательную деятельность. Например, в лекции на тему «Педагогические условия обучения эффективной коммуникации» теоретический материал, организованный в форме модулей, перемежевывается с его обсуждением, вычленением главного, составлением плана, высказыванием своей точки зрения студентами и др.

Переходной от лекции к практическим занятиям формой является лекционно-практическое занятие, в процессе которого теоретический материал чередуется с практическими зада-

ниями. Такие занятия удачно использовать при изложении тем «Функциональные разновидности языка», «Действенность речи», «Речевые тактики и стратегии в коммуникации» и др. Например, после сжатого изложения особенностей каждой функциональной разновидности языка студенты находят в предложенных текстах признаки той или иной разновидности и объясняют их целесообразность, а затем сами составляют небольшие тексты, выдержанные в определенных стилистических рамках.

Большое значение для формирования коммуникативных навыков и умений имеют занятия-дискуссии. Темы, выносимые для обсуждения, должны:

- быть актуальными для конкретной аудитории,

- содержать проблемные моменты, предполагающие несколько точек зрения,

- касаться личного опыта участников дискуссии, чтобы обсуждение велось компетентно. Тематика дискуссий должна быть сформирована четко и ясно: «Неважно, что сказать, важно - как?», «Что играет ведущую роль в формировании личности: социальные или биологические факторы?» и др.

На первых порах вовлечения группы в дискуссию усилия педагога сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. В дальнейшем в центре внимания оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения проблемы, но также сопоставление интерпретаций сложных педагогических явлений, выход за пределы конкретной коммуникативной ситуации, поиск личностных смыслов.

В ходе коммуникативного обучения можно использовать различные формы дискуссии: «Круглый стол», «Заседание Экспертной группы», «Форум», «Симпозиум», «Дебаты» и др. Ценность такого обучения заключается в том, что студенты прослеживают логику научного познания, учатся логично рассуждать, критично оценивать теоретические постулаты, выделять главное, научно аргументировать выводы. У будущих педагогов формируется привычка вдумчиво и осторожно относиться к решению той или иной коммуникативной задачи. Вместе с тем они приобретают глубокие и осознанные знания по изучаемому вопросу.

Практические и лабораторные занятия допускают гораздо больше творчества при использовании инновационных форм и методов коммуникативного обучения, направленных на осознание себя и детей субъектами коммуникационного процесса, на практическое овладение коммуникативными тактиками и стратегиями.

Особенно популярны в практике обучения коммуникации разнообразные тренинги, участвуя в которых студенты непосредственно соприкасаются с изучаемой реальностью, приобретают жизненный опыт, моделируемый в групповом взаимодействии. Технологии, используемые в современном коммуникативном тренинге, включают стандартный набор методов активного обучения: информация, сообщение, минилекция; структурированная или управляемая дискуссия; мозговой штурм; разбор кейса, задачи или упражнения; ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях; имитационные игры; фрагменты деловых игр; видеодемонстрации [4].

В процессе прохождения практики обнаруживаются все те недостатки коммуникативных знаний и умений, которые были сформированы у студентов в процессе аудиторного обучения. В связи с этим, следует придать педагогической практике коммуникативно-ориентированный характер и рекомендовать студентам провести наблюдение за работой педагогов, оценить уровень их коммуникативной компетентности, изучить характер коммуникативного стиля при взаимоотношениях с коллегами, детьми и родителями.

В ходе практики студенты убеждаются, что занятие в дошкольном образовательном учреждении - это сложная цепочка речевых действий, составляющих диалог. Педагог попеременно в зависимости от поставленных педагогических задач выступает то в роли информатора, то в роли адресата,

стараясь вызвать у детей познавательную и речевую активность.

В ходе анализа различного рода занятий, досугов, игр, экскурсий с детьми, методических мероприятий с коллегами и родителями предлагается определить уровень коммуникативного обеспечения мероприятий и коммуникативной компетентности у будущих педагогов. Особое внимание обращается на следующие моменты:

- умение студента активизировать коммуникативную деятельность детей;

- реализация индивидуального подхода к каждому ребенку;

- характер постановки вопросов к дошкольникам;

- умение слушать и слышать партнера по общению;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- эмоциональность, позитивная атмосфера в ходе коммуникации;

- установление субъект-субъектных отношений в процессе решения коммуникативных задач и пр.

Следует помнить, что при личностно-ориентированном взаимодействии с дошкольниками приоритетными способами общения выступают признание, понимание, принятие личности ребенка, учет его чувств и желаний. Здесь личностная позиция педагога заключается в построении ситуаций общения с детьми как полноценными партнерами, что исключает разного рода манипуляции. Предпочитаемой тактикой общения является сотрудничество с использованием многообразия коммуникативных средств, стимулирующих детскую активность.

Отказ от корпоративного стереотипа «воспитатель всегда прав» предполагает умения с юмором отнестись к отдельным моментам педагогической ситуации, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами; слушать и слышать ребенка, не прерывая его высказываний; воздействовать на детей не прямо, а косвенно, через создание условий для проявления у них желаемого качества; не бояться обратной связи, пусть даже непредсказуемой.

Анализируя в ходе практики различного рода мероприятия с педагогами, детьми, их родителями, студенты на массе примеров убеждаются, как важно иметь правильную, логичную, выразительную речь, владеть коммуникативными знаниями и умениями при решении конкретных педагогических задач.

Кроме того, в период педагогической практики учащимся могут быть выданы индивидуальные задания с учетом их склонностей и интересов. Выбор темы определяется, исходя из необходимости освоения будущим педагогом различных

Библиографический список

форм и методов организации общения с детьми разных возрастных групп.

Выполняя индивидуальное задание, практиканты проявляют инициативу, демонстрируют свои коммуникативные способности, знания и умения, проверяют свою компетентность в реальных коммуникативных ситуациях. Такая деятельность студентов способствует развитию междисциплинарного мышления, естественности и успеху в педагогическом общении.

Таким образом, применение специально разработанных технологий коммуникативного обучения, взаимодействие традиционных и инновационных форм и методов, последовательная реализация базовых дидактических принципов позволяют провести целенаправленную работу по формированию коммуникативных знаний и умений у будущих педагогов, результатом которой должен стать высокий уровень их коммуникативной компетентности.

Закономерностями коммуникативного обучения в педагогическом вузе, по нашему мнению, явятся следующие положения:

- процесс обучения эффективной коммуникации выражен в двух аспектах: приобретение коммуникативных знаний, умений и навыков и готовность проявления их в действии, что определяет наличие компетентности;

- коммуникативное обучение будущих педагогов дошкольного образования начинается с выявления адекватного представления о профессии и профессиональной значимости коммуникативной компетентности;

- обучение эффективной коммуникации, основываясь на компетентностном содержании образования, отражая коммуникативную компетенцию в государственных образовательных стандартах, ориентировано на переход обучения от «что можем» к «что необходимо»;

- в ходе коммуникативного обучения в педагогическом вузе необходимо изменение позиции преподавателя-транслятора коммуникативных знаний на позицию фасилита-тора, применение им интерактивных методов, что повышает мотивацию познавательной деятельности студентов при решении проблемных коммуникативных задач (приоритет субъектно-смыслового обучения над информационным);

- обучение эффективной коммуникации будущих педагогов дошкольного образования - это процесс, в котором внимание сосредотачивается не только на преподавании специальных дисциплин, но и на внедрении коммуникативных знаний в предметы общепрофессионального направления и профильной подготовки.

1. Зеер, Э., Сыманюк, Э. Компетентностный подход к модернизации российского образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4.

2. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5.

3. Косило, Е.Е. Структурный анализ формирования коммуникативной компетентности у студентов высших учебных заведений / Е.Е. Косило // Инновации в образовании. - 2003. - № 3.

4. Морева, Н. А. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для вузов / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2003.

Статья поступила в редакцию 05.07.09

УДК 377: 331

Ю.В. Давыдова, соискатель БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, Е-mail: bmipk-asp@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности специалистов промышленных предприятий в учреждениях дополнительного профессионального образования на основе профессионально-деятельностного подхода. Является перспективным направлением в практике повышения квалификации специалистов и, соответственно, данная проблема является весьма актуальной для педагогической науки.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, специалист, промышленные предприятия, профессиональная компетентность, стандарты, конкурентоспособность, мобильность, профессиональная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.